Учет отходов и брака на предприятии

Основы учета отходов

Отходы предприятия складываются из отходов производства (остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, прочих изделий или продуктов, образовавшихся в процессе производства), отходов другой хозяйственной деятельности (образовавшихся на внепроизводственных стадиях, включая хранение и отгрузку готовой продукции) и отходов нехозяйственной деятельности.

Большая часть отходов производства может быть переработана в полезный продукт или использована в неизменном виде во вспомогательном производстве. Например, металлические обрезки и стружка, полученные при токарной обработке литых деталей, могут быть переплавлены в новые заготовки, а остатки пластмассового листа после фигурной вырубки - использованы для изготовления шайб и прокладок.

В хозяйственной и административной практике используются также понятия “возвратные отходы”, “невозвратные отходы” и “технологические потери”.

Возвратные отходы - это остатки сырья, материалов, деталей, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производственного использования и строительно-монтажных работ, полностью или частично утратившие потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенным расходом. Не относятся к возвратным отходам те остатки материальных ресурсов, которые по технологии передаются в другие подразделения в качестве полноценного материала для производственного использования. Например, опилки и стружка, образующиеся на деревообрабатывающем комбинате, могут передаваться в цех производства ДСП. Такие материалы в данном случае являются не отходами, а сырьем.

Невозвратные отходы, то есть отходы, которые не могут быть использованы по каким-либо причинам в хозяйственной деятельности предприятия, представляют проблему скорее для экономистов и руководителей, нежели для бухгалтеров. Указанные вещества и предметы не удовлетворяют требованиям п. 5 П(С)БУ 9 “Запасы”, то есть не обладают признаками актива, и, следовательно, не подлежат отражению в бухгалтерском учете. А вот управленческий учет их вести необходимо хотя бы потому, что предприятие обязано отчитываться перед природоохранными и другими контролирующими органами по выбросам, сбросам и т. п., проводить утилизацию отходов (см., например, Закон Украины “Об отходах” от 05.03.98 г. № 187/98-ВР) и т. д.

Следует заметить, что для утилизации (захоронения) отдельных видов отходов необходима лицензия (см. Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, сбор и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный Постановлением КМУ от 28.02.2001 г. № 183). Если лицензия у предприятия отсутствует, то должен быть заключен договор на утилизацию отходов с предприятием, такую лицензию имеющим.

Сколько-нибудь конкретный состав технологических потерь официально не установлен. Да и определение этого термина в действующем законодательстве отсутствует. Его можно найти разве что в отмененном ныне Типовом положении по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденном Постановлением КМУ от 26.04.96 г. № 473:

“К технологическим потерям относится изъятие полуфабрикатов, деталей, узлов и изделий, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации, возникающее в производстве вследствие недостаточной управляемости отдельными операциями технологического процесса, связанной с недостаточным знанием физико-химических свойств используемых материалов и изготавливаемых изделий, несовершенным технологическим оборудованием и измерительной техникой, а также несоответствием отдельных физико-химических свойств используемых материалов и полуфабрикатов, которые изготовляются и поставляются по действующей нормативно-технической документации, оптимальным требованиям производства”.

По сути, речь идет о тех же возвратных и невозвратных отходах. В отдельных отраслях некоторые особенности учета технологических потерь расписаны в отраслевых нормативах, но такие ведомственные документы не являются общеобязательными, хотя могут быть использованы в качестве ориентира предприятиями любой формы собственности, имеющими аналогичные производства.

Бухучетные нормативы не устанавливают специального механизма учета отходов предприятия, оставляя этот вопрос политике бухучета предприятия. До момента списания ввиду полной непригодности к использованию в хозяйственной деятельности отходы считаются обычно запасами и подчиняются правилам учета соответствующего учетного класса в части первоначальной оценки, дооценки, уценки, применения методов выбытия и т. п.

Отходы-запасы можно приходовать на склады по:

- первоначальной стоимости (когда возвращаемая материальная ценность сохраняет основные признаки входящего продукта - сырья, материала и т. п.);

- вновь образованной стоимости (когда возвращаемая материальная ценность является совокупностью (смесью) нескольких входящих продуктов или представляет собой новый продукт переработки);

- цене возможного использования.

