Государственный надзор в сфере охраны труда
Конституция Украины каждому гарантирует право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Для того чтобы эта норма не осталась декларативной, действующее законодательство обязывает всех работодателей осуществлять расходы на охрану труда: проведение аттестации рабочих мест, обязательные медицинские осмотры работников, обеспечение их специальной одеждой, прочими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, спецпитанием и т. д.
Надзор за соблюдением требований законодательства в сфере охраны труда субъектами хозяйствования осуществляют уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые в случае нарушения этих требований могут применять административно-хозяйственные санкции.
Поэтому работодателям необходимо знать, какие положения нормативных актов по охране труда следует учитывать в своей деятельности, чтобы избежать претензий как со стороны проверяющих органов, так и со стороны своих работников.
Основным нормативно-правовым актом, который определяет основные положения по реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие безопасные и здоровые условия труда, а также регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине, является Закон об охране труда.
Что такое охрана труда
Согласно Закону об охране труда охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.
С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда:
- создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение;
- разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;
- обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
- внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики*, положительный опыт по охране труда и т.п.;
- обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования, мониторинг за их техническим состоянием;
- обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;
- организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры к устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;
- разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты по охране труда, действующие в пределах предприятия и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия по охране труда;
- осуществляет контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда;
- организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда;
- принимает срочные меры для помощи пострадавшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования при возникновении на предприятии аварий и несчастных случаев.
За нарушение указанных требований работодатель несет непосредственную ответственность.
Согласно ст. 19 Закона об охране труда финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Причем для предприятий, независимо от формы собственности, или физлиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, затраты на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год.
К основным мероприятиям, связанным с охраной труда и предусмотренным Законом об охране труда, относятся:
- аттестация рабочих мест;
- обеспечение работников специальной одеждой, прочими средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;
- обеспечение работников специальным питанием;
- проведение обязательных медицинских осмотров работников;
- обеспечение безопасных условий и гигиена труда.
Органы, осуществляющие надзор за охраной труда на предприятиях
Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда осуществляют:
1) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики - Государственная инспекция по вопросам труда Украины (Гоструда);
2) Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины;
3) специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда - Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Госгорпромнадзор);
4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности - Государственная инспекция ядерного регулирования Украины;
5) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности - Государственный департамент пожарной безопасности и органы государственного пожарного надзора;
6) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда - органы Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины;
7) отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти;
8) структурные подразделения по охране труда, созданные в составе Совета министров АР Крым, местных государственных администраций.
Все эти органы, осуществляющие контроль за деятельностью предприятий в сфере охраны труда, руководствуются при проведении проверок Законом N 877.
Рассмотрим полномочия по контролю за соблюдением законодательства в сфере охраны труда каждого из перечисленных органов.
Государственная инспекция по вопросам труда Украины
Государственная инспекция по вопросам труда Украины является центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики. Деятельность этого органа регулируется Указом N 386.
Гоструда Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, на случай безработицы в части назначения, начисления и выплаты помощи, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц.
Полномочия данного органа в сфере охраны труда определены ст. 33 Закона об охране труда:
- проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санэпиднадзора;
- контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест на их соответствие нормативно-правовым актам по охране труда.
Так, согласно Методическим рекомендациям N 41, аттестация рабочих мест цо условиям труда - это комплексная оценка всех факторов производственной среды и трудового процесса, сопутствующих социально-экономических факторов, которые влияют на здоровье и трудоспособность работников в процессе трудовой деятельности.
Аттестация проводится на предприятиях и в организациях независимо от формы собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как в настоящее время, так и в будущем.
В ходе проведения аттестации определяются условия труда и осуществляется их оценка с учетом влияния на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Гигиенической классификацией, совокупных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.
Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между собственником или уполномоченным им органом и работниками в области реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях, а также на льготное пенсионное обеспечение.
Фонд социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний Украины
Пунктом 3 ст. 22 Закона N 1105 Фонд страхования от несчастных случаев наделен полномочиями проверять состояние профилактической работы и охраны труда на предприятиях, а также участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, и профессиональных заболеваний.
Исполнение уставных функций и обязанностей Фонда социального страхования от несчастных случаев относительно предупреждения несчастных случаев возлагается на страховых экспертов по вопросам охраны труда. Согласно ст. 23 Закона N1105 страховые эксперты по охране труда наделены правом:
- беспрепятственно и в любое время посещать предприятия для проверки состояния условий и безопасности труда и проведения профилактической работы по этим вопросам;
- в составе соответствующих комиссий принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в проверке знаний по охране труда работников предприятий;
- получать от работодателей пояснения и информацию, в том числе в письменной форме, о состоянии охраны труда и видах осуществляемой деятельности;
- принимать участие в работе комиссий по вопросам охраны труда предприятий;
- вносить работодателям обязательные для исполнения представления о нарушениях законодательства об охране труда, а органам исполнительной власти по надзору за охраной труда - представления о применении административных взысканий или привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения, а также о запрещении дальнейшей эксплуатации рабочих мест, участков и цехов, работа которых угрожает здоровью или жизни работников;
- составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом;
- принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов, средств производства и индивидуальной защиты, аппаратуры и приборов контроля.
