Сфера применения Налогового кодекса Украины
и нюансы администрирования налогов и сборов.
Налоговая отчетность
(Часть VI. Части I, II, III, IV, V, VII, VIII, IX, X, XI, XII см. в консультациях от 13.12.2010 г.)
Налогоплательщик обязан доводить до сведения налоговых органов всю информацию, по объекту налогообложения, о полученных им доходах и произведенных расходах, а также об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налогов и сборов.
То есть для того чтобы налоговые органы могли могли контролировать уплату налогов и сборов налогоплательщиками, им нужно иметь документ, который бы расшифровывал расчет налогового обязательства налогоплательщика по тому или иному налогу и сбору.
Именно для этого и используются декларации или расчеты по тем или иным налогам и сборам.
Как нынешнее налоговое законодательство, так и НК Украины не дают четкого определения тому, когда нужно подавать декларацию, а когда - расчет.
Пункт 46.1 ст. 46 разд. II НК Украины дает общее определение налоговой декларации и расчету. Налоговая декларация, расчет - документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных НК Украины) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, который свидетельствует о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в интересах плательщиков налогов - физических лиц, суммах удержанного или уплаченного налога.
Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью. Также к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств приравниваются таможенные декларации.
Таким образом, налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и/или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговый расчет сбора (платы) представляет собой письменное заявление плательщика об объектах обложения сбором (платой), облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора (платы) и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора (платы).
Хотя финансовая отчетность никак не может быть приравнена к налоговой отчетности, так как по ней невозможно рассчитать ни один вид налога или сбора, но НК Украины теперь четко предусматривает порядок подачи такой отчетности плательщиками налога на прибыль, в том числе и малыми предприятиями (правда, только за год).
Так, п. 46.2. ст. 46 разд. II НК Украины предусматривает, что плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия, отнесенные к таким в соответствии с ХК Украины, подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.
В составе финансовой отчетности налогоплательщик указывает временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Минфином Украины.
Обращаем внимание на то, что речь идет не о крупных налогоплательщиках, а обо всех плательщиках налога на прибыль.
Учитывая необходимость адаптационного периода для перехода на ведение учета временных и постоянных налоговых разниц плательщиков налога на прибыль, для подготовки и утверждения методики бухгалтерского учета налоговых разниц, ознакомления с ней плательщиков Президент Украины счел целесообразным перенести введение такого учета на 2012 год.
В том случае, когда налоговая отчетность по отдельному налогу должна составляться нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом годовая налоговая декларация не подается.
В том случае, когда налогоплательщик считает, что форма налоговой декларации, определенная центральным контролирующим органом, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам НК Украины по такому налогу или сбору, он имеет право отметить данный факт в специально отведенном месте в налоговой декларации. В случае необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к такой декларации, составленные в произвольной форме, которые будут считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления.
В настоящее время, согласно пп. 4.4.2 п. 4.4 ст.4 Закона №2181, плательщик налогов имеет право подать налоговый отчет по другой форме, если он считает, что форма налоговой отчетности, определенная центральным (руководящим) органом контролирующего органа, увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки нормам закона по такому налогу, сбору (обязательному платежу). Такой отчет по другой форме подается вместе с объяснением мотивов его составления.
Форма налоговой отчетности
Форма налоговой отчетности имеет важное значение как для налогоплательщика, так и для контролирующего органа. Также очень важно, чтобы новые формы налоговой отчетности утверждались заблаговременно и у налогоплательщика было время не только на приобретение новых бланков отчетности, но и на ознакомление с порядком их заполнения.
Пунктом 46.5 ст. 46 разд. II НК Украины предусмотрено, что форма налоговой декларации устанавливается центральным органом государственной налоговой службы (то есть ГНАУ) и должна быть согласована с Минфином Украины.
В таком же порядке устанавливаются формы налоговых деклараций по местным налогам и сборам, которые обязательны для применения их плательщиками (налоговыми агентами).
Форма декларации об имущественном состоянии и доходах (налоговой декларации) будет устанавливаться с учетом особенностей, определенных п. 179.9 ст. 179 разд. IV этого Кодекса.
Форма упрощенной налоговой декларации, которая предусмотрена п. 49.2 ст. 49 разд. II НК Украины, и порядок перехода налогоплательщиков, на представление такой декларации устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Форма, порядок и сроки представления таможенной декларации, а также порядок приема таможенным органом таможенной декларации определяются с учетом требований таможенного законодательства Украины.