В соответствии с п. 7 П(С)БУ 16 “Затраты” расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены. В связи с тем что потери запасов невозможно прямо связать с доходом определенного периода, они отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором были осуществлены.

Возвращаемые производственными цехами отходы можно учитывать на основных счетах (субсчетах) запасов (20 “Производственные запасы”, 201 “Сырье и материалы”, 202 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”, 205 “Строительные материалы”, 207 “Запасные части”, 209 “Прочие материалы”, 25 “Полуфабрикаты” и т. д.) или на специально назначенных субсчетах (например, 20/11 “Производственные запасы. Отходы”, 23/11 “Производство. Возвратные отходы”) - в корреспонденции с кредитом счетов (субсчетов), на которых отражается потребление ресурсов (23 “Производство”, 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, 91 “Общепроизводственные расходы”, 93 “Расходы на сбыт” и т. п.).

Основы учета брака

Браком в производстве считаются продукция, полуфабрикаты, детали, узлы и т. п., которые не соответствуют по своим качествам установленным стандартам (техническим условиям) и не могут быть использованы в таком виде по своему прямому назначению. Брак классифицируется по:

- характеру дефектов (исправимый и окончательный брак);

- месту возникновения брака (в полуфабрикатах, изготовленных поставщиком, или в компонентах, созданных непосредственно на предприятии);

- месту обнаружения брака (на производственной линии в стадии незавершенного производства, на складе готовой продукции, у покупателя после перехода к нему права собственности на изделие). Брак, обнаруженный на предприятии-изготовителе, называется внутренним, обнаруженный покупателем - внешним).

Бухучет производственного брака ведется на счете 24 “Брак в производстве”. По дебету счета отражаются расходы на обнаруженный внешний и признанный внутренний брак, а также на гарантийные рекламации, по кредиту - суммы, которые списываются на расходы производства как потери от брака, суммы уменьшения потерь от брака продукции (стоимость возвратных отходов забракованной продукции или реализации ее по сниженной цене), стоимость удержаний с виновников брака, суммы возмещений, полученных от поставщиков недоброкачественных материалов и полуфабрикатов и т. д.

Налоговые проблемы

В части налогового учета отходов и производственного брака следует отметить следующие моменты.

Извечным камнем преткновения в отношениях с налоговиками является вопрос: надо ли производить корректировки налоговых показателей ввиду того, что материальные ценности, квалифицируемые как отходы, брак и порча, утратили свои первоначальные качества, вследствие чего уменьшилась их стоимость или они вовсе утратили признаки активов?

Переход материальных ценностей из категории сырья, материалов, полуфабрикатов и т. п. в категорию отходов (за исключением отдельных нетипичных ситуаций, связанных с невозвратными отходами) является нормальным производственным процессом. Согласно п. 11 П(С)БУ 16 “Затраты” сверхнормативные расходы (которыми отходы, по сути, и являются) должны включаться в состав производственной себестоимости; при этом производственная себестоимость продукции уменьшается на справедливую стоимость сопутствующей продукции, подлежащей реализации, и на стоимость сопутствующей продукции в оценке возможного ее использования на самом предприятии.

Так как налоговый учет в данном случае основывается исключительно на данных бухучета, никаких вопросов о корректировке налоговых показателей не должно возникать. Кроме того, в правильно составленной калькуляции не должно быть места проблемным для налогового учета сверхнормативным расходам (точнее, регулярно возникающим сверхнормативным расходам).

Согласно п. 14 П(С)БУ 16 потери от брака, состоящие из стоимости окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов), уменьшенной на ее справедливую стоимость, и расходов на исправление технически неизбежного брака, включаются в состав прямых затрат. Считать такие расходы не связанными с хозяйственной деятельностью и вычитать их из валовых расходов, как иногда требуют налоговики, оснований нет.

Обращаем ваше внимание на мнение Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности, высказанное в письме от 07.03.2002 г. № 06-10/121. Комитет заявляет, что стоимость технически неизбежного брака, который возникает в процессе производства продукции, в рамках норм, определенных технологической инструкцией (из текста следует, что речь идет о нормах, установленных самим предприятием), должна включаться в состав валовых затрат налогоплательщика согласно п/п. 5.2.1 Закона о прибыли.

