Комментарий к Письму ГНАУ
от 10.01.2009 г. № 280/7/17-0317 “Об уплате налога
с собственников транспортных средств и других самоходных
машин и механизмов в 2009 году”
Приведенным письмом ГНАУ сообщает об изменениях, внесенных в Закон Украины “О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов” Законом Украины от 25.12.2008 г. № 797-VI (см. “Фортекс” № 3-4/2009, с. 23-26).
Конечно, интересно было бы узнать, с какой даты должны применяться новые нормы: если Закон № 797 вступил в силу с 10.01.2009 г., то, может, и новые ставки должны были начать действовать с февраля? А можно вспомнить и о требованиях Закона Украины “О системе налогообложения”, в соответствии с которыми новые ставки налогов и сборов должны вступать в силу с начала нового бюджетного года, а соответствующие изменения в законодательстве должны быть произведены не позднее чем за полгода до этого момента. С учетом этих требований новые ставки транспортного налога могут стать законными только с января 2010 года.
Впрочем, все это - не более чем теоретические рассуждения по поводу. Основополагающие нормы Закона “О системе налогообложения” игнорируются в нашей стране с завидным постоянством. Поэтому отвлечемся от вопроса о датах и посмотрим, на что же обращают внимание в своем письме налоговики.
Понятно, что главным предметом рассмотрения стало увеличение ставок налога, от которого в первую очередь пострадали собственники старых советских автомобилей: ГАЗ-24 “Волга” и “УАЗ” (с объемом двигателя 2400 см3 и выше). Для них налог составляет около 1800 грн в год.
Похоже, авторы письма поставили себе целью по мере возможности успокоить автовладельцев. Дескать, большинство из них понесут вовсе не такие уж большие финансовые потери. Во-первых, в Законе о транспортном налоге имеются льготы для тех граждан, в собственности которых находятся легковые автомобили с объемом двигателя до 2500 см3, взятые на учет на Украине до 1990 года. Такие граждане уплачивают лишь половину налога.
Во-вторых, среди собственников таких автомобилей немало льготников, то есть граждан, полностью освобожденных от уплаты данного налога в соответствии с Законами Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы”, “О статусе ветеранов войны и гарантиях их социальной защиты”, “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине”.
Все это хорошо, но указанные льготы распространяются только на граждан, причем далеко не на всех. Реально же страдают очень многие, что и показали массовые акции протеста водителей по всей Украине. Поэтому велика вероятность, что ставки будут вновь пересмотрены. Возможно, законодатели даже решатся перейти на европейскую модель взимания транспортного налога путем включения его в стоимость горючего. В таком случае АЗС будут выступать в качестве налоговых агентов. Кстати, таким же способом можно взимать и сбор за загрязнение окружающей природной среды.
Сергей Козлович,
директор аудиторской фирмы “Фортекс”
Газета “Фортекс” № 7-8/2009 (№ 319-320), от 24.02.2009 г.
