Борьба с коррупцией теперь затронет всех

Раньше, когда заговаривали о коррупции с телеэкрана или принимались какие-либо нормативные акты по данному вопросу, вступали в силу судебные решения, то большинство наших коллег совершенно на это не реагировали, так как “нас это не касается”.

А воображение рисовало образ пузатого чиновника в дорогом “brioni”1 с красным лицом и маленькими бегающими масляными глазками, намекающего на необходимость “решить вопрос”, у которого здоровенные детины из спецслужб брали отпечатки пальцев или которого поймали с поличным на взятке под объективом видеокамеры оперативной съемки.

Но это было раньше,.. а с 1 января 2010 года2 к числу потенциальных коррупционеров планировали причислять и должностных лиц предприятия, и частных предпринимателей, и нотариусов, и экспертов, и адвокатов, и аудиторов, и прочих “полугосударственных” субъектов, и даже юридических лиц (предприятия и организации).

Теперь не только нехорошие граждане при “портфелях”, а и несчастный хозяйствующий субъект, “за компанию” с его должностными лицами, вынужден будет страдать в следственных изоляторах, высиживая на допросах и томясь в судебных заседаниях. Хороша же будет картина, когда на возглас судебного распорядителя “встать, суд идет” в полном безмолвии в зале заседания будут мирно лежать на стульчике устав, учредительные документы, печать и свидетельство о регистрации предприятия-коррупционера, должностные лица которого давным-давно уже “смылись” куда подальше...

Кроме прочего, вступил в силу ряд статей УК Украины об ответственности за коммерческий подкуп и другие хозяйственные преступления, которые вроде бы к коррупции никакого отношения не имеют,.. но если бы все на практике было так же, как и в теории, то вполне возможно, что мы уже давно жили бы при порядках Древней Греции в ее республиканскую эпоху.

А чем же тогда будут заниматься многочисленные органы по борьбе с коррупцией, антикоррупционные службы во всех государственных органах, спрашивается?

Правильно! Ловлей коррупционеров везде и повсюду! А значит, что и “клиентов” у них должно быть достаточное количество. Справедливости ради заметим, что аналогичные статьи существуют в уголовном правовом поле большинства европейских стран: и коммерческий подкуп, и получение руководством негосударственных компаний неправомерной выгоды, и лоббирование чьих-то коммерческих интересов, - все это подпадает под уголовно-наказуемый состав преступного деяния.

Теперь и в украинское уголовное законодательство имплементированы подобные нормы. Реакция предпринимателей на такие новации может быть только одна: компетентность и еще раз компетентность юристов предприятия, так как по сложившейся у нас традиции, как говорится на Руси, “обычай, что царский указ”: как только с каким-то антисоциальным явлением начинается борьба, то выигрывают от этого обычно борцы, все остальные, как правило, в проигрыше...

Имплементация международных актов по борьбе
с коррупцией в национальное законодательство

Итак, отставив лирику в сторону, обратимся к сути, - с 1 апреля 2010 года вступят в силу сразу три антикоррупционных закона:

- Закон №1506;

- Закон №1507;

- Закон №1508.

Рассмотрим эти новшества по порядку.

Во-первых, еще не факт, что данные Законы будут работать в такой редакции, так как Пленум Верховного Суда Украины, реализуя свою компетенцию, обратился в Конституционный Суд с обращением о признании неконституционными отдельных положений данных Законов.

Во-вторых, Украина ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, которая стала частью национального законодательства Украины и в которой в общих чертах содержится значительная часть положений, получивших широкое развитие в вышеприведенных текстах антикоррупционных законов.

Украина также ратифицировала Европейскую Уголовную конвенцию о борьбе с коррупцией, которая содержит аналогичные Конвенции ООН положения.

Из объема декларативных норм данных международных актов Украина имплементировала в виде законов в свое правовое поле лишь малую часть положений.

Оставлены без внимания:

- финансовые преступления;

- арест, “замораживание” и конфискация коррупционных доходов;

- вопросы экстрадиции коррупционеров;

- кодекс антикоррупционного поведения государственных служащих.

