Учет расходов, связанных с гарантийным
обслуживанием проданных товаров

Не секрет, что на любом производственном предприятии часть выпускаемой продукции может иметь различные дефекты, которые не позволят в дальнейшем использовать ее по назначению полностью или частично. Причем такие изъяны в одних случаях могут быть видны невооруженным глазом, а в других требуется время для их выявления.

Иногда вещь с дефектами можно починить, а иногда исправление просто невозможно. В этих случаях потребитель может обратиться к производителям товара для его ремонта или замены по гарантии.

Гарантии покупателям, предоставляемые
действующим законодательством

Права покупателя гарантируются нормами ст. 708 ГК Украины, в соответствии с которой покупатель в течение гарантийного срока эксплуатации приобретенного товара или в случае обнаружения недостатков качества товара имеет право на такие гарантии (рис. 1).

С Рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Права покупателя в течение гарантийного срока, связанные с приобретением товаров с существенными недостатками, гарантированы ст. 8 Закона о защите прав потребителей.

Недостаток является существенным только в том случае, когда он:

- не может быть устранен;

- его устранение потребует более 14 календарных дней;

- делает товар иным, нежели предусмотрено в договоре приобретения.

Гарантийный срок должен быть указан в паспорте на товар или на этикетке, или в каком-либо другом документе, прилагаемом к товару. При покупке товара продавец обязан выдать покупателю расчетный документ, удостоверяющий факт покупки.

Замена товара по требованию покупателя производится в течение 14 дней. Но если подобный товар отсутствует, то срок замены товара продлевается до 2 месяцев.

Если требование о замене товара удовлетворить невозможно, покупатель имеет право требовать:

- ремонта товара или компенсации стоимости его ремонта;

- предоставления другого аналогичного товара;

- уменьшения цены;

- возврата суммы платежа.

При замене бракованного товара на аналогичный, цена на который изменилась, пересчет стоимости не осуществляется. А если бракованный товар заменена товар другой модели, стоимость замены пересчитывается исходя из цен, действовавших на дату обмена.

Если стоимость полученной другой модели товара выше возвращаемой, покупатель должен доплатить разницу в цене. Расчеты за возвращаемый бракованный товар производятся исходя из его стоимости на дату предъявления соответствующего требования.

Право покупателя на бесплатное устранение недостатков приобретенных товаров предусмотрено ст. 678 ГК Украины, ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Требования о бесплатном устранении недостатков товара должны быть выполнены в течение 14 дней.

Статья 709 ГК Украины устанавливает неустойку в размере 1% стоимости товара за каждый день просрочки срока устранения недостатков товара.

На время ремонта товара потребителю по его требованию предоставляется аналогичный товар. Для исполнения такого права покупателя продавец (производитель) обязан создавать обменный фонд товаров.

Перечень товаров обменного фонда определен Постановлением № 172. В этом перечне указаны сезонные товары, гарантийные сроки, устанавливаемые с начала соответствующего сезона, ассортимент товаров обменного фонда для предоставления их во временное пользование потребителям на время гарантийного ремонта, а также товары надлежащего качества, не подлежащие замене (возврату).

В случае необходимости определения потери качества товара в течение гарантийного срока продавец (производитель) обязан в течение трех дней со дня получения от покупателя письменного заявления провести экспертизу некачественного товара, которая проводится за счет продавца (ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

За выявленные факты нарушений прав потребителей к продавцам (производителям) некачественных товаров применяется штраф в соответствии с нормами ст. 23 Закона о защите прав потребителей.

Как видим, требования относительно операций продажи товаров надлежащего качества достаточно жесткие, но недостатки в качестве товаров существовали и будут существовать, поэтому дополнительные расходы на их устранение являются производственной необходимостью.

Однако все ли расходы, связанные с выполнением норм ГК Украины и Закона о защите прав потребителей, можно отнести на валовые расходы?

Формирование обеспечения в бухгалтерском
учете для выполнения гарантийных обязательств

Предприятия, реализующие продукцию с гарантией, берут на себя обязательство обеспечивать ее ремонт или замену в течение гарантийного срока. Поскольку конкретная сумма расходов и период их возникновения не определены и зависят от будущих событий, в отчетном периоде, в котором была реализована продукция, предприятие обязано создать соответствующий резерв, исходя из предыдущего опыта или прогнозных оценок специалистов.

