Ответственность за нарушение обязательств
по хозяйственному договору

(Часть II. Часть I, III см. в консультации от 17.03.2008 г., 14.04.2008 г. )

Обязательство должно выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями действующего законодательства и обычаями делового оборота.

Но, как показывает практика, своевременное и надлежащее исполнение сторонами своих обязательств в настоящее время, скорее, исключение, чем правило. Поэтому добросовестная сторона вынуждена применять к контрагенту специальные меры, направленные на поддержание уровня платежной дисциплины.

Хозяйственный кодекс (ХК) Украины (ст. 217) предусматривает такие меры воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования - штрафные санкции.

Согласно ст. 230 ХК Украины штрафными санкциями признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Согласно ст. 173 ХК Украины хозяйственным признается обязательство, возникающее между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования на основаниях, предусмотренных ХК Украины, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в том числе должник) обязан произвести определенное действие хозяйственного или управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т.д.) или воздержаться от определенных действий, а другой субъект (управомоченная сторона, в том числе кредитор) имеет право требовать от обязанной стороны выполнения ее обязательства.

Из нормы ст.230 ХК Украины вытекает, что этот Кодекс выделяет три вида штрафных санкций: неустойка, штраф, пеня. А статья 549 Гражданского кодекса (ГК) Украины определяет штраф и пеню как разновидность неустойки. Таким образом, ст. 230 ХК Украины вступает в определенное противоречие с нормами ст. 549 ГК Украины, так как из ее содержания вытекает, что штраф и пеня имеют самостоятельный характер. Однако что именно необходимо понимать под такой неустойкой и как ее исчислять, ХК Украины не уточняет, как, впрочем, не раскрывает и понятия “штраф” и “пеня”. Более подробная информация содержится в вышеупомянутой ст. 549 ГК Украины:

1. Штраф - неустойка, исчисляемая в процентах от суммы невыполненного или ненадлежащее выполненного обязательства. Штраф, по сути, устанавливается за любое нарушение обязательства;

2. Пеня - неустойка, исчисляемая в процентах эт суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки выполнения. Пеня устанавливается за несвоевременное выполнение денежного обязательства должника.

Однако делать вывод о том, что пеня как способ обеспечения выполнения обязательств может применяться исключительно за нарушение денежного обязательства, в отличие от штрафа, для которого ч. 2 ст. 549 ГК Украины такие ограничения не предусмотрены, нельзя по следующим причинам.

Исходя из ч. 4 ст. 231 ХК Украины для применения штрафной санкции в виде денежной суммы, которая определяется как процентное соотношение к сумме невыполненного обязательства, не требуется, чтобы обязательство было денежным, необходимо лишь, чтобы оно имело денежную оценку (сумма обязательства).

В качестве примера можно привести постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 27.09.2006 г. по делу N 9/58, в котором указано, что:

“В силу части 3 статьи 232 ХК Украины требование об уплате штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права или законные интересы которого нарушены.

В пункте 5.3 Договора стороны предусмотрели, что за несвоевременное введение объекта в эксплуатацию по вине генподрядчика последний уплачивает заказчику пеню в размере 0,1% от стоимости объекта. Исковое заявление обосновывается ненадлежащим выполнением ответчиком обязательств по Договору по окончанию работ в установленный срок и начислением за допущенное нарушение штрафных санкций.

Таким образом, апелляционный суд правомерно не согласился с ошибочными утверждениями хозяйственного суда первой инстанции и пришел к обоснованному выводу о правомерности и обоснованности требований и взыскании денежных средств в оспариваемом размере”.

Поэтому при регулировании отношений по начислению и взысканию штрафных санкций по хозяйственным обязательствам необходимо руководствоваться нормами ХК Украины (ст.231) как специальными нормами, предусматривающими особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования.

Необходимо также отметить, что содержание ст. 230 ХК Украины исключает возможность погашения штрафных санкций имуществом, отличным от денежных средств. И в этом также наблюдается противоречие со ст. 549 ГК Украины, которая допускает уплату штрафных санкций и в другой, отличной от денежной, форме.

Согласно ч. 2 ст. 230 ХК Украины субъектами права применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования - потребители, органы государственной власти и местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют в отношении них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Виды и размер штрафных санкций

Исходя из правовых основ возникновения неустойки она бывает:

- императивной (законной);

- договорной.

Часть 1 ст. 231 ХК Украины указывает на императивный характер статьи закона, если в ней установлен размер штрафных санкций по отдельным видам обязательств. Ее применение не зависит от того, оформлена ли такая неустойка договором.

