Перерасчет пенсии работающему пенсионеру по-новому
Работающих пенсионеров не просто интересует, а очень волнует, как будет осуществляться перерасчет пенсий после 1 октября 2011 г. в связи со вступлением в силу Закона N 3668, а также, как будет учитываться при перерасчете рост средней зарплаты по Украине, и, естественно, их зарплата и дополнительный страховой стаж после оформления пенсии.
Напомним, что пенсия по возрасту, начисленная по общим правилам, состоит из двух частей:
- основнаяпенсия: По=Зп х Кс
- доплата к пенсии за сверхнормативный стаж: Пд = Пм х Дс х 0,01,
где: Зп - зарплата, принимаемая для расчета пенсии;
Кс- коэффициент страхового стажа, который определяется умножением числа лет страхового стажа на 1,35;
Пм - минимальный размер пенсии;
Дс - число лет «сверхнормативного страхового стажа» (до 01.10.2011 г. сверхнормативный стаж исчислялся для мужчин свыше 25 лет, для женщин свыше 20 лет, с 01.10.2011 г., для мужчин - свыше 35 лет, женщин - свыше 30 лет).
Зарплата, принимаемая для расчета пенсии, исчисляется по следующей формуле:
Зп = Зср - Ск.К,
где: Зср - средняя зарплата по Украине в год, предшествующий выходу на пенсию (для тех, кто оформляет пенсию после 01.10.2011 г., будет браться средняя зарплата за три года, предшествующих выходу на пенсию, то есть пенсия уменьшается);
Ск - сумма коэффициента заработка (Кз), который определяется делением зарплаты за месяц работы по средней зарплате по Украине;
К - число месяцев, за которые начисляется Кз (число месяцев страхового стажа).
Работающим пенсионерам до 01.10.2011 г. пенсия индексировалась в связи с инфляцией, повышалась на коэффициент, соответствующий не мене 20 % темпов роста среднемесячной зарплаты по Украине, и повышалась в связи с ростом прожиточного минимума.
Такое повышение осуществлялось автоматически, то есть без подачи заявления в Пенсионный фонд. Кроме того, по заявлению работающего пенсионера производился перерасчет пенсии с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после предыдущего назначения или перерасчета пенсии. Такой перерасчет производится по заявлению пенсионера не чаще одного раза в 2 года. Именно на такой перерасчет больше всего и уповали пенсионеры, так как, по их мнению, он должен был давать существенное повышение пенсии.
С анализа этого перерасчета и начнем. Посмотрим сначала, как было до 1 октября 2011 года. Это также интересует многих, особенно тех, кто подал документы на перерасчет до 01.10.2011 г. «Старый порядок» был крайне нечеток, запутан, а потому непонятен, да к тому же, еще и часто менялся.
С 2008 года, согласно Закону о Госбюджет-2008, вступила в силу новая (на тот момент) редакция п. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, согласно которой пенсионер имел право выбора:
- учесть при перерасчете пенсии только дополнительный (заработанный после оформления пенсии) страховой стаж;
- или учесть при перерасчете пенсии и дополнительный страховой стаж, и заработную плату, которая выплачивалась после назначения (перерасчета) пенсии.
В первом случае для перерасчета пенсии использовался показатель (Ск/К), который рассчитывался при назначении (предыдущем перерасчете) пенсии и заработной платы по Украине (Зср), предшествовавший назначению пенсии.
Bo-втором случае для перерасчета использовался показатель (Ск/К), рассчитанный с учетом зарплаты работающего пенсионера. Поскольку зарплата у работающих пенсионеров обычно ниже, чем была до оформления пенсии, то новый Ск/К становился меньше, чем при назначении пенсии, и мог «съесть» выгоду от увеличения страхового стажа и Кс. Но, при использовании этого метода, при перерасчете пенсии применялась Зср, которая имела часть за год, предшествующий перерасчету пенсии. Поскольку рост средней зарплаты по Украине в последние годы был достаточно велик, возможность использования Зср за предшествующий перерасчету год «перевешивала» снижение Ск/К и работающие пенсионеры стали выбирать второй метод перерасчета.
Покажем преимущества второго метода на примере.
