О сроках хранения документов и порядке
передачи их в архивные учреждения

Осуществление производственной деятельности субъектов хозяйствования немыслимо без создания и получения различных документов, которые должны храниться на предприятиях в течение определенных сроков в так называемых ведомственных архивах.

Ответственность за обеспечение сохранности документов возложена на собственника или уполномоченный им орган наравне с ответственностью за организацию бухгалтерского учета, обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах (ч. 3 ст. 8 Закона о бухучете).

При этом под документом понимают материальную форму получения, хранения, использования и распространения информации путем фиксации ее на бумаге, магнитной, кино-, фотопленке либо на другом носителе.

Архивное дело является важной составляющей информационной и культурной сфер жизнедеятельности общества, которое охватывает научные, организационные, правовые, технологические, экономические и другие вопросы деятельности юридических и физических лиц, связанные с учетом, хранением архивных документов и использованием сведений, которые в них содержатся.

Самые ценные архивные документы составляют Национальный архивный фонд (НАФ), который представляет собой совокупность архивных документов, отражающих историю духовной и материальной жизни украинского народа и других народов, имеющих культурную ценность и являющихся достоянием украинской нации.

НАФ формируется из документов, накопившихся за время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, граждан и их объединений, а также документов историко-культурного наследия Украины, которые созданы за пределами Украины либо вывезены за границу, и документов иностранного происхождения, касающихся истории Украины,

В современных условиях существенно возрастет роль документально-информационного обеспечения управленческих процессов, документального подтверждения прав граждан на социальную защиту и обеспечение права физических и юридических лиц на доступ к информации. Рыночные отношения создали массовый сектор негосударственного документообразования и документооборота, который задевает интересы миллионов граждан.

Объединения граждан и религиозные организации, а также предприятия, учреждения и организации, основанные на частной форме собственности, имеют право создавать архивные подразделения для постоянного или временного хранения документов, которые не принадлежат государству, территориальным громадам, а также передавать документы НАФ на хранение в государственные и другие архивные учреждения. Указанные юридические лица обязаны обеспечить сохранность документов, накопившихся за время их деятельности, до проведения экспертизы их ценности в порядке, установленном Законом о НАФ, и в течение года со дня регистрации этих юридических лиц в установленном законодательством порядке согласовать свою номенклатуру дел с одним из государственных архивных учреждений или архивным отделом городского совета (ч. 1 ст. 32 Закона о НАФ).

Отсутствие у субъектов хозяйствования документов НАФ не означает, что документы, которые создаются в процессе хозяйственной деятельности, не должны храниться. Предприятия и предприниматели обязаны выполнять требования, установленные нормативными документами относительно сроков и порядка хранения и уничтожения документов. Несоблюдение этих требований влечет за собой административную, а в некоторых случаях - уголовную ответственность.

В случае ликвидации юридических лиц ликвидационные комиссии обязаны обеспечить сохранность их архивных документов и по согласованию с центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства или уполномоченным им архивным учреждением определить место последующего хранения архивных документов этих юридических лиц.

Архивные учреждения, основанные физическими лицами и/или юридическими

лицами частного права в установленном законом порядке, имеют право хранить архивные документы, которые не принадлежат государству или территориальным громадам (ч. 1 ст. 33 Закона о НАФ).

Сроки хранения архивных документов в указанных архивных учреждениях определяются договором, заключенным учредителем с собственником документов или уполномоченным собственником лицом, с учетом минимальных сроков хранения документов, определенных в соответствии с законодательством. Договором определяется также место последующего хранения документов в случае ликвидации указанных архивных учреждений (ч. 2 ст. 33 Закона о НАФ).

Достаточно большой ряд проблем создает распространение электронного документообразования и документооборота. Реальной является угроза безвозвратной потери значительного сегмента ценной информации - электронных документов и других ресурсов в электронном виде.

