Обложение НДС операций по
международной перевозке грузов
ВОПРОС: В свете изменений, внесенных Законом от 04.06.2009 г. № 1451-VI в Закон «О налоге на добавленную стоимость», просим предоставить ответы на следующие вопросы.
Два разных нерезидента по разным договорам предоставляют нам услуги по перевозке грузов.
Первый доставляет грузы автотранспортом от производителя в морской порт (эта перевозка, естественно, производится только за пределами Украины).
Второй доставляет грузы водным транспортом из порта иностранного государства в украинский порт.
Должны ли мы уплачивать «импортный» НДС со стоимости услуг по перевозке, предоставленных нам нерезидентами в первом и во втором случаях?
Если да, то как в таком случае рассчитывать базу обложения НДС - с применением обычных цен или без, а также когда и в какой сумме мы сможем отнести этот НДС в налоговый кредит?
Как правильно отражать такие операции в декларации по НДС?
ОТВЕТ:
Обложение НДС
Попробуем определиться с ответами в свете обновленных (упомянутым Законом № 1451-VI) норм Закона об НДС, регулирующих налогообложение упомянутых в вопросе перевозческих услуг.
Вначале напомним читателям такую тривиальную вещь: Закон об НДС в определенных ситуациях предусматривает уплату этого налога не только лицами, предоставляющими (поставляющими) услуги, но в том числе и лицами, услуги получающими (то есть они здесь фактически должны выполнять функции налогового агента лица, которое предоставляет услуги).
Как правило, последнее предписано Законом об НДС в отношении тех случаев, когда лицо, предоставляющее услуги, является нерезидентом, а получающее - резидентом Украины (как и в описанных в вопросе ситуациях). Но только когда местом поставки предоставленных услуг согласно п. 6.5 Закона об НДС будет считаться территория Украины и если налог с такой операции не уплатит постоянное представительство нерезидента в Украине - см. п/п. «г» п. 10.1 Закона.
Мы уже писали о том, что Законом № 1451-VI была устранена коллизия между нормами п/п. 3.1.1 и п. 6.5 (и 6.4) Закона об НДС и приоритет отдан последним - то есть «месту поставки». Следовательно, теперь для целей ориентировки в вопросах (не)обложения налогом конкретных операций «место фактического предоставления» услуг (или товаров) значения не имеет. (Разве что это место совпадет с «местом поставки» услуг (товаров), определенным согласно п. 6.5 (6.4) Закона, но и тогда «играет» все равно «место поставки».)
Ответ на вопросы начнем с новоиспеченных определений соответствующих терминов. Сначала - общее:
«1.19. Услуга по международной перевозке - услуга по перевозке пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений любым транспортным средством, если такая перевозка осуществляется по территории двух или более стран и при этом пункт отправления, или пункт назначения, или тот и другой находятся на территории Украины. При этом с целью налогообложения резидентский статус сторон договора о таких перевозках не принимается во внимание».
А теперь - специальное (поскольку в первом случае мы имеем дело с перевозкой грузов автомобильным транспортом):
«1.21. Услуга по международной перевозке грузов автомобильным транспортом - транспортные услуги плательщика данного налога по перевозке грузов транспортными средствами за вознаграждение, если указанные в договоре место приема груза для перевозки и место, предусмотренное для его доставки, находятся в разных странах, из которых одна является Украиной, и к такому договору о перевозке применяются нормы Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19 мая 1956 года».
Какие же напрашиваются выводы в отношении наших двух перевозок исходя из этих норм Закона?
1
Что касается первой перевозки груза - автомобильным транспортом до порта отправки груза, то такая перевозка не может считаться ни международной перевозкой в широком смысле, ни международной перевозкой грузов автомобильным транспортом.
Ведь по первому договору перевозки и пункт отправления груза расположен на территории иностранного государства, и пункт доставки груза (порт) тоже расположен на территории иностранного государства, причем для целей налогообложения не имеет значения - того же самого или другого государства.
То есть неважно, сколько границ пересек перевозчик при доставке груза, - важно, что он (с грузом) не пересек границу Украины.
