Что нужно знать для составления отчетности
по спецводопользованию за I квартал 2010 года
ВОПРОС: Предприятие является плательщиком сбора за спецводопользование. Как правильно составить отчетность по этому сбору за I квартал 2010 года?
ОТВЕТ: В связи с тем, что до настоящего времени закон о госбюджете-2010 не принят, порядок исчисления и уплаты сбора за специальное использование водных ресурсов (далее - сбор за спецводопользование) в 2010 году остается неизменным, т. е. подавать отчетность, как минимум, за I квартал 2010 года плательщики этого сбора будут по тем же правилам, что и в 2009 году.
Напомним основные моменты ее составления.
1. Объектом исчисления сбора за спецводопользование является фактический объем воды, используемой водопользователем, с учетом объемов потерь воды в системах водоснабжения (п. 5 Порядка № 1494*, п.п. 6.2 Инструкции № 231**). Определяется объем использованной воды на основании данных первичного учета по показаниям водоизмерительных приборов, а при их отсутствии - по технологическим данным или поданным поставщика воды об отпущенном плательщику объеме воды.
2. Расход воды при расчете размера сбора может быть в пределах лимита и сверхлимитным. За воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав валовых расходов. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере (п. 12 Порядка № 1494), а сумма сбора, по мнению ГНАУ, которое изложено в письме от 05.06.09 г. № 11946/7/15-0217, не относится в валовые расходы. Мы с таким мнением налоговиков не соглашаемся, с аргументами в подтверждение нашей позиции вы можете ознакомиться в редакционном комментарии к упомянутому выше письму ГНАУ “Сбор за сверхлимитное водопотребление в валовые расходы не включается? Фискальное разъяснение ГНАУ” // “БН”, 2009, № 27, с. 10.
Обратите также внимание, что на 2010 год (как и в прошлом 2009 году) не предусмотрено установление отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2010 году, как и раньше, могут установить такие лимиты самостоятельно (по своему усмотрению) в пределах общего лимита, предусмотренного для конкретного источника ГНАУ в письме от 29.05.2008 г. № 10916/7/15-0817 рекомендовала предприятиям рассчитать такие лимиты самостоятельно исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды. Хотя в п. 1 Обобщающего налогового разъяснения по ресурсным и другим платежам, утвержденного приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 185 (см. с. 4 этого номера), прямо не сказано о распределении лимитов, без этого рассчитать сбор невозможно. Например, если за отчетный период при общем потреблении воды 125 куб. м на производство напитков использовано 50 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 500 куб. м, то по рекомендациям ГНАУ годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 200 куб. м (500 х (50 :125)).
3. Нормативы сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод приведены в приложении 2 к Закону Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” от 03.06.08 г. № 309-VI (далее - Закон № 309). Эти нормативы установлены в копейках за 1 куб. м.
Для поверхностных вод размер норматива зависит от того, из бассейна какой из рек осуществляется водозабор. Что же касается подземных вод, то здесь нормативы дифференцированы в зависимости от области (а в некоторых случаях - и от района), в которой добываются подземные воды.
Если же воду используют для производства напитков, то размер сбора является единым по Украине и составляет:
- для поверхностных вод - 3 грн. за 1 куб. метр;
- для подземных вод- 3,5 грн. за 1 куб. метр.
Кроме этого, следует обратить внимание: как в предыдущих годах, так и в этом году, при расчете суммы сбора за спецводопользование плательщики должны применять нормативы, установленные в приложении 2 к Закону № 309 с учетом коэффициента 1,439***. Это мнение подтвердила и ГНАУ (письмо от 11.02.10 г. № 2689/7/15-0817****), тем самым признав, что производить индексацию нормативов сбора в 2010 году (по крайней мере, до принятия Закона о госбюджете-2010) плательщикам этого сбора не нужно.
