Как планируют реформировать
упрощенную систему налогообложения

О том, что вся система налогообложения в Украине требует реформирования, а не только упрощенная, знают все. Разговоры об этом ведутся давно, но особых сдвигов в лучшую сторону пока нет.

И вот «новая власть» обещает нам массу изменений в системе налогообложения. К примеру, Премьер-министр Украины Николай Азаров уверен, что Налоговый кодекс в 2010 году обязательно будет принят и вступит в силу с 1 января 2011 года.

Необходимо отметить, что к идее принятия Налогового кодекса специалисты относятся по-разному. Ведь для принятия такого документа нужно совершенное и стабильное законодательство по каждому налогу или сбору (обязательному платежу). Только в этом случае есть смысл объединять действующие законы, Декреты КМУ и Указы Президента Украины, относящиеся к налогообложению, в Налоговый кодекс. У нас же, как всем известно, ситуация с налоговым законодательством далека от совершенства, да и его стабильностью (в ставках и порядке уплаты налогов и сборов) мы пока также похвастаться не можем.

Как следует из заявлений представителей Министерства финансов Украины - новый Налоговый кодекс может вступать в действие годами, однако его проект должен быть готов уже в начале мая 2010 года.

Так, по словам заместителя Министра финансов Украины Татьяны Ефименко, если взять постсоветские страны, то только в Украине нет Налогового кодекса. Базу проекта документа, который разрабатывается, составляют наработки трехлетней давности, кроме того, над ним в настоящее время работает мощная группа специалистов в Министерстве финансов, научных работников, ведутся консультации с бизнесом, иностранными экспертами.

По словам же заместителя директора Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Украины Сергея Серветника, в Министерстве финансов параллельно разрабатывается также Концепция реформирования налоговой системы, которая должна обеспечить методологический подход к разработке Налогового кодекса.

«Мы обречены создать настоящий документ таким образом, чтобы, с 1 января 2011 года наша страна использовала новый Налоговый кодекс», - заметила заместитель Министра финансов Украины Татьяна Ефименко.

Говоря же о порядке вступления в действие документа, она отметила, что его импле-ментация может длиться годами. По мнению автора статьи это будет правильно, так как разговоры трехлетней давности о том, что с принятием Налогового кодекса планировалось ввести мораторий на внесение изменений в него на срок до пяти лет, просто пугали всех. Несложно было спрогнозировать ситуацию, когда в Налоговом кодексе будут допущены серьезные ошибки или неувязки в порядке исчисления того или иного налога, сбора (обязательного платежа), а исправить их возможности у законодателей не будет.

И что в этом случае должны делать налогоплательщики и контролирующие органы?

Конечно же,, руководствоваться налоговыми разъяснениями ГНАУ, которые любую ошибку законодателей трактуют в пользу уплаты налога, сбора (обязательного платежа) в бюджет. А сколько было бы издано таких разъяснений, предположить несложно.

Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко скептически отнесся к качеству потенциального Налогового кодекса, если он будет приниматься в авральном режиме, сказав среди прочего, что «его можно принять, но бизнес документ не воспримет». Эксперт считает, что нужно больше времени для прорабатывания документа, «чтобы он сначала был поддержан бизнесом как беспрекословный, чтобы все были настроены на воплощение в жизнь того, что будет принято».

Ярким подтверждением несогласованности в принятии Налогового кодекса выглядит эпопея с реформированием упрощенной системы налогообложения в Украине.

Если же в Кабмине Украины активно работают над разработкой Налогового кодекса, тогда странным выглядит шумиха вокруг реформирования упрощенной системы налогообложения.

Например, 21 апреля 2010 года, под председательством вице-премьер-министра Украины по вопросам экономики Сергея Тигипко, при участии членов Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины состоялось заседание рабочей группы о совершенствовании упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

На совещании обсуждалась новая редакция Концепции совершенствования упрощенной системы налогообложения, внесенная Госкомпредприни-мательства.

Странно, но новая Концепция совершенствования упрощенной системы налогообложения рассматривалась не в свете принятия Налогового кодекса, а как «пояснение» к проекту Закона Украины «Об у прощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее - проект Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства).

Очевидно, что в Кабинете Министров нет согласованности в процедуре совершенствования законодательства по налогам и сборам (обязательным платежам) и объединении его в Налоговый кодекс.

Каким путем пойдет реформирование упрощенной системы налогообложения, пока неясно, но вот проанализировать то, что предлагает Госкомпредпринимательства, не только можно, но и нужно. Ведь предлагаемые чиновниками реформы могут в корне изменить производственную деятельность сотен тысяч упрощенцев.

Итоги применения упрощенной
системы налогообложения в Украине

Госкомпредпринимательства отметил, что за 11 лет существования упрощенной системы налогообложения количество плательщиков единого налога увеличились почти в 14 раз (с 95 тыс. лиц до 1304,5 тыс. лиц), а поступления в бюджет от уплаты единого налога выросли в 32 раза (со 127 млн грн в 1999 году до 4107,6 млн грн в 2009 году). При этом субъектами, работающими на упрощенной системе налогообложения, создано свыше 1,2 млн рабочих мест.

