Алименты: правовые основы, порядок удержания и уплаты

(Часть І см. консультацию от 25.10.2010 г.)

Прием на работу и увольнение с
работы плательщика алиментов

Напомним, что ст. 25 КЗоТ запрещено требовать от лиц, поступающих на работу, сведения и документы, представление которых не предусмотрено законодательством. Поэтому при приеме плательщика алиментов на работу он не обязан представлять документы, удостоверяющие его «алиментный» статус. В то же время работник может проявить инициативу и самостоятельно довести определенную «алиментную» информацию о себе до того момента, когда в бухгалтерию поступит соответствующий документ из исполнительной службы.

При увольнении работника - плательщика алиментов бухгалтер обязан вернуть исполнительный лист в 3-дневный срок государственной исполнительной службе. При этом в соответствии со ст. 68 Закона от 21.04.99 г. № 606-XIV «Об исполнительном производстве», с изменениями (далее - Закон № 606), необходимо уведомить о произведенных взысканиях периодических платежей по исполнительным документам. Кроме того, в сопроводительном письме следует указать дату увольнения и новое место работы (если оно известно). На руки работнику исполнительный лист не выдается.

За неисполнение вышеуказанных требований должностные лица предприятия могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа от 10 до 30 нмдг (170-510 грн) по постановлению начальника соответствующего органа государственной исполнительной службы (ст. 88 Закона № 606).

Что делать, если алименты
возвращаются предприятию

В случае возврата сумм алиментов в связи с неполучением их получателем ответственность предприятия действующим законодательством не предусмотрена, при условии что сроки перечисления были соблюдены и денежные средства были перечислены указанному лицу согласно предоставленным данным. В таком случае предприятию следует обратиться (в письменном виде) к госисполнителю с просьбой уточнить адрес получателя и реквизиты счета в банке, а также указать реквизиты счета в банке, на который предприятию необходимо перечислять алименты до уточнения данных. В соответствии со ст. 44-1 Закона № 606 денежные суммы, взысканные с должника, зачисляются госисполнителем на депозитный счет соответствующего органа государственной исполнительной службы.

Алименты и налогообложение

В соответствии с п/п. 4.3.9 Закона об НДФЛ в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода не включаются алименты, выплачиваемые плательщику налога согласно решению суда, по добровольному решению сторон в суммах, определенных согласно нормам Семейного кодекса Украины (СК). Исключением является выплата алиментов нерезидентом независимо от размеров (если иное не установлено международными договорами).

Таким образом, предприятие-резидент не обязано удерживать НДФЛ во время перечисления или выдачи алиментов их получателю.

Поскольку алименты - это не расходы на оплату труда и не вознаграждение за выполнение работ (услуг) по гражданско-правовым договорам, они не включаются в базу для начисления и удержания взносов в ПФУ и фонды социального страхования. В форме № 1ДФ для них предусмотрен признак дохода «29».

Частный предприниматель и алименты

Проблемы, связанные с уплатой алиментов с доходов частного предпринимателя - плательщика ЕН, рассматривались ранее. Обращалось внимание на то, что расчет, порядок и сроки выплаты алиментов с предпринимательских доходов законодательно не урегулированы, поскольку Кодекс о браке и семье Украины (далее - КоБС), каковым на момент написания той статьи следовало руководствоваться при определении порядка начисления и выплаты алиментов, создавался еще в советское время, когда о доходах от предпринимательской деятельности не могло быть и речи.

Интересно, что замена КоБС Семейным кодексом (с 01.01.2004 г.) урегулированности в этом вопросе не добавила, так что практически все умозаключения, остались в силе.

Каковы же особенности удержания алиментов из предпринимательского дохода?

Во-первых, расчет алиментов с такого дохода работника предприятия* обязанностью бухгалтера этого предприятия не является. Предприниматель должен уплачивать алименты самостоятельно, то есть путем непосредственного вручения получателю соответствующих сумм или путем перечисления их почтовыми переводами и т. п.

Во-вторых, риски предпринимательской деятельности делают доход предпринимателя величиной переменной, а бывает - и убыточной. По нашему мнению, в такой ситуации может быть применена ст. 184 СК, которой предусмотрено определение размера алиментов в твердой денежной сумме.

Такой вариант определения размера алиментов с доходов предпринимателя целиком соответствует положениям ст. 184 СК, в соответствии с которой, если плательщик алиментов имеет нерегулярный, непостоянный доход, суд может определить размер алиментов в твердой денежной сумме.

Вполне возможен и вариант определения суммы алиментов исходя из чистого дохода, если ЧЛЕН действительно производит учет доходов и расходов в Книге ф. № 10.

Кстати, этот вариант может быть предпочтительным для предпринимателей, избравших общую систему налогообложения: им исчисляют алименты из чистого дохода, то есть разницы между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной форме) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с его получением, уменьшенного на сумму уплаченного НДФЛ.

