Решение
Совета коллективной безопасности
Организации Договора о коллективной безопасности
о Плане коллективных действий государств-членов
Организации Договора о коллективной безопасности
по реализации глобальной контртеррористической
стратегии ООН на 2008-2012 годы
(Москва, 5 сентября 2008 года)
Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности,
исходя из необходимости усиления антитеррористического потенциала государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности и повышения эффективности коллективных мер борьбы с международным терроризмом и экстремизмом с учетом рекомендаций Глобальной контртеррористической стратегии ООН,
решил:
утвердить прилагаемый План коллективных действий государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы.
Совершено в городе Москве 5 сентября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)
Утвержден
Решением
Совета коллективной
безопасности Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 5 сентября 2008 года
"О Плане коллективных
действий государств-членов
Организации Договора
о коллективной безопасности
по реализации Глобальной
контртеррористической
стратегии ООН
на 2008-2012 годы"
План
коллективных действий государств-членов
Организации Договора о коллективной безопасности
по реализации глобальной контртеррористической
стратегии ООН на 2008-2012 годы
Паспорт Плана
Наименование План коллективных действий государств-членов
Организации Договора о коллективной безопасности
по реализации Глобальной
контртеррористической стратегии Организации
Объединенных Наций на 2008-2012 годы
(далее - План).
Основание для Предложение Генерального секретаря ОДКБ в
разработки соответствии с пунктом 1 правила 2 Правил
и внесения процедуры ОДКБ, утвержденных
документа Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ
на сессию СКБ, "О документах, регламентирующих деятельность
заседания СМИД, Организации Договора о коллективной
СМО и КССБ ОДКБ безопасности" от 18 июня 2004 года, и с учетом
Резолюции 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН
от 8 сентября 2006 года.
Основные Секретариат ОДКБ, рабочие и
разработчики вспомогательные органы Организации,
государства-члены ОДКБ.
Основные Секретариат ОДКБ, рабочие и
исполнители вспомогательные органы Организации,
государства-члены Организации, Парламентская
ассамблея ОДКБ.
Цели и задачи Цель Плана - консолидация усилий
государств-членов ОДКБ для
практической реализации Глобальной
контртеррористической стратегии Организации
Объединенных Наций с использованием
национальных возможностей государств-членов
Организации.
Основные задачи Плана:
- совершенствование системы противодействия
вызовам и угрозам;
- подготовка специалистов и экспертов в сфере
организации борьбы с терроризмом;
- материально-техническое обеспечение
правоохранительных органов и спецслужб;
- информационное обеспечение в сфере
организации борьбы с терроризмом;
- совместные мероприятия в сфере организации
борьбы с терроризмом.
Сроки и этапы 2008-2012 годы.
реализации
Источники Из средств, выделяемых государствами-членами
финансирования ОДКБ для финансирования борьбы с
терроризмом и международного сотрудничества
в данной сфере.
Настоящий План имеет целью консолидировать усилия государств-членов ОДКБ с использованием их национальных возможностей для практической реализации одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 года Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций (далее - Стратегия), которая предусматривает следующий План действий:
I. Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма.
II. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним.
III. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли Организации Объединенных Наций в этой области.
IV. Меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.
Рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН, изложенные в Плане действий, предлагают:
- рассмотреть вопрос о присоединении без промедления в качестве сторон к существующим международным конвенциям и протоколам против терроризма и об их осуществлении;
- осуществить все резолюции Генеральной Ассамблеи о мерах по ликвидации международного терроризма и соответствующие резолюции Генеральной Ассамблеи о защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом;
- осуществить все резолюции Совета Безопасности, касающиеся международного терроризма, и полностью сотрудничать со вспомогательными контртеррористическими органами Совета Безопасности в выполнении их задач;
- признать, что международное сотрудничество и любые меры, которые будут приниматься для предотвращения терроризма и борьбы с ним, должны обеспечивать соблюдение всех обязательств по международному праву, в том числе по Уставу Организации Объединенных Наций и соответствующим международным конвенциям и протоколам, в частности норм в области прав человека и международного гуманитарного права.
