Имеет ли право ФОП на амортизацию и налоговый
кредит по расходам на приобретение автомобиля
(Часть ІІ см. в консультации от 09.11.2009 г.)
ВОПРОС: ГНИ отказывает ФОПу в амортизации расходов на приобретение и в признании налогового кредита по транспортному средству (автомобилю) в связи с тем, что автомобиль зарегистрирован на физическое лицо (а не на ФОПа). Автомобиль приобретен для предоставления транспортных услуг и не используется для личных нужд физлица. Как можно обосновать право ФОПа на амортизацию и налоговый кредит?
ОТВЕТ: Ваш случай не является единичным, о чем свидетельствует практика многих местных ГНИ. Хотя какие-либо специальные письма ГНАУ на этот счет отсутствуют (по крайней мере, в доступных нам источниках), разъяснения местных налоговых по данному вопросу можно найти на их официальных сайтах (см., например, разъяснения ГНА в Донецкой области*, а также ГНА в г. Киеве**).
Аргументы, которые используются в данном случае налоговиками, весьма сходны с теми, которыми они обосновывали свое желание облагать налогом с доходов физлиц операции по продаже недвижимого имущества, осуществляемые ЧПЕНами***, в письме от 05.10.2007 г. № 4851/В/17-0715. Там ГНАУ указывала, что согласно ст. 325 Гражданского кодекса субъектом права собственности является именно физическое лицо, а не физлицо-предприниматель. При этом регистрацию права собственности на недвижимое имущество за физлицом-предпринимателем действующее законодательство не предусматривает****.
Такие «аргументы», честно говоря, сражают наповал. Комментируя упомянутое письмо, мы указывали, что его автор (а это не кто иной, как сам С. Лекарь) слишком рано остановился в своих рассуждениях. Пользуясь той же аргументацией, можно было бы, например, сделать вывод о том, что на праве собственности частному предпринимателю вообще не может принадлежать никакое имущество - ни движимое, ни недвижимое. Ведь согласно ст. 325 ГК субъектами права частной собственности являются лишь физические и юридические лица, а никакие не предприниматели. Стало быть, любые доходы частного предпринимателя являются на самом деле доходами обычного физлица, поэтому облагаться они должны именно как доходы физлииа. то есть без поава на уменьшение объекта налогообложения на сумму затрат.
Если же говорить серьезно, то подход налоговиков основан на элементарной юридической ошибке. Статья 325 ГК вовсе не запрещает физлицу-предпринимателю быть собственником имущества. Эту норму нужно понимать иначе: любое физлицо (в том числе физлицо-предприниматель) может быть субъектом права частной собственности». Часть 1 ст. 320 ГК гласит:
«Собственник имеет право использовать свое имущество для осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, установленных законом».
Таким образом, имущество «простого» физического лица не отделяется и не отграничивается от имущества того же физического лица в его предпринимательской ипостаси. Физлицо просто использует имущество, принадлежащее ему на праве собственности, в своей предпринимательской деятельности.
Подобная точка зрения высказана и в письме Минюста от 04.08.2008 г. № 7885-0-33-08. В этом письме сообщается, что правовой статус физического лица включает в себя правовой статус физического лица-предпринимателя, поскольку право заниматься предпринимательской деятельностью является имущественным правом такого физического лица. Поэтому субъектом права собственности является именно физическое лицо. Исходя из этого регистрация транспортных средств должна осуществляться на физических лиц «вообще», а не на физических лиц - предпринимателей, поскольку такая регистрация осуществляется только на лиц, которые являются собственниками.*****
Письмо Минюста было доведено до сведения и учета в практической работе местных ГНИ письмом ГНАУ от 13.08.2008 г. № 16437/7/17-0717. Однако местные ГНИ, не разобравшись в сути минюстовских рассуждений, пошли напропалую отказывать предпринимателям в праве на амортизацию и НК при приобретении транспортных средств. Налоговики, не вникая в тонкости конструкции правового статуса физлица, решили, что все расходы по приобретению транспортного средства несет не физлицо-предприниматель, а «просто» физлицо, которое и должно уплатить с них НДФЛ.
На наш взгляд, для целей налогообложения несущественно, что транспортное средство зарегистрировано на физлицо, а не на ФОЛ. Кроме того, как справедливо отметил Харьковский окружной административный суд (см. постановление от 05.11.2008 г. по делу № 2а-8072/08), в условиях действия существующих Правил госрегистрации автомобилей налогоплательщик просто лишен выбора и вынужден регистрировать транспортное средство на себя именно как на физическое лицо. Поэтому, развивая логику суда, можно сказать, что регистрация автомобиля на физлицо никак не свидетельствует о том, что автомобиль не используется в предпринимательской деятельности ФОПа.
__________________
* См. http://www.dpa.dn.ua/sta/734-STA05.html?layoutType=plain.
** См. http://www.kyivsta.gov.ua/questions/2008/0206.doc.
*** На это налоговики намекали и раньше - в письме от 28.04.2007 г. № 2125/4/17-0715. О том, как правильно должны продавать имущество физлица-предприниматели.
**** О том, что аргументация налоговиков шита белыми нитками свидетельствует определение Вадсуда от 12.05.2009 г. № К-4835/08. Судей абсолютно не смутил факт, что право собственности на недвижимое имущество регистрируется за физлицом как за обычным гражданином (а не как за ЧПЕНом), и он признал обложение таких доходов НДФЛ неправомерным.
***** Действительно, согласно п. 6 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденных Постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388, с изменениями, транспортные средства регистрируются только за юридическими и физическими лицами. Государственная регистрация транспортных средств за физлицами-предпринимателями в Правилах не предусмотрена.
"Бухгалтер" № 41, ноябрь (I) 2009 г.
Подписной индекс 74201
