Признание недействительными налоговых деклараций

Нередко органы налоговой службы, стремясь любой ценой выполнить планы по доначислению штрафных санкций, уже после приема деклараций плательщиков присылают им письма о том, что их декларации признаны недействительными. Причины могут быть разные (то листы заполнены с двух сторон, а не с одной, то прочерки стоят не там или не стоят вовсе, то еще что-нибудь не так). Есте­ственно, у плательщиков возникает вопрос, на­сколько такие действия налоговиков законны.

Отметим, что в свое время в п/п. 4.1.4 Методи­ческих рекомендаций по приему и компьютерной об­работке налоговой отчетности плательщиков на­логов в ОГНС Украины, утвержденных приказом ГНАУ от 15 апреля 2008 года № 250 были указа­ны следующие основания признания отчетности не­действительной:

отсутствие подписи соответствующих должно­стных лиц;

отсутствие скрепления печатью подписей пла­тельщика налогов (факсимиле не разрешается);

отсутствие обязательных реквизитов налогового документа;

невозможность прочитать текст или цифры вследствие повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потер­тые);

наличие порванных листов, подчисток, помарок, исправлений, дописок и зачеркиваний;

представление ксерокопии оригиналов отчетных документов;

нарушение общих требований оформления доку­ментов налоговой отчетности.

Однако вскоре названный приказ был отменен новым приказом ГНАУ от 31 декабря 2008 года № 827, которым были утверждены новые Мето­дические рекомендации по централизованному при­ему и компьютерной обработке налоговой отчет­ности плательщиков налогов в ОГНС Украины.

В новых Методрекомендациях имеется п. 4.5, аналогичный п/п. 4.1.4. Правда, в нем появилось дополнительное основание - отсутствие обязатель­ных приложений к налоговой отчетности, преду­смотренных порядком заполнения соответствующей отчетности, и уже не говорится о признании отчет­ности недействительной, а говорится о непризна­нии ее налоговой отчетностью при наличии вы­шеуказанных оснований.

Судя по всему, вышеуказанные нарушения нало­говики рассматривают как нарушение общих требо­ваний оформления документов налоговой отчетно­сти. Например, представление приложений к де­кларации по налогу на прибыль на листах, запол­ненных с двух сторон, формально является наруше­нием п. 1.6 Порядка составления декларации по нало­гу на прибыль предприятия, утвержденного приказом ГНАУ от 29 марта 2003 года № 143, в котором говорится:

«Оригинал декларации с соответствующими при­ложениями представляется плательщиком в налого­вый орган по местонахождению плательщика на од­ном двустороннем листе форматом А4 с соответству­ющими приложениями на односторонних листах форматом А4».

Ну а теперь перейдем вплотную к нашему во­просу.

Несколько слов о недействительности деклара­ций. Напомним, что ст. 19 Конституции Украины гласит:

«Органы государственной власти и органы местно­го самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Консти­туцией и законами Украины».

Ни Закон «О государственной налоговой службе в Украине», ни какой-либо другой закон Украины не предоставляют права органам налоговой служ­бы признавать декларации недействительными. Ви­димо, поэтому в п. 4.5 новых Методрекомендаций уже отсутствуют слова о признании налоговой от­четности недействительной, в отличие от отменен­ных Методрекомендаций.

Вообще же о п. 4.5 Методрекомендаций следует сказать, что его содержание явно не соответству­ет действующему законодательству Украины.

Согласно п/п. 4.1.2 Закона «О порядке погаше­ния...» налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов в виде налоговой декларации, которая заполнена им во­преки правилам, указанным в утвержденном по­рядке ее заполнения, может быть не признана та­ким контролирующим органом налоговой декла­рацией, если:

1) в ней не указаны обязательные реквизиты,

2) она не подписана соответствующими долж­ностными лицами,

3) она не скреплена печатью плательщика нало­гов.

Под обязательными реквизитами в п. 4.4 Ме­тодрекомендаций понимаются:

- тип документа (отчетный, уточняющий, от­четный новый);

- отчетный (налоговый) период;

- название плательщика налогов;

- код плательщика налогов согласно ЕГРПОУ в соответствии с Постановлением КМУ от 22 ян­варя 1996 года № 118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» или регистрационный (учетный) номер из ВРГНАУ;

- идентификационный номер согласно ГРФЛ или в случае отказа от него - серия и номер пас­порта для физического лица;

- местонахождение плательщика налогов;

- название ОГНС, в который представляется от­четность;

- дата представления отчета (или дата запол­нения - в зависимости от формы);

- подписи должностных лиц, заверенные печа­тью.