Реформирование упрощенной системы налогообложения имеет особое значение для создания благоприятной бизнес-среды в Украине в части государственной поддержки малого бизнеса. Данная система обеспечила динамичное развитие малого предпринимательства и стабильные поступления в бюджет, которые свидетельствуют о приспособленности и приемлемости этой системы для значительной категории субъектов предпринимательской деятельности.

Основные недостатки упрощенной
системы налогообложения

Принятый практически двенадцать лет назад Указ № 727, которым была внедрена в Украине упрощенная система налогообложения, устарел как «морально», так и «физически». За этот период в нашей стране столько всего изменилось, а Указ № 727 действует практически в его «первозданном» виде и не потому, что не нуждается в корректировке, а потому что вносить изменения в него нельзя. Связано это со специальным статусом данного документа.

Специальный статус Указа № 727 предусмотрен п. 4 «Переходный положений» Конституции Украины:

«Президент Украины в течение трех лет после вступления в силу Конституции Украины имеет право издавать одобренные Кабинетом Министров Украины и скрепленные подписью Премьер-министра Украины указы по экономическим вопросам, не урегулированным законами, с одновременным представлением соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины в порядке, установленном статьей 93 этой Конституции».

Таким образом, все прекрасно понимают, что Указ № 727 нужно менять и немедленно, так как в свое время Президент Украины издавал его как временный нормативно-правовой акт, который должен был действовать до урегулирования этих вопросов на законодательном уровне. Однако законодателям так и не хватило ни сил, ни мужества принять закон, который бы регулировал вопросы упрощенной системы налогообложения в соответствии с реалиями наших дней.

Никто не отрицает и не сомневается в целесообразности применения упрощенной системы налогообложения, но и негативных моментов, которые она породила, нельзя не замечать.

В общем, действующая упрощенная система налогообложения имеет определенные недостатки, к которым, в частности, можно отнести несоответствие, предусмотренных Указом № 727, объемов выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для регистрации плательщиком единого налога (для юридических и физических лиц) современным условиям.

Также размер ставок единого налога для физических лиц не пересматривался с 1998 года, несмотря на то, что в экономике постоянно происходит рост индекса инфляции, минимальной заработной платы, потребительских цен, и т.п.

Средний уровень индекса инфляции за период с 01.01.1998 г. по 01.01.2010 составляет 115,9 %. В 1998 году минимальная заработная плата составляла 45 грн, а на 01.04.2010 г. она составляет 884 грн. То есть минимальная заработная плата с 1998 года увеличилась практически в двадцать раз.

За период существования упрощенной системы налогообложения принят ряд законов, нормы которых внесли существенные изменения в порядок уплаты «упрощенцами» взносов на общеобязательное пенсионное страхование, создали проблему двойного налогообложения и ощутимую финансовую нагрузку, особенно на физических лиц-предпринимателей.

В Указе №727 отсутствует четкое определение базы обложения единым налогом, а это, в конечном счете, привело к злоупотреблениям с целью минимизации налоговых платежей, и использованию хозяйствующими субъектами упрощенной системы налогообложения для минимизации налоговых платежей.

Неутешительным является тот факт, что в 2009 году наблюдалось резкое сокращение наемных работников у упрощенцев. Такая ситуация связана с коллизией в законодательстве об общеобязательном государственном пенсионном страховании и положениями Указа № 727.

Концепция совершенствования
упрощенной системы налогообложения

На заседание рабочей группы по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства было принято решение о подготовке аналитической информации по применению единого налога как контролирующими органами (с одной стороны), так и бизнесом (с другой стороны).

По юридическим лицам - плательщикам единого налога рабочей группе необходимо представить следующую информацию:

- расчет платежей по единому налогу и по общей системе налогообложения при доходах около 500 тыс. грн и при доходах около 1 млн грн;

- виды деятельности, которые планируется оставить на упрощенной системе налогообложения с уплатой единого налога;

- опыт других стран.

По физическим лицам-предпринимателям - плательщикам единого налога рабочей группе необходимо представить такую информацию:

- обоснование оборота;

- основания для оставления на едином налоге отдельных видов деятельности;

- целесообразность сохранения рыночного сбора при отмене фиксированного налога с сохранением всех условий ведения бизнеса на нем.

Также целесообразно представить предложения по обеспечению занятости и мотивации роста для субъектов малого предпринимательства.

Единственным путем решения проблем, которые кроются в упрощенной системе налогообложения, является разработка Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, который должен быть принят либо как самостоятельный документ или же в составе Налогового кодекса.

В проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства или же в разделе проекта Налогового кодекса, посвященного упрощенной системе налогообложения, должны быть определены:

- виды деятельности, которые могут осуществляться с применением упрощенной системы налогообложения;

- круг субъектов ведения хозяйства, на которых может распространяться упрощенная система налогообложения;

- база обложения единым налогом;

- ставки единого налога;

- легализация трудовых отношений наемных работников, труд которых использует плательщик единого налога.

- порядок выдачи и аннулирования Свидетельства об уплате единого налога;

- порядок уплаты пенсионных и страховых взносов плательщиками единого налога;

- особенности проверки финансово- хозяйственной деятельности плательщиков единого налога;

- ответственность за нарушение норм Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

Субъекты хозяйствования, которые НЕ МОГУТ
применять упрощенную систему налогообложения

Первоначально Указ № 727 разрешал применение упрощенной системы налогообложения практически в отношении всех видов деятельности. То есть, в самом Указе № 727 (ст. 7) содержится запрет на применение упрощенной системы налогообложения физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.

