Предприниматель имеет лицензию на медпрактику: можно ли
использовать труд других врачей; лицензируются ли массажные
услуги; контроль и ответственность за безлицензионность

ВОПРОС: Основным видом деятельности предприятия яв­ляется предоставление медицинских услуг в со­ответствии с лицензией, выданной Минздравом Украины. При этом некоторые медработники на­шего предприятия зарегистрированы в качестве частных предпринимателей.

Разъясните, пожалуйста:

1. Может ли частный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление медицинской прак­тики, использовать труд других врачей? А если использует, что будет с лицензией?

2. Подлежит ли лицензированию деятельность по лечебному и другим видам массажа?

3. Кто осуществляет контроль за наличием лицен­зий и какую ответственность несет предпринима­тель за ее отсутствие?

ОТВЕТ:

1.

Напомним, что статья 1 Закона от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», с изменениями (да­лее - Закон о лицензирований), гласит:

«лицензия - документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выпол­нения лицензионных условий».

При этом согласно ст. 3 Закона о лицензирова­нии лицензия является единственным документом разрешительного характера, дающим право на за­нятие определенным видом хозяйственной деятель­ности.

В письме Минздрава* Украины от 16.11.2007 г. № 21.40.41-10-58/3027 разъясняется, что лицензия на осуществление хозяйственной деятельности физического лица по медицинской практике по кон­кретной врачебной специальности является раз­решительным документом индивидуального харак­тера. По мнению Минздрава, такая лицензия дает право осуществлять медпрактику только лицензиа­ту**, и работа по этой лицензии других врачей рас­ценивается как передача лицензии другим лицам***.

Поэтому, считает Минздрав, для осуществления хоздеятельности с привлечением других врачей нуж­но получить лицензию на юридическое лицо на ме­дицинскую практику по определенным врачебным специальностям.

Таким образом, медработники могут реализо­вать свое право на труд либо под юридической кры­шей, либо осуществлять педпрактику на основа­нии индивидуальной лицензии без использования труда других медработников.**** При этом Минзд­рав напоминает, что если ЧП уже использует труд нанятых им врачей, он должен расторгнуть тру­довые отношения с ними на основании ст. 7 КЗоТ*****.

В противном случае работа по такой лицензии других врачей - специалистов расценивается как пе­редача лицензии другим лицам, что является нару­шением ст. 14 Закона о лицензировании, запрещаю­щей передачу лицензии или ее копии другому физи­ческому или юридическому лицу для проведения хозяйственной деятельности. В свою очередь акт об установлении факта передачи лицензии или ее ко­пии другому юр- или физлииу (в том числе и наем­ным работникам) для проведения хоздеятельности является основанием для ее аннулирования (см. ст. 21 Закона о лицензировании).

Подобный вывод содержится также в письме Минздрава от 15.05.2008 г. № 21-30-33-24/288. Так что не рискуйте.

2.

В соответствии с п. 1.2 Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по медицин­ской практике, утвержденных совместным приказом Госкомпредпринимательства, Минздрава Украины от 16.02.2001г. № 38/63, с изменениями (далее - Лицензионные условия), медицинская практика - это деятельность, связанная с комплексом специальных мероприятий, направленных на улучшение здоровья, повышение санитарной культуры, предупреждение заболеваний и инвалидности и на другие меры, кото­рые осуществляются лицами со специальным обра­зованием.

Что такое массаж и каких видов он бывает, разъяс­няется в письме Госкомпредпринимательства от 04.11.2004 г. № 7706. В нем Комитет со ссылкой на письмо Минздрава от 05.10.2004 г. № 3.08-19/877 сообщает, что в медицинской практике массаж - это механическое воздействие на ткани с помощью специальных навыков и приемов.

Различают следующие виды массажа: лечебный (применяют при различных заболеваниях), гигие­нический (применяется для оздоровления организ­ма и профилактики заболеваний), косметологический как подвид гигиенического и спортивный (для улучшения функциональной деятельности мышц).

В письме Минздрава от 15.05.2008 г. № 21-30-33-24/288 разъясняется, что предпринимательская деятельность по лечебному массажу, который при­меняется при лечении больных, относится к меди­цинской практике и в соответствии с требованиями Закона о лицензировании подлежит лицензированию.

Правда, в Номенклатуре врачебных специально­стей, утвержденной приказом Минздрава Украины от 19.12.97 г. № 359 «О дальнейшем усовершенство­вании аттестации врачей», специальность «лечебный массаж» не предусмотрена. В то же время ст. 74 Ос­нов законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-XII установлено, что лица, за­нимающиеся медицинской практикой, должны иметь соответствующее специальное образование и соответствовать единым квалификационным требовани­ям. Такие требования установлены тем же приказом Минздрава от 19.12.97 г. № 359 и в Перечне вы­сших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической дея­тельностью.

