Условия платежей в ВЭД
В разделе “Условия платежей” внешнеэкономического договора контрагенты должны определить валюту платежа, способ, порядок и сроки финансовых расчетов, гарантии выполнения сторонами обязательств по контракту.
Кроме того, стороны должны выбрать и указать условия платежа:
- банковский перевод (авансовый платеж и/или оплата после отгрузки товара), при этом необходимо помнить, что валюта платежа и валюта цены контракта могут различаться;
- документарный аккредитив;
- документарное инкассо (с гарантией);
В зависимости от избранных сторонами условий платежа в тексте внешнеэкономического контракта указываются: условия по гарантии, если она имеется или когда она необходима (вид гарантии, по требованию, условная); условия и срок действия гарантии; возможность изменений условий контракта без изменения гарантий.
Условия платежей в каждом конкретном случае будут иметь свои особенности, которые невозможно предусмотреть заранее. Все зависит от договоренности сторон. Однако во избежание рисков следует придерживаться типовых платежных условий и защитных предостережений, изложенных в Постановлении № 444.
Банковский перевод
Банковский перевод - одна из форм расчетов, которая осуществляется с помощью платежных поручений, адресуемых одним банком другому, а также (при наличии особой межбанковской договоренности) посредством банковских чеков или иных платежных документов.
Банк-плательщик выплачивает получателю перевода сумму платежного поручения за свой счет, но вправе претендовать на соответствующее возмещение от банка-перевододателя.
Таким образом, банковский перевод - это поручение одного лица (перевододателя) банку перевести определенную сумму в пользу другого лица (переводополучателя).
Для отечественных предприятий, в том числе в сфере малого бизнеса, одной из самых выгодных форм расчета по экспортным контрактам является, конечно же, предварительная оплата. В этом случае импортер перечисляет на текущий счет экспортера денежную сумму в уплату полной стоимости товара до его поставки.
Вопрос о том - когда, а главное, при каких условиях этот платеж будет произведен, - специально оговаривается в контракте. Такими условиями может быть, например, получение импортером или его банком официального извещения о готовности товара к отгрузке или получение документов о загрузке товара в транспортное средство.
Вместе с тем, условие предоплаты не всегда бывает приемлемо для импортера. Не только потому, что он, оплатив сполна за товар, ждет его прибытия столько, сколько длится транспортировка товара. Импортер, как и отечественный экспортер, тоже нуждается в гарантии. Он должен быть уверен в том, что за свои деньги получит товар. Ту или иную степень гарантии на сей счет дает документарный аккредитив.
Документарный аккредитив
Зарубежные партнеры часто используют в своих расчетах аккредитив. Но украинские фирмы до сих пор предпочитают либо верить на слово, либо работать с полной предоплатой. При этом они сильно рискуют, ведь доверие невозможно без длительных отношений.
Правильный выбор вида документарной операции для проведения расчетов, а также возможность гибкого подбора условий при осуществлении таких операций позволяют партнерам максимально учесть встречные интересы друг друга и, одновременно с этим, воспользоваться целым рядом преимуществ.
Именно поэтому во внешнеторговой практике нашли наиболее широкое применениє такие платежные инструменты, как документарный аккредитив и документарное инкассо.
Использование документарных операций при расчетах по внешнеторговым контрактам, в первую очередь, позволяет снизить следующие риски:
- коммерческий и финансовый риск;
- политические/страновые риски (банки стран, испытывающих валютно-финансовые трудности, погашают, прежде всего, свою задолженность по открытым ими аккредитивам);
- риск несоблюдения условий контракта;
- риск наложения штрафных санкций за нарушения валютного законодательства (недопоступление выручки, невозврат аванса и т.п..);
- юридические риски (аккредитивы подчинены международным унифицированным правилам, которые обязаны выполнять все банки);
- курсовые риски.
Аккредитив - форма расчета, при которой банк-эмитент обязуется осуществить платеж продавцу (поставщику) товара за счет покупателя, если продавец представит в установленный срок документы в соответствии с условиями аккредитива.
Банк-эмитент - банк, который выставляет аккредитив по просьбе заявителя или от своего собственного имени.