Недостаточно внимания уделено:

- финансовым нарушениям в частном секторе экономики;

- специальным процессуальным способам расследования коррупционных действий;

- мерам по выявлению коррупционных доходов и мероприятиям по пресечению их передвижения;

- вопросу возврата незаконно полученных активов, их изъятия.

Слабо разработаны меры по недопущению отмывания денежных средств и имущества, добытых коррупционным путем. Не раскрыто в украинском праве незаконное незначительное обогащение государственных служащих.

Не проработанным остается вопрос подготовки кадров и технического сотрудничества. Во всяком случае, ратификация данных документов и половинчатость принятых законов наглядно свидетельствуют о том, что в ближайшее время антикоррупционное законодательство и мероприятия по его исполнению будут в Украине развиваться и расширяться, - к этому нужно быть готовыми.

Новации в борьбе с коррупцией

А теперь о фактах уже свершившихся. Обратимся к положениям одного из последних вступивших в силу антикоррупционных законов - Закона № 1692.

Этот суровый Закон вступил в силу 18.11.2009 г. и в целом содержит важные новации (табл. 1).

Таблица 1

№ п/п
 
Подразделение кем создается и ликвидируется  Руководитель (руководители) подразделения  
кем назначается   кому подчиняется  
Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Украины  
1.

 
Главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД Украины

 
назначается на должность и освобождается с должности по решению Кабмина Украины по представлению Министра внутренних дел Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией, и является первым заместителем Министра внутренних дел Украины*   Министру внутренних дел Украины

 
2.
 
Региональные управления по борьбе с организованной преступностью в АР Крым, областях, городах Киев и Севастополь
 
назначаются на должность и освобождаются с должности Министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией**   начальнику Главного управления по борьбе с организованной преступностью
 
3.
 
Специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью в АР Крым, областях, городах Киев и Севастополь   -
 
начальникам главных управлений (управлений) в соответствующих регионах и по должности являются их первыми заместителями  
4.
 
Отделы и отделения по борьбе с организованной преступностью в городах (кроме Севастополя) ***   -
 
-
 
Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ  
5.
 
Главное управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ
 
назначается на должность и освобождается с должности Указом Президента Украины по представлению Главы СБУ, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. По должности является первым заместителем Главы СБУ****   -
 
6.
 
Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в АР Крым, в областях, городах Киев и Севастополь
 
назначаются на должности и освобождаются с должностей приказом Главы СБУ по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. По должности являются заместителями начальников управлений СБУ в соответствующих регионах   -
 
7.
 
Отделы, отделения или группы по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в городах
 
назначаются на должности и освобождаются с должностей приказом начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ по представлению начальника Главного управления СБУ в АР Крым, начальника областного управления СБУ   -
 
8.
 
Управление по надзору за выполнением законов специальными подразделениями по борьбе с организованной преступностью Генеральной прокуратуры Украины
 
назначается на должность и освобождаются с должности приказом Генерального прокурора Украины по представлению, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией*****   -
 
Примечания. * Заместители начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины, начальники управлений Главного управления назначаются на должности и освобождаются с должностей Министром внутренних дел Украины по представлению начальника Главного управления
по борьбе с организованной преступностью, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
** Начальник следственного управления Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины по должности является заместителем начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью, а начальники следственных подразделений в АР Крым, областях, городах Киев и Севастополь - заместителями начальников специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью.
*** Создание и ликвидация отделов и отделений по борьбе с организованной преступностью в городах утверждаются решением Кабмина Украины по представлению Министра внутренних дел Украины, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
**** Заместители начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, начальники управлений Главного управления назначаются на должности и освобождаются с должностей Главой СБУ по представлению начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Центрального управления СБУ, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
***** Начальники отделов этого управления, начальники соответствующих отделов органов прокуратуры в АР Крым, областях, городах Киев и Севастополь назначаются на должность и освобождаются с должности приказом Генерального прокурора Украины по представлению, согласованному с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией. 

Таким образом, следует отметить, что руководители антикоррупционных подразделений МВД, СБУ и региональных управлений будут назначаться на должность и увольняться с должности по согласованию с профильным комитетом Верховной Рады Украины.

