Кто и как будет вести борьбу
с легализацией преступных доходов
Первый шок после публикации новой редакции Закона о противодействии легализации доходов прошел, а значит, настало время спокойного анализа с целью понять, как вступление в силу этого Закона отразится на хозяйственной деятельности субъектов, которые привыкли считать себя законопослушными и, не хотят входить в жесткое противостояние с контролирующими и правоохранительными органами. Внимательный анализ обновленного Закона о противодействии легализации доходов показал, что он не так страшен, как показалось с первого взгляда.
Что такое доходы, полученные преступным путем
Прежде всего надо разобраться, против легализации каких доходов направлен Закон о противодействии легализации доходов.
Так, п. 1 ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов определяет, что доходы, полученные преступным путем, - это любая экономическая выгода, полученная в результате совершения общественно опасного деяния, предшествующего легализации (отмыванию доходов), которая может состоять из материальной собственности или собственности, выраженной в правах, а также включает движимое или недвижимое имущество и документы, которые подтверждают право на такую собственность либо часть в ней.
К общественно опасным деяниям относятся деяния, за которые УК Украины предусмотрено лишение свободы. При этом имеет значение, в Украине или за ее пределами совершено такое деяние.
Не относятся к общественно опасным деяниям:
- действия, предусмотренные ст. 207 УК Украины: умышленное уклонение должностных лиц предприятий всех форм собственности от возврата в Украину в предусмотренные законом сроки выручки в иностранной валюте от реализации товаров на экспорт или других материальных ценностей, полученных от этой выручки, а также умышленное сокрытие любым способом данной выручки, товаров или других материальных ценностей;
- действия, предусмотренные ст. 212: уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения в установленном порядке, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или каким-либо другим лицом, обязанным их уплачивать, если эти деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах; - действия, предусмотренные ст. 212 УК Украины: умышленное уклонение от уплаты страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование).
Странное получается дело: если доходы возникли в результате уголовно-наказуемых действий, за которые не предусмотрено лишение свободы или в результате уклонения от уплаты налогов или обязательных страховых сборов, то их легализация не регулируется Законом о противодействии легализации доходов. Именно так. Приведем примеры статей УК Украины, санкции которых не содержат наказания в виде лишения свободы (табл. 1).
Таблица 1
| N п/п |
Статьи УК Украины, не содержащие наказания в виде лишений свободы | Состав преступления |
| 1. |
ст. 142 «Незаконное проведение опытов над человеком» | незаконное проведение медико-биологических, психологических или других опытов над человеком, если это создавало опасность для его жизни или здоровья |
| 2. |
ст. 172 «Грубое нарушение законодательства о труде» |
незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другие грубые нарушения законодательства о труде |
| 3. |
ст. 173 «Грубое нарушение соглашения о труде» | обман, злоупотребление доверием или принуждение к выполнению работы, не обусловленной соглашением |
| 4. |
ст. 182 «Нарушение неприкосновенности личной жизни» |
незаконный сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия или распространение этой информации впубличном выступлении, произведении, которое публично демонстрируется, или в СМИ |
| 5. |
ст. 192 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» | причинение значительного имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков мошенничества |
| 6. |
ст. 193 «Незаконное присвоение лицом найденного или чужого имущества, случайно оказавшегося у него» | незаконное присвоение лицом найденного или такого, которое случайно очутившемся у него чужого имущества или сокровища, имеющего особую историческую, аучную, художественную или культурную ценность |
| 7. |
ст. 195 «Угроза уничтожения имущества» |
угроза уничтожения чужого имущества путем поджога, взрыва или другим общеопасным способом, если были реальные основания опасаться осуществления этой угрозы |
| 8. |
ст. 197 «Нарушение обязанностей по охране имущества» |
невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, которому поручено хранение или охрану чужого имущества, своих обязанностей, если это повлекло яжелые последствия для владельца имущества |
| 9. |
ст. 202 «Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельности и деятельностью по оказанию финансовых услуг» |
осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности, содержащей признаки предпринимательской и подлежащей лицензированию, или осуществление без получения лицензии видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством, или осуществление таких видов хозяйственной деятельности с нарушением условий ицензирования, если это было связано с получением дохода в крупных размерах. Систематичность предпринимательской деятельности традиционно понимается как ее осуществление трижды или более того. Верховный Суд Украины в п. 4 Постановления N 3 рекомендует судам понимать систематичность как занятие предпринимательской деятельностью не менее трех раз в течение одного календарного года |
| 10. |
ст. 203 «Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности» |
занятие видами хозяйственной деятельности, относительно которых есть специальный запрет, установленный законом, кроме случаев, предусмотренных другими статьями УК Украины. Действующее законодательство не предусматривает исчерпывающего еречня запрещенных видов хозяйственной деятельности, поэтому при применении ст. 203 УК Украины важно учитывать то, что в ней речь идет о специальном законодательном запрете определенного вида хозяйственной деятельности |
