Возмещение НДС: как быть, если налоговая
инспекция незаконно отказала в таком возмещении
или не предоставила заключение в Госказначейство (Часть I)
(Часть I. Часть II см. в консультации от 25.05.2009 г.. Часть III см. в консультации от 01.06.2009 г.)
В законодательстве предусмотрено достаточно механизмов для взыскания долга налогоплательщика в бюджет. В то же время, если долг образуется уже не у плательщика перед государством, а у государства перед плательщиком, то законодательный механизм возмещения такого долга представляется несовершенным и малоэффективным. Иногда даже создается впечатление, что этот порядок создан специально, чтобы в конечном счете налогоплательщик не получил своего законного возмещения. Налоговики же вдобавок, пользуясь несовершенством законодательства и тем, что незаконные действия или бездействия зачастую сходят им с рук, искусственно создают препятствия на пути к бюджетному возмещению НДС.
Поэтому за время своего существования проблема не возмещенного НДС успела для многих предприятий стать головной болью. Здесь мы расскажем о том, как заставить налоговую инспекцию действовать в русле закона, и об оптимальных способах защиты права на бюджетное возмещение НДС.
Итак, ваше заявление о бюджетном возмещении находится в налоговой инспекции. Согласно п/п. 7.7.5 Закона об НДС у налоговиков есть 30 дней на проведение невыездной (камеральной) проверки. Налоговый орган - при наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был осуществлен с нарушением норм налогового законодательства, - имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную (документальную) проверку плательщика.
Как мы отмечали ранее, «такой же срок», упомянутый в отношении внеплановой проверки, - это 30 дней, следующих за днем получения налоговиками декларации. Да и уважаемый Вадсуд в своей Справке об изучении и обобщении судебной практики о возмещении налога на добавленную стоимость из Государственного бюджета от 20.10.2006г. (далее - Справка) исходя из системного анализа подпунктов 7.7.5 и 7.7.6 Закона об НДС пришел к выводу, что право на бюджетное возмещение у плательщика налога возникает через 40 дней после получения декларации налоговым органом. Тридцать дней отводятся налоговой инспекции для проведения проверки. А пять дней есть у нее же на то, чтобы по результатам проверки предоставить органу Госказаначейства заключение с указанием сумм, подлежащих бюджетному возмещению. Еще пять дней дается органу Госказначейства, который на основании полученного заключения должен в этот срок перечислить сумму бюджетного возмещения налогоплательщику (п/п. 7.7.6 Закона об НДС).
Однако ГНАУ предпочла толковать «такой же срок» просто как 30 дней и установила для органов ГНС на проведение невыездной и внеплановой выездной документальных проверок 60 календарных дней - см. Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденные приказом ГНАУ от 18.08.2005г. № 350 (далее - Методрекомендации № 350), п. 4.1.
Аналогичная позиция изложена в письме ГНАУ от 15.11.2005 г. № 22871/7/16-1317. Впрочем, даже в таком случае налоговики хоть как-то ограничены в сроке проверки и по ее окончании должны составить акт, в котором подтвердить либо опровергнуть правомерность декларирования заявленного бюджетного возмещения.
Кроме того, для получения бюджетного возмещения НДС налогоплательщиком необходимо выполнить ряд дополнительных условий, которые сформулированы в ведомственных документах ГНАУ, а не в законе. Так, в п. 4.5 Методрекомендации № 350 сказано:
«В случае поступления информации, по результатам анализа которой возникает сомнение относительно дееспособности и правоспособности субъекта хозяйствования - поставщика плательщика НДС, а также законности осуществленных ими финансово-хозяйственных операций, подразделение контрольно-проверочной работы может организовать проведение встречных документальных проверок по соответствующей цепи поставки.
Обязательные встречные проверки по цепи поставки проводятся по тем поставщикам плательщика НДС, у которых сумма обязательств по НДС в налоговом периоде по операциям с данным плательщиком НДС составляет 30 и более процентов от общей суммы налоговых обязательств в данном периоде».
Приказом же ГНАУ от 24.04.2003 г. № 196/ДСП «Относительно осуществления эффективного контроля за правомерностью возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость юридическим лицам» определены основания для проведения проверок плательщиков налогов и обязательность проведения встречных проверок основных поставщиков. Тем самым созданы предпосылки для нарушения сроков бюджетного возмещения.
Введение приложения 5 к декларации по НДС «Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов» приказом ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159 было направлено на то, чтобы исключить необходимость проведения встречных проверок, что отмечал в то время Председатель ГНАУ С. Буряк в одном из своих интервью!
«Важно, чтобы налоговые инспектора не выезжали на встречные проверки, а определяли «ямы» и прорехи в НДС-цепочках на основании поданной документации» *.
Несмотря на это, применение встречных проверок на практике не исчезло.
Более того, зачастую проведение таких встречных проверок оказывается невозможным - например, при отсутствии ответа поставщика на запрос налогового органа. Согласно п. 4.12 Методрекомендаций № 350 в случае невозможности подтвердить к возмещению сумму НДС в акте (справке) о результатах внеплановой документальной проверки делается соответствующая запись. В результате чего налоговая инспекция утверждает, что у нее нет оснований для предоставления заключения Госказначейству, поскольку отсутствуют доказательства фактической ушаты средств в бюджет.
Подобные действия налоговой инспекции являются незаконными.
