Сфера применения Налогового кодекса Украины
и нюансы администрирования налогов и сборов.
Налоговый долг
(Часть VII. Части I, II, III, IV, V, VI, VIII, IX, X, XI, XII см. в консультациях от 13.12.2010 г.)
Налоговый долг - сумма денежного обязательства (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованного налогоплательщиком или согласованного в порядке апелляционного обжалования, но не оплаченного в установленный этим Кодексом срок, а также пеня, начисленная на сумму такого денежного обязательства (пп. 14.1.175 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины).
Денежное обязательство налогоплательщика - сумма средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, а также санкции, за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 разд. I НК Украины). То есть это те обязательства, установленный срок погашения которых еще не истек.
Следовательно, налоговое обязательство, не погашенное в срок, превращается в налоговый долг (недоимку).
В случае наличия у налогоплательщика налогового долга органы ГНС обязаны зачесть средства, которые уплачивает такой налогоплательщик, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного налогоплательщиком.
Направление налогоплательщиком средств на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга запрещается, кроме случаев направления этих средств на выплату заработной платы и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (п. 87.9 ст. 87 гл. 6 разд. II НК Украины).
Таким образом, законодатели в НК Украины устранили правовую коллизию, которая в настоящее время дает налогоплательщику право самому определять назначение платежа в соответствии с действующим законодательством Украины, а налоговые органы не наделены правом или обязанностью изменять назначение платежа, определенное налогоплательщиком. После вступления НК Украины в силу у налоговых органов такое право появится.
Следовательно, платежи предприятия, которое вовремя не погасило налоговые обязательства и имеет налоговый долг, прежде всего, направляются в погашение налогового долга, а затем - налоговых обязательств, не являющихся недоимкой.
Отсрочка и рассрочка налогового долга
Предприятиям может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налогов и сборов. Порядок отсрочки и рассрочки уплаты налога регулирует ст. 100 «Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика» гл. 6 разд. II НК Украины. В ней перечислены все основания, которые дают предприятию право надеяться на постепенное погашение своей задолженности перед бюджетом.
Рассрочка, отсрочка денежных обязательств или налогового долга - это перенос сроков уплаты налогоплательщиком его денежных обязательств или налогового долга под проценты, из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день возникновения такого налогового долга или на день его (его части) погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок является большей, за каждый календарный день просрочки в его уплате (п. 100.1 ст. 100 гл. 6 разд. II НК Украины). Если в состав рассроченной (отсроченной) суммы входит пеня, то для расчета процентов берется сумма за вычетом суммы пени.
Из данного определения следует, что отсрочке или рассрочке может подлежать только денежное обязательство налогоплательщика или налоговый долг.
Таким образом, налогоплательщик имеет право обратиться в контролирующий орган с заявлением о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга. При этом считается, что налогоплательщик, обратившийся в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке денежных обязательств, согласовал сумму такого денежного обязательства.
Рассрочка и отсрочка денежных обязательств или налогового долга в пределах процедуры восстановления платежеспособности должника НК Украины не регулируется, а осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам банкротства.
Основанием для рассрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им достаточных доказательств наличия обстоятельств, перечень которых определяется КМУ, свидетельствующих о наличии угрозы возникновения или накопления налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств и налогового долга и/или увеличении налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима рассрочки, в течение которого состоится изменение политики управления производством или сбытом такого налогоплательщика (п. 100.4 ст. 100 гл. 6 разд. II НК Украины).
Также основанием для отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика является предоставление им доказательств, перечень которых определяется КМУ, свидетельствующих о наличии действия обстоятельств непреодолимой силы, которые привели к угрозе возникновения или к накоплению налогового долга такого налогоплательщика, а также экономического обоснования, свидетельствующего о возможности погашения денежных обязательств или налогового долга и/или увеличении налоговых поступлений в соответствующий бюджет в результате применения режима отсрочки, в течение которого состоится изменение политики управления производством или сбытом такого налогоплательщиками п. 100.5 ст.100 гл.6 разд.II НКУкраины).
Рассроченные суммы денежных обязательств или налогового долга (в том числе отдельно - суммы штрафных санкций) погашаются равными частями, начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором принято решение о предоставлении такой рассрочки.
Отсроченные суммы денежных обязательств или налогового долга погашаются равными частями, начиная с любого месяца, определенного соответствующим контролирующим органом или соответствующим органом местного самоуправления, который утверждает решение о рассрочке или отсрочке денежных обязательств или налогового долга, но не позднее срока окончания 12 календарных месяцев с момента возникновения такого денежного обязательства или налогового долга, или одноразово в полном объеме.
Решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга в пределах одного бюджетного года принимается в следующем порядке:
- по общегосударственным налогам и сборам - руководителем контролирующего органа (его заместителем);
- по местным налогам и сборам - руководителем органа ГНС (его заместителем) и утверждается финансовым органом местного органа исполнительной власти, в бюджет которого зачисляются такие местные налоги или сборы.
