Порядок рассмотрения дел судами по разным направлениям правового регулирования

В любой стране существуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти - судебной.

Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, имущественные притязания, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматриваются судом в ходе судебного процесса, то есть в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении судебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, то решение суда, даже верное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии.

Современная судебная система Украины сложная, запутанная и непонятна гражданам и международным экспертам. Поэтому специализация судов, пересмотр структуры судебной системы, а также устаревших функций Верховного Суда Украины - основные вопросы, которые нашли свое отражение в новом Законе о судоустройстве и статусе судей.

На страницах нашего издания мы неоднократно анализировали нормы нового Закона о судоустройстве и статусе судей. Конечно же, всех волнуют изменения в системе судебной власти. Многие думают, что после внесенных изменений настанет полная неразбериха в решении правовых вопросов, поэтому каждый хочет знать, куда и как обращаться с вопросами о восстановлении своих законных прав и интересов.

Именно этим вопросам и посвящена наша статья.

Основные принципы правосудия в Законе о судоустройстве и статусе судей остались неизменными, а именно: суд вершит правосудие по принципам верховенства права, обеспечивает каждому право на справедливый суд и уважение к его правам и свободам, гарантированным Конституцией и законами Украины.

Действующим законодательством запрещено создание чрезвычайных и особых судов, что делает невозможным возврат в эпоху советского НКВД.

Относительно получения информации на стадиях судебного процесса можно отметить, что никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации по результатам рассмотрения его судебного дела. Это означает, что гражданин имеет право на свободный доступ к судебному решению и может в любой момент истребовать такое решение.

Рассмотрение дел в судах происходит открыто, то есть граждане имеют полное право присутствовать на судебном заседании по их делу и делать любые записи, которые считают необходимыми. Как известно, судопроизводство в судах Украины осуществляется на государственном языке, однако никто не может ограничить право гражданина использовать в судебном процессе родной язык или язык, которым он владеет (хоть китайский).

Если гражданин не владеет украинским языком и, в силу этого факта, не можете понимать происходящее, ему обязаны предоставить переводчика, без которого дальнейшее производство по делу невозможно. Таким образом, граждане имеют определенные права в процессе рассмотрения их дела, хотя об этих правах сами судьи вспоминают не всегда.

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции в Украине состоит из:

- местных судов;

- апелляционных судов;

- Высших специализированных судов;

- Верховного Суда Украины. Как и раньше, высшим судебным органом в нашей стране остается Верховный Суд Украины. Суды общей юрисдикции специализируются на рассмотрении гражданских, уголовных, хозяйственных, административных дел, а также дел об административных правонарушениях.

Таким образом, становится понятно, что суды, к которым мы привыкли, как и раньше, занимаются рассмотрением дел в любых отраслях права.

Теперь попробуем разобраться, в каком порядке, в какие суды и на каких этапах обращаться.

Судами первой инстанции (такими, которые будут рассматривать дело граждан в первую очередь), как и раньше, остаются местные суды.

Под местными судами подразумеваются районные, районные в городах, городские и межрайонные суды. То есть если гражданину нужно подать исковое заявление и при этом он проживает в Московском районе г. Харькова, то нести такое заявление нужно в Московский районный суд г. Харькова.

Если же гражданин проживает, например, в г. Богодухов, то такое заявление подается в Богодуховский городской суд (потому что в Богодухове он один, так как этот городок не имеет районого деления).

Хозяйственными делами занимаются суды первой инстанции: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киев и Севастополь. То есть в хозяйственном производстве система судов значительно сокращена и по хозяйственным спорам гражданам следует обращаться только в перечисленные выше хозяйственные суды.

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом (п. 3 ст. 21 гл. 2 Закона о судоустройстве и статусе судей). Из этого можно сделать вывод, что административные вопросы рассматривают все местные суды первой инстанции.

Относительно полномочий местных судов можно сказать, что хозяйственные суды рассматривают дела, которые возникают из хозяйственных отношений, административные суды рассматривают административные дела, а все остальные дела рассматриваются общими местными судами.

Следующая инстанция в рассмотрении правовых споров - апелляционный суд.

В системе судов общей юрисдикции такие суды являются апелляционной инстанцией по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных и административных дел.

Такими судами являются апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киев и Севастополь, Апелляционный суд Автономной Республики Крым.

Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел являются апелляционные государственные суды, созданные в апелляционных округах Указом N 811 (Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Львовский, Одесский, Ровненский, Севастопольский, Харьковский).

Апелляционный суд рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке (обжалование решений судов первой инстанции), а также предоставляет местным судам методическую (разъяснительную) помощь в применении законодательства.

Так что, если гражданин видит несправедливость в действиях суда первой инстанции или неверное толкование и при-менение законодательства, то он может еще до принятия решения обратиться в апелляционный суд с просьбой поспособствовать и оказать местному суду методическую помощь в применении законодательных норм по делу гражданина.