Государственные органы, которые устанавливают в соответствии с этим пунктом формы налоговых деклараций, обязаны обнародовать такие формы для использования их плательщиками налогов.
Налоговый кодекс Украины урегулировал порядок вступления в силу новых форм налоговых деклараций.
Так, п. 46.6 ст. 46 разд. II НК Украины предусмотрено, что если в результате внедрения нового налога или изменения правил налогообложения изменяются формы налоговой отчетности, то центральный орган государственной налоговой службы, утвердивший такие формы, обязан обнародовать их.
Кроме того, старые формы налоговых деклараций (расчетов) будут действовать до отчетного периода, в котором были обнародованы новые формы. И лишь со следующего отчетного периода после обнародования новых форм они будут приниматься контролирующими органами.
То есть НК Украины предусматривает следующий порядок вступления в силу новых форм налоговых деклараций. Например, меняется форма декларации по НДС, которая обнародована в апреле. Следовательно, новая форма декларации по НДС должна применяться начиная с отчетного периода за май (срок подачи до 20 июня).
Обращаем внимание на то, что в п. 46.6 ст. 46 разд. II НК Украины речь идет не о сроке подачи отчетности, а именно о налоговом периоде, за который составляется декларация (расчет).
После внесения изменений в нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения центральный орган государственной налоговой службы должен осуществить меры по обнародованию и применению таких норм.
Приведенные требования в ст.ст. 46-50 разд. II НК Украины не распространяются на декларирование товаров (продукции), ввезенных на таможенную территорию Украины или вывезенных с нее в соответствии с таможенным законодательством Украины (кроме случаев, определенных в этих статьях), а также на декларирование отчислений в социальные фонды и другое информационное декларирование, содержащее экономические сведения о субъектах налогообложения, которые не касаются исчисления налогов.
Ответственность за составление налоговой
отчетности
Ответственность за неподачу, нарушение порядка заполнения документов налоговой отчетности, нарушение сроков их представления контролирующим органам, недостоверность информации, приведенной в указанных документах, несут (п. 47.1 ст. 47 разд. II НК Украины):
- юридические лица;
- постоянные представительства нерезидентов (налогоплательщики);
- должностные лица юридических лиц или постоянных представительств нерезидентов;
- физические лица - налогоплательщики и их законные или уполномоченные представители в случаях, предусмотренных законом;
- налоговые агенты. Ответственность за нарушение налогового законодательства обособленным подразделением юридического лица несет юридическое лицо, в состав которого оно входит.
Порядок составления налоговой декларации
Налоговая декларация составляется по утвержденной форме, которая действует на момент ее представления. Форма налоговой декларации должна содержать необходимые обязательные реквизиты и удовлетворять нормам и содержанию соответствующего налога и сбора (п. 48.1 ст. 48 разд. II НК Украины).
Обязательные реквизиты - это информация, которую должна содержать форма налоговой декларации и при отсутствии которой документ теряет определенный НК Украины статус с наступлением предусмотренных законом юридических последствий.
Перечень обязательных реквизитов налоговой декларации (расчета) приведен в п. 48.3 ст. 48 разд. II НК Украины (рис. 2).
В частных случаях, когда это отвечает сути налога или сбора и необходимо для его администрирования, форма налоговой декларации дополнительно может содержать следующие обязательные реквизиты:
- отметка об отчетности по специальному режиму;
- код вида экономической деятельности (КВЭД);
- код органа местного самоуправления по КОАТУУ (Классификатор объектов административно-территориального устройства Украины);
- индивидуальный налоговый номер и номер Свидетельства о регистрации плательщика НДС согласно данным Реестра плательщиков НДС за отчетный период.
Порядок подписания
налоговой декларации (расчета)
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Налоговая декларация должна быть подписана (п. 48.5 ст. 48 гл. 2 разд. II НК Украины):
- руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации органу ГНС. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика такая налоговая декларация подписывается таким руководителем и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета;
- физическим лицом - налогоплательщиком или его законным представителем;
- лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации согласно договору о совместной деятельности или соглашению о распределении продукции. Обращаем внимание, что законные представители могут подписывать только налоговые декларации (расчеты) за налогоплательщиков - физических лиц, хотя ст. 19 разд. I HK Украины формально предусматривает представительство и для юридических лиц.
