Регламент
Экономического Суда
Содружества Независимых Государств
(в редакции Постановлений Пленума
Экономического Суда Содружества Независимых Государств
от 6 декабря 2004 года, от 22 июня 2007 г. N 2,
от 4 ноября 2008 г. N 2, от 13 марта 2009 г. N 4,
от 14 апреля 2010 г. N 1, от 26 мая 2011 г. N 2)
Утвержден
Постановлением
Пленума
Экономического Суда СНГ
от 10 июля 1997 г. N 2
Настоящий Регламент определяет порядок процессуальной деятельности Экономического Суда Содружества Независимых Государств (далее - Экономический Суд) при рассмотрении отнесенных к его компетенции споров и запросов о толковании.
Глава 1. Общие положения
1. Основные понятия, применяемые в настоящем Регламенте.
Акты Содружества - договоры, решения, заявления, обращения и иные волеизъявления глав государств, глав правительств, а также акты, принятые (изданные) органами и институтами Содружества.
Органы и институты Содружества - организационные структуры Содружества, созданные в соответствии с его Уставом, а также договорами (решениями) государств-участников Содружества.
Полномочный орган государства - орган или должностное лицо, который в силу национального законодательства государства или специального полномочия имеет право представлять интересы и совершать действия от имени данного государства.
2. Целью деятельности Экономического Суда является обеспечение единообразного применения договоров государств-участников Содружества, а также актов Содружества.
3. Деятельность Экономического Суда по осуществлению правосудия неподотчетна и неподконтрольна никаким должностным лицам и органам Содружества. Государство-участник Содружества не может воспрепятствовать деятельности Экономического Суда по причине несогласия с позицией, занятой Экономическим Судом.
4. Экономический Суд в своей деятельности руководствуется:
Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (далее - Соглашение о статусе Экономического Суда);
Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года;
Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года;
иными договорами, заключенными в рамках Содружества;
актами Содружества;
общепризнанными принципами международного права;
настоящим Регламентом и иными документами, регулирующими деятельность Экономического Суда.
5. Сторонами спора или иными заинтересованными в деле лицами в Экономическом Суде могут являться государства-участники Содружества, органы и институты Содружества, а также иные государства, если рассмотрение такого спора в Экономическом Суде предусмотрено международным договором и настоящим Регламентом.
6. Экономический Суд работает на сессионной основе.
Сессии проводятся в форме судебных заседаний и заседаний Пленума Экономического Суда.
Порядок сессионной работы определяется настоящим Регламентом.
6.1. Сессии созываются председателем Экономического Суда два раза в год - в период с февраля по апрель и с сентября по ноябрь.
Суд в зависимости от количества и сложности находящихся в производстве дел, запросов, заявлений, других материалов, необходимости подготовки и проведения пленумов Экономического Суда, осуществления процессуальной и иной организационной деятельности принимает решение о продолжительности сессии.
Повестка очередной сессии, как правило, формируется на предшествующей сессии Экономического Суда.
6.2. Правовое, организационное, материально-техническое, информационное и иное обеспечение деятельности Экономического Суда, как во время проведения сессий, так и в межсессионный период, возлагается на аппарат Экономического Суда, работающий на постоянной основе.
Глава 2. Структура Экономического Суда
7. Экономический Суд образуется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения о статусе Экономического Суда.
Каждый судья обязан при вступлении в должность на заседании Экономического Суда принять присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и моя совесть".
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
8. Экономический Суд как судебный орган действует в составе коллегий Экономического Суда, полного состава Экономического Суда и Пленума Экономического Суда.
9. Полным составом Экономического Суда для рассмотрения споров создаются коллегии Экономического Суда из числа судей Экономического Суда в количестве трех или пяти судей.
10. Деятельностью коллегии Экономического Суда руководит председательствующий, избираемый полным составом Экономического Суда из числа судей Экономического Суда, входящих в состав коллегии.
Полномочия председательствующего коллегии определяются настоящим Регламентом.
11. Коллегия Экономического Суда правомочна принимать решения в случае, если в ее составе не менее трех судей.
Судья Экономического Суда - член коллегии имеет один голос и не вправе воздерживаться от голосования при принятии решения по делу. Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство (50 процентов + 1 голос) от числа членов коллегии, принимающих решение по делу. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий коллегии.
12. Полный состав Экономического Суда состоит из всех судей Экономического Суда.
Полный состав Экономического Суда правомочен принимать решения в случае, если на его заседании присутствуют не менее двух третей от числа избранных (назначенных) и приступивших к исполнению своих обязанностей судей Экономического Суда.
Судья Экономического Суда при голосовании полным составом Экономического Суда имеет один голос и не вправе воздерживаться от голосования при принятии решения по делу. Полный состав Экономического Суда принимает решение простым большинством голосов (50 процентов + 1 голос) от общего числа присутствующих на заседании судей Экономического Суда. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий полного состава Экономического Суда.
13. Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда.
В состав Пленума Экономического Суда входят:
судьи Экономического Суда;
председатели высших хозяйственных (арбитражных) судов государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда или иных высших государственных органов, разрешающих в данных государствах экономические споры.
14. Председатель Экономического Суда является председателем Пленума Экономического Суда. Секретарь Пленума Экономического Суда избирается членами Пленума Экономического Суда из его состава большинством голосов открытым голосованием сроком на пять лет.
15. Пленум Экономического Суда является правомочным при условии участия на его заседании не менее двух третей от общего числа его членов.
Председатели высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках Соглашения о статусе Экономического Суда экономические споры, участвуют в заседаниях Пленума в личном качестве.
Член Пленума заблаговременно сообщает секретарю Пленума о невозможности своего участия в заседании. В этом случае в заседании Пленума вправе участвовать лицо, замещающее председателя Суда, при наличии соответствующего полномочия.
По предложению председателя Экономического Суда либо не менее одной трети состава Пленума Экономического Суда созывается внеочередное заседание Пленума Экономического Суда.
16. Представители государств, органов, институтов Содружества, Евразийского экономического сообщества, руководители судебных органов других государств, международных судебных и других организаций, иные лица могут присутствовать на заседаниях Пленума Экономического Суда по приглашению председателя Экономического Суда.
17. Вопросы, выносимые на рассмотрение заседания Пленума Экономического Суда, подготавливаются председателем Экономического Суда совместно с секретарем Пленума Экономического Суда. Вопросы, требующие безотлагательного решения, а также иные вопросы в повестку дня очередного и внеочередного заседания Пленума Экономического Суда включаются по предложению более половины членов Пленума Экономического Суда, а также по инициативе председателя Экономического Суда.
Повестка дня заседания Пленума Экономического Суда доводится до сведения членов Пленума Экономического Суда за пятнадцать дней до даты созыва заседания Пленума Экономического Суда, кроме случаев созыва внеочередного заседания, когда повестка дня должна быть доведена до сведения членов Пленума Экономического Суда за три дня до заседания.
18. Работой заседания Пленума Экономического Суда руководит председатель Экономического Суда.
19. Очередность рассматриваемых на заседании Пленума Экономического Суда вопросов определяется повесткой, если Пленум Экономического Суда не решит иное.
20. Пленум Экономического Суда принимает решения простым большинством голосов входящих в состав Пленума Экономического Суда лиц, участвующих на его заседании. При равенстве голосов "за" и "против" голосуемое предложение считается отклоненным.
Участвующие в заседании члены Пленума Экономического Суда не вправе воздерживаться от голосования.
Решение Пленума Экономического Суда является окончательным, принимается в форме постановления и подписывается председателем Экономического Суда и секретарем Пленума Экономического Суда.
20.1. Процедура подготовки и организации проведения заседаний Пленума Экономического Суда определяется Регламентом Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств, утверждаемым Пленумом Экономического Суда.
Глава 3. Компетенция Экономического Суда
21. Компетенция Экономического Суда определяется Соглашением о статусе Экономического Суда и настоящим Регламентом.
22. Экономический Суд разрешает споры между государствами-участниками Соглашения о статусе Экономического Суда:
возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных международными договорами государств-участников Содружества, а также актами Содружества;
о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, международным договорам государств-участников Содружества, а также актам Содружества.
23. Экономический Суд также разрешает споры, отнесенные к его ведению соглашениями между:
государствами-участниками Содружества, не являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда;
государствами-участниками Содружества, являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда, с одной стороны, и государствами-участниками Содружества, не являющимися участниками Соглашения о статусе Экономического Суда, с другой;
государствами, одно из которых является участником Соглашения о статусе Экономического Суда, а другое не является участником Содружества;
государствами, не являющимися участниками Содружества;
органами и институтами Содружества;
органом и институтом Содружества, с одной стороны, и государством-участником Содружества, не являющимся участником Соглашения о статусе Экономического Суда, с другой;
органом и институтом Содружества, с одной стороны, и государством, не являющимся участником Содружества, с другой;
хозяйствующими субъектами одного транснационального объединения государств-участников Содружества;
другими субъектами.