Обязательство по гарантийному обслуживанию изделий должно подтверждаться образцами рекламных материалов и технической документацией, в которых оговариваются порядок и сроки гарантийного обслуживания.

Образцы этих документов необходимо утверждать приказами или распоряжениями по предприятию и хранить согласно Перечню № 41.

На предприятии создается обеспечение (резервный фонд) для выполнения гарантийных обязательств и возмещения будущих расходов на выполнение гарантийных ремонтов (п.13 П(С)БУ 11). Создание резерва по гарантийному ремонту не приводит к увеличению валовых расходов в налоговом учете. Пунктом 19 П(С)БУ 16 определено, что расходы на гарантийный ремонт учитываются в бухгалтерском учете в составе расходов на сбыт.

Обеспечение создается по кредиту балансового субсчета 473 “Обеспечение гарантийных обязательств”, а по дебету этого счета отражаются понесенные предприятием расходы на гарантийный ремонт.

Содержание гарантийных мастерских и расходы в объемах, превышающих предельные нормы, выделяется еще дополнительно по балансовому счету 24 “Брак в производстве”.

Гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров могут выполняться следующими субъектами предпринимательской деятельности:

- изготовителем продукции;

- продавцом товаров;

- третьей стороной, выполняющей работы по гарантийному обслуживанию покупателей, на основании заключенных договоров с изготовителем или продавцом.

Ответственность за техническое обслуживание и гарантийный ремонт лежит на изготовителе, поскольку именно он несет расходы, которые ему никто не компенсирует.

Для обеспечения полного выполнения отечественными производителями взятых на себя обязательств по гарантийному ремонту к эксплуатационным документам на технически сложные бытовые приборы прилагаются бланки, предусмотренные Порядком № 506.

Так, Порядком № 506 установлены особые требования к содержанию эксплуатационных документов.

Гарантийные обязательства по форме № 1-гарант и талон на гарантийное обслуживание по форме № 2-гарант указываются производителем (продавцом).

К эксплуатационным документам также прилагаются отрывные талоны на техническое обслуживание по форме № 3-гарант (в случае необходимости) и талоны на гарантийный ремонт по форме № 4-гарант.

К эксплуатационной документации к товарам стоимостью менее 17 грн форма № 1-гарант “гарантийные обязательства” не прилагается (Методические рекомендации № 646).

Заполненный производителем (продавцом) бланк формы № 2-гарант “гарантийный талон” является документом, удостоверяющим обязательство производителя (продавца) технически сложных бытовых товаров оплатить исполнителю стоимость работ по гарантийным обязательствам.

Форма № 4-гарант “отрывной талон на гарантийный ремонт” является первичным документом учета данных об объемах работ и использованных комплектующих изделиях и составных частей, а также причин проведения гарантийного ремонта технически сложных бытовых товаров.

Форма № 5-гарант “отрывной талон на ввод в эксплуатацию” заполняется производителем (продавцом) и исполнителем и является первичным документом, удостоверяющим факт проведения исполнителем работ по вводу товаров в эксплуатацию.

Форма № 6-гарант представляет собой акт приема товара на экспертизу по письменному заявлению покупателя. Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли после передачи товара потребителю, то требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу затраты на проведение экспертизы.

Форма № 7-гарант “квитанция № ...” является документом первичного учета, подтверждающим замену бракованного товара из обменного фонда. После принятия товара на гарантийный ремонт исполнитель выдает потребителю квитанцию по форме № 7-гарант, в которой указываются все недостатки и срок выполнения ремонта.

Следует отметить, что с 14.07.2008 г. талоны по форме № 1-гарант - № 6-гарант и квитанция по форме № 7-гарант не являются бланками строгой отчетности.

Но, несмотря на это, налоговая проверяет их наличие и правильность их заполнения в соответствии с Методическими рекомендациями № 646. В ходе проведения проверок проверяется сумма, уплаченная производителем (продавцом) исполнителям работ по гарантийным обязательствам, а у исполнителей гарантийного ремонта (обслуживания) товаров проверяются суммы поступлений от производителей (продавцов).