Кстати, по вопросу (не)применения норм упомянутой Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19 мая 1956 года в отношении конкретного договора на перевозку грузов автомобильным транспортом отметим следующее.
Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции она «применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место при перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух разных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в Конвенции. Применение Конвенции не зависит от местожительства и национальности заключающих договор сторон».
То есть в нашей ситуации, если место приема к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находились на территории одного иностранного государства, то и нормы данной Конвенции к такому договору, судя по всему, применяться не должны.
Однако факт неприменения к договору норм Конвенции уже не имеет никакого значения, ибо данный договор не будет для целей обложения НДС расцениваться как услуга по международной перевозке, поскольку, как уже упоминалось, груз в рамках данной перевозки не пересекает таможенную границу Украины.
Что же касается тех договоров на услуги по перевозке, которые для целей Закона об НДС подпадают под определение «услуга по международной перевозке грузов автомобильным транспортом», то любые такие договоры автоматически подпадают под действие упомянутой Конвенции (см. выше цитату). А услуга по договору на перевозку груза автотранспортом, не подпадающему под применение Конвенции, и так априори не может расцениваться для НДСных целей как «услуга по международной перевозке». В свете чего непонятно, зачем законодатели сделали соответствующую оговорку о Конвенции в вышеприведенном п. 1.21 Закона об НДС.
Поэтому в данном случае для целей обложения НДС такая услуга нерезидента будет расцениваться не как международная (авто)перевозка, а как другая (прочая) услуга.
Следовательно, специальная норма - из подпункта 6.2.4 Закона к данной автоперевозке применяться не может, и налогообложение этих («других») «перевозческих» услуг (которые «благодаря» подпункту 6.5 «а» Закона об НДС попадают своим «местом поставки» точнехонько на территорию Украины) должно производиться на основании других норм Закона об НДС - в частности, п. 6.1 (в том числе и п/п. 6.1.1) данного Закона. А этот пункт предусматривает ставку налогообложения - 20%, да к тому же еще, судя по всему, накручивающуюся «снаружи» на всю стоимость услуг.
Хотя здесь есть нюанс: если нерезидент будет согласен на удержание данного налога за счет суммы, причитающейся ему в оплату услуг, и это будет оговорено в договоре на перевозку, то налог составит 1/6 часть (16,67%) от стоимости услуг. (Естественно, при этом сумма «к перечислению» нерезиденту по контракту будет уменьшена и составит 5/6 от общей стоимости услуг.) Однако в таком случае фактически 20% «сверху» на стоимость своих услуг накрутит непосредственно сам нерезидент-перевозчик. В итоге то на то и выйдет.
Если же такой оговорки (об удержа нии суммы НДС) в договоре нет, то применить ставку НДС в размере 16,67% от суммы, перечисляемой/перечисленной нерезиденту, рискнет только очень смелый плательщик.
Итак, если раньше - до изменений, внесенных Законом № 1451-VI, - в отношении подобной автоперевозки можно было, опираясь на упомянутый подпункт 6.2.4 (делая акцент на словах «между пунктами за пределами государственной границы Украины»*), отстаивать нулевую ставку налога, то сейчас такая возможность накрылась окончательно.
Впрочем, отметим, что налоговики раньше - при действии старых норм (на наш взгляд, незаконно) - считали, что к перевозкам с «забугровыми» маршрутами, когда перевозчиком будет нерезидент, нулевая ставка налога применяться т может: мол, она применима только резидентами - см. по этому поводу, например, п. 4 их письма от 14.06.2008г. № 5977/6/16-1515-20.
Теперь же такие перевозки выпали из-под определения перевозок «международных» и, как мы уже говорили выше, норма п/п. 6.5«а» загоняет место поставки таких «забугорных» перевозок на территорию Украины - то есть под налогообложение 20% НДСа (ведь «ноль» - по 6.2.4- здесь пролетает, как фанера...).
Ситуация может быть иной, если у нерезидента-перевозчика имеется его постоянное представительство на территории Украины (либо он действует через агента-резидента): тогда получатель услуг может попытаться перевалить налоговое бремя на плечи представительства нерезидента (или его агента), опираясь на норму того же п/п. 6.5 «а».