Госкомпредпринимательства в письме от 04.11.2004 г. № 7706 со ссылкой на Лицензионные условия сооб­щает, что на получение лицензии на осуществление ме­дицинской практики по лечебному массажу имеют право специалисты с соответствующим средним ме­дицинским специальным образованием (медсестра, фельдшер и акушерка), прошедшие специализацию по лечебному массажу, а также выпускники физкультур­ных вузов, которые прошли специализацию по лечеб­ному массажу.

А вот деятельность по предоставлению других разновидностей массажа, говорится в письме Мин­здрава от 15.05.2008 г. № 21-30-33-24/288, не лицензируется, поскольку предусматривает работу со здоровыми людьми (в спорткомплексах, бассейнах, саунах и т. п.). Поэтому услуги, которые предоставляются посетителям таких заведений, не под­лежат лицензированию.

Кстати, позицию по вопросу необходимости ли­цензирования в зависимости от вида массажа под­держивает и Госкомпредпринимательства. В своем письме от 15.05.2008 г. № 4051 он констатирует, что «лицензируется медицинская практика по специаль­ности "медицинская сестра по массажу", применя­емая при лечении больных людей, для осуществления которой необходимо специальное образование».

А теперь коротко и понятными словами: дея­тельность по лечебному массажу, который приме­няется при лечении больных, лицензируется. Оста­льные виды массажных услуг, получателями кото­рых являются здоровые люди, лицензированию не подлежат. В общем, обязательность лицензирова­ния - в пытливых умах и умелых руках массажи­стов (или их руководства).

3.

В соответствии с п. 1 Положения о Государ­ственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, утвер­жденного Постановлением КМУ от 26.04.2007г. № 667, специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования является Госкомпредпри­нимательства.

Таким образом, Госкомпредпринимательства имеет право осуществлять контроль за наличием лицензий у субъектов хозяйствования. Об этом Комитет любезно сообщил в своем письме от 02.08.2007 г. № 5663.

Кроме того, в письме от 12.02.2007 г. № 1001 Госкомпредпринимательства поведал о том, что конт­роль за соблюдением субъектами хозяйствования Лицензионных условий проведения определенных ви­дов хозяйственной деятельности в области здраво­охранения осуществляет и Минздрав Украины как орган лицензирования.

В то же время органы государственной налоговой службы (далее - органы ГНС) тоже имеют опреде­ленные полномочия и права на осуществление конт­роля за наличием лицензий (ст. 8, 10 и 11 Закона «О государственной налоговой службе в Украине»).

Согласно ст. 164 КоАП осуществление хозяй­ственной деятельности без получения соответству­ющей лицензии влечет наложение штрафа в разме­ре от 20 до 40 нмдг (от 340 грн до 680 грн). За то же нарушение, совершенное повторно в течение года, взыскивается штраф от 30 до 60 нмдг (от 510 грн до 1020 грн). Должностные лица органов ГНС****** име­ют право составлять протоколы о таких правонару­шениях (ст. 255 КоАП) и передавать их на рассмот­рение в суд (ст. 221 КоАП).

Следует отметить, что законодательством преду­смотрены и другие меры воздействия на субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность без соответствующей лицензии. Так, заключенные дого­воры могут быть признаны недействительными (см. по этому поводу с. 42-43 настоящего выпуска).

____________________

* Постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698 «Об утверждении Перечня органов лицензирования» Минзд­равом было утверждено в качестве органа лицензиро­вания в сфере медицинской практики (см. п. 6 упо­мянутого Перечня).

** Согласно ст. 1 Закона о лицензировании лицен­зиат - это субъект хозяйствования, получивший лицензию на проведение «лицензионного» вида деятельности. А под субъектом хозяйствования в той же статье понимается зарегистрированное в установленном законодательством порядке юри­дическое или физическое лицо - субъект пред­принимательской деятельности.

*** На наш взгляд, данный подход является сомни­тельным. Речь ведь идет не о передаче лицензии другому лицу, а об использовании лицом, имеющим лицензию, наемного труда. Мы считаем, что нет ни­какой разницы, кто использует наемный труд - юри­дическое лицо или физлицо-предприниматель. Глав­ное, чтобы наемный работник имел право осуществ­лять медицинскую деятельность (условия - см. в приказе Госкомпредпринимательства и Минздра­ва от 16.02.2001 г. № 38/63).

**** Использование труда других работников, на­пример бухгалтера, секретаря, водителя и т. п., ра­зумеется, не запрещается.

***** В ст. 7 КЗоТ определены особенности регули­рования труда некоторых категорий работников, в том числе и работников, которые работают у фи­зических лиц по трудовым договорам. Дополни­тельные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях (нарушение установленных правил приема на работу и др.) устанавливаются законодательством.

****** И не только они. Составление протоколов на осно­вании ст. 164 КоАП относится к компетенции орга­нов внутренних дел, финансовых органов, СБУ, органов ГНС и других.

"Бухгалтер" № 33, сентябрь (I) 2009 г.
Подписной индекс 74201