Первичными документами для подтверждения объемов гарантийных ремонтов является форма № 2-гарант. У исполнителей таких ремонтов должны храниться заполненные производителем (продавцом) документы по форме № 3-гарант “отрывной талон на техническое обслуживание”, данные которого должны совпадать с данными о техническом обслуживании по форме № 2-гарант “гарантийный талон”.

Данные по форме № 4-гарант являются базой для определения стоимости при расчетах с производителями (продавцами) товаров и включения соответствующих сумм в состав валовых доходов или валовых расходов (Методические рекомендации № 646).

Соблюдение требований Порядка № 506 о заполнении и хранении документов, подтверждающих выполнение гарантийных обязательств, является одним из условий, предусмотренных пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

Налогообложение расходов, связанных
с гарантийным обслуживанием

Налогообложение расходов, связанных с гарантийным ремонтом (обслуживанием) или гарантийными заменами проданных товаров, регулируются нормами пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

В частности, этим подпунктом определено, что в валовые расходы включаются любые расходы на:

- гарантийные замены товаров;

- гарантийный ремонт (обслуживание) товаров.

Такие расходы в соответствии с законодательством должны осуществляться за счет продавца товаров и быть в пределах одной из меньших величин:

- суммы, соответствующей уровню принятых (обнародованных) гарантийных замен;

- 10% от совокупной стоимости проданных товаров, по которым не закончился срок гарантийного обслуживания.

Под термином “обнародование” следует понимать распространение в содержании рекламы технической документации, договора или иного документа относительно обязательства продавца по условиям и срокам гарантийного обслуживания.

Проведение гарантийных замен товаров обусловливает ведение в порядке, установленном центральным налоговым органом:

- отдельного учета бракованных товаров, возвращенных покупателями;

- учета покупателей, получивших такую замену или услуги по ремонту.

Невыполнение установленного условия ведения учета возвращенного брака и учета покупателей, возвращающих бракованный товар, не дает права на включение в валовые расходы стоимости замен.

Так как пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли причислен к разделу о налогообложении расходов двойного назначения, гарантийные расходы входят в состав валовых расходов с учетом определенных условий.

В частности, нормы пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли устанавливают следующие условия для включения гарантийных расходов в валовые (рис. 2).

С Рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Сумма расходов на гарантийные ремонты (обслуживание, замены) не должна превышать принятого уровня гарантийных замен, но не может быть более 10% совокупной стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийного обслуживания.

Условия для включения
гарантийных расходов в валовые

Далее остановимся подробнее на соблюдении условий, дающих право на включение гарантийных расходов в валовые.

Во-первых, относительно расходов на гарантийное обслуживание, не подлежащих компенсации (оплате) покупателями товаров, такая норма пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли соответствует нормам ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей и п. 3 Порядка № 506, согласно которым работы по гарантийному ремонту (обслуживанию) выполняются для потребителя бесплатно.

Во-вторых, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона о защите прав потребителей, гарантийный срок - это срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель либо третье лицо) берет на себя обязательство по осуществлению бесплатного ремонта или замены соответствующей продукции в связи с введением ее в оборот. В соответствии с этим Законом информация о сроке службы товара, объявленная в рекламе, считается гарантийным сроком, а любые предусмотренные рекламой обязательства - гарантийными.

Термины “гарантийный срок хранения” и “гарантийный срок эксплуатации” приведены также в Порядке № 506.

В соответствии с данным Порядком гарантийный срок хранения - это срок, в течение которого потребительские свойства товара не должны ухудшаться при условии соблюдения требований нормативных документов. Он исчисляется с даты изготовления товара и заканчивается датой, определенной производителем.

Гарантийный срок эксплуатации - это срок, в течение которого гарантируется использование товара, в том числе комплектующих изделий и составных частей, по назначению при условии соблюдения потребителем правил пользования и в течение которого производитель (продавец, исполнитель) выполняет гарантийные обязательства.

Гарантийный срок эксплуатации товара, реализованного через торговую сеть, исчисляется с даты его продажи потребителю.

В соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей при выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок продлевается на время ремонта. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново.

Гарантийное обязательство не прерывается в случае отсутствия необходимых для его выполнения материалов, комплектующих или запасных частей.