Руководители управлений и отделов прокуратуры по надзору за спец подразделениями по борьбе с организованной преступностью также назначаются на должности по представлению профильного комитета Верховной Рады Украины.

Причастность профильного комитета Верховной Рады Украины повысит вес, независимость и свободу действий соответствующих антикоррупционных подразделений - это также недвусмысленно подтверждает то, что антикоррупционная программа будет реализовываться серьезно и системно.

В соответствии с абзацем 4 ст. 1 Закона № 1506 коррупция - это использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания (предложения) такой выгоды для себя или других лиц, или соответственно обещание (предложение) или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Субъектами коррупционного деяния, согласно ст. 2 Закона № 1506, являются:

- лица, уполномоченные на выполнение функций государства, или органы местного самоуправления, к ним относятся и сотрудники госпредприятий;

- должностные лица предприятий и организаций независимо от формы собственности;

- в аудиторы, нотариусы, адвокаты, оценщики, арбитражные управляющие и другие само занятые лица;

- частные предприниматели;

- все прочие лица, при участии которых получена неправомерная выгода лицами, уполномоченными на выполнение функций государства и местного самоуправления;

- юридические лица (предприятия, учреждения, организации) независимо от формы собственности.

Ответственность физических лиц

Лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления запрещается (ст. 4 Закона № 1506):

- использовать служебное положение для получения неправомерной выгоды;

- оказывать неправомерную помощь юридическим и физическим лицам;

- неправомерно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной и преподавательской;

- входить в состав органов управления коммерческих структур, заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно или через подставное лицо;

- в течение 2 лет после увольнения заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций по предыдущей государственной службе (ст. 7 Закона № 1506).

Лица, в отношении которых вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого или составлен протокол о коррупционном деянии, отстраняются от исполнения обязанностей до рассмотрения дела судом. Лица, привлеченные к ответственности за коррупционное действие, подлежат увольнению с государственной службы в 3-дневный срок.

Полученное в результате коррупционного действия имущество изымается в пользу государства. Не считается получением неправомерной выгоды подарок стоимостью не более одной налоговой социальной льготы3 (п. 2 ст. 5 Закона № 1506).

Ответственность юридических лиц

Юридические лица, которых привлекли за коррупционные деяния, в течение пяти лет не имеют права на получение от государственных организаций, учреждений, предприятий никаких денежных средств или имущества.

Данная норма является достаточно суровой. А как быть, если договоры уже заключены (на поставку товаров по госзаказу, договор аренды государственного имущества, скажем, офиса у ФГИ)? Получается, что такие договоры должны быть расторгнуты...

Кроме того, теперь финансовая ответственность за коррупционные действия должностных лиц юридического лица будет применяться и к юридическим лицам. При наличии обвинительного приговора суда о привлечении к ответственности за коррупцию следующих лиц: руководителя, учредителя, участника, другого лица, уполномоченного юридическим лицом на действия от его имени (ст.ст. 2, 10 Закона № 1507), - прокурор начинает производство по делу об ответственности юридического лица.

Такой вид производства не предусмотрен ни УПК Украины, ни КУоАП, это новый особый вид прокурорского и судебного соответственно производства по делам о коррупции. Согласно ст. 3 Закона № 1507 к юридическому лицу могут быть следующие виды взыскания:

- штраф (от 1000 до 15 000 НМДГ);

- запрет заниматься определенными видами деятельности;

- конфискация имущества (полученного в результате коррупционного действия);

- ликвидация юридического лица.

Прокурор в течение пяти рабочих дней, но не позднее шести месяцев после вынесения обвинительного приговора (в адрес физических лиц юридического лица), составляет протокол относительно коррупционного деяния юридического лица и высылает его в суд, а также юридическому лицу (п. 4 ст. 9 Закона № 1507).

Дело рассматривается судом в течение пятнадцати дней с участием представителя юридического лица. По результатам рассмотрения дела суд выносит постановление, которое в течение пятнадцати дней может быть обжаловано в апелляционный суд.