Далее в табеле о рангах следуют высшие специализированные суды. Это суды кассационной инстанции (обжалование решений местного суда после рассмотрения его апелляционным судом) по рассмотрению уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел.

Высшими специализированными судами являются: Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины и Высший административный суд Украины (п. 2 ст. 31 гл. 4 Закона о судоустройстве и статусе судей).

Высший специализированный суд рассматривает дела в кассационном порядке, в отдельных случаях рассматривает дела как суд первой инстанции или апелляционной инстанции, предоставляет методическую помощь судам нижнего уровня с целью одинакового применения правовых норм.

Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, согласно Указу N 810, образован с 1 октября 2010 года и начнет свою деятельность с 1 ноября 2010 года в соответствии с п. 1 Раздела XIII «Переходные положения» Закона о судоустройстве и статусе судей. До начала деятельности этого суда его полномочия осуществляют соответствующие палаты Верховного Суда Украины.

Кассационные жалобы на решения общих судов в уголовных и гражданских делах, поданные в Верховный Суд Украины до 15 октября 2010 года и назначенные (принятые) им к кассационному рассмотрению, будут рассматриваться Верховным Судом Украины.

Жалобы, поданные в Верховный Суд после 15 октября 2010 года передаются Верховным Судом Украины в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции - - Верховный Суд Украины.

Верховный Суд Украины пересматривает дела на основании неодинакового применения судами кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях.

Таким образом, можно сказать, что Верховный Суд Украины является высшим судом кассационной инстанции и его решения окончательны и обжалованию не подлежат, так как обжаловать их в вышестоящие инстанции невозможно за отсутствием оных.

Бытует мнение, что решения Верховного Суда Украины можно обжаловать в Конституционный Суд Украины.

Конституция Украины четко определяет перечень полномочий Конституционного Суда. Это следующие вопросы: конституционность законов и других нормативных актов Верховной Рады Украины, актов Президента и Кабинета Министров; соответствие Конституции Украины действующих международных договоров Украины; соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела по устранению Президента Украины с поста в порядке импичмента; официальное толкование Конституции и законов Украины; конституционность проекта закона о внесении изменений в Конституцию; нарушение Верховной Радой Автономной Республики Крым Конституции или законов Украины.

Таким образом, очевидно, что рассмотрение жалоб на решения судов каких-либо инстанций в этом перечне отсутствует.

Рассмотрим порядок рассмотрения дел судами по разным направлениям правового регулирования.

Хозяйственный суд

В случае возникновения споров по хозяйственным вопросам (деятельность хозяйственных обществ, например, рассмотрение вопросов о выходе одного из членов общества из его состава и выделении его имущественной части из имущества общества) дело подается на рассмотрение в соответствующий городской (гг. Киев и Севастополь) или областной хозяйственный суд как в суд первой инстанции.

Суд рассматривает дело по сути и выносит мотивированное решение (которое не всегда устраивает сторону, обратившуюся за защитой своих прав). Решение хозяйственного суда вступает в законную силу после окончания срока внесения апелляционной жалобы, если такая жалоба не была подана.

В случае внесения апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционным хозяйственным судом. Так что если гражданин (или юридическое лицо) не согласен с принятым решением, то в течение 10 дней он может подать апелляцию в окружной хозяйственный суд.

Указанный срок пропускать не рекомендуется, поскольку в этом случае решение суда первой инстанции будет считаться вступившим в законную силу.

Апелляционная жалоба, поданная после окончания сроков, остается без рассмотрения, если апелляционный хозяйственный суд по заявлению лица, которое ее подало, не найдет оснований для восстановления срока (а такие основания находятся крайне редко).

В дальнейшем такая апелляционная жалоба рассматривается в двухмесячный срок со дня вынесения постановления о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению. Отдельно от решения можно обжаловать также следующие постановления хозяйственного суда:

- об избрании меры пресечения;

- о возврате искового заявления;

- об отказе в принятии искового заявления;

- о передаче дела по подсудности;

- об обеспечении иска;

- о приостановке производства по делу;

- о прекращении производства по делу;

- об оставлении иска без рассмотрения;

- об утверждении мирового соглашения;

- об отказе в принятии дополнительного решения или постановления;

- о разъяснении или отказе в разъяснении решения или постановления;

- о внесении изменений в решение или постановление;

- о рассмотрении жалоб на действия (бездействие) органов Государственной исполнительной службы. Необходимо помнить, что апелляции на такие постановления подаются в пятидневный срок с момента их принятия и рассматриваются апелляционным судом в течение 15 суток.