В последнее время ГНАУ несколько смягчила свои позиции по этому вопросу. В письме от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316 говорится:

“Расходы, не связанные с ведением хозяйственной деятельности, не относятся в состав валовых затрат. Однако в случае если нормативными актами установлены нормативы потерь материалов, запасов при производстве продукции, стоимость таких запасов в пределах установленных норм остается в составе валовых затрат предприятия”.

Таким образом, даже при отсутствии однозначных указаний, какие именно нормативы (общегосударственные или внутрипроизводственные) подразумеваются в этих письмах, можно достаточно уверенно использовать внутрипроизводственные нормативы (нормы технически неизбежных отходов, брака и порчи), утвержденные руководителем предприятия, и учитывать технологические потери в составе валовых затрат.*

Для корректировки НДС тоже нет оснований.

Во-первых, в соответствии с п/п. 7.4.1 Закона Украины “О налоге на добавленную стоимость” налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) в связи с приобретением или изготовлением товаров и услуг с целью их последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Во-вторых, использование материальных ценностей для производственных нужд всегда имеет конечной целью производство готового продукта и его дальнейшую реализацию, то есть их последующее прямое или опосредованное использование в налогооблагаемых операциях.

В-третьих, в п/п. 7.4.2 Закона об НДС однозначно указываются случаи, когда налоговый кредит не начисляется: использование товаров (услуг) в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно ст. 3 Закона или освобождаются от налогообложения согласно ст. 5 и п. 11.44.

Если дело дойдет до судебного спора с налоговиками, серьезным подспорьем для предприятия может стать правило конфликта интересов (п/п. 4.4.1 Закона “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”).

Как показывает практика, чтобы по расходам на брак и прочим производственным потерям не возникало спорных моментов, бухгалтерии и экономической службе предприятия целесообразно регулярно принимать следующие меры:

- относить наиболее критичные в отношении брака и других потерь этапы производственных циклов к административным расходам или расходам на сбыт. Как известно, эти статьи допускают облегченные варианты списания запасов, а главное - не подлежат перерасчету по п. 5.9 Закона о прибыли;

- задавать в калькуляционных картах увеличенные нормы по отдельным расходным статьям, в которых чаще всего появляется брак;

- составлять несколько вариантов калькуляционных карт для производства одних и тех же готовых изделий в расчете на разные внутрипроизводственные и внешние факторы;

- применять вместо списания забракованных изделий их разборку на материалы, запчасти и т. п. с оприходованием в полном объеме на отдельных счетах (например, на счете полуфабрикатов) по ценам, равным первоначальной себестоимости.

Основные проводки для учета отходов

Отходы материальных ценностей, участвовавших в производственных и хозяйственных процессах, передаются в другие производственные подразделения, возвращаются на соответствующие склады или оставляются в месте использования (в цехе, службе сбыта и т. д.).

План счетов рекомендует учитывать отходы (обрубки, обрезки, стружку и т. п.), неисправимый брак, а также материальные ценности, полученные от ликвидации основных средств, которые не могут быть использованы в качестве материалов, топлива или запчастей на данном предприятии (металлолом, утиль), на субсчете 209 “Прочие материалы”. Однако могут быть использованы и те счета (субсчета), на которых эти номенклатуры учитывались до передачи в производство.

Основные проводки по учету отходов:

- Дт 201 “Сырье и материалы”, Дт 202 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”, Дт 205 “Строительные материалы”, Дт 207 “Запасные части”, Дт 209 “Прочие материалы”, Дт 25 “Полуфабрикаты”, Дт 20/11 “Производственные запасы. Отходы”, Дт 23/11 “Производство. Возвратные отходы” и т. п.- Кт 23 “Производство”, Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Кт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Кт 92 “Административные расходы”, Кт 93 “Расходы на сбыт” - передача отходов из производственных цехов, специализированных ремонтно-строительных служб (цехов и участков по изготовлению ОС и МНМА, ремонтных мастерских и т. п.), административных служб и службы сбыта на склады предприятия, цеха и т. п.;

- Дт 23 “Производство”, Дт 91 “Общепроизводственные расходы”, Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Дт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Дт 92 “Административные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 23 “Производство”, Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Кт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Кт 92 “Административные расходы”, Кт 93 “Расходы на сбыт” - передача отходов в другие производственные подразделения для использования по назначению или на переработку;

- Дт 24 “Брак в производстве” - Кт 23 “Производство”, Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Кт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Кт 92 “Административные расходы”, Кт 93 “Расходы на сбыт” - списание отходов, признанных окончательным браком, с перемещением забракованных материальных ценностей на склад брака (с переводом на забалансовый счет 07 “Списанные активы”).