Решение апелляционного суда окончательно и обжалованию не подлежит. Постановление может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 8 ст. 21 Закона № 1507).

Новации в УК Украины и КУоАП

Законом № 1508 внесен ряд дополнений в УК Украины и КУоАП относительно коррупционных действий, которые теперь являются преступлениями.

В основном изменения касаются коррупционных действий лицами частного права (должностными лицами негосударственных предприятий, учреждений, организаций, самозанятыми лицами).

В УК Украины внесен новый раздел VII-А “Преступления в сфере служебной деятельности у юридических лиц частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг”.

Это очень важное нововведение, так как квалификация уголовных деяний должностных лиц негосударственных организаций и должностных лиц, выполняющих функции государства, безусловно, должна осуществляться по-разному: одно дело, когда получает неправомерное вознаграждение чиновник высокого ранга, скажем, за крупный государственный заказ, и совсем другое, - когда директор ЧП получает оплату (“откат”) за договор поставки с таким же ЧП.

Проведем краткий анализ новаций, внесенных в УК Украины (табл.2).

Таблица 2

№ п/п   Статья УК Украины   Состав преступления   Наказание  
1   2   3   4  
1.

 
235-1. “Злоупотре
бление полномочия
ми”

 
Злоупотребление полномочиями, то есть умышленное, с целью получения неправомерной выгоды* для себя или других лиц, использование должностным лицом юридического лица частного права, независимо от организационно-правовой формы, своих полномочий в ущерб интересам данного юридического лица, если это причинило существенный ущерб** охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, юридических лиц, интересам общества или государства   карается штрафом от 150 до 400 НМДГ или исправительными заботами на срок до 1 года, или арестом на срок до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет
 
Те же самые деяния, если они повлекли тяжкие последствия***
 
караются штрафом от 400 до 900 НМДГ или арестом на срок до 6 месяцев, или лишением свободы на срок от 4 до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
2.

 
235-2. “Превышение полномочий”

 
Превышение полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом юридического лица частного права действий, которые явно выходят за пределы предоставленных полномочий, если они причинили существенный ущерб** охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, юридических лиц, интересам государства или общества   караются исправительными работами на срок до 1 года или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до 3 лет
 
Те же самые деяния, если они причинили тяжкие последствия
 
караются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 4 до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
3.


 
235-3. “Злопотреб
ление полномочия
ми лицами, не предостав
ляющими публичные услуги”


 
Использование своих полномочий аудитором, нота-шусом, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, осуществляющими профессиональную деятельность, связанную с оказанием публичных услуг, а также независимым посредником или членом трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров вопреки своим полномочиям с целью получения неправомерной выгоды* для себя или других лиц или с целью причинения вреда охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан, юридических лиц, интересам общества или государства, если эти действия причинили существенный ущерб**   Сарается исправительными работами на срок до 2 лет или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
 
Ге же деяния, совершенные относительно несовершеннолетнего или недееспособного лица, лица пожилого возраста или повторно*
 
караются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
Деяния, предусмотренные частью 2 или 1 данной статьи, если они повлекли тяжкие последствия***
 
караются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества или без таковой  

4.



 
235-4. “Коммерчес
кий подкуп”



 
Предложение, предоставление или передача должностному лицу юридического лица частного права неправомерного вознаграждения* за совершение действий или бездеятельность с использованием предоставленных ему полномочий в интересах того, кто предоставляет или передает такие выгоды, или в интересах третьих лиц   караются штрафом от 100 до 250 НМДГ или ограничением свободы на срок до 2 лет****
 
Те же самые действия, совершенные повторно***** или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой   караются штрафом от 350 до 700 НМДГ или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет  
Получение должностным лицом юридического лица частного права неправомерной выгоды* за совершение действий или бездеятельность с использованием предоставленных ей полномочий в интересах того, кто передает или предоставляет такие выгоды, или в интересах третьих лиц   карается штрафом от 500 до 1000 НМДГ или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет
 
Деяния, предусмотренные частью 3 этой статьи, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды******   карается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества  

5.