Страховые эксперты по охране труда проводят свою деятельность согласно Положению N 24.
Госгорпромнадзор Украины
Центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда является Госгорпромнадзор. Деятельность этого органа регулируется в соответствии с положениями Указа N 408.
Госгорпромнадзор входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по промышленной безопасности, охране труда, государственному горному надзору, охране недр а также государственное регулирование в сфере безопасного обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения.
Полномочия должностных лиц Госгорпромнадзора определены ст. 39 Закона об охране труда. Так, должностные лица этого органа имеют право:
- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверки соблюдения законодательства по охране труда;
- получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные пояснения, заключения экспертных обследований, аудиторских проверок, материалы и информацию об обеспечении охраны труда, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства и предпринятых мерах по их устранению;
- выдавать обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в сфере охраны труда;
- запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, а также выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных Госгорпромнадзором разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;
- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
- отправлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности в соответствии с законодательством. Единые требования по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по охране труда со стороны Госгорпромнадзора определены нормами Положения N 92. Так, в соответствии с п. 3.1 упомянутого Положения, государственный надзор осуществляется путем проведения проверок предприятий (объектов), учреждений, организаций.
Должностное лицо, осуществляющее государственный надзор за охраной труда, при проверке должно иметь при себе удостоверение, а при проверке режимных объектов - дополнительно допуск, оформленный в установленном порядке согласно законодательству.
При этом любые виды проверок должны проводиться в присутствии работодателя или уполномоченного им лица.
Перед началом проверки должностное лицо Госгорпромнадзора должно ознакомиться с технической и технологической документацией предприятия, материалами проверок по вопросам безопасности труда, проведенных специалистами и руководителями подразделений, в том числе службами охраны труда и технического надзора предприятия. Кроме того, должностное лицо должно ознакомиться с состоянием выполнения мероприятий по созданию безопасных условий труда, которые были разработаны и утверждены по результатам предыдущих проверок предприятия и с учетом выводов комиссии по расследованию несчастных случаев и аварий. Результаты каждой проверки, согласно п. 3.6 Положения N 92, оформляются актом проверки, а при выявлении во время проверки нарушений по вопросам охраны труда должностное лицо Госгорпромнадзора составляет предписание, в которое:
- вносится запись о характере и содержании нарушения безопасности труда, промышленной безопасности (охраны недр), о невыполнении законов и других нормативных актов (указываются реквизиты нормативного акта, его пункты, статьи и пр.), а также требования к работодателю по устранению этих нарушений;
- вносится запись о запрете, остановке, прекращении, ограничении работы и эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и прочих средств труда, выполнения определенных видов работ, применения новых опасных веществ, а также о нарушении условий выданных разрешений;
- указывается требование к работодателю о разработке мероприятий по устранен нию выявленных нарушений требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда и письменном информировании о выполнении этих мероприятий.
Форма предписания приведена в приложении 1 к Положению N 92.
Объект, эксплуатация которого приостановлена в связи тем, что он создает угрозу жизни или здоровью работающих, пломбируется в соответствии с требованиями Инструкции N 133.
Снятие пломбы без разрешения должностных лиц органов Госгорпромнадзора считается нарушением требований законодательных и других нормативных актов об охране труда и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Возобновление эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и прочих средств труда, выполнения определенных видов работ, применения новых опасных веществ осуществляется после устранения нарушений, указанных в предписании, и получения от должностного лица Госгорпромнадзора решения о возобновлении эксплуатации этого объекта (приложение 2 к Положению N 92).
Государственная инспекция ядерного
регулирования Украины
Государственная инспекция ядерного регулирования Украины - центральный орган исполнительной власти, главный в системе центральных органов исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в сфере безопасности использования ядерной энергии.
