Ответы на актуальные вопросы по подаче налоговой отчетности
ВОПРОСЫ:
1. Предусмотрена ли в НК Украины ответственность за арифметическую или методологическую ошибку в налоговой декларации, которая не привела к занижению суммы, налоговых обязательств или завышению отрицательного значения?
2. Как определяется «повторное» правонарушение у субъекта хозяйствования, который находится на учете в органах ГНС по основному и неосновному месту учета, с целью применения штрафных санкций за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности?
3. Какую отчетность об объемах розничной торговли подают субъекты хозяйствования, получившие лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, и применяются ли финансовые (штрафные) санкции за непредставление (несвоевременное представление) такой отчетности?
4. Каким образом отражается в отчете об использования РРО и КУРО сумма похищенных средств из кассового ящика РРО?
5. Необходимо ли предоставлять в органы ГНС справку об опломбировании РРО, выданную центром сервисного обслуживания в случае ремонта РРО?
6. Необходимо ли представлять периодические отчеты, распечатанные на РРО за отчетный месяц, вместе с отчетом по форме N ЗВР-1?
7. Необходимо ли субъектам хозяйствования, осуществляющим операции по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, подавать в органы, ГНС отчеты об использовании РРО?
8. Имеет ли право налогоплательщик в связи с исправлением ошибок в налоговой декларации по НДС прошлого периода подать к уточняющему расчету заявление с жалобой об отказе поставщика представить налоговую накладную (о нарушении им порядка заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных)?
ОТВЕТЫ:
1. Под определением «арифметическая ошибка» следует понимать ошибку или описку, допущенную налогоплательщиком при заполнении деклараций (расчетов) или приложений к ним, в частности, при выполнении арифметических действий, предусмотренных при исчислении объекта налогообложения с целью определения налоговых обязательств по налогу, сбору, обязательному платежу (сложении или вычитании соответствующих строк), а также описку, допущенную при переносе данных из приложений, на основании которых заполняются соответствующие строки декларации (неправильно поставлена запятая при применении единицы измерения, неправильно перенесен итог из приложения и др.).
Под «методологической ошибкой» следует понимать ошибку, допущенную налогоплательщиком при составлении им декларации, которая заключается в неправильном применении или неприменении ставок налогообложения или коэффициентов при определении налогового обязательства по тому или иному налогу, сбору (обязательному платежу).
Определение этих терминов содержится в Письмах N 06-10/167 и N 9018/7/23-3317.
Статьей 14 разд. I НК Украины предусмотрено определение понятий, которые употребляются в настоящем Кодексе, но в данной статье понятия «арифметические или методологические ошибки» отсутствуют.
Статьей 76 гл. 8 разд. II НК Украины предусмотрен порядок проведения камеральной проверки.
Камеральная проверка проводится должностными лицами органа ГНС без любого специального решения руководителя такого органа или направления на ее проведение. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.
Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.
Порядок оформления результатов камеральной проверки осуществляется в соответствии с требованиями ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины.
В главе 11 разд. II НК Украины не предусмотрено привлечение к ответственности налогоплательщиков при выявлении нарушений, связанных с арифметическими или методологическими ошибками.
Таким образом, в НК Украины не дано определение арифметической или методологической ошибке и не предусмотрена ответственность за данные ошибки.
2. Согласно п. 120.1 ст. 120 гл. 11 разд. II НК Украины непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы налоговых деклараций (расчетов), влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.
По результатам камеральной проверки в случае установления нарушений составляется акт (п. 86.2 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины). В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику акта проверки, руководителем налогового органа (его заместителем) принимается налоговое уведомление-решение (п. 86.8 ст. 86 гл. 8 разд. II НК Украины).
В соответствии с п. 48.3 ст. 48 гл. 2 разд. II НК Украины налоговая декларация, в частности, должна содержать наименование органа ГНС, в который представляется отчетность.
Следовательно, при определении «повторного» правонарушения с целью применения штрафных санкций за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности нужно учитывать результаты камеральной проверки по налогам и сборам каждого органа ГНС как по основному, так и неосновному месту нахождения.
3. Согласно абзацу 3 ст. 16 Закона N 481/95 субъекты хозяйствования, получившие предусмотренные настоящим Законом лицензии, подают в орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины выдавать такие лицензии, ежемесячно до 10 числа следующего месяца отчет об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий по форме, установленной этим органом.