Указанные споры рассматриваются Экономическим Судом по процедуре, установленной настоящим Регламентом.
24. Экономический Суд осуществляет толкование:
международных договоров государств-участников Содружества, а также актов Содружества;
актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих международным договорам государств-участников Содружества, а также актам Содружества.
25. Пленум Экономического Суда:
рассматривает жалобы на решения коллегий Экономического Суда;
принимает рекомендации по обеспечению единообразной практики применения договоров, а также актов Содружества при разрешении экономических споров;
разрабатывает и вносит на рассмотрение государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, органов и институтов Содружества предложения по устранению коллизий в законодательстве государств-участников Содружества;
в пределах своей компетенции принимает регламенты и другие акты, регулирующие деятельность Экономического Суда, вносит в них изменения и дополнения;
предлагает кандидатуры судей Экономического Суда для избрания на должности председателя Экономического Суда и его заместителей на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда;
определяет функции судей Экономического Суда, выполняемые ими в период между сессиями;
определяет основные направления деятельности Экономического Суда, заслушивает информацию о его работе;
рассматривает вопросы, связанные с финансированием Экономического Суда;
выполняет функции, отнесенные к его ведению Советом глав государств Содружества.
26. Вопрос о компетенции Экономического Суда в отношении конкретного дела решает Экономический Суд (коллегия, полный состав, Пленум).
Экономический Суд не принимает к рассмотрению, не разрешает споры и не осуществляет толкование, если решение этих вопросов предусмотрено иными процедурами.
Экономический Суд не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.
Глава 4. Производство по разрешению дел
в коллегиях Экономического Суда
27. Дело в Экономическом Суде рассматривается коллегией Экономического Суда, как правило, в одном и том же составе судей.
Если один из судей по каким-либо причинам не может продолжать участвовать в заседании Экономического Суда и при этом не нарушаются требования пункта 11 настоящего Регламента, то это обстоятельство не препятствует дальнейшему рассмотрению дела.
Если при рассмотрении дела количество судей в коллегии Экономического Суда окажется менее трех, в слушании дела объявляется перерыв. В случае, если в течение пятнадцати дней в период рассмотрения спора количество судей в коллегии Экономического Суда не достигло трех, коллегия Экономического Суда обращается к председателю Экономического Суда с просьбой о замене отсутствующего судьи (судей) на время рассмотрения дела. Замена судьи (судей) производится полным составом Экономического Суда.
Если замена судьи производится на стадии судебного разбирательства, рассмотрение дела начинается сначала.
28. Судопроизводство в коллегии Экономического Суда осуществляется на языке межгосударственного общения, принятого в Содружестве. Все касающиеся судопроизводства документы представляются участниками процесса в Экономический Суд на том же языке.
29. Коллегии Экономического Суда рассматривают дела и разрешают споры на основе норм материального права, применяя:
международные договоры государств-участников спора;
акты Содружества;
взаимоприменяемые нормы актов бывшего Союза ССР;
законодательство государств-участников спора;
международные конвенции как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные спорящими сторонами;
общепризнанные принципы международного права, международные обычаи как доказательство всеобщей практики, признанные в качестве правовой нормы;
общие принципы права, признанные в государствах-участниках Содружества;
постановления Пленума Экономического Суда и иные решения Экономического Суда, носящие прецедентный характер;
постановления Пленума Экономического Суда и иные решения Экономического Суда, обладающие преюдициальной силой в отношении конкретного дела.
30. На всех стадиях судопроизводства коллегия Экономического Суда применяет положения настоящего Регламента.
Вопросы, не урегулированные настоящим Регламентом, разрешаются по справедливости и доброй совести при условиях:
равного отношения к спорящим сторонам;
предоставления каждой стороне возможности надлежащей защиты своих интересов.
31. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых коллегия Экономического Суда устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного, всестороннего и объективного разрешения спора. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Коллегия Экономического Суда принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Проверка доказательств производится в порядке, установленном коллегией Экономического Суда, рассматривающей спор.
32. Процессуальные действия в Экономическом Суде должны совершаться в сроки, предусмотренные настоящим Регламентом.
Сроки начинают исчисляться со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определяется их начало.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Если в государстве, где документ должен быть предъявлен или иная обязанность выполнена, день, следующий за названной датой, является нерабочим или праздничным, срок начинает исчисляться в первый последующий рабочий день.
Если последний день соответствующего срока является нерабочим или праздничным в государстве, в котором документ считается предъявленным или иная обязанность выполненной, срок истекает в двадцать четыре часа первого последующего рабочего дня.
Право на совершение процессуальных действий прекращается с истечением установленного настоящим Регламентом или назначенного Экономическим Судом срока. Документы, поданные в Экономический Суд по истечении процессуального срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются обратившейся стороне, если Экономическим Судом не будет принято иное решение.
32.1. Назначенные Судом процессуальные сроки могут быть им продлены, о чем указывается в судебном акте.
Сроки рассмотрения дел, окончание которых приходится на межсессионный период, подлежат продлению.
33. Коллегия Экономического Суда вправе в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и на любой стадии судебного процесса обращаться устно и письменно к специалистам за консультациями, знакомиться с хозяйственной, правоприменительной и иной практикой.
34. Коллегия Экономического Суда может на любой стадии судопроизводства:
потребовать от сторон предоставления дополнительных документов или объяснений;
запросить необходимые материалы от органов и институтов Содружества, а также юридических и физических лиц;
при достижении сторонами мирового соглашения, надлежаще оформленного, утвердить его и прекратить дело производством;
поручить генеральному советнику подготовить дополнительное заключение по делу, если коллегия Экономического Суда признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства в соответствии с пунктами 61 и 74 настоящего Регламента.
Требования Экономического Суда, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными для лиц, к которым они предъявляются.
35. Для передачи извещений и других процессуальных документов иным лицам, кроме полномочных представителей сторон спора, коллегия Экономического Суда на всех стадиях судопроизводства вправе обратиться непосредственно к правительству того государства, на территории которого извещение или иной процессуальный документ должен быть вручен. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.
36. Участниками процесса являются стороны спора, третьи лица, свидетели, генеральные советники, эксперты, специалисты и переводчики.
37. Сторонами по рассматриваемому в коллегии Экономического Суда спору являются сторона-заявитель и сторона-ответчик.
При осуществлении правосудия стороны имеют равные права.
38. До начала судебного разбирательства сторона-ответчик вправе предъявить встречные требования, которые оформляются в том же порядке, что и основные.
39. Если государство либо орган или институт Содружества считает, что решение Экономического Суда по делу сможет затронуть его интерес правового характера, он может до вынесения решения по существу спора обратиться с ходатайством о вступлении в дело для присоединения к одной из сторон или для защиты самостоятельного интереса.
В случае удовлетворения ходатайства коллегия Экономического Суда выносит определение о вступлении в дело государства либо органа или института Содружества, обратившегося с ходатайством на стороне заявителя или стороне ответчика, либо как третье лицо, и направляет другим участникам спора копии заявления о вступлении в дело, иных документов, приложенных к заявлению.
40. Стороны и третьи лица вправе знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии, заявлять отводы, ходатайства, представлять доказательства, задавать вопросы с разрешения председательствующего, давать письменные и устные объяснения, представлять свои доводы по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств и доводов участников процесса, обжаловать решения и определения коллегии Экономического Суда, а также совершать иные действия, предусмотренные настоящим Регламентом. Участники процесса обязаны добросовестно пользоваться процессуальными правами, предоставленными настоящим Регламентом.
Кроме того, стороны пользуются правом заключения мирового соглашения. Сторона-заявитель до вынесения решения по существу вправе отказаться от заявленного требования, увеличить или уменьшить размер требований, а сторона-ответчик - признать или не признать заявленные требования.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, пользуются всеми правами и несут все обязанности стороны по делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне заявителя или ответчика, если решение по делу может затронуть их интересы, повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон процесса или по инициативе коллегии Экономического Суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, несут процессуальные обязанности и пользуются правами стороны, кроме прав на отказ от заявленных требований, увеличения или уменьшения размера имущественных требований, признания заявленного требования, заключения мирового соглашения, требования принудительного исполнения судебного решения.
40.1. Генеральный советник назначается в целях разъяснения правовых вопросов, связанных с рассматриваемым делом, а также для дачи заключения по делу в судебном заседании и подготовки проекта решения Экономического Суда.