Однако действие Указа № 727 не распространялось на:

- субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Закона о патентовании в части приобретения специального патента1;

- доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

- субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам - участникам и учредителям данных субъектов, не являющимся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 %

- на совместную деятельность, определенную п. 7.7 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли.

С 01.07.2005 г. согласно п. 4 «Заключительных положений» Закона № 2505 применение упрощенной системы налогообложения было запрещено для:

- субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с организацией казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов, с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышем с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющих обмен иностранной валюты;

- субъектов предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных, горюче-смазочных материалов;

- субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

Таким образом п. 4 «Заключительных положений» Закона № 2505 расширен перечень, содержащийся в ст. 7 Указа № 727, субъектов малого предпринимательства, на которых не распространяется упрощенная система налогообложения .

По мнению Госкомпредпринимательства, неприемлемым является тот факт, когда упрощенная система налогообложения с целью минимизации налоговых платежей используется в видах деятельности, которые по своей сути можно рассматривать как «сверхдоходные», а в отдельных случаях осуществление отдельных видов деятельности не нуждается ни в каких капитальных вложениях и материальных расходах в созданной продукции, которая реализуется потребителям (то есть, полученные доходы являются пассивными).

При определении видов деятельности, которые могут быть обложены налогом по упрощенной системе налогообложения, следует учитывать, что целью этой системы является социальная направленность в поддержку именно тех слоев малого бизнеса, которые действительно в ней нуждаются, и которые собственным трудом создают продукт для удовлетворения потребностей населения.

Перечень видов деятельности и субъектов хозяйствования (юридических лиц), которых планируют ограничить в применении упрощенной системы налогообложения, приведен в табл. 1.

Таблица 1

№ п/
п  
Виды деятельности и субъекты хозяйствования
 
Примечание
 
1.
 
Осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса
 
граничение действует в настоящее эемя в соответствии с п. 4 «Заключительных положений» Закона № 2505  
2.  Осуществляющие обмен иностранной валюты    
3.   Являющиеся производителями подакцизных товаров, осущест-ляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом, оптовой и розничной продажей подакцизных товаров кроме физических лиц, деятельность которых связана с розничной продажей пива)  
 
4.
 
Осуществляющие оптовую или розничную продажу горюче-смазочных материалов (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов (в емкостях до 10 литров))  

 
5.
 
Осуществляющие добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, которые подлежат лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании  

 
6.
 
Осуществляющие деятельность, связанную с организацией торговли, предоставлением услуг по созданию надлежащих условий для осуществления торговли другими физическими или юридическими лицами и арендой торговых мест на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров и/или в торговых объектах   Новое ограничение, которое коснется рынков
 
7.
 
Осуществляющие совместную деятельность, определенную п. 7.7 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли
 
В настоящее время ограничение действует в соответствии со ст. 7 Указа № 727  
8.   Осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых   Новое ограничение
 
9.
 
Предоставляющие в аренду земельные участки и/или их части
 
Как видим, законодатель пока планирует пощадить тех, кто сдает в аренду движимое имущество (транспортные средства, оборудование, компьютеры и т.п.). Хотя сдачу в аренду имущества вообще-то трудно назвать деятельностью лиц, которые получают пассивный доход. Аренду трудно назвать предпринимательской деятельностью, но законодатель не против считать арендодателей предпринимателями, пусть только большинство из них переходит на общую систему налогообложения  
10
 
Предоставляющие в аренду жилищные и нежилые помещения (сооружения, здания) общая площадь которых превышает 150 кв.м 
 
11
 
Осуществляющие деятельность по перепродаже предметов искусства, коллекционирования и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предмета ми коллекционирования или антиквариата   Новое ограничение
 
12   Осуществляющие продажу товаров (услуг) через сеть Интернет   Новое ограничение  
13
 
Предоставляющие услуги в сфере телерадиовещания в соответствии с Законом о телевидении и радиовещании   Новое ограничение
 
14   Предоставляют услуги сотовой связи   Новое ограничение  
15   Осуществляют оптовую торговлю и посредничество в оптовой торговли   Новое ограничение
 
16
 
Осуществляют деятельность в сфере финансового посредничества, банки
 
В соответствии со ст. 7 Указа № 727 в настоящее время аналогичное ограничение действует в отношении доверительных обществ, страховых компаний, банков, других финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений  

Перечень субъектов хозяйствования, которые ни при каких условиях не смогут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п   Субъекты хозяйствовании
 
Примечание
 
1.   Страховые брокеры, страховые агенты   Новое ограничение  
2.
 
Кредитные союзы, лрмбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом   -
 
3.   Регистраторы ценных бумаг   Новое ограничение  
4.   Арбитражные управляющие   Новое ограничение  
5.
 
Юридические лица, в уставном фонде которых совокупность долей, принадлежащих другим субъектам хозяйствования, - юридическим лицам, не являющимся плательщиками единого налога, равна или превышает 25 %   В настоящее время такое ограничение действует в соответствии со ст. 7 Указа № 727
 
6.
 
Представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога   Новое ограничение
 
7.   Нерезиденты и/или лица без гражданства   Новое ограничение  

Анализ предлагаемых Госкомпредпринимательства ограничений в сравнении с проектом Налогового кодекса (2007 года)2 свидетельствует о том, что в «черный» список пока не попали государственные и коммунальные предприятия, но ограничение, приведенное в п. 5 таблицы 2, в большинстве случаев лишит и их права применять упрощенную систему налогообложения.

В настоящее время имеют место факты, когда упрощенная система налогообложения используется юридическими лицами для уменьшения объема начислений на заработную плату и минимизации налога с доходов физических лиц путем перевода наемных работников в категорию предпринимателей - плательщиков единого налога.

Учитывая изложенное выше, Госкомпредпринимательства считает, что физических лиц предпринимателей логично дополнительно ограничить в осуществлении видов деятельности, которые приведены в табл. 3.

Таблица 3

№ п/п   Виды деятельности
 
Примечание
 
1.
 
Предоставление услуг по перевозке граждан
 
Новое ограничение, которое значительно усложнит работу маршруток и таксистов  
2.
 
Осуществление торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования   Новое ограничение
 
3.
 
Осуществление аудиторской, рекламной, бухгалтерской, адвокатской деятельности; деятельности в сфере права, инжиниринга; деятельности по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления
 
Именно эти виды деятельности наиболее часто используются юридическими лицами для минимизации налогообложения (в первую очередь по налогу на прибыль и налогу с доходов физических лиц)  
4.
 
Вспомогательная деятельность в сфере государственного управления; посреднические услуг по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества   Новое ограничение
 

Субъекты хозяйствования, на
которых распространяется законодательство об
упрощенной системе налогообложения

В данном разделе проекта Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства планируется установить для субъектов хозяйствования предельные критерии для определения права на применение упрощенной системы налогообложения, а именно в части объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и количества наемных лиц.

Исходя из практики применения упрощенной системы налогообложения в проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства можно установить следующие критерии для субъектов хозяйствования (табл. 4).

Таблица 4

№ п/п
 
Лица
 
Объемы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн   Количество наемных работников, чел   Примечание
 
1.
 
Физические
 
600*
 
10
 
ГНАУ настаивает на объеме 300 тыс. грн*  
2.
 
Юридические   3000
 
50***
 
ГНАУ настаивает на объеме 1 000 тыс. грн  
Примечания. * Предусматривается возможность перехода физических лиц, при достижении ими объема выручки в размере свыше 600 тыс. грн, в статус юридических лиц с уплатой единого налога по ставке 6 % или 10 % , а не на общую систему налогообложения, как предусмотрено в настоящее время.
** Как альтернативный вариант предлагается физических лиц выделить в отдельную категорию и установить предельный объем выручки от реализации продукции в размере 300 тыс. грн. При этом такие лица не будут иметь права на использование наемного труда в своей предпринимательской деятельности.
*** Среднеучетное количество наемных работников.  

Для применения упрощенной системы немаловажное значение имеет количество работающих. Единственным нормативным актом, который содержит методику определения среднеучетной численности работающих, является Инструкция № 286.

Было бы неплохо, если бы в проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства порядок расчета среднеучетной численности работающих был бы расписан более детально.

База обложения единым налогом

В настоящее время сложности по единому налогу заключаются именно в определении самого важного показателя - базы обложения единым налогом.

Не секрет, что ГНАУ всячески пытается расширить базу для начисления единого налога и, прежде всего, за счет прочих видов поступлений, которые никак нельзя признавать выручкой от продажи товаров (работ, услуг).

Если в настоящее время в состав дохода, подлежащего налогообложению единым налогом, точно не включается акцизный сбор, так как это предусмотрено непосредственной формой отчетности по единому налогу и Указом № 727. А вопрос с НДС остается спорным для единоналожников, уплачивающих налог оп ставке 6%.

Проектом Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства предусмотрено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается вся сумма, которая получена на текущий счет и/или в кассу субъекта малого предпринимательства от осуществления операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг) в наличной и (или) безналичной форме расчетов за отчетный период, без учета НДС (за исключением юридических лиц, избравших ставку налогообложения 10 %, и физические лица, не являющиеся плательщиками НДС).

Таким образом, вопрос с исключением НДС из базы обложения единым налогом в проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, урегулирован полностью.

Однако включение в объект налогообложения лишь выручки ставит в неравные условия субъектов, занимающихся непосредственно реализацией продукции, и субъектов, подумающих преимущественно пассивные доходы, а также необоснованно выводит из налогообложения единым налогом доходы, которые получают от осуществления видов предпринимательской деятельности с низким уровнем затрат.

С таким лаконичным определением базы для обложения единым налогом, которое изложено в Концепции к проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, будут по-прежнему существовать проблемы с налогообложением транзитных средств, поступающих на текущий счет или в кассу упрощенца по посредническим договорам, внереализационных доходов и еще возникнет проблема налогообложением выручки от реализации основных фондов, которая в настоящее время урегулирована Указом № 727.