Не менее проблемным является и вопрос о базе для удержания алиментов с предпринимателей - плательщиков фиксированного налога.

Мы считаем, что для фикспредпринимателей так же, как и для ЧПЕНов, лучшим выходом в рассматриваемой ситуации является определение размера алиментов в твердой денежной сумме.

Интересно, что ГНАУ в своих письмах от 04.11.98г. № 12759/10/17-0517 от 02.04.2004г. № 5792/7/17-2118 предлагает определение дохода предпринимателям - плательщикам фиксированного налога с целью выдачи справок о доходах для получения жилищных субсидий, назначения государственного пособия на детей, для определения суммы алиментов и других целей осуществлять по доходу, с которого исчислялась сумма налога с доходов, соответствующая размеру фиксированного налога для самостоятельной деятельности.

В письмах подчеркивается, что при определении дохода плательщикам фиксналога, использующим в своей деятельности наемный труд или труд членов семьи, следует учитывать то, что размер фиксированного налога в таких случаях для них увеличивается на 50% за каждое лицо.

Согласно вышеуказанным письмам ГНАУ сумма налога с доходов, по которой определяется доход для плательщиков фнлгналога, составляет: сумма фиксированного налога минус 10% в ПФУ,- а сумма дохода, соответствующая сумме налога с доходов, определяется по действующей шкале ставок прогрессивного налогообложения** без вычитания размера нмдг и предоставления соответствующих льгот.

С целью облегчения работы при определении дохода, получаемого плательщиками фиксналога, ГНАУ в указанных письмах предлагает использовать соответствующие таблицы.

Так, согласно таблице при уплате фнксналога в сумме 100 грн в месяц сумма его дохода для исчисления алиментов будет составлять 692,31 грн.

Расчет такой:

100 грн - 10% (ПФУ) = 90 грн.

90/0,13 = 692,31 грн.

Поскольку действие таблицы, приведенной в письме ГНАУ от 02.04.2004г. № 5792/7/17-2118, заканчивается по окончании 2006 года, по аналогии рассчитаем доход такого ЧП при ставке НДФЛ в размере 15%.

Итак: 100 грн - 10% (ПФУ) = 90 грн.

90/0,15 = 600 грн.

С учетом того факта, что многие плательщики фиксированного налога уплачивают суммы меньше 100 грн, расчет их дохода по предложенной ГНАУ методике приведет к грабительским последствиям для тех самых детей, ради которых алименты и уплачиваются. А вот для получения жилищных субсидий такая методика очень даже хороша...

Алиментное госпособие

В заключение нам хотелось бы обнадежить (или просто проинформировать) того из пары, бывший партнер которого уклоняется от исполнения своих «алиментных» обязанностей или не имеет возможности их исполнять.

Постановлением КМУ от 22.02.2006г. №189 утвержден Порядок назначения и выплаты временного государственного пособия детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или местожительство их неизвестно (далее - Порядок № 189).

Порядок № 189 устанавливает, в каких конкретно случаях назначается временное государственное пособие; какие документы необходимо представить в орган труда и соцзащиты населения по местожительству для назначения пособия и т. п.

В соответствии с п. 7 Порядка № 189 временное пособие назначается каждые 6 месяцев начиная с месяца, в котором представлены все необходимые документы. Для получения пособия на следующий период следует подать лишь заявление, в котором подтверждаются основания для назначения пособия. Размер такого пособия составляет 30% прожиточного минимума, установленного законом для ребенка соответствующего возраста (п. 8 Порядка № 189).

Существуют особенности определения размера пособия в случае присуждения алиментов в твердой денежной сумме. Пунктом 8 Порядка № 189 установлен такой же механизм доплаты до 30%-прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста, как и в ч. 3 ст. 184 СК.

Ответственность за уклонение
от уплаты алиментов

В соответствии со ст. 164 УК злостное уклонение от уплаты установленных решением суда денежных средств на содержание детей (алиментов), а также злостное уклонение родителей от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, находящихся на их содержании, наказывается штрафом от 100 до 200 нмдг или общественными работами на срок от 80 до 120 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет.

За повторное действие, совершенное лицом, ранее судимым за такое преступление, наказание возможно в виде общественных работ на срок от 120 до 240 часов или исправительных работ на срок до 2-х лет, либо ограничения свободы от 2-х до 3-х лет.

На этой оптимистичной ноте мы и заканчиваем рассмотрение алиментного вопроса - увы, злободневного...

_____________________

* Если работник предприятия является еще и предпринимателем.

** На момент написания письма от 04.11.98 г. № 12759/10/17-0517 действовало прогрессивное налогообложение, а в письме от 02.04.2004 г. №5792/7/17-2118 ГНАУ предложила использовать таблицы с плоской шкалой налогообложения (на го время - 13%).

"Бухгалтер" № 41, ноябрь (I) 2010 г.
Подписной индекс 74201