Генеральным советником может быть назначено лицо, имеющее высшее образование и, как правило, ученую степень, являющееся специалистом в соответствующих отраслях права.
Круг вопросов, по которым требуется заключение генерального советника, определяется коллегией Экономического Суда.
Генеральный советник обязан по требованию Экономического Суда представить заключение по доказательствам, приводимым сторонами для обоснования своей позиции.
Генеральный советник дает заключение в письменной форме от своего имени и на основе своих собственных познаний.
Заключение генерального советника должно содержать подробное изложение проведенного исследования, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Заключение подписывается генеральным советником.
Генеральный советник знакомится с материалами дела и участвует в разбирательстве дела.
Генеральный советник обязан действовать независимо от влияния любых лиц и организаций.
41. К участию в деле могут быть привлечены в качестве свидетелей должностные лица и иные работники органов, институтов Содружества, других предприятий, организаций и учреждений, органов государственной власти и управления, общественных организаций государств-участников Содружества, международных органов и организаций, граждане государств-участников Содружества.
Свидетели обязаны явиться по вызову Экономического Суда, сообщить известные им сведения и обстоятельства по делу; по предложению Экономического Суда дать объяснения в письменном виде, ответить на вопросы судей и участвующих в деле других лиц.
42. Переводчик, приглашенный коллегией Экономического Суда к участию в деле, обязан переводить объяснения, заявления лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а этим лицам - всю информацию, установленную коллегией Экономического Суда в ходе заслушивания других участников процесса, а также распоряжения председательствующего в заседании, определение и решение Экономического Суда.
42.1. Экспертом может выступать лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для дачи заключения и назначенное коллегией Экономического Суда в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову Экономического Суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам в письменной форме. Заключение эксперта должно соответствовать требованиям пункта 70 настоящего Регламента.
Эксперт имеет право:
знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;
заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;
участвовать в судебном заседании.
42.2. В качестве специалиста в Экономическом Суде может выступить назначенное председателем Экономического Суда лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, техники, искусства и иных сферах деятельности.
Круг вопросов, по которым требуется заключение специалиста, определяется коллегией Экономического Суда.
Специалист имеет право:
знакомиться с материалами дела;
заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;
участвовать в судебном заседании и задавать вопросы участникам судебного разбирательства.
Специалист обязан представить письменное заключение, содержащее подробное изложение проведенного исследования, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
43. Генеральным советникам, экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам разъясняются их права и обязанности, о чем они дают подписку.
44. Коллегия Экономического Суда в случае необходимости сбора доказательств вне места расположения Экономического Суда вправе обратиться к соответствующему органу, разрешающему экономические споры в государстве-участнике Содружества, с просьбой произвести определенные процессуальные действия. Такое обращение оформляется определением, в котором кратко излагается существо спора, указываются обстоятельства, подлежащие выяснению, уточнению, а также срок его исполнения, и направляется в вышеуказанный орган.
45. Работа Экономического Суда носит открытый характер. Процесс обсуждения в Экономическом Суде вопросов при вынесении решений, определений и постановлений всегда и при любых обстоятельствах носит сугубо конфиденциальный характер и разглашению не подлежит.
46. Судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела.
47. К издержкам, связанным с рассмотрением дела в Экономическом Суде, относятся:
расходы по выплате вознаграждений генеральным советникам, экспертам, специалистам и переводчикам, связанные с рассмотрением дела;
расходы, связанные с явкой в Экономический Суд;
иные расходы, связанные с рассмотрением дела.
48. Сумма вознаграждения определяется председателем Экономического Суда с учетом установленных ставок, объема и сложности выполненной работы на основании заключенного договора.
Возмещение расходов в связи с явкой в Экономический Суд (расходы по проезду и найму жилого помещения, суточные) выплачиваются в размерах, установленных для работников, направляемых в служебные командировки, законодательством государства, из которого они прибыли.
Иные расходы, связанные с рассмотрением дела, возмещаются по фактическим затратам.
49. Государство, не являющееся участником Соглашения о статусе Экономического Суда, при обращении в Экономический Суд помимо судебных расходов уплачивает судебную пошлину в размере десяти процентов от суммы предъявленных требований (в валюте требований), а при обращении в Экономический Суд с требованиями неимущественного характера уплачивает судебную пошлину в размере десяти минимальных заработных плат Российской Федерации на момент осуществления платежа.
Указанные суммы зачисляются на расчетный счет Экономического Суда.
50. Издержки, связанные с рассмотрением дела, и судебная пошлина (в случае ее уплаты) относятся:
на виновную сторону;
пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Если дело возникло вследствие неправильных действий стороны, Экономический Суд вправе отнести на нее расходы в полном размере.
Отводы
51. До вынесения решения судья, секретарь судебного заседания, генеральный советник, эксперт, специалист и переводчик, участвующие в рассмотрении дела, должны сообщить председательствующему коллегии Экономического Суда любые факты и обстоятельства, которые могут вызвать сомнения в его непредвзятости и независимости от любой из сторон по делу, для решения вопроса о возможном их отводе.
52. Стороны, а также третьи лица могут заявить требование об отводе судьи, секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта, специалиста и переводчика от участия в рассмотрении дела по обстоятельствам, указанным в пункте 51 настоящего Регламента.
Требование об отводе оформляется заявлением, передаваемым председательствующему коллегии Экономического Суда до начала судебного заседания. В заявлении указываются факты и обстоятельства, на которых основывается требование об отводе.
В ходе судебного заседания сообщение о самоотводе и заявление об отводе допускаются лишь в случаях, когда основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, после начала рассмотрения дела.
Основанием для заявления требования об отводе не может служить национальная принадлежность судьи, секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта, специалиста и переводчика или их гражданство.
53. Председательствующий коллегии Экономического Суда, получив сообщение судьи, секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта, специалиста и переводчика о самоотводе или заявление сторон или третьих лиц об отводе, передает его в трехдневный срок на рассмотрение коллегии Экономического Суда.
Коллегия Экономического Суда решает вопрос о принятии либо отклонении заявленных требований об отводе или самоотводе судьи, секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта, специалиста или переводчика, о чем выносит определение, которое является окончательным. В случае отклонения коллегией Экономического Суда заявленного судьей самоотвода этот судья обязан участвовать в рассмотрении дела.
В случае удовлетворения отвода или самоотвода судьи председатель Экономического Суда при необходимости производит замену его на время рассмотрения дела.
Возбуждение производства по делу и подготовка его к рассмотрению
54. С заявлениями в Экономический Суд о разрешении споров (о реализации Экономическим Судом полномочий, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Регламента) обращаются заинтересованные государства, а также органы, институты Содружества в лице их полномочных органов или полномочных представителей.
55. Заявления и другие документы, адресованные Экономическому Суду, должны быть доставлены фиксированным видом связи, оформлены в соответствии с правилами о документации и подписаны должностным лицом, полномочия которого у Экономического Суда не вызывают сомнений, либо подтверждены специальной доверенностью или иным надлежащим документом.
Фиксированный вид связи - любой вид связи, обеспечивающий фиксирование отправления документа или иную информацию в письменном виде. Сторона, отправляющая документ или иную информацию в письменном виде, должна представить достаточные доказательства отправки документа или информации конкретному адресату.
56. В заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается заявление;
2) наименование заявителя, его место нахождения;
3) наименование ответчика, его место нахождения;
4) требования заявителя к ответчику со ссылкой на нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
5) обстоятельства, на которых основаны требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
8) сведения о соблюдении заявителем досудебного порядка, если он предусмотрен актом Содружества или договором;
9) перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела; могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
Заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении.
Заявление подписывается заявителем либо лицом, уполномоченным субъектами, указанными в пункте 54 настоящего Регламента.
56.1. К заявлению прилагаются:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и приложенных к нему документов;
2) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления. Форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства-стороны спора, на территории которого она выдана;
4) документы, подтверждающие соблюдение заявителем досудебного порядка, если он предусмотрен актом Содружества или договором;
5) документ, подтверждающий уплату судебной пошлины в порядке и размере, определенных пунктом 49 настоящего Регламента, если в Экономический Суд обращается государство, не являющееся участником Соглашения о статусе Экономического Суда.
57. Поступившее заявление регистрируется в порядке, установленном Экономическим Судом.
Председатель Экономического Суда в десятидневный срок направляет заявление с приложенными материалами коллегии Экономического Суда и назначает судью-докладчика.
58. Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати дней с момента получения заявления проводит заседание, в котором выносит определение о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии. При отказе заявление остается в Экономическом Суде, а приложенные материалы возвращаются обратившейся стороне.
Основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению является неподсудность дела Экономическому Суду.
Определение коллегии Экономического Суда о принятии заявления к рассмотрению либо об отказе в его принятии подписывается составом коллегии Экономического Суда.
Председатель Экономического Суда в пятидневный срок после принятия заявления к рассмотрению с учетом мнения судьи-докладчика назначает генерального советника.
Определение об отказе в принятии заявления к рассмотрению может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда.
В случае отмены указанного определения заявление считается поданным в день первоначального обращения в Экономический Суд.
Коллегия Экономического Суда вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, в одно производство.
Коллегия Экономического Суда вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство.
Об объединении дел и выделении требований в отдельное производство коллегия Экономического Суда выносит определение.
В случае принятия заявления к рассмотрению копии определения коллегии Экономического Суда с приложением копий документов, подтверждающих требования заявителя, в десятидневный срок со дня вынесения определения направляются сторонам по делу и третьим лицам.
58.1. Коллегия оставляет заявление без движения, если при решении вопроса о принятии заявления к производству установит, что заявление подано с нарушением требований пунктов 56 и 56.1 настоящего Регламента.
В определении об оставлении заявления без движения Экономический Суд указывает основания оставления искового заявления без движения и устанавливает срок, необходимый для устранения заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения.
Копия определения об оставлении заявления без движения направляется заявителю.
В случае если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный определением коллегии, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в Экономический Суд и принимается к производству.
В случае если указанные в части второй настоящего пункта обстоятельства не будут устранены в установленный срок, коллегия возвращает заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном пунктом 59 настоящего Регламента.
59. Коллегия возвращает заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:
1) в одном заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам и эти требования не связаны между собой;
2) до вынесения определения о принятии заявления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о возвращении заявления;
3) не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления заявления без движения, в срок, установленный определением коллегии;
4) не соблюден установленный международным договором или актом Содружества досудебный порядок урегулирования спора, либо не представлены документы, подтверждающие соблюдение такого порядка;
5) заявление подписано лицом, не имеющим на это полномочий.
О возвращении заявления коллегия выносит определение.
Определение о возвращении заявления может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда. В случае отмены определения заявление считается поданным в день первоначального обращения в Суд.
Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в Суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
60. При вынесении определения о принятии заявления к рассмотрению коллегия Экономического Суда может указать в определении любые временные меры, обеспечивающие права сторон. Сообщение о предлагаемых временных мерах немедленно доводится до сведения всех заинтересованных сторон, которым, по мнению коллегии Экономического Суда, это сообщение необходимо направить.
В определении о принятии заявления к рассмотрению одновременно с указанием временных мер для обеспечения прав сторон спора могут быть указаны действия по подготовке дела к разбирательству.
61. Коллегия Экономического Суда в срок не позднее тридцати дней после вынесения определения о принятии заявления к рассмотрению проводит распорядительное заседание, на котором решает вопросы, связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству:
об уточнении требований и возражений сторон с указанием срока представления необходимых дополнительных материалов;
о действиях, которые должна совершить каждая из сторон в процессе подготовки к судебному заседанию с указанием сроков совершения этих действий;
о назначении экспертизы;
о поручении генеральному советнику, специалисту;
другие вопросы.
Генеральный советник и специалист могут быть приглашены для участия в распорядительном заседании.
62. По результатам распорядительного заседания Экономический Суд выносит определение, которое в десятидневный срок направляется сторонам по делу и при необходимости другим адресатам.
В определении должны быть указаны:
персональный состав коллегии Экономического Суда и генеральный советник;
стороны и их адреса, по которым должны направляться уведомления, сообщения и другие процессуальные документы;
предмет спора;
какие действия должна совершить каждая из сторон к установленному сроку;
поручение о проведении экспертизы с указанием лица, которому поручается ее проведение;
вопросы, которые ставятся перед генеральным советником, экспертом, специалистом;
какие свидетели должны быть вызваны на заседание Экономического Суда;
время и место заседания Экономического Суда;
другие обстоятельства, которые Экономический Суд считает необходимыми для вынесения решения.
Определение подписывается всеми членами коллегии Экономического Суда.
Рассмотрение дела
63. Дело рассматривается в открытом заседании, если коллегией Экономического Суда не будет принято иное решение.
64. Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не препятствует разбирательству дела.
Если одна из сторон отказывается участвовать в заседании, судебное производство осуществляется, несмотря на такой отказ.
Сторона может просить Экономический Суд о разбирательстве дела в ее отсутствие.
65. Генеральный советник, эксперт, специалист и переводчик обязаны явиться в судебное заседание.
Дело может рассматриваться и в случае отсутствия генерального советника, эксперта и специалиста.
66. Судебное заседание ведется под руководством председательствующего коллегии Экономического Суда, который:
открывает заседание;
сообщает, какое дело слушается;
объявляет состав коллегии Экономического Суда, секретаря судебного заседания;
сообщает, кто участвует в качестве представителей сторон, третьих лиц, генерального советника, эксперта, иных участников процесса;
выясняет полномочия представителей сторон и третьих лиц;
разъясняет участникам процесса права и обязанности;
принимает необходимые меры к полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела;
устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
лишает участников судебного заседания слова при двукратном неисполнении его требований;
удаляет из зала судебного заседания участников процесса, нарушивших установленный порядок;
ставит перед коллегией Экономического Суда вопрос о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании;
объявляет перерыв в заседании коллегии Экономического Суда для отдыха с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам судебного процесса возможности подготовиться к заключительному выступлению, а также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу судебного заседания, либо в силу иных причин.
Распоряжения председательствующего коллегии Экономического Суда для лиц, присутствующих в зале судебного заседания, являются обязательными.
67. Все присутствующие в зале судебного заседания встают при входе коллегии Экономического Суда в зал и выходе ее из зала.
Участники судебного заседания обращаются к коллегии Экономического Суда, выступают, дают объяснения, произносят речи стоя.
Присутствующие обращаются к членам коллегии Экономического Суда со словами: "Уважаемый судья!", "Уважаемая коллегия Экономического Суда!", "Уважаемый председательствующий коллегии Экономического Суда!", "Ваша Честь!".
68. Рассмотрение дела по существу начинается с выступления судьи-докладчика.
69. Коллегия Экономического Суда в судебном заседании определяет порядок исследования доказательств.
В ходе судебного заседания коллегия Экономического Суда заслушивает объяснения сторон и третьих лиц, свидетелей по делу, исследует документы и другие письменные доказательства, заключение эксперта, специалиста.
70. Эксперт дает заключение по поставленным ему вопросам в письменной форме.
Заключение должно содержать подробное описание проведенных исследований, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при подготовке заключения обнаружит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых вопросы ему не были поставлены, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения данной экспертизы.
После изложения заключения эксперту могут быть заданы вопросы судьями и участвующими в деле лицами.
71. Исследование доказательств завершается заслушиванием письменного заключения генерального советника.
Если генеральный советник при подготовке заключения дополнительно установит обстоятельства, имеющие значение для дела, он вправе включить выводы о них в свое заключение.
Генеральный советник также предлагает коллегии Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без его оглашения в судебном заседании.
Генеральному советнику могут быть заданы вопросы судьями и лицами, участвующими в деле.
72. После исследования материалов дела объявляются судебные прения.
В судебных прениях выступают заинтересованные участники процесса, которые могут ссылаться лишь на обстоятельства и доказательства, исследованные в судебном заседании.
Первыми выступают представители стороны-заявителя, вторыми - стороны-ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, выступает после заявителя или ответчика, на стороне которого он участвует в деле.
После этого выступают представители третьего лица, заявившего самостоятельные требования.
После судебных прений их участники могут обменяться репликами. Право последней реплики всегда принадлежит представителю стороны-ответчика.
73. Коллегия Экономического Суда оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, руководствуясь нормами права. Никакие доказательства для коллегии Экономического Суда не имеют заранее установленной силы. Заключения генерального советника, эксперта, специалиста обсуждаются и оцениваются коллегией Экономического Суда в совокупности с другими доказательствами по делу и могут быть отклонены полностью или частично.
74. Если коллегия Экономического Суда во время судебных прений или по их завершению, или во время закрытого совещания признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, или исследовать новые доказательства, она выносит определение о возобновлении разбирательства дела.
После окончания разбирательства дела по существу судебные прения происходят в общем порядке.
75. Коллегия Экономического Суда при рассмотрении дела вправе объявить перерыв в заседании на срок не более тридцати дней.
76. При невозможности рассмотрения дела в судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса, а также при необходимости представления дополнительных доказательств и в иных случаях коллегия Экономического Суда откладывает рассмотрение дела.
