Жесткий контроль наличных оборотов – один
из шагов борьбы с теневой экономикой

В Украине уже много лет озабочены тем, как сократить хождение в стране “черного” нала. Бесспорно, это очень важно, поскольку именно он питает теневую экономику. А она - как машина на холостом ходу. Деньги, которые проходят через нее, используются неэффективно, уводятся от налогов и, стало быть, усугубляют проблемы пенсионеров, и бюджетников, не повышают благосостояние страны. Эти финансовые обороты свидетельствуют о хищническом отношении к ресурсам.

Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться.

Президент Виктор Ющенко отмечает рост теневого сектора экономики, который в прошлом году возрос на 2,3 процентных пункта и достиг 31,1% от ВВП.

“Это уже не вопрос политики правительства, это вопрос национальной безопасности”, - предупредил Президент Украины на совещании с правоохранительными и контролирующими органами по борьбе с контрабандой и теневой экономикой.

Ющенко добавил, что по оценке Всемирного банка, теневой сектор украинской экономики составляет свыше 50%.

Откуда берется “черный” нал?

Первый их источник - это теневой выпуск продукции (“левая продукция”). Это довольно значительная доля, но с годами она уменьшается.

Второй источник - обналичка. В данном случае речь идет об отмывании денег. Например, вы делаете заказ какой-то фирме. Она соглашается “за получение заказа” заплатить часть денег консультантам, связанным с вами. Через них деньги частично вернутся к вам. Услуги оплачены, формальные признаки сделки существуют, но деньги ушли налево, и они на самом деле представляют собой теневую экономику. Люди постоянно совершенствуют методы увода денег и их легализации.

Куда же уходят эти деньги?

Конечно, можно себе представить так, что они просто присваиваются владельцами, то есть уводятся от налогообложения. Это было бы еще не так плохо, если бы действительно было только так.

На самом деле есть целый ряд расходов, которые могут быть покрыты только таким образом. Примерно треть заработной платы как платили, так и платят в конвертах.

Надо иметь в виду, что большая часть малого бизнеса работает в нежилых помещениях, которые не принадлежат предпринимателям. Они арендуются либо у муниципалитета, либо у кого-то еще. Арендные договоры заключаются таким образом: сумма в контракте проставляется одна, а уплачивается реально другая. Разница - “черный” нал.

С поставщиками проводят такие же расчеты, но в меньшем объеме, нежели с арендаторами.

Имеются еще две статьи расходов по “черному” налу, которые особенно чувствительны. Это неформальные платежи: взятки и оплата услуг криминальной крыши. Суммы довольно значительные. И хотя общие объемы всех этих платежей несколько сокращаются, но в целом явление остается и представляет собой достаточно грозный масштаб.

Теневая экономика существенно распухла, особенно в период ослабления государства. В настоящее время ситуация шаг за шагом меняется.

Но очень медленно, чему тоже есть свои причины. Прежде всего, значительная часть предприятий находится в плохом экономическом, финансовом положении. И вина здесь не государства, не правоохранительных органов или еще кого-то. Просто многие собственники оказались слабыми хозяйственниками и могут выжить только в том случае, если не платят налоги и скрывают деньги.

Что касается других проблем, то это, безусловно, коррупция. Для широкого круга руководителей предприятий существует необходимость “проплачивать” те или иные операции, если они имеют дело с государственными органами, например, получение земли для застройки и т. д.

Это очень высокий барьер для нашего бизнеса, и он с каждым годом становится все выше. Есть и другие причины, питающие теневую экономику. Все они устранимы. Надо иметь терпение и понимать природу бизнеса, который не приемлет слишком резких действий, особенно когда речь идет о защите прав собственности.

Значительная часть теневой экономики - это способы защиты собственности. Можно сколько угодно спорить о том, насколько легально приобретена сама собственность, но если мы хотим, чтобы у нас была нормально, эффективно работающая рыночная экономика, то мы обязаны обеспечить очень хорошую защиту прав собственности и выполнение контрактов. Иначе в рыночной экономике всегда будут возникать нарывы, злокачественные образования, которые могут препятствовать ее развитию. А теневая экономика - это, может быть, одна из самых больших таких опухолей.

