Государственная финансовая инспекция
теперь заменит КРУ.
Предусмотренна ли разница
в функциях этого органа?

Борьба с экономической преступностью невозможна без участия профессионально подготовленных работников в этой сфере, поэтому роль государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики значительно возрастает.

Многообразие экономики и наличие разных форм собственности (государственной, частной, коммунальной, коллективной) требуют использования различных организационных форм в сфере государственного финансового контроля.

За последние годы контроль за соблюдением финансовой дисциплины, целевым и эффективным использованием средств всеми субъектами хозяйствования усилился.

Именно поэтому с целью оптимизации системы органов исполнительной власти, а также повышения эффективности государственного управления Президентом Украины принято решение реорганизовать Главное контрольно-ревизионное управление Украины в Государственную финансовую инспекцию Украины (далее - Госфининспекция). Такое решение зафиксировано в Указе № 1085. А 23 апреля 2011 года Президент Украины утвердил Положение № 499, которым регулируется деятельность Госфининспекции.

Таким образом, Госфининспекция, созданная в рамках административной реформы, заменила с 04.05.2011 г. Главное контрольно-ревизионное управление Украины.

Напомним, что право создавать, реорганизовывать и ликвидировать министерства и другие органы исполнительной власти предоставлено Президенту Украины согласно п. 15 ст. 106 Конституции Украины по представлению Премьер-министра Украины.

Однако следует отметить, что с нормативно-правовыми актами, которые ранее регулировали деятельность КРУ, были серьезные проблемы. Также не все безоблачно и с Госфининспекцией.

Статус государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, ее функции и правовые основы деятельности определяет Закон о КРУ.

Данным Законом предусмотрено, что Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из:

- Главного контрольно-ревизионного управления Украины (далее - КРУ);

- контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киев и Севастополь;

- контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах. Следовательно, КРУ было лишь одним из звеньев Государственной контрольно-ревизионной службы Украины, деятельность которого одновременно регулировалась двумя Положениями:

- Положением № 884 (действующее);

- Положением № 1265 (утратило силу).

Почему Кабмин Украины утвердил в 2007 году Положение № 884 - непонятно. Ведь абзацем 4 ст. 7 Закона о КРУ предусмотрено, что Кабинетом Министров Украины утверждается Положение о государственной контрольно-ревизионной службе, но не КРУ, которое является лишь частью данной службы.

Закон о КРУ действует и никаких изменений в него законодатели не внесли, поэтому легитимность Госфининспекции также находится под большим вопросом. А если учесть, что одной из главных задач КРУ было не только выявление финансовых нарушений, но и привлечение виновных к административной ответственности, то применение Госфининспекцией административных штрафов по ныне действующему КУоАП очень сомнительно.

Таким образом, в настоящее время мы имеем ситуацию, когда действующий Закон о КРУ, который имеет высшую юридическую силу в сравнении с указами Президента Украины, предусматривает одну структуру государственной контрольно-ревизионной службы Украины, а Президент Украины фактически утвердил совершенно новый орган исполнительной власти в этой структуре - Госфининспекцию.

Также заметим, что определение Госфининспекции, приведенное в Положении № 499, практически не отличается от определения КРУ, приведенного в Положении № 1265.

Так, согласно Положению № 499, Госфининспекция является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов Украины, входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля.

А как же обстоит дело с задачами и функциями Госфининспекции?

Задачи Госфининспекции

Основные задачи Госфининспекции изложены более кратко, нежели задачи КРУ. Приведем их в табл. 1.

Таблица 1


п/п 
Основные задачи
Госфининспекции 
Основные задачи КРУ 
1.
 
Реализация государственной политики в сфере государственного финансового контроля, а также внесение предложений по ее формированию  Подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере государственного финансового контроля
 
2.
 
-
 
Обеспечение в установленном порядке реализации государственной политики в сфере государственного финансового контроля за использованием в соответствии с законодательством министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими бюджетными учреждениями, а также предприятиями и организациями независимо от формы собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и подчиненности, которые получают средства из бюджетов и государственных целевых фондов, средств и материальных ценностей, за их сохранностью, ведением и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности 
3.
 
