Определение обычных цен для крупных налогоплательщиков
Опасность применения обычных цен для целей определения доходов, расходов и базы обложения НДС является одним из основных "налоговых рисков" для тех налогоплательщиков, которые осуществляют операции со связанными лицами, лицами, не являющимися плательщиками налога на прибыль, осуществляют бартерные операции, а также для тех плательщиков НДС, которые обязаны начислять НДС при отсутствии поставки, в том числе при передаче товаров, нематериальных активов для непроизводственного использования, при их ликвидации и т. п.
Обычные цены применяются на практике пока что достаточно редко, и вызвано это тем, что ст. 39 разд. I НК Украины, определяющая способы обоснования обычных цен, пока не вступила в силу. Однако ждать вступления в силу этой статьи осталось недолго. Час "Ч" наступит 01.01.2013 г.
Не знаем, как готовятся к вступлению в силу ст. 39 разд. I НК Украины, налогоплательщики, а ГНСУ встретит час "Ч" во всеоружии. И таким "оружием" для налоговиков будет Порядок N 787, принятый в соответствии с п. 39.16 ст. 39 разд. I НК Украины, согласно которому крупный налогоплательщик имеет право заключить с ГНС договор о порядке определения цен для целей налогообложения.
Такие договоры являются одной из важнейших налоговых новаций. При этом важно отметить, что в п. 39.16 ст. 39 разд. I НК Украины нет никакой конкретики, но ясно одно, что смысл заключения договора для налогоплательщика состоит в том, что он сам выбирает метод определения обычной цены, по которому эти цены будут определяться хоть самим налогоплательщиком, хоть налоговым органом.
Для заключения договора крупный налогоплательщик подает ГНС заявление, в котором по конкретным (выбранным) видам товаров (работ, услуг) заявляет об избранном методе определения обычной цены и официальный источник информации, которые для этого будут использоваться.
Напомним, что п. 39.2 ст. 39 разд. І НК Украины допускается применение пяти методов определения обычной цены:
а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж); это основной (первый) метод, по которому цена определяется исходя из цен на идентичные (однородные) товары (работы, услуги);
б) цены перепродажи, по которому обычная цена определяется вычитанием из цены продажи (перепродажи) товара его покупателем, за вычетом соответствующей наценки, расходов, связанных со сбытом;
в) "расходы плюс", по которому обычная цена определяется суммированием себестоимости и "соответствующей наценки", обычной для соответствующего вида деятельности, при этом предполагается, что будет установлен минимальный размер наценки. Этот метод, очевидно, нельзя будет применить для производственных предприятий, если, конечно, считать "себестоимостью" тот показатель, который используется для целей налогообложения;
г) распределения прибыли;
ґ) чистой прибыли.
При этом важно, что для обоснования обычной цены, согласно п. 39.11 ст. 39 разд. I НК Украины, можно использовать только официальные источники информации, в том числе:
- статистические данные государственных органов и учреждений;
- цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;
- справочные цены специальных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных;
- отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом;
- другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке. Как быть, если для определения обычной цены на данный продукт нет официальной информации?
В статье 39 разд. I НК Украины на этот вопрос нет удовлетворительного ответа. Так как не может быть выходом норма п. 39.3 ст. 39 разд. I НК Украины, согласно которой при отсутствии данных для применения отмеченных методов определения обычной цены такая цена может быть определена исходя из результатов независимой оценки имущества и имущественных прав, которая проводится субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценке имущества.
Очевидно, поэтому на крупных налогоплательщиков возложена обязанность самим найти такие официальные источники.
К заявлению на заключение договора крупный налогоплательщик должен приложить:
- информацию о связанных лицах, форма которой будет утверждена Минфином;
- договоры поставки, кроме договора поставки крупному налогоплательщику несвязанными лицами, в случае если их стоимость менее 95 % общей стоимости товаров, необходимых для производства данного вида продукции (заметим, что получение от связанных лиц более 95 % сырья и материалов - большая редкость). Заявление рассматривается ГНС в течение 20 дней и в случае согласия заключается договор о ценообразовании, форма которого приведена в Приложении 2 к Порядку N 787.
Завершая анализ, напомним, что, согласно п. 39.15 ст. 39 разд. I НК Украины, в случае отклонения договорных цен в налоговом учете налогоплательщика в сторону увеличения или уменьшения от обычных цен менее чем на 20 % такое отклонение не может быть основанием для определения (начисления) налогового обязательства, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности. Определенные с помощью применения обычных цен база, объект налогообложения и другие показатели налогового учета используются органами ГНС для проведения расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности по результатам проведения проверки.
По результатам этой проверки принимается соответствующее налоговое уведомление-решение. В случае если налогоплательщик начинает процедуру обжалования этого налогового уведомления-решения или неуплаты соответствующей суммы, определенной в таком налоговом уведомлении-решении, в течение сроков, установленных НК Украины, налоговое уведомление-решение считается отозванным.
Руководитель органа ГНС обязан обратиться в суд с иском о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон об оценке имущества - Закон Украины от 12.07.2001 г. N 2658-III "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине"
Порядок N 787 - Порядок заключения и исполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, утвержденный Постановлением КМУ от 22.08.2012 г. N 787
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 40 (874),
1 октября 2012 г.
Подписной индекс 40783