1. Рекомендации Генеральной Ассамблеи о мерах по устранению условий, способствующих распространению терроризма, предлагают:
- продолжать укреплять и как можно лучше использовать возможности ООН в таких областях как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение, судебное урегулирование, обеспечение правопорядка, поддержание мира и мироустройство, с тем, чтобы содействовать успешному предотвращению и мирному урегулированию затянувшихся неурегулированных конфликтов;
- продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости мер, которые потребуются для запрещения в соответствии с национальным законодательством подстрекательства к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения;
- стремиться к осуществлению программ развития и социальной интеграции, содействующих сокращению масштабов маргинализации и связанного с этим чувством отчуждения, которые подпитывают экстремизм и способствуют вербовке террористов.
2. Рекомендации Генеральной Ассамблеи о мерах по предотвращению терроризма и борьбе с ним предлагают:
Принять следующие меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним:
- воздержаться от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям и принять надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы соответствующие территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, совершение которых будет направлено против других государств или их граждан;
- полностью сотрудничать в борьбе против терроризма в соответствии с обязательствами по международному праву с тем, чтобы на основе принципа экстрадиции или уголовного преследования выявлять, отказывать в убежище и привлекать к ответственности любое лицо, которое поддерживает, оказывает содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов, или предоставляет убежище;
- обеспечить задержание и преследование или экстрадицию лиц, виновных в совершении террористических актов. Прилагать усилия к тому, чтобы заключать и осуществлять в этих целях соглашения о взаимной судебной помощи и экстрадиции, укреплять сотрудничество между правоприменительными ведомствами;
- интенсифицировать сотрудничество в деле своевременного обмена точной информацией, касающейся предотвращения терроризма и борьбы с ним;
- укреплять координацию и сотрудничество между государствами в борьбе с преступностью, которая может быть связана с терроризмом, включая незаконный оборот наркотиков во всех его аспектах, незаконную торговлю оружием, в частности стрелковым оружием и легкими вооружениями, в том числе переносными зенитно-ракетными комплексами, отмывание денег и контрабанду ядерных, химических, биологических, радиоактивных и других потенциально смертоносных материалов;
- рассмотреть вопрос о безотлагательном присоединении к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Резолюция 55/25, приложение I) и к трем дополняющим Протоколам к ней (Резолюция 55/25, приложения II и III; и Резолюция 55/25, приложение), а также вопрос об их осуществлении;
- рекомендовать соответствующим региональным и субрегиональным организациям создавать или укреплять механизмы или центры по борьбе с терроризмом;
- рекомендовать применять международные стандарты, воплощенные в сорока рекомендациях, касающихся отмывания денег, и девяти специальных рекомендациях, касающихся борьбы с финансированием терроризма;
- изучать пути и средства:
координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех формах и проявлениях в сети Интернет;
использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах;
- активизировать национальные усилия и двустороннее, субрегиональное, региональное и международное сотрудничество для укрепления пограничного и таможенного контроля в целях предотвращения и обнаружения передвижения террористов, а также предотвращения и выявления незаконного оборота оружия, легких вооружений, боеприпасов и взрывчатых веществ, ядерных, химических, биологических или радиологических видов оружия и материалов;
- активизировать усилия и сотрудничество на всех уровнях в целях повышения степени защиты документов, удостоверяющих личности, и проездных документов при их изготовлении и выдаче, а также в целях предотвращения и выявления их подделки или противозаконного использования;
- совершенствовать координацию и планирование мер реагирования на террористические нападения с использованием оружия массового уничтожения или ядерных, химических, биологических, радиоактивных и других потенциально опасных смертоносных материалов, в частности посредством анализа деятельности и повышения эффективности существующих механизмов межучрежденческой координации в деле оказания помощи, осуществления операций по оказанию чрезвычайной помощи и оказания поддержки пострадавшим;
- активизировать усилия по укреплению безопасности и защиты особо уязвимых объектов, таких как объекты инфраструктуры и места общественного пользования, а также повысить эффективность реагирования на террористические нападения и другие бедствия, в частности в области защиты гражданского населения.