Наличка - особый объект
проверок контролирующих органов

Ничего нет удивительного в том, что контролирующие органы несколько лет кряду планируют всерьез заняться контролем за движением налички и соблюдением кассовой дисциплины.

В прошлом году планировалось, что контроль за поступлением и выдачей наличных денег из касс субъектов предпринимательской деятельности будет осуществляться с помощью бланков строгого учета, но эта затея не удалась. И главной причиной оказалась цена, которую нужно было заплатить за желание ужесточить контроль движения налички.

Похоже, что в этом году проверять кассовую дисциплину планируют старым, проверенным способом - с помощью контролирующих органов. Желание контролирующих органов уделить внимание кассовой дисциплине не случайно, так как субъекты предпринимательской деятельности очень расслабились после отмены типовых форм учета в июне 2008 года.

Следует напомнить, что ГНАУ серьезно подготовилась к проверке кассовой дисциплины и в Методических рекомендациях № 210 подробно расписала все тонкости проверки кассовой документации.

Методические рекомендации № 210 разработаны для применения должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы Украины при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка ведения операций с наличностью в национальной валюте, порядка проведения расчетов, полноты оприходования выручки от реализации товаров, а также предупреждения фактов уклонения от выполнения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами.

Выпуск в свет Методических рекомендаций № 210 практически совпал по времени с выходом Постановления № 252, которым Нацбанк Украины утвердил типовые формы кассовых документов. Поэтому не удивительно, что в Методических рекомендациях № 210 очень скрупулезно расписан порядок проверки правильности заполнения всех реквизитов типовых форм учета. Ведь теперь бланки новых типовых форм первичного учета кассовых операций утверждены и контролирующие органы могут на вполне законных основаниях контролировать правильность их заполнения.

На что хотим обратить внимание в связи с утверждением новых типовых форм первичного учета кассовых операций.

Прежде всего, недостатком утверждения новых типовых форм первичного учета кассовых операций является то, что Нацбанк Украины не расписал порядок заполнения той или иной типовой формы учета, как это было в Приказе № 51.

Некоторые опытные бухгалтеры скажут, что ничего страшного в этом нет, так как формы типовых бланков не слишком отличаются от ранее действовавших, да и в Положении № 637 расписан порядок заполнения того или иного кассового документа.

Необходимо обратить внимание на то, что еще в конце августа прошлого года Нацбанк Украины опубликовал проект изменений к Положению № 637. А процедура по утверждению первичных кассовых документов растянулась надолго.

Автор статьи внимательно следила за информацией, связанной с утверждением первичных кассовых документов, и была уверена, что задержка с утверждением привычных для подавляющего большинства бланков - это явно знак какой-то интриги для учетных работников.

Если правительство отказалось от внедрения бланков строгого учета кассовых операций, а Госкомстат самоустранился от разработки бланков первичного учета для кассовых операций, то это неспроста. Нацбанк Украины наверняка что-то задумал для ужесточения контроля в порядке оформления кассовых операций, и для этого ему потребовалось так много времени.

Внимательное ознакомление с бланками первичного учета кассовых документов подтвердило сомнения автора. В новых бланках первичного учета кассовых операций есть нюансы, значительно усложняющие ведение кассовой документации.

Что это за нюансы?

По мнению автора, такими неудобными являются реквизиты, где должна стоять подпись, фамилия и инициалы должностных лиц, ответственных за оформление получения или выдачи налички по кассе.

О том, как в Положении № 637 расписан порядок регистрации кассовых документов, а также при наличии каких разрешительных подписей кассир должен принимать или выдавать наличку, известно всем. Однако соблюсти такой порядок ведения кассовой первички удается не всем субъектам предпринимательской деятельности.

Нельзя сказать, что Положение № 637 далеко от жизни. Вовсе нет, возможно, оно как раз и направлено на сохранность налички и избежание злоупотреблений с ней, вот только в практической жизни соблюсти его не всегда получается.