В соответствии с положениями Закона об электронном документообороте субъекты электронного документооборота должны хранить электронные документы на электронных носителях информации в форме, которая дает возможность проверить их целостность на этих носителях. К сожалению, в Украине хранение электронных документов осуществляется не надлежащим образом. На сегодня в Украине регулирование делопроизводства осуществляется по нормативно-правовым актам инструктивного характера, которые устанавливают требования к основным технологическим процессам делопроизводства, отдельным его направлениям (делопроизводство по обращениям граждан, конфиденциальное делопроизводство) и определяют особенности организации работы со служебными документами в специальных видах делопроизводства (судебное, нотариальное, дипломатическое и т.п.).

Действующая нормативно-правовая база по регулированию делопроизводства предназначена для государственных учреждений, что приводит к случаям игнорирования юридическими лицами частной формы собственности, а также предпринимателями - физическими лицами, не имеющими статуса юридического лица, правил создания управленческих документов, к неправомерному уничтожению ими или потере в них документа-ционных фондов служебных документов.

В настоящее время отсутствуют единые нормативно-правовые требования к созданию управленческой документации. Прекращено ведение Государственного классификатора управленческой документации, в нем не отражены изменения в номенклатуре видов документов, которые состоялись в результате экономического развития страны. В Украине действующие национальные стандарты относительно применения формуляра-образца управленческого документа, требований относительно оформления организационно-предписывающих документов, разработки унифицированных систем документации применяются на добровольных началах, если иное не установлено законодательством.

Это вызывает не только разные подходы к созданию управленческой документации, но и отсутствие взаимосвязи между унифицированными формами документов, требованиями относительно их применения, которые утверждаются разными центральными органами исполнительной власти.

Организация хранения документов на предприятии

Основные требования по организации хранения документов установлены в Правилах N 16, из самого названия которых следует, что они распространяются не только на органы государственной власти и местного самоуправления, но и на предприятия, учреждения и организации.

Ведь Правила N 16 являются нормативно-правовым актом, обязательным для выполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, кроме физических лиц. Такой вывод содержится в Письме N 03-622.

Таким образом, на предприятиях для хранения документов, законченных в делопроизводстве, создаются архивы. При этом архив является самостоятельной структурной частью учреждения или входит в состав службы делопроизводства учреждения (управления делами, общего отдела, канцелярии и т.п.). Положение о архиве, который является самостоятельным структурным подразделением или входит в состав службы делопроизводства, утверждается руководителем учреждения.

Учреждения, в деятельности которых образуются документы НАФ, согласовывают положение об архиве с соответствующей экспертно-проверя-ющей комиссией государственного архивного учреждения, архивного отдела городского совета, после чего положения утверждаются руководителем учреждения.

В малочисленных учреждениях ответственность за работу с архивными документами возлагается на одного из работников службы делопроизводства. В должностной инструкции этого работника указываются виды работ, обязанности по выполнению которых возлагаются на него, его права и ответственность (п. 2.2 Правил N 16).

Кроме архива, на предприятии создается экспертная комиссия, которая осуществляет экспертизу ценности документов на разных этапах работы с ними - при составлении номенклатуры дел, формировании документов в дела, проверке правильности отнесения документов к делам, во время подготовки дел к последующему хранению.

Согласно пп. 4.5.1 Правил N 16 экспертиза ценности документов осуществляется ежегодно работниками службы делопроизводства предприятия совместно с экспертной комиссией под методическим руководством архива предприятия.

Ежегодно на каждом предприятии должна быть разработана номенклатура дел (пп. 3.1.5 Правил N 16), которая составляется должностным лицом, ответственным за делопроизводство в структурном подразделении, с привлечением соответствующих специалистов, подписывается руководителем структурного подразделения и согласовывается с руководителем архива предприятия.

Создание архива и экспертной комиссии, а также разработка номенклатуры дел - это те организационные моменты, которые необходимы для обеспечения хранения документов на предприятии.

По результатам проведения экспертизы ценности документов:

1) осуществляется отбор документов постоянного и длительного (свыше 10 лет) хранения для передачи в архив предприятия;

2) определяются документы временного хранения (до 10 лет) в структурных подразделениях предприятия;

3) изымаются для уничтожения документы и дела прошлых лет, сроки хранения которых закончились.

