ЧПЕН и «безработные» дотации:
условия, размеры и срок, налогообложение, ответственность

Я частный предприниматель на едином налоге гр. 3 (5%), недавно узнал, что существует возможность получить дотацию на создание рабочих мест для трудоустройства безработных. Меня это очень заинтересовало, в связи с чем прошу ответить на следующие вопросы:

1. Каковы основные условия предоставления «безработной» дотации?

2. В каких размерах и на какой срок предоставляется дотация?

3. Включается ли сумма дотации в доход плательщика ЕН с целью обложения ее 5%?

4. Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка использования дотации?

Прежде чем приступить к ответу на вопросы, уясним сущность «безработной» дотации. Предоставление таких дотаций обусловлено ст. 30 Закона от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее - Закон № 1533), в соответствии с которой

«Фондом может предоставляться дотация работодателям на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных в размере расходов на заработную плату принятых по направлению государственной службы занятости лиц (но не выше среднего уровня в отраслях национальной экономики соответствующей области) в расчете на год».

Указанные дотации выплачиваются согласно Порядку предоставления работодателю дотации на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, утвержденному приказом Минтруда и соцполитики от 10.01.2001 г. № 1, с изменениями (далее - Порядок № 1).

Из п. 3 Порядка № 1 вытекает, что дотация - это деньги «безработного» Фонда, предоставленные ра­ботодателю на покрытие расходов на зарплату трудо­устроенных по направлению службы занятости лиц.

1. Условия предоставления дотации1 определены в п. 4-6 Порядка № 1.

Во-первых, некоторые категории безработных имеют первоочередное право на трудоустройство на дотационные места.

К ним относятся, например, женщины, имеющие детей в возрасте до 6 лет; одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов; дети-сироты, оставшиеся без опеки родителей; лица предпенсионного возраста; лица, освобожденные после отбытия наказания или принудительного лечения; инвалиды, не достигшие пенсионного воз­раста; женщины, которые уведомили о своей беременности и подтвердили ее документально. Так что предприниматель должен быть готов к тому, что на дотационное место из центра занятости могут прислать инвалида, беременную женщину или же человека с непростой судьбой.

Во-вторых, дотация предоставляется при условии, что трудовой договор с трудоустроенным работником не будет расторгнут в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе реорганизацией или перепрофилированием предпри­ятия, сокращением численности или штата, по со­глашению сторон в течение двух лет.

В-третьих, количество лиц, работающих у работодателя в течение первого года действия договора о трудоустройстве безработного с предоставлением дотации, не должно превышать для предпринимателей 50% общей численности наемных работников с учетом лиц, которые будут трудоустроены по новым договорам2.

В-четвертых, при прочих равных условиях пре­имущество в предоставлении дотации имеют рабо­тодатели, которые:

- создают дополнительные рабочие места для трудоустройства беременных женщин, молодежи на первое рабочее место, а также безработных, неспо­собных на равных конкурировать на рынке труда, сверх установленной квоты;

- выполнили норматив рабочих мест для трудо­устройства инвалидов сверх установленной нормы.

Прямо какие-то нереальные условия...

Обращаем внимание на то, что кроме условий предоставления дотации в Порядке № 1 приведены условия, являющиеся препятствием для ее предоставления. Так, дотация не предоставляется работодателям, которые:

1) состоят на учете в качестве плательщиков ECB менее 3-х месяцев;

2) на день обращения3 имеют задолженность:

- по «безработным» страховым взносам и/или уплате ECB;

- по уплате финансовых санкций за нарушение норм Закона № 1533-III и Закона «О занятости населения»;

3) не обеспечили выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» - в случае трудоустройства безработных из числа инвалидов;

4) в течение последних 3-х месяцев не использо­вали наемный труд.

2. Пунктом 7 Порядка № 1 установлено, что до­тация предоставляется ежемесячно в течение года в размере фактических расходов на зарплату лиц, принятых по направлению центра занятости.4

Эти расходы включают основную и дополнитель­ную заработную плату, определенную в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Закона «Об оплате труда», и сумму ECB.5

Обращаем внимание на то, что в случае перевода работника с одного рабочего места на другое дотация продолжает предоставляться, если выполняются следующие условия, определенные п. 9 Порядка № 1:

- на рабочем месте, на которое предоставлялась дотация, работник отработал более 3-х месяцев;

- перевод осуществлялся с согласия работника;

- на новом рабочем месте сохраняются гарантии занятости, предусмотренные условиями предоставления дотации.

Дотация продолжает предоставляться также в случае назначения дотационному работнику пенсии по возрасту или установления ему инвалидности, при условии что указанный работник продолжает работать.

3. Напомним, что доходом физлица - плательщика ЕН согласно п/п. 1 п. 292.1 НКУ является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме; материальной или нематериальной форме, определенной п. 292.3 НКУ.

Датой получения дохода в денежной форме яв­ляется дата его поступления на расчетный счет и/или в кассу плательщика ЕН (п. 292.6 НКУ).

Несмотря на то что «безработная» дотация вроде бы соответствует всем признакам дохода, она, на наш взгляд, не должна облагаться 5% ЕН.

Дело в том, что в п. 292.11 НКУ приведен перечень поступлений, которые не относятся к доходам единоналожника, и среди них - в п/п. 4 указанной нормы значатся

«суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в пределах государственных или местных программ».

