Книга по ф. № 10 для ЧПЕНов.
Ответственность за неведение (неправильное ведение) Книги ф. № 10
(Часть ІІ. Часть І см. консультацию от 05.04.2010 г.)
По Закону об РРО
В настоящее время об ответственности за неведение (неправильное ведение) Книги ф. № 10 на основании норм Закона «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее - Закон об РРО) налоговики любят не только говорить, но и реализовывать сказанное на практике.
Так, ГНАУ официально разрешила применять к частным предпринимателям штрафы за нарушение установленного порядка учета товаров по месту реализации (ст. 21 Закона об РРО) и реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке (ст. 20 Закона об РРО).
При этом ГНАУ активно ссылается на Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, а также на документы о порядке ведения бухгалтерского учета, из которых следует, что у продавца должны быть первичные документы, подтверждающие движение ТМЦ. Ну а отсутствие таких документов - нарушение порядка учета ТМЦ.
Насколько правомерны эти аргументы?
Начнем с бухучета. Поскольку обязанность его ведения касается только юрлиц и постоянных представительств иностранных субъектов хоздеятельности (см. ст. 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»), нарушить порядок ведения бухучета ЧПЕН просто не в состоянии. Так что ссылки на отсутствие первичных документов, являющихся основаниями для оприходования товаров, несерьезны.
В то же время нарушения вышеупомянутых Порядка осуществления торговой деятельности и Правил перевозок грузов действительно ЧПЕНом могут быть допущены. Однако эти документы не имеют отношения к Закону об РРО. Пусть за нарушения в сфере торговли и сфере перевозок ЧПЕНам грозит некая ответственность. Но при чем здесь законодательство о применении РРО? Неужели отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, или нарушения в выписке ТТП каким-то образом влияют на правильность/обязательность учета товаров по месту реализации товара? Или товары с подтвержденным качеством как-то по-особому учитываются на месте реализации по сравнению с неподтвержденными товарами?
По нашему мнению, нарушение установленного порядка учета товаров по месту реализации (в том числе отсутствие учета реализуемых товаров) для ЧПЕНов - это нарушение Порядка ведения книги учета доходов и расходов граждан - субъектов предпринимательской деятельности (ф. № 10).
Однако, отсутствие записи в графе «Расходы на производство продукции» при отсутствии первичных документов - не является нарушением Порядка?; более того, это правильный вариант, рекомендуемый письмами ГНАУ. Если же нет нарушения Порядка и, таким образом, нарушения порядка учета товаров, то нет и ответственности по ст. 21 Закона об РРО.
Если ЧПЕН отразит в итоге по ф. № 10 доход от продажи товара, на который отсутствуют первичные документы, то он опять поступит правильно. Ведь его нельзя будет обвинять в реализации товаров, не учтенных в установленном порядке. Следовательно, ответственность по ст. 20 Закона об РРО тоже исключается.
Приведем еще один аргумент. При строгом подходе к законодательству, регулирующему деятельность ЧПЕНов, мы не найдем нормы, которая обязывала бы ЧПЕНа оприходовать товар (оприходование - процедура из учета бухгалтерского). Кроме того, Книга ф. № 10 формально устанавливает правила учета доходов и расходов, а не учета товаров. Не случайно запись в Книгу (в том числе и в отношении расходов) вносится только после реализации товаров. Так что, по большому счету, ЧПЕН не может нарушить порядок учета товаров из-за его отсутствия per se.
Ранее доказывалась абсурдность действий налоговиков по применению к ЧПЕНам штрафных санкций по п. 1 ст. 17 Закона об РРО (в пятикратном размере от стоимости проданных товаров) за невнесение записей в Книгу учета доходов и расходов(1)
При этом обращалось внимание на то, что ведение Книги учета доходов и расходов - не условие, а следствие освобождения ЧПЕНов от применения РРО. А значит, и по-крупному (в 5-кратном размере) штрафовать ЧПЕНов необходимо не за отсутствие РРО, а за отсутствие Книги ф. № 10.
К слову, ранее были приведены также решения судов, в которых признано незаконным применение налоговиками 5-кратного штрафа по п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
По Указу Президента от 12.06.95 г. № 436/95
О возможности применения другого пятикратного штрафа - из Указа Президента от 12.06.95г. № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности», с изменениями (далее - Указ № 436) - за неоприходование наличности в ситуации, когда предприниматель не внес полученную сумму в Книгу ф. № 10, говорилось ранее.
Дело в том, что и Госкомпредпринимательства, и НБУ, и ГНАУ(2) считают, что понятие «касса» к частным предпринимателям вполне применимо.