3. Рекомендации Генеральной Ассамблеи о мерах по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли Организации Объединенных Наций в этой области предлагают:
- использовать ту основу, которую обеспечивают соответствующие международные, региональные и субрегиональные организации для обмена передовым опытом в области укрепления потенциала по борьбе с терроризмом, и содействовать внесению их вклада в усилия международного сообщества в этой области;
- рассмотреть вопрос о создании соответствующих механизмов по рационализации требований, касающихся представления докладов государств о борьбе с терроризмом, и устранению дублирования в просьбах о предоставлении таких докладов;
- принимать меры, включая проведение регулярных неофициальных заседаний для содействия более частому обмену информацией о сотрудничестве и технической помощи между государствами-членами, подразделениями ООН, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, соответствующими специализированными учреждениями, соответствующими международными, региональными и субрегиональными организациями и сообществом доноров, в целях укрепления потенциала государств по осуществлению соответствующих резолюций ООН;
- расширять сотрудничество Контртеррористического комитета СБ ООН и его Исполнительного директората, Управления ООН по наркотикам и преступности, включая его Сектор по предупреждению терроризма, по оказанию технической помощи государствам, по их просьбе, в целях содействия осуществлению международных конвенций и протоколов, связанных с предотвращением терроризма и борьбой с ним, а также соответствующих резолюций ООН;
- принимать участие в работе, направленной на реформирование и модернизацию систем, механизмов и органов пограничного контроля на национальном, региональном и международном уровнях;
- рекомендовать укреплять сотрудничество в целях выявления недостатков в области обеспечения безопасных перевозок;
- расширять сотрудничество в выявлении и распространении передовых методов предотвращения террористических нападений на особо уязвимые объекты, придавая важное значение налаживанию партнерских связей в этой области между государственным и частным секторами.
4. Рекомендации Генеральной Ассамблеи о мерах по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом подтверждают, что всеобщее поощрение и защита прав человека и обеспечение верховенства права имеют важное значение для всех компонентов Стратегии, признавая, что действенные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга.
Одновременно данный План направлен на исполнение Решений Совета коллективной безопасности от 23 июня 2005 года о Плане основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2008-2012 гг. и Программы правового обеспечения Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках Организации Договора о коллективной безопасности на 2008-2012 гг., утвержденной Председателем Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 5 апреля 2006 года.
Анализ Стратегии показал, что значительная часть ее рекомендаций может быть реализована непосредственно в рамках ОДКБ. При формировании Плана учитывалась позиция Генеральной Ассамблеи ООН о том, что многие меры, содержащиеся в Стратегии, могут быть реализованы незамедлительно, некоторые из них потребуют последовательной работы на протяжении следующих нескольких лет, а ряд других - следует рассматривать в качестве долгосрочных целей.
С учетом рекомендаций, содержащихся в Резолюции 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2006 года, и необходимости реализации их в государствах-членах ОДКБ, План включает следующие составные блоки:
- организационно-правовые мероприятия;
- информационное обеспечение в сфере организации борьбы с терроризмом;
- совместные мероприятия в сфере организации борьбы с терроризмом;
- кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение;
- механизм контроля.
-------------------------------------------------------------------------------
| Наименование мероприятия | Сроки | Исполнители |Примечания|
| |исполнения| | |
|---------------------------------+----------+---------------------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 1. Организационно-правовые мероприятия |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|1.1. Подготовить и внести на | | | |
|рассмотрение Совета коллективной | | | |
|безопасности ОДКБ | | | |
|следующие проекты нормативных | | | |
|правовых актов: | | | |
|1.1.1. Соглашение о подготовке |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|кадров для правоохранительных |2009 гг. |Постоянный Совет | |
|органов, противопожарных, | |при ОДКБ, | |