Об отложении рассмотрения дела выносится определение.
Не явившихся в судебное заседание участников процесса коллегия Экономического Суда письменно извещает о времени и месте проведения следующего судебного заседания.
77. Коллегия Экономического Суда вправе приостановить производство по делу в случаях:
назначения коллегией Экономического Суда экспертизы;
необходимости представления дополнительного заключения генеральным советником, экспертом, специалистом;
удовлетворения заявления об отводе или сообщения о самоотводе судьи, генерального советника, эксперта, специалиста, заявленного в ходе судебного заседания;
реорганизации органа власти и управления государств-участников Содружества, институтов и органов Содружества.
Экономический Суд возобновляет производство по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
О приостановлении и возобновлении производства по делу коллегия Экономического Суда выносит определение.
78. Коллегия Экономического Суда прекращает производство по делу:
если оно не подлежит рассмотрению в Экономическом Суде;
если спорящие стороны заключили мировое соглашение, утвержденное Экономическим Судом;
если спор между этими же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям рассмотрен или передан на рассмотрение Совету глав государств Содружества в соответствии с частью первой статьи 10 и частью третьей статьи 17 Устава Содружества Независимых Государств или другому органу в соответствии с международными договорами;
если сторона-заявитель отказывается от своих требований в Экономическом Суде.
О прекращении производства по делу выносится определение, которое может быть обжаловано сторонами в Пленум Экономического Суда.
79. Коллегия Экономического Суда оставляет заявление без рассмотрения, если:
сторона-заявитель не представила истребованные материалы, необходимые для разрешения спора;
представитель стороны-заявителя неоднократно не является в судебное заседание, что препятствует разрешению спора.
Об оставлении заявления без рассмотрения выносится определение.
80. В судебном заседании ведется протокол, в котором указывается:
год, месяц, число и место судебного заседания;
время начала и окончания судебного заседания;
состав коллегии Экономического Суда;
фамилии секретаря судебного заседания, генерального советника, эксперта, специалиста, переводчика;
наименование дела;
сведения о явке участников процесса;
сведениями о документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;
сведения о разъяснении коллегией Экономического Суда участникам процесса их процессуальных прав и обязанностей;
заявления и ходатайства участников процесса;
содержание выступления судьи-докладчика;
объяснения сторон и третьих лиц;
показания свидетелей;
заключение генерального советника, эксперта, специалиста, содержание заданных вопросов и ответов;
распоряжения председательствующего и определения, вынесенные коллегией Экономического Суда без удаления в совещательную комнату (протокольные определения);
содержание судебных прений и реплик сторон;
сведения об оглашении определений и судебного решения, порядка и срока его обжалования.
Протокол составляется секретарем судебного заседания.
Протокол должен быть подписан председательствующим коллегии Экономического Суда и секретарем судебного заседания не позднее десяти дней после окончания судебного заседания.
Стороны и третьи лица вправе знакомиться с протоколом и в течение пяти дней со дня его подписания подавать письменные замечания с указанием на допущенные в нем неточности и неполноту.
Замечания по протоколу рассматриваются коллегией Экономического Суда.
Замечания по протоколу должны быть рассмотрены в течение пяти дней со дня их подачи.
О принятии или отклонении замечаний по протоколу судебного заседания коллегия Экономического Суда выносит определение.
81. Фото-, видео- и киносъемка в зале судебного заседания может производиться только с разрешения председательствующего коллегии Экономического Суда в порядке, им определенном. Данное ограничение распространяется как на участников процесса, так и на приглашенных лиц. С разрешения коллегии Экономического Суда заседание может транслироваться по радио и телевидению.
Вынесение решений и определений
82. Если коллегия Экономического Суда сочтет, что все обстоятельства дела достаточно выяснены, она приступает к вынесению решения.
83. Решения коллегии Экономического Суда, которыми дело разрешается по существу, выносятся в форме решения, другие решения коллегии Экономического Суда выносятся в форме определения.
84. Решение коллегии Экономического Суда выносится в письменной форме на закрытом совещании коллегии Экономического Суда и подписывается всем составом коллегии Экономического Суда без указания на особое мнение судьи при его наличии.
Процессом обсуждения дела руководит председательствующий, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выражать свое мнение.
85. Решение коллегии Экономического Суда принимается большинством голосов с учетом достигнутого сторонами соглашения, если оно не противоречит нормам применимого сторонами права, фактическим обстоятельствам, материалам дела и настоящему Регламенту.
86. В случае несогласия с решением, принятым по результатам рассмотрения дела по существу, судья вправе изложить свое особое мнение в письменной форме.
Особое мнение судьи передается председателю Экономического Суда для ознакомления судей и приобщения к материалам дела.
Особое мнение судьи хранится в материалах дела в опечатанном пакете (конверте) и не оглашается.
87. Решение коллегии Экономического Суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Во вводной части решения указываются:
состав коллегии Экономического Суда;
дата и место принятия решения;
номер дела;
фамилии и инициалы секретаря судебного заседания, представителей сторон, других лиц, участвующих в деле, и их должности.
В описательной части решения указываются:
предмет заявленных требований и возражения сторон и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора;
позиции третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований;
другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.
В мотивировочной части решения должны быть указаны:
обстоятельства дела, которые коллегия Экономического Суда считает установленными, в частности факт нарушения участником спора соглашений или актов Содружества либо его отсутствие;
доказательства, на которых основываются ее выводы, в том числе заключение органа или лица, которому в соответствии с пунктом 34 настоящего Регламента поручалось расследование по делу;
содержание заключения генерального советника;
доводы, по которым коллегия Экономического Суда отвергает те или иные доказательства;
правовое обоснование решения.
Резолютивная часть решения должна содержать:
констатацию факта нарушения обязательств либо его отсутствие;
меры, которые рекомендуется принять участнику спора в целях устранения нарушения и его последствий;
решение о судебных расходах;
срок и порядок обжалования решения.
88. После окончания закрытого совещания коллегия Экономического Суда по своему усмотрению может объявить только резолютивную часть решения, которая должна быть сформулирована в письменном виде и подписана составом коллегии Экономического Суда.
89. В течение установленного коллегией Экономического Суда срока, который не должен превышать тридцати дней со дня объявления резолютивной части решения, сторонам должен быть направлен полный текст решения.
90. Решение коллегии Экономического Суда считается вынесенным в месте судебного разбирательства и в день, когда резолютивная часть решения подписана всеми членами коллегии Экономического Суда.
91. Коллегия Экономического Суда по ходатайству стороны, заявленному в течение тридцатидневного срока со дня получения ею решения, может вынести дополнительное решение, если основное не содержит ответа на все требования сторон. Дополнительное решение выносится на основе нового судебного разбирательства с вызовом сторон по общим правилам производства в коллегии Экономического Суда.
92. Явные опечатки и искажения, не затрагивающие сути решения, а также арифметические ошибки могут быть исправлены определением коллегии Экономического Суда по ходатайству стороны либо по собственной инициативе.
93. Дополнительные решение и определение об исправлении ошибок являются составной частью основного решения Экономического Суда.
94. После вынесения основного и дополнительного решений ни один из членов коллегии Экономического Суда не вправе разглашать суждения, имевшие место во время закрытого совещания.
95. Решение коллегии Экономического Суда вступает в силу немедленно после его вынесения, если в самом решении не указано иное.
96. Решение коллегии Экономического Суда может быть обжаловано сторонами и третьими лицами в Пленум Экономического Суда. Подача жалобы влечет за собой приостановления исполнения решения на период рассмотрения жалобы.
97. Решение коллегии Экономического Суда может носить прецедентный характер для государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, а также для органов и институтов Содружества.
98. Разъяснить решение коллегии Экономического Суда может только сама коллегия, вынесшая решение. Разъяснение производится по ходатайству сторон, других участников дела, органов и лиц, которым направлено решение, а также по собственной инициативе коллегии Экономического Суда. Если коллегия Экономического Суда, вынесшая решение по делу, по уважительным причинам не может быть созвана, разъяснение решения осуществляется полным составом Экономического Суда.
Разъяснение решения коллегии Экономического Суда должно быть осуществлено в соответствии с его действительным содержанием.
О разъяснении решения коллегия Экономического Суда либо полный состав Экономического Суда выносит определение, которое подписывается председательствующим коллегии Экономического Суда или председателем Экономического Суда.
Определение коллегии Экономического Суда должно содержать положения, предусмотренные частью второй пункта 87 настоящего Регламента.
Пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам
99. Решение коллегии Экономического Суда может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам самой коллегией Экономического Суда.