Если слепо следовать требованиям Положения № 637, то лица, ответственные за подписание кассовых документов, вообще не должны отлучаться с предприятия. Иначе как кассир выдаст деньги под отчет командированному или на хозяйственные нужды, если директор уехал на производственный объект или в структурное подразделение? А ведь деньги, полученные на хознужды, нужно в этот же день выдать на руки работникам, а иначе может быть превышение лимита кассы. Конечно, можно это оформлять заранее какими-то служебными расписками и заверять их подписью руководителя, чтобы потом не нужно было подписывать сам расходный кассовый ордер. Однако в производственной деятельности предприятий все гораздо сложнее и зачастую невозможно спрогнозировать и оформить все ситуации заранее.

Не могут руководители предприятия планировать свой график работы с учетом кассовых премудростей, но и нарушать кассовую дисциплину у субъектов предпринимательской деятельности права нет.

Как же быть в такой ситуации?

Требования к содержанию и расположению
реквизитов кассовых документов

В старых бланках приходных и расходных кассовых ордеров указывались только должности и подписи лиц, ответственных за оформление этих документов, без всяких расшифровок. Для предприятий это было очень удобно, но, с другой стороны, когда возникали какие-то проблемы с кассовыми документами (например, возбуждено уголовное дело), по ним невозможно было установить должностных лиц, поставивших свои подписи на этих документах. Это в равной степени касалось как приходных, так и расходных документов.

Общеизвестно, что больше всего проблем возникает с квитанциями к приходным кассовым ордерам, так как именно на основании этих документов многие предприятия выдают наличные с касс своим сотрудникам под отчет. Достоверно определить невозможно: действующая или фиктивная фирма выдала такой приходный кассовый ордер, да и подписи на ордере обезличены.

Прием наличных в кассы производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия.

Документом, на основании которого принимают в кассу наличные, является приходный кассовый ордер (типовая форма № КО-1), подписанный главным бухгалтером предприятия или уполномоченным на это лицом.

В настоящее время неувязки с расшифровкой подписей на кассовых документах будут сняты. Если печать на приходном кассовом ордере будет достоверной, то предприятие будет нести ответственность за подписи и их расшифровки, проставленные на этих документах.

На практике нередко бывают случаи, когда без ведома кассира и главного бухгалтера выдаются квитанции к приходному ордеру на оплату автоуслуг или продукции предприятия на тот случай, если по дороге автомобиль с продукцией остановят сотрудники ГАИ. Хотя фактически уплаты наличных в кассу предприятия не было.

Поможет ли расшифровка подписей на квитанциях к приходным кассовым ордерам решить проблему с подделкой этих документов, покажет время. А вот хлопот учетным работникам добавит обязательно.

Какие фамилии и инициалы ставить в кассовых документах, если на момент выдачи или приема денежных средств подпись не может быть оформлена или если достоверно неизвестно, кто будет подписывать тот или иной документ? Несколько слов об инициалах. В словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (4-е издание, Москва, 1999 г.) дано следующее определение слову инициалы: “Первые буквы имени и отчества или имени и фамилии”. Таким образом, в кассовых документах лучше всего заполнять фамилию и первые буквы имени и отчества.

Как будут вноситься фамилии в бланки кассовых ордеров предприятиями, использующими программное обеспечение?

Отсутствие специальных требований по оформлению подписей на кассовых документах в Положении № 637 вынуждает нас обратиться к требованиям, которыми регулируются общие правила подписи документов должностными лицами.

Состав реквизитов документов; требования к содержанию и расположению реквизитов документов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к документам, изготавливаемых с помощью печатных средств, регулируются Приказом № 55.

Пунктом 5.23 данного Приказа предусмотрено, что подпись состоит из названия должности лица, подписывающего документ (полной, если документ напечатан не на бланке, сокращенной - на документе, напечатанном на бланке), личной подписи, инициала (-ов) и фамилии.

Реквизит размещают под текстом документа или под отметкой о наличии приложений. В том случае, когда документ подписывают несколько (двое или более) лиц, их подписи располагают друг под другом в соответствии с подчиненностью должностных лиц.

Если документ подписывают несколько лиц одинаковых должностей, то их подписи располагают на одном уровне.

Документы коллегиальных органов подписывают председатель коллегиального органа и секретарь.

В случае отсутствия должностного лица, подпись которого указана в документе, документ подписывает лицо, выполняющее его обязанности, или его заместитель. В этом случае обязательно указывают должность и фамилию лица, подписавшего документ (исправление вносят рукописным или машинописным способом), например: “Исполняющий обязанности”, “Заместитель”.

