О налоговом стимулировании приоритетных
отраслей экономики в 2013 году
Согласно Закону N 5205, начиная с 2013 года и заканчивая 2032 годом, приоритетные отрасли экономики получат налоговое стимулирование.
Приоритетными отраслями экономики определены отрасли, направленные на обеспечение потребностей общества в высокотехнологичной конкурентоспособной экологически чистой продукции, высококачественных услугах, которые реализуют государственную политику по развитию производственного и экспортного потенциала, созданию новых рабочих мест.
Перечень приоритетных отраслей экономики должен определить Кабинет Министров Украины. На момент подготовки данной статьи такой перечень не утвержден, хотя все допустимые сроки по утверждению истекли и тянуть дальше просто некуда, так как нормы Закона N 5205 вступили в силу, а как их выполнять, никто не знает.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики осуществляется в порядке и на условиях, определенных Законом N 5205, которым установлено, что особенности налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, определяются НК Украины, а особенности обложения ввозной пошлиной таких субъектов хозяйствования определяются ТК Украины.
Объемы средств, направляемых на государственную поддержку, ежегодно определяются законом о Государственном бюджете Украины, а также соответствующими местными бюджетами, в том числе с учетом ст. 105 БК Украины.
Государственная поддержка инвестиционных
проектов в приоритетных отраслях экономики
Согласно ст. 4 Закона N 5205 государственная поддержка предоставляется субъектам инвестиционной деятельности, реализующим одобренные Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа при Кабинете Министров Украины по вопросам предоставления государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.
То есть государственная поддержка предоставляется субъектам инвестиционной деятельности, реализующим одобренные Кабинетом Министров Украины инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики.
Следует отметить, что, согласно ст. 5 Закона об инвестиционной деятельности, субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.
Негосударственные пенсионные фонды, институты совместного инвестирования, страховщики и финансовые учреждения - юридические лица публичного права осуществляют инвестиционную деятельность в соответствии с законодательством, определяющим особенности их деятельности.
Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования. При этом инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.
Частью 2 ст. 4 Закона N 5205 установлено, что инвестиционным проектом в приоритетной отрасли экономики считается инвестиционный проект, который предполагается реализовать на новосозданном или действующем предприятии, на котором будет проведена реконструкция или модернизация (при обязательном условии выделения отдельного структурного подразделения, на котором будет реализовываться инвестиционный проект).
При этом указанный инвестиционный проект должен одновременно отвечать следующим критериям (таблица).
| N п/п | Критерии, которым должны отвечать предприятия, реализующие инвестиционные проекты |
Субъекты | ||
| малого предпринимательства | среднего предпринимательства | крупного предпринимательства | ||
| 1. | Общая стоимость инвестиционного проекта | 500 тыс. евро | 1 млн евро | 3 млн евро |
| 2. | Количество созданных новых рабочих мест для работников, которые задействованы в производственных процессах | 25 чел. | 50 чел. | 150 чел. |
| 3. | Средняя заработная плата работников | не менее 2,5 минимальных заработных плат, установленных на 1 января налогового года (в 2013 году - не менее 2867,5 грн) | ||
| Справочно: | ||||
| Средняя численность работников на предприятии за год | не более 50 чел.* | 51-250 чел* | более 250 чел.* | |
| Годовой доход от любой деятельности | не более 10 млн евро* | свыше 10 млн евро, но не более 50 млн евро* | более 50 млн евро* | |
| Примечание. * Согласно ч. 3 ст. 55 ХК Украины. | ||||
Инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, которые предусматривают использование государственной поддержки, подлежат государственной регистрации специальным уполномоченным органом при Кабинете Министров Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. При этом государственный реестр таких проектов специально уполномоченный орган при Кабинете Министров Украины размещает на своем официальном веб-сайте.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации инвестиционного проекта, предусмотрен ст. 12-2 Закона об инвестиционной деятельности.
Срок рассмотрения представленных для государственной регистрации инвестиционного проекта документов не должен превышать одного месяца со дня их поступления. После государственной регистрации инвестиционного проекта центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития, выдает субъекту инвестиционной деятельности выписку из Государственного реестра инвестиционных проектов и проектных (инвестиционных) предложений.
Следует отметить, что срок действия государственной регистрации инвестиционного проекта прекращается:
- в случаях если завершена реализация или разработка инвестиционного проекта;
- по представлению субъекта инвестиционной деятельности;
- если в течение более трех лет такой проект не избран во время проведения конкурсного отбора для предоставления государственной поддержки;
- если в течение двух лет со дня государственной регистрации инвестиционного проекта не достигнуты показатели, установленные ч. 2 ст. 4 Закона N 5205.