 
235-5. “Подкуп лица, предоставля
ющего публичные услуги”




 
Предложение, предоставление, передача аудитору, нотариусу, эксперту, оценщику, третейскому судье или другому лицу, осуществляющему профессиональную деятельность, связанную с оказанием публичных услуг, а также независимому посреднику или члену трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерного вознаграждения* за осуществление действий или бездеятельность с использованием предоставленных ему полномочий в интересах лица, которое предлагает, предоставляет или передает такое вознаграждение, или в интересах третьих лиц   караются штрафом от 100 до 250 НМДГ или ограничением свободы на срок до 2 лет****

 
Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или организованной группой
 
Караются штрафом от 350 до 700 1МДГ или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет  
Получение аудитором, нотариусом, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, осуществляющим профессиональную деятельность, вязанную с оказанием публичных услуг, а также независимым посредником или арбитром при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерного вознаграждения за совершение действий или бездеятельность с использованием предоставленных ему полномочий в интересах лица, которое их предоставляет или передает   карается штрафом от 750 до 1500 1МДГ или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
 
Деяние, предусмотренное частью 3-й этой статьи, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, или соединенное с вымогательством неправомерной выгоды
 
карается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и с конфискацией имущества  

6.


 
358. “Подделка документов, печатей, штампов и бланков, а также сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов”


 
Составление или выдача сотрудником юридического лица любой формы собственности, который не является должностным лицом, частным предпринимателем, аудитором, экспертом, оценщиком, адвокатом или другим лицом, которое осуществляет профессиональную деятельность, связанную с оказанием публичных услуг, заведомо поддельных документов, удостоверяющих определенные факты, которые имеют юридическое значение или предоставляют определенные права или освобождают от обязанностей, подделка с целью использования или сбыта удостоверений, других официальных документов1, которые составлены в установленной законом форме и содержат предусмотренные законом реквизиты, а также изготовление поддельных официальных печатей, штампов или бланков с целью их сбыта и их сбыт или сбыт заведомо поддельных официальных документов, в том числе личных документов лица   карается штрафом до 70 НМДГ или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет
 
Действия, предусмотренные частью 1-й этой статьи, совершенные повторно или по предварительному его вору группой лиц   караются ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на тот же самый срок
 
Использование заведомо поддельного документа
 
карается штрафом до 50 НМДГ или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 2 лет  
7.


 
368-1. “Незаконное обога щение”


 
Получение должностным лицом неправомерной выгоды или передача им такой выгоды близким родственникам (незаконное обогащение)
 
карается штрафом от 100 до 500 НМДГ или ограничением свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в значительных размерах2
 
карается штрафом от 500 до 1000 НМДГ или ограничением свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в крупных размерах3
 
карается ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет, с лишением права занимать должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет  
Незаконное обогащение, если его предметом была неправомерная выгода в особо крупных размерах4
 
карается лишением свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет и конфискацией имущества  

8.




 
369. “Предложе
ние или дача взятки”




 
Предложение взятки
 
карается штрафом от 30 до 100 НМДГ или ограничением свободы на срок до 2 лет  
Дача взятки
 
карается штрафом от 250 до 750 НМДГ или ограничением свободы на срок от 2 до 5 летI  
Дача взятки, совершенная повторно
 
карается лишением свободы на срок от 3 до 6 лет со штрафом от 500 до 1000 НМДГ и конфискацией имущества или без таковогоII 
Дача взятки должностному лицу, которое занимает ответственное положение, или по предварительному сговору группой лиц   карается лишением свободы на срок от 4 до 6 лет с конфискацией имущества или без таковойI
 
Дача взятки должностному лицу, которое занимает особо ответственное положение, или организованной группой лиц или ее участником   карается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой"
 
9.