| 11 |
ст. 213 «Нарушение порядка осуществления операций с металлоломом» |
осуществление операций с утилем цветных и черных металлов без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательством, или предоставление помещений и сооружений для асположения незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома, организация незаконных пунктов приема, хранения и сбыта металлолома |
| 12 |
ст. 214 «Нарушение правил сдачи драгоценных металлов и драгоценных камней» |
уклонение от предусмотренной законом обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи добытых из недр, полученных из вторичного сырья, поднятых или найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершенно в крупном размере, а акже уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или для обязательной продажи скупленных драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных или бытовых изделий из них или лома таких изделий. Не являются предметом преступления, предусмотренного ст. 214 УК Украины, полудрагоценные камни, в частности, бирюза, малахит, лазурит, чароит, агат и другие камни, отнесенные к полудрагоценным |
| 13 |
ст. 218 «Фиктивное банкротство» |
заведомо ложное официальное заявление гражданина - учредителя (участника) или служебного лица субъекта хозяйственной деятельности, а также гражданина - предпринимателя о финансовой несостоятельности выполнения требований со стороны кредиторов и бязательств перед бюджетом, если такие действия нанесли крупный материальный ущерб кредиторам или государству |
| 14 |
ст. 219 «Доведение до банкротства» |
доведение до банкротства, то есть преднамеренное, из корыстных побуждений, другой личной заинтересованности или в интересах третьих лиц совершение гражданином - учредителем (участником) или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности ействий, которые привели к стойкой финансовой несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности, если это нанесло крупный материальный ущерб государству или кредитору |
| 15 |
ст. 220 «Сокрытие стойкой финансовой несостоятельности» |
преднамеренное укрывательство гражданином - учредителем (участником) или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности своей стойкой финансовой несостоятельности путем представления недостоверных сведений, если это нанесло крупный атериальный ущерб кредитору |
| 16 |
ст. 221 «Незаконные действия в случае банкротства» |
преднамеренное укрывательство имущества, сведений об имуществе, передача имущества в другое владение или его отчуждение или уничтожение, а также фальсификация, укрывательство или уничтожение документов, отражающих хозяйственную или финансовую еятельность, если эти действия совершены гражданином - учредителем (участником) или служебным лицом субъекта хозяйственной деятельности в период производства по делу о банкротстве и нанесли крупный материальный ущерб |
| 17 |
ст. 223 «Размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска» |
размещение уполномоченным лицом ценных бумаг в значительных размерах без регистрации их выпуска в установленном законом порядке. Предметом данного преступления могут быть только негосударственные ценные бумаги, эмитентами которых являются субъекты озяйствования либо граждане, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнять обязанности, вытекающие из условий их выпуска |
| 18 |
ст. 223-1 «Подделка документов, которые подаются для регистрации выпуска ценных бумаг» |
внесение уполномоченным лицом в документы, которые подаются для регистрации выпуска ценных бумаг, заведомо ложных сведений, если это причинило значительный материальный ущерб инвестору в ценные бумаги |
| 19 |
ст. 225 «Обман покупателей и заказчиков» |
преднамеренное обмеривание, обвешивание, обсчет или другой обман покупателей или заказчиков во время реализации товаров или предоставления услуг, если эти действия совершены в значительных размерах. Для квалификации обмана покупателей и заказчиков не имеет значения место его совершения |
| 20 |
ст. 227 «Выпуск и реализация недоброкачественной продукции» |
выпуск на товарный рынок или иная реализация потребителям недоброкачественной продукции, то есть не отвечающей установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям, либо некомплектной продукции и товаров, если данные действия совершены в рупных размерах. |
| 21 |
ст. 232-1 «Незаконное использование инсайдерской информации» |
Незаконное использование инсайдерской информации лицом, которое ею владеет, если это нанесло существенный вред. Инсайдерская информация - любая необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах или сделках о них, предание которой огласке ожет значительно повлиять на стоимость ценных бумаг |
| 22 |
ст. 232-2 «Сокрытие информации о деятельности эмитента» |
непредоставление служебным лицом эмитента инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) по его письменному запросу информации о деятельности эмитента в пределах, предусмотренных законом, или предоставление ему недостоверной информации, если это причинило инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) материальный ущерб в значительном размере |
| 23 |
ст. 293 «Групповое нарушение общественного порядка» |
организация групповых действий, которые привели к грубому нарушению общественного порядка или существенному нарушению работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях |
Правда, меры по противодействию легализации доходов выписаны в Законе о противодействии легализации доходов таким образом, что лицо, которое законодатель обязал предотвращать и противодействовать, не будет заниматься квалификацией действий объекта контроля. Это «законоо-бязанное лицо» будет «стучать, стучать и еще раз стучать».
