Что такое камеральная проверка декларации по НДС, и зачем она нужна
Одним из наболевших вопросов для бухгалтеров различных предприятий и организаций является ежемесячная сдача отчетности по НДС. При этом бухгалтеры знают, что все налоговые декларации и расчеты по НДС, которые подаются плательщиком НДС в органы ГНС, подлежат обязательной камеральной проверке такими органами в течение 30 дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Декларации или днем фактической подачи уточняющего расчета.
Согласно пп. 75.1.1 п. 75.1 ст. 75 НК Украины камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика.
Согласно п. 76.1 ст. 76 НК Украины камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком. При этом согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие при проведении камеральной проверки не обязательно.
Целью проведения камеральной проверки налоговой отчетности является выявление и предупреждение на первой стадии возможных нарушений налогового законодательства за счет применения отдельных методов контроля и анализа деятельности субъектов хозяйствования.
Основными задачами (направлениями) камеральной проверки являются:
- проверка правильности составления налоговых деклараций и расчетов, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, бюджетному возмещению;
- проверка обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отражения показателей, необходимых для исчисления базы налогообложения (выявление арифметических или методологических ошибок);
- проверка своевременности представления отчетности в орган ГНС;
- логический контроль (проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, сравнение отчетных показателей с показателями предыдущего отчетного периода);
- проверка согласованности показателей, которые повторяются в налоговых декларациях и расчетах;
- сопоставление данных налоговой отчетности по НДС с данными налоговой отчетности по другим налогам, информации, полученной от таможенных органов и из других источников;
- предварительная оценка налоговых деклараций и расчетов относительно достоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных фактов или несоответствий, которые указывают на возможные нарушения налогового законодательства.
Важные нюансы, о которых следует помнить при подаче декларации
Прежде всего отметим, что на сегодняшний день действуют Форма и Порядок заполнения и сдачи налоговой отчетности по НДС, утвержденные Приказом N 1492, с учетом изменений, внесенных Приказом N 1342.
Налоговая декларация по НДС - документ, который подается плательщиком НДС в органы ГНС в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога.
Обязательность подачи налоговой декларации по НДС (далее - Декларация) предусмотрена п. 46.1 ст. 46 и ст. 203 НК Украины. Декларация по НДС подается налогоплательщиком органу ГНС, который осуществляет прием налоговой отчетности, согласно форме, установленной на дату сдачи отчетности.
Напомним, что в Декларации отражаются данные налогового учета плательщика отдельно за каждый отчетный (налоговый) период без нарастающего итога.
Декларация подается в орган ГНС, в котором находится на учете плательащк налога, одним из следующих способов по выбору налогоплательщика:
а) лично налогоплательщиком или уполномоченным им на то лицом на бумажных носителях;
б) направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения (при этом необходимо отослать Декларацию не позднее, чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации);
в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
При этом обязательность представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена только для крупных и средних предприятий.
Согласно ст. 55 ХК Украины к субъектам крупного предпринимательства относятся юрлица - субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 250 чел. и годовой доход которых от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 50 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.
К субъектам малого предпринимательства относятся: - физлица-предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 чел. и годовой доход которых от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ;
- юрлица - субъекты хозяйствования, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 чел. и годовой доход которых от любой деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ. Другие субъекты хозяйствования относятся к субъектам среднего предпринимательства.
Таким образом, Декларацию в электронной форме обязаны подавать юрлица и физлица - предприниматели, у которых средняя численность работников за отчетный период (календарный год) превышает 50 чел. и годовой доход которых от любой деятельности превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.
Отметим, что все показатели в налоговой отчетности отражаются в гривнях без копеек с соответствующим округлением согласно общепринятым правилам.
При подаче Декларации на бумажных носителях следует помнить о том, что:
- в строках, которые не заполняются из-за отсутствия информации, делается прочерк;
- помарки, подчистки, исправления не допускаются;
- Декларация заполняется шариковой или чернильной ручкой черного или синего цвета;
- Декларация подписывается собственноручно налогоплательщиком или уполномоченным на ее заполнение лицом;
- Декларация заполняется таким образом, чтобы обеспечить сохранение записей и свободное чтение текста (цифр) в течение установленного срока хранения отчетности.
Налоговая отчетность в бумажной форме подается на листах формата А4, в электронной форме - в соответствии с порядком подготовки и представления налоговых документов в электронной форме средствами телекоммуникационной связи.
Согласно п. 9 Порядка N 1492 налоговая отчетность должна быть подписана:
- руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, которое отвечает за ведение бухгалтерского учета и подачу Декларации в орган ГНС. Если же на предприятии ведение бухгалтерского учета и подача Декларации осуществляются непосредственно руководителем налогоплательщика, то Декларация подписывается таким руководителем;
- физлицом - налогоплательщиком или его законным представителем;
- лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу Декларации в соответствии с договором о совместной деятельности, управления имуществом;
- лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и подачу Декларации инвестора (оператора), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.
