Признание недействительными налоговых деклараций
Нередко органы налоговой службы, стремясь любой ценой выполнить планы по доначислению штрафных санкций, уже после приема деклараций плательщиков присылают им письма о том, что их декларации признаны недействительными. Причины могут быть разные (то листы заполнены с двух сторон, а не с одной, то прочерки стоят не там или не стоят вовсе, то еще что-нибудь не так). Естественно, у плательщиков возникает вопрос, насколько такие действия налоговиков законны.
Отметим, что в свое время в п/п. 4.1.4 Методических рекомендаций по приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины, утвержденных приказом ГНАУ от 15 апреля 2008 года № 250 были указаны следующие основания признания отчетности недействительной:
отсутствие подписи соответствующих должностных лиц;
отсутствие скрепления печатью подписей плательщика налогов (факсимиле не разрешается);
отсутствие обязательных реквизитов налогового документа;
невозможность прочитать текст или цифры вследствие повреждения (например, документы залиты чернилами или другой жидкостью, потертые);
наличие порванных листов, подчисток, помарок, исправлений, дописок и зачеркиваний;
представление ксерокопии оригиналов отчетных документов;
нарушение общих требований оформления документов налоговой отчетности.
Однако вскоре названный приказ был отменен новым приказом ГНАУ от 31 декабря 2008 года № 827, которым были утверждены новые Методические рекомендации по централизованному приему и компьютерной обработке налоговой отчетности плательщиков налогов в ОГНС Украины.
В новых Методрекомендациях имеется п. 4.5, аналогичный п/п. 4.1.4. Правда, в нем появилось дополнительное основание - отсутствие обязательных приложений к налоговой отчетности, предусмотренных порядком заполнения соответствующей отчетности, и уже не говорится о признании отчетности недействительной, а говорится о непризнании ее налоговой отчетностью при наличии вышеуказанных оснований.
Судя по всему, вышеуказанные нарушения налоговики рассматривают как нарушение общих требований оформления документов налоговой отчетности. Например, представление приложений к декларации по налогу на прибыль на листах, заполненных с двух сторон, формально является нарушением п. 1.6 Порядка составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденного приказом ГНАУ от 29 марта 2003 года № 143, в котором говорится:
«Оригинал декларации с соответствующими приложениями представляется плательщиком в налоговый орган по местонахождению плательщика на одном двустороннем листе форматом А4 с соответствующими приложениями на односторонних листах форматом А4».
Ну а теперь перейдем вплотную к нашему вопросу.
Несколько слов о недействительности деклараций. Напомним, что ст. 19 Конституции Украины гласит:
«Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».
Ни Закон «О государственной налоговой службе в Украине», ни какой-либо другой закон Украины не предоставляют права органам налоговой службы признавать декларации недействительными. Видимо, поэтому в п. 4.5 новых Методрекомендаций уже отсутствуют слова о признании налоговой отчетности недействительной, в отличие от отмененных Методрекомендаций.
Вообще же о п. 4.5 Методрекомендаций следует сказать, что его содержание явно не соответствует действующему законодательству Украины.
Согласно п/п. 4.1.2 Закона «О порядке погашения...» налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов в виде налоговой декларации, которая заполнена им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом налоговой декларацией, если:
1) в ней не указаны обязательные реквизиты,
2) она не подписана соответствующими должностными лицами,
3) она не скреплена печатью плательщика налогов.
Под обязательными реквизитами в п. 4.4 Методрекомендаций понимаются:
- тип документа (отчетный, уточняющий, отчетный новый);
- отчетный (налоговый) период;
- название плательщика налогов;
- код плательщика налогов согласно ЕГРПОУ в соответствии с Постановлением КМУ от 22 января 1996 года № 118 «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» или регистрационный (учетный) номер из ВРГНАУ;
- идентификационный номер согласно ГРФЛ или в случае отказа от него - серия и номер паспорта для физического лица;
- местонахождение плательщика налогов;
- название ОГНС, в который представляется отчетность;
- дата представления отчета (или дата заполнения - в зависимости от формы);
- подписи должностных лиц, заверенные печатью.