Автор не советует жаловаться в суд вышестоящей инстанции по вопросам принятия несуществующих документов с целью затянуть процессуальные действия. В законодательстве четко обозначено, что злоупотреблением процессуальными правами нужно считать подачу участниками судебного процесса ходатайств (заявлений) о совершении хозяйственным судом не предусмотренных ХПК Украины процессуальных действий, а также представление апелляционных и кассационных жалоб относительно процессуальных документов, которых вообще не существует.

Последствия могут быть абсолютно не в пользу истца или ответчика. Заявление апелляционных жалоб на постановления местного хозяйственного суда не препятствует продолжению рассмотрения дела этим судом.

Апелляционная жалоба подается только в письменной форме. В ней должны быть указаны:

- наименование суда, в который подается жалоба;

- имя лица, которое подает жалобу, его место проживания или местонахождение;

- имена лиц, принимающих участие в деле, их место проживания или местонахождение;

- решение или постановление, которое обжалуется;

- в чем состоит незаконность или необоснованность решения или постановления (неполнота установления обстоятельств, имеющих значение для дела, или неправильность установления обстоятельств, имеющих значение для дела, вследствие необоснованного отказа в принятии доказательств, неправильного их рассмотрения или оценки, непредоставление доказательств по уважительным причинам или неправильное установление обстоятельств правоотношений);

- новые обстоятельства, которые подлежат установлению с обоснованием уважительности причин непредставления доказательств в суд первой инстанции;

- ходатайство лица, подавшего жалобу;

- перечень прилагаемых документов и материалов. Из сказанного становится ясно, что для подачи апелляционного заявления нужны обоснованные факты. Конечно, можно в своем заявлении написать о не согласии с решением суда первой инстанции, однако если ваши слова не будут обоснованны, то апелляционный суд просто оставит такое заявление без рассмотрения.

Самым распространенным поводом для подачи искового заявления обычно указывают неполноту или неправильность установления обстоятельств по делу. Под этот пункт можно подогнать практически любую претензию.

Например, в судебном заседании свидетель противоположной стороны предоставляет данные, которые противоречат истинному положению вещей. В таком случае в апелляционной жалобе нужно указать, что суд первой инстанции не в полной мере установил верность слов этого свидетеля, что, в свою очередь, повлияло на процесс полного и всестороннего рассмотрения судом материалов дела и препятствовало установлению истинности.

Если и апелляционный суд принял решение, которое не соответствует желаемому результату, можно подать кассационную жалобу на решение местного суда после его пересмотра в апелляционном порядке и вынесения постановления апелляционного хозяйственного суда. Судом кассационной инстанции является Высший хозяйственный суд Украины.

Кассационная жалоба подается в Высший хозяйственный суд Украины через апелляционный хозяйственный суд, который принял обжалуемое решение или постановление. Апелляционный суд обязан незамедлительно отправить жалобу вместе с материалами дела в Высший хозяйственный суд Украины.

Кассационная жалоба рассматривается в течение одного месяца (если жалоба на постановление суда - то в течение 15 дней) со дня постановления о принятии кассационной жалобы к производству Высшим хозяйственным судом Украины.

Рассмотрим вопрос о пересмотре дела в связи со вновь выявленными обстоятельствами. Итак, хозяйственный суд может пересмотреть принятое им судебное решение, вступившее в законную силу (прошел срок обжалования), если обнаружились новые обстоятельства по делу.

Можно требовать пересмотра дела в связи с вновь выявленными обстоятельствами в следующих случаях (табл. 1).

Таблица 1

N п/п
 
Основания пересмотра судебного решения
 
Срок для подачи заявления о пересмотре судебного решения хозяйственного суда в связи с вновь выявленными обстоятельствами  
1.
 
Если вам стали известны обстоятельства, которые не могли быть известны на момент рассмотрения дела (п. 1 второй части ст.112 ХПК Украины)
 
В течение одного месяца со дня установления обстоятельств, которые имеют существенное значение для дела (п. 1 второй части ст.113 ХПК Украины)  
2.
 
Обнаружилось, что было предоставлено заведомо ложное решение эксперта, повлекшее за собой постановление незаконного или необоснованного решения суда (п. 2 второй части ст.112 ХПК Украины)   В течение одного месяца со дня, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу (п. 2 второй части ст.113 ХПК Украины)
 
3.
 
Был сделан неправильный перевод, повлекший за собой постановление незаконного или необоснованного решения суда (п. 2 второй части ст.112 ХПК Украины)   В течение одного месяца со дня, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу (п. 2 второй части ст.113 ХПК Украины)  
4.
 
Выяснилось, что суду были предоставлены фальшивые документы или вещественные доказательства, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения суда (п. 2 второй части ст.112 ХПК Украины)   В течение одного месяца со дня, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу (п. 2 второй части ст113. ХПК Украины)
 
5.
 
