Если плательщику НДС присваивается статус «10»
Нормами подпункта «ж» п. 184.1 ст. 184 разд.УНК Украины прописано, что основанием для аннулирования регистрации плательщика НДС является наличие записи в Едином государственном реестре юридических и физических лиц - предпринимателей (далее - ЕГР) об отсутствии юридического или физического лица по его местонахождению (местожительству) или запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.
Как определять налоговый адрес налогоплательщика
Местонахождение юридического и физического лица, согласно ст. 45 гл. 1 разд. II НК Украины, считается налоговым адресом налогоплательщика.
Налоговым адресом физического лица - предпринимателя признается место его проживания, по которому он ставится на учет в органе ГНС как налогоплательщик. Физическое лицо - налогоплательщик может иметь не более одного налогового адреса одновременно.
Налоговым адресом юридического лица является его местонахождение, сведения о котором содержатся в ЕГР.
Под местом проживания физического лица предпринимателя, согласно Закону о госрегистрации, понимается адрес жилого дома, квартиры, другого помещения, предназначенного для проживания в нем (общежитие, отель, т. п.), в том населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно или временно и по которому возможно осуществление связи.
Процедура подтверждения сведений о налогоплательщике
Если физическое лицо - предприниматель меняет местонахождение, то, согласно ст. 45 Закона о госрегистрации, он обязан указать такие сведения в регистрационной карточке по форме 11, утвержденной Приказом N 3178/5, и представить ее государственному регистратору.
Внесение записи в ЕГР об отсутствии физического лица - предпринимателя по установленному месту проживания является основанием для прекращения предпринимательской деятельности физического лица. При этом такая запись проводится только лишь на основании решения суда (ст. 46 Закона о госрегистрации).
Местонахождение юридического лица - это адрес лица, которое, согласно уставным документам, выступает от имени такого юридического лица. Согласно ст. 17 Закона о госрегистрации такие сведения, как место нахождение юридического лица и место проживания физического лица входят в базу данных ЕГР. Изменение сведений о месте нахождения юридических лиц подлежит обязательной регистрации в ЕГР. Уведомлять контролирующие органы об изменении налогового адреса, согласно пп. 16.1.11 п. 16.1 ст. 16 разд. I НК Украины, является обязанностью налогоплательщика.
Подтверждение сведений о юридическом лице представляет собой процедуру, согласно которой юридическое лицо каждый год, не позднее одного месяца после даты государственной регистрации обязано подавать регистрационную карточку по форме 6, утвержденную Приказом N 3178/5. Если такие сведения не поступают в установленный срок, то, согласно ст. 19 Закона о госрегистрации, государственный регистратор высылает заказным письмом в течение 5 рабочих дней уведомление о необходимости представления регистрационной карточки.
При этом, если после получения заказного письма юридическое лицо в течение месяца не представляет запрашиваемую регистрационную карточку, государственный регистратор вносит в ЕГР запись об отсутствии подтверждения сведений той датой, которая установлена для очередного представления регистрационной карточки.
Если же почтовое отправление о необходимости подать регистрационную карточку вернулось обратно, то, согласно п. 14 ст. 19 Закона о госрегистрации, в ЕГР вносится запись об отсутствии юридического лица по месту нахождения.
В порядке взаимодействия государственный регистратор может обращаться в орган ГНС с запросом об установлении места нахождения юридического лица или места жительства физического лица для дальнейших регистрационных действий.
В свою очередь орган ГНС может выступать инициатором для внесения государственным регистратором соответствующих записей в ЕГР. В этом случае государственный регистратор, согласно п. 12 ст. 19 Закона о госрегистрации, обязан получить от юридического лица подтверждение сведений о его месте нахождения по запросу налогового органа.
Обращаем внимание, что по инициативе налогового органа почтовое уведомление о необходимости подачи юридическим лицом регистрационной карточки может направляться без учета установленного срока для обязательной подачи регистрационной карточки по форме 6.
