О порядке выплаты компенсаций перерабатывающими предприятиями

В Украине никак не могут определиться с выплатой дотаций (именуемых теперь компенсациями) производителям молока и мяса. Так, действовавшая в 2011 году схема государственной поддержки через специальный фонд Госбюджета оказалась непрозрачной и компенсации так и не доходили до адресатов. Это стало одной из причин повышения цен на молочную продукцию.

С 1 января 2012 года возвращен предыдущий механизм выплаты компенсации поставщикам молока и мяса за счет НДС, который действовал до 31 декабря 2010 года. Это стало возможным благодаря изменениям, внесенным Законом N 4268 в п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины.

Правда, часть НДС, которая будет направляться на выплату компенсаций в 2012-2014 годах, с каждым годом будет уменьшаться.

Так, согласно пп. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины, перерабатывающее предприятие положительную разницу между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенную в налоговой декларации по НДС относительно деятельности по поставке продукции, уплачивает в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый им в органе Госказначейской службы, в следующих размерах (табл. 1).

Таблица 1

N
п/п 
Год  Размеры перечислений (%) 
в специальный фонд Госбюджета
Украины 
на специальный счет в Госказначейекой службе 
1.  2012  30  70 
2.  2013  40  60 
3.  2014  50  50 

Напомним, что Госказначейство Письмом N 16-10/191-947 обязало подчиненные ему территориальные органы по обращению перерабатывающих предприятий открывать в органах Государственной казначейской службы Украины счета по балансовому счету 3712 «Счета других клиентов Государственной казначейской службы Украины».

Кто будет выплачивать компенсацию сельхозпроизводителям в 2012 году

С 1 января 2012 года перерабатывающее предприятие сумму НДС, начисленную им при осуществлении операций по поставке собственной произведенной продукции, изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями и физическими лицами, самостоятельно выращивающими, разводящими, откармливающими продукцию животноводства, уплачивает в специальный фонд Государственного бюджета Украины и на специальный счет, открытый им в органе Госказначейской службы.

Вполне реально, что в 2012 году компенсации сельхозпроизводителям молока и мяса могут выплачиваться из двух источников. Такой вывод можно сделать из анализа абзацев 5 и 6 пп. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины.

Первый источник - средства, перечисленные перерабатывающими предприятиями на специальный счет в органе Госказначейской службы. В 2012 году - это 70 % от разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке продукции.

Напомним, что перерабатывающее предприятие сумму НДС, перечисленную на специальный счет, использует исключительно для выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации за проданные ими молоко и мясо в живом весе.

Второй источник - средства, перечисляемые теми же перерабатывающими предприятиями в специальный фонд Государственного бюджета Украины. В 2012 году - это 30 % от разницы между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенной в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке продукции.

Порядок использования уплаченных перерабатывающими предприятиями сумм НДС в специальный фонд Государственного бюджета Украины должен устанавливаться Кабинетом Министров Украины.

В настоящее время остается действующим Порядок N 246, который был разработан под предыдущую редакцию п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины, которая не предусматривала непосредственного перечисления компенсаций переработчиками. Вполне понятно, что Порядок N 246 необходимо было откорректировать еще в начале января текущего года, но Кабмин Украины почему-то не спешит что-то менять.

Согласно ныне действующему Порядку N 246 ответственным исполнителем бюджетной программы и главным распорядителем бюджетных средств является Минагрополитики Украины. Распорядителями бюджетных средств низшего уровня являются Министерство аграрной политики Автономной Республики Крым, главные управления агропромышленного развития областных и управления промышленности и агропромышленного развития Севастопольской городской госадминистраций (п. 7 Порядка N 246).

Таким образом, к субъектам, которые будут выплачивать компенсации сельхозпроизводителям, относятся перерабатывающие предприятия, Минагрополитики Украины и АР Крым, главные управления агропромышленного развития областных и управления промышленности и агропромышленного развития Севастопольской городской госадминистраций.

За что и кому будут выплачивать компенсацию в 2012 году

Компенсация должна выплачиваться сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающему предприятию молоко или мясо в живом весе.

В соответствии с п. 209.6 ст. 209 разд. V НК Украины сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (оказанных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, а также на давальческих условиях, у которого удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 % стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов совокупно.

Таким образом, объектами, за которые будут выплачивать компенсацию, являются поставленные молоко и мясо в живом весе, а получателями компенсации - сельскохозяйственные товаропроизводители или физические лица.

Однако для того, чтобы, к примеру, поставщик молока получил компенсацию, необходимо, чтобы переработчик изготовил из него продукцию, которая согласно действующему законодательству относится к молоку, молочному сырью или молочным продуктам.

Понятие терминов «молоко», «молочное сырье» и «молочные продукты» определено ст. 1 Закона о молоке. Такая продукция должна содержать исключительно составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактозу) и может содержать пищевые добавки, необходимые для производства, при условии что эти добавки ни частично, ни полностью не заменяют составляющих молока (молочный жир, молочный белок, лактозу).