А согласно п. 1.2 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, с изменениями (далее - Положение № 637), оприходование наличности напрямую касается предпринимателей, а отражение такой операции в Книге учета доходов и расходов или в КУРО является для предпринимателя моментом оприходования наличности.(3)
Поэтому в ситуации, когда ЧПЕН (или «общий» предприниматель) не внесет сумму полученной наличности в свою Книгу ф. № 10, - отбиться от 5-кратного штрафа за ее неоприходование согласно Указу № 436 будет достаточно сложно.
По КоАП
За неведение Книги ф. № 10 существует угроза применения к ЧПЕНу административного штрафа согласно ст. 164-1 КоАП в размере от 3 до 8 НМДГ за неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета. А поскольку обязательная форма учета в данном случае установлена не законом Украины, а приказом ГНАУ (да и то не для ЧПЕНов, а для «общих» предпринимателей - в сфере торговли), предлагалось на этом основании попробовать отбиться от админштрафа, ведь расширительное толкование КоАП, как правило, не допускается.
К этому еще хотим добавить следующее.
Если обратиться к ст. 234-2 КоАП, можно обнаружить, что для этой ситуации прямо не определен орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении. Согласно ст. 234-2 КоАП органы ГНС могут рассматривать такие дела (ст. 164-1) только в связи с уклонением от представления декларации о доходах, но никак не за неведение или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов.
Косвенно полномочиями в этом случае наделены административные комиссии при исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских советов (см. ч. 1 ст. 214 КоАП).(4)
А вот право составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 164-1 КоАП, предоставлено органам внутренних дел и финансовым органам (см. ст. 255 КоАП).
Однако на практике налоговики не отказывают себе в удовольствии штрафовать предпринимателей за неведение (ненадлежащее ведение) Книги ф. № 10.
Между тем по этому вопросу существует судебная практика в пользу плательщика налогов. Так, в определении от 15.07.2008 г. № 22а-3019/08 коллегия судей Львовского апелляционного административного суда, рассмотрев дело по апелляционной жалобе ГНИ в г. Черновцы по делу № 2-а-95/2007 по иску гражданина к ГНИ в г. Черновцы о признании действий старшего государственного налогового ревизора-инспектора относительно составления протокола об административном правонарушении незаконными, установила, что последний не отнесен законом к органам внутренних дел или финансовым органам, следовательно, принимая указанный протокол, он вышел за рамки предоставленных полномочий.
Так что в Львовском апелляционном админсуде умеют не только «засевать», но и принимать справедливые решения...
Но это еще не вся админответственность, которую могут возложить на бедного ЧПЕНа, неправильно ведущего Книгу ф. № 10.
По поводу финансовых санкций за неотражение ЧПЕНом транзитных денежных средств в Книге ф. № 10 высказался Госкомпредпринимательства в письме от 27.03.2009г. № 3347.
Комитет считает, что в этом случае ЧПЕНу может грозить админштраф от 8 до 15 НМДГ в соответствии со ст. 164-2 КоАП - за сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность.
Вы будете смеяться, но некоторые специалисты всерьез считают, что ЧПЕНа могут привлечь к админответственности за ненадлежащее ведение учета доходов и расходов органы госстатистики.
Угрозу админштрафа они видят в ст. 186-3 КоАП, в соответствии с которой непредставление органам госстатистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, или с опозданием и т. д. может повлечь наложение штрафа на СПД в размере от 10 до 15 НМДГ.
Причем нарушение для штрафования по ст. 186-3 КоАП усматривается в ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых Порядком выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденным приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599, установлена обязательная форма учета (аж четыре обязательные графы!).
Согласно ст. 244-3 КоАП органы госстатистики рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка представления и использования данных государственных статистических наблюдений (статья 186-3).
Но позвольте: ЧПЕНы в органы статистики не представляют не только Книги ф. № 10, но даже отчеты. Как же органы госстатистики обнаружат, что ЧПЕНы не заполняют, допустим, «расходную» графу и тем самым нарушают порядок представления и использования данных госстатнаблюдений? Что-то из области фантастики...
_________________
(1) Кстати, об опасности применения такого штрафа в случае неведения ЧПЕНом Книги учета доходов и расходов мы предупреждали ранее, то есть до выхода писем ГНАУ, посвященных финсанкциям за нарушение установленного порядка учета товаров.
(2) См. п. 4.8 Методических рекомендаций относительно порядка проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденных приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210.
(3) Из п. 1.2 Положения № 637 следует, что «оприходование наличности - проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книги учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций».
(4) В прямой форме компетенция админкомиссий установлена в ст. 218 КоАП: ст. 164-1 в этом перечне отсутствует.
"Бухгалтер" № 14, апрель (II) 2010 г.
Подписной индекс 74201