Полномочия этого органа определены Указом N 403. Так, в частности, Госинспекция ядерного регулирования:
- подает органам ГНС перечни предприятий, учреждений, организаций, физических лиц - субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, в результате деятельности которых образовались, образуются или могут образоваться радиоактивные отходы и которые временно хранят такие отходы сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
- согласовывает отчетность о фактических объемах радиоактивных отходов, образованных за базовый налоговый (отчетный) период, календарный квартал, и фактические объемы радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленного особыми условиями лицензии срок;
- утверждает порядок проведения учебы и проверки знаний по вопросам ядерной и радиационной безопасности у персонала и должностных лиц, которые обеспечивают ядерную и радиационную безопасность, субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, которая подлежит государственному регулированию, проверяет, принимает участие и контролирует проверку знаний по ядерной и радиационной безопасности у отмеченного персонала и должностных лиц;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства, условий выданных документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
- осуществляет надзор за служебным расследованием радиационных аварий и ведет учет таких аварий;
- применяет в пределах своих полномочий принудительные меры к юридическим и физическим лицам в случае нарушения ими законодательства, условий выданных документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
- осуществляет контроль по временному хранению радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;
- высылает лицензиатам, их должностным лицам обязательные к выполнению распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в сфере безопасности использования ядерной энергии;
- высылает лицензиатам, владельцам или руководителям предприятий, учреждений и организаций представления о несоответствии отдельных лиц занимаемым должностям;
- применяет в установленном порядке финансовые санкции к предприятиям, учреждениям и организациям, другим субъектам предпринимательской деятельности в случае нарушения законодательства, условий выданных документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
- привлекает в установленном законодательством порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства, условий выданных документов разрешительного характера, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности, требований физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения;
- ограничивает, прекращает, останавливает эксплуатацию предприятий, учреждений, организаций, ядерных установок, объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, установок с источниками ионизирующего излучения в случае нарушения требований ядерной и радиационной безопасности или невозможности соблюдения этих требований;
- передает правоохранительным органам акты проверок о нарушении установленных законами, другими нормативно-правовыми актами требований ядерной и радиационной безопасности, физической защиты ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения, учета и контроля ядерных материалов и других источников ионизирующего излучения.
Государственный департамент пожарной безопасности
Государственный департамент пожарной безопасности является правительственным органом государственного надзора в сфере пожарной безопасности, который действует в составе МЧС и является ответственным перед КМУ, подотчетным и подконтрольным МЧС. Деятельность этого органа регулируется Постановлением N 500.
Госпожарнадзор осуществляет управление системой государственной пожарной охраны, в состав которой входят территориальные органы государственного пожарного надзора, подразделения, вспомогательные службы, научно-исследовательские учреждения, пожарно-технические учебные заведения, предприятия, Государственный центр сертификации.
Согласно п. 10 Положения N 508 должностные лица Госпожарнадзора имеют следующие права:
- проводить в любое время в присутствии собственника или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от собственника необходимые пояснения, материалы и информацию;
- выдавать (высылать) обязательные для исполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в работе, связанной с обеспечением пожарной безопасности и проведением мероприятий по предотвращению пожаров, осуществлять контроль за их исполнением;
- получать от предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан средения и документы, характеризующие состояние пожарной
безопасности на объектах, данные о пожарах, техническую документацию на разработку и изготовление пожароопасных приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, а также другую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Госпожарнадзора;
- требовать проведения контрольных испытаний на пожарную безопасность приборов, оборудования и другой продукции, веществ и материалов, анализа пожарной опасности рабочих мест и окружающей среды, проведения независимой экспертизы по оценке состояния зданий, сооружений, новостроек и других подконтрольных объектов, приборов, оборудования и другой продукции согласно требованиям пожарной безопасности проектных и проектно-конструкторских решений, планов застройки территорий;
- осуществлять контроль за исполнением противопожарных требований при проектировании, строительстве, реконструкции, расширении или техническом переоснащении, капитальном ремонте предприятий, зданий,сооружений и других объектов. При выявлении нарушений останавливать проведение строительно-монтажных работ и вносить предложения о прекращении финансирования этих работ;
- применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям в случае нарушения требований пожарной безопасности, невыполнения распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Госпожарнадзора;
- составлять протоколы об административных правонарушениях при выявлении, в частности, факта осуществления хозяйственной деятельности без получения разрешения органа Госпожарнадзора на начало работы предприятия и на аренду помещений, а также предоставление субъектом хозяйствования органу Госпожарнадзора недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства или в случае заведомо ложного вызова пожарной охраны;
- привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, виновных в нарушении требований пожарной безопасности, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, а также невыполнении предписаний и постановлений должностных лиц органов Госпожарнадзора или в создании препятствий в их деятельности;
- в случае нарушения правил пожарной безопасности прекращать или запрещать, в частности, работу предприятий и отдельных производств, эксплуатацию зданий, сооружений, работу производственных участков и агрегатов, эксплуатацию отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ;
- проверять наличие документов, предоставляющих право на выполнение пожароопасных работ.
Согласно п. 13 Положения N 508 органы Госпожнадзора на объектах частной собственности контролируют только условия безопасности людей на случай возникновения пожара, а также решение вопросов пожарной безопасности, касающихся прав и интересов других юрлиц и граждан.
Распоряжения (предписания) и постановления Госпожнадзора обязательны для выполнения руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководителями и другими должностными лицами предприятий, организаций и учреждений, а также гражданами.
Органы санитарно-эпидемиологической службы
Основная обязанность специалистов СЭС - постоянное наблюдение за выполнением предприятиями и физическими лицами санитарных и противоэпидемических норм и правил. Реализуется эта обязанность через плановые и внеплановые проверки.
