ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ
РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО
27.03.2009 N 3347

Относительно учета транзитных средств
субъектом предпринимательской деятельности

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо <...> относительно учета транзитных средств субъектом предпринимательской деятельности, являющимся плательщиком единого налога, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Относительно ведения Книги учета
доходов и расходов

Пунктом 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 г. N 599, предусмотрено, что плательщики единого налога - физические лица для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отражения осуществленных хозяйственных и финансовых операций ведут Книгу учета доходов и расходов согласно приложению N 10 [к] Инструкции [о подоходном налоге с граждан от 21.04.93 г. N 12]. При этом обязательному заполнению подлежат графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход". По собственному желанию физическое лицо - плательщик единого налога может заполнять и другие графы Книги.

Согласно Порядку ведения Книги учета доходов и расходов (далее - Книга) граждан - субъектов предпринимательской деятельности ф. 10 графа "Сумма выручки (дохода)" заполняется предпринимателем непосредственно на месте реализации после каждого факта продажи. В конце рабочего дня подводятся итоги всех сумм, полученных за реализованный товар, и выводится дневная сумма валового дохода (письмо ГНА[У] от 05.11.97 г. N 17-0117/10-8886).

То есть в графе "Сумма выручки (дохода)" Книги отражается фактически полученная сумма денежных средств, полученных субъектом предпринимательской деятельности (в том числе транзитные денежные средства).

Относительно заполнения квартального отчета

Отчет субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога, форма которого утверждена приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.10.99 г. N 599, заполняется по результатам предпринимательской деятельности.

В пункте 4 данного отчета субъект малого предпринимательства указывает объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный квартал нарастающим итогом с начала срока действия Свидетельства об уплате единого налога в календарном году.

Госкомпредпринимательства считает, что при расчете объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) необходимо учитывать денежные средства, поступившие на расчетный счет или в кассу субъекта хозяйствования за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Исходя из норм законодательства под операциями по продаже понимают передачу имущества (товара) одним лицом в собственность или в пользование и (или) во владение и (или) в распоряжение другому лицу, а также другие операции (включая операции по бесплатному предоставлению товаров), осуществляемые согласно договорам купли-продажи, аренды имущества, поставки, лизинга, другим гражданско-правовым договорам, за плату или компенсацию, независимо от сроков ее предоставления.

Таким образом, в случае поступления на расчетный счет плательщика единого налога денежных средств согласно договору комиссии (поручения), в объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) включается сумма денежных средств, которую субъект получил в качестве вознаграждения (платы) за исполненные обязательства и которая подлежит отражению в отчете субъекта малого предпринимательства - физического лица - плательщика единого налога. При этом сумма транзитных средств, подлежащая перечислению третьим лицам, не должна включаться в состав выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

В то же время заметим, что в соответствии с позицией ГНА[У] при подсчете объема выручки от реализации продукции юридические лица (при определении права нахождения на упрощенной системе налогообложения) и физические лица должны учитывать все денежные средства, поступившие на расчетный счет и в кассу плательщика единого налога, в том числе и транзитные денежные средства.

С учетом того что по указанному вопросу существуют различные точки зрения как органов государственной власти, так и субъектов хозяйствования, на сегодняшний день данный вопрос находится на рассмотрении в Верховном Суде Украины с целью нахождения единого решения, которое учитывало бы интересы как субъектов хозяйствования, так и органов исполнительной власти.

Относительно финансовых санкций
за неотражение плательщиком единого налога транзитных
денежных средств в Книге ф. 10

В соответствии с Инструкцией о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГНА[У] от 21.04.93 г. N 12, и Порядком ведения Книги учета доходов и расходов граждан - субъектов предпринимательской деятельности (с особенностями ее ведения для сферы торговли) ф. 10 (письмо ГНА[У] от 05.11.97 г. N 17-0117/10-8886) субъект малого предпринимательства - плательщик единого налога должен заводить Книгу самостоятельно.

Книга нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью государственной налоговой администрации и утверждается подписью Председателя или заместителя Председателя налоговой администрации в момент, когда субъект предпринимательской деятельности становится на учет в государственной налоговой администрации в качестве плательщика налогов. При этом записи осуществляются в Книге шариковой или чернильной ручкой четко, разборчиво, подтирки или исправления не допускаются.

Исходя из указанного субъект малого предпринимательства - плательщик единого налога несет ответственность за достоверность данных, указанных в Книге, согласно законодательству.

Так, в соответствии со статьей 164-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях ( 80731-10 ) сокрытие в учете валютных и других доходов, непродуктивных расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение ложных данных в финансовую отчетность влекут наложение штрафа [в размере] от восьми до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Заместитель Председателя Н.Приступа