Остановят, проверят и отпустят. Или оштрафуют
Для предприятий, эксплуатирующих автотранспорт, и для рядовых автомобилистов нынешний год оказался на редкость урожайным в смысле законодательных новшеств. На первом месте здесь стоит, конечно, Закон Украины от 24.09.2008 г. № 586-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования отношений в сфере безопасности дорожного движения”, которым, как все знают, серьезно усилена ответственность за “автодорожные” нарушения.
Впрочем, и без этого Закона новшеств было предостаточно. Здесь и изменения в Правилах дорожного движения, и новые Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом (а также Порядок контроля за их соблюдением), и новый Порядок проведения техосмотра...
Еще один документ, развивающий тему техосмотра, прошел регистрацию в Минюсте 17 ноября 2008 года. Речь идет о Порядке осуществления контроля за техническим состоянием колесных транспортных средств во время их эксплуатации, утвержденном приказом МВД Украины от 13.10.2008 г. № 534 (далее - Порядок).
Сразу заметим, что до сих пор ничего подобного в нашем законодательстве и в практике работы ГАИ не было, хотя автомобили, безусловно, как-то осматривались и проверялись инспекторами на дорогах. Правда, при этом не составлялся специальный акт осмотра, и гаишники руководствовались общими положениями, зафиксированными в их Инструкции по деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД Украины, утвержденной приказом МВД от 13.11.2006 г. № 1111.
Новый документ призван упорядочить процедуру проведения проверок технического состояния транспорта в период между государственными техосмотрами. Заметим, что контроль техсостояния во время эксплуатации и государственный техосмотр - это две совершенно разных процедуры, ни одной из которых не заменяется другая.
Кого контролируют, где, как долго и как часто
В соответствии с п. 2 разд. I Порядка на автомобильных дорогах и улицах могут быть проверены любые транспортные средства независимо от их назначения, места регистрации и принадлежности. Не проверяются только автомобили скорой медицинской помощи, оперативных и аварийно-спасательных служб, военных и дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, а также автомобили, движущиеся в колоннах.
То есть практически любую машину или мотоцикл гаишники могут остановить на дороге и подвергнуть проверке (понятно, в тех местах, где остановка и стоянка транспорта не запрещены правилами и он не мешает другим участникам дорожного движения). Правда, для автобусов, перевозящих пассажиров по установленным маршрутам, сделано исключение: их проверяют на стоянках, а также в начальных, промежуточных или конечных пунктах маршрута.
Проверка может осуществляться совместно с представителями Минприроды в ходе проведения целевых мероприятий по контролю за соблюдением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах двигателей транспорта.
Проверка одного транспортного средства не должна превышать 20 минут. Впрочем, это, скорее, благое пожелание. Все мы понимаем, что реально сотрудники ГАИ могут задержать автомобиль и на гораздо более длительный срок.
Чтобы не допустить ситуации, когда один и тот же автомобиль останавливают для техконтроля через каждые полчаса, составители Порядка специально указали, что от проверки освобождаются те машины, водители которых имеют при себе протокол проверки технического состояния данного транспортного средства или международный сертификат технического осмотра, оформленные не более 45 дней назад. Хотя здесь сделана оговорка:
“при отсутствии явных признаков, свидетельствующих о технической неисправности КТС, его переоборудовании или повреждении в результате дорожно-транспортного происшествия”.
Что и как проверяется
Техническое состояние и оборудование транспорта проверяются как визуально, так и с применением средств измерительной техники, но без вмешательства в работу (разборки) проверяемых узлов и агрегатов.
Технические средства используются для проверки тормозной системы и ее составных частей, рулевого управления и его частей, внешних световых приборов и сигнализации, а также содержания СН/дымности выхлопных газов (для дизельных двигателей) или содержания СО (для двигателей, работающих на бензине, природном газе или сжиженном нефтяном газе),
Визуально проверяются: система выпуска, сигнализация и внешние световые приборы, колеса/шины, подвеска и шасси, отсутствие протекания топлива и/или масла. Кроме того, транспорт осматривается на предмет обнаружения недостатков, перечисленных в п/п. 31.4.7 Правил дорожного движения:
- нет предусмотренных конструкцией транспортного средства стекол, зеркал заднего вида;
- не работает звуковой сигнал;
- на стекло установлены дополнительные предметы или нанесено покрытие, ухудшающие его прозрачность и ограничивающие обзор с водительского места. Допускается лишь установка на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов прозрачных цветных пленок. Что касается тонированных стекол, то их применение разрешено (кроме зеркальных), но светопропускная способность тонировки должна соответствовать требованиям ГОСТ 5727-88. В автобусах можно использовать занавески на боковых окнах;
- не работают предусмотренные конструкцией замки двери кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и топливных баков, механизм регулирования положения сидения водителя, аварийные выходы и устройства для приведения их в действие, привод управления дверью, спидометр, тахограф, устройство для обогрева и обдува стекла;
- разрушен коренной лист или центральный болт рессоры;
- испорчены страховочные тросы (цепи), тягово-сцепное, опорно-сцепляющееся устройство тягача или прицепного звена в составе автопоезда. Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа;
- отсутствуют предусмотренные конструкцией автомобиля бамперы или заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
Кроме того, считаются нарушением случаи, когда в транспорте отсутствуют:
- медицинская аптечка с информацией о типе транспортного средства, для которого она предназначена;
- знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) - для мотоциклов с боковым прицепом, легковых и грузовых автомобилей, колесных тракторов и автобусов;
- как минимум два противооткатных упора - для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т (для автобусов - свыше 5 т);
- проблесковые маячки оранжевого цвета - для тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;
- работоспособный огнетушитель - для автобусов, легковых и грузовых автомобилей;
- ремни безопасности и подголовники - для транспортных средств, где их установка предусмотрена конструкцией. Если ремни безопасности имеются, но они не в рабочем состоянии или имеют видимые надрывы, это тоже считается нарушением;
- предусмотренные конструкцией дуги безопасности - для мотоциклов. Кроме того, для мотоциклов и мопедов считается нарушением отсутствие подножек, а на седле - поперечных рукояток для пассажира.