В таком случае можно попробовать проигнорировать нерезНДС, просто указав в договоре с нерезидентом на наличие у него постоянного представительства на территории Украины (хотя, например, киевские налоговики считают, что это необязательно - см. п. 1 письма ГНА в г. Киеве от 29.06.2006г. № 482/10/ 31-106).
Однако если такого представительства у нерезидента в Украине нет или если оно есть, но расчеты по конкретному договору перевозки велись не через него (и/или данный НДС им не будет уплачен), то дальнейшие проблемы с нерезНДСом у плательщика весьма вероятны.
Можно попытаться кинуть бюджет опираясь на тот факт, что стоимость услуг нерезидента не превышает 300 тыс. грн и поэтому последний не вписывается в категорию плательщиков данного налога, а значит, и НДС на такие услуги получатель «крутить» и платить в бюджет не должен.
В то же время такой защитный ход выглядит не очень внушительно, ибо налоговики могут парировать следующим образом: откуда плательщику известен общий объем всех хозопераций с «местом поставки» на территории Украины данного конкретного нерезидента?!.. При этом какие-либо справки и бумажки от нерезидента (или указание об этом прямо в контракте) они могут не принять в расчет - мол, плательщик не имеет полномочий на проверку достоверности такой информации.
Однако, если документы, которые подтвердят непопадание нерезидента в плательщики НДС в связи с «малообъемностыо», будут наличествовать, плательщик может заявить, что у него не было оснований не доверять в этом вопросе нерезиденту - и пусть налоговики сами проверят достоверность «объемноукраинского» показателя нерезидента.
Впрочем, существует опасность, что последствия необложения под этим предлогом нерезидентских услуг могут быть и негативными, поскольку налоговики наверняка в такой ситуации произведут доначисления НДС (с букетом санкций). И на положительные решения судов при этом особо сильно уповать не стоит.
2
Иная ситуация складывается с налогообложением второй («водной») перевозки груза.
Эта перевозка уже вполне вписывается в определение «Услуга по международной перевозке» - ведь перевозка груза осуществлялась по водной территории двух (а может, и более) стран и пункт ее назначения (украинский порт) явно находится на территории Украины.
Поэтому в отношении части такой операции можно совершенно законно применять нулевую ставку, предусмотренную в новой редакции п/п. 6.2.4. Напомним, что согласно второму абзацу п/п. 6.2.4 НДСом по нулевой ставке облагается «поставка услуг по международной перевозке пассажиров, их багажа и грузов иными видами транспорта, нежели указанные в абзаце первом настоящего подпункта [В первом абзаце речь идет об автотранспорте и международных отправлениях, осуществляемых любыми видами транспорта**], за пределами государственной границы Украины».
Таким образом, нулевую ставку здесь можно будет применить, но только в отношении стоимости части маршрута водной перевозки - от порта отправления до государственной (водной) границы Украины.
В принципе, аналогичным образом налогообложение такой перевозки следовало производить и раньше, однако, как мы уже указывали, раньше налоговики считали, что здесь должно быть не применение нулевой ставки, а просто отсутствие объекта обложения НДСом - см. п. 4 упомянутого письма от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20. (К этому их дополнительно подталкивала имевшаяся тогда в Законе конкуренция между «местом предоставления» и «местом поставки».)
Мы считаем, что сейчас - в свете новых изменений - повод для подобного фискальничанья отпал напрочь: обратите внимание в вышеприведенном п. 1.19 Закона об НДС на фразу:
«При этом с целью налогообложения резидентский статус сторон договора о таких перевозках не принимается во внимание».
Таким образом, теперь распространять применение нулевой ставки только на обороты резидентов - в свете нового пункта 1.19 Закона об НДС (и устраненной конкуренции между п/п. 3.1.1 и п. 6.5) -налоговики уже не смогут.
Теперь вспомним еще об одном новом термине-норме.