Преимущества аккредитивной формы расчетов:
- успешно используется во всех странах мира, имеющих банковскую систему, как взаимовыгодная и защищенная форма расчетов;
- дает возможность работать с любым незнакомым зарубежным (и просто территориально удаленным) партнером, а также расширить круг своих партнеров за счет работающих с использованием аккредитивной формы расчетов;
- позволяет использовать недорогие программы финансирования импортных внешнеэкономических договоров и постэкспортного финансирования;
- использование высококласных банковских специалистов еще на этапе предконтрактной работы;
- банк-посредник в сделке является гарантом выполнения договорных обязательств. Исполняющий банк проводит беспристрастную и тщательную проверку документов.
Исполняющий банк - банк, уполномоченный осуществлять платеж по аккредитиву, или любой банк, в случае если платеж по аккредитиву производится любым банком.
Аккредитивная форма расчетов как в гривнях, так и в валюте крайне выгодна для предприятий, которые расширяют свои торгово- финансовые отношения и начинают работать с новыми партнерами. Аккредитив просто незаменим при проведении сделок на крупные суммы, т.е. там, где стороны должны иметь максимальные гарантии по выполнению контракта. Контроль за своевременностью и правильностью проведения расчетов берет на себя банк.
Условия и порядок проведения расчетов по аккредитивам предусматриваются в договоре между бенефициаром и заявителем аккредитива и не должны противоречить законодательству Украины, в том числе нормативно-правовым актам НБУ.
Если это предусмотрено в тексте договора, то расчеты по аккредитивам регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов в редакции 1993 года (публикация Международной торговой палаты № 500) в части, не противоречащей законодательству Украины, в том числе нормативно-правовым актам НБУ.
Документарный (товарный) аккредитив выдает банк. В нем он подтверждает свою готовность заплатить поставщику определенную сумму от имени покупателя, но лишь после выполнения всех условий, установленных в аккредитиве. Как правило, условие одно - фактическая отгрузка товара в адрес покупателя, подтвержденная первичными документами.
Оформить аккредитив, на первый взгляд, довольно просто. После подписания контракта покупатель обращается в свой банк для открытия в пользу продавца специального счета, который тоже называется “аккредитив” (с этого счета и будут впоследствии перечисляться деньги поставщику).
Банк проверяет учредительные документы и бухгалтерскую отчетность покупателя за предыдущий год и последний отчетный период. К этому подключается его служба безопасности. И только затем банк приступает к оформлению аккредитива.
Аккредитив по своей природе является сделкой, обособленной от контракта купли-продажи или другого контракта, на котором он может быть основан. Банки ни в коей мере не связаны таким контрактом, даже если в аккредитиве имеется какая-либо ссылка на него. Соответственно, обязательство банка произвести платеж, не-гоциировать или выполнить любое другое обязательство по аккредитиву не может быть предметом претензий или защиты клиента, вытекающих из его взаимоотношений с банком-эмитентом или бенефициаром.
Бенефициар - сторона, в пользу которой выставлен аккредитив. Бенефициар ни в коем случае не может воспользоваться для своей выгоды контрактными отношениями между банками или между приказодателем аккредитива и банком-эмитентом.
Приказодатель - сторона, по просьбе которой выставляется аккредитив. Банк-эмитент должен пресекать любые попытки приказодателя аккредитива включить в качестве неотъемлемой части аккредитива копию основного контракта, проформу накладной и подобные документы.
Банки имеют дело с документами, а не с товарами, услугами или выполнением обязательств, к которым могут относиться документы.
Аккредитивы бывают разные: покрытые и непокрытые, отзывные и безотзывные.
Банк-эмитент может открывать такие виды аккредитивов:
- покрытый - аккредитив, для осуществления платежей по которому заблаговременно бронируются средства плательщика в полной сумме на отдельном счете в банке-эмитенте или в выполняющем банке. Средства заявителя аккредитива бронируются на аналитическом счете “Расчеты по аккредитивам” соответствующих балансовых счетов (абзац 2 п.8.4 Инструкции № 22);
- непокрытый - аккредитив, оплата по которому (если временно нет средств на счете плательщика) гарантируется банком-эмитентом за счет банковского кредита (абзац 3 п.8.4 Инструкции № 22).
Таким образом, при аккредитиве с покрытием покупатель заранее резервирует необходимую для оплаты по аккредитиву сумму денег. При непокрытом аккредитиве деньги находятся на текущем счете клиента. Но при этом банк обязательно контролирует этот счет, следит, чтобы у клиента не было превышения средних расходов и понижения средних оборотов.