Согласно ст. 11 Закона о молоке субъекты хозяйствования (кроме личных крестьянских хозяйств, физических лиц), осуществляющие производство молока, молочного сырья и молочных продуктов, подлежат аттестации на соответствие обязательным требованиям нормативно-правовых актов. При этом объектами аттестации производства молока, молочного сырья и молочных продуктов являются нормативная документация на продукцию, а также технологическое оборудование, средства измерительной техники и контроля, испытательное оборудование. Без указанной аттестации производство и переработка молока, молочного сырья и молочных продуктов, соответственно, и выплата компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям запрещаются.

Таким образом, суммы НДС, полученные перерабатывающим предприятием в результате осуществления операций по реализации продукции, которая не является «молоком», «молочным сырьем» и «молочными продуктами» в понимании Закона о молоке, не могут быть источником для выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Следует также отметить, что новый порядок налогообложения деятельности перерабатывающих предприятий не распространяется на лиц, не зарегистрированных плательщиками НДС, а также на операции по поставке продукции, изготовленной перерабатывающими предприятиями из:

- импортированного сырья;

- сырья, поставленного не в живом весе;

- сырья, которое не является сырьем собственного производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных разд. V НК Украины, или физических лиц.

Итак, по операциям поставки молочной продукции, которая не отвечает требованиям, определенным Законом о молоке, а также молочной продукции, изготовленной из импортированного сырья, из сырья, которое не является сырьем собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя или физического лица, суммы НДС не направляются для выплаты компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям (это касается также продукции, частично изготовленной из сырья собственного производства сельскохозяйственного товаропроизводителя, а частично - из другого сырья).

Кроме того, выплата компенсаций перерабатывающими предприятиями не проводится производителям молока - юридическим лицам, которые не соответствуют требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя п. 209.6 ст. 209 разд. V НК Украины, и сельскохозяйственным товаропроизводителям и физическим лицам, поставляющим перерабатывающим предприятиям молоко несобственного производства.

В то же время такая компенсация выплачивается сельскохозяйственному товаропроизводителю, поставляющему молоко собственного производства, который соответствует требованиям, определенным для сельскохозяйственного товаропроизводителя п. 209.6 ст. 209 разд. V НК Украины, и при этом не избрал специальный режим налогообложения.

Учет НДС перерабатывающими предприятиями

Перерабатывающее предприятие должно вести отдельный учет операций по поставке:

- собственной произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки)), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- других товаров/услуг, в том числе продукции, изготовленной из импортированного сырья, сырья, поставленного не в живом весе, сырья, не являющегося сырьем собственного производства сельскохозяйственных товаропроизводителей, и составлять налоговую декларацию по НДС и налоговую декларацию по НДС относительно деятельности по поставке продукции.

Таким образом, начисление НДС перерабатывающими предприятиями будет проводиться по трем направлениям:

1) в Государственный бюджет (по операциям поставки товаров/услуг, отличающимся от поставки продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями);

2) в специальный фонд Государственного бюджета (30 % - в 2012 году, 40 % - в 2013 году, 50 % - в 2014 году по операциям поставки продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями);

3) на специальный счет для выплаты компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими молоко и мясо в живом весе (70 % - в 2012 году, 60 % - в 2013 году, 50 % - в 2014 году по операциям поставки продукции, произведенной из молока и мяса в живом весе, поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Перерабатывающее предприятие сумму уплаченного (начисленного) налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным товарам/услугам, основным средствам, которые используются частично для изготовления продукции, а частично - для изготовления других товаров/услуг, распределяет исходя из доли использования таких товаров/услуг, основных средств в операциях поставки продукции и соответственно в операциях поставки других товаров/услуг, с учетом требований разд. V НК Украины.

Перерабатывающее предприятие операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины продукции в таможенном режиме экспорта отражает в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и имеет право на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного (начисленного) поставщикам товаров/услуг, стоимость которых включена в стоимость экспортированной продукции. Такое возмещение осуществляется в общем порядке (пп. 5 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины).

Отчетным (налоговым) периодом для переработчика является один календарный месяц.

Перерабатывающее предприятие в сроки, установленные п. 203.1 ст. 203 разд. V НК Украины, подает в орган ГНС налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость и налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке мясо-молочной продукции по месту регистрации перерабатывающего предприятия. В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке мясо-молочной продукции отдельно отражаются сумма НДС, подлежащая перечислению на специальный счет для выплаты компенсации, и сумма НДС, подлежащая перечислению в специальный фонд Государственного бюджета Украины (пп. 9 п.1 подразд. 2 разд. XX НК Украины).

