В каких случаях оформление
товарно-транспортной накладной является обязательным
На страницах нашего журнала мы не раз писали об особенностях применения товарно-транспортных накладных (далее - ТТН) в хозяйственной деятельности. Вместе с тем актуальность этой проблемы подтверждают вопросы на семинарах, касающиеся применения ТТН.
По всей видимости, сомнения в обязательности оформления ТТН возникают, прежде всего, в связи с утратой силы Инструкцией о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы (далее - Инструкция), утвержденной приказом Минстата и Минтранса Украины от 07.08.96г. № 228/253. Согласно заключению Министерства юстиции Украины от 15.05.2006 г. № 10/68 Инструкция была исключена из Государственного реестра нормативно-правовых актов 31 мая 2006 года. В связи с этим возникает ряд вопросов: обязательно ли оформлять ТТН? Если да, то какие существуют требования к ее оформлению, какие негативные последствия может повлечь отсутствие ТТН? В настоящей статье мы постараемся дать ответы на поставленные вопросы.
С учетом того что ТТН по своей природе - первичный документ, на основании которого ведется бухгалтерский учет, в первую очередь необходимо выяснить, что по этому поводу говорит будучетное законодательство.
В ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», которая воспроизводится в п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (далее - Положение о бухучете), утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать все первичные бухгалтерские документы:
название документа (формы);
дата и место составления;
наименование предприятия, от имени которого составлен документ;
содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции;
должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.
Согласно же пункту 2.7 Положения о бухучете первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Минстатом Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины.
Типовые формы единой первичной транспортной документации, в частности товарно-транспортная накладная, утверждены общим приказом Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» и вступили в силу с 01.01.96 г.
В соответствии с п. 2 данного приказа применение указанных форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.
Вместе с тем на практике был случай, когда ВХСУ не принял во внимание ссылку на данный приказ, отметив, что он не может применяться, поскольку не проходил регистрацию в Минюсте.
Мы бы столь категоричными не были, поскольку, регистрация такого приказа в Минюсте не является обязательной. Этот вывод можно сделать из п/п. 5 «е» Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением КМУ от 28.12.92г. № 731, с изменениями, согласно которому на государственную регистрацию не представляются акты «рекомендательного, разъяснительного и информационного характера (методические рекомендации, разъяснения, в том числе налоговые, и т. п.), нормативно-технические документы (национальные и региональные стандарты, технические условия, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, кодексы сложившейся практики, формы отчетности, в том числе относительно государственных статистических наблюдений, административных данных и прочие)».
Вполне возможно изготовление собственных форм ТТН. Согласно п. 2.7 Положения о бухучете документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны обязательно содержать реквизиты типовых или специализированных форм. То есть главное - чтобы собственные формы ТТН содержали все реквизиты, указанные в типовой форме ТТН. Аналогичная точка зрения на этот счет и у Госкомпредпринимательства.
При перевозке некоторых видов грузов применяются специализированные ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом. Более того, некоторые из них имеют статус документа строгого учета.
Пунктом 8 Порядка определения производителей и покупателей спирта и осуществления контроля за его оборотом, утвержденного Постановлением КМУ от 29.08.2002г. № 1266, установлено:
«На отпущенный спирт, независимо от направлений его использования, поставщиком заполняется товарно-транспортная накладная, а в случае транспортировки спирта автомобильным видом транспорта - специальная товарно-транспортная накладная установленных образцов, которые являются документами строгой отчетности».
Кроме того, согласно п. 10 указанного Порядка запрещается транспортировка спирта без ТТН. Они включены в Номенклатуру бланков ценных бумаг и документов строго учета, изготовляемых по лицензии Минфина (приложение к Постановлению КМУ от 19.04.93 г. № 283).
Приказом Минтранса от 28.04.2005 г. № 154 были утверждены Инструкция о применении форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков и соответствующие формы товарно-транспортных накладных. Как видим, помимо ТТН на перевозки спирта этилового данным приказом утверждены формы ТТН на перевозку алкогольних напитков. Строгий статус таких ТТН был окончательно закреплен путем внесения изменений в упомянутую выше Номенклатуру бланков ценных бумаг и документов строго учета Постановлением КМУ от 17.06.2004 г. № 786.
Также утверждены специализированные формы ТТН на перевозку хлеба и молочного сырья. Однако указанные ТТН не относятся к документам строго учета. Достаточно, чтобы их бланки соответствовали формам, установленным Минагрополитики.
Перевозка хлебобулочных изделий автомобильным транспортом осуществляется при наличии формы № 1-ТТН (хлеб) «Товарно-транспортная накладная на отпуск хлебобулочных изделий», утвержденной приказом Минагрополитики Украины от 06.06.2001 г. № 153 «Об утверждении специализированной формы первичного учета товарно-транспортной накладной и Инструкции о порядке заполнения, применения специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий», зарегистрированным в Минюсте Украины 30.10.2001 г. за № 920/6111.
Перевозка молочного сырья автомобильным транспортом осуществляется при наличии формы № 1-ТН (МС) «Специализированная товарная накладная на перевозку молочного сырья», утвержденной приказом Минагрополитики Украины от 01.07.2002г. № 176 «Об утверждении инструкций и форм первичного учета с учетом требований ДСТУ 3662-97 «Молоко коровье цельное. Требования при закупке"», зарегистрированным в Минюсте Украины 02.09.2002 г. за № 722/7010.
Согласно п. 2.8 Положения о бухучете дополнительные требования к порядку создания первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества предусматриваются другими нормативными актами. Поэтому для решения вопроса об обязательности применения ТТН и о порядке их оформления необходимо обратиться к законодательству об автомобильных перевозках.