Напомним, что в проекте Налогового кодекса (2007 года) было предусмотрено включение в объект обложения юридических лиц всех доходов, которые получают такие лица на текущий счет или в кассу, а не только выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Естественно, что такой подход к определению базы обложения единым налогом может привести к очередным недоразумениям. К тому же величина дохода является одним из критериев, дающих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Отметим, что в проекте Налогового кодекса (2007 года) был приведен исчерпывающий перечень доходов, которые не включаются в базу налогообложения единым налогом, а именно:

- полученные плательщиком единого налога суммы кредитов, возвратной финансовой помощи, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев, а также суммы, полученные по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика налога;

- средства, полученные как возмещение НДС;

- средства целевого назначения, полученные от государственных фондов социального страхования;

- средства (авансы, предоплаты), которые возвращаются заказчику или покупателю (в случаях возврата товара или расторжения договора), средства, которые возвращаются покупателю в результате возврата им товара, но не более сумм, которые были оплачены покупателем за этот товар;

- стоимость возвратной (залоговой) тары, невозвращенной в течение сроков, установленных Кабинетом Министров Украины, но в сроки не более 12 календарных месяцев с момента получения такой возвратной тары;

- средства, полученные в оплату за продукцию (товары, работы, услуги), стоимость которой включена в валовой доход (юридического лица) и/или общий налогооблагаемый доход (физического лица) и реализованную в период налогообложения на общей системе, кроме случаев их реализации за счет бюджетных средств;

- средства, внесенные учредителями или участниками в уставный фонд плательщика единого налога;

- другие доходы, полученные и обложенные налогом по специальному закону;

- суммы средств в части излишне оплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), которые возвращаются или должны быть возвращены плательщику налога из бюджетов или государственных целевых фондов;

- суммы средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога как компенсация (возмещение) за принудительное отчуждение государством другого имущества плательщика налога в случаях, предусмотренных законом;

- суммы средств или стоимость имущества, полученные плательщиком налога по решению суда или в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством как компенсация прямых расходов или убытков, понесенных таким плательщиком налога в результате нарушения его прав и интересов, которые охраняются законом;

- стоимость основных фондов, безвозмездно полученных плательщиком налога с целью осуществления их эксплуатации в случаях, предусмотренных законодательством, если такие основные фонды получены по решению органов центральной исполнительной власти;

- средства или имущество, которые поступают в виде международной технической помощи, предоставляемой другими государствами в соответствии с международными соглашениями, которые вступили в силу в установленном законедательством порядке, при их целевом использовании.

Было бы целесообразным включить в раздел проекта Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства аналогичный перечень доходов, которые не облагаются единым налогом. Это сняло бы массу спорных вопросов, которые возникают в настоящее время между налогоплательщиками и контролирующими органами.

Хотя и данный перечень несовершенен и проблем с налоговыми органами не избежать в том случае, если законодатели не уточнят некоторые важные моменты.

Несложно заметить, что в приведенном перечне нет таких спорных видов доходов, как кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, курсовые разницы по валютным операциям, полученные дивиденды и ошибочно зачисленные на текущий счет суммы.

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженные товары (работы, услуги), кроме наличного и безналичного расчетов в денежной форме. Надо полагать, что и в проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства такое ограничение также будет предусмотрено.

Также в проекте Законе об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства ничего не сказано об исключении акцизного сбора из базы обложения единым налогом. Однако переживать по этому поводу не следует, так как связано это с тем, что теперь торговля подакцизными товарами для упрощенцев запрещена.

Размер ставок единого налога В настоящее время ставки единого налога для физических лиц-предпринимателей Указом № 727 устанавливаются местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 гривень на месяц.

За весь период действия упрощенной системы налогообложения ставки единого налога оставались неизменными. Как и в 1998 году, максимальная ставка этого налога для физических лиц-предпринимателей составляет лишь 200 грн в месяц (в 1998 году 200 грн = 75 дол.США; в 2009 году = 25,5 дол.США). По результатам 2009 года налоговая нагрузка на физических лиц-предпринимателей по уплате единого налога в расчете на месяц составляла всего 184 грн.

С целью обеспечения принципов равноправия застрахованных лиц относительно выполнения обязанностей по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное и социальное страхование, а также социальных гарантий субъектов предпринимательской деятельности, по мнению Госкомпредпринимательства, необходимо изъять из перечня налогов и сборов (обязательных платежей), которые заменяются единым налогом, взносы в Пенсионный фонд и фонды общеобязательного государственного социального страхования, с переводом субъектов малого предпринимательства на уплату этих взносов на общих основаниях.

С учетом времени, которое прошло с даты последних изменений в налогообложении субъектов малого предпринимательства, а также с целью учета соответствующих инфляционных процессов, по мнению Госкомпредпринимательства, необходимо увеличить минимальный и максимальный размер ставки единого налога, с учетом уплаты страховых взносов плательщиками единого налога на общих основаниях.

По мнению Госкомпредпринимательства, целесообразно предусмотреть прогрессивную шкалу ставок единого налога для физических лиц (табл. 5).

Ставки единого налога для юридических лиц, которые предлагают ввести в соответствии с Концепцией к проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, приведены в табл. 6.

Таблица 5

№ п/п
 
Объемы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)   Ставка единого налога
 
Примечание
 
1.


