Задачи Госавтоадминистрации поставлены,
полномочия определены… только странно все это

В “Фортексе” № 32/2008 на с. 8–9 мы рассказывали о том, что к концу нынешнего года в сфере автотранспортного контроля ожидаются изменения, связанные с преобразованием Государственного департамента автомобильного транспорта (далее - Госдепартамент) и Главной государственной инспекции на автомобильном транспорте (далее - Глававтоинспекция) в единую Государственную администрацию автомобильного транспорта (далее - Госавтоадминистрация).

Разработать документ, регулирующий работу нового ведомства, должно было Минтранссвязи в срок до 1 декабря. Чиновники Министерства, впрочем, не стали откладывать это дело в долгий ящик, и уже 3 сентября Кабмин Постановлением № 771 утвердил Положение о Государственной администрации автомобильного транспорта (далее - Положение), одновременно отменив Положение о Государственном департаменте автомобильного транспорта, утвержденное Постановлением КМУ от 30.03.2000 г. № 586.

Подобные документы, как правило, представляют большой интерес для отечественных предпринимателей, как и вообще все акты, регулирующие деятельность контролирующих органов. А перед Госавтоадминистрацией как правительственным органом в сфере автомобильного транспорта как раз и стоят задачи по организации систематического контроля за реализацией автотранспортного законодательства, а также осуществлению регулятивных и разрешительно-регистрационных функций (п. 3 Положения). Поэтому есть смысл изучить Положение подробнее.

Итак, Госавтоадминистрация действует в системе Минтранссвязи и подотчетна непосредственно Министру. Во исполнение возложенных на нее задач она выполняет, в частности, следующие функции:

- государственное регулирование в сфере автомобильного транспорта, разработка проектов нормативно-правовых актов по вопросам регулирования деятельности автотранспорта;

- проведение мониторинга рынка услуг, предоставляемых автотранспортом, содействие развитию конкуренции;

- участие в проведении стандартизации и сертификации автотранспортных средств, работ (услуг), выполняемых (предоставляемых) автомобильным транспортом;

- согласование нормативной документации на транспортные средства, участие в работе комиссий по вопросам постановки на производство их новых образцов;

- осуществление мероприятий по обеспечению автотранспортных предприятий высоко­квалифицированными работниками, по совершенствованию социально-трудовых отношений на таких предприятиях и надлежащей оплате труда;

- формирование сети автобусных маршрутов общего пользования международного сообщения, организация перевозок на международных и межобластных маршрутах, ведение реестра таких маршрутов;

- реализация государственной политики в сфере международных автоперевозок пассажиров и грузов, подготовка проектов международных договоров по вопросам автоперевозок, а также обеспечение выполнения их положений;

- определение сети и утверждение паспортов международных и межобластных маршрутов, а также согласование расписания движения автобусов на междугородных автобусных маршрутах в пределах территории области;

- проведение конкурсов на перевозки на межобластных маршрутах;

- защита прав потребителей автотранспортных услуг.

Откровенно говоря, перечень функций Госавтоадминистрации, часть которых мы привели выше, производит несколько странное впечатление. Похоже, составители Положения просто слегка подправили прежнее Положение о Госдепартаменте, совершенно упустив из виду, что в соответствии с п. 3 Постановления КМУ от 23.07.2008 г. № 681 Госавтоадминистрации передаются функции не только Госдепартамента, но и Глававтоинспекции. Между тем в Положении никак не отражены такие специфические “главинспекционные” задачи, как:

- лицензирование видов хозяйственной деятельности, связанных с предоставлением услуг по перевозке пассажиров или грузов автомобильным транспортом, выдачу лицензионных карточек;

- осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства об автомобильном транспорте, норм и стандартов, регулирующих организацию перевозки пассажиров и грузов;

- осуществление госнадзора за обеспечением перевозчиками безопасности автомобильных перевозок, участие в расследовании обстоятельств дорожно-транспортных происшествий с участием автоперевозчиков;

- осуществление контроля за соблюдением отечественными и иностранными автоперевозчиками норм международных конвенций и договоров о международном автомобильном сообщении.

Что касается прав Госавтоадминистрации, то их список вообще выглядит куцым до неприличия. Для выполнения возложенных на нее задач Госавтоадминистрация вправе всего лишь получать от госорганов и предприятий необходимую информацию, привлекать к своей работе (по согласованию с руководителями) их специалистов, а также созывать совещания по вопросам, относящимся к ее компетенции. И все!

Куда, интересно, делись “контролирующие” права Госавтоадминистрации? Положение даже не упоминает, например, о праве работников этого ведомства проводить плановые и внеплановые проверки, беспрепятственно входить в любые помещения проверяемого предприятия, получать копии всех необходимых документов, выдавать распоряжения об устранении нарушений, аннулировать лицензии и налагать штрафы. А ведь такие полномочия, по идее, должны были перейти к Госавтоадминистрации вместе со всеми задачами и функциями, которыми в настоящее время наделена Глававтоинспекция.

Что ж, будем ждать появления нового документа, регламентирующего деятельность последнего ведомства - уже как части Госавтоадминистрации. Не исключено также, что составители Положения заметят свою оплошность и внесут в него соответствующие изменения. А до тех пор законность любых контролирующих действий со стороны как самой Госавтоадминистрации, так и одного из ее подразделений - реорганизованной Глававтоинспекции можно будет поставить под сомнение. Не случайно же в нашей Конституции имеется ст. 19, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Елена Кравченко,
юрист

Газета “Фортекс” № 38/2008 (№ 298), от 15.09.2008 г.