Согласно ст. 6 Закона о госрегистрации и п. 68.1 ст. 68 гл. 6 разд. II НК Украины государственный регистратор обязан передавать органам ГНС сведения о произведенных регистрационных действиях не позднее следующего рабочего дня после внесения соответствующей записи в ЕГР.
Аннулирование регистрации плательщика
НДС в случае неподачи регистрационной карточки
Взаимодействие с государственным регистратором дает основание органам ГНС аннулировать регистрацию плательщика НДС - юридического лица согласно подпункту «ж» п. 184 .1 ст. 184 разд. V НК Украины (при наличии соответствующей записи в ЕГР) в таких случаях:
- регистрационная карточка по форме 6 юридическим лицом не предоставлена по запросу государственного регистратора;
- почтовое уведомление о необходимости подачи регистрационной карточки, направленное юридическому лицу, вернулось в адрес государственного регистратора.
Отсутствие юридического или физического лица по месту нахождения (месту жительства) может стать причиной для прекращения таких лиц по решению суда (п. 2 ст. 38 и п. 2 ст. 46 Закона о госрегистрации).
Согласно пп. 20.1.12 п. 20.1 ст. 20 разд. I НК Украины органы ГНС имеют право обращаться в суд о прекращении юридического лица и прекращении предпринимательской деятельности физического лица. Прекращение лица подразумевает ликвидацию лица как налогоплательщика.
В отношении физических лиц - предпринимателей еще как-то просматривается связь в действиях налоговых органов по аннулированию регист-рации плательщика НДС с соответствующим решением суда (ст. 46 Закона о госрегистрации). А вот в отношении юридических лиц все намного сложнее.
Учитывая содержание пп. 5.5.2 п. 5.5 разд. V Положения № 1394, аннулирование плательщика НДС проводится при наличии уведомления государственного регистратора о наличии записи об отсутствии юридического лица по месту нахождения или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. А внесение государственным регистратором записей в ЕГР об отсутствии сведений о юридическом лице и отсутствие его по месту нахождения допускается без соответствующего решения суда.
Налоговым кодексом Украины не прописаны права налоговых органов во время такой важной процедуры, как лишение юридического лица статуса плательщика НДС. Принимая во внимание пробел в действующем законодательстве, налоговики действуют на основании своих подзаконных документов. Это дает повод для применения коррупционных рычагов воздействия на плательщиков НДС - юридических лиц во время аннулирования их регистрации как плательщиков НДС по основаниям, предусмотренным подпунктом «ж» п. 184.1 ст. 184 разд. V НК Украины.
Процесс взаимодействия подразделений органов ГНС
во время установления налогового адреса налогоплательщика
Подзаконными документами прописан процесс взаимодействия подразделений органов ГНС во время установления налогового адреса налогоплательщика, а также формальности, соблюдение которых является обязательным.
Согласно Методическим рекомендациям N 15371/7/10-3017 установлением места нахождения занимается подразделение налоговой милиции.
Согласно п. 12.4 разд. XII Порядка N 1588 относительно каждого налогоплательщика, местонахождение которого не установлено, соответствующие подразделения органов ГНС подают запросы органам налоговой милиции по форме, установленной Положением N 336.
Контроль за местонахождением налогоплательщиков
Контроль за местонахождением налогоплательщика может проводиться: - при постановке на учет налогоплательщика;
- во время проведения проверок налогоплательщика;
- во время выполнения работниками органов ГНС служебных обязанностей. При постановке на учет в органах ГНС юридические лица указывают налоговый адрес в форме N 1-ОПП (приложение 6 к Порядку N 1588), а самозанятые физические лица - в форме N 5-ОІІП (приложение 8 к Порядку N 1588). При регистрации налогоплательщиков подразделением налоговой милиции соответствующего органа ГНС контролируется налоговый адрес.
Информировать органы ГНС об изменении места нахождения - обязанность налогоплательщика, согласно п. 66.3 ст. 66 гл. 6 разд. II НК Украины.