-
 
Разработка предложений по устранению обнаруженных недостатков и нарушений и предупреждение их в последующем 

Подконтрольные учреждения Госфининспекции

Для того чтобы точнее понимать, какие именно предприятия может контролировать Госфининспекция, сравним подконтрольные учреждения КРУ и Госфининспекции в табл. 2.

Таблица 2


п/
п 
Подконтрольные учреждения Госфининспекцин
(пп. 1 п. 1 Положения № 499
Подконтрольные учреждения
КРУ
(абзац 3 п. 3 Положения № 1265
1.  Министерства  Министерства 
2.  Органы исполнительной власти  Органы исполнительной власти 
3.  Государственные фонды  Государственные фонды 
4.
 
Фонды общеобязательного государственного социального страхования  -
 
5.  Бюджетные учреждения  Бюджетные учреждения 
6.  Субъекты хозяйствования государственного сектора экономики  Субъекты хозяйствования государственного сектора экономики 
7.
 
Предприятия, учреждения и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней  Предприятия и организации, которые получают (получали в периоде, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней 
8.  Предприятия, учреждения и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из государственных фондов  Предприятия и организации, которые получают (получали в периоде, который проверяется) средства из государственных фондов 
9.
 
Предприятия, учреждения и организации, которые используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество  Предприятия и организации, которые используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество
 
10.
 
Предприятия, учреждения и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из фондов общеобязательного государственного социального страхования 

 

Как видим, к подконтрольным учреждениям добавились фонды общеобязательного государственного социального страхования и предприятия, учреждения и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из фондов общеобязательного государственного социального страхования. То есть Госфининспекция теперь будет проверять и предприятия, получающие средства из социальных страховых фондов, к которым относятся:

- материальное обеспечение граждан (работников предприятий) в связи с потерей заработной платы (дохода) в случае временной потери трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), при беременности и родах, частичную компенсацию затрат, связанных со смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также социальные услуги за счет фонда - из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (ст. 1 Закона № 2240);

- возмещение вреда, связанного с потерей застрахованными лицами заработной платы или соответствующей ее части при исполнении трудовых обязанностей, предоставление им социальных услуг в связи с повреждением здоровья, а также, в случаях их смерти, - страховые выплаты нетрудоспособным членам семей - из Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзац 4 ст. 1 Закона № 1105);

- финансирование затрат на оплату труда работников, которых с целью предотвращения высвобождения временно перевели с их согласия на другую работу (до 6 месяцев в течение года) цри условии сохранения за ними основного места работы - из Фонда общеобязательного государственного социального страхования (абзац 3 ст. 7-1 Закона № 1533);

- финансирование затрат на профпереподготовку или повышение квалификации работников, относительно которых есть угроза высвобождения в связи с реорганизацией или перепрофилированием предприятия, временной остановкой производства, при условии сохранения за работниками места работы - из Фонда общеобязательного государственного социального страхования (абзац 4 ст. 7-1 Закона № 1533).

Так как значительное количество предприятий получают эти средства, то им следует быть готовыми к проверкам со стороны Госфининспекции.

Функции Госфининспекции

Госфининспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет:

- государственный финансовый контроль;

- просто контроль;

- обеспечивает участие представителей Госфининспекции в ревизионных комиссиях хозяйственных организаций, у которых корпоративные права государства превышают 50 % уставного капитала*;

- принимает в установленном порядке меры по устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства и привлечению к ответственности виновных лиц;

- предоставляет ежемесячно Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины и Минфину Украины отчеты об обобщенных результатах контроля за соблюдением бюджетного законодательства ;

- согласовывает назначения на должности и освобождения от занимаемых должностей руководителей контрольно-ревизионных подразделений в структуре министерств, других центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов;

- координирует деятельность, согласовывает планы внутренней работы контрольно-ревизионных подразделений в структуре министерств, других центральных органов исполнительной власти и осуществляет оценку профессионального уровня работников таких подраздет лений;

