Эти РНУКи - не для скуки

Внутренние документы на оплату труда: указывать ли РНУКи

ВОПРОС: Мы ознакомились с письмом ГНАУ от 06.04.2011 г. N 4241/5/29-1016, а также редакционным комментарием к нему и ужаснулись. Из п. 119.3 НКУ следует, что оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов, без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (РНУК) влечет наложение штрафа в размере 170 грн.

Просим разъяснить, обязано ли предприятие во избежание штрафов во всех внутренних документах на оплату труда постоянно дублировать РНУК (то есть ИНН)?

Относятся ли к таким документам: распоряжения о выплате разовой помощи в связи с юбилейной датой и о выплате надбавки за напряженность и сложность труда (с указанием физлиц и размеров выплачиваемых сумм); ежедневные акты приемки-передачи выполненных услуг (работ) согласно договорам гражданско-правового характера; табель учета рабочего времени, в котором находится вся информация о заработной плате за текущий месяц (он поступаете бухгалтерию непосредственно для начисления заработной платы)?

ОТВЕТ: Будем разбираться.

В соответствии с п. 70.12 НКУ регистрационный номер учетной карточки плательщика налога* должен отражаться во всех документах, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов. В п/п. 70.12.1 - 70.12.11 НКУ приведен перечень таких документов, не являющийся исчерпывающим. В нем, в частности, упомянуты документы, содержащие информацию об объектах налогообложения или уплате налогов в случае выплаты доходов, из которых удерживаются налоги в соответствии с законодательством Украины (п/п. 70.12.1)**; заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются объекты налогообложения и по которым возникают обязательства по уплате налогов и сборов (п/п. 70.12.2)***.

При этом п. 70.13 НКУ установлено, что документы, связанные с проведением операций, предусмотренных п. 70.12, которые не содержат РНУК, считаются оформленными с нарушением требований законодательства Украины.

Напомним также, что согласно п. 119.3 НКУ за оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов, без РНУК или с недостоверным РНУК налагается штраф в размере 170 грн.

Кроме штрафа (по каждому документу!) в будущем возможно наступление юридических последствий использования документов без РНУК. Об этом уже серьезно задумалась ГНАУ (см. ее упомянутое в вопросе письмо от 06.04.2011 г. N 4241/5/29-1016).

Так что настоящие проблемы тут еще впереди...

Теперь посмотрим, обязано ли предприятие вписывать РНУК в интересующие его документы.

Поскольку в п. 70.12 НКУ речь идет о документах, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц, напомним, что согласно п. 163.1 НКУ объектом налогообложения резидента является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

Понятие доходов, в свою очередь, определено в Налоговом кодексе как

«общая сумма дохода плательщика налога от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе в исключительной (морской) экономической зоне, так и за их пределами» (п/п. 14.1.56 НКУ).

По нашему мнению, из контекста п/п. 70.12.1 НКУ следует, что указание РНУК необходимо для документов, оформляемых при выплате доходов. Таким образом, документы, связанные лишь с начислением доходов, под действие п/п. 70.12.1 НКУ не подпадают.

В свою очередь п/п. 70.12.2 НКУ касается документов, которые оформляются в случае заключения гражданско-правовых договоров. Такие документы должны содержать информацию об объектах обложения (то есть доходах, получаемых (начисляемых) физлицу) или об уплате налогов.

А сейчас пройдемся по документам, названным в вопросе.

Начнем с распоряжения о выплатах матпомощи и надбавок к заработной плате. Из практики применения терминов, слов и словосочетаний юриспруденции следует, что распоряжение - это подзаконный акт управления, издаваемый руководителем по оперативным и другим вопросам, в личном порядке, имеющий обязательную силу для субъектов, которым оно адресовано. Изучая природу распоряжения на предмет отнесения его к первичным документам, Минфин в своем письме от 27.01.2006г. N 31-34000-30-27/1450 заявлял, что

«распоряжение руководителя предприятия подтверждает разрешение работникам предприятия на осуществление операции по передаче имущества (распоряжение, указание осуществить операцию по передаче имущества) и не фиксирует факта осуществления самой хозяйственной операции по передаче имущества».