Одновременно с этим проверяется полнота и качество действующей номенклатуры дел, правильность определения сроков их хранения, соблюдение установленных правил оформления документов и формирования дел.

С момента создания (получения) документов до передачи в архив предприятия осуществляется их временное хранение в структурных подразделениях или отделах. После того как документы проходят проверку и обработку (выполнение), происходит формирование документов в дела и оформление дел. Перед передачей дел в архив предприятия составляются описи дел постоянного, длительного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу.

На основании составленных описей дела передаются в архив предприятия. Как правило, документы передаются в архив через 2 года после окончания их в делопроизводстве в упорядоченном состоянии (абзац второй п. 2.7 Правил N 16).

Дела временного хранения могут передаваться в архив предприятия по решению руководителя предприятия. В архиве предприятия на основании описей структурных подразделений составляются сводные описи дел, которые являются основными учетными справочниками к документам. В дальнейшем по сводным описям документы передаются на государственное хранение.

Юридические лица, в собственности которых находятся документы НАФ, после окончания сроков временного хранения таких документов обязаны передать их на постоянное хранение в центральный государственный архив Украины, отраслевой государственный архив, местное государственное архивное учреждение либо архивный отдел местного совета.

Также в госархивы передаются документы предприятий, ликвидирующихся без правопреемника, несмотря на то, что сроки временного хранения их еще не закончены.

В отношении документов, срок хранения которых истек, составляется акт об изъятии для уничтожения дел. При этом должна соблюдаться соответствующая процедура.

На определенных этапах обязательным является получение одобрения или согласование с экспертной комиссией предприятия и экспертно-про-верочной комиссией государственного архива (экспертной комиссии архивного отдела райгосадминистрации, городского совета).

В случае смены руководителя предприятия должен быть составлен акт приемки-передачи, в котором отдельным разделом отражаются наличие и состояние документов (дел), находящихся в делопроизводстве структурных подразделений и в архиве, а также учетно-справочного аппарата к ним.

Согласно учетным данным службы делопроизводства и архива в акте указываются отдельно количество документов, находящихся в делопроизводстве, и количество дел, хранящихся в архиве, в том числе количество дел, отнесенных к НАФ (пп. 12.1.2 Правил N 16).

Сроки хранения документов

Минимальные строки хранения архивных документов юридическими лицами согласно ч. 2 ст. 32 Закона о НАФ определяются центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, если иное не предусмотрено законом.

Основным нормативным актом при определении сроков хранения документов, их отбора для отнесения в состав НАФ Украины либо для уничтожения документов является Перечень N 41, который предназначен для использования всеми организациями во время отбора на хранение и уничтожение типовых документов, то есть общих для всех или большинства организаций (п. 1.4 Перечня N 41). При этом для предприятий, в деятельности которых создаются документы НАФ, сроки хранения указаны в графе 3 указанного Перечня, для предприятий, на которых не создаются документы НАФ, - в графе 4.

Перечень N 41 используется также при формировании дел, подготовке различных видов номенклатур дел, разработке схем классификации документов и ведомственных (отраслевых) перечней документов с указанием сроков их хранения, а также в практике работы экспертно-проверочных комиссий (ЭПК) государственных архивных учреждений и экспертных комиссий (ЭК) предприятий.

Рассмотрим основные правила исчисления сроков хранения документов, приведенные в Перечне N 41.

Так, согласно п. 2.9 Перечня N 41 исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, который следует за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2009 году, начинается с 1 января 2010 года.

Для некоторых документов Перечень N 41 определяет срок хранения путем указания «75-лет - «В», где «В» означает возраст человека на момент завершения дела. Продолжительность хранения такого дела после его окончания делопроизводством составляет разницу между 75 годами и возрастом лица на момент завершения дела.

Срок хранения документов, для которых в Перечне N 41 стоит отметка «пока не исчезнет необходимость», определяется самими предприятиями, но не менее 1 года.

