Какое оно – исполнительное производство?

В последнее время наших соотечественников не на шутку беспокоят вопросы исполнительного производства. Объясняется это активизацией действий со стороны коммунальных и других предприятий путем обращения в суды о взыскании задолженности с нерадивых потребителей.

Естественно, что в нынешних условиях и при существующих тарифах очень сложно потребителям услуг рассчитываться своевременно и в полном объеме, однако никто не может запретить кредитору обратиться в суд, а в дальнейшем, для исполнения решения, - в Государственную исполнительную службу.

Как говорили древние римляне: “Dura lex sed lex” - “Закон суров, но он закон!” Очень сложно поспорить с этим правильным во всех отношениях постулатом, который мудрые римляне чтили и неуклонно исполняли.

Итак, что такое исполнительное производство?

По мнению людей, которым довелось участвовать в такой процедуре, это длительный и непрозрачный процесс, не всегда заканчивающийся положительно для взыскателя, И это не досужие вымыслы, а выводы, сделанные после встреч с людьми, участвовавшими в судебном процессе и пытавшимися реализовать свои права до конца, взыскать по судебному решению с должника причитающиеся им суммы или указанное в судебном решении имущество.

Теоретически это возможно, но практика зачастую расходится с теорией. И те действия, которые предпринимает государственный исполнитель, пытаясь удовлетворить потребности взыскателей, для самих участников исполнительного производства запутанны и непонятны.

Процесс исполнительного производства по своей сути сложный и неоднозначный, и главной фигурой в исполнении решений суда становится государственный исполнитель, наделенный государством определенными полномочиями на проведение всей совокупности исполнительных действий. Однако, несмотря на предоставленные законом возможности, мнение о государственном исполнителе в частности и Государственной исполнительной службе в целом неоднозначно и весьма противоречиво.

Многие взыскатели, обращающиеся за юридической помощью, констатируют, что общение с государственным исполнителем заканчивается сразу же после вынесения государственным исполнителем постановления об открытии исполнительного производства.

А как все происходит потом, остается тайной за семью печатями. Поэтому и хотелось бы приподнять некую завесу таинственности и ввести Вас, уважаемый читатель, в тот круг вопросов, который свойственен как самому исполнительному производству в целом, так и отдельным моментам, возникающим в ходе его осуществления.

Документы, на основании которых
осуществляется исполнительное производство

Принудительное исполнение решений государственной исполнительной службой осуществляется на основании исполнительных документов, определенных Законом об исполнительном производстве. В соответствии с данным Законом государственной исполнительной службой подлежат исполнению следующие исполнительные документы (рис. 1).

С Рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Мерами принудительного исполнения решений являются (п. 1.5 Инструкции № 74/5):

- обращение взыскания на денежные средства должника;

- обращение взыскания на другие виды имущества должника;

- обращение взыскания на заработную плату (заработок), доходы, пенсию, стипендию должника;

- изъятие у должника и передала взыскателю определенных предметов, указанных в решении;

- передача ребенка иному лицу (юридическому или физическому);

- другие меры, предусмотренные решением.

Суд состоялся. Что дальше?

Действующее законодательство, а именно Закон об исполнительном производстве, с последующими изменениями и дополнениями, дает на этот вопрос четкий ответ - государственный исполнитель в 3-дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об открытии исполнительного производства, в котором указывает срок для добровольного исполнения решения.

Срок этот не может превышать 7 дней, а решение о принудительном выселении - 15 дней. Государственный исполнитель предупреждает должника о принудительном исполнении решения по завершению установленного срока, с взысканием с него исполнительного сбора и расходов, связанных с осуществлением исполнительных действий.

Копия указанного постановления не позднее следующего дня направляется взыскателю, должнику и органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ.

По заявлению взыскателя, с целью обеспечения исполнения решения об имущественных взысканиях, государственный исполнитель при открытии исполнительного производства вправе наложить арест на имущество должника и объявить запрет на его отчуждение. Одновременно с таким постановлением государственный исполнитель может описать имущество и наложить на него арест. Копия данного документа вручается должнику. Постановление об открытии исполнительного производства может быть обжаловано сторонами начальнику соответствующего органа Государственной исполнительной службы или в суд. Для этой цели законодатель установил десятидневный срок.