Установление вины судьи в совершении преступления, вследствие которого было принято незаконное решение (это обстоятельство можно использовать только в том случае, если такой факт подтвержден вступившим в законную силу приговором суда) (п. 3 второй части ст.112 ХПК Украины)   В течение одного месяца со дня, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу (п. 2 второй части ст.113 ХПК Украины)
 
6.
 
Было отменено судебное решение, ставшее основанием для решения вашего дела по сути (п. 4 второй части ст.112 ХПК Украины)
 
В течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения об отмене решения суда первой инстанции (п. 3 второй части ст.113 ХПК Украины)  
7.
 
Была установлена Конституционным Судом неправомерность закона, другого нормативного акта или их отдельного положения, примененного судом при решении дела (это обстоятельство используется только в том случае, если
решение суда еще не исполнено, в противном случае такое обстоятельство может служить основанием для регрессного иска, направленного на восстановление ваших прав и возмещение понесенного материального и морального ущерба) (п. 5 второй части ст.112 ХПК Украины)  
В течение одного месяца со дня принятия Конституционным Судом соответствующего решения (п. 4 второй части ст.113 ХПК Украины)
 

Если же вы не добились истины и в суде кассационной инстанции, то можно попытать счастья в последней судебной инстанции по рассмотрению хозяйственных споров, а именно в Верховном Суде Украины.

В соответствии с действующим законодательством вы, как сторона по делу, имеете право подать заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда после его рассмотрения в кассационном порядке.

Однако есть жесткие рамки в отношении оснований для подачи такого заявления. Таких оснований всего два (п. 2 ст. 38 Закона о судоустройстве и статусе судей):

неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, вследствие чего постановлены разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом. Скажем прямо, что второе основание для обычных граждан, таких, как мы с вами, практически неприменимо. Однако первое основание довольно распространено для применения гражданами Украины в процессе поиска истины и защиты своих прав.

Поясним, что именно обозначает такая норма. Если вы знаете о прецедентах решения судом дел, подобных вашему, в кардинально противоположном направлении (ваше требование не удовлетворено, а такое же требование другого лица было удовлетворено в полном объеме или частично), то этот факт и является поводом для пересмотра вашего вопроса Верховным Судом Украины.

В таком случае советуем обратиться за консультацией по поводу наличия или отсутствия подобных прецедентов в местную коллегию адвокатов. Допустим, у вас есть повод для обжалования решения суда кассационной инстанции (напомним, что Верховный Суд Украины рассматривает только жалобы на решения судов кассационной инстанции, а не местных или апелляционных судов) - тогда вам необходимо в месячный срок после вынесения решения кассационным судом подать заявление о пересмотре его решения.

Такое заявление подается в письменной форме и должно содержать:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество для физических лиц) сторон, их месторасположение (для юридических лиц) или место проживания, а также их номера средств связи, адреса электронной почты либо других реквизитов, если такие имеются;

- конкретные примеры разных по содержанию судебных решений, в которых имеет место неоднозначное применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях (здесь следует описать постановление суда по вашему вопросу и решение суда, не обязательно того же, по такому же вопросу, которое не соответствует

полностью или частично решению по вашему делу);

- требования лица, подающего заявление;

- в случае необходимости ходатайство;

- перечень материалов, прилагаемых к заявлению. Составленное с учетом всех требований заявление нужно отнести в Высший хозяйственный суд Украины, который в свою очередь передаст его на рассмотрение Верховного Суда Украины. К своему заявлению необходимо приложить копии такого заявления (их количество должно быть не меньше количества лиц, участвующих в деле); копии судебных решений, о пересмотре которых подано заявление; копии разных по содержанию судебных решений, в которых имеет место неоднозначное применение судами кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях.

Кроме того, к своему заявлению необходимо приложить документ об оплате государственной пошлины и затрат на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Как видим, такое заявление повлечет за собой определенные материальные затраты с вашей стороны, так что подавать его необоснованно нет никакого смысла. Заявление о пересмотре решения хозяйственного суда, которое поступило в Высший хозяйственный суд Украины, регистрируется в день его поступления и, не позднее следующего дня, передается судье-докладчику, назначенному автоматизированной системой документооборота суда (часть первая ст. 111-20 ХПК Украины).

Судья-докладчик обязан в течение трех дней проверить соответствие заявления нормам действующего законодательства. При выявлении каких-то несоответствий вам обязаны сообщить об этом в письменной форме с указанием срока, предоставленного вам на устранение таких недостатков (часть вторая ст. 111-20 ХПК Украины).