Ответственность за непредставление сведений
об изменении местонахождения
За непредставление сведений об изменении местонахождения ст. 117 гл. 11 разд. II НК Украины предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере:
- 170 грн - для физических лиц;
- 510 грн - для юридических лиц или лиц, ответственных за ведение учета в рамках договора о совместной деятельности.
Действия контролирующих органов при отсутствии во
время проверок налогоплательщиков
(их должностных лиц) по месту нахождения
Если во время организации выездной плановой или внеплановой проверки налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) отсутствует по месту нахождения, то в тот же день составляется акт произвольной формы, копия которого передается подразделению налогообложения юридических или физических лиц для изменения статуса налогоплательщика. Дополнительно к такому акту подразделением налогового контроля составляется акт обследования помещения в произвольной форме с обязательным указанием соответствия такого помещения офисному (производственному).
Не позднее следующего рабочего дня подразделению налоговой милиции передается запрос об установлении местонахождения налогоплательщика.
Если орган ГНС и почта не могут вручить налогоплательщику налоговое уведомление или любой другой документ в связи с отсутствием налогоплательщика по месту нахождения, то работником соответствующего структурного подразделения органа ГНС оформляется справка на основании данных отдела регистрации входящей и исходящей корреспонденции о невозможности вручения налогоплательщику документа.
Соответствующее подразделение органа ГНС самостоятельно выясняет местонахождение налогоплательщика посредством общения по телефону, при помощи услуг почтовой связи, устанавливает местожительство учредителей и руководителей налогоплательщика.
Если посредством проведения данных мероприятий местонахождения плательщика установить невозможно, то отделу налоговой милиции направляется запрос, второй экземпляр которого передается подразделению регистрации и учета налогоплательщиков для внесения соответствующей информации в Единый банк данных юридических лиц и Реестра физических лиц районного уровня.
Кроме того, органам налоговой милиции могут поступать запросы по установлению места нахождения (места жительства) от государственного регистратора.
Плательщику, относительно которого подразделению налоговой милиции направлен запрос об установлении его местонахождения, присваивается статус «10».
Согласно Положению N 336 органом налоговой милиции относительно каждого плательщика, отсутствующего по месту нахождения, проводятся такие мероприятия:
1) использование информации из Единого банка сведений налогоплательщиков, при помощи которой устанавливается местожительство руководителей, учредителей юридических лиц. Для установления места регистрации физических лиц и места жительства должностных лиц юридического лица или его учредителей могут использоваться данные адресного бюро МВД;
2) установление местонахождения налогоплательщика при помощи телефонной, почтовой связи, выезда по предполагаемому месту нахождения налогоплательщика;
3) проведение опросов. В ходе установления места нахождения юридического лица подразделением налоговой милиции в обязательном порядке проводится опрос:
- владельца жилого помещения (с его согласия), если плательщик налогов зарегистрирован по адресу такого помещения:
- владельца помещения-арендодателя (с его согласия) относительно местонахождения налогоплательщика, если плательщик зарегистрирован по адресу помещения, в котором расположено производство, офисы и т. п. Процесс опроса в обязательном порядке документируется в виде пояснения или рапорта. В течение 10 календарных дней с даты получения запроса подразделение налоговой милиции обязано направить ответ инициатору запроса об установлении места нахождения плательщика.
На следующий день после получения ответа на запрос подразделение регистрации и учета налогоплательщиков готовит предложения по изменению статуса налогоплательщика.
При этом статус «10» плательщика изменяется:
- на другой (кроме «23», «32»), если место нахождения плательщика установлено;
- на статус «23», если местонахождение плательщика не установлено;
- на статус «32», если фактический адрес плательщика не установлен или он соответствует юридическому адресу массовой регистрации.
Если подразделениями налоговой милиции подтверждается факт отсутствия налогоплательщика по месту нахождения или фактическое местонахождение юридического лица не соответствует зарегистрированному, то государственному регистратору направляется уведомление по форме N 18-ОПП (приложение 26 к Порядку N 1588) для принятия соответствующих мер.