- осуществляет контроль за проведением внутренней контрольно-ревизионной работы в структуре министерств, других центральных органов исполнительной власти;

- получает и анализирует отчетность о работе контрольно-ревизионных подразделений в структуре министерств, других центральных органов исполнительной власти;

- рассматривает письма, заявления и жалобы граждан о фактах нарушения законодательства по финансовым вопросам, принимает в соответствии с законодательством соответствующие меры по их устранению;

- обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Госфининспекции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательных актов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов министерств и в установленном порядке представляет их Министру финансов;

- осуществляет другие полномочия, определенные законами Украины и возложенные на нее Президентом Украины.

Государственный финансовый контроль

Государственный финансовый контроль Госфининспекция осуществляет за:

- использован ием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов;

- правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств;

- эффективным использованием средств и имущества;

- состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, государственных фондах, фондах общеобязательного государственного социального страхования, бюджетных учреждениях и субъектах хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, получающих (получавших в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, государственных фондов и фондов общеобязательного государственного социального страхования или использующих (использовавших в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество;

- соблюдением законодательства на всех стадиях бюджетного процесса по государственному и местным бюджетам.

Контроль

Госфининспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет контроль за:

- выполнением функций по управлению объектами государственной собственности;

- целевым использованием средств государственного и местных бюджетов;

- целевым использованием и своевременным возвратом кредитов (займов), полученных под государственные (местные) гарантии;

- составлением бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета;

- состоянием внутреннего контроля и внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств;

- устранением выявленных недостатков и нарушений;

- соблюдением законодательства о государственных закупках;

- деятельностью субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые не отнесены законодательством к подконтрольным учреждениям, по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела.

Устранение выявленных недостатков во время проверок

Госфининспекция принимает в установленном порядке меры по устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства и привлечению к ответственности виновных лиц, а именно:

- требует от руководителей и других должностных лиц подконтрольных учреждений устранения выявленных нарушений законодательства;

- обращается в суд в интересах государства, если подконтрольным учреждением не обеспечено выполнение требований к устранению выявленных при осуществлении государственного контроля нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования активов;

- проводит анализ состояния соблюдения финансовой дисциплины и о его результатах уведомляет органы исполнительной власти, другие государственные органы и органы местного самоуправления;

- готовит и подает в соответствующие государственные органы предложения по устранению и предотвращению причин и условий, которые привели к допущению недостатков и нарушений;

- осуществляет контроль за выполнением требований и предложений, поданных Госфининспекцией и ее территориальными, органами министерствам, другим центральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления по результатам государственного финансового контроля, и информирует об этом Кабинет Министров Украины и Минфин Украины;

- применяет меры воздействия за нарушения бюджетного законодательства, налагает взыскания, санкции против лиц, виновных в нарушении законодательства**;

- передает правоохранительным органам материалы ревизий при установлении нарушений законодательства, предусматривающие уголовную ответственность или содержащие признаки коррупционных деяний;

- информирует правоохранительные органы о фактах других выявленных нарушений законодательства.

Таким образом, функции Госфининспекции незначительно расширены по сравнению с функциями КРУ, но количество субъектов хозяйствования, которые подпадут под проверки Госфининспекции, действительно увеличится.

Так, одной из функций Госфининспекции, которая не была возложена на КРУ, является осуществление государственного финансового контроля на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из фондов общеобязательного государственного социального страхования.

Также на Госфининспекцию возложена функция обеспечения участия представителей Госфининспекции в ревизионных комиссиях хозяйственных организаций, у которых корпоративные права государства превышают 50 % уставного капитала. То есть ревизия АО, контрольный пакет акций (пакет из более чем 50% простых акций АО) которых принадлежит государству, будет теперь проводиться с участием представителей Госфининспекции.

Некоторые функции, которые были возложены на КРУ Положением № 1265, не «перекочевали» в функции Госфининспекции, а именно:

- информирование общественности через СМИ о мероприятиях по осуществлению контроля за соблюдением финансовой дисциплины;

- организация в пределах своих полномочий работы по обеспечению охраны государственной тайны в органах государственной контрольно-ревизионной службы.