Перечисление суммы НДС на специальный счет перерабатывающего предприятия для выплаты компенсации осуществляется перерабатывающим предприятием до 15 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в специальный фонд Государственного бюджета Украины - в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для подачи налоговой декларации.

Напомним, что, согласно п. 203.1 ст. 203 разд. V НК Украины, налоговая декларация по НДС (как общая, так и специальная) подается за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Для подтверждения перечисления сумм НДС на специальный счет перерабатывающее предприятие вместе с налоговой декларацией по НДС относительно деятельности по поставке мясо-молочной продукции предоставляет реестр платежных поручений о фактически зачисленных на такой специальный счет средствах за отчетный налоговый период и выписку территориального органа Госказначейства с такого счета.

Расчет суммы компенсации

Сумма компенсации распределяется между сельскохозяйственными товаропроизводителями за поставленное ими молоко или мясо в живом весе перерабатывающим предприятием ежемесячно согласно Расчету распределения суммы компенсации.

Компенсация для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя определяется с учетом коэффициента (К), рассчитанного как отношение суммы компенсации, определенной в налоговой декларации НДС относительно деятельности по поставке продукции (знак суммыПДВ), к стоимости закупленных молока или мяса в живом весе без учета НДС (знак суммыВ).

Такой коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

К = знак суммыПДВ / знак суммыВ

Определенный коэффициент применяется ко всем сельскохозяйственным товаропроизводителям на гривню стоимости поставленного молока или мяса в живом весе без учета НДС. Форма Расчета распределения суммы компенсации и порядок его заполнения утверждены Приказом N 101.

Пример. Сумма налоговых обязательств в Налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) за март 2012 года составила 75 800 грн (строка 7 колонка Б). Сумма налогового кредита - 25 040 грн (строка 13 колонка Б).

Сумма НДС, подлежащая начислению, - 50 760 грн (строка 17), подлежащая перечислению:

- в специальный фонд Госбюджета (30 %) - 15 228 грн (строка 17.1 Налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия));

- на специальный счет (70 %) - 35 532 грн (строка 17.2 Налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия)). Порядок заполнения формы Расчета распределения суммы компенсации перерабатывающим предприятием за март 2012 года представим в табл. 2.

Таблица 2

Розрахунок
розподілу суми компенсації між сільськогосподарськими
товаровиробниками за поставлені ними переробному
підприємству молоко або м'ясо в живій вазі
за березень 2012 року
__________________
(назва місяця)

N
з/п 
Сільськогосподарські товаровиробники, що поставляють молоко або м'ясо в живій вазі  Поставлено на переробне підприємство  Коефіцієнт,
який застосовується
для визна-
чення суми
компенсації 
Нарахована
компенсація (графа 7 -
значення
коефіцієнта
(К)), гривень 
для юридичних осіб - повне
найменування;
для фізичних
осіб - прізвище, ім'я, по батькові 
для юри-
дичних
осіб - код за ЄДРПОУ; для фізичних
номер облікової картки платника
податків або
серія та номер
паспорта* 
для юридич-
них осіб - місцезнахо-
дження;
для фізич-
них осіб - місце про-
живання 
кіль-
кість молока або
м'яса
в живій
вазі, кілогра-
мів 
чання моло-
ка або м'яса в живій вазі
без ураху-
вання подат-
ку на додану вартість,
гривень
за кілограм 
вартість
молока або
вій вазі без
вартість, гривень
(графа 5 -
графу 6) 
1.  ТОВ «Корівка»  11111111  с Рясне  30 000  2,3  69 000  11844 
2.  ТОВ «Явір»  22222222  с. Плес  50 000  2,3  115 000    19 740 
3.  ПП «Оберіг»  33333333  с Млин  10 000  2,3  23 000    3948 
4.  Всього  207 000  0,171652**  35 532 
Примечания.
* Для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте (данный текст на украинском языке содержится в графе 3 формы Расчета).
** Коэффициент рассчитан следующим образом:
35 532 грн : 207 000 грн - 0,1716.52 О количестве знаков после запятой в Приказе N 101 ничего не сказано. Мы же в примере ограничимся шестью знаками, которые
дают наиболее точный результат при округлении до целой гривни. 

В случае реализации сельскохозяйственным товаропроизводителем различных видов продукции животноводства и/или но "разным ценам за единицу такой продукции компенсация рассчитывается за каждую такую поставку отдельно и соответственно записывается в Расчете распределения суммы компенсации отдельной строкой.

Сумма строк графы 9 Расчета должна быть равна сумме НДС, указанной в строке 17.2 Налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия) в отношении деятельности по поставкам мясо-молочной продукции.

Расчет не должен содержать ошибок и исправлений. Подписывается данный Расчет руководителем перерабатывающего предприятия, начальником планово-экономического отдела, главным бухгалтером и скрепляется печатью.

Учет и хранение Расчетов на перерабатывающих предприятиях осуществляется в установленном законодательством порядке.