Следует отметить, что и требования к инвестиционным проектам в приоритетных отраслях экономики, порядок их отбора, одобрения и регистрации должен установить Кабинет Министров Украины, но пока такие требования и порядок не утверждены.
Контроль за исполнением Закона N 5205 возлагается на специально уполномоченный орган при Кабинете Министров Украины и представительства этого органа в Автономной Республике Крым, областях, городах Киев и Севастополь при Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администрациях.
Налогообложение прибыли от инвестиционных
проектов в приоритетных отраслях экономики
Во исполнение концепции стимулирования привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики, предусмотренной Законом N 5205, внесены изменения в п. 10 подразд. 4 разд. XX "Переходные положения" НК Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих такие инвестиционные проекты (Закон N 5211).
Так, Законом N 5211 установлено, что прибыль, полученная от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, принятые в соответствии с Законом N 5205, облагается налогом по ставке:
- с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года включительно - 0%;
- с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно - 8%;
- с 1 января 2023 года - 16%.
Также Законом N 5211 дополнен п. 28 подразд. 4 разд. XX "Переходные положения" НК Украины, согласно которому субъекты хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, одобренных в соответствии с Законом N 5205, временно, с 1 января 2013 года по 31 декабря 2022 года включительно, налог на прибыль предприятий исчисляют с учетом следующих особенностей:
- во время начисления амортизации основных средств, используемых в период реализации инвестиционного проекта и входящих в группы 2 (капитальные затраты на улучшения земель, не связанные с строительством) и 3 (здания), может быть применен метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости, определенный разд. III НК Украины;
- сумма налоговых льгот по налогу на прибыль предприятий, предоставленных субъекту хозяйствования в соответствии с данным подразделом во время реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, не может превышать объем инвестиций, фактически осуществленных таким субъектом хозяйствования.
При достижении таким субъектом хозяйствования суммы налоговых льгот по налогу на прибыль в размере, равном сумме фактически осуществленных инвестиций, прибыль, полученная в отчетных периодах, следующих за отчетным периодом, в котором был достигнут такой размер налоговых льгот, облагается налогом на общих основаниях без применения особенностей, предусмотренных подразд. 4 разд. XX НК Украины. При этом субъект хозяйствования подает вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль информацию в произвольной форме о размере налоговых льгот, полученных в отчетных периодах, соответственно подразд. 4 разд. XX "Переходные положения" НК Украины;
- ведут отдельный налоговый учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, которые освобождаются от налогообложения по общим правилам в порядке, определенном п. 152.11 ст. 152 НК Украины;
- если в течение двух лет со дня одобрения инвестиционного проекта или в последующие годы не достигнуты критерии, установленные Законом N 5205, или при отказе субъекта хозяйствования от реализации инвестиционного проекта субъект хозяйствования теряет право на применение правил налогообложения с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, и обязан уплатить налог на прибыль на общих основаниях за весь период реализации инвестиционного проекта;
- суммы денежных средств, не уплаченные в бюджет в результате предоставленных льгот по налогу на прибыль, используются налогоплательщиком на цели и в порядке, предусмотренном п. 21 подразд. 4 разд. XX НК Украины;
- порядок контроля за соблюдением норм данного пункта устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Следует отметить, что в п. 21 подразд. 4 разд. XX НК Украины еще не внесены соответствующие изменения, которые бы включали п. 10 подразд. 4 разд XX НК Украины в перечень пунктов, на которые распространяется п. 21. Видимо законодатели пока забыли это сделать.
Тем не менее, согласно Закону N 5211, высвобожденные суммы налога, которые в результате применения п. 10 подразд. 4 разд. XX НК Украины, относительно налогообложения прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов субъектами хозяйствования, реализующими инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении налогоплательщика, направляются таким плательщиком на:
- создание или переоснащение материально-технической базы;
- увеличение объема производства (оказания услуг);
- внедрение новейших технологий;
- возврат кредитов (в том числе полученных до дня вступления в силу НК Украины), использованных на указанные выше цели, и уплату процентов по ним.
При этом, если налогоплательщиком для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплату процентов по ним получен кредит (кредит рефинансирования), то для целей настоящего пункта учитываются только суммы, которые уплачиваются плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования.
Указанные направления использования средств должны быть связаны с деятельностью налогоплательщика, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения. В целях налогообложения суммы высвобожденных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов.