Кроме того, можно говорить о том, что Закон о противодействии легализации доходов фактически не содержит правовых механизмов защиты прав граждан и юридических лиц, а вот специально уполномоченный орган, похоже, будет «всеправен» - в том числе и в работе с органами исполнительной власти, например, с милицией.
А как насчет обязанностей специального органа по отношению к субъектам мониторинга, - спросите вы?
Этот вопрос является открытым. Также не урегулированным специальным Законом остается вопрос относительно возможности и процедуры обжалования действий сотрудников «всезнающего» органа.
Состав действий, которые относятся к легализации (отмыванию) доходов, определен ст. 4 Закона о противодействии легализации доходов, которая, несмотря на свою краткость, является всеобъемлющей.
Впрочем, судите сами: «К легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, относятся любые действия, связанные со средствами (собственностью), полученными (приобретенными) вследствие совершения преступления, направленные на сокрытие источников указанных средств (собственности) или содействие лицу, которое является соучастником в совершении преступления, являющегося источником происхождения указанных средств (собственности)».
Как видим, законодатель не стал утруждать себя созданием перечня действий, он был по-военному краток и четок: ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ - и точка!
Как же государство будет предотвращать и противодействовать легализации преступных доходов?
А вот как: путем создания двухуровневой системы финансового мониторинга. Надо сказать, что такая система была создана еще в 2003 году, вследствие принятия «старой» редакции Закона о противодействии легализации доходов. Но теперь эта система расширяется, усиливается и становится всеобъемлющей.
По сути дела, создается система тотального контроля за всеми доходами юридических и физических лиц, в том числе иностранцев и лиц без гражданства. Для чего это делается, или лучше спросите - почему?
На Украину оказывает серьезное давление международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering).
FATF - организация, объединяющая 35 ведущих финансовых разведок мира. Решение о создании специальной организации по борьбе с отмыванием денег - FATF - было принято в Париже в 1989 г. на саммите стран «Большой семерки». Основной задачей новой организации является отслеживание технологий и тенденций в теневом бизнесе.
Роль FATF ограничивается рекомендациями. Сегодня деятельность ГАТР концентрируется на трех основных аспектах:
- распространение информации об отмывании денег во всех странах мира;
- наблюдение и создание контрмер;
- мониторинг за исполнением рекомендаций. Основные требования ГАТР состоят в следующем:
- страны-участники должны относить отмывание денег к серьезному преступлению, за которое обязательно должна предусматриваться конфискация результатов преступления;
- финансовые институты должны идентифицировать всех своих клиентов без исключения и вести соответствующий мониторинг за ними, должны сообщать о подозрительных трансакциях властям, при этом само собой разумеется, что в государстве построена адекватная система мониторинга за финансовыми институтами, а органы регулирования обладают достаточными полномочиями для осуществления полноценного мониторинга; - должны быть приведены в действие международные соглашения, определяющие взаимодействие стран-участников при раскрытии схем отмывания денег. По ее заявлению, составление новых списков - это ответ на призыв «большой двадцатки» ведущих мировых держав усилить борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма и публично перечислить так называемые «юрисдикции повышенного риска».
Ранее распространенный список более узкого круга стран, имеющих стратегические недостатки в борьбе с отмыванием преступных доходов и финансового терроризма, периодически пополняется странами (по мере оценки специалистами ситуации в них), которые до сих пор не попадали в их поле зрения.
В тексте содержится краткий отзыв о каждой из стран, попавших в список. Украина до февраля 2010 года также должна была ужесточить финансовый мониторинг, однако необходимые законы так и не приняла. В Кабинете Министров еще в декабре 2009 г. предупреждали, что РАТГ обязательно внесет страну в черный список, из которого исключила ее в 2004 году.
Впрочем, РАТГ поместила Украину в список государств, имеющих недостатки в режиме финансового мониторинга и выразивших намерение их устранить. Компанию ей составили еще 19 стран: Азербайджан, Антигуа и Барбуда, Боливия, Греция, Индонезия, Йемен, Катар, Кения, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Парагвай, Сирия, Судан, Таиланд, Тринидад и Тобаго, Турция и Шри-Ланка. Ранее этот список включал 30 государств.
Для Украины терроризм, пока что, слава Богу, экзотика, и тут всплывает вторая причина «тоталяризации» финансового контроля - колоссальный объем теневой экономики, которая питает коррупцию и коррупцией подпитывается.
Безусловно, ни одно государство не может смириться с тем, что в нем «свободно гуляют» непонятно откуда взявшиеся деньги, мало того, с них не уплачены налоги и сборы, поэтому они (деньги) еще и начинают серьезно влиять на всю систему власти и уже неясно, становится кто же на самом деле является этой властью...
Так что, казалось бы, все мы, законопослушные граждане и исправные налогоплательщики, должны только радоваться госконтролю - если бы не его методы, которые создадут проблемы не только (а может и не столько) криминалитету, сколько людям, знакомым с преступными доходами, в основном, по телесериалам российского и американского производства.
