Порядок привлечения к ответственности должностных лиц
предприятия за нарушение законодательства о ценах

Обязательным спутником рыночной экономики является инфляция. Согласитесь, что о данном явлении достаточно много говорили в нашей стране в течение последнего года. Причем иногда те или иные должностные лица выдвигали версии об “искусственном” повышении цен, то есть о нарушении законодательства о ценах руководством того или иного субъекта хозяйствования. Подобные действия, действительно могут иметь место в том или ином случае. Подлежит ли в такой ситуации руководство субъекта хозяйствования юридической ответственности?

Порядок применения цен и тарифов установлен Разделом II Закона о ценообразовании. А в соответствии с ч. 4 ст. 14 данного Закона лица, виновные в нарушении порядка установления и применения цен и тарифов, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Действительно, ст. 165-2 КУоАП предусматривает меры админответственности для должностных лиц, виновных в нарушении порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок и доплат к ним. Конечно, в данном случае речь идет о нарушении порядка установления цен или тарифов, предусмотренного Законом о ценообразовании, а также подзаконными актами, принятыми для исполнения данного Закона. Вместе с тем, УК Украины не содержит каких-либо норм, предусматривающих ответственность за названные действия.

Государственная инспекция по контролю за ценами

В соответствии с п. 3 Положения о ГИКЦ осуществление контроля за соблюдением требований законодательства по формированию, установлению и применению цен (тарифов) органами власти, субъектами хозяйствования возложено именно на Госинспекцию по контролю за ценами (далее - ГИКЦ). А согласно ст. 244-5 КУоАП должностные лица данной инспекции уполномочены рассматривать дела о совершении админправонарушений, предусмотренных ст. 165-2 КУоАП. Таким образом, привлекать к админответственности за нарушение законодательства о ценах будут работники именно ГИКЦ при Минэкономики Украины.

Согласно ч. 3 ст. 13 Закона о ценообразовании работники госоргана, осуществляющего контроль над ценами, руководствуются в своей деятельности Законом о ГНС. В соответствии со ст. 11 данного Закона работники указанной инспекции имеют право осуществлять документальные невыездные проверки, а также плановые и внеплановые выездные проверки субъектов хозяйствования, применять финансовые санкции, а также обладают иными правами, предусмотренными данной статьей. Кроме того, деятельность ГИКЦ должна соответствовать требованиям Закона № 877 и Положения о ГИКЦ.

Следует отметить, что, в соответствии с пп. 1 п. 5 указанного Положения, работники ГИКЦ имеют право проводить проверки бухгалтерских документов, связанных с формированием, установлением или применением цен и тарифов. В ходе подобных проверок и могут быть выявлены нарушения, допущенные в порядке установления цен, что и будет являться админпроступком, предусмотренным ст. 165-2 КУоАП. Однако же, поскольку по результатам такой проверки к субъекту хозяйствования могут быть применены и финансовые санкции, то стоит более подробно остановиться на порядке проведения такой проверки.

Порядок проведения проверок

Закон № 877 предусматривает как плановые, так и внеплановые мероприятия по осуществлению госнадзора. Согласно ч. 1 ст. 5 данного Закона плановые мероприятия осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, утверждаемыми органом госнадзора (контроля) до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому. При этом проведение каких-либо плановых мероприятий госконтроля возможно только при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования об их проведении не позднее, чем за 10 дней до начала проверки. Такое уведомление направляется рекомендательным письмом или телефонограммой или же вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Вместе с тем, ст. 6 Закона № 877 оговаривает и внеплановые мероприятия по осуществлению госнадзора.

Основаниями для внеплановой проверки субъекта хозяйствования может быть обнаружение и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, предоставленных субъектом хозяйствования, или же обращение физических или юридических лиц с сообщением о нарушении данным субъектом хозяйствования требований законодательства.

Причем в нашем случае такие нарушения должны касаться исключительно порядка установления и формирования цен и тарифов.

Иные основания для внеплановой проверки предусмотрены также в ст. 6 Закона № 877.

Действующее законодательство не устанавливает требования к органам госконтроля об уведомлении хозяйствующих субъектов о проведении внеплановых проверок.