В-третьих, одним из условий для применения норм пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли является определение уровня гарантийного обслуживания, а также обнародование его условий. Под показателем уровня гарантийных замен, очевидно, следует понимать процент обращений покупателей с бракованными товарами в течение гарантийного срока. При этом пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли не содержит требований об обнародовании уровня гарантийных замен, а вот условия и сроки гарантийного обслуживания товаров подлежат обнародованию.

Установленные гарантийные условия должны быть внесены в договор поставки, техническую документацию на товар и, при необходимости, обнародованы в рекламе. В этом случае требование по обнародованию условий гарантийного обслуживания товаров будут соблюдены.

Соответственно, если возможность гарантийных мероприятий не обнародована в налоговом учете, то налогоплательщик лишается права на формирование валовых расходов по гарантийным ремонтам (заменам), так как условия пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли в этом случае не выполняются.

В-четвертых, Порядок № 203 регулирует процесс гарантийной замены бракованных товаров. Настоящим Порядком установлено, что в случае возврата товара или отказа от предоставленной услуги покупатель подает заявление о возврате средств, к которому обязательно прилагаются следующие документы (рис. 3).

С Рисунком 3 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Акт подписывается уполномоченным лицом. На основании оформленных документов покупателю возвращается необходимая сумма. Как видим, обязательным документом для составления акта о гарантийной замене бракованного товара является расчетный документ. Это - дополнительное условие для определения валовых расходов, связанных с гарантийными заменами бракованных товаров.

Учет бракованного товара ведется в “Книге учета бракованных товаров и учета покупателей, получивших гарантийную замену бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию)” (далее - Книга) и в количественном и стоимостном выражении по следующим видам (группам) устранения дефектов:

- бесплатное устранение дефектов товара или возмещение расходов на исправление дефектов товара покупателем или третьим лицом;

- замена на аналогичный товар надлежащего качества;

- соответствующее уменьшение его покупательной цены;

- замена на такой же товар другой модели с соответствующим перечислением покупательной цены; расторжение договора и возмещение убытков, понесенных покупателем.

В данной Книге ведется также учет покупателей. Записи в Книге осуществляются не позднее даты получения покупателем замены бракованного товара или услуги по ремонту (обслуживанию). Книга должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена печатью и подписью руководителя предприятия. Срок хранения Книги составляет три года.

Обязательным условием гарантийной замены товаров, в соответствии с Порядком № 506, является наличие эксплуатационной документации.

На товары иностранного происхождения эксплуатационные документы должны быть составлены на государственном языке и языке государства происхождения товара. К товарам, подлежащим гарантийному обслуживанию, в обязательном порядке заполняются документы по форме № 1-гарант, № 2-гарант и № 3-гарант.

В-пятых, относительно обязательного условие учета обратно полученного бракованного товара и покупателей, получивших замену или услуги по ремонту (обслуживанию), такое требование содержится в Приказе № 203.

Положения Приказа № 203 предусматривают получение от покупателей бракованных товаров, по которым осуществляются гарантийные замены, а также ведение отдельного учета бракованных возвращенных товаров и покупателей, получивших замену или услугу по ремонту (обслуживанию). Такая информация отражается в соответствующей Книге.

В-шестых, нормативным документом, регулирующим порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание, является Порядок № 506.

Порядок № 506 определяет отношения между потребителями, приобретающими технически сложные бытовые товары для собственных бытовых нужд, и их производителями, продавцами и исполнителями работ по гарантийному ремонту или гарантийной замене товаров.

Действие Порядка № 506 не распространяется на гарантийный ремонт или гарантийную замену дорожных транспортных средств, подлежащих регистрации в ГАИ МВД.

К технически сложным бытовым товарам относятся непродовольственные товары широкого потребления, имеющие технические характеристики, которые сопровождаются эксплуатационными документами и на которые установлен гарантийный срок.

К технически сложным бытовым товарам, подлежащим гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, относятся (рис. 4).

Мнение ГНАУ в отношении налогообложения расходов на “гарантийные работы” высказано в Письме № 1931/х/15-0314.

В нем разъясняется, что действие пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли распространяется только на технически сложные бытовые товары, приведенные в перечне Порядка № 506 и продаваемые физическим лицам.