Формы и методы предотвращения и противодействия
легализации преступных доходов
Как видно из названия Закона о противодействии легализации доходов, он не предусматривает мер по предотвращению получения незаконных доходов: цель закона - предотвратить, то есть не допустить легализации таких доходов. Не допустить легализации преступных доходов можно только путем недопущения финансовых операций, которые превратят активы, полученные преступным путем, в активы, полученные в результате «нормальной» (легальной) операции, а если такая операция уже началась, то путем ее остановки.
Поэтому главная цель Закона о противодействии легализации доходов состоит в создании системы слежки, а по-современному - мониторинга за всеми финансовыми операциями, с помощью которых может осуществляться легализация преступных доходов, и в создании системы ответственности и неизбежного наказания тех, кто обязан мониторить финансовые операции.
Что такое финансовый мониторинг
Финансовый мониторинг - это меры, которые осуществляют субъекты мониторинга в отношении объектов мониторинга. А объекты мониторинга, согласно ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов, это:
а) действия с активами, связанные с соответствующими участниками финансовых операций, которые их проводят, при условии наличия рисков использования этих активов с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма (активом для целей Закона о противодействии легализации доходов являются деньги (средства), имущество, имущественные и даже неимущественные права);
б) любая информация о таких действиях или событиях, активах и их участниках.
Как видим, объект мониторинга - это правовые действия и даже информация о них (действиях), предметах действия, участниках сделок, но (!) при условии, что есть риски легализации. Что это значит - «риски легализации»?
Статья 1 Закона о противодействии легализации доходов дает определение рискам, как опасности (угрозе, уязвимым местам) для субъектов первичного финансового мониторинга быть использованными клиентами при предоставлении ими услуг в соответствии с характером их деятельности с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Так вот оно что! Как правило, ни одно гражданско-правовое действие или событие не может случиться без участия профессионалов, которые его готовят, регистрируют, учитывают, помогают осуществить. Вот эти профессионалы и должны понять - «не втягивают ли их в легализацию». И если есть не факт втягивания, а только риски (то есть возможности такого втягивания), то все: операция (финансовая операция) - это объект мониторинга.
Финансовый мониторинг бывает обязательный и внутренний.
Обязательный финмониторинг - это совокупность мероприятий, осуществляемых субъектами первичного мониторинга по выявлению операций, подлежащих обязательному финмониторингу в соответствии со ст. 15 данного Закона, идентификации участников таких операций и изучению их деятельности, ведению учета этих операций и сведений об их участниках, обязательному отчету о них Специально уполномоченному органу, а также предоставление дополнительной информации о финансовых операциях и их участниках, которые стали объектом финансового мониторинга со стороны Специально уполномоченного органа (ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов).
Внутренний мониторинг - это действия по выявлению операций, которые имеют риски легализации доходов, полученных преступным путем.
Финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если она имеет хотя бы один из приведенных признаков:
1) зацутанный или непривычный характер финансовой операции или совокупность связанных между собой финансовых операций, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
2) несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;
3) выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации, предусмотренных Законом о противодействии легализации доходов (в частности, две или более финансовые операции, которые проводятся клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой при условии, что их общая сумма составляет или превышает сумму, определенную ч. 1 ст. 15 данного Закона) (ч. 1 ст. 16 Закона о противодействии легализации доходов).
Кто будет мониторить?
Система финансового мониторинга, как мы уже говорили, двухуровневая:
- первый уровень - первичный финансовый мониторинг;
- второй уровень - государственный.
Начнем со второго уровня, так как он - главный. Государственный финансовый мониторинг осуществляется Специально уполномоченным органом, который сегодня называется Государственным комитетом по финансовому мониторингу (Госфинмониторинг), а также НБУ, Минфином, Минюстом, Минтрансом, Минэкономики, Госкомиссией по ЦБ и ФР, Госкомиссией по регулированию рынка финансовых услуг Украины (ч. 3 ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов).
Госфинмониторинг собирает, обрабатывает, анализирует и проверяет информацию, которая подается ему субъектами первичного финмониторинга (ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов). Но это все - аналитическая работа. Что конкретно может сделать Госфинмониторинг? Что опасного для клиента в том, что информация о совершенных и готовящихся к совершению финоперациях попадет в Госфинмониторинг?
Опасность вот в чем:
1) Госфинмониторинг при наличии у него достаточных (?!) оснований считать, что операция связана с легализацией доходов, полученных преступным путем, передает правоохранительным и разведывательным органам необходимые материалы для осуществления оперативно-розыскных действий, а. затем получает от них информацию об их рассмотрении (п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона о противодействии легализации доходов).
Сам Госфинмониторинг оперативно-розыскных действий не проводит. В случае, если признаков легализации доходов нет, но есть основания подозревать, что финансовая операция связана с уголовно-наказуемыми действиями, то Госфинмониторинг также передает соответствующую информацию правоохранительным органам (п. 5 ст. 2 ст. 18 Закона о противодействии легализации доходов).