Ваше заявление могут вернуть вам без рассмотрения в следующих случаях:

- вы не устранили указанные вам недостатки в обозначенный срок;

- заявление подано лицом, не наделенным правом на подачу такого заявления;

- заявление подписано лицом, не имевшим права его подписывать;

- есть постановление Высшего хозяйственного суда об отказе в принятии дела к производству. Однако это не может помешать вам повторно обратиться с таким заявлением после устранения всех недостатков или по другим основаниям (нужно найти другой пример решения вопроса, подобного вашему).

Высший хозяйственный суд решает вопрос о допуске вашего дела к производству на заседании коллегии в составе пяти судей (часть первая ст. 111-21 ХПК Украины).

Такая коллегия формируется без участия судей, которые приняли обжалуемое решение (можно не бояться, что судьи, которые, возможно, предвзято относятся к вам, будут лоббировать вопрос о недопуске вашего заявления на заседании коллегии).

Постановление о допуске дела к производству вместе с заявлением передается в Верховный Суд Украины в течение 5 дней со дня его принятия. Не забудьте, что вам обязательно должны отправить копию такого постановления, так что обязательно проверяйте свою почту.

Постановление регистрируется в Верховном Суде Украины в день его поступления и, не позднее следующего дня, передается судье-докладчику, который в течение 3 дней выносит постановление об открытии производства по делу и осуществляет (в течение 15 дней) подготовку дела к рассмотрению.

Так что вам, кроме подачи заявления не нужно совершать никаких действий на этом этапе. По результатам проведения подготовительных действий судья-докладчик готовит доклад об окончании подготовки и назначении дела к рассмотрению Верховным Судом Украины. Дело рассматривается на заседании Верховного Суда Украины (такое заседание является полномочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 состава судей).

Далее все происходит по примеру простого судебного заседания по принципам процессуального права. После рассмотрения дела собрание Верховного Суда Украины голосованием судей принимает одно из двух постановлений: либо о полном или частичном удовлетворении заявления, либо об отказе в удовлетворении заявления.

Такое решение принимается простым большинством присутствующих судей. Вы имеете полное право присутствовать на таком заседании (а иногда даже обязаны) и напрямую отстаивать свои законные права.

В случае если суд установит, что судебное решение по рассматриваемому делу незаконно, он отменяет его полностью или частично и отправляет дело на новое рассмотрение суду кассационной инстанции.

Решение Верховного Суда Украины является обязательным не только для вас, но и для судов любой инстанции. И если Верховный Суд Украины принял решение в вашу пользу, то можно не сомневаться, что остальные суды утвердят решение вышестоящей инстанции. Постановление Верховного Суда Украины должно быть изготовлено и отправлено вам в течение пяти дней с момента его принятия.

Административный суд

В административные суды можно обращаться, если, на ваш взгляд, решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены ваши права, свободы или интересы.

То есть в административный суд можно обратиться по вопросу восстановления ваших прав, в случаях если такие права нарушены представителями государственных органов. Нужно только отметить, что действия государственных чиновников могут быть вами обжалованы в административный суд, только если такие нарушения были допущены ими при выполнении своих властных (должностных) полномочий. Если же, скажем, вы что-то не поделили с государственным служащим, например, в бытовой ситуации (он затопил вашу квартиру), то с такими вопросами нужно обращаться в местный суд общей юрисдикции. Поскольку в таких правоотношениях государственный служащий является обычным гражданином Украины, а не субъектом, наделенным государством властными полномочиями.

Юрисдикция административных судов распространяется на следующие публично-правовые споры (табл. 2).

Таблица 2

N
п/п
 
Публично-правовые споры, рассматриваемые административными судами   Примечание  
1.
 
Споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия (пп. 1 п.2 ст.17 КАС Украины)  
2.
 
Споры по поводу приема граждан на публичную службу (служба в государственных органах), ее
прохождения, увольнения с публичной службы (пп. 2 п.2 ст.17 КАС Украины)
 
Если вас безосновательно не взяли на должность, на которую вы подходите по своей квалификации, или уволили с такой должности без законных оснований, вы можете
опротестовать это решение в административный суд  
3.
 
Споры, которые возникают по поводу заключения, исполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров (пп. 4 п.2 ст.17 КАС Украины)  
4.
 
Споры о правоотношениях, связанных с избирательным процессом или процессом референдума (пп. 6 п.2 ст.17 КАС Украины)   Если вы заметили нарушения в избирательном процессе и считаете, что никто кроме вас не в состоянии помочь восстановлению законных прав избирателей, то обращаться нужно именно в административный суд  
5.
 
Споры между субъектами властных полномочий По поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том
числе делегированных полномочий (пп. 3 п.2 ст.17 КАС Украины)  

Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездействия субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) в отношении конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца, кроме случаев, предусмотренных КАС Украины. Это может быть административный суд по вашему (официально зарегистрированному) месту жительства или административный суд по месту нахождения ответчика (должностного лица либо организации).