В соответствии со ст. 39 Закона N 4004 проверки представляют собой способ осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. А обязательным условием проведения санэпиднадзора является реальная или предполагаемая угроза вредного воздействия на здоровье людей опасных факторов.
Плановые проверки проводятся избирательно по планам, которые разрабатываются органами СЭС и утверждаются Главным санитарным врачом.
Право на проведение плановой выездной проверки органы СЭС могут получить только в том случае, если не позднее чем за 10 календарных дней до дня предполагаемой проверки они письменно уведомят об этом проверяемое предприятие. Отсутствие предварительного уведомления является основанием к недопущению проверяющих к проверке.
Внеплановые проверки проводятся в зависимости от санитарной и эпидемиологической обстановки, а также по сообщениям предприятий, учреждений, организаций и по заявлениям граждан. Основанием для ее проведения является решение Главного санитарного врача.
Должностные лица СЭС, согласно Положению N 1109, наделены, в частности, следующими правами:
- осуществлять надзор за соблюдением санитарного законодательства, проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий;
- бесплатно получать образцы сырья, продукции, материалов для проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и необходимых видов лабораторных исследований;
- расследовать причины и условия возникновения профессиональных заболеваний;
- получать материалы и сведения, характеризующие санитарно-гигиеническое и эпидемическое состояние объектов и здоровья людей;
- назначать государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
- требовать в установленных случаях проведения медицинских осмотров;
- проводить проверку и выдавать заключения о соответствии санитарным нормам вводимых в эксплуатацию объектов и сооружений;
- беспрепятственно входить на территорию и в помещение всех объектов надзора по служебному удостоверению;
- вносить обязательные для выполнения предложения об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, осуществлять в установленном законом порядке производство по делам о нарушении санитарного законодательства;
- издавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства;
- составлять акты и протоколы о нарушении санитарного законодательства;
- издавать предписания, постановления, а также вносить предложения об отстранении от деятельности или работы определенных лиц, о приведении нормативно-технических, распорядительных и других документов в соответствие с требованиями санитарного законодательства, об ограничении деятельности объекта надзора при выявлении нарушения санитарного законодательства;
- издавать постановления об ограничении, временном запрете или прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, объектов любого назначения, машин, механизмов и так далее в случае несоответствия их требованиям санитарных норм; прекращении строительства, реконструкции и расширении объектов;
- вносить предложения о внедрении на соответствующих территориях или объектах особых условий и режима труда.
Срок осуществления плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней. Внеплановые проверки проводятся не дольше 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства - 2 рабочих дней.
Кроме проверок текущей хозяйственной деятельности, в ряде случаев на предприятиях должна осуществляться государственная санитарно-гигиеническая экспертиза. Экспертизе, в частности, подлежат объекты, определенные в ст. 11 Закона N 4004 (действующие объекты; продукция и материалы, которые могут причинить вред здоровью людей), если в отношении их ранее не проводилась экспертиза и собственник объекта не имеет действующего положительного экспертного заключения на этот объект.
Согласно п. 9 Положения N 1109 проверка проводится должностными лицами СЭС по направлениям Главного государственного санитарного врача или его заместителей. Входить на территорию и в помещения всех объектов надзора проверяющие могут только по предъявлению служебного удостоверения.
По результатам проверки в обязательном порядке оформляется акт проверки соблюдения санитарного законодательства. Он должен быть составлен не позднее последнего дня окончания проверки в 2 экземплярах, один из которых остается у субъекта хозяйствования, а второй - сохраняется у проверяющего органа. Заметим, что данный документ оформляется независимо от того, установлен ли факт нарушения санитарного законодательства или неисполнения предписаний должностных лиц СЭС.
При выявлении в ходе плановой проверки нарушения санитарного законодательства об этом в течение 5 рабочих дней со дня проведения проверки составляется соответствующий акт, а также предписание, распоряжение или другой распорядительный акт об устранении выявленных нарушений.
Отраслевые министерства и другие центральные органы исполнительной власти Согласно ст. 33 Закона об охране труда министерства и другие центральные органы исполнительной власти осуществляют ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях вверенной им отрасли.
Подразделения по охране труда, созданные в составе Совета министров АР Крым, местных государственных администраций Статьей 34 Закона об охране труда структурным подразделениям по охране труда в составе Совета министров АР Крым и местных государственных администраций предоставлено право в пределах соответствующих территорий осуществлять контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов по охране труда.
Общественный контроль
Помимо государственных органов, осуществляющих надзор в сфере охраны труда, действуют и негосударственные институты, имеющие прямое отношение к контролю за охраной труда на предприятии.
Так, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют профессиональные союзы, их объединения в лице своих выборных органов и представителей (ст. 41 Закона об охране труда).
Профессиональные союзы контролируют создание безопасных и не причиняющих вреда условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, а также вопросы обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях либо производствах физических лиц, использующих в соответствии с законодательством наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.
