Зачем нужны правила внутреннего трудового распорядка
на предприятии и как они утверждаются
ВОПРОС: Как составить правила внутреннего трудового распорядка? Обязательно ли иметь на предприятии такой документ и каковы санкции за его отсутствие?
ОТВЕТ: Начнем со второго вопроса. Хотя документ под названием «Правила внутреннего трудового распорядка» (далее - Правила) неоднократно упоминается в КЗоТе, ряде законов, множестве подзаконных актов и даже в некоторых международных конвенциях, подписанных Украиной, нигде нет прямых указаний на обязательность его применения на предприятии. Некоторые намеки на этот счет, правда, имеются, но достаточно косвенные (например, согласно ст. 29 КЗоТ собственник или уполномоченный им орган до начала работы обязан ознакомить работника с Правилами).
Так или иначе специальные санкции за отсутствие на предприятии Правил законодательством не установлены, а под «общетрудовой» админштраф по ст. 41 КоАП данная ситуация явно не подпадает (и на практике, насколько нам известно, этот штраф в подобных случах не применяется). Поэтому многие предприятия прекрасно обходятся без Правил, заменяя их приказами, инструкциями, графиками сменности и другими внутренними документами.
Тем не менее мы настоятельно рекомендуем составить и утвердить Правила с соблюдением всех необходимых формальностей.
Во-первых, Правила пригодятся вам при всевозможных проверках. Напомним, что согласно ст. 4 «контрольно-надзорного» Закона плановые и внеплановые проверки могут проводиться исключительно в рабочее время субъекта, установленное Правилами.
Во-вторых, к тем же Правилам привязаны сроки сдачи наличности в банк. В соответствии с п. 5.1 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637, с изменениями, предприятиям, у которых время окончания рабочего дня (смены), установленное Правилами и графиком сменности, не позволяет обеспечить сдачу наличной выручки в день ее поступления, разрешено сдавать ее на следующий день. В-третьих, не следует забывать о прямом назначении Правил - регулировании трудовых отношений. Так, согласно ст. 40 КЗоТ одним из оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя является «систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания».
То есть работодатель, оформивший надлежащим образом Правила, упрочивает свои позиции в случае судебного рассмотрения трудового спора. Отсутствие же Правил, наоборот, может подтолкнуть суд к принятию решения в пользу работника.
Польза от Правил может быть даже в налоговых вопросах. Ведь обязанность соблюдать Правила является одним из важнейших признаков, отличающих «трудовых» работников от «гражданско-правовых» (выполняющих работы по договору подряда или другому аналогичному договору), что, в свою очередь, обусловливает разницу в налогообложении таких лиц.
Теперь посмотрим, что же конкретно должно быть в Правилах зафиксировано. КЗоТ предусматривает не слишком много таких моментов: время начала и окончания и продолжительность ежедневной работы (смены) (ст. 57 КЗоТ), порядок чередования смен (ст. 58), время начала и окончания перерыва (ст. 66), перечень поощрений за успехи в труде (ст. 143), обязанности работника исполнять требования нормативных актов по охране труда (ст. 159).
Правила должны составляться на основе общих или отраслевых типовых правил (ст. 142 КЗоТ), однако в ныне действующем украинском законодательстве таковые отсутствуют. Вернее, подобные документы имеются, но сфера их применения ограничена работниками учебно-воспитательных заведений системы Минобразования, работниками аппарата Госкомводхоза, работниками центрального аппарата Минагрополитики, работниками системы органов Госсудадминистрации, а также предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Госсудадминистрации.*
Что же касается общего образца, то его роль до сих пор выполняют Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 20.07.84 г. № 213. Несмотря на свой, мягко говоря, почтенный возраст и более чем устаревшее содержание**, документ этот продолжает действовать (разумеется, в части, не противоречащей украинскому законодательству), и его легитимность подтверждается как судебной практикой, так и мнением авторитетных специалистов по трудовому праву***.
В своей основе Типовые правила представляют собой подборку раскавыченных цитат из советского КЗоТа. Перерабатывать старый типовой текст, очищая его от «пережитков социализма» и проверяя на соответствие нынешнему законодательству, - задача довольно трудоемкая. Куда проще будет составить из норм действующего КЗоТа новую основу, а затем вписать в текст те специфические моменты, которые вам действительно хотелось бы зафиксировать в Правилах. Ну а чтобы формально ваш документ мог считаться составленным на основе Типовых правил, достаточно будет, на наш взгляд, воспроизвести их структуру. В частности, в конкретных Правилах желательно оставить названия разделов, соответствующие типовым:
I. Общие положения.
II. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих.
III. Основные обязанности рабочих и служащих.
IV. Основные обязанности администрации.
V. Рабочее время и его использование.
VI. Поощрения за успехи в работе.
VII. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Напоследок остановимся на процедуре утверждения Правил. Эта процедура не менее экзотична, чем документ, предусмотренный для них в качестве образца. Дело в том, что статья 142 КЗоТ однозначно требует, чтобы Правила утверждались трудовым коллективом по представлению собственника (уполномоченного им органа) и выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя). То есть по закону роль собственника ограничивается подготовкой Правил (совместно или по согласованию с профорганизацией) и представлением их на утверждение трудовому коллективу.
В связи с этим приходится обращаться, опять же, к старому Закону СССР от 17.06.83 г. № 9500-Х «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Именно в названном Законе содержатся указания относительно правомочности собрания или конференции трудового коллектива (в собрании должно участвовать более половины членов коллектива, в конференции - не менее двух третей делегатов) и порядка голосования (решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов коллектива, присутствующих на собрании или конференции).
Конечно, и Закон устарел, и предусмотренная им процедура слишком морочлива, зато уж к Правилам, утвержденным по этой процедуре, никто не сможет придраться.
____________________
* Кроме того, в ряде отраслей вместо типовых правил применяются дисциплинарные уставы и положения (для работников прокуратуры, железных дорог, горнодобывающих предприятий и т. д.).
** Чего стоят хотя бы фразы о «воспитании рабочих и служащих в духе коммунистического отношения к труду» или об «обязанности и деле чести каждого способного к труду гражданина СССР <...> в избранной им области общественно полезной деятельности»!
*** См., например, Ротань В. Г, Стычинский Б. С., Зуб И. В. Научно-практический комментарий к законодательству Украины о труде. - 7-е изд., доп. и перераб.- К.: А.С.К., 2006.- С. 654-671.
"Бухгалтер" № 34, сентябрь (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201