100. Вновь открывшимися являются обстоятельства, которые при вынесении решения не были известны Экономическому Суду или стороне и могли оказать решающее влияние на исход дела.
101. Ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам должно быть подано сторонами либо третьими лицами не позднее трех месяцев после открытия таких обстоятельств и не может быть заявлено по истечении трех лет с момента вынесения решения.
102. В результате рассмотрения ходатайства о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам коллегия Экономического Суда удовлетворяет ходатайство либо отказывает в пересмотре. Определение об удовлетворении ходатайства либо об отказе в пересмотре может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда.
103. Ходатайство о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается по общим правилам производства в коллегии Экономического Суда.
104. После удовлетворения ходатайства о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается коллегией Экономического Суда на общих основаниях.
Исполнение решений
105. Сторона спора, в отношении которой принято решение коллегии Экономического Суда, обеспечивает его исполнение в установленный коллегией Экономического Суда срок.
106. В случае неисполнения стороной спора решения коллегии Экономического Суда заинтересованная сторона вправе обратиться в Совет глав государств-участников Содружества в соответствии со статьями 10 и 17 Устава Содружества Независимых Государств с целью принятия мер, способствующих исполнению решений коллегии Экономического Суда.
107. Экономический Суд оказывает содействие сторонам в выполнении последующих после принятия решения коллегией Экономического Суда действий, которые могут оказаться необходимыми для исполнения решения Экономического Суда.
Глава 5. Согласительное урегулирование споров
Примирительное производство
108. Сторона, возбудившая дело в Экономическом Суде и желающая урегулировать спор примирением, направляет в Экономический Суд соответствующее ходатайство любым фиксированным средством связи. Такое ходатайство может быть направлено как стороной, чьи права или интересы нарушены, так и стороной, к которой заявлено требование, а также обеими сторонами. В ходатайстве указывается срок, в течение которого осуществляются примирительные действия.
109. Коллегия Экономического Суда обязана принять меры к урегулированию спора путем примирительной процедуры в пределах предлагаемого срока, но не свыше трех месяцев.
В этом случае дело откладывается рассмотрением на указанный срок.
110. Если ходатайство о применении примирительной процедуры заявляется одной стороной, а другая сторона не согласилась с заявленным ходатайством, процедура примирения считается несостоявшейся.
111. Председательствующий коллегии Экономического Суда в трехдневный срок после отложения дела назначает посредника из состава коллегии Экономического Суда. Посредник уведомляет стороны о своем назначении и предлагает им в десятидневный срок представить свои требования и возражения по делу вместе с их фактическим и правовым обоснованием.
Каждая сторона направляет свои требования и возражения другой стороне и посреднику через Экономический Суд заказным письмом с уведомлением о вручении.
112. При проведении примирительной процедуры посредник может встречаться как с представителями обеих сторон вместе, так и каждой стороны в отдельности, а также использовать любые средства связи. Время и место проведения таких встреч посредник должен назначать с учетом мнения сторон.
113. Примирение считается состоявшимся, если сторона-заявитель отказалась от требований, сторона-ответчик признала требования либо если стороны пришли к соглашению в результате взаимных уступок.
Взаимные уступки относительно предмета спора возможны, если они не противоречат межгосударственным соглашениям и характеру спорного правоотношения. При этом соглашение сторон не может нарушать интересы третьих лиц.
Взаимные уступки допускаются также относительно сроков и порядка исполнения принимаемых сторонами обязательств.
Соглашение о примирении подписывается сторонами или их надлежаще уполномоченными представителями, а также посредником. Подлинность подписи посредника удостоверяется подписью председателя Экономического Суда и печатью Экономического Суда.
После подписания соглашения примирительное производство считается законченным.
По окончании примирительной процедуры посредник составляет проект определения коллегии Экономического Суда, которым утверждается соглашение сторон и производство по делу прекращается. Решение выносится коллегией Экономического Суда, которой было направлено заявление о возбуждении дела в Экономическом Суде.
В случае нарушения интересов третьих государств коллегия Экономического Суда прекращает примирительное производство, а при отсутствии отказа от заявленных требований разрешает спор по существу.
114. Примирительное производство прекращается также, если стороны не пришли к примирению в сроки, указанные в пункте 109 настоящего Регламента, либо поведение хотя бы одной из сторон свидетельствует об отказе от примирения до истечения указанных сроков, а также при наличии письменного заявления одной стороны или всех участников спора об отказе от примирения.
В этом случае о прекращении примирительного производства без указания мотивов посредником составляется протокол.
115. Сторона не вправе ссылаться при судебном разбирательстве на любые заявления, сделанные в ходе примирительного производства посредником, другой стороной или иным участником примирительного производства.
Глава 6. Производство полным составом Экономического Суда
и пленумом Экономического Суда
Производство по делам о толковании
полным составом Экономического Суда
116. С запросами о толковании в Экономический Суд вправе обращаться государства-участники Содружества Независимых Государств в лице полномочных органов, а также в лице высших хозяйственных (арбитражных) судов или иных высших органов, разрешающих в данных государствах экономические споры, либо органы и институты Содружества.
117. Запрос о толковании представляется в Экономический Суд в письменном виде и должен содержать точное изложение вопроса, по которому требуется толкование. К запросу прилагаются необходимые документы или их копии.
118. Поступивший запрос о толковании регистрируется в порядке, установленном Экономическим Судом. Председатель Экономического Суда в пятидневный срок с момента регистрации назначает судью-докладчика и направляет ему запрос о толковании для предварительного изучения с указанием срока исполнения, но не более пятнадцати дней.
119. Судья-докладчик:
проверяет правильность оформления запроса и точность изложения вопроса, по которому требуется толкование;
предварительно определяет подсудность запроса о толковании Экономическому Суду;
устанавливает наличие решения Экономического Суда по вопросам, поставленным в запросе;
определяет полноту и достаточность представленных материалов;
готовит предложения об истребовании дополнительных материалов и по другим вопросам, необходимым для рассмотрения запроса полным составом Экономического Суда.
Судья-докладчик излагает свои выводы в заключении, которое представляет председателю Экономического Суда.
120. Если в заключении судьи-докладчика указывается на недостатки запроса о толковании или неполноту полученных материалов, председатель Экономического Суда направляет заявителю требование об устранении этих недостатков с указанием срока исполнения.
Если заявитель в установленный срок не выполнил требования председателя Экономического Суда, указанные в настоящем пункте, запрос и приложенные к нему материалы возвращаются заявителю.
Устранив недостатки, заявитель вправе вновь обратиться с запросом о толковании в общем порядке.
121. По представлению заключения судьи-докладчика председатель Экономического Суда определяет дату заседания полного состава Экономического Суда, которое должно быть проведено не позднее тридцати дней с момента представления заключения судьи-докладчика.
122. Вопрос о подсудности запроса о толковании Экономическому Суду решается в заседании полного состава Экономического Суда.
Полный состав Экономического Суда отказывает в принятии запроса о толковании к рассмотрению, если:
запрос о толковании не соответствует пункту 24 настоящего Регламента;
запрос о толковании подан заявителем, не указанным в пункте 116 настоящего Регламента, либо неуполномоченным лицом;
ранее вынесено решение Экономического Суда по аналогичному вопросу;
полный состав Экономического Суда придет к выводу о неподсудности запроса о толковании Экономическому Суду.
Отказ оформляется определением полного состава Экономического Суда.
123. Придя к выводу о подсудности запроса о толковании, полный состав Экономического Суда:
определяет вопросы, необходимые для изучения при подготовке дела;
решает вопрос о назначении экспертизы;
привлекает специалистов;
устанавливает сроки для предварительной подготовки дела к рассмотрению, которые не должны превышать более трех месяцев;
решает вопрос о направлении в соответствующие органы государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда, органы и институты Содружества сообщения о рассмотрении Экономическим Судом поступившего запроса о толковании с просьбой изложить свою позицию по рассматриваемому запросу;
решает вопрос о выделении в отдельное производство или об объединении в одном деле запросов нескольких заявителей или нескольких дел о толковании одного и того же международного договора (соглашения) Содружества либо одного и того же акта Содружества.
Разрешаемые в подготовительном заседании вопросы оформляются определением полного состава Экономического Суда. Определение подписывается председателем Экономического Суда. Копия определения высылается заявителю, государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда и другим заинтересованным органам и институтам Содружества.
Председатель Экономического Суда в пятидневный срок после принятия запроса к производству с учетом мнения судьи-докладчика назначает генерального советника.
124. Председатель Экономического Суда в период подготовки дела к рассмотрению вправе по предложению судьи-докладчика либо по инициативе генерального советника привлекать специалистов по отдельным вопросам, стребовать документы и другие необходимые для рассмотрения дела материалы.