Не допускается отсутствие или неисправность фар и задних габаритных фонарей на транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз, а также проблесковых маячков, светоотражающих элементов и распознавательных знаков (“Автопоезд”, “Глухой водитель”, “Дети”, “Знак опасности”, “Колонна”, “Учебное транспортное средство”, “Такси”, “Негабаритный груз” и т. п.).
Как видим, перечень проверяемых узлов и комплектующих довольно внушителен. Говорят, за последний месяц продавцы огнетушителей и аптечек умудрились увеличить свои продажи в десятки раз (цены, разумеется, тоже выросли).
Как оформляются результаты и чем это грозит
По результатам проверки составляется акт (его форма приведена в приложении к Порядку), на котором инспектор ставит свою подпись и личный штамп. Копия акта вручается водителю. Еще раз напомним, что полученную копию желательно не прятать дома в тумбочку, а постоянно иметь при себе, чтобы по крайней мере в течение полутора месяцев иметь “освобождение” от новых проверок.
В случае обнаружения технических неисправностей инспектор делает в акте соответствующие отметки и при необходимости составляет протокол об административном правонарушении. Несогласные с результатам проверки могут обжаловать их в суде.
Кстати, не следует пренебрегать возможностью зафиксировать процесс проверки с помощью технических средств - фото-, кино- или видеосъемки. Порядок на этот счет говорит, что в ходе проверки такие средства могут применять инспекторы, если водитель не согласен с результатами проверки, а также при проверке транспорта, принадлежащего иностранцам. Материалы фото-, кино- и видеосъемки приобщаются к оригиналу акта проверки и являются его неотъемлемой частью.
Заметим, что речь здесь идет именно о праве инспекторов, а не об их обязанности. Хотя, наверное, если процесс проверки снимет на видео сам водитель, это может в некоторых случаях существенно облегчить его защиту в суде. Кроме того, как показывает практика, перед объективом видеокамеры инспекторы ГАИ становятся куда более законопослушными. Поэтому совсем не лишним будет держать в бардачке автомобиля фотоаппарат или видеокамеру. На худой конец сойдет и мобильник.
Здесь не место рассматривать все изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях Законом Украины от 24.09.2008 г. № 586-VI. Этой теме мы планируем посвятить отдельный выпуск “директорского” приложения к “Фортексу”. А сейчас приведем текст только одной статьи КоАПа, наиболее актуальной для рассматриваемой темы:
“Статья 121. Нарушение водителями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами
Управление водителями транспортными средствами, имеющими неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация их запрещается, либо переоборудованными с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов, либо своевременно не прошедшими государственный технический осмотр,-
влечет наложение штрафа от двадцати до двадцати пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Управление водителями транспортными средствами, использующимися для предоставления услуг по перевозке пассажиров, которые имеют неисправности, предусмотренные частью первой настоящей статьи, или техническое состояние и оборудование которых не соответствует требованиям стандартов, правил дорожного движения и технической эксплуатации,-
влечет наложение штрафа от сорока до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных частью первой или второй настоящей статьи,-
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев или административный арест на срок от пяти до десяти суток.
Нарушение правил пользования ремнями безопасности или мотошлемами -
влечет наложение штрафа от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Управление водителями транспортными средствами, не зарегистрированными или не перерегистрированными в установленном порядке, без номерного знака или с номерным знаком, не принадлежащим данному средству или не соответствующим требованиям стандартов, либо с номерным знаком, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным, а также без талона о прохождении государственного технического осмотра или с талоном, не принадлежащим данному средству или не соответствующим требованиям стандарта,-
влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Повторное в течение года совершения любого из нарушений, предусмотренных частью пятой настоящей статьи,-
влечет наложение штрафа от пятнадцати до тридцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от тридцати до сорока часов, с оплатным изъятием транспортного средства или без такового”.
Выводы, как говорится, делайте сами.
Елена Кравченко,
юрист
Газета “Фортекс” № 51-52/2008 (№ 311-312), от 16.12.2008 г.