Правда, эти функции пока содержатся в пп. 25 п. 4 и пп. 18 п. 4 Положения № 884.

Права Госфининспекции

По сравнению с КРУ, права Госфининспекции также несколько расширены (табл. 3).

Таблица 3


п
/
п 
Госфининспекция  КРУ 

 
Права  Нор
ма
По
ложе
ния
499 
Права  Нор
ма По
ложе
ния № 1265 
Госфининспекция для выполнения возложенных на нее задач имеет право в установленном порядке:  КРУ имеет право:
 
привлекать к выполнению отдельных работ, участию в изучении отдельных вопросов ученых и специалистов, в том числе на договорной основе, работников центральных и местных органов исполнительной власти,государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций, в частности для проведения контрольных замеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок  пп. 1 п. 6  привлекать на договорных принципах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, других органов исполнительной власти, государственных целевых фондов, предприятий, учреждений и организаций к проведению контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков в производство сырья и материалов, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок
 
пп.
6
п. 5
 
2
 
получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, иных юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц - предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Госфининспекцию и ее территориальные органы задач  пп. 2 п. 6
 
подавать запросы и получать от центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в полном объеме информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на КРУ задач и полномочий
 
пп. 18 п. 5
 
3
 
созывать совещания, создавать комиссии и рабочие группы  пп. 3 п. 6  -
 
-
 
4
 
пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами  пп. 4 п. 6
 
-
 
-
 
5
 
осуществлять государственный финансовый контроль проведением:  пп. 5 п. 6  -
 
-
 
5.1
 
- инспектирования в форме плановых и внеплановых ревизий определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций*  -
 
-
 
-
 
5.
- государственного финансового аудита 
5.
3
 
- проверки государственных закупок
** 
6.
 
проверять в ходе государственного финансового контроля денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, документы по проведению процедур закупок, проводить проверку фактического наличия ценностей (денежных средств, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования и т.п.)  пп. 6 п. 6  проводить в порядке, определенном законодательством, ревизии и проверки финансовых и бухгалтерских документов, отчетов, смет, расчетов и других документов, которые подтверждают поступление и расходование средств, материальных ценностей, в предусмотренных законодательством случаях - документов, подтверждающих целевое использование средств, которые остались в распоряжении хозяйствующих субъектов в связи с предоставленными льготами по платежам в бюджеты  пп. 1
п. 5
 
7.
 
беспрепятственного доступа в ходе государственного финансового контроля на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, которые контролируются  пп. 7 п. 6
 
беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой
 
пп. 3 п. 5
 
8.
 
требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в случае отказа в ее проведении обращаться в суд для принуждения проведения инвентаризации, а до принятия соответствующего решения судом опечатывать в установленном порядке кассы, кассовые помещения, склады и архивы  пп. 8 п. 6  требовать от руководителей проверяемых объектов проведения, в том числе в присутствии работников КРУ, инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, финансовых обязательств, в случае отказа в ее проведении обращаться в суд для принуждения к проведению инвентаризации, а до принятия соответствующего решения судом в соответствии с законом опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, изымать необходимые документы  пп. 5
п. 5
 
9.
 
получать от служебных и материально ответственных лиц контролируемых объектов письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе осуществления государственного финансового контроля  пп. 9 п. 6
 
получать от должностных и материально ответственных лиц предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются, письменные объяснения по вопросам, возникающим во время проведения ревизий и проверок  пп. 10 п. 5
 
1
0.
 
изымать при проведении ревизии у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о нарушении, а на основании решения суда изымать до окончания ревизии оригиналы указанных документов  пп. 10
п. 6
 
-
 
-
 

1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
11.
 