125. Все судьи Экономического Суда вправе на любой стадии производства по делу знакомиться со всеми его материалами, находящимися в распоряжении судьи-докладчика.
126. После окончания подготовки дела к рассмотрению председатель Экономического Суда назначает дату, время и место проведения предварительного заседания.
127. На предварительном заседании полный состав Экономического Суда заслушивает информацию судьи-докладчика о готовности дела к рассмотрению.
Если получены заключения генерального советника, экспертов, специалистов по вопросам, определенным полным составом Экономического Суда, а также другие необходимые материалы и документы для рассмотрения дела и не требуется изучения дополнительных вопросов, полный состав Экономического Суда принимает решение о назначении судебного заседания по рассмотрению дела (дата, время, место проведения заседания) и определяет, кого необходимо пригласить для участия в рассмотрении дела.
В случае, если полный состав Экономического Суда признает, что имеющихся материалов недостаточно, он принимает решение о продолжении подготовки дела и определяет ее срок, но не более сорока пяти дней.
Решение Экономического Суда на предварительном заседании оформляется протокольно.
127.1. Полный состав Экономического Суда вправе принять решение о вынесении консультативного заключения по делу, а также по отдельным вопросам, поставленным в запросе о толковании.
Консультативное заключение является судебным актом и принимается полным составом Экономического Суда в порядке, определенном пунктами 137 - 149 настоящего Регламента.
128. Судебное заседание полного состава Экономического Суда ведется под руководством председателя Экономического Суда. Председатель Экономического Суда:
открывает заседание;
объявляет состав Экономического Суда;
сообщает, кто является секретарем судебного заседания;
сообщает, какое дело слушается, кто участвует в качестве представителей, генерального советника, специалистов, экспертов, иных участников процесса;
разъясняет участникам процесса права, обязанности и оказывает содействие в их осуществлении;
опрашивает участников процесса об имеющихся ходатайствах;
принимает необходимые меры к обеспечению полноты и всесторонности судебного разбирательства;
устраняет все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу;
предупреждает присутствующих в зале заседания и работников средств массовой информации о недопущении нарушения порядка в зале заседания;
объявляет перерыв в заседании полного состава Экономического Суда.
129. Участниками дела о толковании являются представитель заявителя, генеральный советник, эксперт, специалист.
Заявитель вправе:
знакомиться с материалами дела, делать выписки, снимать копии;
заявлять отводы, ходатайства;
представлять доказательства;
задавать вопросы с разрешения председательствующего;
давать письменные и устные объяснения;
представлять свои доводы по возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам.
Участники процесса обязаны добросовестно пользоваться процессуальными правами, предусмотренными настоящим Регламентом.
130. Неявка представителя заявителя не препятствует разбирательству дела.
В случае неявки в судебное заседание кого-либо из генеральных советников, экспертов или специалистов полный состав Экономического Суда заслушивает мнение участвующих в деле лиц о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
После этого полный состав Экономического Суда решает вопрос о возможности продолжения разбирательства по делу или об объявлении перерыва в судебном заседании, или об его отложении.
Решение об отложении разбирательства по делу оформляется определением полного состава Экономического Суда.
Решение об объявлении перерыва в судебном заседании оформляется протокольно.
131. Письменные ходатайства участников процесса оглашаются в судебном заседании и подлежат приобщению к материалам рассматриваемого дела.
Заявленные ходатайства разрешаются в данном судебном заседании.
В случае отзыва заявителем запроса о толковании производство по делу прекращается.
Решение о прекращении производства по делу оформляется определением полного состава Экономического Суда.
132. Рассмотрение дела начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо рассматриваемого вопроса, основания его рассмотрения, краткое содержание имеющихся материалов и информирует о проделанной работе по подготовке дела к рассмотрению.
Судья-докладчик в своем выступлении не вправе анализировать доводы, изложенные в заключениях генеральных советников, экспертов, специалистов и давать им свою оценку.
Вопросы судье-докладчику могут быть заданы только судьями.
133. После выступления судьи-докладчика председатель Экономического Суда предлагает представителю заявителя дать объяснения по существу рассматриваемого запроса.
134. Если в судебном заседании принимают участие несколько представителей заявителя, полный состав Экономического Суда может предоставить каждому из них возможность выступить с объяснениями по делу и с заключительной речью.
135. Судьи, а также участники дела могут задавать представителю заявителя вопросы по обстоятельствам рассматриваемого дела, уточняющим или конкретизирующим его позицию. При этом не могут задаваться наводящие вопросы.
Представленные дополнительные документы, имеющие значение для правильного разрешения вопроса, приобщаются к материалам дела.
136. После выступления представителя заявителя полный состав Экономического Суда заслушивает экспертов, специалистов и генерального советника. Последовательность заслушивания экспертов и специалистов в судебном заседании определяется полным составом Экономического Суда. Генеральный советник заслушивается последним. В случае участия нескольких генеральных советников и дачи ими общего заключения заслушивается один из них, а в случае дачи нескольких заключений - каждый в отдельности (если имеется отдельное заключение каждого из них).
Экспертам, специалистам, генеральным советникам могут быть заданы вопросы.
137. Генеральный советник предлагает полному составу Экономического Суда проект решения по рассматриваемому делу без его оглашения в судебном заседании.
138. Признав материалы дела достаточно исследованными, полный состав Экономического Суда удаляется для закрытого совещания.
139. Закрытое совещание судей Экономического Суда по вынесению решения проводится в совещательной комнате.
По обсуждаемым вопросам вправе высказаться каждый из судей Экономического Суда.
140. Закрытое совещание завершается голосованием судей Экономического Суда.
Председатель Экономического Суда ставит на голосование предложенные судьями Экономического Суда формулировки решения в порядке поступления. В заключение на голосование ставится текст решения в целом.
Голосование проводится поименным опросом судей. Председатель Экономического Суда голосует последним.
В случае несогласия с решением, принятым по результатам рассмотрения дела по существу, судья вправе изложить свое особое мнение в письменной форме.
Особое мнение судьи передается председателю Экономического Суда для приобщения к материалам дела, хранится в материалах дела в опечатанном пакете (конверте) и разглашению не подлежит.
141. Судьи Экономического Суда не вправе разглашать суждения, имевшие место во время закрытого совещания.
142. Если в ходе закрытого совещания полный состав Экономического Суда признает необходимым привлечь специалиста, провести экспертизу, выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, рассмотрение дела возобновляется. При этом полный состав Экономического Суда может объявить перерыв в судебном заседании, приостановить производство по делу или отложить рассмотрение дела на срок, необходимый для выяснения (исследования) этих вопросов. Принятое решение по данным вопросам оформляется определением полного состава Экономического Суда.
143. Решение о толковании должно содержать:
дату и место вынесения решения;
краткое изложение запроса о толковании;
правовое обоснование;
выводы Экономического Суда.
144. Решение полного состава Экономического Суда оглашается в судебном заседании сразу после окончания закрытого совещания судей Экономического Суда. В исключительных случаях может быть оглашена только резолютивная часть решения, сформулированная в письменном виде.
145. При оглашении только резолютивной части решения судья-докладчик окончательно оформляет решение в срок, не превышающий тридцати дней со дня ее объявления, и представляет на подпись председателю Экономического Суда.
146. Председатель Экономического Суда подписывает решение полного состава Экономического Суда.
147. Полный состав Экономического Суда вправе после оглашения решения исправить допущенные в нем неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счетные ошибки и ошибки редакционного характера.
Исправление допущенных в решении неточностей, описок, счетных ошибок и ошибок редакционного характера допускается только в заседании полного состава Экономического Суда путем вынесения соответствующего определения.
Определение об исправлении ошибок является составной частью основного решения Экономического Суда.
148. Решение полного состава Экономического Суда о толковании является окончательным и обжалованию не подлежит.
149. Решение полного состава Экономического Суда либо его отдельные положения могут быть официально разъяснены только самим полным составом Экономического Суда по ходатайству заявителя либо органов и лиц, которым направлено решение, а также по собственной инициативе.
Ходатайство об официальном разъяснении решения рассматривается по правилам судопроизводства, предусмотренным пунктами 117-122, 128-141, 150 настоящего Регламента.
Разъяснение решения полного состава Экономического Суда осуществляется в соответствии с его действительным содержанием.
О разъяснении решения полный состав Экономического Суда выносит определение в порядке, предусмотренном пунктами 143-146 настоящего Регламента.
150. В судебном заседании полного состава Экономического Суда ведется протокол.
Протокол должен быть оформлен в течение десяти дней с момента окончания судебного заседания.
Протокол судебного заседания подписывается председателем Экономического Суда, секретарем (секретарями) судебного заседания и приобщается к делу.
