Как сдавать налоговую отчетность,
если печать изъята органами милиции
ВОПРОС: На нашем предприятии органами милиции была изъята печать. Каким образом нам представлять налоговую отчетность и удостоверять налоговые накладные?
ОТВЕТ: Прежде всего следует напомнить, что в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О милиции» работники милиции для исполнения возложенных на них обязанностей имеют право:
- составлять протоколы об административных правонарушениях, производить личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять другие предусмотренные законом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов по уголовным делам обыски, изъятия, допросы и другие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
При этом действия должностных лиц милиции по изъятию предмета у юридического лица (физлица) должны осуществляться только при наличии открытого дела (административного, уголовного, оперативно-розыскного) с обязательным оформлением такой выемки в строго установленной форме (протокол выемки).
Как мы понимаем, печать могла быть изъята в рамках административного дела (в соответствии со ст. 265 КоАП вещи и предметы, ставшие орудием или непосредственным объектом административного правонарушения, изымаются должностными лицами, среди которых есть работники милиции). Об изъятии вещей и документов составляется протокол или делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании.
Тем не менее более вероятным является уголовный вариант: так, согласно ст. 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины выемка проводится в случаях, когда известны точные данные относительно того, что предметы или документы, имеющие значение для дела, находятся у конкретного лица. Выемка проводится на основании мотивированного постановления следователя. В результате ее проведения следователем составляется протокол.
Некоторым субъектам хозяйствования повезло: законодатель предусмотрел для них определенную защиту от подобных действий. Например, в соответствии со ст. 81 Закона Украины «О нотариате» печать нотариуса может быть предоставлена суду по мотивированному постановлению суда только для осмотра и должна быть возвращена судом немедленно после осмотра.
Рассмотрим, как представлять отчетность, если на предприятии была изъята печать. Конкретного ответа относительно действий предприятия в таком случае законодательство не дает. Тем не менее можно обратиться к аналогии закона.
Дело в том, что п. 4.3 Методических рекомендаций по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденных приказом ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827, с изменениями (далее - Методические рекомендации), установлено, что в случае утраты плательщиком налогов печати на момент представления отчетности в налоговые органы такая отчетность представляется вместе с соответствующим документом, выданным органом внутренних дел, удостоверяющим утрату печати.
В нашем же случае речь идет не об утрате печати, а о ее изъятии. Можно сказать, произошла своеобразная временная утеря печати. Напомним, что при изъятии печати уполномоченными органами составляется протокол выемки, копия которого может быть представлена вместе с отчетностью и который будет удостоверять факт изъятия печати у предприятия. При этом не исключено, что в разговоре с налоговиками при представлении отчетности нужно будет проявить изрядное красноречие, поскольку прямо о таком случае Методрекомендаций, естественно, не упоминают.
Кроме того, налоговую отчетность и отчетность в органы Пенсионного фонда можно представлять в электронном виде. Следовательно, если электронные ключи не были изъяты, то можно использовать преимущества электронной отчетности.
Практике известны также случаи, когда органы внутренних дел предоставляли печать главному бухгалтеру предприятия по его заявлению для удостоверения подписей на указанных в заявлении документах. Такое заявление должно содержать достаточное обоснование необходимости использования печати предприятия и перечень документов, которые требуется заверить.
Ну и в завершение обсудим проблему с налоговыми накладными. Так, согласно п. 18 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165, с изменениями, все составленные экземпляры налоговой накладной подписываются лицом, уполномоченным плательщиком налога осуществлять поставку товаров (услуг), и скрепляются печатью такого плательщика налога - продавца. Причем ГНАУ очень серьезно относится к печатям: в письме от 21.12.2005 г. № 12922/6/16-1116 делается акцент на обязательности скрепления налоговых накладных печатью.
В такой ситуации можно порекомендовать один из двух вариантов:
первый - лицо, уполномоченное на составление налоговых накладных*, равно как и в случае с представлением отчетности, может регулярно (при необходимости выдачи накладной) посещать отдел милиции и в окружении ее работников накладывать печать на налоговые накладные;
второй - предприятие может заказать специальную печать «Для налоговых накладных».
О втором варианте - подробнее.
Инструкцией о порядке выдачи министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным объединениям и гражданам разрешений на право открытия и функционирования штемпельно-граверных мастерских, изготовления печатей и штампов, а также порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утвержденной приказом МВД Украины от 11.01.99 г. № 17, установлено, что предприятия, учреждения, организации, хозяйственные объединения, субъекты предпринимательской деятельности, объединения граждан, субъекты хозяйствования других организационных форм предпринимательства могут иметь по одному экземпляру основной каучуковой или металлической печати.
Но если для деятельности указанных структур использования одной печати недостаточно, то допустимо - согласно приказу, распоряжению или решению - изготовление дополнительных печатей с цифрами «1», «2» и т. д., а также простых круглых печатей и разных штампов для секретариатов; секретных отделов (спецчасти); канцелярии (общего отдела); управлений делами; административно-хозяйственных управлений (отделов); управлений (отделов) кадров, других печатей, штампов, предусмотренных уставом (положением, приказом).
Таким образом, предприятие при условии соблюдения порядка, приведенного в указанной Инструкции, в связи с производственной необходимостью может заказать простую круглую печать «Для накладных» или «Для налоговых накладных». Против таких действий не возражают и налоговики. В частности, такой вывод вытекает из содержания писем ГНАУ от 05.03.99 г. № 1249/6/16-1114, от 26.11.99 г. № 6666/6/16-1220-27, от 02.03.2009 г. № 1863/6/16-1516-26, № 4177/7/16-1517-26 и др. Такая печать кроме традиционных реквизитов предприятия должна содержать его номер как плательщика НДС.
Пусть вас успокаивает мысль, что основную печать все-таки когда-нибудь вернут. Возможно...
___________________________
* См. по этому поводу письмо Минфина от 25.09.2009 г. № 31-34000-20-27/25695.
"Бухгалтер" № 42, ноябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201