Отходы социальных и культурных объектов, находящихся на балансе предприятия, учитываются по правилам, установленным политикой бухучета предприятия.

Основные проводки по учету брака,
обнаруженного на производственной стадии

Обычно брак возвращается на склад, а затем, если он подлежит исправлению или доработке, направляется в соответствующее производственное подразделение, где его доводят до кондиции. Если же отбракованные материальные ценности предполагается использовать в дальнейшем в качестве материалов или запчастей, они перемещаются на склад материалов.

Окончательный производственный брак, не подлежащий исправлению и использованию, целесообразно тоже хотя бы на некоторое время поместить на склад. Когда принимается решение о полном его списании, брак передается в специализированную организацию на утилизацию или утилизируется собственными силами предприятия.

Основные проводки:

- Дт 24 “Брак в производстве” - Кт 23 “Производство”, Кт 26 “Готовая продукция” - фиксация брака, обнаруженного на производственной стадии или при подготовке продукта к реализации;

- Дт 20 “Производственные запасы”, Дт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, Дт 25 “Полуфабрикаты” и т. п.- Кт 24 “Брак в производстве” - оприходование на соответствующие склады пригодных компонентов забракованной продукции;

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Дт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Дт 91 “Общепроизводственные расходы”, Дт 93 “Расходы на сбыт” и т. п.- Кт 23 “Производство”, Кт 26 “Готовая продукция”, Кт 24 “Брак в производстве”, кредиты счетов тематических складов - передача забракованных материальных ценностей на ремонт (доработку, переработку);

- Дт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Дт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Дт 91 “Общепроизводственные расходы” и т. п.- Кт 20 “Производственные запасы”, Кт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, Кт 25 “Полуфабрикаты”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами”, Кт 131 “Износ основных средств”, Кт 66 “Расчеты по оплате труда”, Кт 65 “Расчеты по страхованию” и т. п.- учет расходов на ремонт, доработку, переработку забракованных изделий;

- Дт 93 “Расходы на сбыт” - Кт 20 “Производственные запасы”, Кт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, Кт 25 “Полуфабрикаты”, Кт 377 “Расчеты с прочими дебиторами”, Кт 131 “Износ основных средств”, Кт 66 “Расчеты по выплатам работникам”, Кт 65 “Расчеты по страхованию” и т. п.- учет расходов на ремонт и переделку забракованных изделий (товаров) в службе сбыта;

- Дт 791 “Результат операционной деятельности” - Кт 152 “Приобретение (изготовление) основных средств”, Кт 153 “Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов”, Кт 91 “Общепроизводственные расходы” и т. п.- списание части расходов, связанных с обслуживанием и исправлением брака, на финансовый результат в конце отчетного периода;

- Дт 791 “Результат операционной деятельности” - Кт 93 “Расходы на сбыт” - списание ремонтных и других аналогичных расходов службы сбыта на финансовый результат;

- Дт 375 “Расчеты по возмещению причиненных убытков” - Кт 24 “Брак в производстве” - списание окончательного брака на виновное лицо;

- Дт 791 “Результат операционной деятельности”, Дт 443 “Прибыль, использованная в отчетном периоде” - Кт 23 “Производство”, Кт 26 “Готовая продукция”, Кт 24 “Брак в производстве” - списание забракованных материальных ценностей как окончательного производственного брака на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия (при этом продукция подлежит утилизации).

Особенности списания непригодных изделий,
забракованных по собственным причинам предприятия-изготовителя

Брак по внутренним причинам обусловлен чаще всего недостатками и сбоями в работе оборудования, ошибками работников предприятия, выполняющих операции по изготовлению и наладке продукции, порчей из-за ненадлежащих условий хранения и перемещения. Если виновником брака является конкретный работник или группа работников, сумма ущерба взыскивается с него (с них).