 
369-1. “Злоупотребление
влиянием”


 
Предложение или предоставление неправомерной выгоды лицу, которое предлагает или обещает (соглашается) за такие выгоды повлиять на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства   караются штрафом от 200 до 500 НМДГ или ограничением свободы на срок от 2 до 5 лет
 
Получение неправомерной выгоды за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, или предложение осуществить влияние за предложение такой выгоды   карается штрафом от 750 до 1500 НМДГ или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет
 
Получение неправомерной выгоды за влияние на принятие решения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, совмещенное с вымогательством такого вознаграждения   карается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с конфискацией имущества
 

Примечания. * В статьях 235-1, 235-3 – 235-5, 368-1, 369-1 УК Украины под неправомерным вознаграждением (выгодой) следует понимать денежные средства или другое имущество, преимущества, льготы, обещаемые или предлагаемые услуги материального или нематериального характера, предоставляемые или получаемые бесплатно или по цене, ниже минимальной рыночной, без законных для этого оснований.
** Существенным ущербом в статьях 235-1 – 235-3 УК Украины, если он состоит в причинении материальных убытков, считается такой ущерб, который в 100 и более раз превышает НМДГ.
*** Тяжкими последствиями в статьях 235-1 – 235-3 УК Украины, если они состоят в причинении материальных убытков, считаются такие последствия, которые в 250 и более раз превышают НМДГ.
**** Лицо, которое предоставило, предлагало или передало неправомерную выгоду, освобождается от уголовной ответственности, если относительно его имело место вымогательство неправомерной выгоды или если после предложения, предоставления или передачи неправомерной выгоды оно добровольно заявило о том, что случилось, до возбуждения уголовного дела относительно его органом, наделенным законом правом возбуждать уголовное дело.
***** Повторным в статьях 235-4 и 235-5 УК Украины считается преступление, совершенное лицом, которое раньше совершало какое-либо из преступлений, предусмотренных этими статьями, а также статьями 368 и 369 этого Кодекса.
****** Вымогательством, согласно части 4-й статей 235-4 и 235-5 УК Украины, признается требование предоставления, передачи неправомерной выгоды с угрозой совершения действия или бездеятельности с использованием своего служебного положения относительно лица, которое предоставляет, передает неправомерную выгоду, или умышленное создание лицом, которое выполняет управленческие функции у юридического лица частного права, условий, при которых лицо вынуждено предоставить, передать неправомерную выгоду с целью избежать негативных последствий относительно своих прав и законных интересов.
1Под официальным документом в ст.ст. 357, 358 и 366 УК Украины следует понимать документы, содержащие зафиксированную на каких-либо материальных носителях информацию, которая подтверждает или удостоверяет определенные события, явления или факты, повлекшие или способные повлечь последствия правового характера, или может быть использована как документы - доказательства в правоприменительной деятельности, которые составляются, выдаются или удостоверяются полномочными (компетентными) лицами органов государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, юридических лиц независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также отдельными гражданами, в том числе самозанятыми лицами, которым законом предоставлено право в связи с их профессиональной или служебной деятельностью составлять, выдавать или удостоверять определенные виды документов, составленные с соблюдением определенных законом форм и содержащие предусмотренные законом реквизиты.
2 Незаконным обогащением в значительном размере считается обогащение, превышающее 100 НМДГ.
3 Незаконным обогащением в крупном размере считается обогащение, превышающее 200 НМДГ.
4 Незаконным обогащением в особо крупном размере считается обогащение, превышающее 500 НМДГ.
I Лицо, которое предлагало или дало взятку, освобождается от уголовной ответственности, если относительно его имело место вымогательство взятки или если после дачи взятки оно добросовестно заявило о том, что произошло, до возбуждения уголовного дела относительно его органом, наделенным законом правом возбуждать уголовное дело.
II Повторным в этой статье считается преступление, совершенное лицом, которое ранее совершило это преcтупление, или преступление, предусмотренное ст.ст. 235-4 или 235-5 УК Украины. 

Отметим, что, в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1508 в ст. 27-1 УПК Украины, уголовное дело возбуждается, если деянием, предусмотренным статьями 235-1, 235-2 или 235-3 УК Украины, причинен вред исключительно интересам юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы, тогда возбуждение уголовного дела осуществляется по заявлению собственника (совладельца) этого юридического лица или с его согласия. В других случаях привлечение к уголовной ответственности виновного лица осуществляется на общих основаниях.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1508 в ст. 112 УПК Украины, уголовное дело по ст.ст. 235-4, 235-5, 368-1, 369, 369-1 УК Украины расследуется органами прокуратуры.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 1508 в ст. 112 УПК Украины, уголовное дело по ст. 358 УК Украины расследуется органами внутренних дел.

