Новый закон уточняет иерархию и систематизацию
нормативно-правовых актов

До 1 октября 2008 года вопросы правоотношений по созданию и реализации нормативно-правовых актов частично были урегулированы несколькими документами разной юридической силы - Конституцией Украины, Законом Украины “О Кабинете Министров Украины”, Указом Президента Украины “О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти”, но не было акта, который бы комплексно и четко определял этот вопрос на законодательном уровне.

21 января 2008 года перечень законопроектов, находящихся на рассмотрении в Верховной Раде, пополнился проектом закона Украины “О нормативно-правовых актах” (регистрационный № 1343-1), субъектом законодательной инициативы которого является народный депутат Украины Александр Лавринович (Комитет по вопросам правовой политики).

У представленного законопроекта была нелегкая процедура прохождения по стадиям, так как “без ошибочек не обошлось”. Первая редакция (принятая за основу 16.09.2008 г.) содержала всего лишь десять наименований подзаконных нормативно-правовых актов. Самое интересное, что к подзаконным нормативно-правовым актам “забыли” отнести постановления Верховной Рады Украины, а включили лишь только постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым. Но уже в подготовленном ко второму чтению 1 октября 2008 года и принятом в этот же день законопроекте предусмотрен больший перечень подзаконных нормативно-правовых актов.

Закон регулирует правовые отношения, связанные с разработкой нормативно-правовых актов, их принятием, вступлением в силу, государственной регистрацией и учетом, определяет систему, виды, иерархию нормативно-правовых актов и устанавливает единые требования к нормопроектированной технике для всех нормообразующих субъектов.

Согласно ст. 3 Закона в соответствии с Конституцией и законами Украины нормообразующими субъектами являются:

1) граждане Украины;

2) Верховная Рада Украины;

3) Президент Украины;

4) Кабинет Министров Украины;

5) министерства и другие центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы;

6) другие государственные органы, которым в соответствии с законодательством предоставлено полномочие нормообразующих субъектов;

7) Верховный Совет Автономной Республики Крым;

8) Совет министров Автономной Республики Крым;

9) министерства и другие республиканские органы исполнительной власти Автономной Республики Крым;

10) местные государственные администрации;

11) органы местного самоуправления.

Закон дает четкие определения различных видов нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт - официальный документ, принятый (выданный) уполномоченным на это субъектом в определенных законом форме и порядке, который устанавливает нормы для неопределенного круга лиц и рассчитан на многократное применение.

Закон - нормативно-правовой акт, который принимается Верховной Радой Украины, регулирует наиболее важные общественные отношения путем установления статуса, общеобязательных правил поведения субъектов таких отношений и ответственности за нарушение указанных правил.

Кодекс - закон, который объединяет и систематизирует нормы права, относящиеся к определенной отрасли законодательства, и регулирует общественные отношения в соответствующей сфере.

Подзаконный нормативно-правовой акт - нормативно-правовой акт нормообразующего субъекта, который принимается (издается) на основе Конституции и законов Украины, международных договоров Украины и направлен на их реализацию.

Порядок - акт, устанавливающий механизм реализации прав и обязательств физических и юридических лиц, процедуру применения нормативно-правового акта и условия осуществления определенной деятельности.

Статьями 6, 7, 49, 59 Закона установлены процедура распределения нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативно-правовые акты, их юридическая сила и иерархия, государственная регистрация, а также порядок вступления их в силу.

Приведем нормы указанных статей в таблице

Норматив-но-право-вой акт  Юридическая сила и иерархия  Государст-венная регистрация  Вступление в силу  
Законы Украины 
1. Конститу-ция
 
Имеет наивысшую юридическую силу
 
не подле-жит госре-гистрации на основа-нии ст. 49 Закона   __ 
2. Кодексы
 
Принимаются на основе Конституции Украины, обязаны соответствовать нормам Конституции и действующим междуна-родным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины   не подлежат госрегистра-ции на основании
ст. 49 Закона
 
__
 
3. Законы
 
Принимаются на основе Конституции Украины, обязаны соответствовать нормам Конституции и действующим междуна-родным договорам Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины   не подлежат госрегистра-ции на основании
ст. 49 Закона
 
__
 
Подзаконные нормативно правовые акты 
1. Постанов-ления Верховной Рады Украины

 
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины и имеют большую юридическую силу, нежели нормативно правовые акты, указанные под номерами 4-12
 
Регистрация осуществля-ется Минюстом Украины
 
Через 10 дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами, по не ранее дня их опублико-вания в офици-альном печат-ном издании  
2. Указы Президен-та Украины

 
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины и имеют большую юридическую силу, нежели указанные под номерами 4-12   Регистрация осуществля-ется Минюстом Украины

 
Через 10 дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании  
Постанов-ления КМУ



 
принимаются (издаются) на основании во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины имеют большую юридическую силу, ежели указанные под номерами 4-12