Поскольку четких критериев того, что является «достаточным основанием считать», а что является «основанием подозревать», нет и, скорее всего, не будет, то у клиентов, попавших в поле зрения Госфинмониторинга, есть высокая вероятность стать объектом оперативно-розыскных действий. Как видим, все идет к тому, что у правоохранительных органов скоро добавится работы, а у предпринимателей добавится неприятностей.
2) Специально уполномоченный орган может принять решение о приостановке расходных операций по счетам лиц на срок до 5 рабочих дней (ч. 3 ст. 17 Закона о противодействии легализации доходов), а в случае необходимости продлевает этот срок (второй абзац ч. 5 ст. 17 Закона о противодействии легализации доходов). Проще говоря, банк может не выдать (не перечислить) деньги клиенту, если на это не будет согласия Госфинмониторинга.
Субъекты первичного финансового мониторинга проводят обязательный и внутренний финмониторинг (ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов), по итогам которого уведомляют Госфинмониторинг о проведенных клиентами финансовых операциях.
Субъекты первичного финансового мониторинга в зависимости от того, как и какие операции они отслеживают, делятся на две группы:
1. Субъекты, перечень которых определен п. 1-7 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов, а это - финансовые учреждения и участники рынка ценных бумаг, операторы почтовой связи, а также субъекты, которые оказывают финансовые услуги, не будучи финучреждениями. На них распространяются все нормы Закона о противодействии легализации доходов.
2. Специально определенные п. 8 ч. 2 ст. 5 Закона о противодействии легализации доходов субъекты, которые осуществляют только те действия и в отношении только тех операций, которые прямо определены Законом о противодействии легализации доходов.
Расширение круга субъектов первичного финансового мониторинга за счет т.н. специально определенных субъектов является одной из основных новелл последней редакции Закона о противодействии легализации доходов. К таким субъектам относятся:
1) субъекты, осуществляющие посреднические услуги во время осуществления операций купли-продажи недвижимости, то есть агентства недвижимости, число которых огромно, а деятельность которых непрозрачна; сегодня ни налоговая инспекция, ни другие контролирующие органы не знают истинного размера комиссии, которую получают агенты по недвижимости и, тем более, не знают истинной цены сделок с недвижимостью;
2) субъекты, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами, камнями и изделиями из них, то есть ювелирные магазины, но только в случае, если операция превышает объем в 150 000 грн (ч. 1 ст. 15 Закона о противодействии легализации доходов);
3) субъекты, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, если эти операции связаны с приемом и возвратом ставок (ч. 4 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов);
4) нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица -предприниматели, оказывающие услуги по бухгалтерскому учету (юридические лица, оказывающие такие услуги, в список не включены), субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие юридические услуги, в случае, если они принимают участие в подготовке и осуществлении сделок по:
- купле-продаже недвижимости;
- управлению активами клиента;
- управлению банковским счетом или счетом в ценных бумагах;
- созданию юридических лиц, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также продаже юридических лиц (ч. 1 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов).
Среди этих видов операций следует, прежде всего, обратить внимание на управление банковским счетом, обеспечение деятельности и управление юридическим лицом. Это те операции, в осуществлении которых участвуют бухгалтеры. Если операции, о которых известно юристам, аудиторам, бухгалтерам, не связаны с управлением активами и т.п., то такие операции не подлежат финмониторингу.
Физические лица, работающие по трудовому договору, к субъектам финмониторинга не относятся.
5) физические лица - предприниматели и юридические лица, которые проводят финансовые операции (то есть продают товары, выполняют работы, услуги в случае, если сумма операции превышает 150 000 грн (ч. 5 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов).
Функции специально определенных субъектов несколько (но не намного!) уже, чем у остальных. Кроме того, для них установлены специальные случаи, когда они могут не уведомлять Госфинмониторинг.
Так, например, согласно ч. 2 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов субъекты, оказывающие посреднические услуги во время осуществления операций купли-продажи недвижимости, выполняют финмонито-ринг, только если сумма такой операции больше или равна 400000 грн либо это сумма в иностранной валюте, эквивалентной 400 000 грн.
Таким образом, круг операций, которые мониторят агенты по недвижимости, ясен. Как они будут вести себя в этом случае?
Вполне возможно, они не будут оформлять официальных договоров на оказание посреднических услуг. Нотариусы, без которых невозможно обойтись при оформлении сделок с не движимостью, не уведомляют1
_______________________
1 Обратите внимание, что от регистрации операций и идентификации клиента они не освобождены (они и так это делают), но вот от подачи уведомлений о проводимых операциях освобождены.