ГНАУ, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей, считает, что потребителем технически сложных бытовых товаров может быть только физическое лицо. В терминах, приведенных этим Законом, потребитель значится как физическое лицо, приобретающее продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, с учетом мнения ГНАУ, расходы, понесенные в связи с выполнением гарантийных обязательств, включаются в состав валовых расходов при наличии следующих условий:

Первое. Товары, по которым не истек срок гарантии, должны быть технически сложными бытовыми и соответствовать перечню, приведенному в Порядке № 506.

Второе. Технически сложные бытовые товары должны быть реализованы физическим лицам. А вот расходы, понесенные в связи с выполнением гарантийных обязательств относительно объектов, отсутствующих в перечне Порядка № 506 или объектов из этого Перечня, но реализованных юридическим лицам, не включаются в состав валовых расходов в соответствии с пп. 5.4.3. п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.

Третье. Относительно размера валовых расходов для выполнения гарантийных обязательств пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли фактически установлено двойное ограничение:

а) величина валовых расходов не должна превышать установленного уровня гарантийных замен (величина этого показателя устанавливается

предприятием самостоятельно исходя из предыдущего опыта работы и прогнозных оценок специалистов предприятия);

б) сумма валовых расходов не может превышать 10% совокупной стоимости проданных товаров (такое ограничение будет иметь место, если установленный уровень гарантийных замен окажется выше 10% стоимости проданных товаров).

Для определения размера валовых расходов необходимо правильно рассчитать предельную величину - 10% совокупной стоимости проданных товаров, по которым не закончен срок гарантийного обслуживания.

В этом контексте ключевыми вопросами являются:

- период, за который следует учитывать стоимость проданных товаров за отдельный квартал или нарастающим итогом с начала года;

- база для учета стоимости проданных товаров ( с НДС или без него).

В отношении первого вопроса автор считает, что учет стоимости проданного товара должен осуществляться нарастающим итогом с начала года. При этом в каждом последующем “нарастающем” периоде следует учитывать только те проданные товары, по которым (на момент учета) не истек срок гарантийного обслуживания.

В отношении второго вопроса о включении в совокупную стоимость проданных товаров суммы НДС точка зрения автора совпадает с мнением налоговой, высказанным в “Вестнике налоговой службы Украины” № 40/2002.

Поскольку для целей формирования объема налогооблагаемой прибыли сумма продажи товаров отражается без НДС, то при расчете максимально допустимой величины затрат на гарантийное обслуживание для включения в валовые расходы сумма продажи товаров не включает НДС в цене приобретения такого товара (за исключением случаев, когда предприятие не является плательщиком НДС).

Приведем пример расчета валовых расходов исходя из 10% ограничения совокупной стоимости проданных товаров и установленного уровня гарантийных замен (табл. 1).

Таблица 1
грн

№ п/п

 
Отчетный налого
вый период

 
Совокупная стоимость проданных товаров в отчетном периоде (без НДС)   Сумма 10% ограни
че
ния стоимо
сти продан
ных товаров с не истек
шим сроком гарантий
ного обслу
жи
вания  
Установ
ленный уровень гарантийных расходов
 
Прини
маемая сумма валовых расходов в соответс
твии с пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогооб
ложении прибыли
 
стоимос
ть продан
ных товаров
 
Стоимо
сть продан
ных товаров, срок гарантий
ного обслужи
вания которых истек
 
стоимо
сть продан
ных товаров, по которым гарантий
ный срок обслу
живания не истек  
1.   I квартал   508 000   8000   500 000   50000   50000   50000  
2.   Полугодие   110 500   10 500   1000000   100 000   100000   100 000  
3.   9 месяцев   1 740 000   40000   1 700 000   170 000
 
150 000
 
150000
 
4.   Год   2550000   50000   2500000   250000   200000   200 000  

В случае продажи товара с гарантийным сроком, полученного по договору комиссии, воспользоваться пп. 5.4.3 п. 5.4 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли может комиссионер. Поскольку продавцом в этом случае является комиссионер, то именно он и принимает на себя обязательства по договору купли-продажи (хотя право собственности на товар принадлежит комитенту).

В терминах, приведенных Законом о защите прав потребителей, продавцом выступает субъект хозяйствования, который в соответствии с договором реализует потребителю товары или предлагает их к реализации.