В соответствии с требованиями ст. 48 Закона от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте», с изменениями, среди документов, на основании которых осуществляются грузовые перевозки как на договорных условиях, так и для собственных нужд (для физических и юридических лиц) и которые должны иметь водители и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, предусмотрены ТТН или другой, определенный законодательством, документ на груз.
Кроме того, приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине (далее - Правила перевозок грузов). Согласно п. 11.1 Правил перевозок грузов основными документами на перевозку грузов являются ТТН и путевые листы грузового автомобиля, а согласно п. 11.4 оформление перевозок грузов ТТН осуществляется независимо от условий оплаты работы автомобиля.
В соответствии с Правилами перевозок грузов товарно-транспортная накладная - это единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, приходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.
Кстати, фраза о том, что ТТН является единым документом для списания ТМЦ у грузоотправителя, приходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета, впервые появилась в украинском законодательстве в связи с принятием Постановления Совета Министров УССР от 15.06.78 г. № 334, которым в новой редакции была изложена ст. 47 Устава автомобильного транспорта Украинской ССР (см. абз. 3 ст. 47). Указанный Устав продолжает действовать и сегодня в части, не противоречащей законодательству Украины.
В Правилах перевозок грузов установлены также отдельные указания по заполнению тех или иных реквизитов ТТН. Поэтому сегодня ввиду отсутствия инструкции о порядке заполнения ТТН единственным документом, в котором установлены обязательные правила относительно порядка заполнения ТТН, являются именно Правила перевозок грузов.
На наш взгляд, в части, не противоречащей и не урегулированной Правилами перевозок грузов, для удобства возможно добровольное использование отдельных положений отмененной Инструкции. Вместе с тем заполнять соответствующие реквизиты ТТН можно и по собственному усмотрению, руководствуясь здравым смыслом и правилами, содержащимися в договоре на перевозку.
В развитие действующих законодательных актов, прежде всего Закона «Об автомобильном транспорте», Кабмин Постановлением от 25.02.2009 г. № 207 утвердил Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении (с изменениями от 21.05.2009 г.). Так вот, согласно указанному Перечню наличие ТТН является обязательным для водителя юридического лица или физического лица - предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях. Для водителя же юридического лица или физического лица - предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, обязательное наличие ТТН не предусмотрено. В таком случае вместо ТТН необходимо наличие накладной или другого документа, который подтверждает право собственности на груз.
Итак, при осуществлении грузовых перевозок на договорных условиях однозначной является необходимость применения в качестве учетного документа именно ТТН. Но существуют и исключения, которые либо прямо следуют из Постановления № 207, либо в нем не указаны, но следуют из системного и логического толкования законодательных актов о грузоперевозках.
Так, при осуществлении международных перевозок грузов вместо ТТН оформляется СМИ. Что же касается перевозок во внутреннем сообщении, то обязательное оформление ТТН, на наш взгляд, распространяется только на перевозки грузовым автотранспортом. В случае же осуществления доставки грузов автотранспортом легковым* такая необходимость отсутствует. Так, Госкомстат в письме от 18.12.2006 г. № 14/2-25/95 отмечал, что в случае перевозки груза юрлица на частном легковом автомобиле оформляется типовая форма № 1-ТН «Товарно-транспортная накладная» или другой бухгалтерский документ, который выписывается при передаче груза (товара) к перевозке. Таким образом, выбор оставлен за перевозчиками.
Аналогичной нам представляется и ситуация, связанная необходимостью оформления ТТН при перевозке грузов автобусами. Поскольку перевозка грузов автобусами не идентична грузовым перевозкам, то выписывать ТТН при перевозках автобусами не нужно. Однако, в отличие от ситуации с легковыми автомобилями, позиция госорганов в отношении автобусов менее либеральна. Все тот же Госкомстат в письме от 25.06.2007 г. № 05/2-8/46 сообщает, что случай, когда перевозчик определил автобус как тип подвижного состава, пригодный к перевозке определенного типа грузов и это не противоречит Правилам перевозок грузов, не освобождает его от необходимости оформления ТТН. Поддержало подход Госкомстата и Минтранссвязи в письме от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07.
Таким образом, осторожный перевозчик при осуществлении перевозок автобусами будет оформлять ТТН.
Смелые же перевозчики, не боящиеся отстаивать свою правоту в госструктурах, в том числе в суде, могут аргументировать свою позицию следующим образом. Во-первых, ТТН должна использоваться только при перевозке грузов грузовым автомобилем, поскольку ТТН идет в обязательном комплекте с путевым листом грузового автомобиля. Во-вторых, сама форма ТТН (форма № 1-ТН), утвержденная приказом Минтранса и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346, является типовой формой первичного учета работы грузового автомобиля. Очевидно, что автобус с ТТН и путевым листом грузового автомобиля будет выглядеть несколько странно.
В то же время в случаях, однозначно требующих обязательного оформления ТТН, мы бы советовали не рисковать. О санкциях, которые могут быть применены к субъектам предпринимательской деятельности при отсутствии ТТН, а также о том, как может повлиять отсутствие ТТН на ВЗ и НК, речь пойдет в следующем номере.
_____________________
* Согласно Правилам дорожного движения, утвержденным Постановлением Кабмина от 10.10.2001 г. № 1306, легковым считается автомобиль с количеством мест для сидения не больше девяти, с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. Подробнее о классификации автотранспортных средств, в том числе в части их деления на грузовые и легковые, - см. письмо ГТСУ от 11.08.2008 г. № 11/2-29/8908-ЕП «О классификации согласно УКТ ВЭД моторных транспортных средств».
"Бухгалтер" № 27, июль (III) 2009 г.
Подписной индекс 74201