Решение о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга по общегосударственным налогам и сборам на срок, который выходит за пределы одного бюджетного года, принимается руководителем (заместителем руководителя) центрального контролирующего органа по согласованию с Минфином Украины.
Решение по рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга отдельных налогоплательщиков ежегодно обнародуется центральным контролирующим органом.
Рассрочка или отсрочка предоставляется отдельно по каждому налогу и сбору. Сроки уплаты рассроченных (отсроченных) сумм или их частей могут быть перенесены принятием отдельного решения и внесением соответствующих изменений в договоры рассрочки (отсрочки).
Договоры о рассрочке, отсрочке могут быть досрочно расторгнуты:
- по инициативе налогоплательщика - при досрочном погашении рассроченной суммы денежного обязательства и налогового долга или отсроченной суммы денежного обязательства или налогового долга, по которым была достигнутая договоренность о рассрочке, отсрочке;
- по инициативе контролирующего органа в случае, если:
- выяснено, что информация, поданная налогоплательщиком при заключении указанных договоров, оказалась недостоверной, неполной или искаженной;
налогоплательщик признается имеющим налоговый долг по денежным обязательствам, возникшим после заключения указанных договоров; - налогоплательщик нарушает условия погашения рассроченного денежного обязательства или налогового долга или отсроченного денежного обязательства или налогового долга.
Рассрочка, отсрочка налогового долга не освобождает имущество налогоплательщика из налогового залога.
Зачет налогового долга
Ранее ситуации, когда налоговое обязательство по одному виду налога погашалось имеющейся переплатой по другому виду налога, были обычным делом, но затем законодатели такие взаимозачеты запретили. Сегодня действующее законодательство ограничивает право налогоплательщиков на проведение зачетов по налогам и сборам.
Не стал исключением и НК Украины, который также ограничил право налогоплательщиков на проведение зачетов по налогам и сборам лишь ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика.
Так, в случае если налогоплательщик, который ликвидируется, имеет суммы излишне уплаченных или невозмещенных налогов из соответствующего бюджета, такие суммы подлежат зачету в счет его денежных обязательств или налогового долга перед таким бюджетом (п. 97.5 ст. 97 гл. 6 разд. II НК Украины).
Если суммы излишне оплаченных или невозмещенных налогов из соответствующего бюджета превышают суммы денежных обязательств или налогового долга перед таким бюджетом, то суммы превышения используются для погашения денежных обязательств или налогового долга перед другими бюджетами,; а при отсутствии таких обя- і зательств (долга) перечисляются в распоряжение такого налогоплательщика. Порядок проведения таких зачетов устанавливается Минфином Украины (п. 97.6 ст. 97 гл. 6 разд. II НК Украины).
В случае если налогоплательщик, который реорганизуется, имеет суммы излишне оплаченных или невозмещенных налогов, такие суммы подлежат зачету в счет его непогашенных денежных обязательств или налогового долга по другим налогам. Указанная сумма распределяется между бюджетами и государственными целевыми фондами пропорционально общим суммам денежного обязательства или налогового долга такого налогоплательщика (п. 98.8 ст. 98 гл. 6 разд. II НК Украины).
Также налогоплательщик - эмитент корпоративных прав, государственное некорпора-тизированное, казенное или коммунальное предприятие уменьшает сумму начисленного налога отчетного периода на сумму авансового взноса, предварительно уплаченного в течение такого отчетного периода в связи с начислением дивидендов. Не разрешается проведение указанного зачета с налогом, исчисленным страховщиком.
Запрещается уплата сумм акцизного налога взаимными зачетами, встречными обязательствами, векселями и в других формах, которые не предусматривают уплату сумм такого налога денежными средствами (п. 217.4 ст. 217 разд. VI НК Украины).
Налоговые агенты, то есть те, кто удерживает налоги с доходов плательщика, имеют те же права и обязанности, что и налогоплательщики.
Список использованных документов
НК Украины - Налоговый кодекс Украины
ГК Украины - Гражданский кодекс Украины
ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины
Закон N 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»
Закон N 2181 -.Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»
Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-ІП «О банках и банковской деятельности»
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон о Едином таможенном тарифе - Закон Украины от 05.02.1992 г. N 2097-ХП «О Едином таможенном тарифе»
Закон об ипотеке - Закон Украины от 05.06.2003 г. N 898-IV «Об ипотеке»
Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХП «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХП
Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»
Указ N 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. N 746/99
Положение N 254 - Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. N 254
Порядок N 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. N 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»
Порядок N 671 - Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. N 671
Определение N К-21696/06 - Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2008 г. N К-21696/06 «О признании недействительным налогового уведомления-решения»
“ Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 50-51 (780-781),
13 декабря 2010 г.
Подписной индекс 40783