 
регистрация осуществля-ется Минюстом Украины





 
Через 10 дней после их офи-циального опубликования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опублико-вания в офици-альном печат-
ном издании  
Приказы,
распоря-жения
решения минис-терств и других централь-ных орга-нов исполни-тельной власти  
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений КМУ и имеют большую юридическую силу, нежели указанные под номерами 5-12
 
регистрация осуществля-ется Мин-
юстом Украины



 
через 10 дней после их гос-регистрации,
если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опублико-вания в официа-льном печатном издании  
5. Приказы,
постанов-ления
других органов
государст-венной власти, которые являются субъекта-ми нор-мообразо-вания  
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений КМУ и имеют большую юридическую силу, нежели указанные под номерами 6-12


 
Регистрация осуществля-етсясоот-ветствую-щими террито-риальными органами Минюста Украины


 
Через 10 дней после их гос-регистрации,
если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опублико-вания в официа-льном печатном издании

 
6. Постанов-ления Верховно-го Совета Автоном-ной Респуб-лики
Крым


 
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, поста-новлений КМУ и имеют на территории Автономной Республики Крым большую юридическую силу, нежели нормативно-правовые акты, указанные под номерами 8-10   регистрация осуществля-ется соот-ветствую-щими территориа-льными органами Минюста Украины

 
Через 10 дней после их фици-ального обна-родования, если иное не предус-мотрено сами-ми актами, но не ранее дня их официального
опубликования
 
7. Постанов- ления Совета
министров Автоном-ной Респуб-лики Крым



 
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений КМУ и имеют на территории Автономной Республики Крым большую юридическую силу, нежели нормативно-правовые
акты, указанные под номерами 8-10  
Регистрация осуществля-ется соот-ветствующи-ми террито-риальными органами Минюста Украины

 
Через 10 дней после их гос-регистрации,
если иное не предусмотрено
самими актами, но не ранее дня их официаль-ного опублико-вания
 
8. Приказы министер-ств и дру-гих респуб-ликанских органов
исполни-тельной власти Автоном-ной Респуб-лики
Крым




 
Принимаются (издаются) на основании и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Ук-раины, указов Президента Украины, пос-тановлений КМУ, норматив-но-правовых актов минис-терств и других центральных органов исполнительной власти, постановления Верховного Совета Авто-номной Республики Крым, Совета министров Автоном-ной Республики Крым и имеют на территории Авто-номной Республики Крым высшую юридическую силу, нежели нормативно-право-вые акты, указанные под номером 10   Регистрация осуществля-ется соответст-вующими
территори-альными органами Минюста Украины






 
Через 10 дней после их госрегистрации, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опублико-вания в официа-льном печатном издании





 
9. Приказы территори-альных
органов мини-
стерств и других централь-ных органов исполни-тельной власти
 
Издаются на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украи-ны, нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов испол-нительной власти и имеют высшую юридическую силу, чем нормативно-правовые акты, указанные под номе-ром 10  Регистрация осуществля-ется Минюстом Украины





 
Через 10 дней после их госрегистрации, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опублико-вания в официа-льном печатном издании

 
10. Распоря-жения председа-телей и приказы управле-ний, отделов, других
структур-ных
подразде-лений
местных государст-венных админист-раций  
Принимаются (издаются) на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, поста-новлений Кабинета Мини-стров Украины, норматив-но-правовых актов минис-терств и других центральных органов исполнительной власти, других государст-венных органов, областных, Киевского и Севастополь-ского городских государст-венных администрации   Согласно
ст 49 не подлежат госрегист-рации


 
__



 
11. Решения местных советов и исполни-тельных органов





 
Принимаются на основе и во выполнение Конституции и законов Украины, междуна-родных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины и име-ют высшую юридическую силу, нежели акты их испол-нительных органов или со-ответственно распоряжения сельского, поселкового,
городского председателя или председателя района в городе, районного,областно-го совета  
Согласно
ст. 49 не подлежат госрегистра-ции





 
__





 
12. Распоря-жения сельских, поселко- вых, городских председа-телей, председа-телей
районных в городах, район-ных, областных советов
 
Принимаются (выдаются) на основе и во исполнение Конституции и законов Украины, международных договоров Украины, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов испол-нительной власти, других государственных органов, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных админи-страции   Согласно ст. 49 не подлежат госрегистрации


 

__ 
13. Решения всеукраин-ских и местных референ-думов   __  Согласно
ст. 49 не подлежат госрегистра-ции
 
__ 

Заключительными положениями Закона предусмотрено, что со дня вступления Закона в силу утратят силу:

- Закон Украины от 18.11.1992 г. № 2796-ХII “О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования”;

- Постановление Верховной Рады Украины от 12.09.1991 г. № 1545-ХII “О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР” Переходными положениями Кабмину поручено в двухмесячный срок после вступления Закона в силу

- представить Верховной Раде Украины предложения по внесению изменений в законы, ссылка на которые имеются в этом Законе;

-привести собственные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Законом;

- в течение шести месяцев провести инвентаризацию законов, других нормативно-правовых актов и декретов, действующих на территории Украины.

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 41 (667),
13 октября 2008 г.
Подписной индекс 40783