Сроки осуществления исполнительного производства в целом, установленные законодателем, составляют 6 месяцев со дня вынесения постановления, сроки исполнения решений неимущественного характера определяются в 2 месяца.

Однако государственный исполнитель может и отказать в открытии исполнительного производства по ряду причин, которые четко сформулированы в Законе об исполнительном производстве (рис. 2).

С Рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

В таких случаях государственный исполнитель выносит постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа и не позднее следующего дня направляется взыскателю. Взыскатель имеет право получить разъяснения от государственного исполнителя. Такое постановление может быть обжаловано в десятидневный срок начальнику соответствующего органа Государственной исполнительной службы или оспорено в судебном порядке.

В случаях если результативная часть решения, изложенная в исполнительном документе, непонятна, государственный исполнитель самостоятельно или по представлению сторон имеет право обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего решения или содержания документа. Данное заявление рассматривается судом в десятидневный срок со дня его поступления. Этот срок не засчитывается в общий срок осуществления исполнительного производства.

Следующим важным этапом процедуры исполнительного производства является возможность должника добровольно исполнить решение.

Добровольное исполнение решений

Приступая к исполнительному производству, государственный исполнитель должен убедиться, получена ли копия постановления об открытии исполнительного производства и предприняты ли все меры, направленные на добровольное исполнение решения в установленный срок.

Постановление об открытии исполнительного производства считается врученным должнику по адресу, указанному в исполнительном документе, только при выполнении условий, предусмотренных для вручения судебной повестки, т.е. заказным письмом с отметкой о вручении, с обязательным указанием даты вручения.

В случаях, если копия постановления получена должником несвоевременно, в результате чего должник был лишен возможности добровольно исполнить решение в установленный срок, то в соответствии с письменным заявлением должника государственный исполнитель обязан отложить осуществление исполнительных действий и возобновить срок для добровольного исполнения решения.

Бывает так, что на имущество должника наложен арест, а срок для добровольного исполнения решения еще не истек. В таком случае должник, по согласованию с государственным исполнителем, имеет право в срок, установленный для добровольного исполнения решения, реализовать принадлежащее ему имущество в счет полного или частичного погашения долга по исполнительному документу.

Деньги за реализованное имущество вносятся на счет органа Государственной исполнительной службы, а не вручаются должнику. После внесения покупателем средств арест на проданное имущество должника снимается по постановлению государственного исполнителя.

В случае полного добровольного исполнения решения должником составляется акт, которой и является основанием для окончания исполнительного производства. Если же должник в установленный срок добровольно не исполнит решение, то государственный исполнитель обязан немедленно приступить к принудительному исполнению.

Для некоторых категорий дел срок добровольного исполнения не устанавливается. К таким категориям дел относятся решения судов о конфискации имущества, взыскание периодичных платежей, обеспечение исковых требований, взыскание штрафа с осужденного.

Немаловажное значение в осуществлении исполнительного производства отведено времени, в течение которого можно осуществлять исполнительные действия. Такое время установлено в рабочие дни - с 6 до 22 часов (пп. 4.2.1 Инструкции № 74/5).

Проведение исполнительных действий в выходные и праздничные дни допускается лишь при условии, когда промедление в исполнительных действиях невозможно, или в случаях, когда они не могут быть проведены в другие дни по вине должника (пп. 4.2.2 Инструкции № 74/5).

Для осуществления таких мероприятий государственный исполнитель выносит постановление, которое затем утверждается начальником органа Государственной исполнительной службы. В ночное время проведение исполнительных действий допускается лишь в случае явной угрозы жизни или здоровью граждан.

Конкретное время проведения исполнительных действий определяется государственным исполнителем. Стороны, участвующие в производстве, имеют право предлагать удобный для них временной режим проведения исполнительных действий.

Объявление в розыск

Законодательством отдельно урегулирован процесс объявления в розыск как самого должника, так и его имущества. Основанием для объявления в розыск является отсутствие в поступившем исполнительном документе сведений о месте его жительства или о месте его нахождения.