При определении суммы компенсации по молоку и мясу вполне возможна ситуация, когда в Налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) у предприятия будет заполнена строка 15 «Сума податку на додану вартість, яка зменшує нарахування наступних звітних (податкових) періодів (рядок 7 - рядок 13) (від'ємне значення)». В этом случае перерабатывающее предприятие не будет выплачивать компенсацию сельхозпроизводителям и перечислять средства в специальный фонд Госбюджета.

Отрицательную разницу между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода, определенную в декларации по налогу на добавленную стоимость относительно деятельности по поставке продукции, перерабатывающее предприятие зачисляет в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов.

Выплата сумм компенсаций Выплата компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляется перерабатывающим предприятием до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, следующим образом:

- юридическим лицам перечисляется по платежным поручениям на их отдельные счета, открытые в обслуживающих банках;

- физическим лицам выдается наличностью непосредственно из кассы перерабатывающего предприятия или согласно договорам поручения. Подтверждением выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсации являются Ведомости о выплаченных суммах компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Форма Ведомости о выплаченных суммах компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям и порядок ее заполнения утверждены Приказом N 101.

Образец заполнения данной Ведомости приведем в табл. 3.

Таблица 3

Відомість N 03
про виплачені суми компенсаціїсільськогосподарським
товаровиробникам за поставлені ними переробному
підприємству молоко або м'ясо в живій вазі
за березень 2012 року
__________________
(назва місяця)

N
п/п 
Сільськогосподарські товаровиробники
що поста в ляють молоко або м'ясо в живій
вазі 
Нарахована
компенсація
(графа 6 - ко-
ефіцієнт, який
застосовуєть-
ся для визна-
чення суми
компенсації), гривень 
Фактично
перерахова-
но (виплаче-
но),
гривень 
Підтвердження факту
виплати компенсації 
для юридичних
ім'я, по батькові 
для юридич-
них осіб - код
за ЄДРГІОУ;
для фізичних
осіб - реєстрацій-
ний номер облікової
картки платника податків або серія
та номер паспорта* 
для юридич-
них осіб -
місцезнахо-
дження;
для фізичних
осіб - місце проживання 
дата  N документа 
1.  ТОВ «Корівка»  11111111  с. Рясне  11844  11844  19.04.2012  589 
2.  ТОВ «Явір»  22222222  с. Плес  19 740  19 740  19.04.2012  590 
3.  ПП «Оберіг»  33333333  с Млин  3948  3948  19.04.2012  591 
4.  Всього  35 532  35 532 
Примечание.
* Для физических лиц, которые по своим.религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий орган ГНС и имеют отметку в паспорте (данный текст на украинском языке содержится в графе 3 Формы Ведомости). 

Обращаем внимание на то, что в содержании графы 6 Ведомости о выплаченных суммах компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям явно допущена неточность, так как совершенно непонятно, о какой графе 6 идет речь и какой формы.

Ответственность за неперечисление сумм компенсаций

Суммы НДС, не перечисленные на специальный счет или перечисленные с нарушением установленного срока, а также суммы компенсации, не выплаченные сельскохозяйственным товаропроизводителям или выплаченные с нарушением установленного срока, считаются использованными не по назначению и подлежат взысканию в Государственный бюджет (пп. 13 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины).

Как в налоговом учете отражаются суммы полученных компенсаций

Суммы полученных компенсаций не включаются сельскохозяйственными товаропроизводителями - плательщиками НДС в базу обложения налогом на добавленную стоимость операций поставки молока и мяса в живом весе (пп. 14 п. 1 подразд. 2 разд. XX НК Украины).

А вот плательщики налога на прибыль, получившие компенсацию от переработчиков, должны отражать ее в составе прочих доходов согласно пп. 135.5.10 п. 135.5 ст. 135 разд. III НК Украины.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

Закон N 4268 - Закон Украины от 22.12.2011 г. N 4268-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей»

Закон о молоке - Закон Украины от 24.06.2004 г. N 1870-IV «О молоке и молочных продуктах»

Порядок N 246 - Порядок начисления налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в государственный бюджет перерабатывающими предприятиями за реализованные ими молоко, молочное сырье и молочные продукты, мясо и мясопродукты, другую продукцию переработки животных, закупленных в живом весе, а также выплаты и использования средств, поступивших от его уплаты, утвержденный Постановлением КМУ от 02.03.2011 г. N 246

Приказ N 101 - Приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 02.03.2012 г. N 101 «Некоторые вопросы реализации пункта 1 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины»

Письмо N 16-10/191-947 - Письмо Государственной казначейской службы Украины от 19.01.2012 г. N 16-10/191-947 «Относительно уплаты перерабатывающим предприятием налога на добавленную стоимость»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 15 (849),
9 апреля 2012 г.
Подписной индекс 40783