Сфера применения Налогового кодекса Украины
и нюансы администрирования налогов и сборов.
Права и обязанности налогоплательщиков
и налоговых агентов

(Часть II. Часть I, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X, XI, XII см. в консультации от 13.12.2010 г.)

Налогоплательщиками являются физические или юридические лица и их обособленные подразделения, которые получают (передают) объекты налогообложения или производственная деятельность которых является объектом налогообложения и на которых возложена обязанность уплаты налогов и сборов согласно НК Украины (ст. 15).

Прежде чем рассматривать права и обязанности налогоплательщиков, обратим внимание на четвертый принцип налогового законодательства Украины, который установлен ст. 4 разд. І НК Украины (который аналогичен принципу в пп. 4.4.1 «Конфликт интересов» п. 4.4 ст. 4 Закона № 2181 ) и формулируется как «презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного в соответствии с законом, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначное (множественное) трактование прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего существует возможность принятия решения в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа» (пп. 4.1.4 п. 4.1).

Перечень обязанностей налогоплательщика представляет собой несомненный интерес, так как на практике случается, что контролирующий орган требует от плательщика действий, которые он не обязан осуществлять. Вот тут-то и надо ссылаться на исчерпывающий перечень обязанностей, приведенный в ст. 16 разд. I НК Украины (табл. 3).

Таблица 3

№ п/
п 
Обязанность налогоплательщика   Примечание   Норма НК Украины  
1.  Встать на учет в контролирующих органах  В порядке, установленном законодательством Украины*   пп. 16.1.1 п. 16.1 ст. 16 разд. I  
2.  Вести в установленном порядке учет доходов и расходов, составлять отчетность, которая касается исчисления и уплаты налогов и сборов   Согласно п. 44 .1 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством. Налогоплательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных вышеперечисленными документами   пп. 16.1.2 п. 16.1 ст. 16 разд. I  
3.
 
Подавать контролирующим органам в установленном налоговым и таможенным законодательством порядке декларации, отчеты и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов  Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления уплаты налоговых обязательств.
Приложения к налоговой декларации являются неотъемлемой частью (п. 46.1 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины)
 
пп. 16.1.3 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
4.
 
Уплачивать налоги и сборы в размерах и в сроки установленные законодательством
 
Порядок уплаты налога и сбора устанавливается этим Кодексом или законами по вопросам налогообложения или таможенного дела для каждого налога отдельно (п. 35.3 ст. 35 разд. I НК Украины)   пп. 16.1.4 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
5.
 
Подавать по должным образом оформленному письменному требованию контролирующих органов (в случаях, определенных законодательством) документы по учету доходов, расходов и других показателей, связанных
 
Например, согласно пп. «г» п. 230.19 ст. 230 разд. VI НК Украины распорядитель акцизного склада обязан предоставлять представителю органа налоговой службы по требованию бухгалтерские документы по учету производства продукции на всех этапах, другие документы и информацию для выполнения задач, определенных в п. 230.12 ст. 230 разд. VI НК Украины   пп. 16.1.5 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 



 
с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В письменном требовании обязательно указывается конкретный перечень документов, которые должен предоставить налогоплательщик, и основание для их предоставления 
 

 
6.
 
Подавать контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот (суммы полученных льгот), и направлении их использования (относительно условных налоговых льгот - льгот, которые предоставляются при условии использования средств, высвобожденных у субъекта хозяйствования в результате предоставления льготы, в определенном государством порядке)   Налоговая льгота - предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплате им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 ст. 30 разд. I HK Украины
 
пп. 16.1.6 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
7.
 
Подавать контролирующим органам информацию в порядке, в сроки и в объемах, установленных налоговым законодательством   - **
 
пп. 16.1.7
п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
8.
 
Выполнять законные требования контролирующих органов по устранению обнаруженных нарушений законов по вопросам налогообложения и таможенного дела и подписывать акты (справки) о проведении проверки  
пп. 16.1.8 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
9.
 
Не препятствовать законной деятельности должностного лица контролирующего органа во время выполнения им служебных обязанностей и выполнять законные требования такого должностного лица   - **
 
пп. 16.1.9 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
10.
 
Сообщать контролирующим органам по месту учета такого плательщика о его ликвидации или реорганизации в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (кроме случаев, когда обязанность такого уведомления возложена законом на орган государственной регистрации)
 
Например, согласно ч. 3 ст. 38 Закона о госрегистрации, Государственный регистратор должен не позднее следующего рабочего дня с даты поступления судебного решения о прекращении юридического лица, которое не связано с банкротством юридического лица, внести в Единый государственный реестр запись об этом судебном решении и в тот же день уведомить органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования и юридическое лицо, по которому было принято судебное решение, о внесении в Единый государственный реестр такой записи   пп. 16.1.10 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
11.
 
