Комментарий к Постановлению КМУ
от 17.04.2008 г. № 3
94,
Указу Президента Украины
от 25.04.2008 г. № 406/2008

“Не мытьем, так катаньем”,- решили, видимо, в правительстве, когда издавали новый Порядок. Напомним историю вопроса.

Постановлением КМУ от 22.02.2008 г. № 90 был утвержден Порядок проведения земельных аукционов. Этот документ, однако, очень не понравился Президенту, и тот Указом от 07.04.2008 г. № 309/2008 приостановил его действие, одновременно обратившись в Конституционный Суд с представлением о признании Постановления № 90 неконституционным.

Сейчас Кабмин предпринял вторую попытку и взамен приостановленного документа издал новый Порядок (по правде говоря, мало чем отличающийся от предыдущего). Но Президент тоже решил проявить характер и снова приостановил действие кабминовского творения, опять направив соответствующее представление в Конституционный Суд.

Любопытно, что правительственные документы оба раза приостанавливались на одном и том же основании: дескать, ни Конституция, ни другие законодательные акты не предусматривают утверждения в качестве подзаконного акта порядка проведения земельных аукционов по продаже земельных участков и, соответственно, не уполномочивают Кабмин утверждать такой порядок. Поэтому, как говорится в Указе, Кабинет Министров, издав Постановление от 17 апреля,

“вышел за пределы полномочий, определенных для него Конституцией и законами Украины, действовал вопреки нормам Земельного кодекса Украины, других актов, указанных в преамбуле Постановления № 394”.

Мотивы, которыми руководствуется Ю. Тимошенко, в общем-то, понятны: упорядочив аукционную продажу земель, она надеется, и небезосновательно, увеличить бюджетные поступления, а заодно заработать себе политические очки на борьбе с коррупцией. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас земля - товар номер один в рейтинге самых прибыльных и, само собой, самых коррумпированных капиталовложений.

Интерес В. Ющенко в этом деле тоже очевиден: не дать политических дивидендов сопернице и пресечь любые попытки правительства выйти за пределы отведенных ему полномочий (злые языки, правда, поговаривают о какой-то личной заинтересованности не то самого Президента, не то его ближайшего окружения, но мы этим слухам не верим).

Если же говорить по существу, то вопрос остается спорным. С одной стороны, Кабмину действительно не поручалось издавать “земельно-аукционный” Порядок. С другой стороны, нормы этого Порядка, на наш взгляд, носят сугубо технический характер, он лишь конкретизирует в процедурном плане требования Земельного кодекса и Законе о Госбюджете-2008. Для справки заметим, что именно процедурная неурегулированность этих вопросов до сих пор открывала широкие возможности для коррупции. Так что, не будь между Президентом и Премьером политического противостояния, не возник бы и вопрос о законности и конституционности кабминовского документа.

Странно лишь одно: почему Кабмин при подготовке проекта Закона о Госбюджете-2008, в котором, собственно, и появилось требование об исключительно аукционной продаже госземли, не вписал туда поручение самому себе разработать соответствующий порядок? Может, все дело в спешке, с которой готовился этот законопроект?

Таким образом, на сегодняшний день порядок проведения земельных аукционов по-прежнему отсутствует. Будем ждать решения Конституционного Суда.

Алексей Кузнецов,
главный редактор газеты “Фортекс”

Газета “Фортекс” № 20/2008 (№ 280), от 12.05.2008 г.