Процедура получения разрешения

Разрешения - один из основных барьеров развитию бизнеса в Украине. Система выдачи разрешений на современном этапе не выполняет свою функцию. Предприниматели, как и юристы, постоянно сталкиваются с неоднозначными, несогласованными и противоречивыми требованиями и нормами, создающими возможности для принятия чиновниками произвольных решений и неофициальных платежей.

Изменения, произошедшие за последние два года в законодательстве о разрешительной системе, вопреки всем пессимистическим ожиданиям, действительно оказались эффективными.

Во-первых, проявлением ориентированности на развитие и поддержку предпринимательства в целом стало принятие Закона о разрешительной системе, который ввел революционный для нашего бюрократического государства декларативный принцип и принцип “молчаливого согласия”.

Во-вторых, не менее важным остается принятие Закона о госнадзоре, который серьезно “ударил” по произволу чиновников, который они себе позволяют во время проведения проверок.

Цель данной статьи - информирование предпринимателей об их правах и обязанностях как участников рынка, а также юристов - обо всех тонкостях “диалога” с представителями Госпожарнадзора.

Учитывая все новшества законодательства в данной сфере, можно говорить о двух альтернативных вариантах процесса получения разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений: стандартный и упрощенный.

Вариант 1. Стандартный (классический) способ

Вначале необходимо определить: всем ли предприятиям требуется разрешение Государственного департамента пожарной безопасности? В соответствии с п.п. 11, 11-1Порядка выдачи разрешений субъекту хозяйствования разрешение не требуется:

1) в случае принятия в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта государственной комиссией, созданный в установленном порядке;

2) на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынках согласно схеме, которая в установленном порядке согласована с органами государственного пожарного надзора;

3) в случае применения декларативного принципа:

- при аренде помещения, собственник которого уже имеет разрешение;

- в случае предоставления на основании договора аренды или других договоров во временное пользование помещений при условии сохранения вида деятельности и состояния этих помещений (кроме потенциально опасных объектов), или если не относятся к категории взрывопожароопасныхи объектов с массовым пребыванием людей и не размещаются на территории или внутри указанных объектов;

- при создании нового предприятия, которое относится к категории пожароопасных объектов, при условии заключения договоров добровольного страхования ответственности перед третьими лицами.

Во всех остальных случаях субъект хозяйствования может начать свою деятельность только после получения соответствующего разрешения (рис. 1).

С рис. 1 можна ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".

Этап 1. Необходимо выполнить требования противопожарной безопасности

Перед проведением экспертизы необходимо изучить требования противопожарной безопасности и принять противопожарные меры в соответствии с действующим законодательством. При этом необходимо учитывать, что нет единого специального закона, который регламентировал бы требования ко всем типам помещений и видам деятельности. На разные виды хозяйственной деятельности существуют соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты (различные инструкции, правила и т.п.).

Правила пожарной безопасности можно найти:

- в нормативных актах;

- в сети Интернет на специализированных сайтах;

- с помощью частного эксперта;

- у представителя государственного пожарного надзора;

- или у администратора.

Необходимо получить консультацию эксперта или ознакомиться с правилами пожарной безопасности до момента заключения договора аренды или начала ремонтно-строительных работ в помещении. Предварительная консультация сэкономит время и средства предприятия на возможное переоборудование, а в случае аренды позволит разделить ответственность за противопожарную безопасность с собственником помещения.

На практике часто возникает вопрос: кто из сторон договора аренды должен отвечать за исполнение требований пожарного законодательства и нести ответственность в связи с их неисполнением?

Закон о пожарной безопасности (ст. 5) определяет, что и собственники-арендодатели, и арендаторы в равной степени должны обеспечивать пожарную безопасность. В письме от 02.08.2006 г. № 5668 Госкомпредпринимателъства также указал: лицо, на которое возлагается ответственность за соблюдение требований противопожарных стандартов, должно определяться в самом договоре аренды либо в ином соглашении между сторонами.

Заключая договор об аренде, важно распределить между сторонами обязанности по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

Например, в здании арендодателем уже установлена общая система противопожарной защиты. В таком случае обязанности по содержанию такого оборудования целесообразно возложить на арендодателя.

Этап 2. Необходимо провести экспертизу противопожарного состояния предприятия В соответствии со ст. 10, 11 Закона о пожарной безопасности экспертизу предприятия могут проводить:

- представитель Государственного департамента пожарной безопасности-инспектор государственного пожарного надзора;

- частная компания (эксперт), получившая специальную лицензию.