Правда, даже если на текущем счете клиента нет необходимой суммы, резервировать деньги необязательно. Дело в том, что при открытии аккредитива банк запрашивает у клиента справки об оборотах в других банках. Если он сочтет их достаточными, то можно открыть аккредитив без покрытия деньгами. Однако такой аккредитив требует покрытия связанных с ним кредитных рисков. Поэтому от клиента все равно потребуют обеспечение, например, в виде залога основных средств, товаров, ценных бумаг и т. д. Но в любом случае непокрытый аккредитив намного удобнее, поскольку деньги фирмы не изымаются из оборота.
Также аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Это указывается на каждом аккредитиве. Если нет такой отметки, то аккредитив является безотзывным.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомления бенефициара (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банком-эмитентом от гарантирования платежей по аккредитиву). Отзыв аккредитива не создает обязательств банка-эмитента перед бенефициаром.
Все распоряжения об изменениях условий отзывного аккредитива или его аннулирование заявитель может предоставить бенефициару лишь через банк-эмитент, который уведомляет исполняющий банк, а последний - бенефициара.
Исполняющий банк не имеет права принимать распоряжение непосредственно от заявителя аккредитива (за исключением, если банк-эмитент является исполняющим банком).
Если исполняющий банк не является банком-эмитентом, то изменение условий отзывного аккредитива или его аннулирование происходят лишь после получения от выполняющего банка соответствующего уведомления, которым подтверждается, что до времени изменения условий или аннулирования аккредитива документы по аккредитиву не были поданы.
Документы по аккредитиву, которые отвечают условиям аккредитива и поданы бенефициаром и приняты исполняющим банком до получения последним уведомления об изменении условий или аннулирования аккредитива, подлежат оплате.
В случае осуществления исполняющим банком платежа до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива против документов, которые по внешним признакам отвечают условиям аккредитива, банк-эмитент обязан возместить потери исполняющему банку, уполномоченному на осуществление платежа.
Безотзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть аннулирован или условия которого могут быть изменены лишь по согласию на это бенефициара, в интересах которого он был открыт.
Безотзывный аккредитив, который подтвержден исполняющим банком, не может быть изменен или аннулирован без согласия исполняющего банка.
Таким образом, безотзывный аккредитив - это обязательство банка-эмитента оплатить средства в порядке и в сроки, определенные условиями аккредитива, если документы, которые предусмотрены им, поданы банку, указанному в аккредитиве, или банку-эмитенту и соблюдены сроки и условия аккредитива.
Условия аккредитива являются действующими для бенефициара до тех пор, пока он не сообщит о согласии на внесение изменений в него того банка, который авизовал эти изменения. Бенефициар должен в письменной форме уведомить о согласии или отказе относительно внесения изменений.
Принятие частичных изменений не допускается. Бенефициар может досрочно отказаться от использования аккредитива.
Таким образом, отзывный аккредитив покупатель может изменить или аннулировать даже без оповещения поставщика. А вот с безотзывным аккредитивом сделать такое невозможно - требуется обязательное согласие партнера. Поэтому на практике в основном используются безотзывные аккредитивы.
Инструкция № 22 предусматривает только эти виды аккредитивов. Но жизнь диктует свое, и украинские банки идут на оформление любых условий аккредитива, которые приняты в международной практике. Все зависит от сложившихся отношений между фирмами.
Технология расчетов
После открытия специального счета банк покупателя пересылает аккредитив (документ) в банк поставщика. Получив аккредитив, этот банк проверяет его на подлинность и авизовывает поставщику (извещает его об открытии и условиях аккредитива).
Кроме того, банк поставщика по запросу банка покупателя может подтвердить аккредитив, то есть взять на себя самостоятельное дополнительное обязательство по его оплате.
Для поставщика очень важно внимательно изучить аккредитив, проверив, совпадают ли его условия с условиями договора и в состоянии ли он их выполнить. Если нет, то надо немедленно предъявить претензии покупателю и потребовать от него внести изменения.
Отгрузив покупателю товар, поставщик должен принести в свой банк указанные в аккредитиве документы. Если они по всем пунктам соответствуют аккредитиву, то поставщик вправе получить деньги. Их пе-речислит так называемый исполняющий банк, который указан в аккредитиве. При этом он предварительно еще раз проверит представленные поставщиком документы.