Для отчетов, в которых это предусмотрено фор­мой:

- уточняемый отчетный (налоговый) период в слу­чае представления плательщиком налогов уточня­ющего расчета;

- инициалы, фамилии и идентификационные номера должностных лиц;

- код вида экономической деятельности (КВЭД);

- код органа местного самоуправления по КОАТУУ;

- индивидуальный налоговый номер и номер сви­детельства о регистрации для плательщиков НДС.

Как видим, нарушения, о которых выше шла речь, не дают оснований считать, что налоговые декларации, отвергнутые налоговиками, не имеют обязательных реквизитов.

Следовательно, п. 4.5 Методрекомендаций без­основательно расширил перечень оснований, по которым налоговый орган может не признать на­логовую декларацию в качестве таковой, пятью незаконными основаниями (помимо трех выше­указанных из п/п. 4.1.2 Закона).

Согласно указанному п. 4.5 Методрекоменда­ций, если декларация принимается в канцелярии, то налоговики должны сразу при приеме такой декларации предупредить плательщика налогов в устной форме о выявленных недостатках и по­следствиях приема органами ГНС такой налого­вой отчетности и предложить представить новую, оформленную надлежащим образом. И только если плательщик налогов настаивает на приеме отчетности, отчетность принимается, регистриру­ется и вместе со служебной запиской передается в отраслевое подразделение для дальнейшего хра­нения в отчетной части личного дела плательщи­ка налогов. На экземпляре, остающемся у платель­щика налогов, проставляется штамп «ПОЛУЧЕНО, предупрежден о возможности непризнания».

Таким образом, если изначально налоговая от­четность была принята нормально, без проставле­ния указанных штампов, а затем плательщик по­лучает упомянутые письма о ее непризнании, то можно говорить и о нарушении налоговиками соб­ственных Методрекомендаций, что тоже может быть некоторым аргументом в суде в пользу пла­тельщика.

В то же время, если учесть, что сейчас многие плательщики представляют отчетность по почте (электронной или обычной), то узнать о том, что с их отчетностью возникли проблемы, они могут только после получения соответствующего письма из ГНИ.

Так, в соответствии с теми же Методрекомендациями плательщику налогов в трехдневный срок со дня получения отчетности (но не позднее дня, сле­дующего за предельным сроком представления) структурным подразделением, в функции которого входит прием налоговой отчетности, направляется уведомление о непризнании ОГНС декларации в ка­честве налоговой с указанием оснований и пред­ложением представить новую, оформленную надле­жащим образом.

После получения такого письма у плательщика есть две возможности: либо представить новую декларацию, либо обжаловать решение ГНИ.

В первом случае помимо представления новой декларации плательщик должен будет уплатить штраф согласно п/п. 17.1.1 Закона «О порядке по­гашения...» в размере 170 грн, если он не успеет пред­ставить новую декларацию до предельного срока представления декларации. Конечно, размер штра­фа небольшой, поэтому многие плательщики гото­вы уплатить эти деньги, лишь бы не морочить себе голову. Однако следует помнить, что если долго прогибаться, то не стоит удивляться.

Во втором случае плательщик может обжало­вать решение ГНИ по непризнанию налоговой де­кларации либо по линии органов налоговой служ­бы в течение 10 календарных дней после получе­ния письма из ГНИ согласно п/п. 4.2 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб платель­щиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 11 де­кабря 1996 года № 29, либо в суд.

В отношении судебного обжалования следует отметить, что, хотя непосредственно в самом За­коне «О порядке погашения...» прямо предусмотре­на возможность судебного обжалования решения налогового органа о непризнании налоговой декла­рации таковой, на практике иногда встречаются трудности в этом деле. Так, Вадсуд в определении от 01.04.2008 г. по делу агрофирмы «Россия» отметил:

«Таким образом, признание судебными инстанциями письма налогового органа от 27 января 2006 года реше­нием, подлежащим обжалованию в судебном поряд­ке, является противоречащим нормам действующего законодательства, на которые ссылаются сами же судеб­ные инстанции. Судами данным обстоятельствам не дана надлежащая оценка и не выяснено, в каком по­рядке надлежит обжаловать вопросы, возникающие в связи с оформлением налоговой декларации».

Поэтому обжаловать в этом случае можно не соответствующее уведомление из налогового орга­на, а действия налогового органа по непризнанию налоговой декларации в качестве налоговой отчет­ности.

"Бухгалтер" № 38, октябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201