Часть 2 ст.232 ХК Украины предусматривает конкретные размеры штрафных санкций по хозяйственным обязательствам, в случае если нарушено хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона является субъектом хозяйствования, относящемуся к государственному сектору экономики, или если нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины или за счет государственного кредита. Штрафные санкции применяются (если иное не предусмотрено законом или договором) в следующих размерах:

за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взимается штраф в размере 20% стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг);

- за нарушение сроков выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1% стоимости товаров (работ, услуг), по которым допущена просрочка выполнения, за каждый день просрочки, а за просрочку свыше 30 дней дополнительно взыскивается штраф в размере 7% указанной стоимости.

Приведенная норма имеет диспозитивный характер, то есть специальным законом или договором могут быть предусмотрены и отличные от установленных данной статьей размеры штрафных санкций.

В данном случае интересным является вопрос изменения неустойки. Часть 1 ст. 231 ХК Украины предусматривает, что законом по отдельным видам обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. Однако, если законная неустойка установлена диспозитивной нормой (например, в тексте нормы встречается “если иное не предусмотрено договором”), понятно, что ее размер может быть изменен в любую сторону. Что делать в таком случае? Можно предположить, что лучший способ избежать проблем - сохранить размер законной неустойки.

Договорной называют неустойку, размер и условия взыскания которой устанавливаются соглашением сторон (договором). При этом размер санкций может быть установлен договором в процентном соотношении к сумме невыполненной части обязательства или в некоторой, определенной денежной сумме, или в процентном соотношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг).

При не достижении соглашения между сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства, спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны. Это норма приобретает актуальный характер в сфере правоотношений с естественными или другими монопольными образованиями, когда субъект хозяйствования обязан заключить договор с субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке определенного товара (работ, услуг) или входит в состав естественных монополий. Например, заключение договоров на поставку электрической энергии. Субъект хозяйствования, реализуя право, предусмотренное ч.5 ст.231 ХК Украины, может в судебном порядке уменьшить неоправданно высокие штрафные санкции, которые были навязаны договором субъектом хозяйствования - монополистом.

Необходимо отметить, что ч. 3 ст.231 ХК Украины предусмотрено, что законом может быть определен размер штрафных санкций также за другие нарушения отдельных видов хозяйственных обязательств, указанных в части второй настоящей статьи.

В соответствии с ч.6 ст.231 ХК Украины штрафные санкции за нарушения денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины за все время пользования чужими средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором. Данная норма является диспозитивной, так как иной размер процентов может быть предусмотрен законом или договором.

Учетная ставка НБУ - один из монетарных инструментов, при помощи которого Национальный банк устанавливает для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств на соответствующий период, и является основной процентной ставкой, которая зависит от процессов, происходящих в макроэкономической, бюджетной сферах и на денежно-кредитном рынке. (Положение о процентной политике НБУ, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.08.2004 г. № 389) Ниже в таблице приведены размеры учетной ставки НБУ с 2004 по 2008 гг.

Дата  Размер ставки,

Документы НБУ 
с 09.11. 2004 г. по 09.08.2005 г.  9,0  письмо от 08.11.2004 г. № 14-011/4435-11553; письмо от 07.12.2004 г. № 14-011/4896-12718; постановление НБУ от 13.01.2005 г. № 7 
с 10.08.2005 г.  9,5  письмо от 09.08.2005 г. № 14-011/2644-7872 
с 10.06. 2006 г.  8,5  письмо от 06.06.2006 г. № 14-011/1373-6039 
с 01. 06. 2007 г.  8,0  письмо от 17.05.2007 г. № 14-011/1150-5118 
с 01. 01. 2008 г.  10,0  постановление НБУ от 29.12.2007 г. № 492 

Согласно ст. 3 Закона Украины от 22.11.1996 г. № 543/96-ВР “Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств” (далее - Закон № 543) размер пени за несвоевременное выполнение денежных обязательстве может превышать двойной учетной ставки НБУ, которая действовала в периоде, за который начисляется пеня. И опять возвращаясь к возможности начисления пени за нарушение неденежных обязательств, необходимо отметить, что ограничения размера пени двойной учетной ставкой НБУ в этом случае отсутствуют.

Ниже приведены типовые формулировки относительно установления ответственности сторон, которые могут пригодиться при составлении договора.

1. Если, качество изделия не отвечает условиям, отмеченным в п._ _ _ Договора, Продавец выплачивает Покупателю штраф в размере_ _ _ % от стоимости некачественного товара, а также бесплатно устраняет недостатки в_ _ _ дневный срок с момента получения обоснованной претензии от Покупателя.

2. За нарушение сроков передачи товара Продавец выплачивает штраф в размере _ _ _ грн за каждый день просрочки передачи.