Также отметим, что внесенные в КУоАП дополнения, безусловно, важны, но, учитывая большой объем материала и небольшую (по сравнению с нормами УК Украины) ответственность, укажем только названия новых статей КУоАП, которые вошли в новую главу 15-Б “Коррупционные административные правонарушения”:

- ст. 212-21 “Получение неправомерной выгоды”;

- ст. 212-22 “Подкуп”;

- ст. 212-23 “Незаконное содействие физическим или юридическим лицам”;

- ст. 212-24 “Нарушение ограничений относительно занятия предпринимательской деятельностью и требований относительно совместительства”;

- ст. 212-25 “Незаконное вхождение в состав правления или других руководящих органов субъекта хозяйствования”;

- ст. 212-26 “Непредоставление информации или предоставление недостоверной или неполной информации”;

- ст. 212-27 “Неправомерное вмешательство в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений или организаций”;

- ст. 212-28 “Нарушение требований финансового контроля”;

- ст. 212-29 “Непринятие мер относительно предупреждения и противодействия коррупции”;

- ст. 212-30 “Нарушение установленного законодательством порядка финансирования политических партий и избирательных кампаний в органы государственной власти и органы местного самоуправления”;

- ст. 212-31 “Незаконное использование информации, которая стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей”;

- ст. 212-32 “Незаконное получение подарка (дара)”;

- ст. 212-33 “Нарушение требований относительно декларирования личных интересов”.

Диспозиция норм данных статей характеризуется одним общим признаком - применение их в случае маленькой суммы дохода от коррупционного деяния - до 5 НМДГ, ответственность - главным образом штраф в размере от 50 до 100 НМДГ.

К 1 апреля - дню вступления в силу данных “антикоррупционных” новаций УК Украины мы предложим читателям более детальный практической направленности анализ вышеуказанных норм уголовного закона через призму потенциальной практики их применения.

В целом следует отметить, что законодательный орган Украины - Верховная Рада принятием данных законов подчеркнула направленность законотворчества на увеличение компетенции и усиление роли правоохранительных органов (спецслужб) в государстве, расширение объема особенной части УК Украины (то есть увеличение деяний, признаваемых в государстве уголовно наказуемыми).

Следует отметить, что такая тенденция нова для Украины и свидетельствует о том, что усиление уголовного законодательства будет продолжаться.

___________________

1Компания Brioni Roman Style (Бриони), модный дом наивысшего порядка, сегодня известен как продающий самые дорогие костюмы в мире.

2Затем этот срок, в соответствии с Законом № 1787, перенесли на 1 апреля 2010 года.

3В 2010 году - 434,50 грн.

Список использованных документов

КУоАП Украины - Кодекс Украины об административных правонарушениях

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

УПК Украины - Уголовно-процессуальный кодекс Украины

Закон № 1506 - Закон Украины от 11.06.2009 г. № 1506-VI “Об основах предупреждения и противодействия коррупции”

Закон № 1507 - Закон Украины от 11.06.2009 г. № 1507-VI “Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений”

Закон № 1508 - Закон Украины от 11.06.2009 г. № 1508-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения”

Закон № 1692 - Закон Украины от 23.10.2009 г. № 1692-VI “О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию организационно-правовых основ предупреждения, противодействия, пресечения коррупции и организованной преступности и исполнения комитетами Верховной Рады Украины контрольных функций”

Закон № 1787 - Закон Украины от 23.12.2009 г. № 1787-VI “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно предупреждения и противодействия коррупции”

Конвенция ООН против коррупции - Конвенция Стран - участниц от 31.10.2003 г. “Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции”

Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией - Конвенция Стран - участниц от 27.01.1999 г. ЕТ8 № 173 “Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией (ЕТ8 173)”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 5-6 (735-736),
01 февраля 2010 г.
Подписной индекс 40783