В отношении имущества, указанного в исполнительном листе, а фактически отсутствующего, государственный исполнитель выносит постановление о розыске, которое утверждается начальником соответствующего отдела.

Розыск объявляется по месту исполнения решения или по последнему известному месту нахождения (месту жительства) должника или по месту нахождения его имущества. Розыск может быть объявлен и по месту жительства взыскателя.

Розыск гражданина-должника и розыск транспортного средства осуществляется органами внутренних дел. Розыск должника - юридического лица, а также иного имущества должника непосредственно осуществляет сама исполнительная служба путем направления запросов в соответствующие учреждения.

Такими учреждениями выступают бюро технической инвентаризации (БТИ), кредитные и банковские учреждения, государственные автомобильные инспекции (ГАИ) и налоговые администрации.

Расходы органов внутренних дел, связанные с розыском гражданина-должника, ребенка или транспортных средств должника, взыскиваются с должника по постановлению суда. Расходы, связанные с розыском должника - юридического лица или другого имущества должника, взыскиваются с должника по постановлению государственного исполнителя, которое утверждается начальником соответствующего органа Государственной исполнительной службы (пп. 4.13.5 Инструкции № 74/5).

По другим исполнительным документам государственный исполнитель может обратиться в суд или вынести постановление об объявлении в розыск имущества должника, при наличии письменного согласия взыскателя возместить расходы на розыск и авансировать указанные расходы в соответствии с Законом об исполнительном производстве (пп. 4.13.8 Инструкции № 74/5).

При возникновении такой ситуации взыскатель имеет право в судебном порядке истребовать от должника компенсацию расходов, связанных с проведением розыскных мероприятий. Не обращение государственного исполнителя в суд в вышеуказанных случаях, а также постановление государственного исполнителя об отказе в розыске имущества должника и постановление о взыскании расходов, связанных с розыском, могут быть обжалованы в судебном порядке в 10-дневный срок (пп. 4.13.9 Инструкции № 74/5).

Обращение взыскания на имущество должника

Обращение взыскания на имущество должника при осуществлении исполнительного производства занимает одну из важных позиций в системе исполнения решений, непосредственно касается собственности должника и состоит в выявлении, описи, аресте, изъятии и принудительной реализации принадлежащего должнику имущества.

Такие взыскания в первую очередь обращаются на средства должника в гривнях и иностранной валюте, на другие ценности, в том числе на средства на счетах и вкладах должника в банках и других финансовых учреждениях.

Наличные средства, выявленные у должника, изымаются, и об этом составляется акт в 2 экземплярах, один из которых остается у должника. Изъятие проводится с участием понятых, должника, членов его семьи, для юридического лица обязательно участие его представителя.

Изъятая наличность не позднее следующего рабочего дня вносится на депозитный счет соответствующего органа Государственной исполнительной службы.

Наличность в иностранной валюте в тот же срок направляется государственным исполнителем в банк или иное кредитное учреждение, имеющее право на продажу иностранной валюты, для реализации ее в размере, необходимом для покрытия долга, уплаты исполнительного сбора и расходов на проведение исполнительных действия. Государственный исполнитель обязывает банк осуществить продажу валюты и зачесть средства от продажи на депозитный счет органа Государственной исполнительной службы в течение 7 дней (абзац 3 пп. 5.1.2 Инструкции № 74/5).

В случае отсутствия у должника средств и ценностей, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на принадлежащее должнику иное имущество. Должник имеет право указать на те виды имущества, на которые нужно обратить взыскание в первую очередь. Такое право должника должно быть удовлетворено государственным исполнителем,если оно не нарушает интересов взыскателя и не осложняет исполнения решения. Окончательно очередность взыскания на средства и иное имущество должника определяется государственным исполнителем (абзац 2 пп. 5.1.3 Инструкции № 74/5)

Взыскание на имущество должника обращается в размерах и объемах, необходимых для удовлетворения потребностей взыскателя по исполнительным документам, с учетом расходов по исполнительному производству.