Технически неизбежный производственный брак возникает из-за несовершенства технологий и неизбежных статистических ошибок при многократном повторении одинаковых операций.

Пример 1. Брак, вызванный собственными причинами предприятия-изготовителя, обнаруженный на производственной стадии или при подготовке продукции к реализации

На предприятии в отчетном периоде зарегистрировано три случая брака.

1. Обнаружено несоответствие техническим условиям конструкции аккумуляторного блока питания, прошедшего все этапы производственной линии. Брак случился из-за несовершенства технологического процесса. Себестоимость блока питания - 288 грн.

По распоряжению руководителя блок питания принят на склад МНМА как резервный источник автономного питания для заводского пропускного пункта по стоимости возможного использования 200 грн.

2. По мощностным характеристикам забракована партия электронагревателей. Виновными в браке признаны члены комплексной бригады, осуществляющей сборку и наладку изделий (имеется договор о полной бригадной материальной ответственности, не предусматривающий возмещение расходов на оплату труда по разборке и доработке брака). Себестоимость забракованной продукции - 1740 грн. Стоимость возвращенных на склад материалов и полуфабрикатов - 830 грн. Стоимость работ по разборке - 160 грн.

3. Во время упаковки в тару повреждено смотровое стекло печи СВЧ. Изделие возвращено в цех для исправления дефекта. Себестоимость печи - 900 грн, расходы на исправление брака - 97 грн. Виновным в повреждении признан упаковщик.

Согласно приказу об учетной политике и внутренней инструкции о технологических потерях расходы (потери) по забракованной продукции, не компенсированные виновниками, относятся на текущие производственные расходы.

Ремонт (исправление) забракованных изделий производится на предприятии в производственном цехе и учитывается на субсчете 23/11 “Исправление брака”.

Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 1.

Таблица 1

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД, грн  ВР, грн 
Зафиксирован брак аккумуляторного блока питания  24  23  288     
Отбракованное изделие оприходовано на склад МНМА по цене возможного использования  112  24  200     
Невозмещенная стоимость брака отнесена на финансовый результат деятельности предприятия  791  24  88     
Забракована партия электронагревателей   24  23  1740     
Учтена стоимость возвращенных на склад материалов и полуфабрикатов, полученных при разборке электронагревателей  201, 25
 
24
 
830
 
   
Учтены расходы на оплату труда и взносы в государственные целевые фонды   24
 
66, 65
 
160
 
  160
 
Стоимость забракованной партии электронагревателей (за исключением расходов на оплату труда и на взносы в государственные целевые фонды) взыскана из зарплаты членов комплексной бригады
(1740 - 830) 
66
 
24
 
910
 
   
Остальные расходы (потери) по забракованной партии электронагревателей отнесены на текущие производственные расходы   23
 
24
 
160
 
   
Учтен выпуск печи СВЧ  26  23  900     
Печь СВЧ возвращена из службы сбыта в цех для замены смотрового стекла  23/11
 
26
 
900
 
   
Учтена стоимость замены поврежденного стекла   23/11
 
202
 
97
 
   
Оплачена упаковщиком стоимость замены стекла  301
 
23/11
 
97
 
   
Отремонтированная печь возвращена из цеха в службу сбыта  26
 
23/11
 
900
 
   

Особенности учета брака,
случившегося из-за некачественных комплектующих,
поставленных предприятию-изготовителю другими предприятиями

Ненадлежащее качество комплектующих может стать причиной брака продукции, изготовленной с их использованием (внутренней продукции цехов и вспомогательных подразделений, готовой продукции предприятия и т. п.). Такой брак первоначально выявляется и учитывается так же, как собственный брак предприятия. В дальнейшем поставщику комплектующих предъявляется претензия, а некондиционные комплектующие возвращаются.

Выставление претензии оформляется проводкой Дт 374 “Расчеты по претензиям” - Кт 631 “Расчеты с отечественными поставщиками”; снятие претензии отражается такой же проводкой методом сторно; удовлетворение претензии - проводкой: дебет счета соответствующего склада или дебет расчетного счета - Кт 374 “Расчеты по претензиям”.