В Декларации по налогу на прибыль расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров в сумме, соответствующей принятому уровню гарантийных замен, но не выше 10% от совокупной стоимости реализованных товаров, по которым не закончился срок гарантийного обслуживания, отражаются в стр. 04.13.

При этом стоимость материалов, запчастей и других ТМЦ, использованных для проведения гарантийного ремонта, при проведении пересчета по п. 5.9 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли, отражается в графе 4 “Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности” таблицы 1 приложения К1/1 к Декларации по налогу на прибыль.

Пунктом 4.5 ст. 4 Закона о НДС предусмотрено, что если после поставки товаров (услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, пересчет в случаях возврата товаров лицу, которое их предоставило, суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке.

Однако порядок корректировки суммы НДС зависит от того, являлся ли покупатель плательщиком НДС на дату поставки товара или нет. Если на дату возврата товара покупатель был зарегистрирован плательщиком НДС, то сумма НДС подлежит корректировке следующим образом (пп. 4.5.1 п. 4.5 ст. 4 Закона о НДС):

а) поставщик уменьшает сумму налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой пересчет, и направляет получателю расчет откорректированного значения налога;

б) получатель соответственно уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода, в случае если он зарегистрирован в качестве налогоплательщика на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением таких товаров (услуг).

Если же товар возвращается покупателем - неплательщиком НДС, то для поставщика существуют ограничения относительно уменьшения суммы налоговых обязательств по НДС, которые установлены пп. 4.5.3 п. 4.5 ст. 4 Закона о НДС.

То есть уменьшение суммы налоговых обязательств налогоплательщика-поставщика при изменении компенсации стоимости товаров (услуг), предоставленных лицам, которые не были плательщиками этого налога на момент такой поставки, разрешено только:

а) при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости;

б) при пересмотре цен, связанных с гарантийными заменами товаров.

То есть если поставщик возвращает средства покупателю - неплательщику НДС в течение нескольких налоговых периодов, то он имеет право уменьшить налоговые обязательства только в том отчетном периоде, в котором полностью рассчитается с покупателем за возвращенный товар. При возврате поставщиком покупателю суммы меньше стоимости возвращенных товаров, он не имеет права уменьшать налоговые обязательства по НДС.

Также продавец (поставщик) имеет полное право на уменьшение налогового обязательства по НДС в том случае, когда возврат товара связан с гарантийными заменами.

Пример 1. Покупатель возвратил товар, по которому не истек срок гарантии, а взамен возвращенного ему выдан новый товар. Продажная стоимость возвращенного и выданного вновь товара составляет 1200 грн ( в том числе НДС -200 грн). Покупная стоимость товара - 950 грн, торговая наценка - 50 грн.

Порядок отражения возврата товара покупателем и выдачи ему нового в бухгалтерском и налоговом учете операции приведем в табл. 2.

Пример 2. Учетной политикой предприятия определено, что резервирование средств на обеспечение гарантийных обязательств осуществляется в размере 5% реализованной продукции, отвечающей уровню гарантийных замен, принятых (обнародованных) плательщиком налога.

В отчетном периоде предприятие реализовало продукцию, отвечающую уровню гарантийных замен, на сумму 525000 грн (в том числе НДС - 87500 грн). Обеспечения для выполнения гарантийных обязательств созданы в сумме 21 875 грн: [(525000 --87500) х 5%]. Лимит в размере 10% от совокупной стоимости реализованных товаров, по которым не закончился срок гарантийного обслуживания, составляет 43 750 грн: [(525000 - 87500) х 10%].

Таблица 2

№ п/п

 
Содержание хозяйственной операции

 
Сумма, грн
 
Бухгалтерский учет   Налоговый учет  
дебет
 
кредит
 
валовой доход, грн   валовые расходы, грн  
1.
 
Уменьшение дохода в связи с возвратом товара   1200
 
704
 
685
 
-1000
 
-
 
2.
 
Отражение уменьшения налогового обязательства в соответствии с п. 4.5 Закона о НДС методом “красное сторно”   -200
 
704
 
685
 
-
 
-
 
3.
 
Оприходование возвращенного товара методом “красное сторно”   - 950
 
902
 
282
 
-
 
-950*
 
4.   Восстановление ранее списанной наценки методом “красное сторно”  -50   285   282  
5.
 