Уведомлять органы налоговой службы об изменении местонахождения юридического лица и места проживания физического лица - предпринимателя
 
Налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре (п. 45.2 ст. 45 гл. 1 разд. II НК Украины). Налоговым адресом налогоплательщика - физического лица признается его местожительство,   пп. 16.1.11 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 


 

 
по которому оно берется на учет как налогоплательщик в органе ГНС. Налогоплательщик - физическое лицо может иметь одновременно не больше одного налогового адреса (п. 45.1 ст. 45 гл. 1 разд. II НК Украины)  
 
12.
 
Обеспечивать хранение документов, связанных с выполнением обязательств, в течение срока, установленного НК Украины
 
Налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней с момента представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи - с момента предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности (п. 44.3 ст. 44 гл. 1 разд. II НК Украины)   пп. 16.1.12 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 
13.
 
Допускать должностных лиц контролирующего органа во время проведения проверок, к обследованию помещений и территорий (кроме жилья граждан), используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения. Порядок проведения проверок определяет КМУ
 
Следует отметить, что в данном случае не учитывают требований ст. 30 Конституции Украины, по которой не допускается проникновение в жилище или в иное владение лица, проведение в них осмотра или обыска, иначе как по мотивированному решению суда. Также данная норма НК Украины не учитывает требований п. 7 ч. 1 ст. 92 Конституции Украины, ч. 7 ст. 319 ГК Украины, по которым деятельность собственника может быть ограничена или прекращена или собственник может быть обязан допустить к пользованию его имуществом других лиц только в случаях и в порядке, установленных законом. Следовательно, необходимо ждать утверждения такого порядка КМУ, который, возможно, и учтет нормы Конституции Украины и ГК Украины   пп. 16.1.13 п. 16.1 ст. 16 разд. I
 

Согласно п. 17.1 ст. 17 разд. I НК Украины налогоплательщик имеет право:

- бесплатно получать в органах ГНС и в органах таможенной службы, в том числе и через сеть Интернет, информацию о налогах и сборах и нормативно-правовых актах, которые их регулируют, порядке учета и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях контролирующих органов и их должностных лиц относительно осуществления налогового контроля;

- представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно, через налогового агента или уполномоченного представителя;

- избирать самостоятельно, если иное не установлено этим Кодексом, метод ведения учета доходов и расходов;

- пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований в порядке, установленном этим Кодексом;

- получать отсрочку, рассрочку уплаты налогов или налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных этим Кодексом;

- присутствовать во время проведения проверок, знакомиться и получать акты (справки) проверок, проведенных контролирующими органами, перед подписанием актов (справок) о проведении проверки в случае наличия замечаний по содержанию (тексту) составленных актов (справок) подписывать их с замечаниями и подавать контролирующему органу письменные возражения;

- обжаловать решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц), предоставленные контролирующими органами разъяснения;

- требовать от контролирующих органов проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в интересах налогоплательщика;

- на неразглашение контролирующим органом (должностными лицами) сведений о таком плательщике без его письменного согласия и сведений, которые составляют конфиденциальную информацию, государственную, коммерческую или банковскую тайну и стали известны во время выполнения должностными лицами служебных обязанностей, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законами;

- на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов и сборов, пени, штрафов;

- на полное возмещение убытков (ущерба), причиненных незаконными действиями (бездействием) контролирующих органов (их должностных лиц), в установленном законом порядке;

- по методике, утвержденной Минфином Украины, вести учет временных и постоянных налоговых разниц и использовать данные такого учета для составления декларации по налогу на прибыль.

Обращаем внимание плательщиков налога на прибыль на то, что п. 46.2 ст. 46 гл. 2 разд. II НК Украины обязывает плательщиков налога на прибыль указывать с 2012 года в составе финансовой отчетности временные и постоянные налоговые разницы по форме, установленной Минфином Украины. Хотя, исходя из прав налогоплательщиков, изложенных в п. 17.1 ст. 17 разд. I HK Украины, может сложиться впечатление, что это право, а не обязанность плательщика налога на прибыль.

Список использованных документов

НК Украины - Налоговый кодекс Украины

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

ХК Украины - Хозяйственный кодекс Украины

Закон N 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»

Закон N 2181 - Закон Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»

Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-ІII «О банках и банковской деятельности»

Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»

Закон о Едином таможенном тарифе - Закон Украины от 05.02.1992 г. N 2097-ХП «О Едином таможенном тарифе»

Закон об ипотеке - Закон Украины от 05.06.2003 г. N 898-IV «Об ипотеке»

Закон о налоговой службе - Закон Украины от 04.12.1990 г. N 509-ХII «О государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХII

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»

Указ N 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. N 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. N 746/99

Положение N 254 - Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 г. N 254

Порядок N 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. N 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»

Порядок N 671 - Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. N 671

Определение N К-21696/06 - Определение Высшего административного суда Украины от 14.05.2008 г. N К-21696/06 «О признании недействительным налогового уведомления-решения»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 50-51 (780-781),
13 декабря 2010 г.
Подписной индекс 40783