С. Чудина
Содержание, форма, толкование внешнеэкономического контракта
1) По каким признакам внешний контракт отличают от внутреннего договора?
2) Каковы требования к форме контракта?
3) Обязательны ли в контракте печати всех сторон?
4) Как проверяются таможней подписи сторон контракта? Каковы пределы этих проверок?
5) Каковы требования к содержанию контракта? Как выставляются ограничители требований таможни к содержанию контракта?
6) Как устранить возникшие на таможне расхождения в толковании договора (контракта)?
1) Внешнеэкономический договор (контракт), согласно Закону Украины “О внешнеэкономической деятельности”, - это материально оформленное соглашения двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на возникновение, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей в сфере внешнеэкономической деятельности
Внешнеторговый контракт характеризуют следующие отличительные признаки:
- коммерческие предприятия сторон контракта находятся в разных странах;
- предмет контракта - товар - пересекает таможенные границы (этот признак не присущ реэкспортной операции в том случае, если товар не завозится в страну реэкспорта);
- платежи по такому контракту производятся в иностранной валюте через уполномоченный банк (исключением являются товарообменные сделки). Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте Украины допускается при условии получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины.
2) Ответ на этот вопрос нужен для того, чтобы выяснить, каким формальным требованиям таможни нужно обязательно следовать, а какие можно и оспорить.
Итак, украинский закон установил три требования к форме внешнеэкономического контракта, а именно:
О письменная форма контракта, обязательность которой установлена частью 2 статьи 6 Закона “О внешнеэкономической деятельности”. При этом от имени субъектов внешнеэкономической деятельности Украины контракт может подписывать одно лицо, как правило, то, которому принадлежит это право в соответствии с учредительными документами;
С применение правил Инкотермс в действующей сейчас редакции 2000 года согласно пункту 1 Указа Президента Украины от 04.10.94 № 567/94 “О применении международных правил интерпритации коммерческих терминов”;
- расчеты по внешнеэкономическим договорам по Унифицированным Правилами и обычаям для документарных аккредитивов и Унифицированным Правилам по инкассо в сответствии с пунктом 1 Указа Президента Украины от 04.10.94 № 566/94 “О мерах по упорядочению расчетов по договорам, заключаемым субъектами предпринимательской деятельности Украины”.
Часто прохождению контракта через таможню препятствуют выявленные в нем нарушения других требований к форме - тех, которые установлены совместным Постановлением Кабинета министров Украины и Национального банка Украины от 21.06.95 № 444 “О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров и типовых формах защитных предостережений к внешнеэкономическим договорам, которые предусматривают расчеты в иностранной валюте”, а также “Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов)”, утвержденным Приказом Министерства економики Украины от 06.09.01 № 201. Но следует знать, что в последнем случае речь не идет о нарушениях требований закона, поскольку названные нормативно - правовые акты относятся к рексмендациям подзаконного характера.
Правовые требования к форме договора (контракта), предназначенного для представления в таможню, опираются как на внешнеэкономическое так и на внутреннее украинское законодательство. Это:
Закон Украины “О внешнеэкономической деятельности” - статья 6;
Гражданский кодекс Украины - статьи 205-208;
Xозяйственный кодекс Украины - статья 382.
Минимально необходимые цитаты из законов о форме внешнеэкономического договора полезно иметь под рукой.
Цитируемые законы и вытекающие из них требования к форме контракта большинству специалистов хорошо знакомы. Однако это не снимает ряд практических проблем, нуждающихся в решении. На таких проблемах и сосредоточимся дальше.
3) Украинское законодательство требует, чтобы договоры, заключаемые субъектами хозяйственной деятельности Украины, скреплялись их печатями (п. 2 ст. 207 Гражданского кодекса). Исключение сделано только для частных предпринимателей (субъектов предпринимательской деятельности - частных лиц), которые осуществляют свою деятельность без печати. На документах, включая внешнеэкономические контракты, достаточно подписи предпринимателя.
По-другому оценивается необходимость печати иностранного субъекта хозяйственной деятельности. Если внешнеэкономический договор с его участием заключен в Украине и таким образом его форма подчинена закону Украины, то печать иностранной стороны договора обязательна. Если же контракт заключен за границей и право места его заключения не выдвигает обязательных требований о наличии печатей, то печать иностранной стороны контракта не нужна.
Таким образом, в контракте, заключенном за пределами Украины, может отсутствовать печать иностранного участника этого контракта.
На что сослаться?
- ч. 6 ст. 6 Закона “О внешнеэкономической деятельности”;
- п. 3 ст. 382 Хозяйственного кодекса Украины.
4) Внешнеэкономический договор (контракт) в обязательном порядке подписывается полномочными представителями сторон, его заключивших (ч. 2 ст. 6 Закона “О внешнеэкономической деятельности”, п 2 ст. 207 Гражданского кодекса). Полномочия лиц, подписавших контракт, могут быть проверены таможенными органами во время таможенного оформления контрактных товаров. Каким же образом и в каких пределах?
1. Вначале - о подписи со стороны иностранного контрагента. Украинским законом не предусматривается проверка полномочий лица, подписавшего договор от имени иностранной стороны контракта. Поэтому нет необходимости в каких - либо документах о правомочиях иностранного “подписанта”.
Как же декларанту отклонить требования таможни о дополнительных подтверждениях подписи иностранного партнера по контракту, если таковые все - же возникли?
Во - первых, просить обосновать требование ссылкой на соответствующую правовую норму, что само по себе приведет в тупик.
Во - вторых, мотивировать собственные возражения против требования таможни. Необходима ссылка на статью 6 Закона “О внешнеэкономической деятельности”*, вторая часть которой говорит о полномочиях украинской стороны внешнеэкономического контракта, но молчит о его иностранной стороне.