Пример 1. Гражданке К. 5 ноября 2008 г. назначена пенсия исходя из страхового стажа 23 года, который дает
Кс - 0,3105 (23 - 1,35 : 100), индивидуальный коэффициент зарплаты (Ск/К) - 3,41 и средняя зарплата по Украине за 2007 г. - 1197,10 грн.
Основной размер пенсии: (1197,1 - 3,41) - 0,3105=1267,50 (грн).
Если бы гражданка К. продолжала работать и через 2 года обратилась за перерасчетом пенсии, исходя из зарплаты и стажа, то для перерасчета использовалась бы уже средняя зарплата за 2009 г., которая составила 1650, 43 грн.
Допустим, индивидуальный коэффициент зарплаты (Ск/К) у гражданки К. с учетом нового страхового стажа снизился и стал 2,95, зато дополнительные два года стажа повысили Кс до 0,3375. Отсюда, новое значение основной части1 пенсии могло бы быть: (1650,43 - 2,95) - 0,3375 = 1643,20 (грн), то есть прирост - 375,71 грн.
Преимущества для работающих пенсионеров этого подхода очевидны.
Однако эта логичная и соответствующая интересам пенсионеров формула «прожила» недолго. Конституционный Суд Украины Решением N 10-рп/2008 признал пп. 10 п. 35 разд. II Закона о Госбюджете-2008, который изменил редакцию интересующей нас нормы, неконституционным.
Формальным основанием такого решения было то, что Верховная Рада не имела права при принятии Закона о Госбюджете-2008 включать в него положение об изменении и дополнении других законов, приостанавливать действия отдельных законов, изменять определенное другими законами правовое регулирование общественных отношений.
Для чего это делалось, на самом деле останется загадкой, тем более сложной, потому что до этого Верховная Рада всегда вносила изменения во многие законы именно Законами о Госбюджете. Однако Конституционный Суд есть Конституционный Суд, поэтому его решения обязательны для всех.
Отмена введенной Законом о Госбюджете-2008 редакции ч. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании восстановила2 предыдущую редакцию ч. 4 ст. 42 данного Закона, которая предусматривала, что перерасчет пенсии осуществляется с заработной платы (дохода), с которой была рассчитана пенсия за периоды страхового стажа, указанные в ч. 1 ст. 40 Закона о пенсионном страховании.
Однако несмотря на Решение N 10-рп/2008 правительство издает 28.05.2008 г. Постановление N 530, которым устанавливает следующий порядок перерасчета пенсии лицам, которые после ее назначения продолжали работать:
«по желанию пенсионера перерасчет пенсии производится с заработной платы за периоды страхового стажа, указанные в части первой ст. 40 Закона, с использованием показателей средней заработной платы работников в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая, в соответствии с Законом учитывается при исчислении пенсии, за календарный год, который предшествует перерасчету пенсии. (Подчеркнуто автором). При этом с периода, за который учитывается заработная плата (доход) для перерасчета пенсии, период, наступающий после назначения пенсии, не подлежит исключению...» (пп. 3 п. 11 Постановления N 530).
Как видим, этот порядок соответствует той редакции ч. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, которая была признана КСУ неконституционной.
Такая законодательная чехарда привела к тому, что органы Пенсионного фонда Украины, а затем и суды, в которые обращались пенсионеры, принимали различные, зачастую противоречащие друг другу решения.
Но постепенно руководство Пенсионного фонда Украины выработало позицию, согласно которой зарплата по Украине в год, предшествующий перерасчету пенсии, применяться для установления нового размера пенсии не может.
Эта позиция была обнародована Пенсионным фондом Украины и Министерством труда и социальной политики в совместном Письме N 20/0/18-09/039\4096/02-01, в котором они признали, что ч. 4 ст. 42 Закона о пенсионном обеспечении в редакции Закона о Госбюджете-2008 не действует, и тут же «разъяснили», что применять надо Постановление N 530, которое как мы видели, основывается как раз на не действующей редакции. (!?)