Кроме того, профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также проектируемых, возводимых или эксплуатируемых объектов производственного назначения на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои заключения о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
При отсутствии профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо по вопросам охраны труда (комиссия по вопросам охраны труда).
Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны труда
За нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления могут быть применены административно-хозяйственные санкции.
Кроме того, обращаем внимание, что за отдельные нарушения законов и других нормативно-правовых актов об охране труда виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности в соответствии с УК Украины.
Информацию об ответственности за различные нарушения действующего законодательства в сфере охраны труда приведем в табл.1.
Таблица 1
| N п/п |
Вид нарушения | Лица, привлекаемые к ответственности |
Санкция за нарушение |
Норма тивный акт |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1. |
Неисполнение законных требований должностных лиц Гоструда об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий в деятельности этого органа | Должностные лица предприятий |
Штраф в размере от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн) |
ст. 188-6 КУоАП |
| 2. |
Нарушения порядка использования средств общеобязательного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших потерю трудоспособности, несвоевременный или неполный их возврат, непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной отчетности по страховым средствам, несвоевременное информирование Фонда о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, случившихся на предприятии, об изменении технологии работ или вида деятельности предприятия |
Должностные лица предприятий,учреждений и организаций, а также физические лица, использующие наемный труд (как предприниматели, так и непредприниматели), физические лица, не имеющие статуса предпринимателей, которые используют наемный труд |
Штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн) |
ст. 165-4 КУоАП |
| 3. |
Повторное совершение лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности, любого из нарушений, указанных в п. 2 данной таблицы | Штраф в размере от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн) | ||
| 4. |
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда |
Работники |
Штраф в размере от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн) |
ч. 2 ст. 41 КУоАП |
| Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и граждане - субъекты предпринима тельской деятельности |
Штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн) | |||
| 5. |
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгорпромнадзора |
Работники |
Штраф в размере от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн) |
ст. 93 КУоАП |
| Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждане - собственники предприятий или уполномоченные ими лица |
Штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн) |
| 6. |
Нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгорпромнадзора |
Работники |
Штраф в размере от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн) |
ст. 94 КУоАП |
| Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждане - собственники предприятий или уполномоченные ими лица |
Штраф в размере от 10 до 14 НМДГ (от 170 до 238 грн) | |||
| 7. |
Невыполнение законных требований должностных лиц Госгорпромнадзора об устранении нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий к деятельности этого органа | Работники |
Штраф в размере от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн) |
ст. 188-4 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф в размере от 8 до 14 НМДГ (от 136 до 238 грн) | |||
| 8. |
Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда* |
Юридические и физические лица, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд |
Штраф, максимальный размер которого не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы этого юридического или физического лица за предыдущий год |
ст. 43 Закона об охране труда |
| 9. |
Нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности |
Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности |
Штраф в размере от 10 до 100 НМДГ (от 170 до 1700 грн) |
ст. 95 КУоАП |
| 10. |
Повторное нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности в течение года после наложения административного взыскания |
Должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности |
Штраф в размере от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн) | |
| 11. |
Неисполнение законных требований (предписаний) должностных лиц органов Государственной инспекции ядерного регулирования по устранению нарушений законодательства о ядерной и радиационной безопасности, непредоставление им необходимой информации или предоставление ложной информации, создание других препятствий к выполнению возложенных на них обязанностей |
Лицо, совершившее административное правонарушение |
Штраф в размере от 10 до 100 НМДГ (от 170 до 1700 грн) |
ст. 188-18 КУоАП |
| 12. |
Повторное совершение нарушения, указанного в п. 11 данной таблицы, в течение года после привлечения к административной ответственности | Штраф в разме- ре от 100 до 200 НМДГ (от 1700 до 3400 грн) |
ст. 188-18 КУоАП | |
| 13. |
Нарушение правил пожарной безопасности, установленных на железнодорожном, морском и речном транспорте** | Граждане |
Штраф от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн) |
ч. 1 ст. 120 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн) |
|||
| 14. |
Нарушение правил пожарной безопасности, установленных на воздушном транспорте** |
Граждане |
Штраф на от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн) |
ч. 2 ст. 120 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн) | |||
| 15. |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению** |