Отражение дохода от продажи товара взамен возвращенного   1200
 
361
 
702
 
+1000
 
-
 
6.
 
Начисление суммы НДС   200
 
702
 
641/
НДС  
-
 
-
 
7.
 
Отражение себестоимости проданного товара   950
 
902
 
282
 
-
 
950*
 
8.
 
Списание наценки на проданный товар   50
 
285
 
282
 
-
 
-
 
9.
 
Зачет взаимных задолженностей   1200
 
685
 
361
 
-
 
3
 
Примечание. * С учетом прироста (убыли) запасов по п. 5.9 ст. 5 Закона о налогообложении прибыли.  

В отчетном периоде осуществлены расходы на ремонт реализованной продукции в сумме 10 980 грн, в том числе:

- использованы запасные части на сумму 3000 грн;

- начислена заработная плата за выполненный ремонт в сумме 5700 грн;

- осуществлены отчисления на социальные мероприятия (условно 40%) в сумме 2280 грн.

Порядок отражения этих операций в бухгалтерском и налоговом учете приведем в табл.3.

Таблица 3

№ п/п

 
Содержание хозяйственной операции

 
Сумма, грн

 
Бухгалтерский учет   Налоговый учет  
дебет
 
кредит
 
валовой доход, грн   валовые расходы, грн  
1.
 
Отгрузка продукции покупателям   525 000   361
 
701
 
437500   -
 
2.   Отражение налоговых обязательств по НДС   87500   701   641
 
-
 
-
 
3.
 
Начисление обязательств по обеспечению выполнения гарантийных обязательств   21875
 
93
 
473
 
-
 
-
 
4.
 
Осуществление расходов на проведение гарантийного ремонта за счет резервного фонда - всего в том числе:   10980
 

 

 
-
 
-
 
4.1   - использование запасных частей   3000
 
473
 
207
 
-
 
3000*
 
4.2   - начисление заработной платы   5700   473   661   -   5700*  
4.3
 
- начисление отчислений на социальные мероприятия
 
2280
 
473
 
641,
652, 653, 656  
-
 
2280*
 
Примечание. * Предприятие не превысило 10-процентный лимит от совокупной стоимости реализованных товаров, по которым не закончился срок гарантийного обслуживания, поэтому расходы на проведение гарантийного ремонта полностью включены в состав валовых расходов.  

Список использованных документов

ГК Украины - Гражданский кодекс Украины

Закон о налогообложении прибыли - Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР “О налогообложении прибыли предприятий” в редакции от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР

Закон о НДС - Закон Украины от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР “О налоге на добавленную стоимость”

Закон о защите прав потребителей - Закон Украины от 12.05.1991 г. № 1023-ХII “О защите прав потребителей” в редакции от 01.12.2005 г. № 3161-IV

Постановление № 172 - Постановление КМУ от 19.03.1994 г. № 172 “О реализации отдельных положений Закона Украины “О защите прав потребителей”

Порядок № 203 - Порядок учета бракованных товаров, возвращенных покупателями при осуществлении гарантийных замен товаров, а также учета покупателей, получивших такую замену или услугу по ремонту (обслуживанию), утвержденный приказом ГНАУ от 27.06.1997 г. № 203

Порядок № 506 - Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически cложных бытовых товаров, утвержденный Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506

Перечень № 41 - Перечень типовых документов, образующихся в деятельности органов государственной власти местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденный Главным архивным управлением при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. № 41

Методические рекомендации № 646 - Методические рекомендации по проведению проверок субъектов хозяйствования на предмет исполнения требований постановления Кабинета Министров Украины от 11 апреля 2002 г. № 506 в части применения бланков гарантийных талонов строгого учета формы “гарант”, утвержденные приказом ГНАУ от 11.11.2004 г. № 646

П(С)БУ 11 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 “Обязательства”, утвержденное приказом Минфина Украины от 31.01.2000 г. № 20

П(С)БУ 16 - Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 “Расходы”, утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.1999 г. № 318

Письмо № 1931/Х/15-0314 -Письмо ГНАУ от 31.03.2006 г. № 1931/Х/15-0314 “Об определении состава валовых расходов”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 48 (726),
30 ноября 2009 г.
Подписной индекс 40783