Государственный регистратор после получения такого уведомления об отсутствии юридического лица по месту нахождения в течение 5 рабочих дней направляет такому лицу уведомление о необходимости подачи регистрационной карточки.
Если в течение месяца регистрационная карточка юридическим лицом не подается, то государственный регистратор вносит в ЕГР запись об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Запись проводится той датой, которая установлена для подачи регистрационной карточки.
Если почтовое уведомление вернулось обратно, то государственный регистратор вносит в ЕГР запись об отсутствии юридического лица по месту нахождения.
Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе органа ГНС, согласно пп. 5.5.2 п. 5.5 разд. V Положения N 1394, принимается на основании подтверждающих документов (сведений), которыми являются:
- уведомление государственного регистратора;
- сведения из ЕГР о наличии записи об отсутствии юридического лица или физического лица - предпринимателя по месту нахождения (месту жительства);
- записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.
На основании перечисленных подтверждающих документов подразделение регистрации и учета налогоплательщиков готовит проект решения об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме N 6-РПДВ.
Как это ни странно, но п. 184.1 ст. 184 разд. V HK Украины предполагает, что аннулирование регистрации плательщика НДС, отсутствующего по месту нахождения, или юридического лица, в отношении которого имеется запись об отсутствии подтверждения сведений, может проводиться по инициативе такого налогоплательщика .
Решение по форме N 6-РПДВ (приложение 6 к Положению N 1394) составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр решения хранится в учетном деле плательщика НДС, а второй экземпляр, согласно пп. 5.5.4.3 п. 5.5.4 разд. V Положения N 1394, в течение 3-х рабочих дней после дня аннулирования регистрации отправляется органом ГНС такому плательщику по месту его нахождения (месту проживания), указанному в свидетельстве. В отношении плательщиков, отсутствующих по налоговому адресу, составляется справка. Решение об аннулировании регистрации плательщика вместе со справкой приобщается к учетному делу такого плательщика. Впоследствии такой плательщик может забрать решение по его письменному заявлению.
Если аннулирование регистрации осуществляется по инициативе налогового органа, то налогоплательщик обязан возвратить налоговому органу свидетельство и все заверенные копии в течение 20 календарных дней со дня принятия решения об аннулировании (пп. 5.5.5 п. 5.5 разд. V Положения N 1394).
Следует сказать, что ответственность при нарушении сроков возврата свидетельства действующим законодательством не предусмотрена.
Согласно п. 184.7 ст. 184 разд. V НК Украины, если товары/услуги, необоротные активы, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита, не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, такой налогоплательщик в последнем отчетном (налоговом) периоде не позднее даты аннулирования его регистрации как плательщика НДС обязан определить налоговые обязательства по таким товарам/услугам, необоротным активам исходя из обычной цены соответствующих товаров/услуг или необоротных активов, кроме случаев аннулирования регистрации как плательщика НДС в результате реорганизации налогоплательщика посредством присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения в соответствии с законом.
Если у налогоплательщика, который аннулируется, имеются налоговые обязательства по результатам последнего налогового периода, то, согласно п. 184.8 ст. 184 разд. V НК Украины, такая сумма засчитывается в счет суммы бюджетного возмещения (при его наличии), а при его отсутствии должна быть погашена в установленные сроки независимо от того, остается ли такое лицо зарегистрированным плательщиком НДС на день уплаты такой суммы или нет.
Обжалование решений контролирующих органов
по аннулированию плательщика НДС
Согласно ст. 56 гл. 4 разд. II НК Украины, решения, принятые налоговым органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
Обжалование решения органа ГНС в административном порядке заключается в подаче жалобы в вышестоящий контролирующий орган. Жалоба подается в письменном виде в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения обжалуемого решения органа ГНС.
Одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган плательщик должен уведомить об этом контролирующий орган, на решение которого составлена жалоба.