-----------------------------------------
*(Справка для анализа статьи 6 Закона “О внешнеэкономической деятельности”: в Законе (статья 1 “Определение терминов”) инопартнеры называются “иностранными субъектами хозяйственной деятельности”, а отечественные компании “субъектами внешнеэкономической деятельности”)
2. Таможней проверяются полномочия на подписание внешнеэкономического договора (контракта) только с украинской стороны. Как правило, такая проверка ограничивается анализом учредительных документов
Если уставом предприятия полномочия лица, подписавшего контракт, подтверждаются, то на этом проверка и заканчивается. Но могут быть другие варианты.
Если договор подписан лицом, не указанным в уставе предприятия, то к таможенному оформлению дополнительно предоставляется доверенность на подписание конкретного контракта или множества внешнеэкономических контрактов. Полномочия могут быть оформлены также приказом по предприятию.
В учредительных документах хозяйственных обществ можно встретить ограничения полномочий должностных лиц общества на заключение сделок. Как правило, ограничения касаются суммы сделок: до определенной суммы высшее должностное лицо действует самостоятельно, а сверх этого - с одобрения высшего коллективного органа общества. Например, договор, подписанный директором или председателем правления общества, должен быть одобрен собранием учредителей или акционеров. В таком случае, к таможенному оформлению нужно дополнительно подготовить заверенную выписку из протокола собрания учредителей (акционеров).
5) Внешнеэкономический договор (контракт) анализируется во время таможенного оформления в пределах его существенных условий, определенных законом. Указанные пределы установлены Гражданским кодексом Украины (ГК) и Хозяйственным кодексом Украины (ХК).
Существенными считаются условия, признанные таковыми по закону или необходимые для договоров того или иного вида, а также условия, по которым хотя бы одна из сторон требует обязательного достижения договоренности (ст 638 ГК; ст. 180 ХК).
Какие же последствия наступают, если существенные условия (одно или несколько) во внешнеэкономическом договоре не обнаруживаются? - Если в договоре (контракте) отсутствует какое-либо его существенное условие, такой договор считается незаключенным. К нему можно относиться так, как будто его не существует.
Как это сказывается на таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу по этому договору? - Выписывается талон отказа в таможенном оформлении товаров. Формулировки талона отказа и сопутствующих действий разнятся от таможни к таможне.
Можно встретить такую фразу: “Несоответствие договора требованиям законодательства”. Этот талон отказа легко оспорим на том основании, что таможня здесь явно выходит за рамки своих полномочий.
В других таможнях действуют более грамотно. Возможны два варианта развития событий. Первый: отказ в таможенном оформлении по причине непредоставления сведений, необходимых для таможенного оформления (действительно, если в контракте нет существенных условий, то нет и самого контракта). Второй: обращение таможни в прокуратуру и приостановление таможенного оформления актом реагирования прокурора.
Подобных проблем легко избежать, если договорная работа предприятия построена с ориентацией на существенные условия характерных для него сделок. Итак, какие же условия договора закон считает существенными? - В хозяйственных договорах (контрактах) существенными условиями в любом случае будут пункты о предмете, цене и сроке действия договора (контракта) (ч. 2 ст. 180 ХК).
Предмет договора (ч. 4 ст. 180 ХК). Условия о предмете в любых хозяйственных договорах, включая внешнеэкономические контракты, являются существенными и определяют наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству. Условия о качестве предмета договора определяются в соответствии с обязательными нормативными документами (ГОСТами, ТУ, классификаторами, международными стандартами), а в случае их отсутствия - в договорном порядке.
Срок действия договора (ч. 7 ст. 180 ХК, ст. 631 ГК). Это также существенное условие, без которого не может существовать ни один договор. Закон (ст. 631 ГК) определяет срок договора как такое время, в течение которого стороны могут осуществлять свои права и исполнять свои обязанности по договору. Не надо думать, что если срок договора истек, то прекратились и все обязанности по нему. Окончание срока договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место во время действия договора (ч. 4 ст. 631 ГК). Например, если срок договора истек, а товар, поставленный по договору, не оплачен, платить все равно придется.
Цена договора (ч. 5 ст. 180 ХК; ст. 632 ГК). В ценовом разделе желательна оговорка о недопустимости повышения или понижения цены в одностороннем порядке. Со вступлением в силу нового Гражданского кодекса Украины (с 1 января 2004 года) изменение цены стало возможным после заключения договора на условиях, установленных как самим договором, так и законом (ч. 2 ст. 632 ГК).
6) Вначале о том, кто и как может толковать условия договора.
В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Украины содержание сделки (контракта) может быть истолковано только стороной (сторонами) или судом. Как видим, таможенный орган не имеет права толковать контракт.
Но как правильно поступить в случае, когда таможней и декларантом неоднозначно поняты термины, понятия, цели или намерения сторон контракта? На практике важен способ взаимоприемлемого документального устранения различий в понимании внешнеэкономического договора между таможней и декларантом. Предлагаем следующий успешно апробированный вариант: украинская сторона внешнеэкономического договора (контракта) представляет к таможенному оформлению товаров, кроме контракта, еще и официальное письмо о том, как понимается то или иное условие контракта (текст: “условие ______ понимается следующим образом ______”).
При составлении текста письма за основу принимаются нормы гражданского законодательства Украины (статья 213 ГК). Подпись в этом письме иностранной стороны контракта придает документу больший вес, хотя по закону толкование может носить и односторонний характер. При этом нет никакой необходимости вносить в контракт изменения или дополнения, как этого часто требуют в таможне.
“Внешнеэкономические контракты на таможне”, 2007 г.
Издательство “Сард”