|аварийно-спасательных и | |государства-члены | |
|специальных служб государств- | |ОДКБ | |
|членов ОДКБ; | | | |
|1.1.2. Положение о структуре, |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|координирующей деятельность |2009 гг. |Постоянный Совет | |
|специальных служб и органов | |при ОДКБ, | |
|безопасности государств-членов | |государства-члены | |
|Организации Договора о | |ОДКБ | |
|коллективной безопасности | | | |
|; | | | |
|1.1.3. Соглашение о коллективных |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|силах чрезвычайного реагирования;|2009 гг. |Постоянный Совет | |
| | |при ОДКБ, | |
| | |государства-члены | |
| | |ОДКБ | |
|1.1.4. Положение о коллективных |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|силах чрезвычайного реагирования.|2009 гг. |Постоянный Совет | |
| | |при ОДКБ, | |
| | |государства-члены | |
| | |ОДКБ | |
|1.2. Предложить Парламентской | | | |
|Ассамблее ОДКБ | | | |
|(ПА ОДКБ) разработать проекты | | | |
|Модельных законов: | | | |
|1.2.1. О противодействии |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|экстремизму. |2010 гг. |ПА ОДКБ | |
|1.2.2. О противодействии |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|финансированию терроризма. |2010 гг. |ПА ОДКБ | |
|1.3. Внести в Парламентскую |2008 г. |Секретариат ОДКБ, | |
|Ассамблею ОДКБ предложение о | |Постоянный Совет | |
|целесообразности принятия | |при ОДКБ, | |
|дополнительных мер по | |государства-члены | |
|гармонизации национальных | |ОДКБ, ПА ОДКБ | |
|законодательств в сфере борьбы с | | | |
|международным терроризмом, | | | |
|незаконным оборотом наркотиков | | | |
|и нелегальной миграцией, а также | | | |
|разработки в этих целях модельных| | | |
|законов для государств-членов | | | |
|ОДКБ по | | | |
|информационной безопасности и | | | |
|ликвидации последствий | | | |
|чрезвычайных ситуаций. | | | |
|1.4. Предложить Парламентской |2008 г. |Секретариат ОДКБ, | |
|Ассамблее ОДКБ | |ПА ОДКБ | |
|провести работу по анализу | | | |
|национального законодательства | | | |
|государств-членов ОДКБ в сфере | | | |
|борьбы с терроризмом и иными | | | |
|проявлениями экстремизма, а также| | | |
|выработке рекомендаций по его | | | |
|гармонизации в соответствии с | | | |
|общепризнанными принципами и | | | |
|нормами международного права. | | | |
|1.5. Рекомендовать национальным | |ПА ОДКБ, | |
|парламентам государств-членов | |государства-члены | |
|ОДКБ: | |ОДКБ, | |
|а) учитывать принятые |Постоянно |Секретариат ОДКБ | |
|Парламентской Ассамблеей ОДКБ | | | |
|модельные законодательные акты | | | |
|при разработке проектов | | | |
|соответствующих национальных | | | |
|законов, направленных | | | |
|на противодействие терроризму | | | |
|и экстремизму; | | | |
|б) обеспечить проведение |Постоянно |Государства-члены | |
|внутригосударственных процедур, | |ОДКБ, подписавшие | |
|необходимых для вступления в силу| |международные | |
|международных договоров, в том | |договоры, но | |
|числе заключенных в рамках ОДКБ, | |не осуществившие | |
|регламентирующих вопросы борьбы | |внутригосударственные| |
|с терроризмом, экстремизмом, | |процедуры для их | |
|незаконным оборотом наркотиков, | |вступления в силу | |
|незаконной миграцией, | | | |
|финансированием терроризма. | | | |
|1.6. В целях расширения |Постоянно |Государства-члены | |
|международно-правовой базы | |ОДКБ | |
|участия государств-членов | | | |
|ОДКБ | | | |
|в международном сотрудничестве | | | |
|рассматривать вопросы о | | | |
|присоединении к основным актам в | | | |
|области борьбы с международным | | | |
|терроризмом, заключенным в рамках| | | |
|ООН, международных региональных | | | |
|организаций и их | | | |
|специализированных учреждений. | | | |
|1.7. Продолжение работы по |Постоянно |Государства-члены | |
|развитию системы противодействия | |ОДКБ, | |
|легализации доходов, добытых | |Секретариат ОДКБ | |
|преступным путем, и | | | |
|финансированию терроризма в | | | |
|государствах-членах | | | |
|ОДКБ. | | | |
|1.8. Разработка и согласование |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|комплекса мер, направленных |2009 гг. |Постоянный Совет | |
|на формирование коллективной | |при ОДКБ, | |
|системы обеспечения | |государства-члены | |
|информационной безопасности | |ОДКБ | |
|государств-членов | | | |
|ОДКБ, включая | | | |
|подготовку проектов: | | | |
|Программы действий по созданию | | | |
|системы информационной | | | |
|безопасности ОДКБ; | | | |
|Плана основных мероприятий в | | | |
|сфере информационного | | | |
|противодействия государств-членов| | | |
|ОДКБ современным угрозам и | | | |