Свое обращение в административный суд можно подать только в виде иска. Для облегчения документооборота исковое заявление можно подать, заполнив бланк искового заявления, предоставленного судом.

Такие заявления по вашему требованию выдает канцелярия соответствующего суда. К исковому заявлению необходимо приложить копии всех документов, на которых основано ваше заявление. Наличие таких документов обязательно, иначе заявление могут не принять к рассмотрению.

Такими документами могут являться: письменные решения, принятые ответчиком, в которых нарушены ваши права; заявления лиц, которые могут подтвердить факт нарушения ваших прав должностным лицом; дикто-фонные либо видеозаписи, которые подтверждают факт правонарушения; любые другие документы и материалы, подтверждающие законность требований, изложенных в исковом заявлении.

Принятое к производству дело должно быть рассмотрено в течение разумного срока. Но этот срок не должен превышать 1 месяца со дня открытия производства по делу.

Разумный срок - кратчайший срок рассмотрения и решения административного дела, достаточный для предоставления своевременной (без неоправданных промедлений) судебной защиты нарушенных прав, свобод и интересов в публично правовых отношениях (п. 11 ст. 3 КАС Украины).

Дела о приеме граждан на публичную службу, ее прохождении, увольнении с публичной службы рассматриваются, согласно ст. 122 КАС Украины, в течение 20 дней со дня открытия производства по делу.

При нарушении такого срока вы имеете полное право обратиться в суд апелляционной инстанции с ходатайством о нарушении сроков рассмотрения дела и процесс судопроизводства, в результате такой жалобы, будет значительно ускорен.

Кроме того, существуют дела, при рассмотрении которых административный суд может прибегнуть к сокращенной процедуре (ст. 183-2 КАС Украины). Это: обязанность представителя государственного органа совершить определенные действия в отношении рассмотрения обращений физических и юридических лиц; обжалование физическими лицами решений, действий или бездействий субъектов властных полномочий относительно начисления, назначения, перерасчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных и социальных выплат нетрудоспособным гражданам, социальных услуг, помощи, защиты, льгот; ликвидация субъекта предпринимательской деятельности; взыскание денежных средств, основанные на решениях субъекта властных полномочий.

Также установлены сроки рассмотрения дел при сокращенной процедуре (п. 5 ст. 183-2 КАС Украины):

- не позднее следующего дня с момента поступления в суд заявления ответчика о признании иска;

- не позднее трех дней, если в суд не было подано возражение ответчика;

- не позднее пяти дней со дня подачи ответчиком возражений против иска.

Если административный суд первой инстанции вынес решение не в вашу пользу либо удовлетворил исковые требования частично, то вы (если считаете, что можете добиться большего) можете подать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции.

Апелляционная жалоба подается в административный суд апелляционной инстанции через суд первой инстанции, который вынес обжалуемое решение. Копию апелляционной жалобы вы должны сами отправить в апелляционный суд. Такая жалоба подается в течение 10 дней с момента вынесения решения судом первой инстанции. Апелляционная жалоба на постановление (письменное указание) суда первой инстанции подается в течение 5 дней с момента его оглашения.

Апелляционная жалоба, поданная по истечении указанных сроков, не принимается к рассмотрению.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме и должна содержать:

- наименование административного суда апелляционной инстанции, имя и почтовый адрес лица, подающего жалобу (также номер контактного телефона или электронного почтового ящика);

- требования лица, подающего жалобу;

- обоснование требований, указанных в жалобе (это могут быть документы либо материалы);

- перечень прилагаемых материалов.

Кроме того, вы должны указать, будете ли присутствовать на судебном заседании либо просите рассмотреть жалобу в ваше отсутствие. Такую пометку делать обязательно, так как в противном случае, если вы не явитесь в судебное заседание, суд может применить в отношении вас меры административного характера.

При наличии новых фактов (доказательства правоты в рассматриваемом вопросе), которые вы хотите представить в суд апелляционной инстанции, нужно указывать причину, по которой они не были предоставлены суду первой инстанции.

Например, если вы получили какие-то документы или постановления из государственных органов уже после рассмотрения дела в местном суде, то нужно указать, что такие доказательства не были предоставлены ранее в связи с тем, что рассмотрение запроса или жалобы в административные органы государства было затянуто (возможно, по причине того, что такие документы являются доказательством вины чиновников) исполнителями.

К апелляционной жалобе следует приложить документ об уплате судебного сбора и копии прилагаемых документов (письменных материалов). Суд апелляционной инстанции обязан рассмотреть ваше ходатайство (если оно принято к производству) в течение 1 месяца со дня вынесения постановления об открытии апелляционного производства.

В исключительных случаях суд может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на 15 дней.

В дальнейшем, кассационная жалоба подается лично вами в суд кассационной инстанции, где она регистрируется и, не позднее следующего дня, передается судье, который проверяет обоснованность такой жалобы.