Однако в Письме N 20/0/18-09/039\4096/02-01 Пенсионный фонд и Министерство труда и социальной политики «подправили» и правительство, и Конституционный Суд Украины, сообщив, что до законодательного урегулирования вопросов определения показателей средней зарплаты (дохода) в среднем на одно лицо в целом по Украине, с которой уплачены взносы, перерасчет пенсии в 2009 году в соответствии с пп. 3 п. 11 Постановления N 530 проводится с использованием показателей заработной платы (дохода) в среднем на одно лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая в соответствии с Законом о пенсионном страховании учитывается для исчисления пенсии за 2007 год (1197,91 грн). Именно Письмом N 20/0/18-09/039\4096/02-01, а вовсе не Законом о пенсионном страховании фактически руководствовались до 01.10.2011 г. органы Пенсионного фонда Украины.
Исходя из этой позиции, перерассчитанную пенсию (основную ее часть) гражданке К. в ноябре 2010 года определили так: (1197,10 - 3,41) - 0,3375 = 1377,71 (грн), что ниже, чем было бы по «отмененной» редакции п. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, на 265,49 грн.
Конечно, такой «расчет» не устроил работающих пенсионеров, и они дружно пошли в суды искать справедливости. А у судов не было единой позиции.
Некоторые суды признавали право пенсионера на перерасчет пенсии, исходя из заработной платы по Украине в год, предшествующий перерасчету, исходя из того, что пенсионеры вправе изъявить желание об использовании для перерасчета не только нового стажа, но и заработной платы за все периоды, определенные ст. 40 Закона о пенсионном страховании, а значит, зарплата за год, предшествующий перерасчету, должна учитываться при расчете нового значения пенсии. Автору известно несколько таких решений, вынесенных в 2010-2011 гг. Однако были и прямо противоположные решения.
В этой связи Высший административный суд Украины в целях объяснения одинакового применения судами ст. 40 и ст. 42 Закона о пенсионном страховании издал Информационное письмо N 1049/11/13-11. В письме перечислены все перипетии со ст. 42 Закона о пенсионном страховании и сформулированы два вывода:
- первый (очевидный) - Постановление N 530 не подлежит применению, поскольку основано на не действующей в момент его принятия редакции ст. 42 Закона о пенсионном страховании;
- второй (не очевидный, но вполне предсказуемый) - при перерасчете пенсий учитывается та величина средней зарплаты, которая использовалась при назначении пенсии.
А как же стало с 01.10.2011 г.?
Новая редакция п. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании (измененная Законом N 3668) дает на этот застарелый вопрос однозначный, хотя и не выгодный для работающих пенсионеров, ответ.
Для пенсионеров, которые в момент назначения пенсии имели нормативный стаж, перерасчет осуществляется по правилам, установленным абзацем 1 ч. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании. Согласно этой норме перерасчет проводится, как и ранее, с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения пенсии (предыдущего перерасчета) независимо от перерывов в работе. Перерасчет проводится с заработной платы (дохода), с которой рассчитывалась пенсия, то есть при перерасчете пенсии учитывается только дополнительный страховой стаж.
Однако, согласно абзацу 2 ч. 4 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, по желанию пенсионера перерасчет пенсии может быть произведен с заработной платы за периоды страхового стажа, определенные в ч. 1 ст. 40 этого Закона, то есть зарплату после назначения пенсии все же можно учесть, «если это, конечно, повысит» коэффициент зарплаты (Кз).
Это выгодно, только если после выхода на пенсию работнику повышают заработную плату в больших размерах, чем растет средняя зарплата по Украине. Такое, конечно, бывает, хотя и редко. Но и в этом случае Закон о пенсионном страховании предусматривает, что перерасчет проводится «с учетом заработной платы (дохода), который учитывался в момент назначения (предыдущего перерасчета) пенсии».
Как видим, рост средней заработной платы по Украине не влияет теперь на перерасчет пенсии. А проще говоря, реальный размер пенсии, то есть её соотношение со средней за работной платой по Украине будет неуклонно снижаться.
Таким образом, работающий пенсионер теперь может заявить о перерасчете пенсии:
а) исключительно исходя из дополнительного стажа в этом случае увеличивается коэффициент страхового стажа (Кс), а значит, и основная пенсия остается неизменной;
б) исходя из дополнительного стажа и заработной платы после начисления (последнего перерасчета) пенсии, в этом случае меняться будут и Зп и Кс, кроме того, заявитель может изменить перечень периодов, исключаемых из расчета пенсии3, а вот пенсия за сверхнормативный стаж в этом случае будет рассчитываться «по-новому» исходя из страхового стажа - 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.