В жалобе, согласно Положению N 1001, должны быть указаны:
- наименование юридического лица, местонахождение (Ф.И.О., местожительство физического лица), адрес, куда можно отправить решение по жалобе;
- наименование органа ГНС, на которое подается жалоба;
- обоснование несогласия плательщика с вынесенным решением по сути;
- об уведомлении (неуведомлении) органа ГНС, на решение которого подается жалоба в орган высшего звена;
- подпись руководителя юридического лица (подпись физического лица), которая скрепляется печатью;
- при наличии - перечень документов и расчетов, прилагаемых к жалобе. Если жалоба отправляется по почте, то прилагается опись вложения.
Сроки подачи жалобы могут переноситься, согласно ст. 102 гл. 9 разд. II НК Украины, в случаях, если плательщик - физическое лицо или руководящее лицо при невозможности его замещения:
- находился за пределами территории Украины;
- пребывал в местах лишения свободы;
- имел ограниченную возможность передвижения вследствие действия непреодолимой силы;
- по решению суда был признан пропавшим без вести. По результатам рассмотрения жалобы принимается мотивированное решение, которое оформляется на соответствующем бланке органа ГНС.
Срок принятия мотивированного решения по жалобе составляет 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы. Такое решение направляется по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением. Установленные сроки могут продлеваться, но не более чем до 60 календарных дней, о чем сообщается налогоплательщику. Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется в течение установленного срока, то считается, что жалоба полностью удовлетворена.
Плательщик вправе обратиться с повторной жалобой в орган ГНС более высшего звена, если жалоба органом ГНС высшего звена не удовлетворена.
Административная процедура обжалования считается досудебным порядком разрешения спора. Если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, то налогоплательщик имеет право обжаловать в суде решение органа ГНС в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования.
Решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщика НДС может быть отменено, согласно пп. 5.6.1 п. 5.6 разд. V Положения N 1394, на основании:
- решения налогового органа об отмене аннулирования регистрации плательщика НДС;
- решения суда. Решение об отмене аннулирования регистрации плательщика НДС направляется центральному налоговому органу для внесения соответствующих изменений в Реестр налогоплательщиков.
В случае отмены решения об аннулировании регистрации налоговый орган выдает плательщику новое свидетельство (с новым номером) вместо старого на основании регистрационного заявления с отметкой «Перерегистрация». В этом случае дата регистрации плательщика НДС не изменяется, а датой начала действия нового свидетельства и датой аннулирования старого свидетельства является дата внесения в Реестр налогоплательщиков соответствующей записи.
Если на дату отмены аннулирования регистрации плательщика НДС лицо зарегистрировано плательщиком повторно, то налоговый орган выдает плательщику новое свидетельство (с новым номером) вместо старого, по процедуре перерегистрации плательщика НДС. При этом дата повторной регистрации изменяется на дату предыдущей регистрации плательщиком НДС, а дата аннулирования последнего свидетельства предыдущей регистрации изменяется на дату начала действия первого свидетельства повторной регистрации плательщиком НДС.
Список использованных документов
ПК Украины - Налоговый кодекс Украины
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц -' предпринимателей»
Положение N 336 - Положение об организации взаимодействия подразделений налоговой милиции с другими структурными подразделениями органов государственной налоговой службы для установления местонахождения налогоплательщика, утвержденное приказом ГНАУ от 17.05.2010 г. N 336
Положение N 1001 - Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. N 1001
Положение N 1394 - Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом Минфина Украины от 07.11.2011 г. N 1394
Порядок N 1588 - Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина Украины от 09.12.2011 г. N 1588
Приказ N 3178/5 - Приказ Минюста Украины от 14.10.2011 г. N 3178/5 «Об утверждении форм регистрационных карточек»
Методические рекомендации N 15371/7/10-3017 - Методические рекомендации по взаимодействию (ориентировочному алгоритму действий) органов государственной налоговой службы при отмене государственной регистрации субъектов хозяйствования, аннулировании свидетельства плательщика НДС (в т. ч. через процедуру банкротства и/или отмены государственной регистрации), доведенные в приложении к письму ГНАУ от 30.07.2010 г. N 15371/7/10-3017
"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов", N 34-35 (868-869),
20 августа 2012 г.
Подписной индекс 40783