|вызовам на период до 2010 года. | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 2. Информационное обеспечение в сфере |
| организации борьбы с терроризмом |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|2.1. Наращивание информационно- |Постоянно |Секретариат ОДКБ, | |
|пропагандистского потенциала | |государства-члены | |
|по сопровождению деятельности | |ОДКБ | |
|ОДКБ, связанной с | | | |
|реализацией Глобальной | | | |
|контртеррористической | | | |
|стратегии Организации | | | |
|Объединенных Наций. | | | |
|2.2. Оказание содействия работе |Постоянно |Секретариат ОДКБ, | |
|Международного | |государства-члены | |
|антитеррористического | |ОДКБ | |
|Медиафорума (МАМФ), созданного | | | |
|под эгидой ОДКБ. | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 3. Совместные мероприятия в сфере |
| организации борьбы с терроризмом |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|3.1. Выработка мер по участию |2008- |Секретариат ОДКБ, | |
|государств-членов |2009 гг. |государства-члены | |
|ОДКБ | |ОДКБ | |
|в Глобальной инициативе по борьбе| | | |
|с актами ядерного терроризма. | | | |
|3.2. Обеспечение организационных |Постоянно |Секретариат ОДКБ, | |
|мер по развитию взаимовыгодного | |государства-члены | |
|сотрудничества с профильными | |ОДКБ | |
|международными структурами, | | | |
|действующими в сфере | | | |
|противодействия современным | | | |
|вызовам и угрозам. | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 4. Кадровое, материально-техническое |
| и финансовое обеспечение |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|4.1. Обеспечить профильное |2008- |Государства-члены | |
|обучение и переподготовку |2012 гг. |ОДКБ, | |
|специалистов в сфере борьбы с | |ВИПК МВД России | |
|терроризмом. | | | |
|4.2. Создание правовых |2008- |Государства-члены | |
|и организационных условий |2012 гг. |ОДКБ, ВИПК МВД | |
|для совместного обучения, | |России, | |
|подготовки и переподготовки | |Секретариат ОДКБ | |
|сотрудников правоохранительных | | | |
|органов государств-членов | | | |
|ОДКБ, включая | | | |
|развитие структуры | | | |
|базового учебного заведения | | | |
|дополнительного профессионального| | | |
|образования сотрудников | | | |
|правоохранительных органов и | | | |
|спецслужб государств-членов ОДКБ,| | | |
|а также использования его | | | |
|потенциала при реализации | | | |
|совместных с иными международными| | | |
|организациями проектов в области | | | |
|противодействия глобальным | | | |
|вызовам и угрозам. | | | |
|4.3. Проведение семинара-тренинга|2008 г. |Секретариат ОДКБ, | |
|с участниками законодательного | |УНП ООН, ВИПК | |
|процесса государств-членов | |МВД России | |
|ОДКБ. | |Компетентные | |
|4.4. Организовать работу по |Постоянно |органы | |
|информированию государств-членов | |государств-членов | |
|ОДКБ о новейших разработках | |ОДКБ | |
|специальной техники и специальных| | | |
|средств для оснащения | | | |
|антитеррористических | | | |
|подразделений государств-членов | | | |
|Организации. | | | |
|4.5. Обеспечить проведение |Постоянно |Государства-члены | |
|стажировок специалистов в сфере | |ОДКБ | |
|борьбы с терроризмом государств- | | | |
|членов ОДКБ с целью | | | |
|обмена опытом. | | | |
|4.6. Участие в подготовке |Постоянно |ВИПК МВД России, | |
|сотрудников правоохранительных | |Секретариат ОДКБ | |
|органов государств-членов | | | |
|ОДКБ и Афганистана | | | |
|по борьбе с терроризмом и | | | |
|незаконным оборотом наркотиков | | | |
|на базе ВИПК МВД России. | | | |
|4.7. Финансирование совместных |2008- |Государства-члены | |
|мероприятий настоящего Плана |2012 гг. |ОДКБ | |
|осуществляется заинтересованными | | | |
|государствами-членами | | | |
|ОДКБ по | | | |
|договоренности в рамках | | | |
|финансовых средств, ежегодно | | | |
|предусматриваемых в национальных | | | |
|бюджетах компетентным | | | |
|министерствам и ведомствам на | | | |
|выполнение возложенных на них | | | |
|функций. | | | |
|-----------------------------------------------------------------------------|
| 5. Механизм контроля |
|-----------------------------------------------------------------------------|
|5.1. Информирование Секретариата |Ежегодно |Государства-члены | |
|ОДКБ о ходе |до 1 мая |ОДКБ | |
|выполнения настоящего Плана. | | | |
|5.2. Предоставление докладов |Ежегодно |Секретариат ОДКБ | |
|Комитету секретарей советов | | | |
|безопасности и Совету | | | |
|коллективной безопасности | | | |
|ОДКБ о ходе | | | |
|выполнения настоящего Плана. | | | |
-------------------------------------------------------------------------------