Выбирать приходится между напряженным, нервным и уголовнонаказуемым процессом (получение и дача взятки - ст.ст. 368, 369 УК Украины) и легким, простым и надежным способом. Одна лишь разница - в цене!

И в первом, и во втором вариантах следует заключить договор о предоставлении такой услуги, как проведение экспертизы противопожарного состояния предприятия.

Если при привлечении к сотрудничеству частной фирмы либо частного эксперта достаточно лишь грамотно составить договор, то процедура взаимоотношений с органами Госпожарнадзора должна начинаться с подачи письменного заявления по форме, утвержденной Постановлением об утверждении тарифов, которое является основанием для заключения договора.

После заключения договора эксперт назначает время для проверки противопожарного состояния предприятия и проводит ее в присутствии представителя предприятия.

Основные задачи экспертизы состоят в проверке:

- соответствия помещения и технологических процессов производства нормам пожарной безопасности;

- соблюдения надлежащих мер по обеспечению безопасности людей и тушению пожара в случае его возникновения.

По итогам экспертизы составляется заключение. Независимо от того - “частная” или “государственная” была проведена экспертиза, она является лишь основанием для выдачи разрешения.

Заключение экспертизы противопожарного состояния объекта действительно для получения разрешения на протяжении трех месяцев со дня ее проведения согласно пп. 3.3.19 Инструкции № 59.

Согласно пп. 3.3.19 Инструкции № 59 экспертиза государственного пожарного надзора приравнивается к плановой проверке, поэтому в течение соответствующего периода на предприятии, на котором осуществлена такая экспертиза, не должны проводиться плановые проверки органами пожарного надзора. “Частная” экспертиза не может отождествляться с плановой проверкой.

На сегодняшний день экспертиза, осуществляемая инспектором государственного пожарного надзора, стала платной. Правовое регулирование оплаты проведения экспертизы противопожарного состояния объекта осуществляется на основании:

- Постановления КМУ от 15.05.2000 г. № 798 “Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться подразделениями Государственной пожарной охраны Министерства по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы”;

- Постановления КМУ от 31.05.2006 г. № 774 “Об утверждении тарифов на проведение органом государственного пожарного надзора оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта, помещения и проектно-сметной документации, утверждение которой не нуждается в заключении комплексной государственной экспертизы” (далее - Постановление № 774);

- Приказа МЧС от 13.07.2006г. № 444 “Об утверждении Методики расчета затрат времени и стоимости проведения органом государственного пожарного надзора оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта, помещения и проектно-сметной документации, утверждение которой не нуждается в заключении комплексной государственной экспертизы” (далее - Приказ № 444). Тарифы за такую экспертизу установлены в размере от 16 до 31 грн в час, в зависимости от вида объекта (Постановление об утверждении тарифов).

Предельный срок проведения инспектором госпожарнадзора экспертизы предприятия, объекта, помещения и срок выдачи такого заключения, на основании пп. 2.2.4 Приказа № 444, не может превышать:

- оценки (экспертизы) противопожарного состояния взрывопожаропасного объекта (тариф - 31,5 грн за 1 час) - 25 рабочий дней;

- оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта с массовым пребыванием людей (тариф - 24,25 грн за 1 час) - 20 рабочих дней;

- оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта, помещения (тариф - 16,99 грн за 1 час) - 15 рабочих дней.

Выполнение условий договора об осуществлении оценки (экспертизы) подтверждается Актом сдачи-приема услуги, форма которого утверждена приказом МЧС Украины от 25.07.2006 г. № 476/724/251 “Об утверждении Тарифов на выполнение платных услуг, которые могут предоставлены подразделениями государственной пожарной охраны МЧС Украины, и Порядка внесения субъектами хозяйствования и физическими лицами платы за предоставление платных услуг подразделениями Государственной пожарной охраны МЧС Украины”.

Этап 3. Необходимо предоставить в орган пожарного надзора документы для получения разрешения В зависимости от вида объекта разрешение выдается центральным, территориальным и местным органом государственного пожарного надзора согласно своей компетенции, установленной Порядоком выдачи разрешений.

Центральный орган государственного пожарного надзора выдает разрешение на начало работы особо важных пожароопасных предприятий, введение в эксплуатацию новых и реконструированных особо важных производственных, жилых и других объектов.

Перечни предприятий, объектов и помещений, разрешения на которые выдаются территориальными и местными органами государственного пожарного надзора, определяются соответственно главным государственным инспектором по пожарному надзору Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Для получения разрешения владелец (арендатор) предоставляет в соответствующий орган пожарного надзора либо соответствующему администратору райсовета следующие документы:

- заявление о выдаче разрешения;

- заключение (материалы экспертизы противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения);

- заверенную в установленном порядке копию свидетельства о собственности или копию договора аренды.