Госфинмониторинг о своих подозрениях (то есть не проводят мониторинг) в случае, если соответствующая информация им стала известна при условиях, которые являются предметом тайны осуществления нотариальных действий, кроме удостоверения договоров купли-продажи недвижимости на сумму, равную или превышающую 400 000 грн (ч. 6 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов). То есть при оформлении дарственной, завещания, наследства нотариусы не уведомляют Госфинмониторинг. То же - при удостоверении сделок с движимым имуществом, договором займа и др.
А вот тем, кто покупает недвижимость на сумму 400 и более тыс. грн (цена 2-х комнатной квартиры), следует задуматься: информация о вас попадает в Госфинмониторинг, и если у вас нет документов, подтверждающих получение этих денег, то рассчитывать на спокойную жизнь вам не придется.
Лица, которые торгуют драгметаллами и изделиями из них, мониторят операции по:
- продаже изделий за наличные в случае (ч. 3 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов), если сумма операции равна или более 150 000 грн;
- проведению операций с высокой (не сказано, какой!) стоимостью, в том числе с предметами антиквариата, искусства;
- проведению аукционов с такими предметами.
Субъекты, которые проводят лотереи и азартные игры, выполняют финмониторинг в случае принятия и возвращения ставок на сумму более 13 000 грн (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 15 Закона о противодействии легализации доходов).
Адвокаты, лица, оказывающие юридические услуги, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, которые предоставляют услуги по бухгалтерскому учету, не сообщают
Специально уполномоченному органу о своих подозрениях относительно финансовых операций в случае, если соответствующая информация стала им известна при обстоятельствах, которые являются предметом их адвокатской тайны и профессиональной тайны, когда они исполняют свои обязанности относительно защиты клиента, представительства его интересов в судебных органах и по делам досудебного урегулирования споров (ч. 7 ст. 8 Закона о противодействии легализации доходов). Как видим, «профессионалы» могут не уведомлять Госфинмониторинг, если информация о финансовых операциях стала известна им при представлении интересов клиента в судебных органах и в делах досудебного урегулирования споров.
Очевидно, что «профессионалы» - в самом худшем положении. Они должны будут проводить как обязательный, так и внутренний финансовый мониторинг операций своих клиентов во всех случаях, кроме выполнения представительских функций. Кто будет в этом случае заключать с ними договоры? И не уйдет ли значительная часть этих операций в тень? Поживем -увидим.
Специально определенные субъекты финмониторинга, установленные ч. 6 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов, не осуществляют управление рисками в отношении легализации доходов, полученных преступным путем, что предусмотрено п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов.
Что должен делать субъект первичного мониторинга
Закона о противодействии легализации доходов возлагает на субъектов первичного мониторинга большие обязанности, которые придется выполнять бесплатно.
Статья 6 Закона о противодействии легализации доходов требует от субъекта первичного мониторинга выполнения определенных действий (табл. 2).
Закон о противодействии легализации доходов также содержит требования «принимать меры для выяснения источников происхождения денег у публичных деятелей», то есть лиц, которые выполняют или выполняли публичные функции в иностранных государствах.
Таблица 2
| N п/п | Обязанности субъектов первичного мониторинга | Примечание |
| 1. |
Встать на учет в Госфинмониторинге, а в случае прекращения своей деятельность, сняться с учета | |
| 2. |
Осуществлять идентификацию и изучение клиента до или во время установления деловых отношений |
то есть отношений, возникших на основании договора, но до начала проведения операции, подлежащей мониторингу (ст. 1 Закона о противодействии легализации доходов). Если операции освобождены от мониторинга, идентификацию можно не проводить. Идентификация не проводится, если клиент ранее уже был идентифицирован (ч. 13 ст. 9 Закона о противодействии легализации доходов). В идентификации нет ничего страшного и сложного это просто выяснение основных реквизитов). При безналичных операциях они и так производятся, а вот при операциях продажи за наличные физическому лицу идентификация ранее не проводилась. И это, конечно, неприятная новость - как для продавцов (исполнителей), так и для клиентов. Документы об идентификации клиента, а также об операциях, хранятся 5 лет |
| 3. |
Осуществлять регистрацию финансовых операций, подлежащих финмониторингу | |
| 4. |
Уведомлять Госфинмониторинг: |
Уведомление - это документ, который оформляется в соответствии с требованиями ст. 12 Закона о противодействии легализации доходов |
| 4.1 |
об операциях, подлежащих обязательному мониторингу (то есть об операциях свыше 150 000 грн, а по операциям с недвижимостью - свыше 400 000 ыс. грн) в течение трех рабочих дней со дня регистрации или попытки осуществления | |
| 4.2 |
об операциях, подлежащих внутреннему мониторингу - в день возникновения подозрения, о не позднее 10 дней с даты регистрации | |
| 5. |
Проводить ежегодно внутренние проверки своей деятельности на предмет соблюдения законодательства о ротиводействии отмыванию доходов |
Еще много других функций, которые не будут носить столь регулярный характер, среди которых отметим обязанности отвечать на запросы Госфинмониторинга. Для осуществления функций по мониторингу необходимо: а) установить правила и программы проведения мониторинга; б) назначить лицо, ответственное за финмониторинг (последнее е распространяется на физических лиц - предпринимателей) |
| 6. |
Отказаться от проведения операции и установления деловых отношений в случае, если осуществление идентификации клиента в оответствии с требованиями законодательства является невозможным, за исключением операций относительно зачисления средств, которые поступают на счет такого клиента | В таком случае субъект первичного финансового мониторинга обязан в течение одного рабочего дня, но не позже следующего рабочего дня со дня отказа сообщить Специально уполномоченному органу о проведении таких операций и лицах, которые намереваются или намеревались их провести (ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии легализации доходов) |
| 7. |
Остановить проведение операции, если такая операция содержит признаки, предусмотренные статьями 15 и 16 Закона о противодействии легализации доходов, и обязанность остановить проведение финансовой операции, если ее участником или выгодоприобретателем по ей является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности либо относительно которых применены международные санкции, и в тот же день сообщить о этом Специально уполномоченному органу | Такая приостановка финансовых операций осуществляется сроком до двух рабочих дней (ч. 1 ст. 17 Закона о противодействии легализации доходов) |
Ответственность субъекта первичного финмониторинга
За несоблюдение требования Закона о противодействии легализации доходов несут ответственность руководители субъекта первичного финмониторинга и лица, ответственные за финмониторинг (ч. 5 ст. 6 Закона о противодействии легализации доходов).