Налоговый кодекс Украины не предусматривает, чтобы достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтвержденная уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), подтверждалась бы непосредственно в декларации (расчете) документом, подтверждающим наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). Также к налоговой декларации (расчету) не требуется прилагать копию документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
Если налоговая декларация подается налоговыми агентами - юридическими лицами, то она должна быть подписана руководителем такого агента и лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации такого агента, а если налоговым агентом является плательщик налогов - физическое лицо, - то таким налогоплательщиком (п. 48.6 ст.48 гл.2 разд. II НК Украины).
Налоговая отчетность, составленная с нарушением норм ст. 48 гл. 2 разд. II НК Украины, не считается налоговой декларацией.
Порядок подачи налоговой декларации органам ГНС
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые, в соответствии с НК Украины, должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Таким образом, налоговая декларация подается за отчетный период в установленные НК Украины и другими нормативно-правовыми актами сроки органу ГНС, в котором пребывает на учете такой налогоплательщик (п. 49.1 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
Налогоплательщик обязан за каждый установленный НК Украины отчетный период подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является, в соответствии с НК Украины, независимо от того, осуществлял ли он хозяйственную деятельность в отчетном периоде.
Налоговый кодекс Украины включает практически два десятка налогов и сборов, но это вовсе не означает, что налогоплательщики должны подавать все виды деклараций и расчетов, предусмотренные этим Кодексом.
Ведь, согласно п. 15.1 ст. 15 разд. I НК Украины, налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), которая является объектом налогообложения согласно этому Кодексу или налоговым законам и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно этому Кодексу.
Плательщики налога на прибыль предприятий, которые облагаются налогом по ставке 0 % в соответствии с п. 154.6 ст. 154 разд. III НК Украины, будут подавать органам ГНС декларации (расчеты) по налогу на прибыль предприятий по упрощенной форме, в порядке, установленном этим Кодексом (п. 49.2 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
Способ подачи декларации
Налоговая декларация подается органу ГНС по выбору налогоплательщика, если иное не предусмотрено этим Кодексом, одним из способов:
а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
б) по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Заветированная редакция НК Украины обязывала плательщиков НДС подавать органам ГНС налоговые декларации по каждому отдельному налогу и сбору, плательщиком которого они являются, в электронной форме.
Однако, по мнению Президента Украины Виктора Януковича, установление такой обязанности для малых предприятий было бы обременительным из-за отсутствия должным образом подготовленного персонала, соответствующего технического обеспечения. .
Поэтому, по мнению Президента Украины, для малых предприятий должно быть сохранено право выбора - подавать налоговую декларацию в электронной форме или на бумажном носителе.
Таким образом, п. 49.4 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины предусмотрено, что налогоплательщики, относящиеся к крупным и средним предприятиям, подают налоговые декларации органу ГНС в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.
Напомним, что, согласно п. 7 ст. 63 ХК Украины, предприятия в зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год могут быть отнесены к малым предприятиям, средним или крупным предприятиям.
Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 чел., а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн грн.
Крупными предприятиями признаются предприятия, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 чел., а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 100 млн грн.
Все другие предприятия признаются средними.
Подача декларации почтой В случае отправки налоговой декларации по почте налогоплательщик обязан осуществить такое отправление по адресу соответствующего органа ГНС не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока представления налоговой декларации.
В случае потери или порчи почтового отправления или задержки его вручения органу ГНС по вине оператора почтовой связи такой оператор несет ответственность в соответствии с законодательством, при этом налогоплательщик освобождается от любой ответственности за подачу или несвоевременную подачу такой налоговой декларации.
Налогоплательщик в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления о потере или порче почтового отправления обязан отправить по почте или предоставить лично (по его выбору) органу ГНС второй экземпляр налоговой декларации вместе с копией уведомления о потере или порче почтового отправления (п. 49.6 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
Независимо от факта потери или порчи такого почтового отправления или задержки его вручения налогоплательщик обязан уплатить сумму налогового обязательства, самостоятельно определенную им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных НК Украины.