Вместе с Декларацией подаются предусмотренные приложения (в случае заполнения данных в соответствующих строках Декларации) и копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных.
Данные, приведенные в налоговой отчетности, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового учета плательщика.
Что проверяют налоговые органы при сдаче декларации
Остановимся на первом этапе проверки - этапе подачи Декларации. Даже опытные бухгалтеры нервничают: "Примут? Или не примут?" На этом этапе работники органа ГНС, осуществляющие прием отчетности, визуально определяют, является ли поданный документ Налоговой декларацией по НДС.
Обязательно при сдаче декларации работники ГНС проверяют следующее:
- регистрация субъекта хозяйствования плательщиком НДС;
- форма налоговой отчетности по НДС (должна быть действующая на момент сдачи отчетности);
- заполнение документов налоговой отчетности, которые подаются на бумажных носителях средствами, обеспечивающими хранение этих записей в течение установленного срока хранения отчетности (чернилами, пастой шариковых ручек, с помощью печатных машинок, принтеров, средств механизации и т. п.);
- отсутствие подчисток, помарок, малозаметных исправлений;
- полнота заполнения, а именно: наличие обязательных приложений, обязательных реквизитов, предусмотренных формой отметок (в том числе отметки о представленных приложениях);
- значения показателей, которые не заполняются из-за отсутствия информации, и которые должны быть прочеркнуты;
- наличие подписей соответствующих должностных лиц;
- скрепление Декларации печатью налогоплательщика. Согласно п. 1 разд. IX Порядка N 1492 Декларация принимается органом ГНС без предварительной проверки указанных в них показателей. Зарегистрированные в органе ГНС декларации подлежат камеральной проверке.
Документы, по результатам визуального контроля которых выявлены недостатки в оформлении, не признаются в качестве Налоговой декларации по НДС. Работник ГНС такую налоговую отчетность не принимает и предлагает плательщику НДС доработать представленные документы, учитывая выявленные недостатки.
Документы, не признанные в качестве Налоговой декларации по НДС, регистрируются в электронной базе налоговой отчетности плательщика НДС и налогоплательщику высылается уведомление о непризнании органом ГНС Декларации как налоговой с указанием оснований и предложением представить налоговую отчетность, оформленную надлежащим образом. Такая отчетность регистрируются со статусом "К сведению".
В случае если по результатам визуального контроля налоговой отчетности по НДС недостатков в ее оформлении не установлено, такая отчетность считается принятой и подлежит последующей обработке, для которой используется система автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита по контрагентам на уровне ГНС Украины.
После введения информации налоговой отчетности по НДС в электронную базу налоговой отчетности такая информация по контрагентам подлежит сопоставлению средствами системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита по контрагентам на уровне ГНАУ в целях выявления плательщиков НДС, которыми занижена сумма налоговых обязательств или завышена сумма налогового кредита.
Нюансы проведения камеральной проверки
В ходе камеральной проверки Декларации оценивается достоверность начисления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС или бюджетного возмещения за отчетный налоговый период. При выявлении несоответствия размера налоговых обязательств и налогового кредита, задекларированных контрагентами, проводится одновременная проверка продавца и покупателя подразделениями налогового контроля органов ГНС.
Согласно Письму N 8073/7/16-1617 в целях проведения камеральных проверок все плательщики НДС разделены на категории:
- вероятные выгодоформирующие субъекты (так называемые налоговые ямы);
- вероятные выгодотранспортирующие субъекты (транзитеры);
- вероятные выгодополучатели;
- остальные плательщики.
Данная классификация предусмотрена АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания".
При определении очередности проведения камеральных проверок в пределах категории органам ГНС рекомендуется учитывать показатель рейтинговой оценки плательщика согласно АС "Распределение плательщиков НДС по категориям внимания" от большего к меньшему значению степени риска.
Во время камеральных проверок анализируются различия, выявленные по результатам электронной обработки (сверки) налоговой отчетности по НДС и обработки данных Единого реестра налоговых накладных, реестров выданных и полученных налоговых накладных, в частности:
1) разногласия при заполнении Декларации:
- арифметико-логические ошибки при заполнении Декларации (приложений);
- данные Декларации и приложений к ней;
2) расхождения между данными Декларации и данными реестра выданных и полученных налоговых накладных;
3) расхождения между данными реестров выданных и полученных налоговых накладных и данными таможенных органов;
4) расхождения между данными реестра выданных и полученных налоговых накладных и данными Единого реестра налоговых накладных;
5) разногласия между налоговыми обязательствами и налоговым кредитом контрагентов (по занижению налоговых обязательств; по завышению налогового кредита) по данным расшифровок;
6) разногласия по результатам сопоставления данных реестров выданных и полученных налоговых накладных контрагентов (в выданных налоговых накладных; в полученных налоговых накладных);
7) разногласия по результатам обработки данных Единого реестра налоговых накладных.