Переходные положения Закона N 2258 внесли изменения в некоторые законодательные акты Украины. Основные из них приведены в табл. 3.
Таблица 3
| N п/ п |
Законо дательные акты |
Суть изменений |
| 1. |
КУоАП |
статья 166-9 расширилась списком возможных нарушений и соответствующими штрафами за такие нарушения (например, было от 50 - 300 НМДГ, стало от 100 - 500 НМДГ). Статья 188-34 дополнена штрафом на должностных лиц субъектов первичного финансового мониторинга, ждан-субъектов предпринимательской деятельности от 100 - 200 НМДГ. Также дополнения внесены в статьи 221, 255, 277 |
| 2. |
УК Украины |
в статье 209 слова «чи укладення угоди» заменено на слова «чи правочину». Пункт 1 примечаний к ст. 209 изложен в новой редакции: «Суспільно небезпечним протиправним діянням, що передувало легалізації (відмиванню) доходів, відповідно до цієї статті є діяння, за яке Кримінальним кодексом Украши передбачено покарання у виді позбавлення волі (за винятком діянь, передбачених статтями 207, 212 і 212-1 Кримінального кодексу Украши), або діяння, вчинене за межами країни, якщо воно визнається суспільно небезпечним протиправним діянням, що передувало легалізаци (відмиванню) доходів, за кримінальним законом держави, де воно було вчинене, і є злочином за Кримінальним кодексом Украши та внаслідок вчинення якого незаконно одержані доходи» |
| статья 209-1 изложена в такой редакции: «Стаття 209-1. Умисне порушення вимог законодавства про запобігання та протидію легалізацію (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, або фінансування тероризму 1. Умисне неподання, несвоєчасне подання або подання недостовірної інформації про фінансові операції, що відповідно до закону підлягають фінансовому моніторингу, спеціально уповноваженому центральному органу виконавчої влади із спеціальним статусом з питань фінансового моніторингу, якщо такі діяння заподіяли істотну шкоду охоронюваним законом правам, свободам чи інтересам окремих громадян, державним чи громадським інтересам або штересам окремих юридичних осіб, - карається штрафом від однієї до двох тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк до двох років, з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років. 2. Розголошення у будь-якому вигляді інформації, яка відповідно до закону надається специально уповноваженому центральному органу виконавчої влади із спеціальним статусом з питань фінансового моніторингу, особою, якій ця інформація стала відома у зв'язку з професійною або службовою діяльністю, якщо такі дії заподіяли істотну шкоду охоронюваним законом правам, свободам чи інтересам окремих громадян, державним чи громадським інтересам або інтересам окремих юридичних осіб, - карається штрафом від двох до трьох тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або обмеженням волі на строк до трьох років, або позбавленням волі на той самий строк, з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років» | ||
| в части первой ст. 258-3 слово «матеріальне» исключено | ||
| в части первой ст. 258-4 слова «фінансування, матеріальне забезпечення» исключены | ||
| дополнен ст. 258-5 следующего содержания: «Стаття 258-5. Фінансування тероризму 1. Фінансування тероризму, тобто ди, вчинені з метою фінансового або матеріального забезпечення окремого терориста чи терористичної групи (організації), організації, підготовки або вчинення терористичного акту, втягнення у вчинення терористичного акту, публічних закликів до вчинення терористичного акту, сприяння вчиненню терористичного акту, створення терористичної групи (організації), - караються позбавленням волі на строк від п'яти до восьми років з позбавленням права обшмати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до двох років та з конфіскацією майна. | ||
| 2. Ті самі дії, вчинені повторно або з корисливих мотивів, або за попередньою змовою групою осіб, або у великому розмірі, або якщо вони призвели до заподіяння значної майнової шкоди, - караються позбавленням волі на строк від восьми до десяти років з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією майна. 3. Дії, передбачені частинами першою або другою цієї статті, вчинені організованою групою чи в особливо великому розмірі, або якщо вони призвели до інших тяжких наслідків, - караються позбавленням волі на строк від десяти до дванадцяти років з позбавленням права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю на строк до трьох років та з конфіскацією майна. 