Перечень N 41 для обозначения срока хранения некоторых документов использует отметку «до ликвидации организации», что означает, что такие документы хранятся до инициации процедуры ликвидации предприятия, после чего они подлежат экспертизе ценности, по результатам которой те из них, которые затрагивают права граждан и интересы государства, передаются в соответствующие архивные учреждения.

Документы, имеющие срок хранения, обозначенный пометкой «постоянно», также подлежат экспертизе ценности, после чего они либо относятся к составу НАФ, либо уничтожаются после практического использования (п. 2.10 Перечня N 41).

По окончании сроков хранения документов в архивных подразделениях предприятия такие документы передаются в государственный архив (архивный отдел госрайадмини-страции, архивный отдел местного совета) (пп. 4.3.3.1 Правил работы госархивов).

Сроки хранения документов, определенные Перечнем N 41, являются минимальными, их нельзя сокращать (п. 2.11 Перечня N 41), однако они могут быть продлены, если потребность в этом обусловлена специфическими особенностями работы конкретной организации.

Отметим, что в отдельных случаях, как указано в пп. 4.3.3.2 Правил работы госархивов, сроки хранения документов в архивных подразделениях предприятий могут быть изменены по согласованию с государственным архивом (архивным отделом госрайадминистрации, архивным отделом местного совета).

Так, в соответствии с абзацем вторым пп. 4.3.3.2 Правил работы, госархивов продление сроков хранения документов в архивных подразделениях разрешается в случае необходимости практического использования документов со служебной целью либо отсутствия в архиве свободных площадей в хранилищах.

Сокращение же сроков хранения документов в архивных подразделениях может осуществляться в случаях (абзац третий пп. 4.3.3.2 Правил работы госархивов):

- ликвидации юридического лица - источника комплек-тования при отсутствии правопреемника;

- изменения формы собственности государственного юридического лица;

- угрозы утраты либо повреждения документов. Досрочный прием документов на государственное хранение может осуществляться на платной основе.

Для рассмотрения требований к хранению документов на предприятии необходимо определиться с классификацией документов в зависимости от сроков их хранения.

Правила N 16 выделяют следующие группы документов, образующихся в процессе деятельности субъектов хозяйствования:

1) документы постоянного хранения - к таким документам, в частности, относятся документы НАФ;

2) документы с установленным сроком хранения, после истечения которого они могут быть уничтожены. Документы этой группы в свою очередь делятся на:

а) документы длительного (более 10 лет) хранения;

б) документы временного (до 10 лет включительно) хранения.

В отдельную группу Правила N 16 выделяют документы по личному составу. Это связано с длительным сроком их хранения (до 75 лет), а также особой важностью данных документов для работников предприятия при назначении пенсий и различных видов пособий.

По мнению Государственного комитета архивов Украины, изложенному в Письме N 05-368, физические лица - субъекты предпринимательской деятельности при определении сроков хранения своих документов также должны руководствоваться Перечнем N 41. Такой вывод следует из того, что органы Государственной налоговой администрации Украины, Пенсионного фонда Украины и другие контролирующие организации в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности устанавливают такие же требования к их документации, как и к документам юридических лиц.

Отбор документов постоянного хранения проводится на основании Перечня N 41, отраслевых перечней документов, номенклатуры дел предприятия путем просмотра каждого листа документа.

Не разрешается отбор документов для дальнейшего хранения или уничтожения на основании заголовков дел в описи или в номенклатуре дел. Существование такого требования может стать проблемой в случае, если на предприятии есть информация с ограниченным доступом - конфиденциальная или тайная.

Определение режима доступа к информации оформляется в виде отдельного положения либо как приложение к учетной политике, которые вступают в силу с момента утверждения руководителем и доводятся до сведения всех работников предприятия.

Во время проведения экспертизы ценности выявляются дубликаты документов, черновики, неоформленные копии, которые подлежат изъятию из дел постоянного хранения.

Для документов, не предусмотренных Перечнем N 41, сроки хранения документов определяются на основании их изучения экспертной комиссией организации, которая согласовывает эти сроки с экспертно-проверяющей комиссией соответствующего государственного архива.