Пример 2. Брак, вызванный некачественными комплектующими, обнаруженный на производственной стадии и при подготовке к реализации

Из-за некачественных комплектующих в процессе производства готовой продукции составлено два акта о производственном браке.

1. Забракован, снят с производственной линии и направлен на исправление дефектов блок электронного управления. Стоимость блока - 2950 грн (цена поставщика). Стоимость устранения брака - 925 грн, в т. ч. стоимость материалов и полуфабрикатов - 415 грн, начисление зарплаты и взносов в государственные целевые фонды - 510 грн.

2. На стадии регулировки и тестирования изделий выявлены неработающие температурные датчики, что потребовало частичной разборки изделий и вызвало неисправимую порчу отдельных элементов конструкций изделий. Стоимость забракованных температурных датчиков - 3390 грн (по цене поставщика). Непредвиденные издержки, вызванные заменой забракованных датчиков и устранением других неисправностей, связанных с разборкой, составили 1764 грн, в т. ч. стоимость материалов, запчастей и принадлежностей - 764 грн, начисление зарплаты и взносов в государственные целевые фонды - 1000 грн.

Предприятие выставило претензии поставщикам в связи с понесенными расходами, вызванными браком комплектующих. Поставщики с претензиями согласились; суммы ущерба были возмещены; окончательно забракованные комплектующие заменены.

Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 2.

Таблица 2

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД, грн  ВЗ, грн 
Забракован и снят с незавершенной продукции блок электронного управления   24
 
23
 
2950
 
   
Учтены расходы на устранение брака в части материалов и полуфабрикатов  24
 
201, 202
 
415
 
   
Учтены расходы на устранение брака в части начисленной зарплаты и взносов в государственные целевые фонды  24
 
66, 65
 
510
 
  510
 
Отремонтированный блок электронного управления возвращен на производственную линию по новой стоимости (2950 + 415 + 510)  23
 
24
 
3875
 
   
Выставлена претензия поставщику блока электронного управления на стоимость расходов на ремонт  374
 
23
 
925
 
   
Поставщик блока удовлетворил претензию  311
 
374
 
925
 
   
Забракованы температурные датчики  24
 
23
 
3390
 
   
Учтены расходы по извлечению забракованных датчиков из изделия (в части начисленной зарплаты и взносов в государственные целевые фонды)  23
 
66, 65
 
1000
 
  1000
 
Учтены расходы материалов, запчастей и принадлежностей на устранение неисправностей, связанных с демонтажем датчиков   23
 
201, 207
 
764
 
   
Выставлена претензия поставщику датчиков в размере стоимости брака и связанных с ним расходов
(3390 + 1764) 
374

374
 
631

23
 
3390

1764
 
   
Поставщик поставил исправные температурные датчики взамен забракованных  23
 
374
 
3390
 
   
Поставщик возместил ущерб в части потерь, вызванных заменой забракованных температурных датчиков  311
 
374
 
1764
 
   

Учет брака, обнаруженного на
послепродажной стадии (внешний брак)

Так же, как и на предыдущих производственных стадиях, практически значимыми на данном этапе являются два вида брака: по собственным причинам предприятия-изготовителя и по причине некачественных комплектующих, поставленных предприятию-изготовителю другими предприятиями. Особым учетным моментом может быть наличие по данному товару (материальной ценности) гарантийных обязательств изготовителя, однако рассмотрение системы гарантийных обязательств не входит в содержание сегодняшней темы.

В себестоимость внешнего окончательного брака дополнительно включаются расходы на транспортировку, ремонт и возмещение покупателю предусмотренных договором купли-продажи изделия накладных расходов.

Пример 3. Брак, вызванный собственными причинами предприятия-изготовителя, обнаруженный после перехода права собственности на товар к покупателю

Себестоимость выпуска готовой продукции предприятия в отчетном периоде составила 250 000 грн. Все готовые изделия были отгружены покупателю по договорной цене 360 000 грн (в том числе НДС - 60 000 грн).

В связи с обнаруженным браком покупатель выставил претензию на сумму 72 000 грн (в том числе НДС - 12 000 грн). Претензия была удовлетворена. Выпуск, отгрузка и возврат бракованной продукции произошли в течение одного отчетного периода.