Причем, проверяя документы по аккредитиву, банк уже не будет соотносить их с текстом договора. Даже если договор был нарушен, но поставщик выполнил все условия аккредитива, банк сразу же перечислит ему деньги. Поэтому условиям аккредитива покупатель должен уделить особое внимание.
Этот порядок может быть и другим, так как он зависит от вида аккредитива.
К примеру, в международной торговле чаще всего практикуются долгосрочные партнерские отношения. В таком случае и покупателя, и продавца более всего устраивает револьверный аккредитив.
Револьверный аккредитив - документарный аккредитив, по условиям которого доступная по нему сумма возобновляется или восстанавливается после отгрузки и/или представления документов без того, чтобы требовалось специальное изменение к документарному аккредитиву.
Револьверные аккредитивы используются покупателями и продавцами, между которыми установились длительные торговые взаимоотношения и которые имеют опыт по отгрузке товара, указанного в аккредитиве. Револьверный аккредитив может возобновляться как в отношении срока, так и в отношении суммы.
Револьверный аккредитив открывается на всю сумму контракта, который состоит из нескольких партий с различной стоимостью. При поставке каждой партии товара используется часть денег на счете. И по мере использования револьверный аккредитив можно пополнять. Это очень удобно: не приходится оформлять новый аккредитив на каждую поставку.
Аккредитив может быть подтвержденным и неподтвержденным. При неподтвержденном аккредитиве всю ответственность за проплату поставщику несет банк покупателя. При подтвержденном аккредитиве эту ответственность дополнительно берет на себя и другой банк. Если продавец не знаком с банком покупателя, то ему лучше настаивать на подтвержденном аккредитиве.
Еще существуют переводные и резервные аккредитивы, аккредитивы с “красной оговоркой” или “красным пунктом”. Они также учитывают особенности расчетов между фирмами.
Например, переводные позволяют перечислять деньги третьим лицам, а резервные являются чем-то вроде банковских гарантий.
Аккредитив “с красной оговоркой” означает, что продавец может потребовать по аккредитиву аванс для финансирования производства или закупки товара.
Какой аккредитив лучше использовать в вашем случае, подскажут в банке.
А чтобы помочь фирме заключить договор на таких выгодных условиях, специалисты банка зачастую принимают участие в переговорах с иностранными поставщиками или консультируют клиента при подготовке платежной статьи внешнеторгового контракта.
Конечно, глупо было бы оспаривать преимущества аккредитивной формы расчетов, которая так хорошо прижилась во всем мире. Но и не стоит воспринимать ее как панацею от всех бед. Это не единственный способ минимизации рисков в торговле.
Кроме аккредитивов, существуют банковские гарантии и расчеты по инкассо. Что выгоднее и удобнее именно для вас, зависит от вида сделки и ее суммы, от банковских тарифов и ваших с банком взаимоотношений. Поэтому не торопитесь вписывать новое слово в контракт со своими партнерами. Для того чтобы любая схема расчетов работала с пользой, ее прежде следует хорошо продумать.
Но если на аккредитиве настаивает ваш эксклюзивный поставщик, то выбирать не приходится. В этом случае не стоит забывать, что покупатель всегда несет основной риск по аккредитиву. Поэтому нужно очень тщательно продумать и сформулировать его условия. В принципе вы можете избавить себя от этой головной боли, поручив все сотрудникам вашего банка.
Общую схему документарного аккредитива приведем на рис. 1.
С рисунком 1 можно ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо используются во всем мире наравне с платежными поручениями и аккредитивами. В некоторых случаях они могут оказаться для вашей фирмы предпочтительными.
Большинство украинских фирм привыкло к традиционным расчетам платежными поручениями. Такие расчеты просты и понятны: фирма-покупатель поручает банку перечислить деньги своему поставщику. В случае расчетов по инкассо происходит все с точностью до наоборот: продавец поручает банку получить деньги от покупателя.
Расчеты по инкассо относятся к так называемым документарным формам расчета (так же, как и аккредитивы), когда посредником между продавцом и покупателем становится банк. Это позволяет снизить риск не выполнения партнерами своих обязательств. Поэтому документарные расчеты подходят в тех случаях, когда фирма не совсем уверена в своих партнерах по бизнесу.