Во-первых, потому что основываются на дополнительных требованиях, не предусмотренных в Законе об НДС, а сформулированных в собственном же ведомственном документе. Как отмечается в Справке Вадсуда, ссылки на ведомственные документы ГНАУ являются необоснованными, и, как правило, суды при разрешении споров применяют непосредственно нормы Закона, ссылаясь на то, что упомянутые приказы не зарегистрированы в Минюсте, - раз, и на то, что хоть налоговым органам предоставлено право осуществлять встречные проверки, их непроведение и отсутствие заключений по ним не изменяет порядок возмещения НДС, установленный Законом,- два.
Бесспорно, проведение встречных проверок входит в компетенцию налоговых органов. Более того, при наличии оснований для проведения таких проверок это является их обязанностью. Однако законодатель не ставит возмещение налога на добавленную стоимость в зависимость от проведения налоговыми органами проверок, а назначение налоговым органом проверки плательщика налога не может продлить определенный Законом срок возмещения из Государственного бюджета Украины налога на добавленную стоимость.
Во-вторых, даже установленная в результате встречной проверки фактическая неуплата НДС поставщиком в бюджет автоматически не лишает добросовестного налогоплательщика права на бюджетное возмещение НДС. Ведь бюджетное возмещение должно пониматься именно как сумма, подлежащая возврату плательщику налога из бюджета в связи с излишней уплатой (начислением) налога и не зависящая от уплаты данного налога в бюджет поставщиком.
Исходя из позиции Коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, изложенной в Постановлениях от 12.02.2008 г. № 08/28 и от 13.01.2009 г. по делу № 21-1578 и поддержанной ГНАУ в письмах от 17.07.2008 г. № 14356/7/10-3017/2141 «Об определении оснований для права на бюджетное возмещение» и от 10.03.2009 г. № 10-3018/740 соответственно:
а) факт неуплаты НДС продавцом и его поставщиками сам по себе еще не является основанием для отказа в возмещении указанного налога покупателю, отнесшему в налоговый кредит сумму НДС, уплаченную продавцу вместе с ценой товара (услуги);
б) факт нарушения контрагентами - поставщиками продавца своих налоговых обязательств может быть основанием для заключения о необоснованности заявленных плательщиком налога требований в отношении предоставления налоговой выгоды - возмещения НДС из Государственного бюджета, если налоговый орган докажет:
- что плательщик налога действовал без надлежащей осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, которые допускали его контрагенты,
- или что получить налоговую выгоду можно только тогда, когда на одном из этапов приобретения экспортируемого товара (сырья, из которого он может быть изготовлен) НДС в Государственный бюджет не уплачивается, а экспортер (по рассматривавшемуся делу - истец) принимает меры к возмещению налога из бюджета, то есть что безучастия экспортера налоговая выгода не может быть получена,
- или что деятельность плательщика налога, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на осуществление операций, связанных с предоставлением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют своих налоговых обязательств, в частности, в случаях, когда такие операции осуществляются через посредников.
Ключевым понятием здесь является именно обязанность налогового органа по доказыванию фактов, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, претендующего на бюджетное возмещение НДС. Иными словами, здесь действует презумпция правомерности действий налогоплательщика.
Поэтому, если вам незаконно отказали в бюджетном возмещении НДС, вы можете обжаловать такие действия налоговой инспекции. Кроме того что вы можете жаловаться в налоговый орган более высокого уровня, у вас есть право обратиться в суд с требованием подтверждения законности декларирования бюджетного возмещения и признания незаконным налогового уведомления-решения об отказе в предоставлении бюджетного возмещения, принятого по результатам проверки.
Обращаем внимание на необходимость именно такой формулировки предмета исковых требований. На практике суды отказывают в удовлетворении дополнительных требований в виде обязания ГНИ предоставить органу Госказначейства заключение с указанием сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета. Так, хозяйственный суд Днепропетровской области (в постановлении от 11.10.2006 г. по делу № А17/231) указал, что в своем п/п. 7.7.8 Закон об НДС определяет порядок возмещения бюджетной задолженности, который не предусматривает предоставления заключений о ее наличии до вынесения судебного решения либо одновременно с его вынесением, а потому исковые требования в этой части не соответствуют материально-правовым способам защиты нарушенного права, предусмотренным данным Законом. К таким же выводам пришел и Харьковский апелляционный хозяйственный суд в своем определении от 13.03.2007г.
Напомним ч. 2 п/п, 7.7.8 Закона об НДС:
«После окончания процедуры административного или судебного обжалования налоговый орган в течение пяти рабочих дней, следующих за днем получения соответствующего решения, обязан предоставить органу Государственного казначейства заключение с указанием суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета».
Таким образом, в случае обжалования налогового уведомления-решения оснований дополнительно просить суд возложить на налоговую инспекцию обязанность по предоставлению заключения Госказначейству - нет, поскольку такая обязанность и так прямо предусмотрена в Законе.
Другое дело, если истек законный срок, в пределах которого налоговая инспекция обязана была предоставить такое заключение, но она этого не сделала. Даже если ваше предприятие прошло проверку и вы имеете на руках копию акта о ее результатах либо соответствующее решение суда, вступившее в законную силу и подтверждающее правомерность декларирования сумм бюджетного возмещения, вас может ожидать ситуация, когда налоговая инспекция просто избегает предоставлять заключение на бюджетное возмещение в орган Госказначейства.
В таком случае вы имеете право добиваться бюджетного возмещения путем обращения в суд. Такой иск находится в подсудности административных судов - именно к их компетенции относятся споры физических и юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий либо бездействия (п. 1 ч. 1 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины).
__________________
* «Навстречу олигархам. Налоговая готова обсудить с ними их финансовые результаты» (интервью с С. Буряком 03.03.2008г.) http://kontrakty.ua/ content/view/1796/39/.
"Бухгалтер" № 19, май (III) 2009 г.
Подписной индекс 74201