Пример 2. Гражданин В вышел на пенсию в 2009 году. Его стаж составил 40 лет коэффициент стажа - 0,54, индивидуальный коэффициент зарплаты - 1,475. Средняя зарплата по стране за 2008 год - 1573,99 грн. Зарплата мужчины для определения суммы пенсии составила: 1573,99 - - 1,475 = 2321,64 (грн). Пенсия (основная часть) составила: 2321,64 - 0,54 = 1253,68 (грн).
Гражданин В. Продолжал работать и в 2011 году обратился за перерасчетом пенсии, имея индивидуальный коэффициент зарплаты - 1,25, а коэффициент стажа, исходя из 42 лет, - 0,567.
По новым правилам основная часть его пенсии после перерасчета составит:
1573,99 - 1,475 - 0,567 = = 1316,37 (грн), то есть пенсия увеличилась только на 62,69 грн.
Круг, как говорится, замкнулся. Пенсионеров окончательно лишили права на повышение пенсии в связи с ростом средней зарплаты по Украине, и не имеет значения, когда проводился или будет проводиться перерасчет: до или после 01.10.2011 г.
Порядок определения дополнительной пенсии за сверхнормативный стаж
Теперь рассмотрим: изменится ли порядок определения дополнительной пенсии за сверхнормативный стаж?
В связи с вступлением в силу Закона N 3668 порядок этого перерасчета, который всегда был прост и понятен (новые значения прожиточного минимума умножались на новый коэффициент сверхнормативного стажа, который определялся как произведение 1 % на число лет стажа, превышающего 25 лет у мужчин, 20 лет - у женщин), возникли вопросы.
Дело в том, что ст. 28 Закона о пенсионном страховании изменилась в связи с тем, что страховой стаж для назначения пенсии (нормативный стаж) повысился: для мужчин до 35, а для женщин до 30 лет.
В этой связи изменилась и величина сверхнормативного стажа, а значит, и коэффициент сверхнормативного стажа.
Новая редакция ст. 28 и ст. 42 Закона о пенсионном страховании не устанавливает, что новый нормативный стаж должен использоваться при перерасчете пенсии по заявлению работника.
В «Переходных положениях» Закона N 3668 есть, правда, норма, которую, казалось бы, можно для этого случая применить, - это абзац 3 п. 2 разд. П:
«Порядок выплаты пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) работающим пенсионерам, установленный данным Законом, не распространяется на пенсионеров, которым назначена пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) и которые устроились на работу до вступления в силу данного Закона».
Однако эта норма говорит о выплате, а не о расчете (перерасчете) пенсии, и однозначно утверждать, что она применима к перерасчету пенсионной доплаты за сверхнормативный стаж, у автора нет оснований.
В настоящее время уже создается мнение4, что для тех пенсионеров, которые будут требовать пересчета только с учетом нового страхового стажа (и без учета зарплаты, которая выплачивалась после назначения или предыдущего пересчета пенсии), новые нормы страхового стажа применяться не будут, а для тех пенсионеров, которые будут проводить перерасчет пенсии с учетом заработка за периоды страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии, после 1 октября 2011 года, доплата за сверхнормативный стаж будет устанавливаться исходя из нормативного стажа 35 лет для мужчин и 30 лет - для женщин.
По всей видимости, такой вывод основывается на п. 4-1 главы XV «Переходные положения» Закона о пенсионном страховании: «для лиц, которым пенсия назначена до вступления в силу Закона Украины
«О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», кроме тех, которым после вступления в силу данного Закона осуществлялся перерасчет пенсии с учетом заработной платы за периоды страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии:
минимальный размер пенсии по возрасту, предусмотренный абзацем первым части первой статьи 28 данного Закона, устанавливается при наличии у мужчин 25 лет, а у женщин 20 лет страхового стажа;
увеличение пенсии, предусмотренное абзацем вторым части первой статьи 28 данного Закона, устанавливается за каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам".
Исключение из приведенной нормы Закона о пенсионном страховании лиц, которые перерасчет делают и «с учетом, заработной платы*, дает основание при перерасчете и с учетом дополнительного стажа и с учетом заработной платы брать стаж, превышающий 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.