4. Распределение начисленного сбора между бюджетами в отчетности осуществляется согласно ст. 32 Водного кодекса Украины в следующем порядке:
- размер сбора за использование воды, рассчитанный из водных объектов общегосударственного значения, зачисляется в государственный бюджет;
- размер сбора, рассчитанный за использование воды из водных объектов местного значения, поступает в местные бюджеты и республиканский бюджет АР Крым.
То есть распределение суммы начисленного сбора зависит оттого, какие воды использует плательщик сбора - общегосударственного или местного значения*****.
5. Заполняя табличную часть Налогового расчета сбора за специальное водопользование в части использования воды, в том числе использование воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водопотребления, и использование поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 23.12.08 г. № 802, сложностей возникнуть не должно, так как подсказки, приведенные в табличной части такой формы, достаточно исчерпывающи. Внимания заслуживает только то, что если четко придерживаться формул, приведенных в графах 7 - 9, то рассчитанные показатели будут получены в копейках, однако в заглавиях этих граф указано, что суммы сбора должны быть указаны в гривнях с копейками. Поэтому показатели граф 7 - 9, исчисленные в соответствии с указанными в них формулами, нужно перевести в гривни (разделить на 100). При этом показатели в гривнях с копейками должны быть округлены до двух десятичных знаков.
Для наглядности приведем пример заполнения Налогового расчета за спецводопользование.
Пример. Предприятие использует воду для производства напитков, а также для других производственных нужд. Информация об использовании воды за I квартал 2010 года показана в таблице.
Потребление воды за 1 квартал 2010 года
| Ист очн ик |
Статус источника | Норматив сбора, коп. за 1 куб. м (приложение 2 к Закону На 309) | Установленный годовой лимит, куб. м | Фактически использовано, куб. м | |
| всего | в составе напитков | ||||
| А | Подземные воды общегосударственного значения | 20,75 |
800 |
200 |
180 |
| Б |
Поверхностный водный объект местного значения | 15,22 |
1000 |
250 |
100 |
Согласно рекомендациям ГНАУ предприятие рассчитало лимиты водопотребления для использования воды для производства напитков следующим образом.
По источнику А:
- для производства напитков - 720 куб. м (800 х (180: 200));
- для других нужд- 80 куб. м (800 - 720).
По источнику Б:
- для производства напитков - 400 куб. м (1000 х (100 : 250));
- для других нужд- 600 куб. м (1000 - 400).
Фрагмент заполненного Налогового расчета приведен на рисунке.
Фрагмент Налогового расчета за 1 квартал 2010 года
| № з/п |
Назви водних об'єктів та пока зники |
Обсяг факти чно викори станої води з урахува нням втрат у системах водоп остача ння; обсяг води, пропу щеної через конде нсатори турбін для охолодж ення конденс ату, куб. м |
Нор мативи збору, коп./к уб. м |
Коефі цієнти, що застос овую ться до норм ативів збору3 |
Устан овлен ий річний ліміт вико ристан ня води, куб. м |
Суми збору, обчис леного в межах ліміту4, грн. коп, к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5 |
Суми збору, обчис леного понад лімітні обся ги4, грн. коп, запов нюється, якщо К. 3 > к. 6 (к.3 -к.6) х. к.4 x к. 5 x 5 |
Усього нарах овано збору4, грн. коп, к. 7 + к. 8 або к. 7 або к.3 х к. 4 х к.55 |
у тому числі | |
| до держа вного бюдж ету4, грн. коп. |
до місц евих бюд жетів4, грн. коп. | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| I |
Нарахована сума збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3) (крім вод для потреб гідроенергетики та водного транспорту) | 1377, 09 |
912, 54 |
464, 55 | ||||||