3. За односторонний необоснованный отказ от выполнения своих обязательств по данному Договору Сторона несет ответственность в виде штрафа в размере_ _ _ % от цены товара, указанной в п. _ _ _этого Договора.

4. За неуплату платежей в сроки, оговоренные п. _ _ _ Договора, начисляется пеня в размере _ _ _% от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа.

Уменьшение размера штрафных санкций

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 83 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины хозяйственный суд, принимая решение, имеет право уменьшать в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), которая подлежит взысканию со стороны, нарушившей обязательство.

Возможность в определенных случаях уменьшать размер неустойки (штрафа, пени) предусмотрена ГК Украины и ХК Украины.

Так, ст.233 ХК Украины предоставляет право суду уменьшить штрафные санкции, причитающиеся к уплате кредитору, если они чрезмерно высоки по сравнению с убытками кредитора. При этом должны быть приняты во внимание:

- степень выполнения обязательства должником;

- имущественное состояние сторон, принимающих участие в обязательстве;

- не только имущественные, ни и другие интересы сторон, заслуживающие внимания.

Данная норма вызывает интерес с точки зрения того, что ч. 2 ст. 218 ХК Украины запрещает рассматривать как непреодолимую силу отсутствие у должника необходимых средств. Исходя из названия ст. 219 ХК Украины (“Пределы хозяйственно-правовой ответственности. Уменьшение размера и освобождение от ответственности”) различаются такие понятия, как уменьшение размера ответственности и освобождение от ответственности. Исходя из этого ссылка на тяжелое финансовое положение должника не является основанием для освобождения от ответственности вообще, однако не исключает возможности при определенных условиях уменьшения штрафных санкций. Так, апелляционный хозяйственный суд Одесской области по делу № 4/193-06-4801, учитывая тяжелое материальное положение ответчика (производителя сельскохозяйственной продукции), подтвержденное отчетами о финансовых результатах, уменьшил размер взыскиваемого штрафа. Высший хозяйственный суд Украины оставил постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда без изменений как соответствующее материалам дела и требованиям закона, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 233 ХК Украины, правомерно уменьшил размер штрафа, учитывая тяжелое материальное положение ответчика.

Часть 2 ст. 233 позволяет суду уменьшить размер штрафных санкций с учетом интересов должника, если нарушенное обязательство не причинило убытков другим участникам хозяйственных отношений.

Данная статья корреспондируется с положением ч. 3 ст. 551 ГК Украины, которая предусматривает, что размер неустойки может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер убытков, и при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение.

Решая вопрос об уменьшении размера неустойки, которая подлежит взысканию со стороны, нарушившей обязательства, хозяйственный суд должен объективно оценить, является ли этот случай исключительным, причины ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств, несоответствия размера пени последствиям нарушения. Так, в кассационном постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 11.01.2005 г. по делу № 13/151 указано, что суд при рассмотрении споров, связанных с уменьшением ответственности должника, должен исследовать все обстоятельства дела в их совокупности на основании представленных ему доказательств и свои выводы изложить в соответствии с процессуальным законом и комментируемой нормой. Поэтому для признания судом оснований для уменьшения неустойки заслуживающими внимания необходимо привести достаточно серьезные аргументы.

Также необходимо отметить, что, в соответствии со ст.5 Закона Украины от 20.02.2003 г. № 554-IV “О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за коммунальные услуги”, “На сумму реструктуризированной задолженности не начисляется пеня жилищно-коммунальным предприятиям на их задолженность перед поставщиками энергоносителей, других материальных ценностей, которые используются для предоставления услуг. “. То есть сумма задолженности жилищно-коммунального предприятия, на которую начисляется пеня, уменьшается на сумму реструктуризированной задолженности населения. Постановлением Львовского апелляционного хозяйственного суда по делу № 4/1073-10/163 истцу было отказано в удовлетворение исковых требований в части взыскания пени. Так как ответчик предоставил суду надлежащие доказательства о заключении договоров реструктуризации задолженности за потребленный природный газ населением, суд апелляционной инстанции оставил без изменений решение суда первой инстанции относительно взыскания пени с ответчика. Высший хозяйственный суд Украины своим постановлением оставил без изменения постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда как соответствующее фактическим обстоятельствам дела, а также нормам материального и процессуального права.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств возникло по вине обеих сторон, суд должен учитывать степень вины каждой стороны.

Из указанных норм законодательства Украины следует, что хозяйственный суд в некоторых случаях имеет право (а не обязан) уменьшить размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию за нарушение обязательств.

(Продолжение следует)

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 14 (640), 07 апреля 2008 г.
Подписной индекс 40783