Организации, в деятельности которых не создаются документы НАФ, согласовывают сроки хранения таких документов с экспертной комиссией органа высшего уровня, если он существует. Эта норма определена Правилами N 16 (пп. 3.1.17, 3.1.24).

Обращаем внимание на то, что Госкомархив в Письме N 2165/07 сообщил, что им подготовлен проект новой редакции Перечня N 41, который размещен для обсуждения на сайте (http://www.archives.gov.ua/Law-base/Regulations/Perelik_2009.pdf).

Также Госкомархив в Письме N 2194/07.2 разъяснил, что документы разрешительного характера (разрешительные дела), не предусмотрены Перечнем N 41 и не относятся к типовым документам, а являются специфической документацией.

В соответствии с пп. 3.1.17 Правил N 16 для документов, не предусмотренных действующими перечнями, сроки хранения определяются на основании их изучения экспертной комиссией учреждения, которая согласовывает эти сроки с экспертно-проверяющей комиссией соответствующего государственного архива.

Ответственность за невыполнение
требований по хранению документов

Госкомархив в Письме N 02-904 разъяснил, что п. 6.10 Положения N 88 предусмотрено, что в случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия, учреждения письменно уведомляет об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения.

Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется органу, в сфере управления которого находится предприятие, учреждение, а также государственной налоговой инспекции - предприятиями и местному финансовому органу - учреждениями в 10-дневный срок.

В случае установления в процессе экспертизы ценности недостачи документов или дел, числящихся по номенклатуре, осуществляется их розыск. Если документы не найдены, составляется акт о недостаче архивных дел (документов), который утверждает руководитель предприятия (приложение 6 к Правилам N 16), создается комиссия по служебному расследованию, назначается служебное расследование и издается приказ о привлечении к ответственности лиц, виновных в потере документов или дел.

Справка о причинах отсутствия документов или дел, подписанная руководителем соответствующего структурного подразделения, предоставляется в архив предприятия (Письмо N 01-1248).

К сожалению, в украинском законодательстве не установлена эффективная мера ответственности за нарушение в организации и осуществлении делопроизводства, а также возмещение вреда, нанесенного в результате таких нарушений.

УК Украины предусматривает наказание за определенные правонарушения, связанные со служебными документами, однако в нем не предусмотрены все случаи ответственности за преднамеренную порчу, уничтожение, подделку, укрывательство, незаконную передачу другому лицу служебных документов.

Указанные нормы должны быть зафиксированы в специальном законе по делопроизводству и сделаны соответствующие дополнения в КУоАП.

Статья 92-1 КУоАП предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о НАФ и архивных учреждениях, которое может проявиться в халатном отношении к хранению, порче, незаконному уничтожению, сокрытию, незаконной передаче другому лицу архивных документов, нарушении порядка доступа к указанным документам, а также, неуведомлении государственного архивного учреждения об имеющихся архивных документах в случае возникновения угрозы уничтожения либо значительного ухудшения их состояния.

Уничтожение документов без предварительного утверждения описей дел постоянного хранения, а также нарушение сроков хранения документов признаются незаконными и влекут ответственность согласно действующему законодательству согласно п. 3.8 Перечня N 41.

Кроме того, нарушение сроков хранения бухгалтерских документов, по мнению Главного контрольно-ревизионного управления Украины, влечет административную ответственность по ст. 164-2 КУоАП, так как является нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета (Письмо N 02-18/724). Однако данное требование может быть применено только к предприятиям государственной и коммунальной формы собственности, так как органами, которые могут налагать административные штрафы по ст. 164-2 КУоАП, являются органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине (ст. 234-1 КУоАП). А общеизвестно, что полномочия органов государственной контрольно-ревизионной службы в Украине ограничены перечнем предприятий, которые финансируются из бюджета либо получают бюджетное финансирование.

Следствием нарушения требований по хранению документов может стать также утеря либо уничтожение документов по налоговому учету, что контролирующими органами вполне может быть квалифицировано как нарушение установленного законом порядка ведения налогового учета. Ответственность за такие действия установлена ст. 163-1 КУоАП.