В связи со вступлением в силу Закона N 5039 до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с Законом 481/95, отчеты по формам:
- N 1-РС «Отчет об объемах производства и реализации спирта»; N 2-РС «Отчет об объемах производства и реализации алкогольных напитков»; N 3-РС «Отчеты об объемах производства и реализации табачных изделий», утвержденные Приказом N 449;
- N 1-ОА «Отчет об объемах приобретения и реализации алкогольных напитков», 1-ОТ «Отчет об объемах приобретения и реализации табачных изделий», утвержденные Приказом 228, - подаются в региональные управления Департамента контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНСУ в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, как и структурным подразделениям органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать лицензии. Отчеты предоставляются на бумажных носителях и в электронной форме ежемесячно до 10 числа следующего месяца. Датой получения отчета считается дата его регистрации в региональном управлении. За непредставление или несвоевременное представление отчета или представление отчета с недостоверными сведениями об объемах производства и/или оборота (в том числе импорта и экспорта) спирта, алкогольных напитков и табачных изделий в орган исполнительной власти, уполномоченный Кабинетом Министров Украины выдавать соответствующие лицензии, к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов в размере грн (ст. 17 Закона 481/95). Выполнение нормы Закона 481/95 относительно порядка представления формы отчетности и ответственности субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями, возможно после приведения действующих нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями Закона 481/95.
4. В графе 4 «Отчета об использовании регистраторов расчетных операций (расчетных книжек)» отражается полная сумма проведенных за отчетный месяц расчетных операций, независимо от того, что определенная сумма средств была похищена из кассового ящика регистратора расчетных операций, то есть отдельного отражения в данном Отчете суммы похищенных средств не предусмотрено.
5. Да, копию каждой справки об опломбировании РРО, выданную центром сервисного обслуживания, субъект предпринимательской деятельности должен подать в орган ГНС по месту учета регистратора не позднее наступления ближайшего срока представления отчетности, связанной с применением РРО.
6. Периодические отчеты за прошедший календарный год (распечатанные на каждом РРО) обязательно подаются с отчетом (по форме N ЗВР-1) за последний месяц календарного года. При этом разрешается представлять периодические отчеты вместе с Отчетом за первый месяц текущего календарного года.
7. Субъекты хозяйствования, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками, обязаны, в частности, проводить операции по купле-продаже иностранной валюты через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой в двух экземплярах расчетных документов, подтверждающих выполнение этих операций.
Представление отчетов об использовании РРО в органы ГНС действующим законодательством в настоящее время не предусмотрено.
8. В случае отказа продавца товаров/услуг представить налоговую накладную или в случае нарушения им порядка ее заполнения и/или порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных налогоплательщик - покупатель товаров/услуг имеет возможность воспользоваться своим правом и подать заявление с жалобой на поставщика вместе с налоговой декларацией по НДС за отчетный (налоговый) период, в котором произошел факт уплаты налога поставщику или факт получения товаров/услуг, что подтверждается соответствующими документами.
Возможность подачи такого заявления вместе с уточняющим расчетом налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок законодательством не предусмотрена.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон N 481/95 - Закон Украины от 19.12.1995 г. N 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий»
Закон N 5039 - Закон Украины от 04.07.2012 г. N 5039-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» относительно функций уполномоченного органа»
Приказ N 228 - Приказ ГНАУ от 27.04.2006 г. N 228 «Об утверждении Форм отчетов о приобретении и реализации алкогольных напитков и табачных изделий и инструкций по их заполнению»
Приказ N 449 - Приказ ГНАУ от 13.10.2005 г. N 449 «Об утверждении форм отчетов по обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и инструкций по их заполнению»
Письмо N 06-10/167 - Письмо Комитета ВР Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 20.03.2001 г. N 06-10/167 «О предоставлении разъяснения по определению термина «арифметическая ошибка или описка»
Письмо N 9018/7/23-3317 - Письмо ГНАУ от 06.07.2001 г. N 9018/7/23-3317 «О применении штрафных санкций при выявлении арифметических или методологических ошибок в поданной налогоплательщиком налоговой декларации»
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 38 (872),
17 сентября 2012 г.
Подписной индекс 40783