Документы, предоставленные собственником (арендатором) непосредственно разрешительному органу или администратором принимаются, регистрируются и учитываются соответствующим органом государственного пожарного надзора в Журнале регистрации и учета документов ('важно убедиться в регистрации документов в этом Журнале).

Орган государственного пожарного надзора на протяжении пяти рабочих дней со дня предоставления заявителем или администратором документов принимает решение о выдаче разрешения по образцу согласно приложению 2 Порядка выдачи разрешений или об отказе в его выдаче в случае выявления фактов нарушения правил пожарной безопасности, которые могут привести к возникновению пожара, или препятствий при ее тушении и эвакуации людей. Копия обоснованного решения об отказе в выдаче разрешения присылается заявителю или администратору.

Основанием для выдачи разрешения является заключение, оформленное по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения, которая проводится органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на проведение такой оценки (экспертизы).

Разрешение выдается при отсутствии фактов нарушения правил пожарной безопасности.

В случае выявления фактов нарушения правил пожарной безопасности, кроме тех, что могут привести к возникновению пожара, или препятствий при ее тушении и эвакуации людей, разрешение выдается при условии представления субъектом хозяйственной деятельности:

1) договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда на период до устранения нарушений правил пожарной безопасности;

2) плана мероприятий по устранению таких нарушений с конкретными сроками выполнения.

Разрешение не имеет ограничения срока действия, кроме случаев, когда выявлены незначительные нарушения правил пожарной безопасности, не ведущие к возникновению пожара и не мешающие его тушению или эвакуации людей. В таком случае выдается временное разрешение с ограничением срока действия.

При наличии отдельных фактов нарушения правил пожарной безопасности (кроме тех, что могут привести к возникновению пожара, или препятствий при его тушении и эвакуации людей) выдаются разрешения сроком действия:

1) центральным органом государственного пожарного надзора - до 5 лет;

2) территориальными органами государственного пожарного надзора - до 3 лет;

3) местными органами государственного пожарного надзора - до 2 лет.

В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения или его аннулирования собственник (арендатор) может обжаловать такие действия в вышестоящий орган государственного пожарного надзора или в административный суд.

Вариант 2. Упрощенный способ, или
Что такое декларативный принцип и как он применяется?

Декларативный принцип означает, что предприятию не нужно получать разрешение на начало своей деятельности, оно только уведомляет разрешительный орган (в данном случае - орган пожарного надзора) о том, что их материально-техническая база соответствует противопожарным требованиям.

Этот принцип нашел свое закрепление в Законе о разрешительной системе и долгое время оставался всего лишь декларацией на бумаге. Лед в данных отношениях растопили изменения, который Постановлением № 856 внесли в Порядок выдачи разрешений. На сегодняшний день органы пожарного надзора первыми из представителей разрешительной системы стали использовать декларативный принцип на практике.

Принцип полностью отвечает тенденциям времени: капиталистический дух не может долго сосуществовать с сугубо административным типом экономики, поэтому последний медленно, но уверенно стремится перерасти в рыночную систему.

Основной идеей декларативного принципа является перераспределение ответственности с органов государственной пожарной безопасности на субъектов хозяйствования. Если раньше именно госпожарнадзор отвечал перед государством и обществом в целом за пожарную безопасность, то теперь у предпринимателя появилась возможность самостоятельно осуществлять такой контроль за своей деятельностью в отдельных случаях, предварительно заключив договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами от возможных последствий.

Декларативный принцип применяется:

1. Для вновь созданных предприятий, размещенных в арендованных помещениях, в следующих случаях:

- если они не относятся к категории взрывопожаро-опасных и к объектам с массовым пребыванием людей и не находятся на территории или внутри указанных объектов;

- если не меняется функциональное назначение объектов и арендованных помещений и не проводится их перепланировка (кроме потенциально опасных объектов);

2. Для вновь созданных предприятий, относящихся к категории пожароопасных объектов (только при наличии договора страхования ответственности перед третьими лицами).

При этом деятельность указанных предприятий по декларативному принципу осуществляется только в пределах срока действия договора страхования.

Что же касается вновь созданных предприятий, размещенных в арендованных помещениях и не изменяющих вида деятельности и состояния таких помещений (кроме потенциально опасных объектов), а также предприятий, не относящихся к категории взры-вопожароопасных и объектов с массовым пребыванием людей и не размещенных на территории или внутри таких объектов, то для начала работы по декларативному принципу договор страхования не нужен.