Граждане |
Предупреждение либо наложение штрафа от 0,5 до 7 НМДГ (от 8,50 до 119 грн) |
ст. 175 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 2 до 10 НМДГ (от 34 до 170 грн) | |||
| 16. |
Неисполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий в осуществлении их деятельности** |
Граждане |
Предупреждение или штраф в размере от 0,5 до 7 НМДГ (от 8,5 до 119 грн) |
ст. 188-8 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф в размере от 2 до 10 НМДГ (от 34 до 170 грн) | |||
| 17. |
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм |
Граждане |
Штраф от 1 до 12 НМДГ (от 17 до 204 грн) |
ст. 42 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 6 до 25 НМДГ (от 102 до 425 грн) | |||
| 18. |
Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти либо несоблюдение требований, предусмотренных выданным разрешением, другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо превышение технологических нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарных источников во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов |
Должностные лица |
Штраф от 5 до 8 НМДГ (от 85 до 136 грн) |
ч. 1 ст. 78 КУоАП |
| 19. |
Превышение предельно допустимых уровней влияния физических и биологических факторов на атмосферный воздух либо влияние физических и биологических факторов на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрена законодательством |
Должностные лица |
Штраф от 5 до 7 НМДГ (от 85 до 119 грн) |
ч. 2 ст. 78 КУоАП |
| 20. |
Выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, в которых содержание загрязняющих веществ в отработанных газах, а также уровень влияния физических факторов, осуществляемый ими во время работы, превышают установленные нормативы |
Должностные лица |
Штраф от 2 до 3 НМДГ (от 34 до 51 грн) |
ст. 80 КУоАП |
| 21. |
Нарушение требований по складированию, перевозке, хранению, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению отходов |
Граждане |
Штраф от 20 до 70 НМДГ (от 340 до 1190 грн) |
ст. 82 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн) | |||
| 22. |
Нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями по обращению с отходами либо непредоставление или предоставление отчетности по образованию, использованию, обезвреживанию и удалению отходов с нарушением установленных сроков, а также порядка подачи такой отчетности |
Должностные лица |
Штраф от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн) |
ст. 82-1 КУоАП |
| 23. |
Производство продукции (кроме опытных образцов) из отходов или с их использованием без соответствующей нормативно-технической и технологической документации, согласованной в установленном порядке | Должностные лица |
Штраф от 3 до 15 НМДГ (от 51 до 255 грн) |
ст. 82-2 КУоАП |
| 24. |
Сокрытие, искажение либо отказ от предоставления полной и достоверной информации по запросам должностных лиц, обращениям граждан и их объединений относительно безопасности образования отходов и обращения с ними, в том числе об их аварийных сбросах и соответствующих последствиях |
Должностные лица |
Штраф от 3 до 5 НМДГ (от 51 до 85 грн) |
ст. 82-3 КУоАП |
| 25. |
Передача отходов с нарушением установленных правил по хранению, обработке либо удалению предприятиям или организациям, у которых нет соответствующего разрешения на проведение этих операций |
Граждане | Штраф от 1 до 3 НМДГ (от 17 до 51 грн) |
ст. 82-5 КУоАП |
| Должностные лица | Штраф от 2 до 5 НМДГ (от 34 до 85 грн) | |||
| 26. |
Нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсических химических веществ и других препаратов | Граждане |
Штраф от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн) |
ст. 83 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 7 до 10 НМДГ (от 119 до 170 грн) |
|||
| 27. |
Невыполнение правил и норм экологической безопасности в процессе производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации, захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий |
Граждане |
Штраф от 5 до 8 НМДГ (от 85 до 136 грн) |
ч. 2 ст. 90-1 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 7 до 10 НМДГ (от 119 до 170 грн) | |||
| 28. |
Выпуск (в том числе из ремонта) либо реализация продукции, которая не соответствует требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов (эталонов) по качеству, комплектности и упаковке (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины) |
Должностные лица, граждане - собственники предприятий или уполномоченные ими лица |
Штраф от 3 до 88 НМДГ (от 51 до 1496 грн) |
ст. 167 КУоАП |
| 29. |
Выполнение работ, предоставление услуг гражданам-потребителям, не соответствующих требованиям стандартов, норм и правил | Должностные лица, граждане-предприниматели |
Штраф от 1 до 18 НМДГ (от 17 до 306 грн) |
ст. 168-1 КУоАП |
| 30. |
Несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, если это повлекло снижение качества, порчу либо сверхнормативные потери продукции |
Должностные лица |
Штраф от 3 до 40 НМДГ (от 51 до 680 грн) |
ст. 170 КУоАП |
| 31. |
Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарного законодательства, непредоставление им необходимой информации либо предоставление недостоверной информации, создание других препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей |
Граждане |
Штраф от 1 до 12 НМДГ (от 17 до 204 грн) |
ст. 188-11 КУоАП |
| Должностные лица |
Штраф от 6 до 25 НМДГ (от 102 до 425 грн) | |||
| 32. |
Невыполнение законных требований должностных лиц государственной санитарно- эпидемиологической службы либо государственной службы ветеринарной медицины по уничтожению опасных для потребления человеком, животным либо для другого использования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок и вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов |
- |
Штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн) |
ст. 188-22 КУоАП |
| 33. |
Передача заказчику либо в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям санитарных норм | Предприятия, учреждения, организации, предприниматели, выступающие разработчиками конструкторской, технологической и проектной документации |