В случае неиспользования на указанные п. 21 подразд. 4 разд. XX НК Украины цели сумм высвобожденных средств в течение 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого налогоплательщик оставил такие средства в своем распоряжении, налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по этому налогу по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с НК Украины.
Исходя из вышеуказанного, логично предположить, что на порядок целевого использования высвобожденных сумм налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов, будет также распространяться Порядок N 299, регулирующий использование средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением в соответствии с пунктами 15, 17-19 подразд. 4 разд. XX "Переходные положения" НК Украины льгот по налогу на прибыль предприятий, в который также еще не внесены соответствующие изменения.
Еще раз отметим, что налогоплательщики, получающие прибыль от реализации инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, по результатам каждого отчетного (налогового) периода должны составить отчет об использовании высвобожденных средств по произвольной форме и подать такой отчет соответствующему органу ГНС вместе с декларацией по налогу на прибыль предприятий. Логично, что предприятиям можно будет воспользоваться для примера формой отчета об использовании высвобожденных средств, утвержденной Приказом N 1685.
Обложение ввозной пошлиной субъектов
хозяйствования, реализующих инвестиционные
проекты в приоритетных отраслях экономики
Во исполнение концепции стимулирования привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики Законом N 5210 внесены изменения в п. 4 разд. XXI "Заключительные и переходные положения" ТК Украины, который дополнен пп. 10, определяющим особенности обложения ввозной пошлиной субъектов хозяйствования, реализующих такие инвестиционные проекты. Так, изменениями установлено, что временно, до 1 января 2018 года, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Украины и помещении в таможенный режим импорта оборудование (устройства) и комплектующие изделия к нему, ввозимые субъектами хозяйствования исключительно для реализации инвестиционных проектов, одобренных в соответствии с Законом N 5205, при условии, что указанные товары:
- не являются подакцизными;
- изготовлены не более трех лет с момента государственной регистрации инвестиционного проекта и не были в использовании;
- не производятся в Украине и не имеют аналогов в Украине.
Порядок ввоза, перечень и объемы указанных товаров с указанием их кодов согласно УКТ ВЭД утверждаются Кабинетом Министров Украины вместе с одобрением каждого отдельного инвестиционного проекта.
Следует отметить, что в пп. 10 п. 4 разд. XXI ТК Украины термины употребляются в таком значении:
- оборудование (устройство) - машины (кроме транспортных средств), механизмы, приборы, устройства, предназначенные для использования в технологическом процессе, который осуществляется во время реализации инвестиционного проекта;
- комплектующие изделия к оборудованию (устройству) - части, изготовленные в соответствии с самостоятельным комплектом документов и предназначенные для применения в составе такого оборудования.
Также следует отметить, что в случае нарушения требований данного пункта о порядке целевого использования товаров, освобожденных от обложения пошлиной, или условий, при которых предоставляется условное полное или частичное освобождение от обложения таможенной пошлиной, к соответствующим субъектам хозяйствования, независимо от привлечения их должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ТК Украины, применяются нормы п. 30.8 ст. 30 разд. I и ст. 123 гл. 11 разд. II НК Украины.
Так, согласно п. 30.8 ст. 30 разд. I HK Украины, налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ.
Пунктом 123.2 ст. 123 гл. 11 разд. II НК Украины предусмотрено, что использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, не уплаченных в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям или целям ее предоставления в соответствии с законом по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 ст. 123 гл. 11 разд. II НК Украины, влечет за собой взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы. При этом уплата штрафа не освобождает от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения.
Список использованных документов
БК Украины - Бюджетный кодекс Украины
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ТК Украины - Таможенный кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон N 5205 - Закон Украины от 06.09.2012 г. N 5205-VI "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест"
Закон N 5210 - Закон Украины от 06.09.2012 г. N 5210-VI "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины"
Закон N 5211 - Закон Украины от 06.09.2012 г. N 5211-VI "О внесении изменений в раздел XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов хозяйствования, реализующих инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики"
Закон об инновационной деятельности - Закон Украины от 04.07.2002 г. N 40-IV "Об инновационной деятельности"
Порядок N 299 - Порядок использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением в соответствии с пунктами 15, 17-19 подраздела 4 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины льгот по налогу на прибыль предприятий, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2011 г. N 299
Приказ N 1685 - Приказ Минфина Украины от 21.12.2011 г. N 1685 "Об утверждении формы Отчета об использовании плательщиками налога на прибыль предприятий высвобожденных средств"
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 3 (889),
21 января 2013 г.
Подписной индекс 40783