Порядок приема деклараций органами ГНС
Принятие налоговой декларации является обязанностью органа ГНС, поэтому при принятии налоговой декларации уполномоченное должностное лицо органа ГНС, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано проверить наличие и достоверность заполнения всех обязательных реквизитов. Другие показатели, указанные в налоговой декларации налогоплательщика, до ее принятия проверке не подлежат (п. 49.8 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
Должностное лицо органа ГНС, в котором находится на учете налогоплательщик, обязано зарегистрировать налоговую декларацию плательщика датой ее фактического получения органом ГНС, при условии соблюдения налогоплательщиком всех вышеперечисленных требований.При условии соблюдения требований, установленных ст.ст. 48 и 49 гл. 2 разд. II этого Кодекса, налоговая декларация, представленная плательщиком, также считается принятой:
- при наличии на всех листах, из которых она состоит, и по желанию налогоплательщика, на ее копии отметки (штампа) органа ГНС, которым получена налоговая декларация, с указанием даты ее получения, или квитанции о получении налоговой декларации в случае ее представления средствами электронной связи или почтового уведомления с отметкой о вручении органу ГНС в случае отправления налоговой декларации по почте;
- в случае если орган ГНС не предоставляет налогоплательщику уведомление об отказе в приеме налоговой декларации или не высылает его налогоплательщику в установленный срок. Отказ должностного лица
органа ГНС принять налоговую декларацию по любым причинам, не определенным ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины, в том числе, выдвижение любых, не определенных этой статьей предпосылок относительно такого приема (включая изменение показателей такой налоговой декларации, уменьшение или изменение отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств, и т.п.), запрещается (п. 49.10 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
В случае представления налогоплательщиком органу ГНС налоговой декларации, заполненной с нарушением требований по заполнению обязательных реквизитов, такой орган ГНС обязан предоставить такому налогоплательщику письменное уведомление об отказе в приеме его налоговой декларации, с указанием причин такого отказа:
- в случае получения налоговой декларации, отправленной почтой или средствами электронной связи, - в течение 5 рабочих дней со дня ее получения;
- в случае получения такой налоговой декларации лично от плательщика налога или его представителя -в течение 3 рабочих дней со дня ее получения.
В случае получения отказа органа ГНС в приеме налоговой декларации налогоплательщик имеет право (п. 49.12 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины):
- подать налоговую декларацию и оплатить штраф в случае нарушения срока ее представления;
- обжаловать решение органа ГНС в порядке, предусмотренном ст. 56 гл. 4 разд. II НК Украины.
Если в установленном законодательством порядке будет установлен факт неправомерного отказа органом ГНС (должностным лицом) в приеме налоговой декларации, то последняя считается принятой в день ее фактического получения органом ГНС (п. 49.13 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины).
По каждому заявлению налогоплательщика о нарушении должностным лицом органа ГНС ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины в обязательном порядке проводится служебное расследование в соответствии с законом. По результатам такого расследования виновное должностное лицо органа ГНС привлекается к ответственности в соответствии с законом.
Налоговая декларация, отправленная налогоплательщиком или его представителем по почте или средствами электронной связи с нарушением порядка заполнения обязательных реквизитов, считается не поданной.
Независимо от наличия отказа в принятии налоговой декларации налогоплательщик обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в такой налоговой декларации, в течение сроков, установленных НК Украины.
Сроки подачи деклараций
Налоговые декларации, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, подаются за базовый отчетный (налоговый) период, равный (п. 49.18 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины):
- календарному месяцу (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов), - в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;
- календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов), - в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодие);
- календарному году, кроме случаев, предусмотренных подпунктами 49.18.4 и 49.18.5 этого пункта, - в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года;
- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц, -до 1 мая следующего за отчетным года;
- календарному году для плательщиков налога на доходы физических лиц-предпринимателей, - в течение календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года.
Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов), то согласно соответствующему разделу этого Кодекса, указанная налоговая декларация подается в сроки, определенные п.49 .18 ст.49 гл.2 разд. II НК Украины для такого базового отчетного (налогового) периода.
Например, годовая декларация по налогу на прибыль подается в сроки, установленные для квартального периода, так как базовым периодом для этого налога является квартал.
Для целей НК Украины под термином «базовый отчетный (налоговый) период» следует понимать первый отчетный (налоговый) период года, определенный соответствующим разделом этого Кодекса.
Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, наступающий за выходным или праздничным днем.
Операционный банковский день - это часть рабочего дня, в течение которого принимаются документы на перевод. Дни определяются для банков «рабочими» согласно правилам, установленным соответствующим постановлением НБУ.