Заметим, что, в соответствии с ч. 5 ст. 7 Закона № 877, перед началом плановой или внеплановой проверки работник ГИКЦ должен предъявить руководителю или уполномоченному должностному лицу субъекта хозяйствования следующие документы:

1) удостоверение (направление) для проведения проверки, подписанное руководителем или заместителем руководителя органа госконтроля и удостоверенное печатью;

2) служебное удостоверение работника этой инспекции. Обратим внимание, что, согласно ч. 3 ст. 7 названного Закона, в данном направлении должны быть указаны следующие сведения:

2.1) наименование органа госконтроля и субъекта хозяйствования, подлежащего проверке;

2.2) местонахождение субъекта хозяйствования;

2.3) номер и дата приказа, на основании которого проводится проверка;

2.4) перечень должностных лиц, принимающих участие в проверке;

2.5) дата начала и окончания мероприятия;

2.6) иные сведения.

Копия данного направления, согласно ч. 5 ст. 7 Закона № 877, предоставляется субъекту хозяйствования.

Возникает вопрос: может ли представитель проверяемого предприятия или организации не допустить работников инспекции по контролю над ценами для проведения той или иной проверки?

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона № 877 субъект хозяйствования имеет право не допускать данных лиц для проведения плановой проверки в том случае, если он своевременно не получил уведомление о ее проведении. А согласно абзацу 2 ч. 5 ст. 7 данного Закона работники каких-либо инспекций могут быть не допущены для проведения каких-либо мероприятий госконтроля, в случае если они не предъявили необходимых (вышеперечисленных) документов.

Кроме того, согласно ст. 10 Закона № 877, субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц ГИКЦ к проведению госконтроля, если такой контроль осуществляется с нарушением требований по периодичности проведения таких мероприятий.

Следует заметить, что, не допуская представителей контролирующих органов на предприятие (в учреждение, организацию) для проведения проверки, представители субъекта хозяйствования не должны совершать каких-либо действий, которые бы расценивались как преступление с точки зрения УК Украины. Например, как хулиганские действия или же нанесение телесных повреждений.

Важно остановиться и на перечне прав, предоставленных и работникам ГИКЦ, и представителям субъекта хозяйствования.

Права инспектора

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона № 877 работник ГИКЦ вправе:

- отбирать образцы продукции;

- назначать экспертизу;

- получать объяснения, справки и другие документы по вопросам, возникающим при проведении госконтроля.

Проверяющие также могут требовать:

- прекращения действий, препятствующих проверке;

- устранения нарушений законодательства.

Кроме того, инспектор ГИКЦ уполномочен налагать штрафные санкции в отношении субъекта хозяйствования.

Права хозяйствующего субъекта во время проверки

В соответствии с положениями ст. 10 Закона № 877 хозяйствующим субъектам предоставлены следующие права при проведении государственного контроля:

1) требовать от должностных лиц ГИКЦ проводить проверки с соблюдением действующего законодательства;

2) присутствовать при проведении тех или иных мероприятий;

3) знакомиться с актами по результатам госконтроля.

Поясним, что, согласно ч. 6 ст. 7 Закона № 877, по результатам проверки составляется акт, в котором должны быть подробно описаны выявленные нарушения законодательства. В нашем случае - законодательства о ценах и ценообразовании.

Данный акт составляется в последний день проверки и подписывается как проверяющими, так и представителем субъекта хозяйствования. При этом последний может как подписать данный акт с замечаниями, так и отказаться от подписи. В любом случае один экземпляр названного документа должен быть вручен представителю хозяйствующего субъекта.

Следует обратить внимание и на то, что, в соответствии с частями 7-9 ст. 7 названного Закона, на основании составленного таким образом акта орган госконтроля может издать распоряжение или предписание об устранении выявленных нарушений.

Между тем такое распоряжение может содержать решение и о применении к субъекту хозяйствования предусмотренных законом санкций.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о ценообразовании, вся необоснованно полученная предприятием сумма выручки подлежит зачислению в доход соответствующего бюджета. Кроме того, к субъекту хозяйствования может быть применен штраф в двукратном размере от суммы незаконно полученной выручки.

Способы защиты

Может ли субъект хозяйствования как-либо осложнить работникам какой-либо государственной инспекции проведение проверки, не нарушая при этом законодательства?

Да, можно, к примеру, пригласить для присутствия во время проверки представителей общественных организаций, например, Союза предпринимателей или же адвоката. Ведь ст. 20 Закона № 877 предусматривает такие возможности для субъекта хозяйствования. Данные лица смогут не только присутствовать во время проверки, но и знакомиться со всеми документами, которые касаются осуществления госконтроля. Последнее может занять достаточно много времени, а срок проведения каких-либо проверок ограничен. Для планового мероприятия ст. 5 названного Закона предусматривает 15-дневный срок проведения, а относительно субъектов малого бизнеса - и 5-дневный срок проведения проверки. Внеплановое мероприятие, согласно ст. 6 данного Закона, может продолжаться до 10 дней, а в отношении субъектов малого бизнеса - до 2 дней.