Следовательно, необходимо проследить за тем, чтобы ваша жалоба была зарегистрирована в канцелярии соответствующего суда. Именно этот факт будет залогом рассмотрения вашей жалобы в дальнейшем.

Кассационная жалоба на решение суда должна быть рассмотрена в течение 1 месяца, а на постановления суда - в течение 15 дней с момента открытия кассационного производства по делу. Своим решением суд кассационной инстанции может отменить решение суда первой или апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение.

Для этого необходимо, чтобы кассационный суд установил, что суд, рассматривавший это дело, допустил нарушения, которые сделали невозможным установление обстоятельств, имеющих значение для правильного решения дела по сути (не рассмотрел важные доказательства, не вызвал заявленных свидетелей, имеющих информацию по делу, не принял к рассмотрению письменные доказательства, сославшись на неправильную форму оформления и т.д.). Дело направляется на повторное рассмотрение в суд апелляционной инстанции, если процессуальные ошибки допущены именно этим судом. Во всех остальных случаях дело направляется в суд первой инстанции. Порядок обжалования дел административного производства в Верховный Суд Украины такой же, как и рассмотренный в разделе «Хозяйственный суд».

Автоматизированная система
документооборота суда

Автоматизированная система документооборота суда была создана для частичного решения проблемы коррупции в судебной системе. Если ранее дела судьям распределял председатель суда, то сейчас это делает компьютер и, таким образом, сводится к минимуму возможность повлиять на распределение дел (исключен человеческий фактор).

Таким образом, эта система обеспечивает объективное и беспристрастное распределение дел между судьями с учетом принципов очередности и равного количества дел для каждого судьи. С помощью этой системы физические и юридические лица могут получать информацию о состоянии рассмотрения дел, в которых они принимают участие.

Еще обеспечивается централизованное хранение текстов решений, постановлений суда и других процессуальных документов. С помощью этого нововведения готовятся статистические данные, регистрируется входящая и исходящая корреспонденция.

Судебные решения и исполнительные письма теперь выдаются на основании аналогичных документов, наличествующих в автоматизированной системе документооборота суда. Любые исковые заявления, жалобы, представления и другие предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в суд и могут быть предметом судебного рассмотрения, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда, которая осуществляется сотрудниками аппарата соответствующего суда в день поступления документов. В автоматизированную систему в обязательном порядке заносятся:

- дата поступления документов;

- информация о предмете спора и сторонах по делу;

- другие данные, предусмотренные действующим законодательством (например, Положением N 129). Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой во время регистрации соответствующих документов по принципу вероятности (случайным образом), который учитывает количество дел, находящихся в производстве у судей, запрет принимать участие в пересмотре решения для судьи, принимавшего участие в принятии судебного решения, о пересмотре которого ставится вопрос, пребывание судей в отпуске, на больничном, в командировке или окончание срока полномочий.

Дела распределяются с учетом специализации судей. После определения судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела внесение изменений в регистрационные данные по этому делу, а также удаление этих данных из автоматизированной системы документооборота суда не допускается, кроме случаев, установленных законом.

Доступ к автоматизированной системе предоставляется судьям и работникам аппарата суда согласно их функциональным обязанностям. Несанкционированное вмешательство в работу системы влечет за собой правовые последствия негативного характера. Из изложенного становится ясно, что теперь можно не переживать из-за того, что дело может попасть на рассмотрение к предубежденному по отношению к вам судье.

Судебный приказ

Одним из важных видов документов в судебной практике является «судебный приказ» - особая форма судебного решения, выдаваемого судом. Этот документ значительно облегчает получение требуемых вами денежных средств в качестве компенсации с ответчика по делу либо с лица, совершившего в отношении вас противоправное деяние, повлекшее за собой негативные финансовые последствия.

С заявлением о выдаче судебного приказа можно обратиться, если вы являетесь истцом по делу или имеете право требовать компенсацию за неправомерные действия государственных органов, физических или юридических лиц (п. 2 ст. 95 ГПК Украины).

Судебный приказ выдается в следующих случаях (ст. 96 ГПК Украины):

- заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы;

- требуется компенсация затрат на проведение розыска ответчика, должника, ребенка или транспортных средств должника;

- заявлено требование о взыскании задолженности за оплату жилищно-коммунальных, телекоммуникационных, телевизионных, радиоуслуг с учетом индекса инфляции;

- заявлено требование о присуждении алиментов на ребенка в размере % процентов прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста; - заявлено требование о возвращении стоимости товара несоответствующего качества (эта норма действует только в том случае, если судом в вашу пользу принято решение об установлении факта продажи некачественного товара, которое вступило в законную силу). Судебный приказ выдается на основании заявления, к которому нужно приложить документы, подтверждающие оплату судебного сбора (50 % ставки, которая определяется из оспариваемой суммы) и затрат на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела (п.5 ст.98 ГПК Украины).