Сразу оговоримся, что инкассо принципиально отличается от аккредитива.
Аккредитив означает обязательство банка оплатить товар за счет покупателя при получении им отгрузочных документов. Инкассо - лишь гарантия того, что банк передаст покупателю такие документы при оплате товара. При этом он не гарантирует продавцу, что платеж будет. Однако, по сравнению с аккредитивами, у инкассовых расчетов есть два основных преимущества: они значительно проще и дешевле.
Если учитывать, что инкассо не дает продавцу никаких гарантий оплаты, то оно наиболее выгодно покупателю. Он может заплатить за товар, а может и не платить (если, к примеру, передумал брать этот товар или нашел дешевле). Оплатив же его, он получит от банка все необходимые документы на товар, предусмотренные в инкассо (счета-фактуры, накладные и т. д.). Кроме того, покупателю не надо заранее собирать деньги на специальном счете для последующей оплаты, как в случае с аккредитивом.
Продавец, конечно, самим товаром не рискует, но и не знает, будет ли он наверняка продан. А это грозит дополнительными издержками на обратную доставку, складирование, поиск новых покупателей и т. д.
Учитывая все эти особенности инкассо, можно определить основные ситуации, когда используются такие расчеты.
Например, покупатели это делают, если сомневаются, что продавец доставит товар в нужное время, если заключается сделка на большую сумму или с малознакомым продавцом, а также если продавец находится в стране с нестабильной экономикой.
Продавцам, напротив, стоит использовать инкассо лишь в том случае, если у них нет больших сомнений насчет покупателей. Если же такие сомнения есть, предпочтительнее предоплата или аккредитив.
Но, как известно, правила диктует тот, кто заказывает музыку, то есть та сторона, которая больше заинтересована в покупке или продаже данного товара.
Поэтому, если покупатель настаивает на инкассо, продавцу необходимо выяснить, насколько тот платежеспособен. Не стоит передавать товары покупателю или его банку без согласия этого банка. Надо предварительно продумать, что делать с товаром, если его не оплатят. Например, некоторые банки предлагают в таких случаях фирмам-продавцам услуги по складированию, страхованию, реализации или возврату неоплаченного товара.
Инкассо - расчетная банковская операция, при которой банк, действующий в строгом соответствии с инструкциями своего клиента, принимает на себя обязательство осуществить операции с представленными клиентом документами в целях получения от плательщика (импортера) акцепта и/или платежа, либо выдачи документов на иных условиях.
Инкассо наиболее выгодно при доставке грузов морским транспортом, т.к. морской коносамент является товарораспорядительным документом.
Преимущества данной формы расчета:
- для экпортера - банки защищают его право на товар до момента оплаты документов или акцепта тратт. Право на товар импортеру дают товарораспорядительные документы, во владение которыми он вступает после их оплаты (акцепта тратт). Документы остаются в распоряжении банка вплоть до момента их оплаты и, в случае неоплаты, возвращаются банку - ремитенту с указанием причин неоплаты. На практике банки передают документы импортеру под генеральное обязательство, подписанное руководителем организации - импортера и главным бухгалтером и заверенное печатью, где подтверждается, что товар и документы находятся в распоряжении банка до момента их оплаты;
- для импортера данная форма расчетов наиболее выгодна, так как позволяет обеспечить максимальную экономию валютных ресурсов импортера и зачастую оплата товара (если предусмотрено контрактом) может производиться с отсрочкой до 30 дней со дня получения банком документов на инкассо. В то время товар может быть уже получен, например, по одному из экземпляров коносамента, высланного капитанской почтой*, то есть фактически импортер получает беспроцентный кредит. Банк-ремитент - банк, которому принципал поручает операцию по инкассированию.
Банк-ремитент для выполнения инструкций доверителя пользуется, как правило, услугами других банков (инкассирующих банков). Инкассирующим банком может быть банк, указанный доверителем, а при отсутствии такого указания - любой банк по выбору банка-ремитента или другого инкассирующего банка в стране платежа или акцепта. Инкассирующий банк, непосредственно представляющий документы плательщику, называется “представляющим банком”.
Банки, пользующиеся услугами других банков для выполнения инструкций доверителя, делают это за счет последнего. Доверитель обязан также предоставить возмещение банкам по всем обязательствам, возлагаемым на них иностранными законами и обычаями. Различают чистое и документарное инкассо.
