Новые сроки обращения в Административный суд
30 июля 2010 года вступил в силу Закон о судоустройстве и статусе судей. Принятие указанного законодательного акта повлекло за собой ряд изменений в административном судопроизводстве Украины, в частности, претерпели изменения сроки обращения в административный суд.
Статья 99 КАС Украины устанавливает, что административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного данным Кодексом либо другими законами Украины.
Согласно ч. 2 ст. 99 КАС Украины для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица устанавливается шестимесячный срок, который, если не установлено иное, отсчитывается со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав, свобод либо интересов. До внесения изменений в КАС Украины срок давности для обращения в административный суд был равен одному году.
Помимо сокращения общего срока давности для обращения в административный суд, сокращен, до одного месяца, срок обращения в тех случаях, когда законом допускается возможность досудебного решения спора.
Так, если истец воспользовался порядком досудебного урегулирования спора, например, подал жалобу в порядке, предусмотренном Положением N 93, то для обращения в административный суд устанавливается срок в один месяц. Исчисление указанного ррока начинается со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действие либо бездействие субъекта властных полномочий (в данном случае налогового органа).
До внесения изменений в КАС Украины для подачи административного иска после окончания процедуры досудебного обжалования был предусмотрен общий срок давности, то есть один год.
Новая редакция ст. 99 КАС Украины содержит в себе часть 5, которая предусматривает специальный сокращенный срок, в один месяц, для обращения в административный суд относительно обжалования решений субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено требование о взыскании денежных средств.
Особое значение новая редакция ст. 99 КАС Украины приобретает при обжаловании налоговых уведомлений-решений налоговых органов.
С принятием Закона о судоустройстве и статусе судей в судебной практике сразу же возникли вопросы, связанные с определением сроков обращения налогоплательщиков с административными исками об обжаловании решений налоговых органов о начислении налоговых обязательств, а также сроков обращения налоговых органов с исками о взыскании налогового долга.
С целью единообразного, законного и обоснованного применения административными судами норм процессуального права Высшим административным судом Украины было опубликовано официальное Письмо N 1343/11/13-10 с разъяснениями о сроках обжалования решений налогоплательщиками и налоговыми органами.
Решениями налоговых органов, на основании которых могли быть заявлены требования о взыскании денежных средств до 31.12.2010 г., в частности, являлись налоговые уведомления-решения, принятые на основании Закона N 2181.
До принятия Закона о судоустройстве и статусе судей и внесения соответствующих изменений в ст. 99 КАС Украины при определении срока обращения в административный суд для обжалования налоговых уведомлений-решений применялся пп. 5.2.5. п. 5.2. ст. 5 Закона N 2181, согласно которому плательщик имел право обжаловать решение налогового органа в суд в любой момент после получения соответствующего решения, с учетом общих сроков давности.
Теперь же, сроки обращения лица с иском о признании противоправным налогового уведомления-решения устанавливаются непосредственно ст. 99 КАС Украины и основания для применения норм других законов отсутствуют. Срок обращения в административный суд с иском об обжаловании налоговых уведомлений-решений составляет один месяц.
Отдельно следует обратить внимание, что специальные сроки для предъявления налоговыми органами исков с требованием о взыскании налогового долга с налогоплательщиков процессуальным законодательством не предусмотрены. В связи с этим иски налоговых органов предъявляются в пределах шести месяцев со дня возникновения налогового долга.
Согласно ч. 1 ст. 100 КАС Украины административный иск, поданный после сроков, установленных законом, оставляется без рассмотрения, если суд по заявлению истца не найдет оснований для восстановления срока.
Согласно ч. 1 ст. 2 КАС Украины задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, местного самоуправления, иных должностных и служебных лиц путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел.
Новая редакция ст. 99 КАС Украины существенно сократила сроки обращения в административный суд, установила новые специальные сокращенные сроки для обращения в суд с административным иском за защитой прав, свобод и интересов.
Список использованных документов
КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины
Закон N 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-ПІ «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (утратил силу)
Закон о судоустройстве и статусе судей - Закон Украины от 07.07.2010 г. N 2453-VI «О судоустройстве и статусе судей»
Положение N 93 - Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов государственными налоговыми администрациями, утвержденное приказом ГНАУ от 03.03.1998 г. N 93 в редакции от 02.03.2001 г. N 82
Письмо N 1343/11/13-10 - Письмо Высшего административного суда Украины от 27.09.2010 г. N 1343/11/13-10 «Относительно обжалования решений контролирующих органов о начислении налогового обязательства»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 1-2 (783-784),
10 января 2011 г.
Подписной индекс 40783