получать от НБУ и его учреждений, других банков и кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах контролируемых объектов, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, которые имели правовые отношения с указанными объектами, - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организациями  пп. 11 п. 6
 
получать от НБУ и его учреждений, коммерческих банков, органов Госказначейства Украины, других финансовых учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются, а от других предприятий, учреждений и организаций - справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями и организациями, которые проверяются  пп. 9 п. 5 
12
 
обращаться в установленном порядке при наличии соответствующих международных договоров в контролирующие или правоохранительные органы других государств за дополнительной информацией о нарушениях финансовой дисциплины на предприятиях, в учреждениях и организациях  пп. 12
п. 6
 
обращаться в установленном порядке при наличии соответствующих международных договоров в контролирующие или правоохранительные органы других государств за дополнительной информацией о нарушении финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями  пп. 11
п. 5
 
13
 
проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях встречные сверки с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете предприятия, учреждения и организации, которое контролируется  пп. 13
п. 6
 
проводить в установленном порядке на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые осуществляли операции и расчеты с проверяемым объектом, встречные проверки осуществленных между ними операций и расчетов
 
пп. 8 п. 5
 
14
 
инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти***  пп. 14 п. 6
 


 


 
15
 
предъявлять руководителям и другим лицам контролируемых предприятий, учреждений и организаций обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений законодательства  пп. 15 п. 6
 
предъявлять в пределах своей компетенции руководителям и другим должностным лицам проверяемых объектов, обязательные к выполнению требоаания об устранении обнаруженных нарушений
 
пп. 12 п. 5
 
16
 
приостанавливать в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования, операции с бюджетными средствами в установленном законодательством порядке, а также применять и инициировать применение в соответствии с законом иных мер воздействия в случае выявления нарушений законодательства  пп. 16
п. 6
 
прекращать в соответствии с законодательством операции на расчетных и других счетах в учреждениях банков и других финансовых учреждениях
 
пп. 4 п. 5
 
17
 
изымать в судебном порядке в бюджет выявленные при проведении ревизий скрытые, заниженные валютные и другие платежи; ставить перед соответствующими государственными органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, в случае если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением законодательства  пп. 17 п. 6
 
поднимать перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования предприятий, учреждений и организаций в связи с обнаруженными фактами использования бюджетных средств с нарушением законодательства  пп. 13 п. 5
 
18
 
поднимать перед соответствующими государственными органами вопрос признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, в судебном порядке взыскивать в доход государства средства, полученные подконтрольными учреждениями по незаконным договорам, без установленных законом оснований и с нарушением законодательства  пп. 18
п. 6
 
поднимать перед соответствующими органами вопрос о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства, взыскивать в доход государства средства, получэнные по незаконным соглашениям, без установленных законом оснований и с нарушением законодательства
 
пп. 14 п. 5
 
19
 
налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, административные взыскания
 
пп. 19 п. 6
 
налагать в соответствии с законодательством на руководителей и других должностных лкц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания  пп. 16 п. 5
 
20
 
поднимать перед руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях  пп. 20 п. 6
 
поднимать перед руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопросы о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях  пп. 17 п. 5
 
21
 
при обнаружении ущерба, нанесенного государству или объекту контроля, определять его размер согласно методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины  пп. 21 п. 6
 
-
 
-
 
22
 
-
 
-
 
проводить в соответствии с законодательством ревизии и проверки по поручению Президента Украины, Кабинета Министров Украины, правоохранительных органов  пп. 2 п. 5
 
23
 
-
 
-
 
обращаться при необходимости в другие органы государственного контроля по вопросам проведения общих проверок в пределах полномочий, определенных законодательством  пп. 7 п. 5
 
24
 
-
 
-
 
применять в соответствии с законодательством к предприятиям, учреждениям, организациям, другим субъектам хозяйствования финансовые санкции  пп. 15 п.5
 
Примечания.
* Внеплановые ревизии, при наличии оснований, определенных законом, предусмотрены также пп. 4 п. 4 Положения № 884.
** Аналогичная норма содержится в пп. 4 п. 4 Положения № 884.
*** Аналогичная норма содержится в пп. 11 п. 5 Положения № 884. 