Внутрипроизводственная технологическая комиссия квалифицировала 80% возвращенной продукции как брак, подлежащий исправлению на производственных линиях, а 20% - как окончательный брак, не подлежащий в ближайшее время использованию или переделке.

Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 3.

Таблица 3

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Налоговый учет 
Дт  Кт  Сумма, грн  ВД, грн  ВЗ, грн 
Учтен выпуск готовой продукции в отчетном периоде  261
 
23
 
250 000
 
   
Учтена отгрузка готовой продукции покупателю по договорной цене с НДС  36
 
701
 
360 000
 
300 000
 
 
Отражены налоговые обязательства по НДС  701
 
641/НДС
 
60 000
 
   
Отражена отгрузка готовой продукции по себестоимости  901
 
261
 
250 000
 
   
Учтен чистый доход (выручка) от реализации готовой продукции  701
 
791
 
300 000
 
   
Учтена в состав финансового результата себестоимость реализованной продукции   791
 
901
 
250 000
 
   
Отражена полученная от покупателя претензия (по договорной цене с НДС)  704
 
36
 
72 000
 
   
Сторнирован НДС, входящий в сумму признанной претензии  704
 
641/НДС
 
[12 000]
 
   
Учтена в финансовый результат договорная стоимость возвращенной продукции (без НДС)  791
 
704
 
60 000
 
- 60 000
 
 
Восстановлена на складе готовой продукции (до окончательного решения технологической комиссии) возвращенная забракованная продукция (методом сторно)  901
 
26
 
[50 000]
 
   
Сторнирована на сумму возврата ранее отнесенная на финансовый результат себестоимость первоначально отгруженной готовой продукции  791
 
901
 
[50 000]
 
   
Внутрипроизводственной технологической комиссией возвращенные изделия признаны браком  24
 
261
 
50 000
 
   
80% забракованных изделий направлены на производственную доработку (исправление дефектов) в цеха  23
 
24
 
40 000
 
   
20% забракованных изделий направлены на специальный склад, предназначенный для длительного хранения отходов, брака и т. п.   209
 
24
 
10 000
 
   

Учет порчи материальных ценностей

В основе порчи, как и брака, лежат неблагоприятные внешние условия (для производства, хранения и транспортировки материальных ценностей), несовершенство технологий и человеческий фактор. Объект порчи - это, как правило, продукт, подвергшийся разрушающим природным, технологическим и другим физическим воздействиям, в результате чего утративший характеристики, установленные техническими стандартами, что сделало невозможным его использование по прямому назначению.

Особенность порчи в хозяйственном процессе предприятия в том, что, в отличие от брака, который является неизбежным и привычным явлением, она почти всегда внеплановая (за исключением естественной убыли). Порча чаще всего происходит во время хранения и перемещения (транспортировки); эти операции находятся, как правило, на особом контроле и подлежат особому документальному оформлению, регулированию и учету.

Возмещение ущерба, нанесенного предприятию порчами и недостачами, официально рекомендуется производить по правилам Постановления КМУ от 22.01.96 г. № 116 “Об утверждении Порядка определения размера убытков от хищений, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей”. Документ этот местами настолько нелепый, что на практике предприятия его не применяют, да и контролирующие органы этого не требуют. А ущерб, причиненный предприятию работником (группой работников), взыскивается согласно нормам законодательства о труде.

Основные проводки:

- Дт 947 “Недостачи и потери от порчи ценностей” - Кт 201 “Сырье и материалы”, Кт 202 “Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия”, Кт 205 “Строительные материалы”, Кт 207 “Запасные части”, Кт 22 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” и т. п.- учитывается обнаруженная порча производственных и прочих запасов на складе;

- Дт 375 “Расчеты по возмещению причиненных убытков” - Кт 947 “Недостачи и потери от порчи ценностей” - отражение суммы, подлежащей взысканию с виновника (работника, причинившего материальный ущерб предприятию);

- Дт 947 “Недостачи и потери от порчи ценностей” - Кт 641/НДС “Расчеты по налогам. НДС” - восстановление НДС, относящегося к стоимости испорченной материальной ценности, если виновник порчи установлен;

- Дт 66 “Расчеты по выплатам работникам” - Кт 375 “Расчеты по возмещению причиненных убытков” - удержание стоимости испорченной материальной ценности (включая НДС) из зарплаты работника;

- Дт 791 “Результат операционной деятельности” - Кт 947 “Недостачи и потери от порчи ценностей” - списание стоимости порчи за счет прибыли предприятия.