Новый пункт 1.22 Закона об НДС гласит:
«1.22. Сплошная (неделимая) услуга по международной перевозке пассажиров, багажа, грузов и международных отправлений - услуга по перевозке (доставке) пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений от пункта отправления (приема груза или международного отправления для перевозки) на территории Украины до пункта таможенного оформления, от пункта таможенного оформления до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины и/или между пунктами за пределами таможенной границы Украины, а также от пункта отправления (приема груза или международного отправления для перевозки) за пределами территории Украины до пункта таможенного оформления в пределах государственной границы Украины, от пункта таможенного оформления до пункта назначения (доставки) в пределах таможенной границы Украины.
Если плательщик налога предоставляет сплошную (неделимую) услугу по международной перевозке автомобильным транспортом пассажиров, их багажа или грузов, то для целей налогообложения стоимосгь такой услуги делится пропорционально отрезкам перевозки, в отношении которых установлены разные ставки обложения данным налогом или освобождение от налогообложения***».
Отметим, что п. 1.22 в своем последнем абзаце иных видов транспорта (кроме автомобильного) не касается, то есть здесь можно будет продолжать играть с расценками на пограничный участок маршрута и послеграничный участок, чтобы уменьшить сумму, попадающую под НДС.
В этом случае может быть еще одна проблема при общей («г делимой на до и после границы) стоимости перевозки - с определением протяженности (и удельного веса) отрезка перевозки до границы Украины и после нее и, соответственно, сумм, облагаемых по разным ставкам НДСом. Как тут быть бухгалтеру? У штурмана корабля, что ли, данные запрашивать?
Советуем во избежание этих проблем либо отдельно расценивать перевозку «до» и «после» (что может быть налоговополезно - см. выше), либо специально оговаривать протяженность участков «до» и «после» непосредственно в договоре перевозки (или других документах).
Аналогично теперь облагаются (и сопровождаются при этом теми же проблемами) международные перевозки грузов и пассажиров (кроме автомобильных и международных отправлений) любыми другими видами транспорта, включая и авиационный (!), который ранее, напомним, НДСно «обнулялся» по всей протяженности маршрута полета****.
Перевозки этими остальными видами транспорта (кроме авиа) и до изменений, внесенных Законом № 1451-VI, на территории Украины облагались НДСом по полной ставке.
(Прим. : варианты отмахи от нерезНДСа см. выше по тексту - в описании обложения первого договора перевозки.)
Такие вот выходят НДСноперевозочпые расчетики...
Теперь ответим на оставшиеся вопросы.
База и налоговый кредит
В отношении определения базы обложения этих услуг укрНДСом и (не)применения обычных цен при обложении «президентских услуг отметим следующее.
При исчислении базы обложения НДСом нерезидентских услуг, получаемых резидентами, обычные цены не применяются точно.
Во втором абзаце п/п. 4.3 Закона об НДС сказано:
«Для услуг, поставляемых нерезидентами с местом их предоставления на таможенной территории Украины, базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость таких работ (услуг) с учетом акцизного сбора, а также других налогов, сборов (обязательных платежей), за исключением налога на добавленную стоимость, включаемых в цену поставки работ (услуг) согласно законам Украины по вопросам налогообложения. Определенная стоимость пересчитывается в украинские гривни по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действовавшему на конец операционного дня, предшествовавшего дню, в котором был составлен акт, удостоверяющий факт получения услуг».
То есть базой обложения в данных случаях будет контрактная стоимость перевозок, которую следует пересчитать в гривни по курсу НБУ на конец дня, предшествующего дню подписания акта о предоставлении «перевозческих» услуг.
Однако тут имеется нюанс.
