Комментарий к Постановлению КМУ от 05.12.2007 г. № 1387
“Об утверждении Порядка лицензирования деятельности,
связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров,
и внесении изменений в Постановления Кабинета Министров Украины
от 14 ноября 2000 года № 1698 и от 4 июля 2001 года № 756”
С 1 января вступает в силу Закон Украины “О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах” от 22.12.2006 г. № 530-V (далее - Закон) (в прежней редакции он назывался “Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров”).
Казалось бы, какое дело обычным украинским предприятиям и предпринимателям до проблем с наркотиками? Может показаться, что этот вопрос интересен разве что аптекам, фарм- и медпредприятиям и тому подобных заведениям. Между тем весьма широкий круг хозяйствующих субъектов может в самое ближайшее время почувствовать на себе действие данного Закона. Причину можно назвать одним словом: прекурсоры.
Под этим термином понимаются вещества, которые сами по себе наркотиками и т. п. не являются, но используются для их производства и изготовления и включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины, утвержденный приказом Комитета по контролю за наркотиками при Министерстве здравоохранения Украины от 23.03.98 г. № 7 (зарегистрирован в Минюсте Украины 23.06.98 г. за № 390/2830).
В указанном Перечне прекурсорам отведена таблица IV, состоящая из двух списков. Список № 1 включает достаточно сложные органические соединения, которые вряд ли встречаются в широком хозяйственном обороте. А вот список № 2 - это вещества весьма распространенные. Приведем второй список полностью:
“Список № 2
Растворители, окислители и другие химикаты промышленного или бытового назначения, используемые в процессе изготовления наркотических или психотропных веществ
| Международное непатентованное название | Химическое название | Код |
| Ангидрид уксусной кислоты | Уксусный ангидрид | 2915.24 |
| Антраниловая кислота | 2-аминобензойная кислота | 2922.49 |
| Ацетон | 2-пропанон | 2914.11 |
| Этиловый эфир | 1,1'-оксибис[этан] | 2909.11 |
| Калия перманганат | Калий марганцовокислый | 2841.60 |
| Метилэтилкетон | 2-бутанон | 2914.12 |
| Пиперидин | Гексагидропиридин; пентаметилэнимин | 2933.39 |
| Серная кислота | Сульфатная кислота | 28.07.00 |
| Соляная кислота | Хлористоводородная кислота | 28.06.10 |
| Толуол | Метилбензол | 29.02.30 |
| Фенилуксусная кислота | a-Толуиловая кислота | 2916.33 |
А также соли всех веществ списка № 2 таблицы IV, если существование таких солей возможно, за исключением солей серной и соляной кислот”.
Хорошо, конечно, что из списка исключили поваренную соль, гипс и другие соли серной и соляной кислот. Но ведь и сами эти кислоты, весьма широко используемые в самых разнообразных отраслях экономики, как, впрочем, и другие вещества, попавшие в Перечень: перманганат калия (в просторечии - марганцовка), ацетон и т. п.,- любому непосвященному покажутся в высшей степени безобидными.
Так вот, оборот прекурсоров, то есть их разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, реализация (отпуск), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, транзит через территорию Украины, использование и уничтожение,- без всяких оговорок подпадает под действие Закона, а значит, подлежит лицензированию. Причем не сделано никаких различий для веществ, попавших в список № 1 и список № 2.
Согласно ст. 29 Закона юрлица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры только при наличии у них лицензии на данный вид деятельности. Юридическим лицам запрещено приобретать, хранить и использовать в собственном производстве прекурсоры в объемах, превышающих их производственные нужды. Розничным торговцам запрещена оптовая реализация прекурсоров.
Существовала надежда, что в нормативных актах, принятых во исполнение данного Закона, все-таки будут дифференцированы условия осуществления деятельности теми, кто использует прекурсоры из списка № 1, и теми, кто имеет дело исключительно с химикатами из списка № 2. Как видно из комментируемого Постановления КМУ, такая дифференциация не была сделана.
Таким образом, с нового года все хозяйствующие субъекты, имеющие дело с серной, соляной, фенилуксусной кислотами или другими прекурсорами, обязаны будут приобретать лицензию. Правда, если такая лицензия у них уже имеется, то она будет действовать до истечения установленных в ней сроков.
Получить же “нарколицензию” не так уж просто. Закон устанавливает множество ограничений для этого. Например, согласно ст. 7 Закона в состав руководителей юрлица, желающего обзавестись такой лицензией, должен входить специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую виду деятельности, на который выдается лицензия. Все работники, которые будут иметь доступ к прекурсорам, должны пройти обследование на предмет отсутствия у них психических расстройств, связанных со злоупотреблением алкогольными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами. Среди них не должно быть лиц с неснятой или непогашенной судимостью за совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких или преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе совершенных за пределами Украины.
О других ограничениях мы пока не говорим - это тема для отдельной статьи.
При этом лицензирование - не единственный вид госрегулирования в данной сфере. Предприятие, оказавшееся в “зоне особого внимания” Комитета по контролю за наркотиками, должно будет оборудовать по самым строгим стандартам помещения, в которых хранятся, используются и т. п. “опасные” вещества (необходимым условием работы с такими веществами является получение специального разрешения на использование объектов и помещений).
Упаковка и маркировка прекурсоров тоже является предметом регулирования. Правда, в отличие от наркотиков и психотропных веществ, упаковка прекурсоров не описана непосредственно в Законе. Указано лишь, что требования относительно маркировки прекурсоров, предназначенных для использования в медицинской практике, устанавливаются Минздравом. То есть для прекурсоров промышленного предназначения специальных требований к упаковке пока что нет.
Деятельность в сфере оборота прекурсоров связана с дополнительной отчетностью. Согласно ст. 32 Закона предприятия, осуществляющие такую деятельность, обязаны представлять в Минздрав:
- ежеквартальные отчеты о количестве наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые соответственно производятся, изготовляются, ввозятся на территорию Украины или вывозятся с территории Украины;
- ежегодные отчеты о количестве наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые производятся, изготовляются, ввозятся на территорию Украины, вывозятся с территории Украины, реализуются или используются, а также о количестве запасов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров по состоянию на 31 декабря отчетного года.
От них требуется ежеквартальная инвентаризация таких веществ и составление баланса товарно-материальных ценностей (ст. 33 Закона). Сведения о расхождениях в балансе или несоответствии показателей баланса результатам инвентаризации представляются в МВД и СБУ.
А согласно ст. 34 Закона все операции с прекурсорами подлежат регистрации в специальных журналах, форма которых, порядок ведения и хранения устанавливаются Кабмином.
В общем, такому предприятию не позавидуешь (хотя мы упомянули далеко не все “прелести” работы с прекурсорами). Насколько нам известно, до сих пор контролирующие органы не проявляли излишнего рвения в преследовании субъектов, нарушающих порядок оборота прекурсоров из списка № 2. Видимо, чиновники, которым это поручено, все-таки понимают разницу между ЛСД-25 и марганцовкой. Но не исключено, что с введением в действие нового Закона кое у кого может возникнуть желание открыть себе кормушку в виде поборов с подобных “нарушителей”.
В одном из ближайших номеров мы планируем дать большой материал, в котором расскажем подробнее о процедурах и опасностях работы с прекурсорами, наркотиками и т. п.
Сергей Коваль,
юрист
Газета “Фортекс” № 48-49/2007 (№ 256-257), от 24.12.2007 г.