Подписывать документ с предлогом “за” или ставить косую черту перед названием должности запрещено.

Попробуем применить все вышеизложенное к ситуации с приходными и расходными кассовыми ордерами.

Если приходный кассовый ордер вместо главного бухгалтера подписывает его заместитель, которому это право вменено должностной инструкцией или специальным разрешительным документом (приказом, распоряжением), то реквизиты с подписями в приходном кассовом ордере должны выглядеть следующим образом (рис. 1).

С рисунком 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Говоря о заполнении бланков вручную, берем в расчет ситуацию, когда предприятие использует бланки, изготовленные типографским способом.

Если расходный кассовый ордер вместо руководителя и главного бухгалтера подписывают их заместители, которым

это право вменено должностной инструкцией или специальным разрешительным документом (приказом, распоряжением), то реквизиты с подписями руководителей в расходном кассовом ордере должны выглядеть следующим образом (рис. 2).

С рисунком 2 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Обратим внимание на п. 3.4 Положения № 637, согласно которому документы на выдачу наличности должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, уполномоченный на это руководителем.

НБУ в Письме № 11-113/1441-4464 разъяснил, что этим пунктом Положения предусмотрена возможность замены подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере подписью другого работника, уполномоченного на это руководителем предприятия. При этом, по мнению НБУ, подпись руководителя на расходном кассовом ордере обязательна и совершаться другим лицом не должна.

Важно, чтобы лицо, которое на основании соответствующего распорядительного документа (приказа) подписывает, в частности, расходные кассовые ордера (например, за руководителя - заместитель директора или финансовый директор, за главного бухгалтера - его заместитель), давало себе отчет в том, что оно наделено указанными полномочиями должностного лица предприятия не для того только, чтобы все реквизиты расходных кассовых ордеров (в данном случае - подписи должностных лиц) были заполнены и чтобы порядок оформления такого расходного кассового ордера не противоречил бы Положению № 637, и что оно несет ответственность собственно за осуществление операции по выдаче наличности, оформленной таким расходным кассовым ордером.

Если программное обеспечение не позволяет изменять должности и фамилии с инициалами в бланках кассовых ордеров в зависимости от ситуации, то нужно исправлять не только названия должностей вручную, но и фамилии с инициалами.

Можно себе только представить, на что будет похож такой бланк кассового документа.

Не исключено, что некоторые субъекты предпринимательской деятельности вообще не станут ничего черкать и исправлять в кассовых ордерах, то есть фамилии и должности на них будут одних лиц, а подписи - их заместителей. А вот последствия таких действий предсказать сложно, особенно если это коснется расходных кассовых ордеров.

Подписывая кассовые документы, также нужно не забывать об отсутствии должностных лиц на работе в течение всего дня (например, командировка, отпуск, время болезни и т.д.). Не может на кассовых документах стоять подпись должностных лиц, которые отсутствовали в течение всего дня на работе (рабочем месте).

Как все это будут проверять и интерпретировать контролирующие органы, сказать пока трудно. Однако можно с уверенностью констатировать, что с внедрением новых бланков кассовых ордеров учет ведения кассовых операций будет ненамного проще применения регистраторов расчетных операций, которые так не любят у нас все виды субъектов предпринимательской деятельности.

Поможет ли это в борьбе с теневой экономикой и упорядочением наличного оборота - покажет время.

Список использованных документов

Методические рекомендации № 210 - Методические рекомендации о порядке проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.2009 г. № 210

Положение № 637 - Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637

Постановление № 252 - Постановление НБУ от 29.04.2009 г. № 252 “Об утверждении Изменений к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине”

Приказ № 51 - Приказ Минстата Украины от 15.02.1996 г. № 51 “Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций” (утратил силу)

Приказ № 55 - Приказ (Государственный стандарт) Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 07.04.2003 г. № 55 “Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов ДСТУ 4163-2003”

Письмо № 11-113/1441-4464 - Письмо НБУ от 07.04.2008 г. № 11-113/1441-4464 “О порядке ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине”

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 24-25 (702-703),
15 июня 2009 г.
Подписной индекс 40783