Интересен, на взгляд автора, нюанс, возникающий в случае владения должником имуществом совместно с другими лицами. Данный момент вызывает великое множество споров и противоречий, и как раз в этом случае государственными исполнителями допускается ряд грубых ошибок и нарушений законодательства об исполнительном производстве.

При совместном владении взыскание обращается только на часть имущества, принадлежа щую должнику на праве собственности. Для того чтобы арестовать долю собственности должника, необходимо вначале ее выделить, а затем уже проводить последующие исполнительные мероприятия, как арест, изъятие, оценка и реализация имущества должника, принадлежащего ему на праве собственности.

Арест имущества должника

Арест имущества должника заключается в проведении описи имущества, объявлении запрета на распоряжение им, а в случаях необходимости - в ограничении права пользования имуществом либо же в изъятии имущества у должника и передачи его на хранение другим лицам (пп. 5.6.1 Инструкции № 74/5).

Данная мера применяется для обеспечения сохранности имущества должника, а также для исполнения решения о конфискации имущества должника, а также для исполнения определения суда о наложении ареста на имущество находящееся в пользовании других лиц, но принадлежащее должнику. Все процессуальные действия основываются на постановлении, вынесенном государственным исполнителем, в соответствии с действующим законодательством.

Также при проведении исполнительных действий по описи и аресту имущества должника государственный исполнитель составляет акт, в котором указываются (пп. 5.6.6 Инструкции № 74/5):

- время и место составления акта;

- название органа Государственной исполнительной службы и данные государственного исполнителя;

- наименование органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ;

- данные о взыскателе и должнике;

- наименование каждого предмета, внесенного в акт, с описанием их качественных характеристик (если изъятые предметы имеют признаки драгоценных металлов, то они описываются тщательным образом с определением всех особых признаков и ответственным лицом опечатываются в конверте, прошиваются, подписываются всеми участниками, указанными в акте);

- оценка каждого внесенного в акт предмета и общая стоимость всего имущества;

- при опечатывании указывается, какие предметы в помещении или хранилище были опечатаны, а также количество наложенных печатей;

- срок, по завершении которого имущество может быть передано на реализацию;

- наименование лица, которому передано имущество для хранения;

- отметка о разъяснении хранителю имущества обязанностей по сохранности имущества, а также предупреждение об ответственности за его растрату, отчуждение, сокрытие или подмену;

- замечания или заявления участников процесса.

В случаях если государственным исполнителем установлены ограничения в праве пользования имуществом, об этом также указывается в акте описи и аресте имущества, с обязательным указанием вида, объемов и срока ограничения.

При проведении описи имущества государственный исполнитель обязан разъяснить должнику положения о запрете распоряжаться описанным имуществом (в частности, осуществлять его отчуждение), а в случае необходимости - об ограничении права пользования описанным имуществом.

Как уже указывалось, виды, объемы и срок ограничения устанавливаются государственным исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, его значения для владельца, необходимости потребности в пользовании, а также с учетом других обстоятельств.

Имущество, на которое наложен арест, передается для сохранности должнику или другим лицам, назначенным государственным исполнителем. В случаях отказа должника или членов его семьи, или представителя должника - юридического лица принять на хранение имущество, а также отсутствия их при проведении описи, ответственным за сохранность описанного имущества назначается другое лицо, имеющее право на вознаграждение за осуществление действий, связанных с хранением.

Лицо, которому передано на хранение имущество, имеет право пользоваться им (пп. 5.8.5 Инструкции № 74/5).

Размер вознаграждения хранителю устанавливается государственным исполнителем не более 5% стоимости переданного на сохранение имущества за один месяц. Хранители имущества, которые являются работниками должника - юридического лица, выполняют обязанности по сохранности доверенных им товарно-материальных ценностей в порядке исполнения служебных обязанностей и не пользуются правом на получение вознаграждения (пп. 5.8.6 Инструкции № 74/5).

В случаях выявления государственным исполнителем фактов растраты, отчуждения, сокрытия или подмены переданного на хранение имущества им составляется акт и вместе с представлением направляется в суд или в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении хранителя описанного имущества к ответственности.