Выше мы уже уяснили, что дотация - это целе­вые денежные средства, выделяемые «безработным» Фондом для трудоустройства безработных, в том числе молодежи на первое рабочее место. Поэтому на основании п/п. 4 п. 292.11 НКУ сумму дотации не включают в доход плательщика ЕН и соответственно не облагают налогом по ставке 5% (или 3%).

А что думают по этому поводу налоговики?

К сожалению, нам удалось найти разъяснения ГНАУ только «указного» времени.

На вопрос, включаются ли в выручку от реализа­ции «безработные» дотации, полученные ЧПЕНом, главные налоговики отвечают, что в объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) необходимо включать суммы всех денежных средств, поступи­вших на расчетный счет и/или в кассу плательщика ЕН в отчетном периоде. Дескать, единоналожным Указом не предусмотрено никаких исключений.

Следует отметить, что в налоговокодексное время данный ответ можно не принимать во внимание, и вот почему.

Во-первых, сейчас у ЧПЕНов доход6, а не выручка.

Во-вторых, в период действия единоналожного Указа в выручку ЧПЕНа налоговики включали все подряд, ведь в то время это не влияло на налого­обложение, а делалось с целью увеличения объема выручки для целей применения физлицом упрощенной системы.

В-третьих, сейчас в НКУ есть прямая норма (п/п. 4 п. 292.11 НКУ), согласно которой спецназовские деньги фонда занятости единым налогом не облагаются (кстати, и у ЮРЕНов тоже7).

Так что - так тому и быть!

4. В соответствии с п. 15 Порядка № 1 работодатель

«несет ответственность за обеспечение гарантии занятости лиц, принятых на работу с предоставлением работодателю дотации, достоверность сведений, являющихся основанием для принятия решения о предоставлении дотации для трудоустройства безработных, определения размера дотации и использования дотации».

Центр занятости не реже одного раза в полгода проверяет достоверность сведений, представленных работодателем для получения средств Фонда. В случае выявления недостоверности представленных работодателем сведений и использования средств Фонда с нарушением установленного порядка рабо­тодатель добровольно или на основании решения суда обязан компенсировать Фонду причиненный ущерб согласно ч. 3 ст. 35 Закона № 1533. В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 1533 за нарушение порядка использования средств Фонда на работодателя на­лагается штраф в размере предоставленной Фондом суммы, использованной с нарушением.

Выше мы уже говорили о гарантиях, то есть о том, что направленный центром занятости работник не будет уволен на протяжении 2-х лет по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 40 и п. 1 ч. 1 ст. 36 КЗоТ. В случае необеспечения таких гарантий суммы дотации должны быть возвращены работодателем Фонду в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции.

Для работодателей-нарушителей предусмотрена также и админответственность. Так, нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат, несвоевременное представление или непредставление определенных Законом № 1533 сведений, представление недосто­верных сведений об использовании средств Фонда грозят, в частности, физлицам, использующим на­емный труд, наложением на них административного штрафа в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 до 255 грн).

В общем, дотации - дело непростое, хлопотное и весьма ответственное.

Алла Погребняк

P. S. 21.05.2012 г. в парламенте зарегистрирован законопроект № 10497 «О внесении изменений в Закон "О занятости населения"».

22.05.2012 г. свой проект изменений в тот же Закон внес Кабмин (peг. № 10497-1).

В кабминовском законопроекте работодателю в случае трудоустройства безработных предлагается компенсировать лишь выплату ЕСВ с соответствующего рабочего места на протяжении 2-х лет. К тому же эта норма будет касаться не всех безработных, а только лиц, имеющих дополнительные гарантии (молодежи, закончившей обучение, детей-сирот, граждан, прошедших принудительное лечение), и только если это будет новое рабочее место.

То ли еще будет...

_______________

1 Мы будем рассматривать их применительно к частным предпринимателям, поэтому на специфических условиях, касающихся предприятий, останавливаться не будем.

2 Следует отметить, что данное требование не распространяется на работодателей, госрегистрация которых проводилась в сельской местности или малых, в том числе монофункциональных городах, при условии что их наемные работники трудятся по месту госрегистрации работодателя.

3 Под днем обращения следует понимать дату предоставления письма физлица-предпринимателя на его предварительное согласие на трудоустройство безработного.

4 Но не выше среднего уровня заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области за месяц, за который начислена заработная плата.

5 Особый порядок определения размера дотации установлен для случаев, когда:

- работник отработал у работодателя полный месяц, а срок предоставления дотации истекает в середине месяца и его зарплата превысила средний уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области;

- работник отработал неполный месяц и его зарплата превысила средний уровень заработной платы по всем видам экономической деятельности в соответствующей области.

6 Что такое доход для новой упрощенной системы налогообложения - см. в «Бухгалтере» № 46'2011 на с. 32-37.

7 Касаемо ЮРЕНов, достаточно близких по налогообложению к ЧПЕНам гр. 3, в более ранних консультациях налоговики разъясняли, что целевые «безработные» дотации не включаются в их доход (см., например, «Вестник налоговой службы Украины» № 47/2001, с. 8; № 4/2002, с. 35; № 42/2004, с. 43). Однако в п. 2.1 Обобщающего налогового разъяснения относительно отдельных вопросов применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого на­лога субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, утвержденного приказом ГНАУ от 07.04.2010 г. № 224, уже разъяснялось, что всякого рода бюджетные субсидии и дотации включаются в базу налогообложения.

"Бухгалтер" N 21, июнь (I) 2012 г.
Подписной индекс:
русск. - 74201, укр. - 23635