По результатам проведенных камеральных проверок сотрудники подразделений налогообложения юридических лиц проводят:
- составление актов, подготовку и направление налоговых сообщений-решений с целью применения, согласие п. 120.1 ст. 120 НК Украины, штрафных санкций к налогоплательщикам, которые не подали в установленные сроки в налоговый орган налоговую отчетность по НДС;
- составление актов в случае если результаты камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщика свидетельствуют о наличии в такой отчетности ошибок (нарушений);
- подготовку и направление налоговых сообщений-решений, в случае если результаты камеральной проверки налоговой отчетности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, завышении суммы бюджетного возмещения, завышении отрицательного значения суммы НДС (согласно п. 123.1 ст. 123 НК Украины);
- оформление справок о невозможности вручения налогоплательщику документа (письма, акта камеральной проверки, налогового уведомления-решения и т.п.) и передача в подразделения налоговой милиции с целью установления местонахождения налогоплательщика;
- формирование выводов по результатам камеральных проверок налоговой отчетности и обработки другой имеющейся в базах данных и отчетной части учетного дела плательщика налоговой информации (результатов Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита по контрагентам, разногласий в реестрах выданных и полученных налоговых накладных контрагентов, данных таможенных органов, информации Единого реестра налоговых накладных и т.д.).
Если по результатам камеральной проверки налоговой декларации (кроме проверки задекларированной плательщиком суммы бюджетного возмещения) нарушений не установлено, то об этом вносится соответствующая запись в разд. IV Декларации.
При подаче налоговой отчетности в электронной форме отметки о результатах камеральной проверки проставляются в соответствующем режиме программного обеспечения по приему и обработке налоговой отчетности.
Если по результатам камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки), то составляется Акт о результатах камеральной проверки данных, заявленных в налоговой отчетности по НДС, по форме согласно приложению 3 к Порядку N 1492. Такой Акт составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами такого органа, проводившими проверку, и после регистрации в органе ГНС вручается или направляется для подписания в течение трех рабочих дней налогоплательщику в порядке, определенном ст. 42 НК Украины.
В Акте указываются:
- суть ошибки (нарушения) - отметкой и, при необходимости, указанием пунктов НК Украины и нормативно-правовых актов; " информация о примененных штрафах для определения повторности нарушений;
- таблица с показателями, в которых допущены ошибки (для проверки по вопросам выявления ошибок (нарушений) в налоговой отчетности по НДС), или таблица с показателями сроков представления налоговой отчетности по НДС;
- соответствующий вывод. Акты регистрируются в журнале учета актов камеральных проверок и заносятся в АС "Аудит".
В Письме N 8073/7/16-1617 ГНСУ отмечает, что выводы формируются на основании проведенного углубленного анализа отчетных данных плательщика, данных информационных ресурсов налогового органа, в случае если сотрудниками подразделений налогообложения юридических лиц выявлены налоговые риски плательщиков НДС.
Если налоговые риски выявлены по результатам анализа уточняющих расчетов налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (или в связи с уточнением показателей налоговой отчетности контрагентов, или поступлением другой налоговой информации), то выводы делаются с учетом налоговой отчетности за отчетный период, за который исправляются ошибки.
В случае выявления по результатам анализа уточняющих расчетов налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (или в связи с уточнением показателей налоговой отчетности контрагентов, или поступлением другой налоговой информации) дополнительных налоговых рисков, обоснованные материалы передаются как дополнение к ранее предоставленным выводам.
Обоснованный вывод с применением системы двойного контроля формируется работником подразделения налогообложения юридических лиц, подписывается руководителем структурного подразделения, в соответствующих случаях, утверждается резолюцией начальника налоговой инспекции.
Таким образом, работники подразделений налогообложения юридических лиц проводят камеральные проверки данных, заявленных в налоговой отчетности по НДС, и по их результатам направляют структурным подразделениям соответствующие выводы для проведения документальных проверок и их оперативного сопровождения.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Приказ N 1342 - Приказ Минфина Украины от 17.12.2012 г. N 1342 "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 25 ноября 2011 года N 1492"
Приказ/Порядок N 1492 - Приказ Минфина Украины от 25.11.2011 г. N 1492 "Об утверждении форм и Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость"
Письмо N 8073/7/16-1617 - Письмо ГНАУ от 23.03.2011 г. N 8073/7/16-1617 "О вопросах администрирования налога на добавленную стоимость"
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 10 (896),
11 марта 2013 г.
Подписной индекс 40783
