“Железнодорожные” проверки:
кого, за что и как часто

Появился очередной документ, конкретизирующий положения ст. 5 Закона Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”,- Критерии оценки степени риска от проведения хозяйственной деятельности и определения периодичности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере железнодорожного транспорта, утвержденный Постановлением КМУ от 17.04.2008 г. № 365.*

Документ этот предназначен для осуществления госнадзора (контроля) в сфере безопасности движения поездов органами Минтранссвязи и “Укрзалізниці”. Он должен привлечь внимание субъектов хозяйствования:

- владеющих или пользующихся информационными комплексами и системами управления движением;

- занимающихся предупреждением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидацией их последствий, а также проведением аварийно-восстановительных и других неотложных работ для обеспечения безопасности жизни и здоровья населения и окружающей природной среды;

- имеющих в собственности или пользовании “подвижную единицу” (проще говоря - вагон) или “объект инфраструктуры железнодорожного транспорта” (надо понимать, речь идет об отдельной железнодорожной ветке, соединенных ж/д путями складах и т. п.) и использующих его, среди прочего, для перевозки, разгрузки и хранения опасных грузов.

Как видите, под первые два признака попадает очень незначительное число предприятий. Зато третьему признаку соответствуют весьма многие. Обратите также внимание на то, что речь здесь идет не только о владении вагонами и т. п., но и о пользовании ими. Фактически все, кто арендует подвижной состав, могут быть проверены органами Минтранссвязи. Правда, угроза эта является, скорее, теоретической, о чем будет сказано ниже.

Кабмин установил следующие критерии, по которым субъектов хозяйствования распределяют по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения и окружающей природной среды и в соответствии с которыми назначается периодичность их плановых проверок:

- уровень чрезвычайной ситуации техногенного характера, которая может возникнуть на объектах;

- степень риска транспортного происшествия на железной дороге;

- количество несчастных случаев на производстве;

- степень риска, возникающего из-за неправильных действий или бездействия персонала и для предупреждения которого не могут быть использованы технические системы безопасности;

- количество людей, которые могут находиться одновременно на объекте железнодорожного транспорта (постоянно или временно);

- уровень сложности работ по ликвидации последствий транспортного происшествия на железной дороге;

- наличие у субъекта хозяйствования оборудования для транспортировки полезных ископаемых;

- уровень экологической безопасности субъекта хозяйствования.

Кроме того, при присвоении субъекту степени риска учитываются результаты проведения оценки:

- эксплуатационно-технического состояния подвижного состава железнодорожного транспорта и его составляющих, технического состояния объектов инфраструктуры железных дорог;

- эксплуатационно-технического состояния информационных комплексов и систем обеспечения управления железнодорожным движением;

- возможных последствий транспортного происшествия на железной дороге, уровня сложности их ликвидации;

- состояния обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте;

- уровня опасности.

В результатах оценки учитывается вероятность возникновения социальных и материальных последствий осуществления хоздеятельности и возможный размер потерь при железнодорожном происшествии, а также вероятность возникновения факторов риска и негативных последствий для лиц, которые могут находиться на вокзалах, станциях и в подвижном составе.

По “железнодорожным” показателям для субъектов хозяйствования предусмотрено четыре степени риска: высокая, средняя, низкая и незначительная. К субъектам с высокой степенью риска относятся:

- железные дороги и их структурные подразделения с инфраструктурой и подвижным составом;

- субъекты перевозочного процесса, которые перевозят опасные грузы и характеризуются большим количеством транспортных происшествий, а также имеют высокую степень риска, возникающего из-за неправильных действий или бездействия персонала.

Средняя степень риска присваивается:

- предприятиям по производству и ремонту подвижного состава, строительству и ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, непосредственно подчиненным “Укрзалізниці”;

- структурным подразделениям “Укрзалізниці”, имеющим высокий уровень качества работ и услуг, подготовки персонала, технического оснащения производства и функционирования системы управления безопасностью на железнодорожном транспорте.

К субъектам хозяйствования с низкой степенью риска относятся:

- предприятия по производству продукции и предоставлению услуг, непосредственно подчиненные “Укрзалізниці”;

- субъекты перевозочного процесса, не входящие в состав железных дорог, в том числе собственники инфраструктуры железнодорожного транспорта, операторы железнодорожного подвижного состава, перевозчики;

- субъекты хозяйствования, которые занимаются научно-исследовательской, проектно-конструкторской и проектно-изыскательской деятельностью или осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала и которые при этом характеризуются соответствующим уровнем качества работ и услуг, подготовки персонала и т. п.

Наконец, незначительная степень риска присваивается субъектам хозяйствования, не попавшим ни в одну из трех указанных категорий.

Плановые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проходят ежегодно. “Сред­них” проверяют не реже одного раза в полтора года, “низких” - не реже одного раза в пять лет, а “незначительных” - не чаще одного раза в пять лет.

Что касается внеплановых проверок, то составители Критериев не дали на сей счет никаких специальных указаний, ограничившись общей формулировкой: “при наличии оснований, предусмотренных нормативно-правовыми актами”.

Если по результатам плановой или внеплановой проверки выявлены нарушения, то предприятию устанавливается срок для их устранения, после чего проводится контрольная проверка.

В общем, для подавляющего большинства предприятий и предпринимателей, владеющих и пользующихся подвижным составом (вагонами, цистернами, платформами и т. п.), а также некоторыми объектами железнодорожной инфраструктуры (типа складов, перевалочных пунктов и т. п.) вероятность проверки весьма незначительна. Как видим, составители Критериев определили для них (по плановым проверкам) только “нижнюю планку”: не чаще одного раза в пять лет. Фактически же подобные субъекты имеют реальный шанс вообще никогда не попасть в план проверок.

________________

* Подобные критерии уже установлены в отношении пожарной безопасности (см. Фортекс” № 44–45/2007, с. 10–12), экологической безопасности (см. Фортекс” № 14/2008, с. 59) и в сфере телекоммуникаций и услуг почтовой связи (см. “Фортекс” № 17/2008, с. 55).

Алена Мышкина,
юрист

Газета “Фортекс” № 18-19/2008 (№ 278-279), от 05.05.2008 г.