Участники заседания вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и внести свои замечания, которые должны быть рассмотрены председателем Экономического Суда в течение десяти дней. Рассмотренные замечания председатель Экономического Суда приобщает к протоколу либо отклоняет их.
Производство Пленумом Экономического Суда
151. Стороны или третьи лица, не согласные с решением (определением) коллегии Экономического Суда, вправе обжаловать его в Пленум Экономического Суда.
Жалоба подается не позднее трех месяцев со дня получения решения (определения) Экономического Суда.
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана указанными в абзаце первом лицами или их уполномоченными представителями.
К жалобе, подписанной представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая полномочия на подписание.
152. Жалоба подается председателю Экономического Суда, который в трехдневный срок данную жалобу вместе с материалами дела передает для изучения судье, не принимавшему участия в рассмотрении дела.
В срок не позднее пятнадцати дней судья составляет заключение по материалам жалобы и передает ее вместе с материалами дела секретарю Пленума Экономического Суда.
Заключение по материалам жалобы должно содержать выводы о правильности оформления жалобы, полноте и достаточности представленных материалов и по другим вопросам, необходимым для рассмотрения жалобы Пленумом.
152.1. Секретарь Пленума возвращает жалобу, если она подана с нарушением требований, предусмотренных пунктом 151 настоящего Регламента.
Если жалоба подана с пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восстановлении, вопрос о восстановлении срока решается коллегией Экономического Суда.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения жалобы, такая жалоба может быть вновь подана в порядке, установленном настоящим Регламентом.
153. Секретарь Пленума Экономического Суда:
направляет заинтересованным участникам дела копии жалобы и приложенные к ней документы не позднее месяца с даты получения жалобы;
предлагает им представить свои возражения (отзыв на жалобу);
извещает заинтересованных участников о времени и месте рассмотрения жалобы и просит обеспечить участие в Пленуме Экономического Суда их представителей;
направляет членам Пленума Экономического Суда копии жалобы, приложенные к ней документы и заключение. В случае необходимости членам Пленума Экономического Суда высылаются и копии материалов дела.
153.1. Судья-докладчик и секретарь Пленума Экономического Суда осуществляют подготовку судебного дела по жалобе для рассмотрения Пленумом Экономического Суда.
Заседание Пленума созывается председателем Экономического Суда - председателем Пленума не позднее трех месяцев с даты получения жалобы.
Порядок организации и проведения заседаний Пленума Экономического Суда по рассмотрению жалоб на решения (определения) коллегий Экономического Суда определяется Регламентом Пленума Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
154. Рассмотрение дела по жалобе на решение коллегии Экономического Суда начинается с доклада судьи, которому было поручено изучение дела в соответствии с пунктом 152 настоящего Регламента. В докладе судьи должны быть изложены обстоятельства дела, доводы, приведенные в жалобе, и другие обстоятельства, имеющие значение для проверки правильности решения.
По окончании доклада члены Пленума Экономического Суда вправе задать судье-докладчику, присутствующим представителям сторон и другим участникам процесса вопросы по существу рассматриваемой жалобы.
155. Заслушав доклад и ответы на поставленные вопросы, Пленум Экономического Суда переходит к закрытому обсуждению жалобы и иных материалов дела.
В закрытом обсуждении вправе участвовать только члены Пленума Экономического Суда.
156. Пленум Экономического Суда выносит по жалобе решение в форме постановления, в котором указываются:
дата и место заседания Пленума Экономического Суда;
краткое содержание решения коллегии Экономического Суда, на которое подана в Пленум Экономического Суда жалоба;
краткое содержание жалобы с указанием оснований, по которым решение коллегии Экономического Суда обжалуется;
краткое содержание объяснений по жалобе, других обстоятельств и дополнительных материалов, исследованных в заседании Пленума Экономического Суда;
мотивы, по которым принимается постановление Пленума Экономического Суда со ссылкой на примененное право и материалы дела;
выводы по результатам рассмотрения жалобы.
Постановление Пленума Экономического Суда подписывается председателем Экономического Суда и секретарем Пленума Экономического Суда.
157. Пленум Экономического Суда, рассматривающий дело по жалобе на решение коллегии Экономического Суда, вправе:
оставить решение коллегии Экономического Суда без изменения, а жалобу без удовлетворения;
отменить решение коллегии Экономического Суда полностью или частично и передать дело на новое рассмотрение;
отменить решение коллегии Экономического Суда полностью или частично и прекратить производство по делу;
изменить решение коллегии Экономического Суда;
отменить решение коллегии Экономического Суда и принять новое решение по делу.
158. (Пункт 158 исключен Постановлением Пленума Экономического Суда СНГ от 14 апреля 2010 года N 1).
159. При направлении дела на новое рассмотрение Пленум Экономического Суда вправе указать, в какой коллегии Экономического Суда подлежит рассмотрению данное дело. Если постановление Пленума Экономического Суда такого указания не содержит, этот вопрос решается председателем Экономического Суда с учетом конкретных обстоятельств дела и оснований отмены решения.
Решение коллегии Экономического Суда подлежит отмене с прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 78 настоящего Регламента.
160. При отмене решения коллегии Экономического Суда и направлении дела на новое рассмотрение Пленум Экономического Суда не вправе предрешать вопросы о:
достоверности или недостоверности доказательств;
преимуществе одних доказательств перед другими;
норме права, которая должна применяться;
решении, которое должно быть принято при новом рассмотрении дела.
161. Постановление Пленума Экономического Суда объявляется председательствующим на заседании Пленума Экономического Суда после его принятия и в месячный срок направляется сторонам, участвовавшим в деле, высшим хозяйственным (арбитражным) судам или иным органам, разрешающим экономические споры в государствах-участниках Соглашения о статусе Экономического Суда, а также органам и институтам Содружества по усмотрению председателя Экономического Суда.
162. Постановление Пленума Экономического Суда вступает в силу немедленно после его принятия и обжалованию не подлежит.
163. Постановление Пленума Экономического Суда исполняется в порядке, предусмотренном в пунктах 105-107 настоящего Регламента.
164. В заседании Пленума Экономического Суда ведется протокол.
Протокол должен быть оформлен в течение двадцати дней с момента окончания заседания Пленума Экономического Суда.
Протокол заседания Пленума Экономического Суда подписывается председателем Экономического Суда и секретарем Пленума Экономического Суда.
Глава 6.1. Производство в Экономическом Суде
по делам о толковании и по спорам,
возникающим в рамках Евразийского
экономического сообщества
165. Экономический Суд временно осуществляет функции Суда Евразийского экономического сообщества в соответствии с Соглашением между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года.
166. Экономический Суд разрешает межгосударственные споры экономического характера, возникающие:
при применении Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих международных договоров в рамках Евразийского экономического сообщества и принятых органами ЕврАзЭС решений;
при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС;
иные споры, отнесенные к его ведению действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС.
Экономический Суд рассматривает споры по заявлению заинтересованных государств-членов ЕврАзЭС в лице их правительств.
167. Экономический Суд осуществляет толкование положений действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и решений органов ЕврАзЭС.
Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств-членов ЕврАзЭС, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в порядке, предусмотренном Регламентом Экономического Суда.
168. Порядок разрешения споров определяется Регламентом Экономического Суда за изъятиями, установленными настоящей главой.
169. Коллегия по рассмотрению споров, возникающих в рамках ЕврАзЭС, формируется из числа всех судей Экономического Суда.
170. Решение по спорам считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов коллегии.
Решение по спорам подписывается всеми членами коллегии, вступает в силу с даты его принятия и является окончательным.
171. Каждое государство-член ЕврАзЭС обязуется выполнять решение Экономического Суда по тому делу, в котором оно является стороной.
172. Решения Экономического Суда подлежат обязательному опубликованию в изданиях ЕврАзЭС и средствах массовой информации государств-членов ЕврАзЭС.
Глава 7. Заключительные положения
Порядок вступления в силу настоящего Регламента
173. Настоящий Регламент вступает в силу с момента его утверждения Пленумом Экономического Суда.
174. Разъяснения по применению настоящего Регламента даются полным составом Экономического Суда, а толкования его положений осуществляются Пленумом Экономического Суда.
175. Положения настоящего Регламента являются обязательными для любой из сторон, других участников процесса, органов и институтов Содружества.
176. Решения Экономического Суда и постановления Пленума Экономического Суда считаются официально опубликованными с момента размещения их в открытом доступе на интернет-сайте Экономического Суда и/или в Едином реестре правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств.
177. Экономический Суд принимает меры к тому, чтобы буква и дух настоящего Регламента были соблюдены.