Поскольку согласно п/п. 7.3.6 Закона об НДС налоговые обязательства по НДС здесь возникают по первому событию между перечислением денег и подписанием акта, то в случае перечисления перевозчикам предоплаты налоговики требуют отражения НО по дате предоплаты и исчисления при этом базы обложения налогом по курсу НБУ на дату предоплаты. Однако при этом - с последующим пересчетом и корректировкой суммы НО (и НК) по курсу НБУ на дату подписания акта о предоставлении услуг. (Об этом - см. в письмах ГНАУ от 07.09.2006г. № 16636/ 7/31-3017 и от 27.05.2005г. № 4804/6/15-2315)
В состав налогового кредита суммы НДС, исчисленные вышеупомянутым способом, попадают в следующем отчетном периоде за периодом отражения их в составе НО - согласно п/п. 7.5.2 (по совокупности с п/п. 7.3.6) Закона. (И аналогично впоследствии корректируются - если НО и НК заявлялись при предоплате.)
Отражение в декларации
Стоимость нерезидентских услуг по перевозке, которая облагается НДСом по ставке 20%, и сумма налога, с нее исчисленная, отражаются по строке /раздела /декларации по НДС в колонках А и Б (соответственно).
В декларации за следующий налоговый период (при условии «хозяйственного» использования полученных услуг в своих налогооблагаемых операциях) плательщик отражает стоимость нерезуслуг и сумму налогового кредита с них по строке 12.4 раздела П декларации по НДС в колонках А и Б (соответственно).
Что касается отражения в декларации объемов поставки нерезидентских услуг, облагаемых НДС по пулевой ставке, то они, по нашему мнению, отражаться по строке 2.2 декларации в колонке А в составе нулевых операций самого плательщика не должны. Дело в том, что в отношении налогообложения данных операций плательщик выполняет функции налогового агента и смешивание по одной строке декларации чужих операций со своими будет выглядеть весьма нелогично и может исказить (искусственно завысить) общую сумму налогооблагаемых операций плательщика.
Иные строки декларации для отражения таких сумм тоже не приспособлены.
Поэтому суммы нерезидентских услуг, облагаемые по нулевой ставке, мы в декларации по НДС не отражали бы. (Кстати, до внесения упомянутых изменений в Закон об НДС мы также отмечали, что отражать суммы таких услуг в декларации по НДС негде.)
_______________________
* Отметим, что вышеупомянутые слова («между пунктами за пределами государственной границы Украины») в измененной Законом № 1451-VI редакции п/п. 6.2.4 Закона об НДС все равно остались, правда теперь они относятся только к автомобильным перевозкам (и к международным отправлениям). В то же время, поскольку перевозки по «зарубежным» маршрутам не вписываются теперь ни в общее определение термина (п. 1.19 Закона), ни в частные (автомобильные) перевозочные термины (п. 1.20 и 1.21 Закона), то упомянутые слова в первом абзаце подпункта 6.2.4, если их рассматривать в отдельном контексте (а не как составляющую какого-то маршрута сплошной (неделимой) перевозки), судя по всему, после вступления в силу Закона № 1451 стали эдаким нормативным «атавизмом».
** Определения термина «Международное отправление» (который охватывает и «Международное экспресс-отправление» и «Международное почтовое отправление») приведены в п. 1.23 и 1.24 Закона об НДС. Похоже, что перевозка нашего груза туда не вписывается - в противном случае можно было бы применить нулевую ставку ко всему маршруту (точнее, объему) перевозки.
*** Здесь отметим, что последний абзац, пункта 1.22 касается только автомобильного транспорта.
То есть при автоперевозках пассажиров, багажа или грузов независимо от того, какие установлены расценки за перевозку по разным отрезкам маршрута следования груза, согласно приведенной норме п. 1.22 придется рассчитать в общей протяженности маршрута перевозки удельный вес части маршрута, облагаемой по нулевой ставке, и умножить его на общую стоимость перевозки.
На остаток суммы, приходящийся на долю «внутри-украинского» пути, придется начислить НДС путем накрутки на эту сумму 20%-ной ставки налога «сверху».
**** Это новшество из Закона № 1451-VI, видимо, потянет вверх цены на авиабилеты на международные рейсы и добавит работы бухгалтерам фирм, как перевозящих людей/грузы по «международному» воздуху, так и возящих по такому воздуху свои грузы на чужих (нерезидентских) авиалайнерах.
"Бухгалтер" № 30, август (II) 2009 г.
Подписной индекс 74201