 
До 300 000 грн


 
Нулевая ставка
 
в данном случае физическое лицо за себя и наемных работников должно обеспечить обязательную уплату минимальных взносов на общеобязательное государственное страхование в соответствии с законодательством из расчета размера минимальной заработной платы  
6%
 
для физических лиц, предоставляющих услуги по аренде жилищных и нежилищных помещений  
2.


 
От 300 000 до 600 000 грн


 
от 200 до 1000 грн
 
размер ставки устанавливается в зависимости от вида деятельности и объема выручки от реализации продукции органом местной власти (сельским, поселковым, городским советом) на территории, которого осуществляется хозяйственная деятельность  
10 %
 
для физических лиц, предоставляющих услуги по аренде жилищных и нежилищных помещений  

Таблица 6

№ п/п  Объемы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)   Ставка единого налога   Примечание  
1.   До 1 000 000 грн   6%   с уплатой НДС  
10 %   без уплаты НДС  
2.   От 1 000 000 до 2 000 000 грн   9%   с уплатой НДС  
12%   без уплаты НДС  
3.   От 2 000 000 до 3 000 000 грн   12%   с уплатой НДС  
15%   без уплаты НДС  

Особенности уплаты налогов
и сборов (обязательных платежей)

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - система налогообложения, которая предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных законодательством, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Концепцией к проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства предусмотрено, что субъект малого предпринимательства, который является плательщиком единого налога, не уплачивает такие виды налогов и сборов (обязательных платежей) и прочих платежей:

- налог на прибыль предприятий;

- налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), которые получены в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложены налогом по этому закону;

- налог на добавленную стоимость, за исключением юридических лиц, избравших ставку налогообложения в размере 6 %, 9 % или 12 % суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- плату за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

- коммунальный налог.

Перечень налогов и сборов, которыми собираются заменить единый налог, выглядит очень скромно по сравнению с перечнем, приведенным в Указе № 727, поэтому применение в данной ситуации термина «упрощенная система налогообложения» выглядит как-то иронично. Действительно, налоговый учет по налогу на прибыль и НДС очень громоздкий, но вряд ли уместно юридическим лицам платить такую плату за освобождение от его ведения. Да, к тому же очень многие упрощенцы являются еще и плательщиками НДС, поэтому для них плата в виде предлагаемых ставок по единому налогу слишком высока и вряд ли может оправдать их желание уйти от сдачи декларации по налогу на прибыль. Сравнительную таблицу налогов и сборов, плательщиками которых не являются единщики по Указу №727 и проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства приведем в табл. 7.

Таблица 7

№ п/п
 
Налоги и сборы, которые не уплачиваются единщиками по:   Примечание


 
Указу №727
 
проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства  
1   2   3   4  
1.
 
НДС, кроме случая, когда юридическое лицо избрало способ нало-ообложения доходов по единому налогу по ставке 6%
 
НДС, за исключением:
- физических лиц, которые добровольно зарегистрировались плательщиками НДС;
- юридических лиц, избравших ставку налогообложения в размере 6%, 9% и 12%  
-
 
2.
 
Налог на прибыль предприятий
 
Налог на прибыль предприятий
 
за исключением уплаты авансового взноса по налогу на прибыль, начисленного на сумму выплачиваемых дивидендов*  
3.
 
Налог на доходы физических лиц (для физических лиц - субъектов малого предпринимательства)
 
Налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных от хозяйственной деятельности физического лица, которые обложены налогом по Закону об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства   В тексте Указа № 727 этот налог назван именно так, хотя в соответствии с Законом N 889 он называется «налог с доходов физических лиц»
 
4.   Плата (налог) за землю   -   -  
5.   Сбор на специальное использование природных ресурсов   -
 
-
 
6.
 
Сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения   -
 
Данный вид сбора был отменен Указом N 857 с 1 января 1999 года
 
7.
 
Сбор в Государственный инновационный фонд
 
-
 
Отчисления в Государственный инновационный фонд были отменены Постановлением N 654 
8.
 
Сбор на обязательное государственное страхование   -
 
-
 
9.
 
Отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины
 

 
Отчисления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Украины отменены с 01.01.2000 г. Законом N 724  
10   Коммунальный налог   Коммунальный налог   -  
11   Налог на промысел   -   -  
12
 
Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование   -
 
-
 
13
 
Сбор за выдачу разрешения на раз мещение объектов торговли и сферы услуг   -
 
-
 
14
 
Взносы в Фонд социальной защиты инвалидов   -
 
-
 
15
 
Взносы в Государственный фонд содействия занятости населения  -
 
-
 
16
 
Плата за патенты
 
Плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности  -
 
Примечание.
* Упрощенцам юридическим лицам необходимо помнить о том, что эмитент корпоративных прав, принимающий решение о выплате дивидендов своим акционерам (собственникам), должен согласно пп. 7.8.2 п. 7.8 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли начислять и вносить в бюджет авансовый взнос по налогу на прибыль в размере 25 % от 05 суммыдивидендов, предназначенных для выплаты, без уменьшения суммы такой выплаты на сумму такого налога.Указанный авансовый взнос вносится в бюджет до/или одновременно с выплатой дивидендов.  