За необеспечение надлежащего состояния первичного учёта, которое может, в частности, найти проявление в необе-сепечении сохранности документов, на основании которых он ведется, закреплена ответственность в ст. 186-3 КУоАП.

В некоторых случаях действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность. Виды нарушений и установленная УК Украины ответственность за них приведена в табл. 1.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона о НАФ применение административных взысканий либо уголовного наказания не освобождает виновного в нарушении законодательства о Национальном архивном фонде и архивных учреждениях от обязанности возместить ущерб, причиненный собственнику документов Национального архивного фонда либо уполномоченному им лицу.

Таблица 1

N п/п
 
Вид нарушения
 
Уголовная
ответственность

 
Норма УК Украины  
1.
 
Умышленное уничтожение, повреждение либо сокрытие документов НАФ
 
Штраф от 50 до 100 НМДГ (от 850 до 1700 грн) либо арест на срок до 6 месяцев   ч. 1 ст. 298-1
 
2.
 
Совершение действий, указанных в п. 1 данной таблицы, в отношении уникальных документов НАФ   Лишение свободы на срок до 3 лет
 
ч. 2 ст. 298-1
 
3.
 
Совершение действий, указанных в пунктах 1 и 2 данной таблицы, должностным лицом с использованием служебного положения   Лишение свободы на срок от 3 до 5 лет
 
ч. 3 ст. 298-1
 
4.
 
Умышленное уничтожение, повреждение либо сокрытие официальных документов, а также совершение этих же действий в отношении частных документов, находящихся на предприятиях, в учреждениях,
организациях независимо от формы собственности, совершенное по корыстным мотивам либо в других личных интересах  
Штраф до 50 НМДГ(до 850 грн) либо ограничение свободы на срок до 3 лет
 
ч. 1 ст. 357
 
5.
 
Действия, указанные в п. 4 данной таблицы, если они повлекли нарушения в работе предприятия, учреждения или организации либо были совершены в отношении особо важных документов   Штраф до 70 НМДГ (до 1190 грн), либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на такой же срок   ч. 2 ст. 357
 
6.
 
Фальсификация, сокрытие или уничтожение документов, отражающих хозяйственную или финансовую деятельность, если эти действия совершены гражданином-учредителем либо собственником субъекта хозяйственной
деятельности, а также должностным лицом субъекта хозяйственной деятельности в случае банкротства и причинили крупный материальный ущерб  
Штраф от 100 до 500 ннмдг (от 1700 до 8500 грн.) либо арест на срок до 3 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет   ст. 221
 

Передача для хранения в архивных
учреждениях или подразделениях
документов по учету выплат (дохода)
застрахованных лиц

Пунктом 2 ч. 2 ст. 17 Закона N 1058 предусмотрено, что страхователь обязан вести учет выплат (дохода) застрахованного лица по каждому календарному месяцу и календарному году, хранить эти данные за период до 1 июля 2000 года в течение 75 лет, а за период после этой даты -в течение всего времени уплаты страховых взносов и в течение пяти лет после прекращения их уплаты на бумажных носителях и в электронном виде при наличии средств, гарантирующих идентичность бумажной и электронной формы документа, после чего данные передаются в архив на надлежащее хранение в течение 70 лет согласно Порядку N 741.

Таким образом, в настоящее время процедуру передачи для хранения в архивных учреждениях или подразделениях документов по учету выплат (дохода) застрахованных лиц определяет Порядок N 741.

К документам по учету выплат (дохода) застрахованных лиц относятся лицевые счета застрахованных лиц и расчетно-платежные ведомости.

Документы по учету выплат (дохода) застрахованных лиц, сформированные за период до 1 июля 2000 г., хранятся страхователями в течение 75 лет. По окончании этого срока они уничтожаются в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Документы по учету выплат (дохода) застрахованных лиц, сформированные после 1 июля 2000 г., хранятся страхователями в течение всего периода уплаты страховых взносов и в течение пяти лет после прекращения их уплаты.

По окончании этого срока документы передаются в архивное учреждение или подразделение (табл. 2).