Надо также учитывать, что это правило будет работать только по пенсиям, назначенным до вступления в силу Закона о пенсионном страховании.
Предположить логику законодателей можно, исходя из того, что новая норма 35 и 30 лет применяется при перерасчете с учетом и стажа и зарплаты, так как, к примеру, перерасчет в декабре будет учитывать показатели зарплаты за октябрь и ноябрь 2011 года, что повлечет увеличение общей суммы пенсии. А при перерасчете только с учетом стажа такие показатели не берутся.
К тому же, если учитывать только дополнительный стаж при перерасчете, применяя новые нормы 35 и 30 лет, в результате перерасчета размер пенсии может стать еще меньше, чем до перерасчета.
Что же касается величины прожиточного минимума, с которого определяется доплата за сверхнормативный стаж, то при перерасчете пенсии работающему пенсионеру будет использоваться то значение этого показателя, которое было при назначении пенсии (при последнем перерасчете).
Правда, после увольнения с работы пенсионера доплата будет пересчитана исходя из прожиточного минимума, который будет действовать на дату увольнения, а до 01.10.2011 г. перерасчет пенсии осуществлялся со дня установления нового размера прожиточного минимума и работающим и не работающим пенсионерам (п. 3 ст. 42 Закона о пенсионном страховании).
Об индексации пенсий
Индексация пенсии в связи с инфляцией будет проводиться, как и ранее, согласно п. 1 ст. 42 Закона о пенсионном страховании, то есть аналогично другим доходам. Неработающим пенсионерам индексация проводится автоматически после исчисления индекса потребительских цен Госкомстатом Украины и опубликования его в официальных периодических изданиях не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
А индексации пенсий работающим пенсионерам проводятся только в случае, если заработная плата плюс пенсия работающего пенсионера меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Индексируется часть пенсии, равная прожиточному минимуму, а часть пенсии, превышающая прожиточный минимум, индексации не подлежит.
Кроме того, индексации подлежат пенсии (с учетом надбавок, доплат, повышений к пенсии, дополнительной пенсии, целевого пособия на проживание, государственной помощи и компенсационных выплат), но только если индекс потребительских цен превысит 101 %.
_________________________
1. Величину доплаты за сверхнормативный стаж, которая тоже бы незначительно выросла, мы в этом примере не рассматриваем.
2. Письмо N К-22836-21.
3. С 01.10.2011 г. разрешается исключать периоды учебы, службы в армии, отпуска по уходу за ребенком.
4. См. «Голос Украины» от 01.10.2011 г. (статья В.Максимчука «Пенсия по-новому») и «Зеркало недели» от 24.09.2011 г. (статья Н. Бетиной «Дорогая пенсия»).
Список использованных документов
Закон N 3668 - Закон Украины от 08.07.2011 г. N 3668-VI «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы»
Закон о Госбюджете-2008 - Закон Украины от 28.12.2007 г. N 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»
Закон о пенсионном страховании - Закон Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
Постановление N 530 - Постановление КМУ от 28.05.2008 г. N 530 «Некоторые вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан»
Решение N 10-рп/2008 - Решение Конституционного Суда Украины от 22.05. 2008 г. N 10-рп/2008 «По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и 101 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1-4, 6-22, 24-100 раздела II Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (дело относительно предмета и о содержании закона о Государственном бюджете Украины)»
Информационное письмо N 1049/11/13-11 - Информационное письмо Высшего административного суда Украины от 19.07.2011 г. N 1049/11/13-11 «Об обеспечении одинакового применения административными судами статей 40, 42 Закона Украины от 9 июля 2003 года N 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
Письмо N К-22836-21 - Письмо Минюста Украины от 18.09.2009 г. N К-22836-21 «О предоставлении разъяснения относительно действия статьи 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» «
Письмо N 20/0/18-09/039|4096/02-01 - Письмо Минтруда Украины и Пенсионного фонда Украины от 11.03.2009 г. N 20/0/18-09/039|4096/02-01 «О применении показателей заработной платы (дохода) в среднем на одно лицо в целом по Украине, с которой оплачены страховые взносы при назначении пенсий, и их перерасчете в 2009 году с учетом стажа и заработка, приобретенного после назначения пенсии»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 45 (827),
7 ноября 2011 г.
Подписной индекс 40783