Важно, что в Порядке выдачи разрешений указаны определения таких терминов, как “пожароопасный объект”, “взрывопожароопаспый объект” и “объект с массовым пребыванием людей”.

Пожароопасный объект - объект с помещениями производственного, складского или другого назначения, который по степени взрывопожарной опасности относится, согласно ОНТП 24-86, к категории “В”.

Взрыв опожаро опасный объект - объект с наличием помещений производственного, складского или другого назначения, который по степени взрывопожарной опасности относится, согласно ОНТП 24-86, к категории “А” и “Б”.

Объекты с массовым пребыванием людей - дома детских дошкольных, учебных, культурно-зрелищных и культовых учреждений, учреждений досуга, лечебно-профилактических учреждений со стационарными отделениями, учреждений отдыха и туризма, домов-интернатов общего и специального типа, отелей, санаториев и крытые спортивные сооружения, рынки, а также другие аналогичные по назначению объекты с постоянным или временным пребыванием в них от 50 и более лиц.

Декларация соответствия объекта противопожарным требованиям подается предприятием в двух экземплярах органу пожарного надзора напрямую либо через администратора (в едином разрешительном центре). Форма декларации приведена в Приложении 3 к Порядку выдачи разрешений.

Декларация подается в орган государственного пожарного надзора не позднее чем за 10 дней к началу хозяйственной деятельности.

Разрешительные органы в течение одного рабочего дня с момента получения декларации регистрируют ее и направляют зарегистрированный экземпляр предприятию либо отказывают в регистрации в случае не соответствия информации, указанной в декларации, требованиям законодательства. При этом отказ в регистрации должен быть мотивирован и содержать ссылки на нормы действующего законодательства.

После устранения выявленных несоответствий или недостатков предприятие имеет право подать декларацию вторично либо получить разрешение в общем порядке.

Основанием отказа в регистрации декларации является:

- отсутствие договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения следствий возможного вреда (для объектов, которые относятся к категории пожароопасных);

- изменения функционального назначения или перепланировка объектов и помещений;

- несоответствие приведенной в декларации информации требованиям законодательства;

- принадлежность объекта к взрывопожароопасным или к объекту с массовым пребыванием людей.

При условии отсутствия у субъекта хозяйствования соответствующих знаний или специалистов по заполнению декларации о соответствии его материальной базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора в случае обращения оказывают ему консультативную помощь по указанному вопросу.

В связи с большой заинтересованостью со стороны субъектов хозяйствования на официальном сайте Госкомпредпринимательства (www, dkrp.gov.ua) размещен образец для заполнения декларации соответствия юридического лица (а именно, кафе) требованиям пожарной безопасности.

Ложкой дегтя оказалось утверждение Порядка уведомления, который ставит под вопрос саму идею декларативного принципа. Этот нормативный акт возложил на разрешительные органы дополнительную функцию проверки декларации на соответствие требованиям законодательства (а соответственно и полномочия об отказе в принятии декларации!), в то время как такая функция должна осуществляться органом на этапе текущего контроля (т. е. в ходе проверок). К сожалению, Порядок уведомления практически отождествил понятие “декларация” с понятием “разрешение”.

В то же время утверждение этого Порядка уведомления принесло и свои плюсы: разрешился пробел в Порядоке выдачи разрешений, так как там ничего не говорится о возможности отказа в регистрации при декларативном принципе. Регламентация последней процедуры достаточно важна: ведь если предприятие не соответствует самым простым требованиям пожарной безопасности, то оно и не должно иметь права начинать свою деятельность по декларативному принципу.

Список использованных нормативно-правовых актов

УК Украины - Уголовный кодекс Украины

Закон о разрешительной системе - Закон Украины от 06.09.2005 г. № 2806-IV “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности”

Закон о госнадзоре - Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”

Закон о пожарной безопасности - Закон Украины от 17.12.1993 г. № 3745-ХII “О пожарной безопасности”

Постановление об утверждении тарифов - Постановление КМУ от 31.05.2006 г. № 774 “Об утверждении тарифов на проведение органом государственного пожарного надзора оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта, помещения и проектно-сметной документации, утверждение которой не нуждается в заключении комплексной государственной экспертизы”

Постановление № 856 - Постановление КМУ от 22.06.2007 г. № 856 “О внесении изменений в Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений”

Порядок выдачи разрешений - Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный Постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150

Порядок уведомления - Порядок уведомления администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденный Постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 658

Инструкция № 59 - Инструкция по организации работы органов государственного пожарного надзора, утвержденная приказом МЧС Украины от 06.02.2006 г. № 59

“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 12-13 (638-639), 24 марта 2008 г.
Подписной индекс 40783