Кроме того, ст. 21 Закона № 877 предусматривает возможность обжалования вышестоящему должностному лицу или же в суд любых действий работников органа госконтроля. Жалоба может быть подана на любые решения, принятые работниками инспекции по контролю над ценами.

Вместе с тем следует отметить, что на практике результатом обнаружения нарушений законодательства о ценообразовании, как правило, становится составление протокола об админпроступке. Основываясь на норме ч. 2 ст. 255 КУоАП, можем с уверенностью утверждать, что работники ГИКЦ, согласно Закону № 877, - действительно имеют право составлять подобные документы. А согласно ч. 1 ст. 256 КУоАП в данном протоколе должны быть указаны суть совершен; ного правонарушения, а также нормативный акт, предусматривающий ответственность за такие действия. В этом документе могут приводиться объяснения правонарушителя, чем может воспользоваться руководитель или иное должностное лицо предприятия, в отношении которого составляется данный протокол. В соответствии с ч. 3 ст. 256 КУоАП нарушитель может делать собственные замечания и давать объяснения по содержанию протокола. Согласно ст. 257 КУоАП протокол направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать данное дело об админ-правонарушении.

Рассмотрение административных материалов и принятие
решения о привлечении к админответственности

Следует заметить, что, в соответствии со ст. 244-5 КУоАП, рассматривать протокол об админправонарушении, предусмотренном ст. 165-2 КУоАП, имеют право следующие должностные лица:

- начальник ГИКЦ Минэкономики Украины и его заместители;

- начальники ГИКЦ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также их заместители.

Укажем на то, что, в соответствии со ст. 277 КУоАП, срок рассмотрения дела об админ-правонарушении составляет 15 дней с момента получения должностным лицом, уполномоченным его рассматривать, протокола об админправона-рушении и других материалов дела.

Достаточно важно выяснить вопрос об обязательности присутствия лица, в отношении которого рассматриваются админматериалы, при решении вопроса о привлечении его к админответственности уполномоченным на то госорганом.

В КУоАП отсутствует норма, предусматривающая обязательность и сроки уведомления такого гражданина о времени и месте рассмотрения дела о совершении админправонарушения.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 268 КУоАП устанавливает, что данное дело рассматривается в присутствии гражданина, привлекаемого к админответственности. Однако решение о привлечении к админответственности может быть принято и без участия должностного лица, в отношении которого составлен протокол об админправонарушении в сфере ценообразования.

Такое возможно в том случае, если у судьи или должностного лица, в чьем производстве находится данное админдело, имеются данные, подтверждающие своевременное оповещение данного лица о времени и месте его рассмотрения и об отсутствии поступившего от привлекаемого лица ходатайства о переносе срока рассмотрения, что четко предусмотрено ч. 1 ст. 268 КУоАП:

“Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Во время отсутствия данного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда есть данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела”.

А как же поступить лицу, которое по каким-либо причинам не получило уведомление о месте и времени рассмотрения дела об админправонарушении?

Во избежание лишних хлопот, связанных с обжалованием постановления о привлечении к админответственности в связи с его вынесением в отсутствие правонарушителя, рекомендуем во время составления протокола об админправонарушении поинтересоваться у сотрудника ГИКЦ о месте нахождения органа власти, который будет рассматривать данный протокол, и контактных данных. Впоследствии можно будет уже и самому поинтересовать-ся о дате рассмотрения своего дела об админправонарушении уполномоченным должностным лицом.

Отметим, что, согласно ст. 280 КУоАП, при рассмотрении дела об админправонарушении подлежат выяснению:

- вина должностного лица в нарушении законодательства о ценах;

- обстоятельства административного проступка;

- иные данные, имеющие значение для дела.

На основании полученных данных должностным лицом и будет принято постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 283 КУоАП.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности,
во время рассмотрения административного дела по существу

Остановимся на процессуальных правах лица, привлекаемого к админответственности.

Согласно ч. 1 ст. 268 КУоАП лицо, привлекаемое к админответственности, имеет следующие процессуальные права:

- знакомиться с материалами дела.