Как видно из табл. 3, теперь Госфининспекция, в отличие от КРУ, имеет право:

- созывать совещания, создавать комиссии и рабочие группы;

- пользоваться соответствующими информационными базами данных государственных органов, государственными, в том числе правительственными, системами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами;

- инициировать проведение проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти.

Структура Госфининспекции

Структура Госфининспекции ничем не отличается от структуры КРУ. Госфининспекцию возглавляет Председатель, которого назначает на должность по представлению Премьер-министра Украины, внесенным на основании предложений Министра финансов, и освобождает от должности Президент Украины.

Правда, полномочия Председателя Госфининспекции значительно расширены по сравнению с полномочиями Председателя КРУ. Председатель Госфининспекции, среди прочего:

- вносит на рассмотрение Министру финансов предложения по формированию государственной политики в сфере государственного финансового контроля и разработанные Госфининспекцией проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины;

- утверждает по согласованию с Министром финансов одобренные на заседании коллегии годовой план работы Госфининспекции, мероприятия по реализации основных направлений и приоритетных целей ее деятельности в соответствии с определенными задачами;

- отчитывается перед Министром финансов о выполнении годового плана работы Госфининспекции и возложенных на нее задач, об устранении нарушений и недостатков, выявленных при проведении проверок деятельности Госфининспекции, ее территориальных органов, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

- создает в пределах предельной численности государственных служащих и работников Госфининспекции и средств, предусмотренных на ее содержание, ликвидирует, реорганизует по согласованию с Кабинетом Министров Украины и Министром финансов территориальные органы Госфининспекции как структурные подразделения ее аппарата;

- принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Госфининспекцией, утверждает их положения (уставы), заключает и расторгает контракты с руководителями таких предприятий, учреждений и организаций;

- обеспечивает соблюдение установленного Министром финансов порядка обмена информацией между Минфином Украины и Госфининспекцией и своевременность ее предоставления.

Председатель Госфининспекции имеет двух заместителей, в том числе одного первого, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины по представлению Премьер-министра Украины, внесенным на основании предложений Председателя Госфининспекции.

Положение о Госфининспекции Украины утверждается Президентом Украины.

Предельная численность государственных служащих и работников Госфининспекции утверждается Кабинетом Министров Украины. Структура аппарата Госфининспекции утверждается Председателем Госфининспекции по согласованию с Министром финансов. Штатное расписание и смета Госфининспекции утверждаются Председателем Госфининспекции по согласованию с Минфином.

Госфининспекция является юридическим лицом публичного права, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, собственные бланки, счета в органах Госказначейства.

Кабинету Министров Украины поручено в 3-месячный срок привести свои акты в соответствие с Указом № 499. Посмотрим, как удастся Кабмину справиться в такой срок с этим заданием, поскольку ему необходимо будет переписать множество подзаконных нормативных актов. В конце концов придется увольнять всех сотрудников из КРУ и вновь принимать на работу в Госфининспекцию.

______________________________________

*Аналогичная норма содержится в пп. 7 п. 4 Положения № 884.

**Аналогичная норма предусмотрена в пп. 8 п. 4 Постановления № 884.

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

Закон № 1105 - Закон Украины от 23.09.1999 г. № 1105-ХIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности»

Закон № 1533 - Закон Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»

Закон № 2240 - Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением»

Закон о КРУ - Закон Украины от 26.01.1993 г. № 2939-ХП «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»

Указ № 499 - Указ Президента Украины от 23.04.2011 г. № 499/2011 «О Положении о Государственной финансовой инспекции Украины»

Указ № 1085 - Указ Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085/2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти»

Положение № 499 - Положение о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 23.04.2011 г. № 499/2011

Положение № 1265 - Положение о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 28.11.2000 г. 1265/2000 (утратило силу)

Положение № 884 - Положение о Главном контрольно-ревизионном управлении Украины, утвержденное Постановление КМУ от 27.06.2007 г. № 884

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 21 (803),
23 мая 2011 г.
Подписной индекс 40783