Исключение из состава единого налога отчислений в социальные и Пенсионный фонд законодатели планируют компенсировать только упрощенцам-физическим лицам, у которых объем налогооблагаемых операций не будет превышать 300 тыс. грн в год. Для всех остальных будут не только сохранены действующие ныне ставки единого налога, но и увеличены в зависимости от объема выручки.

В конечном итоге, применение упрощенной системы налогообложения для многих юридических лиц станет экономически не выгодным, поэтому им придется либо переходить на общую систему налогообложения или же вообще закрывать свой бизнес.

О трудовых отношениях наемных
работников с единоналожником

С целью обеспечения легализации трудовых отношений наемных работников необходимо усилить ответственность плательщиков единого налога за использование труда наемных работников без оформления трудовых отношений, в частности путем применения к плательщику единого налога штрафных санкций и отмены регистрации такого лица плательщиком единого налога.

Также планируется ввести норму об обязательности осуществления архивирования документов физическими и юридическими лицами по выплачиваемым доходам наемным работникам и другим физическим лицам. Это позволит получать справки о месте работы, полученных доходах в случае закрытия предпринимательской деятельности физическим лицом или ликвидации юридического лица.

Порядок выдачи и аннулирования
Свидетельст
ва об уплате единого налога

В форме Свидетельства об уплате единого налога, утвержденной Приказом № 599, для отражения видов деятельности, которые осуществляет субъект малого предпринимательства - физическое лицо, предусмотрены всего лишь две строки.

При этом ГНАУ требует, чтобы упрощенец занимался только теми видами деятельности, которые указаны в полученном им Свидетельстве и за которые соответственно уплачен единый налог.

А как быть, если избранный плательщиком диапазон видов деятельности не умещается в отведенные две строки Свидетельства?

ГНАУ в таком случае допускает, чтобы соответствующая запись осуществлялась должностным лицом государственной налоговой службы на обратной стороне Свидетельства с заверением этой записи печатью и подписью руководителя налогового органа, выдавшего указанный документ.

Разумеется, в Свидетельстве указываются только те виды деятельности, для которых решениями местных советов установлены ставки единого налога. Если же для какого-либо вида деятельности, который планирует осуществлять предприниматель, ставка единого налога не установлена, этот вид деятельности вписывается в Свидетельство под кодом «Другие виды деятельности».

Налоговики считают, что доходы, полученные предпринимателем от видов деятельности, не указанных в Свидетельстве об уплате единого налога, должны облагаться в соответствии пп. 9.12.2 п. 9.12 ст. 9 Закона № 889 по общим правилам, установленным для плателыциковналога, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Поэтому такие доходы должны быть задекларированы. С таким мнением ГНАУ не согласился Высший административный суд Украины, который в Письме № 1275/10/13-09 разъяснил, что согласно абзацу третьему ст. 2 Указа № 727 в случае, когда физическое лицо - субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им будет приобретаться одно свидетельство и уплачиваться единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки.

А в соответствии с абзацем восьмым ст. 2 Указа № 727 доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, а оплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в пересчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые принимают участие в предпринимательской деятельности.

Высший административный суд Украины отметил, что нормами Указа № 727 не предусмотрена обязанность субъекта малого предпринимательства, желающего перейти на упрощенную систему налогообложения, избирать исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, которыми он планирует заниматься.

В свою очередь, исчерпывающий перечень условий, соблюдение которых является необходимым для применения упрощенной системы налогообложения, установлен ст. 1 Указа № 727. Эти условия не ограничивают субъекта малого предпринимательства в выборе осуществляемых им видов деятельности лишь теми, которые указаны в свидетельстве об уплате единого налога или в любом другом документе. Следовательно, субъект малого предпринимательства имеет право заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, за исключением тех, которые не могут осуществляться с использованием упрощенной системы налогообложения в силу прямого законодательного запрета.

При таких обстоятельствах режим налогообложения единым налогом распространяется на все доходы субъекта малого предпринимательства, который избрал упрощенную систему налогообложения, независимо от видов предпринимательской деятельности, от которых эти доходы получены. Наличие определенной строки в заявлении субъекта малого предпринимательства о выдаче Свидетельства об уплате единого налога и содержании самого Свидетельства не могут служить такими ограничениями, поскольку в соответствии со ст. 1 Закона о системе налогообложения механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Учитывая приведенное, нормы Указа № 727 распространяются на все доходы субъекта упрощенной системы налогообложения, полученные им как выручка от реализации товаров, работ, услуг в пределах всех видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности.

При этом ставка, по которой уплачивается единый налог таким субъектом малого предпринимательства, определяется с учетом абзаца третьего ст. 2 Указа № 727.

В Концепции к проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства порядку выдачи Свидетельства об уплате единого налога, а также отражению в нем видов деятельности не уделено должного внимания, хотя данная тема является очень актуальной для упрощенцев.

Об ответственности единоналожников

Концепцией к проекту Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства планируется на законодательном уровне предусмотреть ответственность за систематическое нарушение законодательства о труде.

Как вариант, Госкомпредпринимательства предлагает внести соответствующие изменения в УК Украины и предусмотреть штрафные санкции в размере 5 000 НМДГ (85000 грн).

