Как сдавать налоговую отчетность,
если печать изъята органами милиции

ВОПРОС: На нашем предприятии органами милиции была изъята печать. Каким образом нам представлять налоговую отчетность и удостоверять налоговые накладные?

ОТВЕТ: Прежде всего следует напомнить, что в соответ­ствии со ст. 11 Закона Украины «О милиции» ра­ботники милиции для исполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

- составлять протоколы об административных правонарушениях, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об админист­ративных правонарушениях;

- проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов по уголов­ным делам обыски, изъятия, допросы и другие след­ственные действия в соответствии с уголовно-про­цессуальным законодательством.

При этом действия должностных лиц милиции по изъятию предмета у юридического лица (физлица) должны осуществляться только при нали­чии открытого дела (административного, уголов­ного, оперативно-розыскного) с обязательным оформлением такой выемки в строго установлен­ной форме (протокол выемки).

Как мы понимаем, печать могла быть изъята в рам­ках административного дела (в соответствии со ст. 265 КоАП вещи и предметы, ставшие орудием или непо­средственным объектом административного правона­рушения, изымаются должностными лицами, среди которых есть работники милиции). Об изъятии вещей и документов составляется протокол или делает­ся соответствующая запись в протоколе об админист­ративном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.

Тем не менее более вероятным является уголов­ный вариант: так, согласно ст. 178 Уголовно-про­цессуального кодекса Украины выемка проводится в случаях, когда известны точные данные относи­тельно того, что предметы или документы, имеющие значение для дела, находятся у конкретного лица. Выемка проводится на основании мотивированно­го постановления следователя. В результате ее проведения следователем составляется протокол.

Некоторым субъектам хозяйствования повезло: законодатель предусмотрел для них определенную защиту от подобных действий. Например, в соответствии со ст. 81 Закона Украины «О нотариате» печать нотариуса может быть предоставлена суду по мотивированному постановлению суда только для осмотра и должна быть возвращена судом немед­ленно после осмотра.

Рассмотрим, как представлять отчетность, если на предприятии была изъята печать. Конк­ретного ответа относительно действий предприя­тия в таком случае законодательство не дает. Тем не менее можно обратиться к аналогии закона.

Дело в том, что п. 4.3 Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обра­ботке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденных приказом ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827, с изменениями (далее - Мето­дические рекомендации), установлено, что в случае утраты плательщиком налогов печати на момент представления отчетности в налоговые органы такая отчетность представляется вместе с соответствующим документом, выданным органом внутренних дел, удо­стоверяющим утрату печати.

В нашем же случае речь идет не об утрате печа­ти, а о ее изъятии. Можно сказать, произошла свое­образная временная утеря печати. Напомним, что при изъятии печати уполномоченными органами со­ставляется протокол выемки, копия которого может быть представлена вместе с отчетностью и который будет удостоверять факт изъятия печати у предпри­ятия. При этом не исключено, что в разговоре с на­логовиками при представлении отчетности нужно будет проявить изрядное красноречие, поскольку пря­мо о таком случае Методрекомендаций, естествен­но, не упоминают.

Кроме того, налоговую отчетность и отчетность в органы Пенсионного фонда можно представлять в электронном виде. Следовательно, если элект­ронные ключи не были изъяты, то можно исполь­зовать преимущества электронной отчетности.

Практике известны также случаи, когда органы внутренних дел предоставляли печать главному бух­галтеру предприятия по его заявлению для удостовере­ния подписей на указанных в заявлении документах. Такое заявление должно содержать достаточное обо­снование необходимости использования печати пред­приятия и перечень документов, которые требуется заверить.

Ну и в завершение обсудим проблему с налого­выми накладными. Так, согласно п. 18 Порядка за­полнения налоговой накладной, утвержденного при­казом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165, с изменени­ями, все составленные экземпляры налоговой накладной подписываются лицом, уполномоченным плательщиком налога осуществлять поставку това­ров (услуг), и скрепляются печатью такого плательщика налога - продавца. Причем ГНАУ очень се­рьезно относится к печатям: в письме от 21.12.2005 г. № 12922/6/16-1116 делается акцент на обязательности скреп­ления налоговых накладных печатью.

В такой ситуации можно порекомендовать один из двух вариантов:

первый - лицо, уполномоченное на составление налоговых накладных*, равно как и в случае с пред­ставлением отчетности, может регулярно (при необ­ходимости выдачи накладной) посещать отдел ми­лиции и в окружении ее работников накладывать пе­чать на налоговые накладные;

второй - предприятие может заказать специаль­ную печать «Для налоговых накладных».

О втором варианте - подробнее.

Инструкцией о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной вла­сти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденной приказом МВД Украины от 11.01.99 г. № 17, установлено, что предприятия, учре­ждения, организации, хозяйственные объединения, субъекты предпринимательской деятельности, объединения граждан, субъекты хозяйствования других организационных форм предпринимательства могут иметь по одному экземпляру основной каучуковой или металлической печати.

Но если для деятельности указанных структур использования одной печати недостаточно, то допу­стимо - согласно приказу, распоряжению или ре­шению - изготовление дополнительных печатей с цифрами «1», «2» и т. д., а также простых круг­лых печатей и разных штампов для секретариатов; секретных отделов (спецчасти); канцелярии (общего отдела); управлений делами; административно-хо­зяйственных управлений (отделов); управлений (от­делов) кадров, других печатей, штампов, предусмот­ренных уставом (положением, приказом).

Таким образом, предприятие при условии соблю­дения порядка, приведенного в указанной Инструк­ции, в связи с производственной необходимостью мо­жет заказать простую круглую печать «Для наклад­ных» или «Для налоговых накладных». Против таких действий не возражают и налоговики. В частности, такой вывод вытекает из содержания писем ГНАУ от 05.03.99 г. № 1249/6/16-1114, от 26.11.99 г. № 6666/6/16-1220-27, от 02.03.2009 г. № 1863/6/16-1516-26, № 4177/7/16-1517-26 и др. Такая печать кроме традиционных реквизитов предприятия должна содержать его номер как платель­щика НДС.

Пусть вас успокаивает мысль, что основную пе­чать все-таки когда-нибудь вернут. Возможно...

___________________________

* См. по этому поводу письмо Минфина от 25.09.2009 г. № 31-34000-20-27/25695.

"Бухгалтер" № 42, ноябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201