Таблица 2

N п/п
 
Страхователи

 
Архивное учреждение, куда должны передаваться документы  
1.
 
Юридические лица государственной и коммунальной формы собственности
определенные в абзаце втором п. 1 и п.п. 2 - 4 ст. 14 Закона N 1058  
в архивные подразделения органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и
коммунальных предприятий, учреждений и организаций  
2.
 
Юридические лица частной формы собственности, определенные в
абзацах втором и третьем пункта 1 ст. 14 Закона N 1058  
в архивные подразделения объединений граждан, религиозных организаций, а также предприятий, учреждений и организаций частной формы собственности  
3.
 
Физические лица, определенные п.п. 3 и 4 ст. 11, частью первой ст. 12,
абзацами вторым и пятым п. 1 ст. 14 Закона N 1058  
в местные архивные учреждения
 
4.

 
Дипломатические представительства, консульские учреждения Украины
 
в архивное подразделение МИД с дальнейшим хранением их в личных делах застрахованных лиц  

Упорядочение и опись документов осуществляется страхователями в порядке, определенном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Документы на бумажных носителях формируются страхователями в дела отдельно по каждому году, за который велся учет выплат (дохода) застрахованных лиц, с января по декабрь.

Электронные копии документов переносятся на электронные носители в хронологическом порядке лет и месяцев, за которые велся учет выплат (дохода) застрахованных лиц. На электронном носителе указываются фамилия, имя и отчество застрахованного лица и период учета (выплат) его дохода.

Передача документов на бумажных и электронных носителях от страхователей в архивное учреждение или подразделение осуществляется по акту приема-передачи документов и описям, образцы которых утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

Акт приема-передачи документов составляется в 2-х экземплярах, первый из которых передается в архивное учреждение или подразделение, второй остается у страхователя.

Описи документов составляются в 3-х экземплярах, из которых два передаются в архивное учреждение или подразделение, третий остается у страхователя.

Передача документов в архивные учреждения или подразделения осуществляется за счет средств страхователей.

Список использованных документов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушения

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

Закон N 1058 - Закон Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»

Закон о бухучете - Закон Украины от 16.07.1999 г. N 996-ХIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

Закон о НАФ - Закон Украины от 24.12.1993 г. N 3814-ХII «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» в редакции от 13.12.2001 г. N 2888-III

Закон об электронном документообороте - Закон Украины от 22.05.2003 г. N 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте»

Перечень N 41 - Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденный приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. N 41

Положение N 88 - Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. N 88

Порядок N 741 - Порядок передачи в архивные учреждения или подразделения документов по учету выплат (дохода) застрахованных лиц, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.06.2004 г. N 741

Правила N 16 - Правила работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, утвержденные приказом, Государственного комитета архивов Украины от 16.03.2001 г. N 16

Правила работы госархивов - Основные правила работы государственных архивов Украины, утвержденные решением коллегии Государственного комитета архивов Украины от 03.02.2004 г. N 2

Письмо N 01-1248 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 07.10.2003 г. N 01-1248 «О мерах относительно потери бухгалтерских документов»

Письмо N 03-622 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 07.06.2006 г. N 03-622 «О сроках хранения и порядке уничтожения документов частного предпринимателя»

Письмо N 05-368 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 20.04.2001 г. N 05-368 «О формировании архивного фонда и ведении делопроизводства физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности»

Письмо N 02-18/724 - Письмо Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 16.12.2002 г. N 02-18/724 «Об ответственности за нарушение сроков хранения бухгалтерских документов»

Письмо N 02-904 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 11.06.2007 г. N 02-904 «Относительно уведомления о пропаже или уничтожении первичных документов, учетных регистров и отчетов»

Письмо N 2165/07 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 20.10.2009 г. N 2165/07 «О сроках хранения документов»

Письмо N 2194/07.2 - Письмо Государственного комитета архивов Украины от 26.10.2009 г. N 2194/07.2 «Относительно сроков хранения разрешительных дел»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, N 21-22 (751-752),
24 мая 2010 г.
Подписной индекс 40783