Пример 4. Обнаружение порчи на складе и в хозрасчетной бригаде

На материальном складе предприятия обнаружена порча стройматериалов на 475 грн.

В составе имущества, предоставленного хозрасчетной бригаде, с которой у предприятия заключен договор о полной коллективной материальной ответственности, были обнаружены испорченные электроизмерительные приборы (МНМА) на сумму 3100 грн, запчасти и принадлежности на сумму 850 грн.

Бухгалтерия произвела расчеты естественной убыли по испорченным материальным ценностям:

- по стройматериалам - естественные потери при их перетаривании и хранении с момента последней инвентаризации составляют 230 грн; остальная убыль является сверхнормативной; порча, подлежащая возмещению за счет виновного лица, составляет: 475 - 230 = 245 грн;

- по электроизмерительным приборам, запчастям и принадлежностям - по перемещениям и производственным операциям, в которых были задействованы эти ценности, естественная убыль равна нулю.

Согласно приказу директора стоимость порчи по стройматериалам была полностью взыскана из зарплаты складского работника, с которым у предприятия заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, а стоимость испорченных электроизмерительных приборов, запчастей и принадлежностей - взыскана из фонда зарплаты хозрасчетной бригады.

Бухгалтерский и налоговый учет см. в таблице 4.

Таблица 4

Содержание операции  Бухгалтерский учет  Сумма, грн  Налоговый учет 
Дт  Кт  ВД, грн  ВР, грн 
Порча по вине складского работника 
Порча по стройматериалам учтена на период выяснения обстоятельств и виновника по цене хранения без НДС (посредством перемещения испорченных стройматериалов на специальный склад)  209
 
205
 
475
 
   
Стоимость испорченных стройматериалов в пределах естественной убыли списана на текущие производственные расходы предприятия  23
 
209
 
230
 
   
На основании заключения технологической комиссии предприятия учтена стоимость окончательной порчи стройматериалов  947
 
209
 
245
 
  - 245
 
Стоимость испорченных стройматериалов вместе с НДС, начисленным на эту сумму, отнесена на виновное лицо (245 + 49)  375
 
947
 
294
 
   
Начислен для перечисления в бюджет НДС со стоимости испорченных стройматериалов  947
 
641/НДС
 
49
 
   
Начислено удержание стоимости испорченной материальной ценности (ущерба) из зарплаты складского работника  66
 
375
 
294
 
   
Порча по вине хозрасчетной бригады 
Учтена стоимость порчи по электроизмерительным приборам на период выяснения обстоятельств по балансовой цене без НДС  947
 
112
 
3100
 
   
Учтена порча по запчастям и принадлежностям на период выяснения обстоятельств по балансовой цене без НДС  947
 
207
 
850
 
   
Сверхнормативная порча вместе с НДС, начисленным на эту сумму, отнесена на виновный субъект (хозрасчетную бригаду) (3100 + 850 + 790)  375
 
947
 
4740
 
  - 3950
 
Начислен для перечисления в бюджет НДС с общей суммы сверхнормативной порчи электроизмерительных приборов, запчастей и принадлежностей  947
 
641/НДС
 
790
 
   
Удержана стоимость порчи (ущерба) из фонда зарплаты работников хозрасчетной бригады  66
 
375
 
4740
 
   

___________

* По большому счету, даже превышение этих нормативов не должно влиять на налоговый учет, поскольку Закон о прибыли не устанавливает вообще никаких ограничений по нормированию брака, отходов и т. п. Но доказать это утверждение можно, пожалуй, лишь в судебном порядке. То есть это путь для смелых.- Ред.

Иван Ешко,
экономист-аналитик еженедельника “Фортекс”

Газета “Фортекс” № 16/2008 (№ 276), от 14.04.2008 г.