Как мы понимаем, в распоряжении о выплате мат-помощи (надбавки) должны быть перечислены предлагаемые действия, указаны исполнители и сроки исполнения, поэтому данный документ не содержит информацию о начисленных (выплаченных) доходах, являющихся объектом налогообложения физических лиц, или об уплате налогов. Этот документ является лишь основанием для последующего начисления и выплаты дохода, поэтому под действие п/п. 70.12.1 и 70.12.2 не подпадает.

Перейдем к ежедневным актам приемки-передачи выполненных работ (услуг) согласно гражданско-правовому договору.

Как известно, акт - это документ, составленный одним или несколькими лицами, который подтверждает какие-либо установленные факты.

Проблема составления актов, подтверждающих предоставление услуг (работ), изучалась в нашем журнале неоднократно. При этом мы констатировали, что Гражданский кодекс, в принципе, не требует, чтобы факт предоставления услуг (работ) сопровождался обязательным составлением актов. Исключения из этого общего правила прямо в нем закреплены (см., например, ч. 4 ст. 882, касающейся строительного подряда).

Нами ранее отмечалось, что Закон О Прибыли выдвигает к приемо-сдаточным документам в отношении работ-услуг только одно условие - они должны удостоверять фактическое получение результатов этих работ-услуг. Естественно, акт может быть более подробным и детализированным и содержать, как того хотят налоговики, реквизиты первичных документов в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Это, как говорится, дело предприятия.

При широком прочтении акт приемки-передачи может интерпретироваться как документ, подпадающий под действие п/п. 70.12.2 НКУ: он составляется в связи с заключением гражданско-правового договора и в некоторой мере содержит информацию о доходе физлица. Поэтому безопаснее в актах РНУК все же указывать. При отсутствии РНУК остается упирать на то, что акт приемки-передачи выполненных работ (услуг) удостоверяет фактическое их выполнение и не содержит информации о начисленных (полученных) доходах физическими лицами. Мол, именно он и является основанием для последующего начисления и выплаты дохода.

И наконец - о табеле учета рабочего времени.

Как известно, табель учета использования рабочего времени, форма которого утверждена приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. N 489, применяется для учета использования рабочего времени всех категорий работников, контроля за соблюдением ими установленного режима рабочего времени, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы, а также для составления статистической отчетности по труду.

Таким образом, в табеле типовой формы N П-5**** собрана вся необходимая информация для расчета заработной платы за текущий месяц, которая поступает в бухгалтерию и является основанием для начисления заработной платы. Сам же табель формы N П-5 не содержит информации о начисленных (полученных) доходах, которые являются объектами налогообложения физических лиц. Кроме того, он в любом случае не составляется именно в ситуации выплаты дохода, как того требует п/п. 70.12.1 НКУ. Да и к п/п. 70.12.2 НКУ он отношения не имеет.

Учитывая вышеизложенное, мы считаем, что законодательные основания указывать РНУК в табелях отсутствуют.

В общем, работодатели (бухгалтера) получили еще одну головную боль - РНУКи. Проходит (исцеляется) с помощью штрафов.

_______________

* Вместо РНУК могут быть указаны серия и номер паспорта для физических лиц, отказавшихся от принятия РНУК из-за своих религиозных убеждений.

** В этом случае физлица обязаны предоставлять информацию о РНУК юрлицам и физлицам, выплачивающим им доходы.

*** Другие документы, упомянутые в остальных подпунктах п. 70.12, как правило, предприятий не касаются.

**** Кстати, эта форма носит рекомендательный характер, и предприятие может дополнять ее другими показателями с учетом специфики своей деятельности.

"Бухгалтер" N 22, июнь (II) 2011 г.
Подписной индекс 74201