4. Особа, крім організатора або керівника терористичної групи (організації), звільняється від кримінальної відповідальності за дії, передбачені цією статтею, якщо вона добровільно до притягнення до кримінальної відповідальності повідомила про відповідну терористичну діяльність або іншим чином сприяла її припиненню або запобіганню злочину, який вона фінансувала або вчиненню якого сприяла, за умови, що в її діях немає складу іншого злочину. Примітка. 1. Фінансування тероризму визнається вчиненим у великому розмірі, якщо розмір фінансового або матеріального забезпечення перевищує шість тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян. 2. Фінансування тероризму визнаеться вчиненим в особливо великому розмірі, якщо розмір фінансового або матеріального забезпечення перевищуе вісімнадцять тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян» | ||
| 3 |
ГК Украины |
часть первая ст. 107-4 дополнена словами «а також у разі зупинення касових операцій, які можуть бути пов'язані з легалізацією (відмиванням) доходів, одержаних злочинним шляхом, або фінансуванням тероризму, передбачених законом» |
| статья 1087 дополнена частью третьей следующего содержания: «3. Граничні суми розрахуншв у готівковій формі для юридичних осіб та фізичних осіб - підприємців відповідно до цієї статті встановлюються Національним банком України» | ||
| 4 |
Закон об оперативно-розыскной деятельнос ти |
часть первая ст. 6 дополнена п. 4 следующего содержания: «4) наявність узагальнених матеріалів центрального органу виконавчої влади із спеціальним статусом з питань фінансового моніторингу, отриманих в установленому законом порядку» |
| 5 |
Закон о ГНС |
ст. 15 после части третьей дополнена двумя новими частями следующего содержания: «Посадові особи органів державної податкової служби дійснюють організаційно-розпорядчі та консультативно-дорадчі функцн, визначені законодавством Украни. Правовий статус посадових осіб органів державної податкової служби, їх права та обов'язки визначаються Конституцією України, цим Законом, а в частині, що не регулюється ним, - Законом України «Про державну службу» |
Также внесены изменения в Закон о госрегулировании рынка ЦБ, Закон о благотворительности, Закон о банках, Закон о финуслугах, Закон о борьбе с терроризмом, Закон о госрегистрации, Закон N 1507.
Кроме того, в случае невыполнения субъектом первичного финмониторинга своих обязанностей на него может быть наложен штраф в размере от 100 до 3000 НМДГ.
Будем ждать нормативных актов
Закон о противодействии легализации доходов не может быть реализован без принятия большого числа нормативных актов, то есть вряд ли это удастся сделать до конца августа...
Нам же остается ждать действий Госфинмониторинга, Минфина и Минюста по реализации требований Закона о противодействии легализации доходов.
Список использованных документов
КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях
УК Украины - Уголовный кодекс Украины
Закон N 1507 - Закон Украины от 11.06.2009 г. N 1507-VI «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений»
Закон N 2258 - Закон Украины от 18.05.2010 г. N 2258-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
Закон о банках - Закон Украины от 07.12.2000 г. N 2121-III «О банках и банковской деятельности»
Закон о благотворительности - Закон Украины от 16.09.1997 г. N 531/97-ВР «О благотворительности и благотворительных организациях»
Закон о борьбе с терроризмом - Закон Украины от 20.03.2003 г. N 638-IV «О борьбе с терроризмом»
Закон о ГНС - Закон Украины «О государственной налоговой службе» в редакции от 24.12.1993 г. N 3813-ХII
Закон о госнадзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. N 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»
Закон о госрегистрации - Закон Украины от 15.05.2003 г. N 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей»
Закон об оперативно-розыскной деятельности - Закон Украины от 18.02.1992 г. N 2135-ХП «Об оперативно-розыскной деятельности»
Закон о противодействии легализации доходов - Закон Украины от 28.11.2002 г. N 249-IV «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
Закон о госрегулировании рынка ЦБ - Закон Украины от 30.10.1996 г. N 448/96-ВР «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине»
Закон о финуслугах - Закон Украины от 12.07.2001 г. N 2664-III «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»
Постановление N 3 - Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 25.04.2003 г. N 3 «О практике применения судами законодательства об ответственности за отдельные преступления в сфере хозяйственной деятельности»
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 27-28 (757-758),
5 июля 2010 г.
Подписной индекс 40783