Операционный день банка - это деятельность банка в течение рабочего дня, связанная с регистрацией, проверкой, сверкой, учетом, контролем операций (в том числе приемом от клиентов документов на перевод и документов на отзыв и осуществлением их обработки, передачи и выполнения) с отражением их в регистрах бухгалтерского учета банка. Продолжительность операционного дня устанавливается банком самостоятельно во внутреннем положении (п. 1.10 Положения № 254).
Предельные сроки представления налоговой декларации могут быть увеличены по правилам и основаниям, предусмотренным этим Кодексом.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Так, согласно п. 32.1 ст. 32 разд. I НК Украины, изменение срока уплаты налога и сбора может осуществляться переносом установленного налоговым законодательством срока уплаты налога и сбора или его части на более поздний срок.
Изменение срока уплаты налога может осуществляться в форме (п. 32.2 ст. 32 разд. I НК Украины):
- отсрочки;
- рассрочки;
- налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога не отменяет действующего и не создает нового налогового обязательства.
Если согласно соответствующему разделу этого Кодекса по вопросам отдельного налога, сбора отчетный (налоговый) период не установлен, то налоговая декларация подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, предусмотренные п. 49.18 ст. 49 гл. 2 разд. II НК Украины для месячного базового отчетного (налогового) периода, кроме случаев, когда представление налоговой декларации не предусмотрено таким разделом этого Кодекса.
Внесение изменений в налоговую отчетность
Если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности в 1095 дней) налогоплательщик самостоятельно обнаруживает ошибки, которые содержатся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме таможенной декларации или ограничений, определенных ст. 50 гл. 2 разд. II НК Украины), то он обязан подать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.
Налогоплательщик имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый периодов течение которого такие ошибки были самостоятельно обнаружены.
К примеру, предприятие сможет исправить ошибку, допущенную при составлении декларации по налогу на прибыль за полугодие 2011 года и выявленную в августе 2011 года, только в декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011 года.
А вот с помощью уточняющего расчета можно самостоятельно исправить ошибку и в месяце ее обнаружения, то есть не дожидаясь сроков подачи декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2011 года. Это важно в том случае, когда ошибка в декларации по налогу на прибыль обнаружена и у налогоплательщика, к примеру, запланирована плановая выездная проверка на октябрь. Естественно, что в этом случае ждать подачи декларации за 9 месяцев смысла нет и налогоплательщику «дешевле» исправить выявленную ошибку до начала проверки с помощью уточняющего расчета.
Таким образом, налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно обнаруживает факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан:
а) или подать уточняющий расчет и уплатить сумму недоимки и штраф в размере 3 % от такой суммы до представления такого уточняющего расчета;
б) или отразить сумму недоимки в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.
Очевидно, что законодатели в случае занижения налоговых обязательств сознательно стимулируют подачу налогоплательщиками именно уточняющих расчетов, потому что штраф в этом случае составит 3 % независимо от срока, в котором была исправлена ошибка. Если же налогоплательщик исправит ошибку в следующем отчетном периоде, но непосредственно в самой декларации, то штраф составит 5 %.
Если после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период, то штрафы не применяются.
Налогоплательщик не имеет права подавать уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который на дату представления уточняющего расчета проверяется соответствующим контролирующим органом (п. 50.2 ст. 50 гл. 2 разд. II НК Украины).
Если налогоплательщик подает уточняющий расчет к налоговой декларации, поданной за период, который проверялся, то соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период
Представление сведений о суммах
выплаченных доходов налогоплательщикам - физическим лицам
Налоговый агент обязан подавать в сроки, установленные НК Украины для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в интересах налогоплательщиков, а также сумм начисленного и удержанного с них налога органу ГНС по месту своего учета (п. 51.1 ст. 51 гл. 2 разд. II НК Украины).
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон N 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»
Закон N 2181 -.Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»
Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-ІП «О банках и банковской деятельности»
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон о Едином таможенном тарифе - Закон Украины от 05.02.1992 г. N 2097-ХП «О Едином таможенном тарифе»
Закон об ипотеке - Закон Украины от 05.06.2003 г. N 898-IV «Об ипотеке»
Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХП «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХП
Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»
Указ N 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. N 746/99
Положение N 254 - Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. N 254
Порядок N 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. N 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»
Порядок N 671 - Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. N 671
Определение N К-21696/06 - Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2008 г. N К-21696/06 «О признании недействительным налогового уведомления-решения»
“ Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 50-51 (780-781),
13 декабря 2010 г.
Подписной индекс 40783