Чистое инкассо - это инкассо финансовых или платежных документов, когда в сделке не участвуют товарные документы, например, когда банку передаются только векселя или когда инкассируются чеки. К числу товарных документов относятся счета, транспортные и страховые документы, документы о праве собственности и любые иные документы, не являющиеся финансовыми.
Документарным инкассо (documentary collection) называется инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами, а также инкассо только коммерческих документов.
Порядок оформления документов и организации документооборота между банками в международной практике регулируются Унифицированными правилами по договорным инкассо (UCP-322).
Общую схему документарного аккредитива приведем на рис. 2.
С рисунком 2 можно ознакомиться, обратившись в отдел "Консультант".
Таким образом, первоначально экспортер и импортер заключают контракт.
Затем экспортер отгружает товар и получает товарораспорядительные документы - документы, сопровождающие движение товара от экспортера к импортеру. В практике международных расчетов сложился следующий перечень товарораспорядительных документов:
а) коммерческий счет-фактура - содержит детальное описание товара;
б) транспортные документы:
- железнодорожная накладная - при международных железнодорожных грузовых перевозках;
- авианакладная, или квитанция воздушного сообщения, - при перевозке груза воздушными линиями;
- автодорожная накладная - при использовании автомобильного транспорта;
- в) прочие коммерческие документы:
- спецификация - перечень всех видов и сортов товаров, входящих в партию;
- упаковочный лист - перечень всех видов и сортов товаров, находящихся в каждом товарном месте;
- сертификат качества - свидетельство, удостоверяющее качество товара;
- свидетельство о происхождении - документ, удостоверяющий происхождение товара;
г) страховые документы - страховой полис;
д) тратты.
Далее экспортер передает своему банку документы и специальное поручение о получении с импортера платежа. В заявлении должно обязательно значиться: полное наименование доверителя, полное наименование плательщика, полный адрес плательщика, наименование инкассирующего банка (как правило, это банк импортера).
Прилагаемый к заявлению перечень документов должен содержать опись документов с указанием количества документов и количества экземпляров каждого вида документов. Банк проверяет соответствие документов друг другу по внешним признакам (без проверки правильности их заполнения), наличие срока платежа, если есть отсрочка, за чей счет оплачивается комиссия. Банк может принимать информацию в письменной форме, а затем, за определенную комиссию, оформить бланки документов.
Любые документы, отсылаемые на инкассо, должны сопровождаться инкассовым поручением, в котором должны содержаться полные и точные инструкции. Банкам, участвующим в инкассовых расчетах, разрешается действовать только в соответствии с этими инструкциями и Унифицированными правилами. О невозможности выполнить указанные инструкции банк-участник расчетов должен немедленно известить сторону, от которой он получил инкассовое поручение.
После оформления всего пакета документов банк-ремитент направляет один экземпляр пакета инкассирующему банку с просьбой выдать соответствующие документы импортеру против оплаты и ждет поступления выручки в определенный срок. Срок рассчитывается из времени пробега документов плюс 7 дней на их рассмотрение.
Вместе с просьбой об оплате документов банк-ремитент отправляет подробную опись расходов банка, которые следует списать с импортера. Если расходы несет экспортер, то они списываются банком-ремитентом сразу, а затем списывается комиссия инкассирующего банка по ее предъявлении. В этом случае риск для банка-ремитента ниже, так как возмещение он получает сразу, без рассрочки.
Получив документы, банк импортера проверяет их и при отсутствии замечаний передает их на просмотр клиенту-импортеру. Часто товарные документы сопровождают векселя или тратты (когда предусмотрена рассрочка платежа). В этом случае векселя или тратты остаются на хранении в инкассирующем банке и по наступлении срока платежа предоставляются импортеру. Если рассрочка платежа свыше 1 года, то документы после ознакомления импортера возвращаются в банк-ремитент на хранение и по истечении срока предъявляются к оплате.
Импортер, получив документы, должен либо акцептовать их, либо отказаться от акцепта. Отказ может быть вызван следующими причинами: не тот товар, либо качество или количество товара не соответствует документам. При отказе, документы возвращаются инкассирующему банку, и тот может либо вернуть документы, либо связаться с банком-ремитентом и сообщить о причинах отказа. При инкассовых расчетах банки осуществляют лишь посреднические функции и не несут никакой ответственности за неакцепт или не оплату плательщиком инкассируемых документов. Если импортер акцептовал документы, то он представляет в банк поручение оплатить их.