Если имущество передается на хранение специализированной торговой организации, то при передаче имущества составляется договор ответственного хранения и акт приема-передачи. Договор ответственного хранения действует до момента передачи имущества взыскателю или другому лицу в соответствии с действующим законодательством Украины.

По завершении срока хранения имущества специализированной торговой организацией составляется акт о выполнении работ, в котором указываются понесенные этой организацией расходы, подлежащие возмещению. Акт о выполнении работ в трехдневный срок со дня окончания срока хранения передается на утверждение начальнику соответствующего органа Государственной исполнительной службы.

Не позднее следующего дня после поступления такого акта он подписывается государственным исполнителем, утверждается начальником и возвращается в организацию. Все расходы возмещаются не позднее 4 банковских дней с момента подписания акта выполненных работ на основании выставленного счета.

Хотелось бы отметить, что как бы должник не затягивал осуществление исполнительного производства, не пытался скрываться от участия в таких действиях, это все равно не может служить препятствием для проведения описи имущества.

В таких случаях опись имущества осуществляется в присутствии представителя должника, членов семьи, а в случаях их отсутствия - при участии представителя ЖЭК, органов государственной власти и местного самоуправления (пп. 5.6.9 Инструкции № 74/5).

Опись имущества должника - юридического лица осуществляется в присутствии представителя должника. Его отсутствие также не является препятствием - государственный исполнитель имеет право описать имущество и без его участия. После проведения данной процедуры государственный исполнитель обязан не позднее следующего дня направить копию акта описи и ареста должнику.

При наличии решения суда государственный исполнитель вправе проникнуть в жилье или иное владение должника или другого лица, у которого находится его имущество. Нарушение запрета на распоряжение или пользование имуществом влечет за собой ответственность лица, которому доверена сохранность имущества. Изъятие арестованного имущества с передачей его для реализации осуществляется в срок, установленный государственным исполнителем, но не ранее чем через 5 дней после наложения ареста.

Оценка имущества должника и его сохранность

Государственный исполнитель проводит оценку имущества должника, если стоимость имущества не превышает 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ).

Данная оценка происходит по рыночным ценам, действующим на момент проведения оценки, кроме случаев, когда она происходит по регулируемым ценам и случаях оценки недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов.

Если оценить отдельные предметы сложно, то приглашается специалист (эксперт) для определения стоимости имущества. Расходы на проведение такой экспертной оценки несет сторона, оспаривающая стоимость имущества. Для проведения оценки недвижимого имущества, автотранспорта, морских, речных судов и имущества, стоимость которого превышает 100 НМДГ, к участию в исполнительном производстве привлекается оценщик. Об оценке арестованного имущества государственный исполнитель сообщает должнику, который имеет право в десятидневный срок обжаловать оценку имущества в судебном порядке.

Подводя итог сказанному, отметим, что знание своих прав и добросовестное исполнение обязанностей сторонами иполнительного производства способствуют своевременному и полноценному проведению исполнительных действий.

Знание и понимание того, какие необходимые меры проводятся государственным исполнителем, позволит участнику исполнительных правоотношений не оставаться сторонним наблюдателем, а самому принимать участие при проведении изложенных мероприятий, а в отдельных случаях - и обращать внимание государственного исполнителя на проведение отдельных действий, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Это позволит участникам исполнительного производства требовать от государственного исполнителя должного и неукоснительного исполнения требований, предъявляемых к осуществлению исполнительного производства. И хоть закон суров, но это закон, наша конституционная обязанность - неукоснительно его соблюдать.

Список использованных документов

Закон об исполнительном производстве - Закон Украины от 21.04.1999 г. № 606-XIV “Об исполнительном производстве”

Закон № 3477 - Закон Украины от 23.02.2006 г. № 3477-IV “Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека”

Инструкция № 74/5 - Инструкция о проведении исполнительных действий, утвержденная приказом Минюста Украины от 15.12.1999 г. № 74/5

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 36-37 (714-715),
14 сентября 2009 г.
Подписной индекс 40783