Также планируется предусмотреть возможность налогообложения суммы превышения установленного предельного размера выручки и аннулирования выданных свидетельств об уплате единого налога, в случае превышения установленного предельного размера выручки (или дохода), количества наемных работников, при наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности, а также в случае занятия деятельностью, не определенной для плательщиков единого налога, и в других случаях нарушений положений упрощенной системы.

Для реализации указанного следует законодательно установить необходимость разработки ГНАУ и Госкомпредпринимательства порядка аннулирования свидетельства об уплате единого налога.

Отдельно планируется установить ответственность за превышение предельной величины показателей деятельности, осуществление запрещенных видов деятельности и видов расчетов (объемы таких операций облагать налогом по двойной ставке единого налога).

Нет сомнения в том, что при таком подходе будут исключены случаи, когда превышение выручки у некоторых предпринимателей - физических лиц составляло до нескольких миллиардов, но никаких дополнительных налогов такой единоналожник не доплачивал, а лишь переходил со следующего отчетного периода на общую систему налогообложения.

Госкомпредпринимательства рекомендует внести дополнение в УК Украины в части установления уголовной ответственности за осуществление фиктивного отмывания средств при участии плательщиков единого налога в виде лишения свободы сроком до 5 лет.

В проекте Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства планируется предусмотреть срок его введения с 1 января 2011 года и действие сроком на 5 лет.

Ожидаемые результаты

Принятие проекта Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства предоставит возможность урегулировать на законодательном уровне правоотношения при применении упрощенной системы налогообложения и позволит устранить схемы злоупотребления упрощенной системой.

За счет повышения размеров объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), ставок единого налога для физических лиц, и внедрения ответственности в части превышения предельного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) можно ожидать увеличения поступлений в местные бюджеты в среднем на 60 %.

ГНАУ также намерена инициировать ограничение оборота наличных средств. Об этом проинформировал журналистов заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь.

«Мы об этом говорим: наличный оборот средств - это проблема номер один. На сегодня необходимо ограничить выдачу наличных средств без оснований, по первому желанию. Субъекты предпринимательской деятельности могут рассчитываться в безналичной форме», - сказал С.Лекарь.

По его словам, речь не идет об ограничении наличных расчетов между физическими лицами. Вопрос об ограничении расчетов наличными средствами ГНАУ намерена решать на законодательном уровне, а также будет обращаться с предложениями в Национальный банк Украины.

Также на заседании рабочей группы о совершенствовании упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства возник вопрос о введении кассовых аппаратов для предпринимателей, инициаторами которого являются Минфин Украины и ГНАУ. РРО предлагают ввести даже для тех частных предпринимателей, у которых объем выручки за год не превышает 300 тыс. грн.

Таким образом, с помощью ограничения наличных оборотов законодатели планируют уменьшить количество теневых денег, но тем самым они лишают предпринимателей последнего аргумента в пользу применения ими упрощенной системы налогообложения.

Необходимо заметить, что для юридических лиц актуальным остается вопрос, связанный с переходом с общей системы налогообложения на упрощенную, а также возврат на общую систему налогообложения. Без урегулирования на должном уровне этих вопросов в комплексе с Законом о налогообложении прибыли и Законом о НДС теряется весь смысл перехода на упрощенную систему налогообложения. Ведь довольствоваться только разъяснениями ГНАУ в этом вопросе очень опасно, к тому же ГНАУ имеет привычку кардинально менять свое мнение.

_______________

1Спецпатенты отменены Постановлением КМ Украины от 10.09.2003 г. № 1439 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам применения специального торгового патента».

2Размещен на сайте Минфина Украины:

http:/minfin.rmu.gov.ua/control/uk/publish/category/main?cat_id=69879  

Список использованных документов

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

Закон о системе налогообложения - Закон Украины от 25.06.1991 г. № 1251-ХII «О системе налогообложения» в редакции от 18.02.1997 г. № 77/97-ВР

Закон № 724 - Закон Украины от 16.12.1997 г. № 724/97-ВР «О внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины»

Закон № 889 - Закон Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц»

Закон № 2505 - Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины»

Закон о лицензировании - Закон Украины от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость»

Закон о патентовании - Закон Украины от 23.03.1996 г. № 98/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности»

Закон о телевидении и радиовещании - Закон Украины от 21.12.1993 г. № 3759-ХII «О телевидении и радиовещании»

Указ № 727 - Указ Президента Украины от 03.07.1998 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.1999 г. № 746/99

Указ № 857 - Указ Президента Украины от 07.08.1998 г. № 857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении»

Постановление № 654 - Постановление ЕМУ от 13.04.2000 г. № 654 «Об образовании Украинской государственной инновационной компании»

Инструкция № 286 - Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины 28.09.2005 г. № 286

Приказ № 599 - Приказ ГНАУ от 29.10.1999 г. № 599 «Об утверждении Свидетельства об уплате единого налога и Порядка его выдачи»

Письмо № 1275/10/13-09 - Письмо Высшего административного суда Украины от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09 «Об уплате субъектом малого предпринимательства налогов с доходов, полученных от видов предпринимательской деятельности, не указанных в свидетельстве об уплате единого налога, по общему способу налогообложения»

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 18-19 (748-749),
03 мая 2010 г.
Подписной индекс 40783