Получив поручение от импортера, инкассирующий банк перечисляет средства банку-ремитенту.
Получив кредитовое авизо от инкассирующего банка, банк-ремитент зачисляет средства на транзитный счет экспортера, как и в случае с банковским переводом.
Правила расчетов
Использование инкассо при импорте или экспорте товаров регулируется Унифицированными правилами по инкассо (публикация Международной торговой палаты № 522).
В Унифицированных правилах по инкассо предусмотрены инкассовые поручения, которые объединяют в себе функции требований и поручений.
Инкассовые расчеты в международной торговле можно разделить и в зависимости от того, когда представляющий банк передает покупателю документы на товар.
Первый вариант - “документы против оплаты”, то есть банк передает документы только в случае получения от покупателя платежного поручения.
Второй вариант - “документы против акцепта”: банк передает документы покупателю только при его акцепте (согласии) на оплату товара”.
Инкассо на практике Технология расчетов по инкассо выглядит примерно так. Заключая контракт, стороны оговаривают, через какие банки они будут проводить расчеты. Затем поставщик отгружает товар в заранее предусмотренный пункт назначения. Получив от транспортной компании товаросопроводительные документы, поставщик готовит полный комплект всех необходимых по инкассо документов.
Следом за этим он поручает своему банку (банку-ремитенту) обработать инкассо и передает ему подготовленные документы на товар. Банк проверяет эти документы и направляет их вместе с инкассовым поручением банку покупателя. В этом поручении (требовании) должно быть указано, на каком условии банк может передать документы покупателю: против платежа или против акцепта. В нем также содержатся инструкции действий банка в случае отказа покупателя от оплаты.
Инкассирующий банк предлагает покупателю оплатить товар или дать свое согласие на оплату. Если это происходит, то он передает покупателю документы на товар и посылает банку поставщика извещение о платеже или акцепте. В противном случае документы он не отдает и сообщает банку поставщика о неплатеже.
Несмотря на широкое распространение инкассовой формы расчетов по экспортно-импортным операциям, она имеет ряд недостатков, которые снижают ее преимущества перед другими формами международных расчетов. Так, недостатком для подобной формы расчетов является двойной пробег документов, что оказывается актуальным для украинских условий и влечет за собой значительный разрыв во времени между отгрузкой товара, сдачей документов на инкассо и получением денег. Длительность расчетов замедляет оборачиваемость средств у экспортера, что не может не влиять на его финансовое положение. Инкассо не гарантирует экспортеру своевременного получения средств. Импортер может не иметь средств для оплаты, отказаться от акцепта платежных документов. К тому же при инкассовой форме расчета банк берет на себя большую ответственность, а следовательно, и больший риск, чем по операции банковского перевода. Для снижения риска неплатежей по инкассо могут применяться предварительно выданные банковские гарантии своевременной оплаты инкассовых поручений.
Расходы по платежам
В разделе “Условия платежей” обязательно указывается, кто из контрагентов и на какой территории несет банковские расходы. Также оговаривается, кто из контрагентов выплачивает комиссионное вознаграждение банку-корреспонденту.
Это условие необходимо предусмотреть, поскольку на основании контракта предприятие-резидент определяет сумму полученного дохода и понесенных расходов, а затем может правильно определить сумму валютной выручки.
В случае если по условиям контракта комиссионное вознаграждение банку-корреспонденту выплачивается за счет денежных средств резидента и выплата данной суммы подтверждена документально, в валовые расходы предприятия (резидента) включается сумма комиссионного вознаграждения.
Список использованных нормативно-правовых актов
Постановление № 444 - Постановление КМУ и НБУ от 21.06.1995 г. № 444 “О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных оговорок к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающим расчеты в иностранной валюте”
Инструкция № 22 - Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением НБУ от 21.01.2004 г. № 22
_________________________
* Пересылка с капитаном судна комплекта отгрузочных документов, отправляемых из порта погрузки для вручения грузополучателям, таможенным или портовым властям.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 6 (632), 11 февраля 2008 г.
Подписной индекс 40783