Для отчетов, в которых это предусмотрено формой:
- уточняемый отчетный (налоговый) период в случае представления плательщиком налогов уточняющего расчета;
- инициалы, фамилии и идентификационные номера должностных лиц;
- код вида экономической деятельности (КВЭД);
- код органа местного самоуправления по КОАТУУ;
- индивидуальный налоговый номер и номер свидетельства о регистрации для плательщиков НДС.
Как видим, нарушения, о которых выше шла речь, не дают оснований считать, что налоговые декларации, отвергнутые налоговиками, не имеют обязательных реквизитов.
Следовательно, п. 4.5 Методрекомендаций безосновательно расширил перечень оснований, по которым налоговый орган может не признать налоговую декларацию в качестве таковой, пятью незаконными основаниями (помимо трех вышеуказанных из п/п. 4.1.2 Закона).
Согласно указанному п. 4.5 Методрекомендаций, если декларация принимается в канцелярии, то налоговики должны сразу при приеме такой декларации предупредить плательщика налогов в устной форме о выявленных недостатках и последствиях приема органами ГНС такой налоговой отчетности и предложить представить новую, оформленную надлежащим образом. И только если плательщик налогов настаивает на приеме отчетности, отчетность принимается, регистрируется и вместе со служебной запиской передается в отраслевое подразделение для дальнейшего хранения в отчетной части личного дела плательщика налогов. На экземпляре, остающемся у плательщика налогов, проставляется штамп «ПОЛУЧЕНО, предупрежден о возможности непризнания».
Таким образом, если изначально налоговая отчетность была принята нормально, без проставления указанных штампов, а затем плательщик получает упомянутые письма о ее непризнании, то можно говорить и о нарушении налоговиками собственных Методрекомендаций, что тоже может быть некоторым аргументом в суде в пользу плательщика.
В то же время, если учесть, что сейчас многие плательщики представляют отчетность по почте (электронной или обычной), то узнать о том, что с их отчетностью возникли проблемы, они могут только после получения соответствующего письма из ГНИ.
Так, в соответствии с теми же Методрекомендациями плательщику налогов в трехдневный срок со дня получения отчетности (но не позднее дня, следующего за предельным сроком представления) структурным подразделением, в функции которого входит прием налоговой отчетности, направляется уведомление о непризнании ОГНС декларации в качестве налоговой с указанием оснований и предложением представить новую, оформленную надлежащим образом.
После получения такого письма у плательщика есть две возможности: либо представить новую декларацию, либо обжаловать решение ГНИ.
В первом случае помимо представления новой декларации плательщик должен будет уплатить штраф согласно п/п. 17.1.1 Закона «О порядке погашения...» в размере 170 грн, если он не успеет представить новую декларацию до предельного срока представления декларации. Конечно, размер штрафа небольшой, поэтому многие плательщики готовы уплатить эти деньги, лишь бы не морочить себе голову. Однако следует помнить, что если долго прогибаться, то не стоит удивляться.
Во втором случае плательщик может обжаловать решение ГНИ по непризнанию налоговой декларации либо по линии органов налоговой службы в течение 10 календарных дней после получения письма из ГНИ согласно п/п. 4.2 Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 11 декабря 1996 года № 29, либо в суд.
В отношении судебного обжалования следует отметить, что, хотя непосредственно в самом Законе «О порядке погашения...» прямо предусмотрена возможность судебного обжалования решения налогового органа о непризнании налоговой декларации таковой, на практике иногда встречаются трудности в этом деле. Так, Вадсуд в определении от 01.04.2008 г. по делу агрофирмы «Россия» отметил:
«Таким образом, признание судебными инстанциями письма налогового органа от 27 января 2006 года решением, подлежащим обжалованию в судебном порядке, является противоречащим нормам действующего законодательства, на которые ссылаются сами же судебные инстанции. Судами данным обстоятельствам не дана надлежащая оценка и не выяснено, в каком порядке надлежит обжаловать вопросы, возникающие в связи с оформлением налоговой декларации».
Поэтому обжаловать в этом случае можно не соответствующее уведомление из налогового органа, а действия налогового органа по непризнанию налоговой декларации в качестве налоговой отчетности.
"Бухгалтер" № 38, октябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201