Штраф в размере 25 % стоимости разработки |
пункт «а» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 34. |
Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации должностными лицами органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы |
Предприятия, учреждения, организации,пред приниматели |
Штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции |
пункт «б» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 35. |
Выпуск, реализация продукции, которая в результате нарушения требований стандартов, санитарных норм опасна для жизни и здоровья людей |
Предприятия, учреждения, организации,пред приниматели |
Штраф в размере 100 % стоимости выпущенной либо реализованной продукции |
пункт «в» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 36. |
Реализация на территории Украины импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов по безопасности для жизни и здоровья людей, санитарных норм, действующих в Украине | Предприятия, учреждения, организации, пред приниматели |
Штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции |
пункт. «г» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 37. |
Уклонение от предъявления должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы продукции, подлежащей контролю |
Предприятия, учреждения, организации, предприниматели |
Штраф в размере 25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения |
пункт «д» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 38. |
Нарушение требований по соблюдению тишины и ограничений определенных видов деятельности, сопровождающихся шумом, установленных частями 2, 3 и 4 ст. 24 Закона N 4004 |
Предприятия, учреждения, организации,пред приниматели |
Штраф в размере от 50 до 450 НМДГ (от 850 до 7650 грн) |
пункт «е» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| 39. |
Непрекращение нарушения, указанного в п. 38 данной таблицы после применения финансовых санкций |
Предприятия, учреждения, организации,пред приниматели |
Штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции, вы полненных работ, предоставлен ных услуг |
пункт «е» ч. 2 ст. 46 Закона N 4004 |
| Примечания. * Неуплата или неполная уплата штрафа юридическими или физическими лицами, использующими в соответствии с законодательством наемный труд, влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки. ** Неуплата штрафа в течение месяца влечет начисление на сумму штрафа пени в размере 2 % за каждый день просрочки (ст. 35 Закона о пожарной безопасности). | ||||
Выше мы отметили, что за отдельные нарушения законодательства в сфере охраны труда физические лица, допустившие их, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Перечислим основные нарушения в сфере охраны труда, за которые законодательством предусмотрено уголовное наказание (табл. 2).
При этом следует обратить внимание, что, в соответствии с п.5 подразд. 1 разд. XX НК Украины, для целей применения норм уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений сумма не облагаемого налогом минимума доходов граждан устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса для соответствующего года.
Таблица 2
| N п/п | Вид нарушения |
Санкция за нарушение |
Норма тивный акт |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1. |
Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего | Штраф до 50 НМДГ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет |
ч. 1 ст. 271 УК Ук раины |
| 2. |
Совершение действий, указанных в п. 1 данной таблицы, если они привели к гибели людей или к иным тяжелым последствиям |
Исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового |
ч. 2 ст. 271 УК Ук раины |
| 3. |
Нарушение правил безопасности во время выполнения работ с повышенной опасностью на производстве или любом предприятии лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий или причинило вред здоровью пострадавшего | Штраф до 50 НМДГ, либо исправительные работы- сроком до 2 лет, либо ограничение свободы сроком до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет или без такового | ч. 1 ст. 272 УК Украи ны |
| 4. |
Совершение действий, указанных в п. 3 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия |
Ограничение свободы сроком до 5 лет или лишение свободы сроком до 8 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
ч. 2 ст. 272 УК Украи ны |
| 5. |
Нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах лицом, которое обязано их соблюдать, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий или причинило вред здоровью пострадавшего |
Исправительные работы на срок до 2 лет или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
ч. 1 ст. 273 УК Ук раины |
| 6. |
Совершение действий, указанных в п. 5 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия |
Ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 2 до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | ч. 2 ст. 273 УК Ук раины |
| 7. |
Нарушение на производстве правил ядерной или радиационной безопасности лицом, которое обязано их соблюдать, если оно создало угрозу гибели людей или наступления других тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего | Ограничение свободы на срок до 4 лет либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | ч. 1 ст. 274 УК Ук раины |
| 8. |
Действия, указанные в п. 7 данной таблицы, если они привели к гибели людей либо иным тяжким последствиям |
Лишение свободы на срок от 3 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | ч. 2 ст. 274 УК Ук раины |
| 9. |
Нарушения во время разработки, конструирования, изготовления или хранения промышленной продукции правил, касающихся безопасного ее использования, а также нарушения при проектировании или строительстве правил, касающихся безопасной эксплуатации зданий и сооружений, лицом, обязанным соблюдать эти правила, если это нарушение создало угрозу гибели людей или наступление других тяжелых последствий или причинило вред здоровью пострадавшего |