| 1 | спеціальне водокористування в частині використання води, усього (р. 1.1 + р. 1.2) | 38,82 | 5,97 | 32,85 | ||||||
| 1.1 |
водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 1.1.1 + р. 1.1.2), у тому числі: | 5,97 |
5,97 |
- | ||||||
| 1.1.1 | поверхневі водні об'єкти6: | - | - | - | ||||||
| 1.1.1.1 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| 1.1. 1.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 1.1.2 | підземні води та джерела6: | 5,97 | 5,97 | - | ||||||
| 1.1.2.1 | Джерело А | 20 |
20,75 |
1,439 |
80 |
5,97 |
- |
5,97 |
5,97 |
- |
| 1.1 .2.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 1.2 | водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 1.2.1 + р. 1.2.2), у тому числі: | 32,85 | - | 32,85 | ||||||
| 1.2.1 | поверхневі водні об'єкти6: | 32,85 | - | 32,85 | ||||||
| 1.2.1.1 | Джерело Б | 150 | 15,22 | 1,439 | 600 | 32,85 | - | 32,85 | - | 32,85 |
| 1.2. 1.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 1.2.2 | Підземні води та джерела6: | - | - | - | ||||||
| 1.2.2 .1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 1.2 .2.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 2 |
Використання вод, які входять до складу напоїв, усього (р. 2.1 + р. 2 2) | 1338, 27 |
906, 57 |
431, 70 | ||||||
| 2.1 |
Водні об'єкти загальнодержавного значення, усього (р. 2.1.1 + р. 2.1. 2), у тому числі: | 906, 57 |
906, 57 |
- | ||||||
| 2.1.1 | поверхневі водні об'єкти6: | - | - | - | ||||||
| 2.1 .1.1 |
- | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
| 2.1. 1.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 2.1.2 | підземні води та джерела6: | 906,57 | 906,57 | - | ||||||
| 2.1. 2.1 |
Джерело А | 180 |
350,00 |
1,439 |
720 |
906,57 |
- |
906,57 |
906,57 |
- |
| 2.1.2 .2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 2.2 | водні об'єкти місцевого значення, усього (р. 2.2. 1 + 2.2.2), у тому числі: | 431,70 | - | 431,70 | ||||||
| 22.1 | поверхневі водні об'єкти6: | 431,70 | - | 431,70 | ||||||
| 2.2.1 1 | Джерело Б | 100 | 300,00 | 1,439 | 400 | 431,70 | - | 431,70 | - | 431,70 |
| 22.1. 2 |
- | - |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 22.2 | підземні води та джерела6: | - | - | - | ||||||
| 2.2.2 .1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| 2.2. 2.2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
| <...> | ||||||||||
| III |
Нарахована сума збору за звітний квартал, усього (р. 3.1 + р. 3.2 + р. 3.3) | 1377, 09 |
912, 54 |
464, 55 | ||||||
| 3.1 |
Спеціальне водокористування в частині використання води (р. 1 р. І - р. 2.1 р. II) | 38,82 | 5,97 | 32,85 | ||||||
| 3.2 |
Використання вод, які входять до складу напоїв (р. 2 р. І - р. 2.2 р. II) | 1338, 27 |
906, 57 |
431,7 0 | ||||||
| 33 |
Використання теплоелектростанціями поверхневої води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату (р. 3 р. І - р. 2.3 р. II) | - |
- |
- | ||||||
Сергей ДЕЦЮРА
______________
* Порядок взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденный постановлением КМУ от 16.08.99 г. № 1494.
** Инструкция о порядке исчисления и взимания сбора за специальное использование водных ресурсов и сбора за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта, утвержденная совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219.
*** Следует обратить внимание, что к нормативам сбора применяется еще и дополнительный коэффициент предприятиями жилищно-коммунального хозяйства - 0,3, а теплоэлектростанциями - 0,005.
**** См. ком. “Сбор за спецводопользование ГНАУ разъяснила особенности администрирования в 2010 году”//“БН”, 2010, № 10, с. 9.
***** Подробнее см. консультацию а рубрике “Почта недели”: “Распределение суммы начисленного сбора за специальное водопользование между бюджетами” // “БН”, 2009, № 17, с 32.