Отметим, что при отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа сумму судебного сбора вам никто возвращать не будет.

Судья возвращает заявление о выдаче судебного приказа, в случае если (ст. 100 ГПК Украины):

- вам были указаны недостатки, допущенные при составлении заявления о выдаче судебного приказа, а вы, в назначенный срок, их не устранили;

- до момента открытия производства по вашему вопросу вы забрали заявление;

- заявлено требование, не указанное в утвержденном списке (перечень требований, которые вы можете заявить, приведен выше);

- в заявлении о выдаче судебного приказа содержатся требования, которые частично не подлежат рассмотрению в порядке указанного производства, суд выносит постановление об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа только в части этих требований.

В том случае, если требования взаимосвязаны и их отдельное рассмотрение невозможно, суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа. В судебном приказе суд указывает сумму денежных средств, которые должны быть взысканы в вашу пользу с должника, а также номер счета, с которого эти деньги нужно взыскать (если вы его суду сообщили)*, кроме того, взысканию с должника подлежит и сумма судебных затрат, которые вы понесли в период подачи заявления и рассмотрения дела.

Судебный приказ вступает в силу в течение 3 дней с момента окончания срока на подачу должником заявления об отмене этого документа, и суд выдает его вам для предъявления к исполнению, которое является обязательным.

Исковое заявление

Одним из основных вопросов, с которым сталкивается каждый, кто хочет отстоять свои законные интересы в суде, является подача искового заявления.

Исковое заявление - основополагающий документ при открытии производства по делу, поэтому к нему предъявляются очень большие требования.

________________

*Пункт 5 ст. 103 ГПК Украины.

При этом все проблемы при составлении такого документа ложатся на плечи истца, и подходить к этому вопросу нужно очень серьезно. Поскольку в противном случае (если допущены ошибки или форма не соответствует требованиям действующего законодательства) суд просто оставляет такое заявление без рассмотрения. Приведем пример искового заявления, которое составлено с учетом норм действующего законодательства.

Образец

36002 г. Полтава, ул. Победы,
(указываются адрес и почтовый индекс суда, в который подается иск)

Истец: Иванов Иван Иванович
(указываются фамилия, имя и. отчество)
36003 г. Полтава, ул. Панянко, 36, кв.5
тел. (0532) 56-49-34
(указываются адрес, почтовый индекс и номер контактного телефона,
при наличии - адрес электронного почтового ящика)

Ответчик: Сидоренко Петр Петрович
Полтавский завод медицинского стеклооборудования
адрес: 36008 г. Полтава, ул. Фрунзе, 64
средства связи: неизвестны
(здесь указываются фамилия, имяи отчество ответчика, его место работы
и жительства, а также известные средства связи,
чем больше данных об ответчике, тем лучше)

Административный иск

О признании противоправным правового акта индивидуального действия и его отмене (здесь указываются содержание искового заявления и сам смысл предъявляемых требований).

Далее излагаются факты правонарушения, совершенного в отношении вас другим лицом. В резолютивной части заявления нужно подробно указать: когда, где и как произошло правонарушение, фамилии и должности всех участвовавших в данном инциденте. При этом нужно четко аргументировать, со ссылкой на действующие законные акты (название закона, номер и суть статьи), свои соображения по поводу того, почему действия того или иного лица являются противозаконными.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 6, 19, 55, 59 Конституции Украины и ст.ст. 288, 289 КУоАП, прошу:

- признать действия лица (к которому предъявляются исковые требования) неправомерными;

- указать, какое именно решение суда должно быть, по вашему мнению, принято. Приложения: (приводится перечень всех прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих, что в отношении вас было совершено неправомерное деяние. Каждый отдельный документ в перечне приложений описывается отдельно, под своим номером).

Дата подачи заявления Фамилия и инициалы истца

Список использованных документов

ГПК Украины - Гражданский процессуальный кодекс Украины

КАС Украины - Кодекс административного судопроизводства Украины

ХПК Украины - Хозяйственный процессуальный кодекс Украины

Закон о судоустройстве и статусе судей - Закон Украины от 07.07.2010 г. N 2453-УІ «О судоустройстве и статусе судей»

Указ N 810 - Указ Президента Украины от 12.08.2010 г. N 810/2010 «О Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел»

Указ N 811 - Указ Президента Украины от 12.08.2010 г. N 811/2010 «Вопросы сети хозяйственных судов Украины»

Положение N 129 - Положение об автоматизированной системе документооборота в административных судах, утвержденное приказом Государственной судебной администрации 03.12.2009 г. N129

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 39 (769),
27 сентября 2010 г.
Подписной индекс 40783