Штраф до 50 НМДГ, или исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового |
ч. 1 ст. 275 УК Ук раины |
| 10. |
Совершение действий, указанных в п. 9 данной таблицы, если они повлекли гибель людей или другие тяжелые последствия |
Исправительные работы на срок до 2 лет, или ограничение свободы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | ч. 2 ст. 275 УК Ук раины |
| 11. |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно привело к возникновению пожара, которым был причинен ущерб здоровью людей либо имущественный ущерб в крупном размере | Штраф от 50 до 120 НМДГ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет |
ч. 1 ст. 270 УК Ук раины |
| 12. |
Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно повлекло за собой гибель людей, имущественный ущерб в особо крупном размере либо другие тяжкие последствия* | Лишение свободы на срок от 3 до 8 лет |
ч. 2 ст. 270 УК Ук раины |
| 13. |
Умышленное введение в обращение (выпуск на рынок Украины) опасной продукции, то есть такой продукции, которая не соответствует требованиям относительно безопасности продукции, установленным нормативно-правовыми актами, если такие действия совершены в крупных размерах** | Штраф от 100 до 200 НМДГ либо исправительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
ст. 227 УК Ук раины |
| 14. |
Нарушение порядка проведения экологической экспертизы, правил экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов, если это повлекло гибель людей, экологическое загрязнение значительных территорий либо другие тяжкие последствия |
Лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
ст. 236 УК Ук раины |
| 15. |
Загрязнение либо другое изменение природных свойств атмосферного воздуха вредными для жизни, здоровья людей либо для окружающей среды веществами, отходами либо другими материалами промышленного или другого производства вследствие нарушения специальных правил, если это создало опасность жизни, здоровью людей или окружающей среде | Штраф от 100 до 200 НМДГ либо ограничение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок либо без такового |
ч. 1 ст. 241 УК Ук раины |
| 16. |
Действия, указанные в п. 15 данной таблицы, если они привели к гибели людей или к другим тяжким последствиям |
Ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо без такового | ч. 2 ст. 241 УК Ук раины |
| 17. |
Нарушение правил хранения, использования, учета, перевозки взрывоопасных веществ или радиоактивных материалов либо других правил обращения с ними, а также незаконная пересылка этих веществ или материалов почтой либо грузом, если это нарушение создало угрозу гибели людей либо наступления других тяжких последствий | Штраф до 50 НМДГ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет |
ч. 1 ст. 267 УК Ук раины |
| 18. |
Действия, указанные в п. 17 данной таблицы, а также незаконная пересылка почтой или багажом легковоспламеняю щихся либо едких веществ, если они привели к гибели людей либо другим тяжким последствиям |
Лишение свободы на срок от 3 до 12 лет |
ч. 2 ст. 267 УК Укра ины |
| Примечания. * Имущественный ущерб считается причиненным в крупном размере, если прямые убытки составляют сумму, в 300 и более раз превышающую НМДГ. Имущественный ущерб считается причиненным в особо крупном размере, если прямые убытки составляют сумму, в 1000 и более раз превышаующую НМДГ. ** Под введением в обращение (выпуском на рынок Украины) опасной продукции, совершенным в крупных размерах, следует считать размеры, превышающие 500 НМДГ. | |||
___________________
* Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.
Список использованных документов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
УК Украины - Уголовный кодекс Украины
Закон N 877 - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»
Закон N 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности»
Закон N 4004 - Закон Украины от 24.02.1994 г. N 4004-XII «Об обеспечении санитарного благополучия населения»
Закон об охране труда - Закон Украины от 14.10.1992 г. N 2694-ХП «Об охране труда», в редакции от 21.11.2002 г. N 229-IV
Закон о пожарной безопасности - Закон Украины от 22.09.1998 г. N 1496-ХII «О пожарной безопасности»
Указ N 386 - Указ Президента Украины от 06.04.2011 г. N 386/2011 «О Положении о Государственной инспекции Украины по вопросам труда»
Указ N 403 - Указ Президента Украины от 06.04.2011 г. N 403/2011 «О Положении о Государственной инспекции ядерного регулирования Украины»
Указ N 408 - Указ Президента Украины от 06.04.2011 г. N 408/2011 «О Положении о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины»
Постановление N 500 - Постановление КМУ от 11.04.2002 г. N 500 «Об утверждении Положения о Государственном департаменте пожарной безопасности»
Гигиеническая классификация - Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденная приказом Минздрава Украины от 27.12.2001 г. N 528
Инструкция N 133 - Инструкция о порядке остановки эксплуатации объектов при наличии нарушений нормативных актов об охране труда, утвержденная приказом Госнадзорохрантруда Украины от 30.12.1994 г. N 133
Методические рекомендации N 41 - Методические рекомендации для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденные постановлением Минтруда Украины от 01.09.1992 г. N 41
Положение N 508 - Положение о Государственной пожарной охране, утвержденное Постановлением КМУ от 26.07.1994 г. N 508
Положение N 1109 - Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением КМУ от 22.06.1999 г. N 1109
Положение N 24 - Положение о службе страховых экспертов по охране труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 15.08.2001 г. N 24
Положение N 92 - Положение о порядке организации государственного надзора за охраной труда и горного надзора в системе Госнадзорохрантруда Украины, утвержденное приказом Госнадзорохрантруда Украины от 30.03.2004 г. N 92
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 40 (822),
3 октября 2011 г.
Подписной индекс 40783