Сам термин “материалы дела” в законодательстве об админправонарушениях не определен. Однако представляется, что его смысл охватывает как протокол об админправонарушении, так и все прилагаемые к нему объяснения самого правонарушителя, свидетелей и потерпевших, если таковые были. Вместе с тем, несмотря на указание данного права в ч.1 ст. 268 КУоАП, законодательство не предусматривает, на какой стадии рассмотрения дела об админправонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, может ознакомиться с материалами дела. Представляется, исходя из аналогии с уголовным процессом, что ходатайствовать об ознакомлении с материалами дела об админправонарушении следует до начала его рассмотрения уполномоченным должностным лицом ГИКЦ;

- давать пояснения;

- представлять доказательства;

- заявлять ходатайства.

Данным правом в полной мере можно воспользоваться для доказывания собственной невиновности в нарушении законодательства о ценах. Заявленные ходатайства могут касаться как вызова новых свидетелей правонарушения, которые могут подтвердить вашу невиновность, так и проведения отдельных процессуальных действий;

- пользоваться юридической помощью адвоката или иного специалиста в области права.

Да, специалист действительно может помочь в реализации прав, предусмотренных ч. 1 ст. 268 КУоАП. Согласно ст. 271 КУоАП защитник, кроме оказания правовой помощи, вправе подавать от имени представляемой особы ходатайства или жалобы. К сожалению, КУоАП не содержит нормы, предусматривающей назначение лицу, привлекаемому к админответственности, юриста за счет государства (ч. 1 ст. 59 Конституции Украины предполагает предоставление бесплатной правовой помощи не всегда, а только в случаях, предусмотренных законодательством);

- обжаловать постановление, принятое по делу об админправонарушении.

Порядок обжалования постановления о привлечении
к административной ответственности

В соответствии с ч. 1 ст. 285 КУоАП постановление о привлечении к админответственности оглашается немедленно после рассмотрения дела. Его копия в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Материалы об админправонарушениях, связанных с нарушением законодательства о ценах, согласно ст. 244-5 КУоАП, рассматриваются начальником ГИКЦ Минэкономики Украины, его заместителями, а также начальниками названной инспекции в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также их заместителями.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 288 КУоАП постановление о привлечении к админответственности может быть обжаловано в вышестоящий орган или же в суд.

Срок для подачи жалобы, согласно ст. 289 КУоАП, составляет 10 дней с момента вынесения постановления. А в соответствии с ч. 3 ст. 288 КУоАП жалоба подается в тот орган или тому должностному лицу, которые приняли решение по делу об админправонарушении.

Сама жалоба, согласно ст. 292 КУоАП, рассматривается уполномоченным орга- ном или должностным лицом в течение 10 дней с момента ее поступления.

КУоАП не устанавливает специальной процедуры рассмотрения такой жалобы. А поэтому и не предусматривает присутствия жалобщика или его представителя при принятии решения. Согласно ст. 295 КУоАП копия принятого по жалобе решения в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого такое решение принято.

Подведем итог сказанному.

Порядок привлечения к админответственности должностного лица предприятия, допустившего нарушение законодательства Украины о ценах и ценообразовании, соответствует общему порядку рассмотрения дел о совершении административных правонарушений.

Вместе с тем, санкция ст. 165-2 КУоАП предусматривает взыскание, не слишком существенное для должностного лица, нарушившего законодательство Украины о ценах. Ведь штраф в размере 5-15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан не может считаться существенным при настоящем уровне зарплат в Украине. В то же время, применение финансовых санкций к субъекту хозяйствования может причинить существенный ущерб его непосредственной деятельности.

Ну а во избежание принятия подобных решений должностными лицами ГИКЦ предпринимателям необходимо научиться правильно пользоваться своими правами, предусмотренными законодательством. Например, правом не допускать работников ГИКЦ к проведению проверки в предусмотренных законодательством случаях, правом на внесение замечаний в акт, составленный по результатам проверки, а также правом на обжалование действий работников органов госконтроля.

Список использованных нормативно-правовых актов

КУоАП - Кодекс Украины об административных правонарушениях

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

Закон о ценообразовании - Закон Украины от 03.12.1990 г. № 507-ХII “О ценах и ценообразовании”

Закон о ГНС - Закон Украины от 04.12.1990 г. № 509-ХП “О государственной налоговой службе в Украине” в редакции от 24.12.1993 г. № 3813-ХП

Закон № 877 - Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V “Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”

Положение о ГИКЦ - Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное Постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 5-6 (683-684),
02 февраля 2009 г.
Подписной индекс 40783